СОЧИНЯТЬ ТАК, КАК ПОДСКАЗЫВАЮТ ДЕТИ (песни для детей З. Левиной)

Сочинение

С.В. Погорелова

преподаватель МКУДО

«Суджанской детской школы искусств»

Курской области,

города Суджи

СОЧИНЯТЬ ТАК, КАК ПОДСКАЗЫВАЮТ ДЕТИ

(песни для детей З. Левиной)

Очень часто возникают случаи, когда с детьми трудно найти общий язык. Тут играет роль то, что с годами меняется речь и сам стиль общения. И для того, чтобы находить взаимопонимание с подрастающим поколением, нужно отступить от своей «взрослости». Мы должны учиться говорить на языке детей.

Психологи пишут, что умение понимать детей, умение разговаривать с ними, умение сочинять для них и вместе с ними – это очень важная часть воспитания и обучения подрастающего поколения. Песни – это удобная, хоть и не совсем простая, форма воздействия на сознание и развитие ребенка. Песни помогают человеку улучшить настроение, понять себя, успокоиться, найти позитив.

Песни могут быть на любые темы: о том, что видели, слышали, о чем мечтает ребенок. Можно сочинять про деревья, планеты, камни, ветер, море, насекомых. Главное, чтобы это находило отклик в душе слушателя и исполнителя.

Выбирая тему для сочинения, нужно помнить, что все дети особенные. И поэтому говорить с каждым нужно по – особенному. А дети в этом помогут. Они сами подсказывают, что именно хотят услышать и исполнить…

И вот тут на помощь приходят стихи, песни, а точнее их сочинение.

Детская музыка и детские песни существовали всегда. Русскими и зарубежными композиторами были созданы целые циклы для маленьких слушателей. Словами музыки к детям обращались многие композиторы прошлых столетий – это Р. Шуман, К. Дебюсси, П.И. Чайковский, М. Равель, М.П. Мусоргский, С.С. Прокофьев.

Сочиняя музыку для детей, композиторы заботились о том, чтобы сюжет был интересен и не слишком труден для понимания. При сочинении песен для детей учитываются их увлечения, личностные качества. Содержание должно быть близко к их чувствам, эмоциям, переживаниям и понятно тому, для кого их сочиняют. Когда сочинения исполняются ребятами, композиторы учитывают возможности детей, а так же понимают, что могут исполнить еще не очень опытные юные музыканты.

22 стр., 10649 слов

Влияние классической музыки на развитие детей

... детей с зарубежной классической музыкой Классика - образцовые классические произведения, золотой фонд национального музыкального искусства каждого народа и мировой музыкальной культуры в целом. К музыкальной классике относятся творения выдающихся композиторов, ... его неповторимой славе. Уже в три года он повторял пьесы, которые разучивала его сестра, а с шести лет сочинял небольшие сонаты для ...

Данный исследовательский доклад посвящен творчеству Зары Александровны Левиной, российской советской пианистки и композитора. Зара Александровна Левина родилась 5 февраля 1906 года в Симферополе. Ее мужем был композитор Николай Чемберджи, а ее детство было наполнено любовью к музыке, благодаря отцу, любившему музыку, и матери, работавшей учителем русского языка в школе для глухонемых. Свои музыкальные способности Зара проявила уже в раннем детстве и написала свое первое сочинение, вальс «Привет русским воинам», всего в восемь лет.

Начиная с раннего возраста, Левина писала фортепианные пьесы, которые называла «зарисовками», в которых отражались ее впечатления и интересы, связанные с природой, людьми и морем. В своем творчестве она уделяла внимание детским впечатлениям и написала множество музыкальных произведений, подходящих для сольного исполнения младшими школьниками.

Ее вклад в музыкальное образование детей и историю детских песен значим и широко признан не только в России, но и за ее пределами. Ее музыка вдохновляет и вызывает интерес у молодых исполнителей, а ее творчество остается актуальным и востребованным в наше время.

«Мой долгий путь в творчестве убедил меня в том, что композитор – прежде всего профессия рабочая, профессия без выходных. Творчество, на мой взгляд, сродни изобретательству: в каждом новом сочинении должна присутствовать хотя бы частица нового. Но новаторство – это вовсе не умозрительная перестановка звуков, злоупотребление внешними приемами, а новый поворот мысли, чувства. Уже одно неисчерпаемое богатство мелодий разных народов не даст остыть новаторству. Профессиональная же музыка, корнями своими связанная с народной, отражает человеческие эмоции, радости, печали и подвиги сегодняшнего дня» (3. С.110).

З.Левина, воспитанная на отечественной классике, ученица Р.М. Глиэра и Н.Я. Мясковского, видела основу современной музыки именно в народном творчестве, никогда не поддавалась влиянию приходящей моды. В своих сочинениях опиралась на величайшие достижения прошлого, черпая материал для своих сочинений на родной почве, изучая народную песню, в которой всегда отражаются особенности своего народа. Левина считала, что без русской народной песни не было бы М.И. Глинки и М.П. Мусоргского.

З. Левина придерживалась той мысли, что истоки творчества находятся в народе, что неисчерпаемый источник вдохновения, разнообразия и богатства находится именно в нем. Ведь невозможно спутать грузинскую песню с эстонской, русскую – с узбекской, армянскую – с украинской, русскую – с итальянской?

З. Левина всегда была верна своим художественным ориентирам. Товарищи по искусству любили ее за принципиальность, доброту, душевную щедрость и отзывчивость. Тихон Николаевич Хренников говорил, что Зара Александровна, всегда находясь в состоянии подлинного творческого горения, успешно пробовала себя в разных жанрах. Среди ее сочинений два фортепианных концерта, вокально-симфоническая «Ода солдату», камерно-инструментальные сочинения, множество романсов, песен для детей.

В вокальном творчестве З. Левиной наиболее сильно проявились – лирическое обаяние, мелодическое богатство, ясный, пластичный образный мир.

5 стр., 2332 слов

Значение детского творчества для развития личности ребенка

... на окружающий мир, раскрыть себя, обогатить свой внутренний мир, раскрыв индивидуальные способности. Значение детского творчества для развития личности ребенка Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее, создание нового, ценного, ...

Зара Левина: талантливый композитор и педагог

Заре Александровне Левиной принадлежат замечательные обработки русских, белорусских, болгарских, французских, итальянских народных песен. Она трудилась на протяжении своего жизненного пути с непрестанной настойчивостью, чему стали свидетельством ее зрелые произведения, покорявшие глубокой содержательностью, красотой замысла и воплощения. Эмоциональная искренность, внутренняя увлеченность и нравственная чистота были присущи как самой Заре Александровне, так и ее искусству. Ее вклад в музыкальное искусство значителен, и многообразие ее творчества не может не вызывать восхищения.

«Эмоциональная программа – достаточно подробная и последовательная цепь эмоций и настроений, которые возникают у музыканта, исполняющего музыкальное произведение» [6, c. 15].

Большое место в творчестве З. Левиной отдано вокальной музыке: более двухсот романсов и песен на русских и армянских поэтов, обработки народных песен разных стран. Важным аспектом ее творчества стали также детские и пионерские песни, которые и по сей день находят своих исполнителей и слушателей. Великолепие ее мелодий и глубина текстов показывают несомненный талант и восприимчивость композитора.

Исключительно восхитительными можно назвать песни для детей, созданные Зарой Александровной. Ее произведения наполнены светлыми добрыми чувствами, устремленностью и благородством, что делает их по-настоящему ценными для маленьких слушателей, воспитывая у них чувство красоты и возвышенности.

«У Машеньки две ножки – одна, две!

На ножках тапки-крошки – одна, две!…

У пса четыре лапки – одна, две, три, четыре,

Нужны четыре тапки…» «Считалочка» Песенка запоминается детям тем, что псу нужны «четыре тапки — одна, две, три, четыре». «Считалочка» хорошо развивает дикцию, слух у учащихся младшего возраста. В мелодии прослеживается ладотональная переменчивость, меняется размер и темп. Аккомпанемент хорошо поддерживает исполнителя. В середине возникает сложность в скачках и перемене гармоний. В каждом эпизоде меняется характер музыки согласно содержанию.

Василина Грицепанова исполнит эту песенку, аккомпанирует Елена Леонидовна Загуменная.

«Тик-так, тик-так, тик-так, тик-так,

Кто там, в часах стучится так?

Быть может там идет игра…» «Тик-так»

Музыкальное исследование: детские песни и их исполнение

Эта песенка одинаково интересна как для детей десятилетнего, так и пятнадцатилетнего возраста. Все учащиеся одинаково задаются вопросом о том, что же там внутри, им очень интересно, что будет в самом конце. Это сочинение могут исполнять первое и второе сопрано. Мелодия имитирует тиканье часов, требует крепкой опоры при исполнении и точного аккуратного интонирования. Сложность заключается в многоразовом повторении терцового скачка выполнять сверху на staccato. Исполнение должно придерживаться больше механического инструментального характера, так же как и сопровождение. Хорошо поддерживает исполнителя аккомпанемент.

Послушайте эту песенку в исполнении Алены Амяго, аккомпанемент Е.Л.Загуменная.

53 стр., 26024 слов

Русский музыкальный фольклор как средство развития творческих ...

... более эффективно, чем в существующей практике, если: творческое освоение музыкального фольклора детьми будет рассматриваться в контексте их продуктивного постижения единого художественного ... способностей в процессе освоения учащимися русского музыкального фольклора. Проверить в процессе опытно-экспериментальной работы эффективность разработанной технологии. Методологической и теоретической ...

«Просыпайтесь, не ленитесь,

Поднимайтесь, улыбнитесь,
Пусть всегда вам ярко,
Солнце светит, пусть!..»
«Веселая песенка»

Легкая, подвижная, веселая песенка. И именно это и нравится детям. Она звучит как доброе наставление всем.

В песенке отрабатывается дикция, легкое, точное и быстрое пропевание фраз. Несколько раз повторяются одинаковые мелодические обороты с полутоновым движением и в конце секвенционные терцовые ходы. Хорошо помогает такой же легкий аккомпанемент.

Настя Лихих исполнит вам «Веселую песенку», аккомпанирует Е.Л.Загуменная.

«Мы – милашки,
куклы неваляшки, яркие рубашки…»
«Неваляшки»

Эта песенка из детства каждого. Слышен звон детских неваляшек, при точной звуковой имитации в сопровождении. Детям нравится звучание сопровождения в песенке, сразу вспоминаются их игрушки.

Мила Горлачева споет вам эту песенку, сопровождение Е.Л.Загуменная.

Представьте солнечное утро, цветущий сад и кружащих над ним пчелок.

«Заглянуло солнце в щелку,
Разбудило солнце пчелку.
Пчелка вылетела в сад
На цветочный аромат…»
Песня «Пчелка» на слова Татьяны Спендиаровой.

Тесситура

«Что нам осень принесет?»

«Что нам осень принесет? –
Яблоки румяные, сладкий мед…»

В песенке простая мелодия с опорой на устойчивые звуки, с поддерживающим аккомпанементом. Песенку можно исполнять в форме диалога солист-хор.

«Фонарик»

Исследование произведений Зары Левиной

В ходе изучения произведений Зары Левиной было обнаружено, что ее песни содержат разнообразные мелодии и технические сложности, которые позволяют учащимся развивать свои художественные и исполнительские навыки.

Песенка «Мне не скучно без огня» отличается переменным ладом, аккомпанемент изображает «мигание огоньков», а исполнение на legato добавляет выразительности и плавности.

«Посмотри-ка, мама» представляет собой нежную песню кантиленного характера с вокализом в высокой тесситуре, изобразительностью падающих снежинок и выразительной мелодией.

Веселая песенка «Весна прискакала» характеризуется широкими разворотами, сложным ладогармоническим складом и виртуозной мелодией, что полностью передает весеннее настроение природы.

В песенке «Две мушки» сложная вьющаяся мелодия изображает движение мух с помощью альтерации, полутонов и внезапной смены гармонии, создавая словно настоящие мушки.

«Родник» на слова Ованеса Шираза в переводе с армянского Т. Спендиаровой представляет собой требовательную мелодию с широкими ходами, стремительным движением и кантиленами, требующую активной подачи звука и широкого дыхания.

Учащиеся с удовольствием изучают и исполняют песни Зары Левиной, что способствует развитию их художественной и исполнительской деятельности.

Знакомство с произведениями современных композиторов активно воздействует на развитие различных сторон музыкального мышления учащихся, направляя их на развитие выразительного исполнения.

9 стр., 4199 слов

Веселая история про дождик. Весёлая сказка про дождик в стихах ...

... появилась радуга. Мама и папа ещё долго потом вспоминали эту историю про своего маленького и глупого сыночка. (Света) Жили – были в ... как не могли его догнать и успокоить. Вдруг дождик кончился, всё стихло. Солнце осветило лесную полянку. На полянке журчал ручей. В ... к нему на коленки, крепко прижаться и попросить спеть колыбельную песенку. В такие минуты папа Ливень становился добрым и прекращал ...

Детям нравится репертуар Зары Левиной, что способствует их интересу к развитию и выступлениям с этими песнями.

Сочиняйте и исполняйте вместе с детьми, потому что добрые песни меняют нашу жизнь. Они несут определенную магию, некое волшебство.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/detskih-pesen/

Валентина Чемберджи. В доме музыка жила. – М.: Аграф, 2002.

Б.Р. Лермонтовская энциклопедия/АН СССР. Ин-т рус.лит. (Пушкинский дом); Научная редакция совет издательства «Советская Энциклопедия»; гл. ред. Мануйлов В.А. – М.: Советская Энциклопедия, 1981.