Жанровая специфика лирической песни

Курсовая работа

В В Е Д Е Н И Е

Сладостные звуки родимой песни и музыки в живой человеческой душе ум пробуждают и чувств высокие воспитывают.

М. Ломоносов

Нигде нет такой литературы, как у нас, у русских. А народные песни? Они широки, как эпопея, и глубоки, как раздумье. Такие песни могли родиться только у народа великой души в мятеже, в тоске по правде и справедливости.

М. Горький

Лирическая песня имеет долгую, но интересную историю. «Истоки русской народной песни уходят в седую древность. Уже в начале первого тысячелетия нашей эры греческие, римские и арабские историки с восторгом писали о славянских песнях, а самих славян называли «песнелюбцами». Историки музыки утверждают, что уже на ранних этапах своего развития славянские песни оказывали влияние на музыку соседних народов и становились фактором мировой музыкальной культуры. При этом в самом начале пути, то есть в раннюю языческую эпоху, определились два главных пласта русской народной песни обрядовые и необрядовые, первые из них довольно четко разделились на календарно-обрядовые и семейно-бытовые» /Выходцев 1990 : 7/.

В данной работе мы остановимся на лирической песне. Почему? Потому что, на наш взгляд, именно лирическая песня , позволяет в полной мере представить внутренний мир русского человека. В песне слились воедино слово и музыка. Слово несет информацию, музыка создает тон, влияет на то или иное настроение.

На вопрос о возникновении лирических песен до сих пор нет однозначного ответа. Существует лишь предположение, что лирика более раннее явление, чем эпос. Причем вначале возникли лиро-эпические жанры, а собственно лирика намного позже.

Лирическая песня была тесно связана с обрядами древнейшими видами народной культуры. Существует мнение, что лирическая песня необходима в обряде для того, чтобы комментировать сам обряд. Большинство лирических песен любовной или семейной тематики, «раскрывающей социально-бытовую жизнь народа и объясняющей тематическое своеобразие лирических обрядовых песен при их сравнении с необрядовыми» /Круглов 1982 : 133/. В связи с этим у песни была своя особенность преобладание магического начала. Человека издавна окружал страшный и таинственный мир природы, животных, его «манила трепещущая тайна леса, седые камни точно вырастали из земли. Все это, казалось, старо, давно жило и правилось, довлея самому себе, тогда как человек только что начинал устраиваться, распознавая и борясь; за ним лежали более древние, сложившиеся культуры, но он сам пошел от них, потому что везде он видел или подозревал веяние той же жизни. И он представлял себе, что его праотцы выросли из камней, пошли от зверей, зародились от деревьев и растений» /Веселовский 1989 : 102/.

Человек невольно переносил на предметы и явления окружающей его действительности человеческие возможности и способности, выражающиеся в способности двигаться, разговаривать, мыслить. Так в песнях мы встречаем, как разговаривают птицы, животные, как часто наделяются эпитетами, относящимися к человеку, растения и природные явления и т.п. Человек пытался усилить свои способности в борьбе с природой, облегчить свой труд, «вызвать необходимые изменения окружающего мира путем выполнения магических действий, где песня играла значительную роль» /Сидельников 1959 : 13/. Представления человека о природе, наделение предметов и явлений окружающей действительности человеческими качествами придавали песне магическую функцию. Обряды, сопровождающиеся песнями, по древним религиозным представлениям, являлись заклинаниями, которые помогали улучшить урожайность, принести удачу в охоте, сохранить семью и т.п.

Но человек развивался, познавал себя. Он выявил границу между ним, человеком, и окружающей природой. «Древний синкретизм удалялся перед расчленяющими подвигами знания: уравнение молния птица, человек дерево сменились сравнениями : молния, как птица, человек, что дерево, и т.п.» /Веселовский 1989 : 106/. В процессе развития меняется мировоззрение народа, меняются принципы песенного творчества. Появляются новые темы, идеи и образы, в песнях отражаются новые связи с жизнью народа, новые общественные функции. У песни появляется иная функция эстетическая . Магическое начало утрачивается, разрушается.

«Фольклористы-словесники и фольклористы-музыковеды сходятся во мнении, что окончательное оформление жанра необрядовой традиционной лирической песни, выработка им тех идейно-художественных качеств, какие мы находим в песнях, записанных приблизительно за последние два столетия, относятся к XVI-XVII векам» /Лазутин 1965 : 12/.

Русские народные лирические песни специфичны еще и тем, что наряду с богатством народных мыслей и чувств в них ярко изображены и те события, которые вызывали эти мысли, чувства и настроения.

Связь песенного жанра с реальной действительностью проявляется не только в том, что «в основе песенного творчества лежали те или иные факты реальной действительности, но и в том, как эта действительность была отражена, в каких поэтических формах» /Сидельников 1959 : 3/. Каждая поэтическая форма отражала определенные условия жизни народа, что обязательно влияло на язык, стиль, композицию того или иного произведения народного творчества.

Народно-поэтическое творчество со всем богатством своих жанров представляет собой «народную мудрость», так как раскрывает внутренний мир простого народа, его взгляды, идейную сущность, его дух, правдиво показывает его жизнь в контексте исторической эпохи. В русской песне наиболее ярко отражена история русского народа. Песня «это народная история, ­– писал Гоголь, живая, яркая, исполненная красок, истины, обнажающая всю жизнь народа…» / Цит. по: Сидельников 1959 : 5/.

Народная песня имеет ряд особенностей. Прежде всего от других жанров народно-поэтического творчества ее отличают «краткость текста, ясность, простота изложения и чистота языка, близость тематики к народной жизни, к народным запросам и интересам» /Сидельников 1959 : 11/.

Необычен и самобытен стиль русской народной песни. Песня воодушевляла русских композиторов, обогащая их музыку различными мелодическими оборотами. Мелодия в песне играет первостепенное значение. Она выражает чувства героя, его волнения. Например, когда лирическому героя открывается картина вечерней степи с ее раздольем, с ее широкими просторами, с ее бесконечными далями, слово сливается в песне со звуками широкой, спокойной мелодия, с плавными медленными переходами. Музыкальность и певучесть русского языка, игра слов и звуков были характерными особенностями русской народной лирической песни.

Песня живет своей жизнью, и от исполнительского мастерства певца зависит и понимание песни людьми. «Талантливые певцы всегда поют «с душой». В их исполнении чувствуется искренность и непосредственность переживаний. С огромным поэтическим мастерством и художественным вкусом они передают все оттенки человеческих переживаний» /Сидельников 1959 : 18/. Народные певцы имеют не только богатую поэтическую и музыкальную одаренность, но и полную «коробку с песнями» (как сказано одной латышской песенницей).

Имея богатый материал, они изменяют, соединяют, расширяют его, складывая тем самым все новые и новые песни. Они наполняют песни великолепными поэтическими сравнениями и образами, взятыми из окружающей природы, соединяют воедино слово и чувство. Искусные певцы ставят задачей не показ своих «певческих способностей», а прежде всего «знакомство слушателей с песней, с ее художественным богатством» /Сидельников 1959 : 19/.

Простота русской народной песни объясняется ее близостью к народу, и эта близость определяется тем, насколько глубоко и правдиво в песне отражен дух народа, его мечты, его историческое прошлое. Человек поет о том, что более всего его тяготит, тревожит. «Показывая теневые стороны народной жизни, песня… указывала на истоки, породившие их. Песня способствовала разрушению старых феодальных порядков, домостроевщины в быту, помогала подрывать основы крепостничества и капиталистического строя» /Сидельников 1959 : 15/.

Таким образом, русская лирическая песня яркая картина исторического прошлого нашего народа. Она раскрывает перед нами все богатство и красоту «внутреннего мира» России. Лирическая песня позволяет нам понять и узнать источники обрядов, а также художественные вкусы крестьян и трудящихся.

Роль песни в народной жизни четко охарактеризовал Гоголь: «Я не распространяюсь о важности народных песне. Это народная история, живая, яркая, исполненная красок, истины, обнажающая всю жизнь народа… Кто не проникнул в них глубоко, тот ничего не узнает о прошедшем быте России» /Лирические песни 1990 : 5/.

СПЕЦИФИКА ЖАНРА ЛИРИЧЕСКОЙ ПЕСНИ

Прежде чем приступить к исследованию лирической песни, необходимо сказать несколько слов о классификации этого жанра. В науке этот вопрос долгое время остается нерешенным и до сих пор не выработана единая точка зрения. Большинство ученых в основу песенной классификации положили тематический принцип.

Так С.Г. Лазутин, выделяет бытовую крестьянскую песню и историческую. Бытовая песня посвящена первоначально темам любви и семейно-бытовых отношений. Позже в них развиваются и различного рода социальные мотивы, прежде всего антикрепостническая тема. В бытовых песнях раскрываются социально-общественные отношения людей: крестьяне рассказывают о своей тяжелой жизни в условиях крепостничества, ярко представлена и нелегкая жизнь дворовых людей.

К социально-бытовой песне С.Г. Лазутин относит также солдатские и рабочие песни, в которых семейные отношения никаким образом не затрагиваются. Сюда входит и так называемая лакейская песня. К солдатским песням тесно примыкают казацкие песни.

С.Г. Лазутин указывает и на существование военно-исторических песен, куда также входили солдатские песни, отличающиеся от солдатских песен бытовой тематики. Здесь появляются новые герои, новые мотивы и темы. Помимо песен, рассказывающих о нелегкой жизни солдат и казаков, в солдатской среде возникают также шуточные, юмористические песни.

К трудовым песням С.Г. Лазутин относит и рабочие песни, в которых главной темой становится тема труда, раскрывающая «взаимоотношения между рабочими и теми, кому они вынуждены были подчиняться (хозяин, предприниматель, администрация, мастера, надсмотрщики и т.п.)» /Лазутин 1965 : 103/.

Богаты сюжетами и близки к любовно-бытовой тематики отходнические песни, возникшие во второй половине XVIII начале XIX века. В них девушка просит своего дружка, отправляющегося в Питер, отложить отъезд, но он отвечает, что никак не может. Опечаленная девушка клянется в вечной любви.

До к.XVIII-н.XIX вв. в песнях представлен образ робкой, застенчивой девушки, но с указанного периода в песнях появляется и другой образ девушки смелой, боевой, решительной.

Выделяет также С.Г. Лазутин и городские песни, названные мещанским романсом, главной темой которых является несчастная любовь.

Тематика фольклорного произведения также лежит в основе классификации, предлагаемой А.И. Соболевским. А.И. Соболевский, издавая «Великорусские народные песни», писал: «Печатая песни, мы расположили их в порядке по содержанию . Само собой разумеется, мы руководствовались нашим собственным пониманием песен <…> Конечно, можно было бы разделить песни по группам: «беседные», «хороводные», «игровые», «плясовые», «протяжные» и т.п. Но что бы тогда получилось? Большинство напечатанных нами песен записано без отметки, которая из них «беседная», которая «хороводная» и т.д., и нам пришлось бы помещать их в ту или в другую группу по своему благоусмотрению <…> Отметки тех из них, которые у нас помещены в нескольких вариантах, очень часто различны. Так, известнейшая песня «Калинушка с малинушкой лазоревый свет» <…> в одном варианте помечена «хороводною», в другом «обыденною» и в двух «протяжною» <…> Сверх того, самое значение отметок «хороводная» и т.п., по нашему мнению, очень невелико. Если песня отмечена «хороводною», это указывает единственно на то, что она поется в хороводе; последнее нисколько не мешает ее употреблению в «беседе», на свадьбе и вообще во всяком собрании молодежи <…> Понятно, при таком положении дела распределение песен по группам невозможно» /Цит. по: Круглов 1982 : 7-8/.

Существует и другая классификация песенного творчества по функции. Она представлена К.С. Давлетовым. Традиционная песня «распадалась на четыре основных жанра: песен заклинательных, игровых, величальных и лирических» /Давлетов 1966 : 251/. К лирическим песням он относит, например, любовные, семейные, или солдатские, рабочие, ямщицкие. К.С. Давлетов указывает на то, что именно лирические песни подверглись историческому изменению. Также им выделены так называемые «эмигрантские» песни, в плане профессиональном бурлацкие, студенческие песни.

Существует также и следующее мнение: к лирическим стихотворным жанрам относятся песни социального содержания, любовные песни, семейные песни, малые лирические жанры (частушки, припевки и проч.) .

Мы предлагаем свою классификацию песен, учитывая приведенные выше.

1. Семейно-бытовая песня. Сюда мы включаем песни любовной и семейной тематики, которые раскрывают взаимоотношения возлюбленных, а также в полной мере раскрывают внутрисемейные отношения, нелегкую жизнь крестьянства в условиях крепостничества

2. Трудовые песни. Мы считаем, что к данной группе традиционных крестьянских песен следует отнести антикрепостнические , поскольку они пронизаны ненавистью крепостных к своим угнетателям, они рассказывают о каторжном труде, невероятных условиях жизни.

3. Отходнические песни включают следующие:

а) бурлацкие;

б) чумацкие;

в) ямщицкие.

Мы считаем, что в данную группу песен следует отнести и солдатские песни . Бессрочная или двадцатипятилетняя военная служба в армии почти навсегда отрывала солдата от семьи. Вдали от дома складываются песни, в которых солдаты тоскуют по родным краям, по своей семье.

4. К удалым песням относим:

а) разбойничьи;

б) каторги и ссылки;

в) тюремные.

5. Отдельно выделяем шуточные, сатирические, хороводные.

6. В особую группу относим песни литературного происхождения.

Особенно привлекают нас лирические семейно-бытовые песни, поскольку их характеризует богатство тематики, образов, символов, художественно-выразительных средств.

Особенности композиции

Важную роль в лирической песне играет композиция. Она раскрывает характеры героев через последовательность изображения событий, через связи с характерами других героев. В семейно-бытовых лирических песнях можно выделить несколько типов композиции, которые явно прослеживаются, несмотря на такую особенность жанра, как вариативность и контаминация.

Контаминация обычно возникает в результате сходства песен по содержанию, мелодии, напеву и т.д.

Часто контаминированный текст песни носит отпечаток той среды, в которой он бытовал или бытует (песня «Лучинушка»).

Песни вступают в контаминацию на основе их идейно-тематической близости, «и такие контаминированные тексты одновременно являются показателем и разрушения, и своеобразного развития этих песен» /Лазутин 1965 : 83/. Но нередко вступают в контаминацию и песни, различные по сюжетам, но близкие по своим образами. Это в основном песни, изображающие образы нерадивых, ленивых и легкомысленных жен. В контаминацию могут вступать отдельные картины и мотивы песни. Чаще из песни отделяется зачин.

Итак, о композиции. Наиболее распространенным типом лирической семейно-бытовой песни является песня- монолог , «когда повествование передается от лица главного героя песни или певца-автора» /Сидельников 1959 : 41-42/.

Вы не дуйте, ветры буйные,

Над моим над новым сеням,

Над высоким теремочком,

Над косящатым окошком!..

/«Вы не дуйте, ветры буйные»; Соб. Т. II/;

Песня-монолог прямо выражает мысли и чувства лирического героя. «Песня-монолог это или излияние своих чувств девушки к милому, или, наоборот, его к ней, или горький плач крестьянки, выданной за нелюбимого, или жалобы молодца на «худую жену», или размышления бурлака о своей судьбе, или воспоминания ямщика о родине и т.п.» /Лазутин 1965 : 34/. Нередко песня-монолог начинается обращением к предметам и явлениям природы. В таких случаях данные обращения часто выполняют риторическую функцию, усиливая драматизм и эмоциональную выразительность песни.

Мысли мои, мысли, мысли дорогие,

Скажите вы, мысли, про мое несчастье:

Долго ли нам жити в печали-напасти?

Печальное сердце беспрестанно тужить,

Тужить и горюеть, сам не знай, что будеть…

/ «Мысли мои, мысли, мысли дорогие»; Соб. Т.III/

Обращения в песне бывают символическими, в отличие от несимволических, или риторических. «Символические обращения в конечном счете определяют живых адресатов, действительных участников обряда, несимволические же обращения (или риторические), как правило, относятся не к человеку, а к окружающему его миру» /Курглов 1982 : 165/.

Обращения в песнях имеют характерную для лирических песен особенность: они всегда сопровождаются тавтологией , которая позволяет более точно определить объект, к которому обращаются. «Обращения нередко строятся при помощи анафоры » /Круглов 1982 : 166/ (единоначалие).

Второй тип композиции песни диалог. Это, на наш взгляд, наиболее архаичная композиционная форма. Часто разговор ведет девушка с соловушкой, но встречается и диалог с другими природными реалиями:

Ах ты, рощица, ты моя зеленая!

Чем же ты, рощица, изукрашена?

Изукрашена разным ягодам,

Я калиною да со малиною,

Черной ягодой смородиной…

/ «Ах ты, рощица, ты моя зеленая»; Соб. Т.II/.

Мы находим и диалог матушки со своей дочерью в семейных песнях, повествующих о нелегкой замужней жизни девушки в чужой семье:

Нет ли де здесь таковых-то людей,

Кто бы распорол мою белую грудь

И кто бы посмотрел ретивое сердце?

«На что пороть твою белую грудь,

На что смотреть ретивое сердце…»

/ «Кабы на цветы не морозы»; Соб. Т.III/

Диалог усиливает драматизм лирического содержания, более ярко передает мысли и чувства героя.

В каждой песне существует последовательное развитие сюжетной линии. Параллельно идет и развитие внутреннего настроения героя, в котором постепенно «нарастает необходимость конфликтов между героями, а затем идет развязка, вывод. В этих столкновениях каждый герой получает свой характер. Он наделяется своими настроениями, словами, поступками, репликами и т.п.» /Сидельников 1959 : 42/.

Также часто встречается повествовательная форма народной песни, в которой рассказывается о различных действиях героев, раскрываются их настроениях и переживания.

Над ней вился млад ясен сокол;

Он ушиб-убил лебедь белую

/ «Как по морю-морю синему»; Соб. т.II/;

По улицам воробушек попархивает,

Красных девушек молодушек засматривает

/ «По улицам воробушек попархивает» ; Соб. т.II/;

Садилася птичка-ласточка

Красной девке на окошечко,

Слушала-выслушивала

/ «За долом, долом» ; Соб. т.II /.

Но самой распространенной композиционной формой лирической песни является, пожалуй, сочетание трех композиционных форм: «монолог, диалог и повествовательная часть + монолог (или диалог)» /Аникин, Круглов, 265/.

Вы не дуйте, ветры буйные,

Над моим над новым сеням,

Над высоким теремочком,

Над косящатым окошком!..

/ «Вы не дуйте, ветры буйные» ; Соб. т.II /;

Сосенка, сосенушка зелененькая!

Чего ты, сосенушка, не зеленая?

— Отчего мне, сосенушке, зеленой-то быть?..

/ «Сосенка, сосенушка зелененькая!» ; Соб. т.II/.

Из-за лесу, лесу темнаго,

Из-за садику зеленаго

Выходила туча грозная…

«Ты лети-ка, мой соловьюшко,

На родимую сторонушку,

Скажи батюшке низкой поклон…

/ «Из-за лесу, лесу темнаго»; Соб.т.III/.

Чаще всего песня с такой композиционной формой состоит из двух частей: описание природного мира, которое представляет собой символическую часть, и описание жизни людей, которое следует сразу после природной характеристики. Так чувства и переживания героя сопоставляются с картинами природы. Но также для необрядовой лирической песни специфической формой является цепочечная композиция, когда «отдельные картины песни связываются между собой цепочно» /Аникин, Круглов, 265/. То есть строится следующая цепочка: последний образ первой картины песни является первым образом второй картины, последний образ второй картины первым образом третьей и т.д.:

Уж ты хмель ли моя, хмель, веселая голова,

От чего же ты, хмель, зарождаешься?

Зарождалася хмель от сырой земли,

Подымалася хмель по точиночке вверх…

/ «От чего же ты, Хмель, зарождаешься?» ; Соб. т.II /.

Следует отметить, что важной особенностью построения лирической песни является то, что кульминационный момент «всегда падает на самый конец песни, представляющий собой монолог или диалог» /Лазутин 1965 : 38/.

Лирическая песня содержит повествовательную часть, в которой рассказывается о каком-либо обрядовом или необрядовом событии, благодаря которому происходит семейный или любовный конфликт. Рассказ о событии ведется как бы от третьего лица. В этом состоит сущность лирической повествовательности. «Часто песни начинаются со своеобразного введения-описания» /Круглов 1982 : 147/. При изложении содержания песни от первого лица перед нами раскрываются картины жизни того персонажа, от имени которого ведется повествование.

Реальность лирической песни представлена не только в описании картин жизни, чувств, настроений и характеров народа, но и в описании предметного мира песни. Действие обрядовой лирической песни происходит в одном и том же месте, ограничено временными рамками. В этом отличие повествовательной обрядовой лирической песни от необрядовой.

Композиционная форма лирической песни символическая часть плюс реальная «раскрывает» так называемый психологический параллелизм, в котором «общая схема психологической параллели представлена в сопоставлении двух мотивов: «… один подсказывает другой, они выясняют друг друга, причем перевес на стороне того, который наполнен человеческим содержанием». «Основной тип параллели: картина природы, притягивающая свои аналогии к картине человеческой жизни» /Круглов 1982 : 153/.

Основные мотивы сюжета

Песня живет в народе своей жизнью. Развиваясь, она изменяется по-разному на каждом историческом этапе. Песня изменяется так же, как изменяются взгляды и чувства, настроения и мировоззрения народа. Они «стремятся ответить современным идейно-эстетическим потребностям народа» /Лазутин 1965 : 56/.

Сюжет является одним из важнейших компонентов композиции лирических песен. Большинство народных лирических песен, в отличие от литературной лирики имеют сюжет, хотя основной их задачей является передача мыслей, чувств и настроений народа. Сюжет народной лирической песни очень специфичен. В нем нет указания на то или иное событие, очень сложно определить завязку, кульминацию или развязку. «Применительно к лирической песне, пожалуй, точнее было бы говорить не о сюжетах, а о сюжетных ситуациях» /Лазутин 1965 : 44/. В народной лирике сюжет является поводом для выражения тех или иных чувств или мыслей героя. Давлетов говорит о том, что «основных песенных сюжетов протяжной лирической песни мы можем назвать не более пятисот, вокруг которых группируются вновь возникшие песенные варианты» /Давлетов 1966 : 279/.

В основе традиционных лирических песен лежит отражение семейно-бытовых отношений. Часто они отражали не только жизнь в семье в эпоху патриархальных отношений, но и касались социально-общественной тематики.

В конце ХIX века, особенно после падения крепостного права, происходит расширение семейно-бытовой тематики лирической песни. В песню все глубже проникают социальные мотивы. Наряду с темой женитьбы или замужества поднимаются социальные вопросы, «дается яркая характеристика социально-экономических условий жизни самых различных слоев общества, начиная от кузнеца, нищего и кончая купцом и боярином» /Лазутин 1965 : 58/.

Так в песне «Калину с малиной вода поняла» рассказывается о том, как дочь упрекает мать в том, что та рано ее выдала замуж, как нелегко ей жить в чужой семье. Через несколько лет она решила кукушкой полететь на родину. Мать будит своих невесток и просит их посмотреть, кто это плачет в саду. В некоторых песнях вместо невесток в сад собираются пойти сами братья прилетевшей кукушки. Они по-разному реагируют на прилет кукушки, в этом проявляются свойства характера каждого из них.

Традиционные песни из семейно-бытового плана переходят в план социально-бытовой.

Среди рассмотренных нами семейных песен, собранных А.И. Соболевским, наиболее распространенными сюжетными линиями являются следующие: девушка тоскует в чужой семье по родным краям, по батюшке и матушке. Она обращается к соловушке с просьбой полететь на родимую сторонку и передать весточку родным. При этом мы наблюдаем варианты сюжета: девушка просит соловья полететь к милому, а не к родителям; в некоторых песнях девушка просит, чтобы соловушка поведал батюшке и матушке о ее горькой жизни, в других просит просто повидать родных, но не печалить их рассказами о ее нелегкой судьбе. Кроме того, героиня песен обращается с просьбами не только к соловью, но и к кукушке, ласточке.

Не менее популярным является сюжет, где сокол убивает лебедушку. Здесь образы символичны: сокол молодец, лебедушка красна девица, убивает значит берет девушку в жены, лишает девственности.

Распространенным является сюжет песни «Калину с малиной вода поняла» (см. выше).

Таким образом, мотивы сюжета в семейных песнях остаются традиционные: тоска по родному дому, нелегкая жизнь в чужой семье, тяжесть семейной жизни. И, наконец, на фоне картин крепостнической жизни ярко представлена любовь русского человека к родной природе.

В связи с развитием капитализма в традиционные крестьянские песни все глубже проникают мотивы отходничества. («Калина с малиной, лазоревый цвет»).

Песня развивается в период XIX-ХХ вв. При этом она продолжает наполняться новым идейно-тематическим содержанием. Изменяются и сами творческие принципы отражения действительности. На смену символических образов и мотивов все чаще приходят образы и мотивы реалистические. (Ах, по морю, морю синему») В соответствии с новыми историческими условиями человеческие образы получают определенную социальную конкретизацию («Соловей кукушку подговаривал»).

«В пореформенное время, в связи с развитием капитализма, расширением рынка, возникают купеческие варианты песни. Девушек в этих вариантах приглашают не солдаты и не матросы, а <…> купцы. Соответственно изменяется и монолог, в котором говорится о приглашении девушки. На первое место в нем теперь выступает не красота города, в который приглашается девушка, а богатство его рынка» /Лазутин 1965 : 65/. Меняются эстетические взгляды народа.

Некоторые песни настолько изменяются в своем содержании и форме, что по существу превращаются в новые песни.

«Язык и стиль традиционных лирических песен сохраняют удивительную устойчивость даже тогда, когда эти песни существенно изменяются в своем содержании, значительно трансформируются в композиционном отношении. И все же язык и стиль традиционных лирических песен на протяжении веков не остаются мертвенно неподвижным» /Лазутин 1965 : 69/. Происходят изменения как в самом словаре, так и в стилистике отдельных песен. Изменяются устаревшие слова современными («Ах по морю, морю синему»), появляются и различного рода социально-профессиональная терминология. Появляются новые эпитеты. В песнях утрачивается начальная развернутая описательная картина, превращаясь в короткую повествовательную информацию. Происходит упрощение художественной формы и усложнение содержания песни.

Солдаты и казачество в XVIII веке представляли собой новую значительную социальную группу со специфическими условиями быта, жизни. В связи с этим и появляются в народном поэтическом творчестве солдатские и казацкие песни. Их тематика разнообразна. Здесь отражены и военно-исторические события, в которых ярко изображены картины сражений, в которых рассказывается о смелости и храбрости русских воинов, создаются образы полководцев. Война рисуется суровыми, правдивыми красками.

Солдатские песни военно-исторической тематики представляют совершенно новое явление в русском народном песенном творчестве. В них представлены иные образы, сюжеты, темы и мотивы.

В XVIII веке в связи с развитием мануфактурной промышленности и горнорудного производства в России появляются работные люди. Происходит развитие так называемого рабочего фольклора, где главной темой является тема труда . В этих песнях рассказывается и об орудиях производства, и о самом процессе труда.

Мотив наказания рабочего является характерным в песнях рабочего фольклора.

Содержание песен в конце XIX начале ХХ веков максимально отражает действительность. Эволюция содержания песен оказало свое влияние и на эволюцию основных песенных образов.

Основные герои

Специфичность содержания лирических песен определяется прежде всего характером лирического героя. «Лирический герой народной песни это всегда простой человек: крестьянин, крестьянка, ямщик, бурлак, повстанец «удалой разбойник» /Лазутин 1965 : 33/. Именно их чувства, мировоззрения и мысли составляют основное содержание лирической песни.

Герой-солдат появляется в солдатских военно-исторических песнях. Он предстает храбрым, смелым воином на фоне суровой войны.

В тех же песнях мы встречает и образы русских полководцев Суворова, Платова и Кутузова.

Героем песен становится и казак, который ставится на один уровень с солдатом.

Главным героем рабочего фольклора является рабочий-умелец. Он выполняет любую работу, о чем ярко повествует лирическая песня. Помимо этого в песнях рисуется тяжелая жизнь рабочих, тяжелые условия труда во время крепостничества. «Особенно показательны в этом отношении песни горнозаводских рабочих Урала и Сибири» /Лазутин 1965 : 104/.

В песнях показан также и образ хозяина фабрики угнетателя рабочих масс.

Отходнические песни развивают любовную и семейно-бытовую тематику традиционных песен. Героями являются девушки и их любимые.

Образ отходника скупо изображен в песнях. Крестьяне уходили на заработки в другие города, возвращаясь в родные места после долгого скитания. Отходники в песнях разделены на две группы: отходники, которые после долгой работы возвращались в деревню, и отходники, которые, поработав в трактире, отвыкли от тяжелой жизни в деревне. Именно о любителях «легкой жизни» слагали сатирические и юмористические песни.

Героями песен были также бурлаки, извозчики. Бурлаки в песнях называются «людьми вольными», они сравниваются с вольными птицами гусями-лебедями. Впоследствии изменяется народное мировоззрение по отношению к бурлачеству. Бурлачество становится символом каторжного труда и бедности.

«Находясь в тесном творческом взаимодействии, крестьянские, солдатские и рабочие песни представляют собой единый песне-творческий процесс XIX века» /Лазутин 1965 : 141/. Однако именно со второй половины XIX века в песнях этих групп развивались яркие специфические черты, своеобразие каждой группы песен, особенно в идейно-тематическом плане.

Более отчетливо и ярко показан лирический герой в песнях XIX начала ХХ века, где в качестве лирического героя выступает коллектив /Лазутин 1965 : 166/. Однако мысли и чувства, раскрывающиеся в народной поэзии, не лишены конкретности и выражают идеологии определенного класса.

В семейных лирических песнях, рассмотренных нами, главными героями являются девушка и молодец.

Девушка тоскует по родному дому, томится в чужой семье. В песне все это представлено с помощью различных эпитетов и метафор, которые помогают четче представить нелегкую жизнь «в неволе». В одних песнях она находит друга соловья или подругу кукушечку (пташечку).

Героиня обращается к ним с просьбой повидать родных батюшку и матушку, поведать им о ее нелегкой жизни.

Героями народных песен являются и представители из животного или растительного мира. Так мы встречаем сокола, голубя, лебедушку, голубку, дубчик, ивушку и т.п. Эти образы, как правило, символичны.

За каждым из них закреплена определенная черта характера. Так, например:

дубчик символ молодости, крепости;

лебедушка символ девушки-невесты; стадо лебединое символ невесты и ее подруг; лебедь с лебедятками женщина с детишками;

голубь с голубкой древний символ влюбленных. Но в песнях, рассмотренных нами, голубь с голубкой практически не встречается. «Следует заметить, что символ голубя редко встречается в народной лирике» /Сидельников 1959 : 74/.

Соловей пожалуй, самый распространенный персонаж лирических песен. Он посланец любви. Девушка часто просит соловушку спеть. Его песня наполнена грустью и печалью, тоской и болью. Яркая песня соловья как бы раскрывает перед нами картину внутренних переживаний лирической героини. Уважение к этому герою выражается с помощью ласкового обращения: его называют и соловушкой, и соловьюшкой, и соловеюшкой, и соловейкой, и соловейкой вольной пташечкой. Все говорит о любви к пташке вольной.

Сокол это добрый молодец, суженый, выбирающий себе лебедушку красную девицу.

Поэтика

Стиль лирических песен сложен и разнообразен. С помощью метафор, гипербол, эпитетов создавался традиционный фольклорный мир, в котором в несколько идеализированном виде представлены и «русская природа с ее темными лесами, широкими реками, глубокими озерами, зелеными полями, и русский быт с его избами, теремами, горницами, лавками, и конечно же сами люди персонажи песен» /Аникин, Круглов, 259/. Именно используемые в песнях художественные средства и способствуют передаче чувств и настроений героев лирических песен, оказывая эмоциональное воздействие на слушателей.

Традиционная лирическая песня разработала цельную символическую систему, в основе которой лежит сопоставление человеческого мира с природным. Так, часто символом молодца является соловей, сокол, селезень и голубь. В качестве символа девицы в рассматриваемых нами песнях лебедушка, утушка, голубка. В качестве символов в песнях выступают образы и предметы растительного мира. Символом девицы являются калина, верба, береза; молодца дуб, хмель, встречается виноград. Однако чаще растения в песнях символизируют какое-либо состояние, то или иное чувство или настроение. «Так, например, если калина и малина могут быть символами радости и веселья, то полынь, осина, крушина и рябина, наоборот, всегда являются символом печали, горя и тоски. Как правило, цветение любого растения означает радость, веселье, любовь, и наоборот, его увядание печаль, горе, разлуку» /Лазутин 1965 : 33/.

Таким образом, символические образы лирических песен еще более подчеркивают специфику их содержания.

Употребление символов в лирической песне позволяет глубже раскрыть чувства и переживания лирического героя, придают песне яркую эмоциональную выразительность.

Характерным художественным средством лирических песен является эпитет . В песнях встречаются определительные эпитеты ( батюшков, матушкин, женихов и т.п. ), выразительные эпитеты ( родимый батюшка , миленький братец , добрый молодей , красна девица и т.п.), изобразительные эпитеты (создают условно-символический мир, о котором говорилось выше, они в сочетании с выразительными эпитетами формируют эмоциональный настрой песен) (голубка сизая, блюдо златое и т.п.).

В лирических песнях функция эпитета главным образом «выразительная, эмоционально-оценочная» /Лазутин 1965 : 48/.

Очень редко встречаются в песнях гиперболы, которые прежде всего определяют чувства и настроения героя. «Типичным местом в лирических песнях в гиперболических масштабах созданные картины женского плача» /Лазутин 1965 : 49/.

Средством эмоционально-психологической выразительности в лирических песнях выступают и метафоры. Но они употребляются довольно редко. Рассмотрим более подробно художественный прием олицетворения как один из видов метафоры.

Олицетворение древнейший художественный прием, тесно связанный с формированием образного мышления человека и свойственный устной народной поэзии. Способы выражения олицетворения многообразны. Среди них выделяются олицетворения в позиции обращения, глагольные олицетворения (особая роль здесь принадлежит антропоморфному сказуемому), именные олицетворения, олицетворения-приложения, олицетворения в прямой речи и диалоге. Следует обратить внимание на способ выражения олицетворения через позицию обращения . Обращение используется в речевом общении с целью привлечения внимания того лица, к которому обращаются с речью. Помимо этого, обращение побуждает слушателя слушать, то есть выполняет побудительную функцию.

В лирических песнях встречаются однословные обращения, «не содержащие в своей семантической структуре и в ближайшем окружении дополнительные антропоморфные действия, кроме местоимений второго лица» /Константинова 1997 : 34/:

Верея ли ты, моя вереюшка ,

Поддержи-ка ты бабу пьяную…

/ «Я вечор, молода, во пиру была»; Соб. Т.II/.

Встречаются в рассматриваемых нами контекстах лирических песен и конструкции с распространенными обращениями, где присутствуют антропоморфные приложения и оценочные эпитеты:

Подуй, подуй, мать погодушка низовенькая,

Раздуй, раздуй, мать погодушка , калину в саду …

/«Подуй, подуй, мать погодушка низовенькая»;Соб. Т.II /.

Побудительную функцию обращение как способ выражения олицетворения выполняет при наличии императивной формы, то есть глагола в повелительном наклонении:

Соловеюшка премилый,

Сядь поближе ты, голубь, к дружку;

Ты скажи -ка дружку моему…

/ «Соловеюшка премилый»; Соб. т.II /;

Ты лети-ка, мой соловьюшко ,

На родимую сторонушку,

Скажи батюшке низкой поклон…

/ «Из-за лесу, лесу темнаго»; Соб. т.III/.

Нередко наблюдаются олицетворения-обращения, осложненные вопросительными конструкциями, в которых вопрос чаще всего является риторическим:

Лучина, лучинушка березовая!

Что же ты, лучинушка , не ясно горишь…

/ «Лучина, лучинушка березовая»; Соб. Т.II /.

В песнях выявление олицетворения через прямую речь и диалог встречается реже, чем олицетворения-обращения. Однако прямая речь и диалог являются самыми наглядными способами создания олицетворения, поскольку именно в них неодушевленные предметы, животные и растительные реалии наделяются способностью говорить. Например:

Ах ты, рощица, ты моя зеленая!

Чем же ты, рощица, изукрашена?

Изукрашена разным ягодам,

Я калиною да со малиною,

Черной ягодой смородиной…

/ «Ах ты, рощица, ты моя зеленая»; Соб. Т.II /.

Способы создания олицетворения с помощью антропоморфных глаголов, атрибутивных характеристик (определения), приложений также характерны для лирических песен. Степень олицетворения при антропоморфных глаголах усиливает деепричастие, поскольку оно обладает ярко выраженными глагольными признаками:

По улицам воробушек попархивает,

Красных девушек молодушек засматривает

/ «По улицам воробушек попархивает»; Соб. Т.II /;

Кричит гагара , на воде сидючи ,

Красных девушек к себе манючи

/ «У меня ли муж водопьяница»; Соб. Т.II /.

Структура построения олицетворения в песнях связана, прежде всего с композицией лирических песен, в основе которой лежат «три композиционные формы: монолог, диалог и повествовательная часть + монолог (или диалог)» /Аникин, Круглов, 265/.

В лирических песнях широко употребительны повторы. Особо распространен «синтаксический параллелизм, который является формой выражения так называемого психологического параллелизма, когда две параллельно развивающиеся картины находятся в отношении друг к другу как символ к символизируемому» /Лазутин 1965 : 50/. Данный прием усиливает эмоциональное звучание лирической песни. Символическая параллель создает настроение, человеческая параллель конкретизирует данное настроение.

Встречаются в песнях и морфологические средства выражения идейно-художественной функции песен. Это прежде всего суффиксы. «Основное назначение слов с уменьшительными суффиксами в лирических песнях служить средством выражения любви, ласки и нежности» /Лазутин 1965 : 51/.

«Поэтический стиль традиционных лирических песен отличается ярким жанровым своеобразием. Если в эпических песнях… различные приемы и средства поэтического стиля выполняют в основном функцию изобразительную, то в лирических песнях их роль главным образом эмоционально-выразительная» /Лазутин 1965 : 52/.

При помощи образного сопоставления создателям и исполнителям народных песен удавалось ярче выражать свои чувства. «Кроме того, эти сопутствующие образы или образы из мира природы в народной песенной лирике как бы срастались с теми человеческими обликами, которые они символизировали. Они дополняли те стержневые образы, которые несли на себе всю смысловую нагрузку песни» /Сидельников 1959 : 49/.

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

Из глубины веков песня донесла до нас память о людях, их страстях, переживаниях и идеалах, она связывает времена, радует и печалит человеческие души. Сопровождая народные жизни, она по-своему отражает духовные искания, нравственные идеалы русского народа, показывает жизнь народа в различные исторические периоды. Народная песня летопись народной жизни, хранитель духовных начал жизни.

Влияние народной песни на русскую литературу огромно. Оно проявляется и в созданных крупных характерах, особенно женских, и в развитии так называемой лирической прозы, в трактовке темы «человек и природа», в стилистических элементах.

«Русская народная песня явление уникальное, грандиозное и вечно живое» /Выходцев 1990 : 26/.

Мы привели свою классификацию песен, опираясь на имеющиеся в литературе. Так, мы выделяем семейно-бытовые песни , которые включают песни любовной и семейной тематики; трудовые песни ; отходнические : бурлацкие, чумацкие, ямщицкие, солдатские; удалые песни разбойничьи, каторги и ссылки, тюремные; шуточные, сатирические, хороводные песни и песни литературного происхождения.

Выявляя композиционные особенности песни, уделяем внимание вариативности песенных сюжетов и такому песенному явлению, как контаминация. Часто встречается такой композиционный тип, как песня-монолог, реже песня-диалог. Особенностью песни-монолога является наличие обращений, которые, в основном, выполняют риторическую функцию. Характерным для песенной композиции является повествовательная форма, которая как таковая сама по себе встречается редко. В основном этот композиционный тип встречается в сочетании с монологом или диалогом, что является наиболее распространенным композиционным типом.

Анализируя каждый композиционный тип, находим, что композиция влияет на восприятие слушателя. Она, соединяясь с содержанием и мелодией, не только участвует в раскрытии характеров героев через события, но и позволяет сопоставить внутренний мир человека с миром окружающей природы.

Сюжетную основу, по нашему мнению, составляют социальные мотивы: женитьбы или замужества, неразделенной любви, родительской власти, любви к родному дому и т.п. Антикрепостническая тематика также является характерной для лирических песен, поскольку крепостное право оказывало огромное влияние на семейные отношения.

Герои это выходцы из простого народа: девушки и молодцы из крестьянских семей. Они обладают богатым внутренним миром и нежеланием смириться с окружающей несправедливостью. Так рождаются жалобы, переживания, плачи героев. Представители растительного и животного мира также являются героями русских народных лирических песен, но часто их образы символичны. Именно эти образы-символы позволяют глубже понять внутреннюю жизнь русского народа.

Анализируя фольклорный текст, находим, что его основой является все же слово. Оно, соединяясь с музыкой, раскрывает внутренний мир героя. Именно сочетание слова и музыки и определяет специфику жанра лирической песни. Каждое слово в песне важно, каждое слово участвует в описании мира чувств, характеров и настроений. Слово в песне изменяет свое значение, которое определяется контекстом.

Все это связано с тем, что фольклорные произведения создаются на живом, разговорном народном языке.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/o-chem-rasskazyivayut-liricheskie-sochineniya/

  1. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989.
  2. Давлетов К.С. Фольклор как вид искусства. М.: Наука, 1966. 365 с.
  3. Константинова С.К. Семантика олицетворения. Курск, 1997.
  4. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. Учебник для филол. фак. ун-тов. М.: Высшая школа, 1977. 375 с.
  5. Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни. М.: Высшая школа, 1982. 272 с.
  6. Лазутин С.Г. Русские народные песни. М.: Просвещение, 1965. 302 с.
  7. Лирические песни / Составление, предисловие, подготовка текстов и примечания П.С. Выходцева. М.: Современник, 1990. 653 с.
  8. Сидельников В.М. Поэтика русской народной лирики. Пособие для вузов / Под ред. Л.И. Тимофеева. М.: Гос-е уч.-пед. изд-во мин-ва просвещения РСФСР, 1959. 128 с.
  9. Соболевский А.И. Великорусские народные песни. Т.2, 3. СПб, 1896, 1897.