Логические ошибки. Ошибки при аргументации, в композиции сочинения

Сочинение

До 2018 года при оценивании выполнения заданий 8, 9, 15, 16 логика ответа была вне оценивания. Только сочинение оценивалось с применением параметра «логика» по критерию 4 «Композиционная цельность и логичность изложения». Подчеркнем также, что в прошлые годы критерий, связанный речевым оформлением ответа, имел название «Следование нормам речи» и применялся только к заданиям 8, 15 (критерий 2) и к заданию 17 (критерий 5).

Контекстные задания 9, 16 с точки зрения их речевого оформления не оценивались.

В системе оценивания заданий модели ЕГЭ по литературе с 2018 года сделан дополнительный акцент на речевое оформление ответа и его логичность. В экзаменационной модели с 2018 года по-иному называется критерий, с помощью которого оценивается качество речи К3 «Логичность и соблюдение речевых норм». Данный критерий введен не только для заданий 8 и 15, но и для заданий 9 и 16. В ЕГЭ 2019 года сохранены подходы к оцениванию задания 17 с точки зрения логики сочинения и его речевого оформления: применяются два разных критерия: критерий 4 «Композиционная цельность и логичность», критерий 5 «Соблюдение речевых норм».

Закономерно, что новые требования отражены в инструкциях к заданиям. Инструкции ко всем заданиям, требующим написания развернутого ответа, содержат установку на соблюдение логики при ответе на вопрос. В инструкции к заданиям 8, 9, 15, 16 сказано: «не допускайте фактических и логических ошибок». В инструкции к заданию 17 (сочинение) дается установка: «Продумайте композицию сочинения, избегайте логических ошибок» (акцент на внимание к логике новый для инструкции к сочинению).

Логичность речи как коммуникативное качество, характеризующее смысловую непротиворечивость высказываний в целом тексте:

  • предполагает умение последовательно, ясно и аргументированно оформлять мысль,
  • возникает на основе соотношения речь – мышление,
  • связана со смысловой и синтаксической организацией как высказывания, так и текста.

Экзаменуемые, затрудняющиеся в понимании специфики и логики поставленного вопроса, обычно демонстрируют неумение логично и аргументированно строить собственное монологическое высказывание, неумение делать обобщения. Следует понимать, что вариантность смысловой организации текста не безгранична: законы правильного мышления определяют ясное развитие мысли. Логическая доброкачественность информации, которую несёт текст, определяется её достоверностью, точностью и непротиворечивостью. Каждая мысль текста должна иметь определённое, устойчивое содержание (предмет высказывания не должен произвольно меняться в ходе рассуждения, понятия – подменяться и смешиваться).

Точность подбора тезисов, чёткость их формулирования, конструктивная ясность текста способствуют логической определённости изложения, позволяют достичь последовательности развития мысли. Развернутый ответ должен быть доказательным (всякая истинная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана).

При соблюдении этого требования все мысли, высказанные в тексте, вытекают одна из другой. Таким образом, в ответе все мысли должны быть внутренне связаны друг с другом и обосновывать одна другую. Истинность суждений должна быть подтверждена надёжными доказательствами.

Учащиеся с недостаточно развитым логическим мышлением часто допускают нарушения цельности и композиционной стройности высказывания: отсутствие вступления и/или заключения, различного рода недочеты во вступительной и заключительной частях, заключающиеся, например, в их недостаточной соотнесенности с темой сочинения и т.д.

К нарушениям смысловой цельности и композиционной стройности работы может привести также плохое знание выпускниками текстов художественных произведений, так как в этом случае построение ими собственных высказываний определяется не логикой развития мысли, а скованностью в формулировании тезисов и выборе аргументов.

Слабая аргументация сопряжена также с логическими ошибками, связанными с нарушением последовательности изложения. Сбивчивость мышления и недостаточная осведомлённость экзаменуемого могут привести к появлению в сочинении двух противоположных суждений об одном и том же предмете, поданных экзаменуемым как истинные.

Логические ошибки следует отличать от фактических ошибок. Последние обусловлены не нарушением правил логики, а незнанием предмета, фактического положения дел, о котором идет речь.

Логическая ошибка – нарушение правил или законов логики, признак формальной несостоятельности определений, рассуждений, доказательств и выводов. Логические ошибки, по определению Д.Э. Розенталя, – это неразличение «близких в каком–либо отношении обозначаемых понятий. Нередко экзаменуемый не различает причину и следствие, часть и целое, смежные явления, родо-видовые, видовые и другие отношения». (Например: «Так как Обломов – человек ленивый, у него был Захар – его слуга»).

Логическая ошибка вызывается нарушением правил или законов логики (признак формальной несостоятельности содержащих ее определений, рассуждений, выводов и доказательств).

Логичность речи проявляется на двух уровнях: во-первых, при построении высказывания, отражающего логику мысли, и, во-вторых, при оформлении текста, связанном с логикой изложения.[5]

Логические шибки, связанные с нарушением логической правильности речи, выявляются как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста. Композиционно-текстовые ошибки, связанные с нарушениями требований к последовательности и смысловой связности изложения, выявляются в начале, в основной части сочинения и в концовке.

Логические ошибки включают широкий спектр нарушений в построении развернутого монологического высказывания на заданную тему, начиная с отступлений от темы, пропуска необходимых частей работы, отсутствия связи между частями и заканчивая отдельными логическими несообразностями в толковании фактов и явлений. К характерным логическим ошибкам экзаменуемых относятся:

1) нарушение последовательности частей высказывания,

2) отсутствие связи между частями высказывания,

3) неоправданное повторение высказанной ранее мысли,

4) раздробление микротемы другой микротемой,

5) несоразмерность частей высказывания,

6) отсутствие необходимых частей высказывания и т. п.

Речевые ошибки

Вновь подчеркнем, что модель ЕГЭ по литературе 2018 года свидетельствует о повышенном внимании к речевому оформлению развернутых ответов. Если в прошлые годы качество письменной речи оценивалось только применительно к ответам на три задания 8, 15, 17 (критерий имел название «Следование нормам речи»), то в 2018 году все развернутые ответы оцениваются с точки зрения их речевого оформления. Для оценивания ответов на задания 8, 9, 15, 16 применяется комбинированный критерий 3 «Логичность и соблюдение речевых норм». При оценивании сочинения используется традиционный критерий «Следование нормам речи» (он не изменился в сравнении с прошлыми годами).

К речевым ошибкам относятся ошибки лексического характера и стилистические ошибки.

Типичными речевыми ошибками лексического характера являются:

1) неточное словоупотребление;

2) употребление слова в несвойственном ему значении;

3) нарушение лексической сочетаемости;

4) неверное использование устойчивых оборотов;

5) неразличение паронимов;

6) необоснованное создание неологизмов;

7) речевая избыточность:

  • тавтология,
  • плеоназм;

8) необоснованный пропуск слова и др.

К речевым ошибкам в школьной практике оценивания сочинений относятся также нарушения стилистических норм:

1) употребление иностилевых слов и выражений;

2) неудачное использование экспрессивных, эмоционально окрашенных средств;

3) немотивированное применение диалектных и просторечных слов и выражений;

4) смешение лексики разных исторических эпох и др.

Речевые ошибки следует отличать от ошибок грамматических.

Грамматические ошибки – это ошибки в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения, обусловленные нарушением какой-либо грамматической нормы: словообразовательной, морфологической, синтаксической. Они состоят в ошибочном словообразовании, ошибочном образовании форм частей речи, в нарушении согласования, управления, видовременной соотнесённости глагольных форм, в нарушении связи между подлежащим и сказуемым, ошибочном построении предложения с деепричастным или причастным оборотом, однородными членами, а также сложных предложений, в смешении прямой и косвенной речи, в нарушении границ предложения.

Речевые ошибки – это ошибки не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм, которые можно заметить только в контексте.

Приведем фрагменты работ экзаменуемых, содержащие фактические, логические, речевые ошибки.

1. История Ларры, «сына орла» из рассказа А.П. Чехова, заставляет задуматься о человеке, оторванном от общества.

Допущена фактическая ошибка: неправильно указан автор произведения (надо: М. Горький).

2.На протяжении всей жизни доктор Беликов старался разными способами отгородить себя от внешнего мира. Даже любовь к Котику не вывела его из этого состояния.

Допущена фактическая ошибка: экзаменуемый не различает рассказы А.П. Чехова «Человек в футляре» и «Ионыч», объединяя в одном образе характеристики, относящиеся к Старцеву («доктор», любит Котика) и Беликову («старался разными способами отгородить себя от внешнего мира»).

3. Стихотворение А.С. Пушкина «Желание» относится к жанру элегии. Элегия – один из основных жанров классицизма в литературе. Она представляет собою размышление о вечных темах, окрашенное светлой грустью.

Допущена фактическая ошибка: экзаменуемый неверно причисляет элегию к основным жанрам классицизма (правильно: романтизма).

Повтор слова «жанр» в данном случае является обоснованным.

4. Данный эпизод из романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» раскрывает такие черты характера Петра Гринёва, как строгость, решительность, непоколебимость: «Батюшка не любил ни переменять свои намерения, ни откладывать их исполнение». Он настоящий хозяин дома, глава семьи, чьё слово имеет большое значение. Но у такого волевого человека была маленькая слабость – Придворный календарь: «Эта книга имела всегда сильное на него влияние», чтение ее «производило в нём удивительное волнение».

Допущена фактическая ошибка: автор ответа ошибочно называет Гринева-старшего Петром (правильно: Андрей Петрович), хотя описывает именно его характер.

5 .Раскольников – гордый человек. Ему присуще чувство собственного превосходства. Он от чистого сердца помог в трудную минуту семье Мармеладова.

Допущена логическая ошибка: последнее предложение по смыслу противопоставлено предыдущему, однако экзаменуемый не выявил эту связь и не вербализовал ее в своем высказывании.

6. Отношение лирической героини стихотворения М.И. Цветаевой к возлюбленному сложно и противоречиво, их любовь очень далека от «книжного» идеала. Но героиня испытывает весьма смешанные чувства. Вначале она заявляет: «Мне нравится, что вы больны не мной», а в конце добавляет маленькое словечко «увы», которое доказывает, что она сожалеет о негармоничности их отношений.

Допущена логическая ошибка: экзаменуемый начинает второе предложение с союза «но», противопоставляя его предыдущему, в то время как эти предложения содержательно дополняют друг друга.

7. Раскольников – бедный студент, сводит концы с концами.

Допущена речевая ошибка: искажено устойчивое выражение, в нем пропущено необходимое первое слово («с трудом сводит концы с концами/ едва сводит концы с концами»).

8. Сначала Онегин восхищался местной природой, однако картины сельской жизни вскоре надоели ему. Представьте себе скучающего молодого человека, которого достало все на свете. Он ничего уже не ждет от судьбы. Таким был Евгений Онегин.

Допущена речевая ошибка: экзаменуемый неуместно использовал стилистически сниженное слово «достало».

9. Если поднапрячься и вспомнить, кто из героев русской классики, как и Беликов, ведет «футлярный» образ жизни, возникает образ Акакия Акакиевича из произведения Гоголя «Шинель».

Допущена речевая ошибка: в начале предложения экзаменуемый употребил слово «поднапрячься», имеющее сниженную стилистическую окраску.

10.Возможность почувствовать себя свободным, ощутить радость жизни – всё это возможно на Родине, которую автор называет в стихотворении Русью.

Допущена речевая ошибка: употребление в предложении однокоренных слов «возможность» и «возможно» является примером тавтологии.

11 .Большинство элегий не продолжительны. Невелико по объему и стихотворение Александра Пушкина «Желание». При этом оно очень емко по мысли и изящно по форме.

Допущена речевая ошибка: «не продолжительны» (об элегиях) – пример неточного словоупотребления; в данном случае уместнее было бы сказать «невелики по объему», поскольку речь идет не о протяженности во времени, а об объеме текста.

12. Внешний облик Беликова раскрывает его сущность: «И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле… и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он всё время прятал его в поднятый воротник». Видно, что этот человек стремится окружить себя оболочкой, избежать окружающего мира.

Допущена речевая ошибка: оборот «избежать окружающего мира» не соответствует требованиям лексической сочетаемости.