Русский язык. 6 класс

Сочинение

1. Ерохина Е. Л. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку: 6 класс: ко всем действующим учебникам. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2013. – 95 с.

2. Анищенко Г. А. Литературный справочник: учебное пособие. – М.: Форум, 2012. – 176 с.

Открытые электронные ресурсы:

1. Грамматические словари. Информационно-образовательный портал Грамота.ру (Дата обращения 03.06.2019)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Вы уже знаете, что такое текст. Это группа предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически, объединённых общей темой и идеей. Любой текст является результатом творчества. Разговаривая, мы создаём устный текст; записывая что-то, мы создаём письменный текст.

Вспомним, что такое тема текста? Это то, о чём повествуется, что описывается. Чаще всего она бывает сформулирована в заглавии.

Идея текста – это то, для чего создан текст, его основная мысль. Единство текста помогают создать слова одной и той же тематической группы. Это слова, называющие такие предметы, явления, действия, которые связаны между собой в жизни. В одну и ту же тематическую группу могут входить слова разных частей речи.

Послушайте небольшой отрывок из рассказа Виктора Голявкина

«Как я под партой сидел».

«Только к доске отвернулся учитель, а я раз ‒ и под парту. Как заметит учитель, что я исчез, ужасно, наверное, удивится. Интересно, что он подумает? Станет спрашивать всех, куда я делся, ‒ вот смеху-то будет! Уже пол-урока прошло, а я всё сижу. «Когда же, ‒ думаю, ‒ он увидит, что меня в классе нет?» А под партой трудно сидеть. Спина у меня заболела даже. Попробуй-ка так просиди! Кашлянул я ‒ никакого внимания. Не могу больше сидеть. Да ещё Серёжка мне в спину ногой всё время тычет. Не выдержал я. Не досидел до конца урока. Вылезаю и говорю:

‒ Извините, Пётр Петрович.

Учитель спрашивает:

‒ В чём дело? К доске хочешь?

‒ Нет, извините меня, я под партой сидел…

‒ Ну и как, там удобно сидеть, под партой? Ты сегодня сидел очень тихо. Вот так бы всегда на уроках».

Какие слова из рассказа можно отнести к тематической группе с обобщающим словом «школа»? Конечно, это такие слова, как доска, парта, учитель, пол-урока, класс. Нам становится понятно, что событие происходит в школе.

3 стр., 1314 слов

По тексту: «Я сидел в ванне с горя­чей водой, а брат беспокойно ...

... любовь. Действительно, война — это строгий Учитель. 0 spring 25.03.2019 оставил(а) комментарий: ... чудовищное из человеческих злодеяний. Ещё в «Слове о полку Игореве» прозвучала мысль о ... мать простые и тихие виды и сына: как он ходит, как он смеется ... проблема, поднятая автором, актуальна в наши дни. До сих пор вспыхивают ... старший брат явно не спешит поддержи­вать разговор. Ему просто приятно сидеть в ...

Для верного понимания идеи текста необходимо выделить и ключевые слова. Это те слова, которые несут в себе основную смысловую нагрузку, определяют содержание текста. Например, в стихотворении Осипа Мандельштама «Калоша»:

Для резиновой калоши

Настоящая беда,

Если день – сухой, хороший,

Если высохла вода.

Ей всего на свете хуже

В чистой комнате стоять:

То ли дело шлёпать в луже,

Через улицу шагать!

Ключевыми словами, помогающими понять основную мысль, являются такие слова, как калоша, беда, день сухой, шлёпать в луже . Калоши нужны для того, чтобы в них ходить по улице в сырую погоду, они защищают обувь от воды.

Как известно, текст может принадлежать к одному из типов речи. Какой приём вы используете, чтобы различать типы речи? Конечно, ставите вопрос. При описании можно поставить вопрос «какой?», при рассуждении – «почему?», при повествовании – «что случилось?».

Создавая текст-повествование, вы говорите о следующих друг за другом событиях. В предложениях текста присутствует указание на время и на лицо, которое совершает действие. Это и есть тема, то, о чём вы будете рассказывать. Нужно продумать, для чего вы рассказываете о том или ином событии? Это будет идея. Кто будет главным действующим лицом? Так создаётся рассказ – повествование об одном, но важном событии (случае, происшествии, эпизоде) в жизни человека. Что ещё нужно знать, создавая рассказ?

У рассказа есть свои характерные признаки в построении. Он состоит из завязки, события, с которого начинается действие, непосредственно развития действия, кульминации – самого напряжённого момента развития и развязки события. Послушайте стихотворение.

Забыть тот случай –

Не могу!

Стоит малыш в подъезде,

Стоит и тянется к звонку,

И топчется на месте.

Тут взялся я помочь ему.

И говорю:

– Давай нажму,

Но сколько раз?

И он сказал:

– Нажмите пять! –

И я – нажал.

Я позвонил

Пять раз подряд,

А он

Попятился назад:

– Ну, хватит, дяденька!

Бежим!!!

Он – из подъезда.

Я – за ним.

Какое заглавие вы бы дали этому стихотворению? Наверное, взяли бы за основу то, что произошло. «Случай в подъезде» – именно так назвал своё стихотворение Муса Джалиль. А самый напряжённый момент в стихотворении какой? Когда автор нажал пять раз на звонок, а после слов мальчика: « Ну, хватит, дяденька! Бежим!» он догадался, что это была шутка.

Итак, средством раскрытия идеи рассказа выступает сюжет ‒ цепь событий, изображенных в нём.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

1. Единичный выбор

Выберите правильное утверждение. Рассказ – это…

10 стр., 4631 слов

Тексты для изложений

... сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Если сочинение представляет собой пересказанный текст, ... больших гнездах, на самых больших соснах. Эта птица вообще любит лишь те места, где есть озёра, реки, болота, где водится много рыбы, ... гнезда. Мы их ... с творческим заданием № АИ-9-3 На исходе дня к ...

а) повествование об отдельном событии из жизни человека;

  • б) цепь эпизодов, предшествующих развязке.

Разбор задания:, Правильный ответ: а

2. Выделение цветом.

Прочитайте фрагмент из повести Рувима Фраермана «Дикая собака Динго или повесть о первой любви» и выберите строку, в которой все слова относятся к тематической группе с обобщающим словом «рыбалка»:

«После этого он решил отдохнуть. Он взглянул на мостки. Два удилища качались над водою, лески были туго натянуты – на них ходила рыба, – но никого не было видно вблизи: ни Коли, ни Тани».

А) мостки, удилища, водою, лески, рыба

Б) мостки, вода, рыба, качались, отдохнуть

Правильный ответ:

А) мостки, удилища, водою, лески, рыба