Урок окружающего мира в 3-м классе «Позвоночные животные – рыбы»

Сочинение

Тип урока:

Формы организации учебной деятельности:, Оборудование:, Организация урока:, Планируемый результат:, Основные термины и понятия:

Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организационный момент .
(Звучит музыка природы, упражнение на релаксацию) ()
Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох.

Представьте себе, что вы гуляете по небольшой тропинке в лесу. Вы слышите плеск воды, птичьи голоса, подходите к мосту под мелкой спокойной речкой, останавливаетесь посреди моста и смотрите вниз на воду. На её поверхности вы видите своё отражение.

И вдруг вы чувствуете, что вы не одни. Вокруг вас мир, живой мир, с его тайнами, загадками, которые нужно разгадать. Сейчас вы можете попрощаться с этим местом и медленно вернуться в наш класс. Потянитесь, выпрямитесь, откройте глаза, посмотрите как ярко светит солнце и снова будьте бодрыми и свежими. Улыбнитесь друг другу и почувствуйте, как у вас поднялось настроение.

Дети сидят с закрытыми глазами.
Давайте дружно прочитаем Эпиграф к уроку:

Окружающий нас мир

Интересно познавать!

Его тайны и загадки

Мы готовы разгадать!

Читают хором эпиграф к уроку.
II. Самоопределение к деятельности.
– Ребята, помогите мне, пожалуйста, доскажите словечко.

Игра:

«Доскажи словечко»

1. Животный мир Земли по-другому называется …

2. Животное, которое состоит только из одной клетки, называется…

3. Животные, не имеющие позвоночника, называются …

4. Животные, у которых есть позвоночник, называются…

– Фауна.

– Одноклеточными.

– Беспозвоночные.

– Позвоночные.

– Как вы думаете, обо всех ли животных мы уже говорили на уроках?

– О каких животных нам предстоит сегодня узнать? Чего ещё мы не знаем?

– Какой возникает вопрос?

– Какова будет тема урока?

– Нет.

О позвоночных.

Каких животных называют позвоночными?

– Позвоночные животные.

III. Сообщение темы и цели урока.
– Сегодня на уроке окружающего мира мы познакомимся с одним из видов позвоночных животных. А узнаете вы кто это, когда отгадаете загадку.

«У родителей и деток вся одежда из монеток»

Урок мы сегодня посвятим нашим рыбкам в аквариуме, узнаем особенности строения рыб, найдём признаки сходства и различия рыб с другими животными. Свои полученные знания будете записывать в буклет. ()

Тема урока: «Позвоночные животные – рыбы».

– Рыбы . (Открывается аквариум).

IV. Актуализация знания.
– Итак, почему одних животных относят к беспозвоночным, а других – к позвоночным? Рассмотрите таблицу на стр. 108 учебника и ответьте на вопрос. Работа с таблицей на стр. 108 учебника

Беспозвоночные не имеют позвоночника, а у позвоночных тело имеет позвоночник.

– Как вы думаете, какие животные относятся к позвоночным, кроме рыб? Земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.
– Назовите представителей беспозвоночных и позвоночных животных. (Дети называют животных)
V. Открытие нового знания.
– Давайте вспомним, что вы знаете о рыбах, составьте рассказ по правильным утверждениям на стр. 109. Посоветуйтесь в группе. Работа с учебником на стр. 109

Правильные утверждения: 1, 3, 5, 6 (работа в группах)

– Вспомните, из каких частей состоит рыба, и обозначим части на таблице. (Дети прикрепляют карточки с названиями частей рыбы на таблицу «Речной окунь»: голова, туловище, хвост, плавники)
Рыба – это живое существо? Почему?

В течение всего урока мы будем составлять кластер. Начнём записывать в буклет.

Т.к. питаются, размножаются…

VI. Закрепление.
– А чем рыбы отличаются от других животных? Сообщения учеников.
Физминутка. Волны плещут в океане.

Что там чудится в тумане?

Это мачты кораблей.

Пусть плывут сюда скорей!

Мы по берегу гуляем,

Мореходов поджидаем.

Мы ракушки собираем

И сжимаем в кулаке.

Чтоб побольше их собрать,

Надо чаще приседать.

Сядем дружно на песок.

Снова начался урок.

(Дети машут руками, изображая волны.)

(Дети вытягивают руки вперёд.)

(Дети вытягивают руки вверх.)

(Дети приветственно машут руками.)

(Ходьба на месте.)

(Наклоны.)

(Приседания.)

(Дети садятся за парты.)

VII. Самостоятельная работа с проверкой.
() Группа животных – рыбы .

Рыбы появились на земле более 450 тысяч лет назад. Это самые первые позвоночные животные на нашей планете. Как и все живые существа, проживающие на земле не одну тысячу лет, рыбы не раз видоизменялись.

По внешнему виду рыбы очень разнообразны. Они бывают и крошечные, и огромные, как китовая акула: длиной до 18 метров и массой, равной 6 слонам.

Как правило, рыба имеет удлиненную и суживающуюся к концу форму. Люди скопировали эту форму при строительстве кораблей и подводных лодок. Тело рыб может быть покрыто чешуйками, а может быть совершенно гладким. Очень разнообразна цветовая окраска рыб. Большинство рыб при помощи хвоста и плавников управляют своими движениями.

Кроме одного вида рыб, все остальные дышат при помощи жабр. Рыба заглатывает ртом воду, которая проходит через жабры и выливается через специальное отверстие. В воде содержится кислород, и через жабры он попадает в кровь рыбы. Но существуют такие рыбы, которые могут жить довольно долго без воды.

Среди рыб есть хищные, растительноядные и всеядные.

Размножаются рыбы, откладывая икру. Из икринок развиваются мальки. Есть виды, у которых рождаются живые рыбки.

Одни рыбы живут в соленой воде – в морях, океанах, а другие в пресной воде – в озерах, речках. Некоторые виды рыб обитают в пещерных озерах и слепы, поэтому на головах у них есть усики. А некоторые рыбы живут глубоко на дне океанов.

Как и другие животные, рыбы чувствительны к боли. У рыб очень тонкое осязание и вкус. Они ощущают кожей.

Рыбы могут пахнуть. У них есть два пахучих органа, расположенных в ноздрях на голове. У рыбы есть уши внутри головы.

Воды океана снабжали человека пищей в течение тысячелетий. В наше время увеличились промышленные уловы рыбы. Это ведет к тому, что численность многих видов рыб сокращается. Сегодня многие страны приняли международное соглашение, которое ограничивает морское пространство, где разрешается ловить рыбу, и количество рыбы, которое можно выловить.

Вопросы:

Что уже знали?

Что было непонятным или хотите уточнить?

О чем думали иначе?

Что узнали нового?

– Продолжаем заполнять кластер.

– Чтение текста с использованием приема «инсерт». «+» — новое

«-» — думал иначе

«?» — хочу спросить

«V» — знал

«Этот удивительный мир» – Сообщение учащегося.
VIII. Рефлексия.
– Итак, подведем итог: составим синквейн Составление синквейна : (Приложение 1)

Тема (1 существительное) –

Описание темы (2 прилагательных) –

Описание действия (3 глагола) –

Фраза из 4 слов, выражающая личное отношение к теме –

Слово, отражающее суть темы – Оценивание.

Оцените себя на «шкале знаний», каждый отметит свой уровень понимания сегодняшней темы.

Синквейн

рыбы.

плавающие позвоночные.

дышат, питаются, размножаются.

«Рыбы нуждаются в охране».

позвоночные.

IX. Домашнее задание.
1. Понаблюдать за движениями рыб в аквариуме, ответить на вопросы на стр. 110.

2. Отметить правильные высказывания №79 стр. 43 (р.т.).

3. Составить рассказ о рыбах.

4. Приготовить дополнительный материал по теме «Рыбы»