Стихов детьми старшего дошкольного возраста как вид творческого рассказывания. Выступление на педсовете ДОУ

Сочинение

Татьяна Владимировна Горбатовская

Сочинение стихов детьми старшего дошкольного возраста как вид творческого рассказывания. Выступление на педсовете ДОУ

Современная жизнь диктует свои законы: речь людей становится деловой, даже в ежедневной обстановке, лаконичной, сухой, лишенной образности, яркости. Хорошее владение словом – это искусство, которому нужно учиться не один год. От этого зависит и социальный статус человека и профессиональная карьера.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Поэтому педагогическое воздействие при развитии и речи дошкольников – кропотливая, ежедневная, необходимая работа.

А что бы эта работа для ребёнка проходила эффективно и незаметно, чтобы не было скучно и однообразно я использую приём – сочинение детьми стихотворений.

Образные эмоциональные стихотворения вводят ребенка в мир русского слова, дают прекрасные разговорные шаблоны, помогают выстроить стилистически правильную речь. К тому же поэтическое творчество способствует нравственному и моральному становлению.

Я же, в свою очередь, рассматриваю детское стихосложение как наивысший фактор развития творческого рассказывания у детей.

Какие задачи я ставила перед собой, чтобы результат работы не был эпизодическим, а стал системой в работе. (слайд 2)

Цель : научить ребёнка чувствовать красоту поэзии, строить стилистически правильную речь, способствовать нравственному и моральному становлению личности.

Задачи :

1. Развивать детскую речь, память, мышление.

2. Упражнять в придумывании небольших стихов.

3. Развивать слуховое внимание.

4. Обогащать словарный запас.

20 стр., 9594 слов

Методы и приемы обучения звуковой культуре речи детей дошкольного возраста

... педагогические и теоретические основы обучения звуковой культуре речи детей дошкольного возраста; проанализировать особенности усвоения звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста; изучить и проанализировать методы и приёмы, формы работы по формированию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста. Глава 1. ...

5. Развивать творческую личность.

6. Совершенствовать навыки творческого рассказывания.

И вот, наш первый результат! (слайд 3)

Затем составила схему видов деятельности помогающих детям сочинять стихи. (слайд 4)

Театрализованная деятельность

Исследовательская деятельность помогает ребёнку увидеть свойства и качества предметов, делать выводы и умозаключения.

Развитие фонематического слуха, Художественная литература, Составление рассказов, сказок, Рассматривание объектов окружающего мира, Устное народное творчество:, Синквейны

Но почему именно синквейн? (слайд 5) Для себя, я отметила, что одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна

(слайд 6)Говоря о формах, методах и приемах обучения детей, нельзя не сказать о серьёзных изменениях в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны образования. Принятие ФГОС ДО требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности, так как роль воспитателя является направляющей, развивающей. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов.

(слайд 7) Словесное творчество – наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Поэтому термин «творческие рассказы» – условное название рассказов, которые дети придумывают сами. Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица, опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача – точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ. Обогащает словарный запас.

Педагогическая ценность работы:

Учит формулировать идею (ключевую фразу).

Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом.

Получается у всех.

Активизирует и развивает мыслительную деятельность.

Слайд 8. И если мы говорим о синквейне, то давайте не много поиграем

Слайд 9. Словесное творчество детей выражается в различных формах: в сочинении рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, загадок, небылиц; в словотворчестве (создании новых слов – новообразований).

Сочинять стихи можно:

  • по произведению;
  • по картинке
  • по опорным словам
  • как письма друг другу
  • как описание
  • рассуждение
  • как сказку.

Слайд 10. Приемы обучения творческому рассказыванию зависят от умений детей, задач обучения и вида сочинительства.

Приёмы для сочинения стихов

1. сочинение детьми вместе с воспитателем по вопросам.

17 стр., 8256 слов

Адаптация детей группы раннего дошкольного возраста к условиям ...

... каких психолого-педагогических условиях происходит успешная адаптация детей группы раннего дошкольного возраста к условиям дошкольной организации средствами музыкальной деятельности? Степень разработанности темы. Теоретические основы адаптации детей группы раннего дошкольного возраста к условиям дошкольной организации были проанализированы в трудах таких авторов, как: Л.С. Выготский, ...

2. придумывание детьми продолжения авторского текста.

3. детям даются слова для рифмовки, и они придумывают к ним созвучные (нитка – в пруду есть улитка; дом – в реке живет сом).

На этой основе и появляются стихи, часто подражательные.

4. По плану

5. По сюжету придуманному воспитателем, где используются вопросы, указания, оценка, использование речевых образцов.

6. Сочинение стихов на самостоятельно выбранную тему.

Привив ребенку однажды любовь к вечно живому, постоянному в своей красоте, щедрому на значения, искрометному и глубокому русскому слову, родители могут быть уверены, что одарили свое чадо одним из немногих настоящих сокровищ. Можно не сомневаться, что ребенок в детстве полюбивший поэзию, пронесет хотя бы частичку этой любви во взрослую жизнь. И эта пусть маленькая искра будет освещать весь его путь, поможет различить настоящие ценности, принять их и передать следующему поколению.

Слайд 11. Всю работу можно разделить на 3 этапа…

На первом этапе происходит накопление опыта.

Второй этап – собственно процесс детского творчества, когда возникает замысел, идут поиски художественных средств.

На третьем этапе появляется новая продукция. Ребенок интересуется ее качеством, стремится завершить ее, испытывая эстетическое удовольствие. Поэтому необходимы анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность. Анализ нужен и для формирования художественного вкуса.

Слайд 12. Выводы:

  • изученный на занятии материал приобретает эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению;
  • отрабатываются знания о частях речи, о предложении;
  • дети учатся соблюдать интонацию;
  • значительно активизируется словарный запас ;
  • совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов;
  • активизируется и развивается мыслительная деятельность;
  • совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо, осуществляется подготовка к краткому пересказу;
  • дети учатся определять грамматическую основу предложений…

Развитие речи в игровой форме деятельности дало большой результат:

  • наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в этом процессе;
  • активизировалась мыслительная деятельность;
  • обогатился словарный запас детей;
  • развивается умение наблюдать и выделять главное;
  • конкретизировать информацию;
  • сопоставлять предметы, признаки и явления;
  • систематизируются накопленные знания.

А для ребёнка, сочинение стихотворений, является игрой!