Электив по русскому языку 10 класс как писать

Сочинение

Теория и практика написания сочинений разных жанров

элективный курс по русскому языку (10 класс) на тему

Скачать:

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ

Моржина Елена Владимировна

Программа элективного курса

«Теория и практика сочинений разных жанров».

Элективный курс «Теория и практика сочинений разных жанров» предложена для профильной подготовки как гуманитарного, так и физико-математического, базисного направления. Программа курса разработана в соответствии с концепцией профильного обучения, нацелена на индивидуализацию обучения.

Программа вооружает участников курса умением правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме.

Особенность содержания элективного курса состоит в том, что этот курс не отражает какого-либо одного специального раздела науки о языке. Он опирается на данные таких филологических дисциплин как синтаксис, стилистика, литературное редактирование, культура речи и некоторые другие. Анализ литературного произведения в школе, несмотря на накопленный методический опыт, продолжает оставаться актуальной и сложной проблемой. Реформирование школьного образования имеет тенденцию к постепенному отказу от сочинений как традиционной формы выпускного экзамена по литературе. Даже если так случится, элементы сочинения, особенно связанные с разбором художественного произведения, обязательно будут сохранены в той или иной форме.

Существует более сорока видов письменных работ, среди них : реферат, изложение, анализ поэтических текстов, эпизода, другие жанры сочинений, рецензии, эссе. Ученик сможет проявить свою личность, индивидуальность, если не будет стеснен в содержании, выборе жанра изложения, характера языка, лексике своей работы. Да и процесс развития письменной речи учащегося в этом случае станет более эффективным.

Выявление «жанровой индивидуальности» того или иного текста (типичных для каждого жанра стилевых свойств и компонентов) позволяет учащимся овладеть различными способами изложения мысли. Подготовка к сочинению – в широком смысле этого слова – строится как работа над отдельными видами письменных работ.

Цель программы – повторить, обобщить и углубить знания по вопросам теории, в частности к сведениям, относящимся к построению речевых произведений различных жанров. Научить передавать в слове свои мысли, чувства, настроения, переживания, ощущения, впечатления, то есть проявлять личностные качества. Развить навыки самоорганизации и совершенствования. Готовить к осознанному выбору профессии.

3 стр., 1405 слов

Программа элективного курса по русскому языку в 10 классе»Теория ...

Элективный курс «Теория и практика сочинений разных жанров» направлен на развитие у обучающихся коммуникативных и учебно-познавательных компетенций. Устное или письменное сочинение, изложение, комплексный анализ текста – ... умение собирать материал для сочинения; подбирать эпиграф, цитаты; развивать интерес к русскому языку, творческие способности. Материал программы распределен по времени с учетом ...

Для реализации этих целей необходимо решить следующие задачи:

  • формирование навыка анализа текстов разных стилей и жанров;
  • обогащение словарного запаса обучающихся;
  • развитие творческих способностей ученика;
  • развитие коммуникативной компетенции учащихся через использование групповых и коллективных форм обучения;
  • формирование навыков исследовательской работы.

Исходя из задач преподавания курса «Теория и практика сочинений разных жанров», программа предусматривает формирование у обучающихся следующих умений и навыков :

  • углубление работы по закреплению умений раскрывать тему и основную мысль высказывания на всех этапах обучения сочинениям разных жанров;
  • составление плана, тезиса, конспекта художественного, публицистического, научно-популярного текста, устного сообщения, делать необходимые выписки;
  • написание сочинения разных жанров (очерк, эссе, рецензия и др.) и иметь основные сведения о них;
  • производить анализ текста.

Кроме того, изучая курс, обучающиеся имеют возможность овладеть знаниями и умениями, необходимыми для выполнения заданий ЕГЭ.

Элективный курс состоит из 8 частей и рассчитан на 34 часа, предполагает различные виды уроков: урок-лекция, урок-практикум, лабораторная работа, урок-исследование, урок-зачет, групповой практикум.

Программа элективного курса «Сочинение: законы и секреты мастерства. Основные правила написания сочинения»

Одной из важнейших задач современной школы является формирование культуры речи, которая является показателем коммуникативной культуры личности. Коммуникативные умения формируются на основе навыков, приобретаемых в ходе овладения языком, – произносительных, грамматических, лексических, осваивается социокультурный пласт языка. Коммуникативные умения как выбор речевого жанра и соответствующих языковых средств, создание текстов с учетом компонентов речевой ситуации, норм построения высказываний, функционально-смысловых типов осмысливаются и становятся достоянием коммуникативной культуры личности. В этих условиях в современной школе, когда приоритеты отданы культурно-развивающему потенциалу среды, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составление плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов.

3 стр., 1291 слов

Еще раз о сочинениях с учащимися 5 классов

... написания сочинения прочитываются 2-3 работы учащихся, а затем знакомимся с текстом автора. На фоне собственных работ очевиднее индивидуальное своеобразие авторского текста. Методически обоснованное использование сочинений малой формы – один из путей ...

Образовательная программа, входящая как основной компонент в структуру Государственного Стандарта общего образования, относит обучение теории и практике сочинений к тому необходимому содержанию, которое обеспечивает формирование коммуникативной компетенции школьников. Очевидным является и то, что обучение созданию разнообразных речевых жанров есть не столько одна из частных задач, которую следует решить в ходе формирования коммуникативной компетенции школьников, сколько средство, формирующее нравственные начала личности, совершенствующее ее интеллект, духовность, культуру, расширяющее кругозор, развивающее самостоятельность, инициативность, готовящее учащихся к успешной социализации в обществе. Кроме того, обучение созданию сочинений разных жанров актуализирует и обогащает общие учебные умения, навыки и способы деятельности школьников в тех многоаспектных направлениях, которые являются первостепенно важными для формирования социально и профессионально компетентной личности, способной сделать свой социальный и профессиональный выбор, нести за него ответственность, а также готовой отстаивать свои гражданские права.

Сочинение – не только один из самых трудных видов деятельности учащихся, но и одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и литературе, контроля овладения учащимися навыками связной речи. Известный дореволюционный методист А. Д. Алферов писал, что сочинение – это “естественная и осмысленная работа над выражением собственной мысли, основанная на достаточных данных”. Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.

Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они прежде всего должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства – и устно, и письменно. А развитие личности – необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач. В современной школе большинство учащихся не любят писать сочинения, потому, что “они трудны”, а “главное не пригодятся в будущем”. Вместе с тем, как бы это не звучало парадоксально, но сочинение – это вид деятельности учащихся, который является одним из наиболее востребованных в современную эпоху коммуникаций. Ведь создание сайта, общение в сети с помощью чатов – то же сочинение, самостоятельное составление завершенных и логически, и композиционно текстов. И именно осознание того, что любая служебная бумага: отчет, справка, рекомендации, деловая записка – это тоже сочинение, и успех делового человека во многом зависит от умения создавать связный текст, вызывает у учащихся искреннее желание научиться создавать оригинальные тексты, грамотные и убедительные.

Таким образом, научить писать сочинение – одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовался.

К концу курса учащиеся должны:

Программа элективного курса “Сочинение: законы и секреты мастерства. Основные правила написания сочинения ”.

18 стр., 8816 слов

Развитие речи первоклассников при работе с текстами азбуки

... прежнему остается актуальной. Это и обусловило выбор темы: "Развитие речи первоклассников при работе с текстами азбуки". Цель исследования: определить педагогические условия эффективного использования текстового ... Провести формирующий эксперимент с целью реализации педагогических условий развития речи у первоклассников через работу с текстами азбуки на уроках чтения. . Сформулировать выводы по ...

I. Вводные занятия

Особенности речи (устой и письменной).

Необходимость прочтения литературного произведения и текста ЕГЭ для успешного написания сочинения. Интерпретация художественного произведения. Обращение в сочинении к другим произведениям, видеть параллели. Работа с учебной и критической литературой. Справочная литература. Требования к написанию сочинения.

Определение темы, проблемы текста. Отбор материала. Определение главной мысли текста. Основные принципы построения текста. План как помощник в организации материала. Формулировка плана. Простой и сложный планы. Работа над планом. Деление на абзацы. Объем работы. Необходимость эпиграфа. Точность цитирования и правила оформления цитаты. Цитата – подтверждение сказанного. Работа над средствами художественной выразительности. Передача экспрессивной и образной речи. Порядок работы над черновиком.

Поэтапное знакомство с различными жанрами сочинений. Определение признаков жанровых принадлежностей на конкретных примерах. Акцент на сочинение-рецензия. Содержательные и структурные особенности сочинений разных жанров, их сопоставление. Выявление зависимости формы от содержания. Творческие поиски художников слова. Поиски форм высказывания, художественных и языковых средств их воплощения. Анализ образцов сочинений. Создание творческих работ учащимися. Приемы саморедактирования текста. Порядок проверки написанного. Анализ сделанных ошибок. Оценивание готовых работ. О свободной теме сочинения. Так ли она свободна? Условные границы в сочинениях на свободную тему. Советы и рекомендации психолога до начала и во время экзамена.

Данная программа может быть реализована на любой ступени образования старшей школы: дополнить и обогатить уроки русского языка и литературы, стать основой для проведения уроков развития речи в старших классах, может быть использована как самостоятельный элективный курс или факультатив. Предоставляемые для анализа образцы текстов должны позволить учащимся обратиться к возможностям любого стиля речи – художественного, научного, публицистического, разговорного. Круг авторов, чьи работы будут рассматриваться в курсе, выбирать из тех писателей, чьи произведения включены в программу литературного образования школьников для обязательного изучения или самостоятельного чтения.

На ЕГЭ при выполнении задания С небольшой промежуток времени, отведенный на осмысление предложенного текста (фрагмента из художественного, публицистического, научного сочинения), написание чернового варианта своего текста, переписывание сочинения-рассуждения на соответствующий официальный бланк (строго соблюдая его рамки) и самостоятельное выявление ошибок, заметно ужесточают требования к выпускнику, концентрируя его волевые качества и внутреннюю собранность. Как правило, сочинение в этом случае превращается еще и в сочинение-миниатюру. В этой связи ученику необходимо весьма тщательно разобраться в тексте, в малом увидеть многое – то, что хотел сказать автор и какими лингво-стилистическими средствами он сумел добиться эффектной презентации своей мысли. При этом в процессе самостоятельного исследования приведенного эпизода ученику важно грамотно и точно использовать собственные возможности аналитического письма, к месту употребляя символико-метафорические выражения, научно-лингвистическую терминологию, органично включая в свой текст авторские цитаты. Сочинение-миниатюра требует самого тщательного подбора слов, стремления избежать тавтологии на малом пространстве текста.

Обращение к различным видам жанров сочинений может быть связано также и с внеклассной работой по русскому языку и литературе – участие школьников в таких проектах, где сочинение имеет преобладание по емкости и мобильности.

ПРОГРАММА элективного курса по русскому языку «Учимся писать сочинение» для 10 класса

рабочая программа (10 класс) на тему

Элективный курс рассчитан на 35 часов 1 час в неделю

Элективный курс обучения сочинению тесно связан с программой по развитию связной устной и письменной речи.

Основные задачи

Скачать:

Предварительный просмотр:

Приложение к основной образовательной программе

среднего общего образования

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная средняя школа №2

с углубленным изучением отдельных предметов»

на заседании методического совета школы

председатель В.М. Прохоревич______________

протокол № 1 от 24.08.2015

директор школы ________________А.Д. Грибецкая

Приказ от 24.08.2015 № 381

Рассмотрено на заседании

МО русского языка и литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/elektiv-po-russkomu-yazyiku-klass-uchimsya-pisat/

Руководитель МО В.Н.Лепаева ________

Протокол № 1 от 24.08.2015

«Учимся писать сочинение»

Борисовой Светланы Геннадьевна,

учителя русского языка и литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/elektiv-po-russkomu-yazyiku-klass-uchimsya-pisat/

2015/2016 учебный год

«Учимся писать сочинение» 10 класс

Элективный курс рассчитан на 35 часов 1 час в неделю

Элективный курс обучения сочинению тесно связан с программой по развитию связной устной и письменной речи.

Основные задачи – вооружить обучающихся речевыми умениями, необходимыми для формирования социально активной личности, пробудить интерес к самостоятельному литературному творчеству, развить литературно-творческие способности у обучающихся, подготовить к написанию сочинения по литературе части С ЕГЭ.

Образовательные задачи решаются в тесной связи с воспитательными. Сочинение способствует эстетическому воспитанию школьника: развивает эстетическое восприятие, вкус, умение давать эстетические оценки явлениям жизни и искусства.

В процессе анализа литературного материала совершенствуются познавательные силы обучающихся, особенно логическое мышление и научно-литературная речь, что имеет значение для овладения всеми школьными учебными предметами. Вместе с тем работа над сочинением способствует развитию образного мышления и образной речи, потому что логическое и образное мышление, как и соответствующий им вид речи, постоянно переплетаются.

Изучение теории сочинения должно сочетаться с практической работой над сочинением.

Литературный материал усваивается прочнее, если его изучать при помощи сочинений различных видов. Одновременно закрепляются знания по теории сочинения. Этими же целями вызвана необходимость проводить, помимо обучающих и контрольных, тренировочные сочинения и практические занятия, направленные на разбор и анализ уже готовых сочинений.

Обучающиеся должны уметь:

Результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками основного полного образования следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

В результате изучения курса ученик должен:

Adblock

detector

№ п/п Тема Количество часов Дата
1 Прежде чем писать сочинение 1
2 Основные требования при написании сочинений 1