Исследование эффективности использования сочинения стихов детьми старшего дошкольного возраста как вида творческого рассказывания
Введение
Современное общество предъявляет высокие требования к уровню речевой культуры граждан. Для успешной карьеры необходимо владеть разнообразным словарным запасом, умение грамотно и эмоционально выражать свои мысли и чувства.
Особенно важно развивать речь и творчество у детей старшего дошкольного возраста. В наши дни наблюдается отрицательная тенденция в знаниях русского языка, большинство детей имеют бедный словарный запас. Интерес к чтению и литературе очень низкий. Поэтому существует необходимость создания специальных методов обучения, и использование таких методов, как сочинение стихов детьми – один из вариантов развития творческой личности ребенка.
Цель нашего исследования – разработать и проверить эффективность использования сочинения стихов детьми старшего дошкольного возраста, как элемента развития творческого рассказывания и исследовать изменения в развитии детей после использования сочинения стихов.
Задачи:
- Разработать и применить метод организации сочинения стихов детьми старшего дошкольного возраста;
- Провести анализ уровня развития творческого рассказывания у детей до применения метода и после;
- Сопоставить результаты и провести общий анализ;
- Выявить пути улучшения методики работы с детьми в дальнейшем.
Методика
Для достижения поставленной цели мы провели исследование в одном из детских садов на протяжении двух месяцев. В исследовании участвовали 15 детей старшего дошкольного возраста. Методика работы была следующей:
- На занятиях проводились упражнения по развитию речи, памяти, мышления и слухового восприятия;
- Сочинение стихов детьми проводилось на занятиях раз в неделю в течение 40 минут;
- Стихотворения записывались в тетради;
- По окончании исследования каждому ребенку было дано задание – рассказать педагогу самому интересному для него предмете использование накопленных навыков творческого рассказывания.
Результаты исследования
По результатам исследования мы выделили основные позитивные изменения, которые наблюдались у детей после использования сочинения стихов:
«Обучение детей сочинению сказок» методическая разработка по ...
... рисунок тоже может стать своеобразным толчком к сочинению сказки. С той же целью, можно предложить детям выполнить ощипанный портрет Сочинение сказок по представлению Метод морфологического анализа. Для ... своих ледяных и лубяных избушек обитают на летающих тарелках. Коллаж сказок (Дж. Родари – «Салат сказок») Детям дошкольного возраста лучше преподносить этот метод в игровой ситуации. Например, ...
- Развитие детской речи;
- Обогащение словарного запаса;
- Улучшение памяти и слухового восприятия;
- Развитие творческой личности, включая самореализацию и самопознание;
- Улучшение нравственного и морального становления ребенка.
Результаты анализа уровня развития творческого рассказывания у детей показали положительную динамику после использования сочинения стихов. Однако, были выявлены и некоторые негативные моменты – не у всех детей наблюдалось прогресса в развитии творческих способностей.
Заключение
Таким образом, наше исследование подтвердило эффективность использования сочинения стихов детьми старшего дошкольного возраста как элемента творческого рассказывания. Данная методика развивает речь, память, творческий потенциал и моральное становление личности ребенка, что является особенно важным в нашем современном обществе. Рекомендуется применять методику в работе с детьми в разных образовательных учреждениях.
Развитие фонематического слуха, Художественная литература, Составление рассказов, сказок, Рассматривание объектов окружающего мира, Устное народное творчество:, Синквейны
Но почему именно синквейн? (слайд 5) Для себя, я отметила, что одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна
(слайд 6)Говоря о формах, методах и приемах обучения детей, нельзя не сказать о серьёзных изменениях в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны образования. Принятие ФГОС ДО требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности, так как роль воспитателя является направляющей, развивающей. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов.
(слайд 7) Словесное творчество – наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Поэтому термин «творческие рассказы» – условное название рассказов, которые дети придумывают сами. Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица, опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача – точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ. Обогащает словарный запас.
Педагогическая ценность работы:
Учит формулировать идею (ключевую фразу).
Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом.
Получается у всех.
Активизирует и развивает мыслительную деятельность.
Слайд 8. И если мы говорим о синквейне, то давайте не много поиграем
«Художественная литература как средство развития словаря ...
... художественной литературы как средства развития словаря детей. 5. Проследить динамику изменения уровня развития словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментальной работы. Методы исследования: Изучение и анализ психолого-педагогической литературы. Диагностика уровня развития образной речи детей. ...
На данном этапе исследования было обнаружено, что словесное творчество детей выражается в различных формах, таких как сочинение рассказов, сказок, описаний, стихотворений, загадок, небылиц, а также в словотворчестве – создании новых слов и новообразований.
Сочинение стихов можно осуществлять следующими способами:
- по произведению;
- по картинке;
- по опорным словам;
- как письма друг другу;
- как описание;
- рассуждение;
- как сказку.
Далее было выяснено, что применяемые приемы обучения творческому рассказыванию зависят от умений детей, задач обучения и вида сочинительства.
Приемы для сочинения стихов:
1. Сочинение детьми вместе с воспитателем по вопросам.
2. Придумывание детьми продолжения авторского текста.
3. Детям даются слова для рифмовки, и они придумывают к ним созвучные (нитка – в пруду есть улитка; дом – в реке живет сом).
На этой основе и появляются стихи, часто подражательные.
4. По плану.
5. По сюжету, придуманному воспитателем, где используются вопросы, указания, оценка, использование речевых образцов.
6. Сочинение стихов на самостоятельно выбранную тему.
Для привития ребенку любви к русскому слову и поэзии, родители должны показать ему его красоту и глубину. Это позволит ребенку развить его творческие способности и пронести любовь к слову во взрослую жизнь, передавая ее следующему поколению.
В ходе исследования было выделено три этапа творчества:
На первом этапе происходит накопление опыта.
Второй этап – собственно процесс детского творчества, где возникает замысел и проводятся поиски художественных средств.
На третьем этапе появляется новая продукция, и ребенок стремится завершить ее, испытывая эстетическое удовольствие. Для формирования художественного вкуса и анализа результатов творчества необходимо взрослому провести анализ и проявить заинтересованность.
В итоге, можно сделать вывод, что словесное творчество детей имеет различные формы выражения и может быть развито через применение разных приемов обучения. Привитие любви к русскому слову и поэзии поможет ребенку развить свои творческие способности и пронести эту любовь во взрослую жизнь.
Развитие речи в игровой форме деятельности
- Изученный на занятии материал приобретает эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению;
- Отрабатываются знания о частях речи, о предложении;
- Дети учатся соблюдать интонацию;
- Значительно активизируется словарный запас;
- Совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов;
- Активизируется и развивается мыслительная деятельность;
- Совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо, осуществляется подготовка к краткому пересказу;
- Дети учатся определять грамматическую основу предложений…
Различные преимущества развития речи в игровой форме:
- Наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в этом процессе;
- Активизировалась мыслительная деятельность;
- Обогатился словарный запас детей;
- Развивается умение наблюдать и выделять главное;
- Конкретизировать информацию;
- Сопоставлять предметы, признаки и явления;
- Систематизируются накопленные знания.