Тип урока:
Формы организации учебной деятельности:, Оборудование:, Организация урока:, Планируемый результат:, Основные термины и понятия:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный момент . | |
(Звучит музыка природы, упражнение на релаксацию) () | |
Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох.
Представьте себе, что вы гуляете по небольшой тропинке в лесу. Вы слышите плеск воды, птичьи голоса, подходите к мосту под мелкой спокойной речкой, останавливаетесь посреди моста и смотрите вниз на воду. На её поверхности вы видите своё отражение. И вдруг вы чувствуете, что вы не одни. Вокруг вас мир, живой мир, с его тайнами, загадками, которые нужно разгадать. Сейчас вы можете попрощаться с этим местом и медленно вернуться в наш класс. Потянитесь, выпрямитесь, откройте глаза, посмотрите как ярко светит солнце и снова будьте бодрыми и свежими. Улыбнитесь друг другу и почувствуйте, как у вас поднялось настроение. |
Дети сидят с закрытыми глазами. |
Давайте дружно прочитаем Эпиграф к уроку:
Окружающий нас мир Интересно познавать! Его тайны и загадки Мы готовы разгадать! |
Читают хором эпиграф к уроку. |
II. Самоопределение к деятельности. | |
– Ребята, помогите мне, пожалуйста, доскажите словечко.
Игра: «Доскажи словечко» |
|
1. Животный мир Земли по-другому называется …
2. Животное, которое состоит только из одной клетки, называется… 3. Животные, не имеющие позвоночника, называются … 4. Животные, у которых есть позвоночник, называются… |
– Фауна.
– Одноклеточными. – Беспозвоночные. – Позвоночные. |
– Как вы думаете, обо всех ли животных мы уже говорили на уроках?
– О каких животных нам предстоит сегодня узнать? Чего ещё мы не знаем? – Какой возникает вопрос? – Какова будет тема урока? |
– Нет.
– О позвоночных. – Каких животных называют позвоночными? – Позвоночные животные. |
III. Сообщение темы и цели урока. | |
– Сегодня на уроке окружающего мира мы познакомимся с одним из видов позвоночных животных. А узнаете вы кто это, когда отгадаете загадку.
«У родителей и деток вся одежда из монеток» |
|
– Урок мы сегодня посвятим нашим рыбкам в аквариуме, узнаем особенности строения рыб, найдём признаки сходства и различия рыб с другими животными. Свои полученные знания будете записывать в буклет. ()
Тема урока: «Позвоночные животные – рыбы». |
– Рыбы . (Открывается аквариум).
|
IV. Актуализация знания. | |
– Итак, почему одних животных относят к беспозвоночным, а других – к позвоночным? Рассмотрите таблицу на стр. 108 учебника и ответьте на вопрос. | Работа с таблицей на стр. 108 учебника
– Беспозвоночные не имеют позвоночника, а у позвоночных тело имеет позвоночник. |
– Как вы думаете, какие животные относятся к позвоночным, кроме рыб? | – Земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. |
– Назовите представителей беспозвоночных и позвоночных животных. | (Дети называют животных) |
V. Открытие нового знания. | |
– Давайте вспомним, что вы знаете о рыбах, составьте рассказ по правильным утверждениям на стр. 109. Посоветуйтесь в группе. | Работа с учебником на стр. 109
Правильные утверждения: 1, 3, 5, 6 (работа в группах) |
– Вспомните, из каких частей состоит рыба, и обозначим части на таблице. | (Дети прикрепляют карточки с названиями частей рыбы на таблицу «Речной окунь»: голова, туловище, хвост, плавники) |
Рыба – это живое существо? Почему?
В течение всего урока мы будем составлять кластер. Начнём записывать в буклет. |
– Т.к. питаются, размножаются… |
VI. Закрепление. | |
– А чем рыбы отличаются от других животных? | Сообщения учеников. |
Физминутка. Волны плещут в океане.
Что там чудится в тумане? Это мачты кораблей. Пусть плывут сюда скорей! Мы по берегу гуляем, Мореходов поджидаем. Мы ракушки собираем И сжимаем в кулаке. Чтоб побольше их собрать, Надо чаще приседать. Сядем дружно на песок. Снова начался урок. |
(Дети машут руками, изображая волны.) (Дети вытягивают руки вперёд.) (Дети вытягивают руки вверх.) (Дети приветственно машут руками.) (Ходьба на месте.) (Наклоны.) (Приседания.) (Дети садятся за парты.) |
VII. Самостоятельная работа с проверкой. | |
() Группа животных – рыбы .
Рыбы появились на земле более 450 тысяч лет назад. Это самые первые позвоночные животные на нашей планете. Как и все живые существа, проживающие на земле не одну тысячу лет, рыбы не раз видоизменялись. По внешнему виду рыбы очень разнообразны. Они бывают и крошечные, и огромные, как китовая акула: длиной до 18 метров и массой, равной 6 слонам. Как правило, рыба имеет удлиненную и суживающуюся к концу форму. Люди скопировали эту форму при строительстве кораблей и подводных лодок. Тело рыб может быть покрыто чешуйками, а может быть совершенно гладким. Очень разнообразна цветовая окраска рыб. Большинство рыб при помощи хвоста и плавников управляют своими движениями. Кроме одного вида рыб, все остальные дышат при помощи жабр. Рыба заглатывает ртом воду, которая проходит через жабры и выливается через специальное отверстие. В воде содержится кислород, и через жабры он попадает в кровь рыбы. Но существуют такие рыбы, которые могут жить довольно долго без воды. Среди рыб есть хищные, растительноядные и всеядные. Размножаются рыбы, откладывая икру. Из икринок развиваются мальки. Есть виды, у которых рождаются живые рыбки. Одни рыбы живут в соленой воде – в морях, океанах, а другие в пресной воде – в озерах, речках. Некоторые виды рыб обитают в пещерных озерах и слепы, поэтому на головах у них есть усики. А некоторые рыбы живут глубоко на дне океанов. Как и другие животные, рыбы чувствительны к боли. У рыб очень тонкое осязание и вкус. Они ощущают кожей. Рыбы могут пахнуть. У них есть два пахучих органа, расположенных в ноздрях на голове. У рыбы есть уши внутри головы. Воды океана снабжали человека пищей в течение тысячелетий. В наше время увеличились промышленные уловы рыбы. Это ведет к тому, что численность многих видов рыб сокращается. Сегодня многие страны приняли международное соглашение, которое ограничивает морское пространство, где разрешается ловить рыбу, и количество рыбы, которое можно выловить. Вопросы: Что уже знали? Что было непонятным или хотите уточнить? О чем думали иначе? Что узнали нового? – Продолжаем заполнять кластер. |
– Чтение текста с использованием приема «инсерт». «+» — новое
«-» — думал иначе «?» — хочу спросить «V» — знал |
«Этот удивительный мир» | – Сообщение учащегося. |
VIII. Рефлексия. | |
– Итак, подведем итог: составим синквейн Составление синквейна : (Приложение 1)
Тема (1 существительное) – Описание темы (2 прилагательных) – Описание действия (3 глагола) – Фраза из 4 слов, выражающая личное отношение к теме – Слово, отражающее суть темы – Оценивание. Оцените себя на «шкале знаний», каждый отметит свой уровень понимания сегодняшней темы. |
Синквейн
рыбы. плавающие позвоночные. дышат, питаются, размножаются. «Рыбы нуждаются в охране». позвоночные. |
IX. Домашнее задание. | |
1. Понаблюдать за движениями рыб в аквариуме, ответить на вопросы на стр. 110.
2. Отметить правильные высказывания №79 стр. 43 (р.т.).
3. Составить рассказ о рыбах. 4. Приготовить дополнительный материал по теме «Рыбы» |