«Детские песни в творчестве советских композиторов второй половины ХХ века»

Курсовая работа

Формирование детского репертуара в музыкальном образовании традиционно является важнейшим компонентом в обучении. Выбор инструментального или вокального произведения для исполнения определяет такие важнейшие параметры, как эстетический вкус, развитие образно-эмоционального мира ребенка, формирование определенных умений и навыков. Вопрос выбора репертуара для музыкального педагога ориентирован также и на богатство музыкальных и стилевых впечатлений, которые получит учащийся в процессе обучения.

В советскую эпоху музыкальное образование достигло высоких результатов: была сформирована система трехступенчатого образования (школа – училище – ВУЗ), воспитано не одно поколение талантливых и известных по всему миру музыкантов и коллективов, сформирован репертуар. В связи с определенной политической идеологией, в СССР особое место уделялось хоровому музицированию: оно соответствовало идеалам советской культуры, отвечало потребностям массового воспитания. В работах различных исследователей [1; 3; 6; 7; 9; 10] был сформирован подход к обучению хоровому и сольному пению, в том числе освещены и вопросы подбора репертуара.

Во второй половине

актуальность

Цель курсовой работы: осуществить анализ песен А. Пахмутовой, В. Шаинского, Е. Крылатова, А. Ермолова, В. Осошника в контексте проблемы современного детского репертуара.

Цель определила основные задачи курсовой работы:

  1. Охарактеризовать основные особенности словесного и музыкального компонента в песнях советской эпохи на материале сочинений А. Пахмутовой, В. Шаинского, Е. Крылатова.

  2. Проанализировать особенности современного детского репертуара на примере песен А. Ермолова, В. Осошника.

  3. Сделать обобщение и выводы относительно специфики современного детского репертуара и существующих методологических проблем по его подбору.

Цель и задачи определили структуру курсовой работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

17 стр., 8068 слов

Целью данной курсовой работы является изучить мотивацию персонала на предприятии

... современной организации, является эффективная мотивация. Огромное разнообразие литературы по проблемам мотивации персонала сопровождается столь же большим многообразием точек зрения на их природу. Целью данной курсовой работы ... Прием пищи удовлетворяет голод, встреча с друзьями способствуют восполнению дефицита в общении. Целями в этих случаях являются пища и получение признания от других людей. ...

Степень изученности темы.

Вопросы советского детского репертуара были затронуты в хоровых и вокальных методиках второй половины XX века, однако они были исследованы в контексте господствующей идеологии. На современном этапе развития музыкального образования представляется актуальным рассмотреть песни советских композиторов как целостные художественные произведения, созданные в соответствии с возрастными особенностями детей, их увлечениями и интересами. В данном ракурсе вопросы детского песенного репертуара не рассматривались, что определило новизну курсовой работы.

Гипотеза курсовой работы.

В советское время были созданы произведения для детей, которые отражали современность; сначала были хоровые пионерские песни, затем хоровые и сольные известные, понятные и любимые взрослыми и детьми. В этих песнях использовались яркие сказочные образы, подкрепленные литературными произведениями, или мультипликационными фильмами, которые вызывали неизменный интерес детей, что значительно активизировало разучивание репертуара и его освоение.

В музыкальном образовании конца

Предположим, что в песнях А. Ермолова и В. Осошника поддерживаются лучшие традиции русской и советской музыки, что делает их песни не только популярными, но и актуальными в процессе обучения. Для доказательства этого предположения необходимо произвести сравнительный анализ песенного репертуара, что и осуществлено в настоящей курсовой работе.

Глава 1. Обзор вокального творчества для детей композиторов советской эпохи

    1. Детские песенные циклы и их лучшие отечественные композиторы

Жанр детской песни своими корнями уходит в фольклор и практически никогда не выделялся, как отдельный, так как включает в себя признаки других жанров. Он включает в себя всевозможные колыбельные, детские потешки, песенки — скороговорки и многое другое. Но, начиная с 30-х годов ХХ века этот жанр становится самостоятельным. Связано это с тем, что в это время получает большое развитие хоровое искусство (детское хоровое в том числе) В ХХ веке создано множество песен для детей, которые часто объединены в сборники, или циклы.

В 50-60-х гг. сформировался жанр детской кантаты, выражающей лаконичными музыкальными средствами многообразие интересов, чувств и мыслей советских детей и молодёжи. Таковы: «Песня утра, весны и мира» (1958), «О родной земле» (1966) Кабалевского, «Дети рядом с отцами» (1965), «Красная площадь» (1967) Чичкова, «Ленин в сердце у нас» (1957), «Красные следопыты» (1962) Пахмутовой, «Пионер, будь готов!» Зульфугарова (1961).

Известный цикл Дубравина «Ты откуда, музыка» знакомит детей с нотной грамотой, «Страна Читалия» воссоздает портреты героев детских лиц. Выдающимися художественными достоинствами обладают произведения для детей С. С. Прокофьева. Классичность приёмов соединяется в них с новизной и свежестью музыкального языка, новаторской трактовкой жанров. Особенности всех этих произведений — опора на песенные элементы, претворение в музыке стилистических черт детского и молодёжного музыкального обихода — маршей, барабанной дроби, звучания баяна, гитары, сочетание симфоничности и доступности музыкального языка, виртуозности и камерности. Признанными авторитетами в песенном жанре также являются А.Пахмутова, Г.Струве, Р.Бойко,Е.Подгайц, с.Баневич, С.Важов, С.Баневич, Л.Абелян, В.Шаинский. [11, 185]

22 стр., 10561 слов

Классическая музыка как средство приобщения детей к мировой музыкальной культуре

... музыкальным руководителем, можно отнести формирование у детей музыкальности, то есть системы музыкальных способностей, создание условий для широкой ориентировки в музыке, прежде всего классической, и для накопления запаса высокохудожественных музыкальных ... предпочтений личности. Современные взгляды на процесс формирования детской личности характеризуются опорой не только на приобретение ...

Много песен пишется для детских фильмов, таких как: «Царь Дурандай» (1934) и «Красная шапочка» (1937) Александрова; «Золушка» Спадавеккиа (1940); «Дети капитана Гранта» (1936) и «Концерт Бетховена» (1937) Дунаевского; «Красный галстук» (1950) и «Здравствуй, Москва!» (1951) Лепина; «Айболит-66» Б. Чайковского (1966).

Много музыки звучит в детских мультипликационных фильмах: «Бременские музыканты» композитора Г. И. Гладкова (1968), «Крокодил Гена» композитора М. П. Зива (1969).

Среди лучших образцов детской эстрадной музыки эксцентрические песенки с развитым сюжетом: «Семь весёлых песен» Кабалевского, «По Москве шагает слон» Пенькова, «Темноты боится Петя» Сироткина и др.

Развитие музыкального песенного творчества для детей тесно связано с ростом детской исполнительской культуры, системой музыкального образования и воспитания детей. В СССР создана широкая сеть детских музыкальных школ, в том числе школ-семилеток и школ-десятилеток. Возникли новые формы детской исполнительской культуры (детская самодеятельность при Домах пионеров, хоровые студии и др.).

Произведения для детей исполняются по радио и телевидению, на концертной эстраде, в детских театрах, в профессиональных хоровых учебных заведениях (Государственное хоровое училище в Москве, Детская хоровая школа при Ленинградской академической хоровой капелле).

При CK СССР работает секция Д. м., содействующая её пропаганде и развитию.

Детский хор Радио и Телевидения России (Большой детский хор ВГТРК) был образован при Комитете по телевидению радиовещанию СССР в 1970 году и действовал в рамках детской редакции радиовещания. На первом этапе творческие задачи были определены как развитие и популяризация детского песенного творчества, запись музыкального оформления для радио и телепрограмм. Художественным руководителем и главным дирижером хора до 2005 года был большой музыкант – профессор Виктор Попов. За все годы творчества хором записано в фонды радио более 1000 произведений как русской и зарубежной классики, так и песенного репертуара для детских программ. Постепенно Детский хор стал вести самостоятельную концертную деятельность. В репертуаре коллектива – произведения западной и русской классики. Коллектив много работает над пропагандой современной детской песни, не обходя вниманием классиков жанра – В. Шаинского, Е. Крылатого, Ю. Чичкова, чьи песни являются визитной карточкой коллектива. У хора много произведений и современных авторов-песенников – О. Юдахиной, Г. Шайдуловой, А. Клевицкого, А. Семенова.

3 стр., 1391 слов

Знакомство с музыкальным произведением П.И. Чайковского «Вальс цветов»

... который вы хотите рисовать сами? (Ответы детей) Третий этап. Воспитатель включает музыкальное произведение П.И. Чайковского «Вальс цветов», а дети рисуют акварельными красками. Четвертый этап. Воспитатель: ... Краска на наших цветах должна высохнуть, а ...

1.2 Пахмутова А. «Красный следопыт», «Отрядные песни»

Творчество Александры Пахмутовой – значительная страница истории советской детской песни. Композитор имеет классическое музыкальное образование – закончила Центральную музыкальную школу и Московскую государственную консерваторию. Чрезвычайно одаренная с раннего детства, Александра Васильевна написала за свою творческую жизнь большое количество песен, многие из которых прочно вошли в репертуар начинающих классических и эстрадных вокалистов.

Среди сочинений А. Пахмутовой – кантата «Красные следопыты», созданная на слова Н. Добронравова в 1974 году [4, 26]. Кантата содержит хоровые и сольные номера, написана для солистов, хора и симфонического оркестра. Образное содержание цикла неразрывно связано с образами пионерского движения, вдохновившего композитора на создание ярких, подвижных, бодрых и эмоционально-позитивных песен. Для этого избраны соответствующие средства: быстрый темп, мажорный лад, жанр марша, который отчетливо ощущается в большинстве песен кантаты.

Чрезвычайно характерной для стилевого облика кантаты является песня «Страна пионерия». В ней использован четный размер (4\4), мажорный лад (тональность ми мажор), а также акцентирование опорных долей в мелодии и сопровождении, пунктирный ритм:

 пахмутова а красный следопыт  1

Нотный пример 1., Начало куплета песни «Страна пионерия» А. Пахмутовой

(из кантаты «Красные следопыты»).

Данный комплекс средств музыкальной выразительности характерен для марша, и в песне он находит свое претворение в полной мере. Однако в силу мелодической одаренности, А.В. Пахмутова преодолевает «инструментальный» характер песни – в нее включены мелодические обороты, гибко чередующие активную восходящую кварту с поступенным плавным движением, что дает возможность солирующему голосу показать вокальные возможности, внести определенное лирическое начало наряду с активной образной палитрой.

Звучат в кантате А. Пахмутовой и трагические нотки. Среди песен этого направления – «Песня о пионерах – героях». Написанная в темпе и характере медленного марша, песня отличается большой динамикой. Среди отличительных особенностей данной песни – постепенное ускорение темпа к концу произведения, а также использование характерной гармонии фригийской второй низкой ступени после доминанты в сопровождении (ми бемоль в ре миноре):

Нотный пример  1

Нотный пример 2.

«Песня о пионерах — героях» А. Пахмутовой

(из кантаты «Красные следопыты»).

Яркие, красочные, характерные гармонии являются важным выразительным средством, благодаря которому песни А. Пахмутовой преодолевают «условность» советской песни, создавая образы высокой художественной силы воздействия.

Необходимо отметить достаточно высокую вокальную сложность ряда песен кантаты. Так, например, песня «Замечательный вожатый» содержит ход на тонический квартсекстаккорд в быстром темпе и на громкой динамике:

14 стр., 6964 слов

Жанровая специфика лирической песни

... не узнает о прошедшем быте России» /Лирические песни 1990 : 5/. СПЕЦИФИКА ЖАНРА ЛИРИЧЕСКОЙ ПЕСНИ Прежде чем приступить к исследованию лирической песни, необходимо сказать несколько слов о классификации этого ... песен, куда также входили солдатские песни, отличающиеся от солдатских песен бытовой тематики. Здесь появляются новые герои, новые мотивы и темы. Помимо песен, рассказывающих о ...

Нотный пример  2

Нотный пример 3., Песня «Замечательный вожатый» А. Пахмутовой

(из кантаты «Красные следопыты»).

Песня диатонична, однако она требует от исполнителя не только чистого интонирования в тональности фа мажор. Достаточно развернутая мелодическая фраза требует крепкого дыхания, которое должно расходоваться с учетом сохранения динамики forte до конца фразы. Интонационную сложность представляет двукратное повторение хода на кварту с последующим движение по тоническому развернутому квартсекстаккорду.

Интонационное строение вполне оправдано с точки зрения образного содержания песни, а вокальные трудности, которая содержит песня «Замечательный вожатый», могут послужить для воспитания крепких основ вокальной школы. Однако образное содержание песен кантаты с трудом может быть понятно современным ребенком. В этом – преходящая историческая ценность кантаты «Красные следопыты».

В творчестве А. Пахмутовой есть произведение с аналогичной сферой тем и образов, отличающееся большим разнообразием художественного содержания – это кантата «Отрядные песни». Произведение написано для чтеца, солистов и детского хора. Среди песен кантаты есть те, которые звучат как клятва у костра – такие как «Принимаем тебя в пионеры». Аккомпанемент этой песни напоминает аккорды гитары, которые потом вырастают в симфоническое сопровождение. Одновременно, есть песни романтические, лирические, глубокие по восприятию образов детства. К таким песням, на наш взгляд, относятся «Дикая собака Динго».

Образное содержание песни – песня о юности, о светлых и грустных впечатлениях, о первой юношеской любви и разочарованиях. Партия солиста – это пронизывающий монолог – речитация, с гибким движением мелодии (Пахмутова использует триоли в размере 3\4) по секундам с последующей «ниспадающей» квинтой:

Нотный пример  3

Нотный пример 4., Песня «Дикая собака Динго» А. Пахмутовой

(из кантаты «Отрядные песни»).

В партии хора использованы различные приемы звукоизвлечения, в том числе с закрытым ртом. Движение по звукам диатоническим секстаккордов в сочетании с приемами романтической гармонии, напряженными хроматизмами создает особый интонационный и ладово-гармонический облик песни.

В песнях советской тематики А. Пахмутовой используются средства из арсенала, накопленного многолетним композиторским опытом европейской и русской музыки прошлых веков. Индивидуальной особенностью песен Александры Васильевны является яркий интонационный облик, который определяется мелодическим дарованием автора.

С точки зрения современного репертуара данные песни, несмотря на их несомненное художественное достоинство, не могут быть актуальными. Они связаны с культурой, взглядами, идеологией бывшего СССР, и потому данный образный мир сложно понять ребенку XXI века.

2.1 Шаинский В. Песни из мультфильмов

В сравнении с песнями А. Пахмутовой, проанализированными в первом разделе курсовой работы, песни из мультфильмов В. Шаинского достаточно актуальны и в современном мире. Дети любят мультфильмы, смотрят их с удовольствием. Многие современные ученики начальной школы знакомы с лучшими советскими мультфильмами, и конечно знают музыкальное сопровождение в них.

7 стр., 3156 слов

Исследование признаков поэзии и антипоэзии в текстах современных песен

... гипотезы выступает предположение о том, что современные песни можно отнести больше к антипоэзии, чем к поэзии. Объект исследования: тексты современных песен. Предмет исследования: нарушения литературных норм ... эксперимента Внутреннее содержание песен Для исследования нами взято 50 текстов современных песен (выбранных в результате проведенного опроса учащихся среднего и старшего возраста) Прежде ...

Владимир Яковлевич Шаинский – выдающийся композитор-песенник, выпускник Ташкентской и Бакинской консерваторий. Как и Александра Пахмутова, В. Шаинский имеет классическое музыкальное образование, обучался игре на скрипке (и несколько лет преподавал по классу скрипки в ДМШ), и одновременно имеет огромный мелодический талант. Многие из его произведений – «Антошка», «Песня крокодила Гены», «Пока часы 12 бьют», «Дважды два четыре», «Песня мамонтенка», «Пропала собака», «Улыбка», «Чунга – чунга» и многие другие – классика детской песни.

Среди множества сборников песен Владимира Шаинского выделяется цикл «Пропала собака». Этот сборник стал обучающим пособием для учителей музыки в начальных классах общеобразовательных школ нашей страны. В нем собраны песни на самые актуальные темы. Композитор используют стилевые элементы, близкие современному эстрадному стилю, одновременно сохраняя классический арсенал художественных средств.

Важным выразительным средством в песнях сборника является ритм – гибкий, близкий импровизационному. Для его записи композитор использует различные виды ритмического деления, залигованные через тактовую черту ноты, как в песне «Пропала собака», давшей наименование сборнику:

 шаинский в песни из мультфильмов 1

Нотный пример 5., Песня «Пропала собака» В. Шаинского.

Среди арсенала средств классической музыки, использованных в песнях – жанр вальса в песне «Снежинки», представленный лёгким аккомпанементом бас – два аккорда и свободно кружащейся мелодией с уходом и возвращением к звуку соль:

Нотный пример  1

Нотный пример 6., Песня «Снежинки» В. Шаинского.

Достаточно большой диапазон и акцентная ритмика в игровой песне «Игра» на слова Р. Рождественского довольно сложна для исполнения. Она требует хорошего владения голосом, умения исполнять скачки, мелодию речитативного склада, и одновременно гибкую мелодическую кантилену с сочетанием восходящего и нисходящего движения.

Нотный пример  2

Нотный пример  3

Нотный пример 7., Фрагменты из песни «Игра» В. Шаинского.

В. Шаинский – композитор, чутко улавливающий направления современного музыкального искусства, не случайно он является создателем мюзиклов «Аз, Буки, Веди», «Восьмое чудо света», «Жених для приданного». Для его мировосприятия характерно внимание и любовь к чувствам, интересам детей. На этой основе он создает песенный стиль, ставший легендой в отечественной музыке.

11 стр., 5195 слов

Бардовская песня

... поэтического текста определяет и критерий оценки авторской песни. Эстрадную песню часто любят исключительно за музыку (допустим, И. Дунаевского, М. Таривердиева или А. Петрова), за исполнение (к примеру, К. ... в России конца XIX - первой половины XX века. Основными отличительными признаками городского романса с литературной точки зрения являются конкретика в образах, ступенчатая композиция, ...

В современном репертуаре песни В. Шаинского продолжают активно использоваться, однако с точки зрения их представления на концертах, конкурсах есть существенный минус: они были уже многократно спеты и солистами, и хоровыми коллективами, общеизвестны, и потому исполнение таких песен накладывает на начинающего певца достаточно большую ответственность. Необходимо не только чисто и качественно исполнить произведение, но и представить собственную интерпретацию, чтобы выступление стало ярким, запоминающимся, интересным.

2.2 Крылатов Е. Песни из мультфильмов

Евгений Павлович Крылатов – еще один представитель советской школы, создавший множество замечательных песен. Он также имеет классическое музыкальное образование – закончил Московскую государственную консерваторию. Профессиональное обучение в советскую эпоху составляет одну из важнейших основ для формирования композиторов – песенников. Как видим, все они имеют обширную подготовку в области музыкальной теории и истории, профессионально обучались композиции.

Творческое наследие Крылатова – это обширная фильмография, к которой он создавал свои знаменитые песни, среди которых «Крылатые качели», «Песенка о лете», «Колыбельная медведицы», «Лесной олень», «Ласточка», «Прекрасное далёко», «Три белых коня».

Одна из последних песен композитора – песня-молитва «Будь со мною»:

Одна из последних песен композитора песня молитва будь со мною  1

Нотный пример 8., Песня – молитва «Будь со мною» Е. Крылатова.

Звучание музыки – современная реализация классического наследия на основе нового интонационного и гармонического содержания. Среди «традиционных» средств – хроматический нисходящий бас в аккомпанементе, который использовался в произведениях композиторов доклассической эпохи и служил для передачи образов религиозной печали (данный прием происходит из области музыкальной риторики, в которой хроматический нисходящий ход ассоциировался со спуском в ад, с глубоко трагичными образами смерти).

Настойчиво повторяющаяся секунда в мелодии – творчески адаптированный Е. Крылатовым прием интонации la mento , также существующей в музыкальной практике не одно столетие. Однако использование данных приемов не противоречит современной стилистике, наоборот – на основе традиции композитор создает произведения, звучание которых близко и понятно современному слушателю.

В сравнении с песнями В. Шаинского, большая часть песен Е. Крылатова сложнее для исполнения. Вспомним мелодии из песен «Прекрасное далеко», «Лесной олень»: они отличаются достаточно большим диапазоном, сочетанием в мелодии поступенного движения и широких скачков, в том числе в быстром темпе.

Эта стилевая особенность песен композитора определяет их место в современном репертуаре. Они продолжают оставаться актуальными, и как средство воспитания художественного вкуса, и как основа для развития важнейших вокальных навыков.

Глава 2. Современный детский репертуар

2.3 Песни А. Ермолова

Композитор Александр Ермолов – выпускник Московской консерватории (2001 год), автор свыше 300 песен, исполняемых многими детскими коллективами России, ближнего и дальнего зарубежья, постоянный член жюри различных всероссийских и международных детских конкурсов и фестивалей. Песни Александра Ермолова популярны у детской аудитории многих радио и телевизионных каналов. Александр Ермолов основатель и художественный руководитель международного конкурса-фестиваля «Мы – вместе».

17 стр., 8323 слов

Настоящее собрание включает расшифровки фонозаписей песен уральских ...

... народной музыки, и профессионалам-фольклористам. Это связано с тем, что большинство публикаций уральского казачьего фольклора знакомит читателей с текстами песен без напевов15 . Наиболее ранним музыкально-фольклористическим собранием уральских казачьих песен ... книга заинтересует фольклористов, исполнителей и любителей народной песни. ПЕСЕННЫЙ ФОЛЬКЛОР УРАЛЬСКИХ КАЗАКОВ В многотрудной истории России с ...

Тематика песен Александра Ермолова вызывает подлинный интерес у детей, это мир сказочного детства, доброты, ярких персонажей, чувств и образов, близких мировосприятию ребенка.

Стилистика песен А. Ермолова отличается гибкой ритмической организацией, близкой ряду песен В. Шаинского. Для записи песен используются залигованные ноты, в том числе через тактовую черту, различные синкопы и т.п. Приведем пример песни «Добрые сказки», в которой композитор использует ритмические приемы преодоления метрической регулярности (залигованные восьмые со второй на третью долю, с четвертой на первую долю):

 песни а ермолова 1

Нотный пример 9., Песня «Добрые сказки» А. Ермолова.

Ритмическая организация близка импровизационной природе, создает ощущение живого ритмического движения, оживления, играет важную роль в системе образного содержания данной песни.

Особенностью стилистики песен Александра Ермолова является достаточно четкая мелодико-структурная организация — в большинстве песен, рассчитанных на исполнение детьми, протяженность музыкальной фразы не превышает такт (максимум – 2 такта).

Так песня «Тигренок» написанная для детей младшего возраста, практически целиком построена из однотактовых фраз:

Нотный пример 10., Песня «Тигренок» А. Ермолова.

Песни композитора чрезвычайно популярны, что связано с их яркой мелодической природой, глубоким образным содержанием: доброта, любовь, нравственная чистота, прекрасный мир детства составляют основу поэтического содержания его песен. Также прекрасен цикл патриотических песен: «Ты так красиво Подмосковье» «Столица из столиц», «Прадедушка», «Я вернусь победителем», где прослеживается любовь к родному городу, к своей Родине, желание защитить Отечество, как это делали наши деды и прадеды. Песня «Россия» прекрасный пример лирической. Распев триолей в размере 4/4 придает мелодии широту и наполненность. Залигованные ноты и смещение сильной доли корнями уходит в древние русские песни.

Нотный пример  1

Нотный пример 11., Песня «Россия» А. Ермолова.

Сложнейшим вокальным примером может служить песня «Прадедушка». Диапазон от (си) малой октавы до (ми) второй октавы. Стремительные восходящие мелодические обороты по септаккорду не просто спеть взрослому певцу. Скачки на б7 вверх, динамичность, маршеобразность песни требуют хорошего дыхания и вокальных навыков.

Нотный пример 12., Песня «Прадедушка» А. Ермолова., Композитор сотрудничает с различными поэтами (среди которых

Вадим Борисов, Анна Бочковская, известный писатель-сатирик Вадим Дабужский, один из лучших переводчиков России Михаил Загот, Сергей Золотухин, Наталья Мартишина, Анна Гулевская, Игорь Кохановский, Виктория Кузьмина, Евгений Мартишин, Сергей Овчинников, Ксения Кряжева, Ирина Гуляева, Ирина Савельева, Борис Осмоловский, Татьяна Шапиро).

15 стр., 7300 слов

Основные черты современной бардовской песни

... студенческий и дворовый фольклор (в том числе и блатная песня), народная песня, популярная танцевальная музыка, песни советских композиторов и т. п. Особую роль в подготовке интонационной почвы бардовской песни сыграли ... того, чтобы отделить ее, с одной стороны, от песен, поставляемых профессиональной эстрадой (кто бы ни был их автором), а с другой - от сонма непритязательных «самодеятельных» ...

В современном репертуаре песни Александра Ермолова – одни из лучших для формирования и развития музыкальных способностей юных вокалистов.

2.4 Песни В. Осошника

Современный детский песенный репертуар – это множество именно композиторов, создающих песни для исполнения различными составами: хором, вокальными ансамблями, соло. Песни отличаются как глубиной содержания, так и средствами его воплощения. Наряду с простыми, а подчас и примитивными песнями, появляются имена новых композиторов, таких как Евгения Зарицкая, Вячеслав Тюльканов, Анна Петряшева, Татьяна Музыкантова.

В этом ряду стоит имя Виталия Осошника – композитора, который в соавторстве с женой поэтессой Натальей Осошник создал более 150 песен и является создатель и вдохновителем детских групп «Барбарики», «Волшебники двора» и «Герои».

Песни композитора привлекают самую широкую аудиторию, и пользуются большой популярности среди эстрадных вокалистов, как начинающих, так и уже состоявшихся. Этому способствует большой диапазон содержания песен Виталия Осошника. Тематика песен самая различная – от песни для малышей «Бибика» до военной песни «Герои» («А закаты алые») и фольклорной «Иван Купала». Его песни представляют собой «Синтез музыкального и поэтического искусства» [1,65].

Особенностью песен является специфика творческого процесса. Создание песен происходит прямо в студии – В. Осошник создает музыку, не используя традиционную нотную грамоту. В результате они существуют в музыкальной практике в виде готовых аранжировок. В процессе обучения это создает некоторые неудобства:

  1. При разучивании песен Виталия Осошника возможно пользоваться только принципом повторения вслед за голосом солиста, благодаря чему начинающие вокалисты могут копировать манеру.

  2. Кроме того, это не способствует их комплексному развитию, так как компонент нотной грамоты, необходимый для формирования профессиональной компетенции, здесь исключается.

  3. При участии в конкурсе с песней «Волшбеников двора», либо другой песней Виталия Осошника, при необходимости предоставить ноты приходится записывать материал по слуху.

Таким образом, с точки зрения современного репертуара вокалиста, песни Виталия Осошника, наряду с преимуществами, обладают одним недостатком: они не существуют в виде нотного текста.

Заключение

Современная детская эстрадная песня в совремнной России от развлекательного жанра постепенно растет и модифицируется в сторону важнейшего средства воспитания духовности, морали, художественного и эстетического вкуса детей Однако ситуация пока не является устойчивой, и палитра голосов и жанров на сцене разнородна.

В формировании стилистики песни новой России большее значение играет проблема репертуара. На данный момент в нем явственно прослеживается ряд проблем, среди которых можно отметить следующие:

  1. Песни советской эпохи обладают высоким художественным содержанием, богатыми выразительными возможностями, содержат в себе необходимые для формирования профессионального мастерства вокалиста элементы (интонационные и ритмические трудности, особенности дыхания на длинной фразе, специфика исполнения в быстром темпе и т.п.).

    Однако часть песен неразрывно связана с прошлым веком, и образное содержание песен (таких как кантата «Красный следопыт» А. Пахмутовой) с трудом можно объяснить ребенку.

  2. Современные песни разнородны по содержанию и выразительным средствам. Некоторые не отличаются особой глубиной, и могут сформировать достаточно низкие художественные и эстетические потребности у начинающих исполнителей.

  3. Песни лучших современных композиторов возникли на основе смены приоритетов в 1990-х годах. В СССР в силу политических убеждений доминировало хорового пение, практически в каждой школе существовал свой коллектив, правящая партия настаивала на массовости в искусстве. Однако на этой основе у самых талантливых композиторов возникли вдохновенные песни, в том числе в сотрудничестве с активно развивающей индустрией мультипликации. В конце XX века в России произошла переориентация с хорового на сольное эстрадное пение, которое доминирует в системе вокальных жанров по сей день. Появляется множество детских конкурсов, шоу-программы («Утренняя звезда», «Голос – дети» и др.).

    На этой основе возникает высокая потребность в новом детском репертуаре.

  4. Песни ряда выдающихся современных композиторов, пишущих для детей, не существуют в нотном варианте (пример – Виталий Осошник).

    Это создает трудности в освоении и исполнении данного репертуара.

В курсовой работе мы рассмотрели песенные циклы советских и современных композиторов, отметили стилевые черты каждого автора, а также их особенности с точки зрения современного репертуара. Цель и задачи курсовой работы выполнены.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/detskie-pesni/

  1. Охомуш, Т.В. Методика обучения эстрадному вокалу: учебное пособие [Текст] / Т.В. Охомуш. — г.Иваново., 2010г.- 74 с.

  2. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк: книга для учителей [Текст] / Л.С. Выготский. — М. : Просвещение, 1991. — 90 с.

  3. Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики [Текст] / Л.Б. Дмитриев. — М.: Музыка, 1996. — 368 с.

  4. Добрынина, Е. Александра Пахмутова [Текст] / Е.В. Добрынина. – М.6 Советский композитор, 1973. – 140 с.

  5. Леонтьев, А.А. Психологический подход к анализу искусства [Текст] / А.А. Леонтьев // Эмоциональное воздействие массовой коммуникации: педагогические проблемы: по мат. семинара 18 окт. 1977. — М.: Центральный совет Педагогического общества РСФСР, 1978. — С. 26-57.

  6. Развитие детского голоса: материалы науч. конф. по вопросам вокально-хорового воспитания детей, подростков и молодёжи 26—30 марта 1961 года [Текст]: сб. ст. / под ред. В.Н. Шацкой. — М.: АПН РСФСР, 1963. — 344 с.

  7. Стулова, Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению [Текст] / Г.П. Стулова. — М.: Прометей, 1992. — 270 с.

  8. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей [Текст] / Б.М. Теплов. — М.: Наука, 2003. — 379 с.

  9. Шнюкова, E.H. Охрана и воспитание детского голоса [Текст] / Е.Н. Шнюкова // Воспитание и охрана детского голоса: сб. ст. под ред. В.А. Багадурова. — М.: АПН РСФСР, 1953. — С. 64-72.

  10. Юдин, С.П. Формирование голоса певца [Текст] / С.П. Юдин. — М.: Музгиз, 1962. — 200 с.

  11. Сафиуллина, Л.Г. История Русской музыки [Текст] / Л.Г.Сафиуллина.–К. Редакционно-издательский центр «Школа».-232с.

Список литературы 1

Список литературы 2 Список литературы 3 Список литературы 4 Список литературы 5