Подготовка к обучающему сочинению по рассказу И.С.Тургенева «Муму» (5 класс)

Сочинение

Тема урока:

Ребята, сегодня на уроке мы будем учиться писать сочинение на литературную тему по рассказу И.С.Тургенева «Муму». Произведение прочитано вами, на уроках мы давали характеристику героям, анализировали сцены, отвечали на вопросы, создавали иллюстрации. Работа проведена большая, и как итог нашей работы – сочинение.

Чтобы подобрать нужный материал, заранее вам были предложены темы:

Беседа.

Учитель:

Ответ учащихся: В 1852 году во время крепостного права, опубликован в 1854 году в журнале «Современник».

Учитель: Кто главные герои рассказа?

Ответ учащихся: Глухонемой дворник Герасим и его собака Муму.

Учитель: Кто может назвать породу Муму?

Ответ учащихся: Спаниель.

Учитель: Рассмотрим композицию сочинения (строение, план).

Обычно сочинение состоит из 3 частей.

Работа над составлением плана сочинения.

1. Вступление. (Указывается год написания произведения, его тема, идея — цель, герои).

Например: И.С.Тургенев в 1852 году написал рассказ «Муму», в котором выступил против крепостного права.

2. Основная часть.

Идёт раскрытие выбранной темы, указывается авторская позиция.

3. Заключение. Ваше впечатление от рассказа. ( О чём заставляет задуматься рассказ «Муму»?)

— Итак, ребята, на протяжении нескольких уроков мы работали с рассказом И.С.Тургенева «Муму». С какими главными героями мы встретились на страницах рассказа?

— Каждому из них мы давали характеристику, отыскивали портретные описания в тексте, давали оценку их поступкам. Эта работа была устной, как вы думаете, каким образом еще мы можем высказать свое мнение?

III. Определение темы урока.

3 стр., 1226 слов

Подготовка к сочинению. Работа над комментарием

... к сочинению. Это и опыт С.В.Драбкиной, и рекомендации Цыбулько и Егораевой, и многих учителей-практиков. Что же я применяю в своей работе, в частности в работе над комментарием? ... интерьер и т.д. Какие же языковые средства помогают нам увидеть авторское отношение к тому, о чем он пишет? ... очаг, согревавший его все последние годы, давно уже холоден. 41)В молчании он хоронил пепел истлевших надежд. 42) ...

-Мы сегодня учимся писать сочинение-отзыв по произведению И. С. Тургенева «Муму».

-Что мы должны для этого сделать? (Составить план, дать характеристику героям)

-Какие цели мы перед собой поставим?

-Знаете ли вы, что такое отзыв?

1).

Знакомство с понятием «отзыв».

Отзыв основан на выражении эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. Главным в отзыве является выражение личностного отношения к произведению.

При создании отзыва пишущий ставит различные задачи: поделиться впечатлением о прочитанном, оценить произведение с точки зрения актуальности поднятых в нем проблем.

Отзывы могут быть как устными (например, при обмене мнениями о прочитанном), так и письменными.

-Как вы поняли определение «отзыв»?

-Чтобы написать отзыв, неплохо было бы очутиться в той обстановке.

2).

Создание проблемной ситуации.

— Представьте себе, что вы попали в усадьбу барыни. С кем вы будете дружить? Почему?

— С кем не будете дружить? Почему?

— Кого вы могли бы бояться? Почему?

3).

Работа по карточкам в парах.

Узнайте по описанию одного из героев. Решите, кто будет отвечать по карточке. СЛАЙД

— Мы находимся в усадьбе барыни. Каким вы видите главного героя при первой встрече? Каким он перед нами предстает в конце рассказа?

(Барыня)

4).

Составление плана устного отзыва.

_-Какого героя мы знаем лучше других? Кого легче описать?

Запишем тему сочинения: «Герасим — главный герой рассказа И. С. Тургенева „Муму“».

-Прежде чем писать сочинение, нужно описать устно

— С чего можно начать устный отзыв? (внешность, поведение

— Только ли с внешности?

Примерный план устного отзыва. На слайде

  1. Внешность.

  2. Кто такой? Какое положение занимает среди челяди?

  3. Занятия, поступки, поведение героя.

  4. Ваше отношение к поступкам героя.

  5. (Подготовка в группах)

    19 стр., 9397 слов

    План-конспект по литературе в 5 классе : « -отзыв «Герасим — ...

    ... что в отличие от героев, кото­рые могут говорить, только немой Герасим имеет го­лос — свой голос. Здесь искали: сочинение про герасима герасим главный герой рассказа муму сочинение о герасиме Источник: ... и на прощание подарил ей красный платок. Трепетно приняв подарок, Татьяна пустила слезу. Больше они никогда не виделись. Обязательно включите описание этого эпизода в сочинение по рассказу “Муму”. ...

По нашему плану давайте охарактеризуем главного героя. (Герасима)

5).

Коллективная работа.

-Главным героем рассказа является Герасим. Все ли его поступки вы принимаете?

-Почему Герасим не ушел в деревню вместе с Муму?

-Почему он топит любимую собаку и только потом возвращается в деревню? (Несколько столетий крестьяне принадлежали господам и большинство людей считало этот порядок естественным. Герасим топит любимую собаку, желая показать, что он верный слуга и не выходит из барской воли. Из текста рассказа ясно, что желание вернуться в деревню созревает у Герасима внезапно под влиянием картин природы, которые он увидел, когда выгреб против течения далеко за пределы Москвы.)

— Когда созревает желание уйти от барыни?

— Как вы относитесь к поступку Герасима? Можно ли назвать поступок Герасима необычным?

— Есть ли в рассказе счастливые?

— Счастлива ли барыня? Ведь в ее подчинении крепостные и выполняется ее любой каприз.

— Счастлив ли Герасим? Ведь он ушел в деревню из-под власти барыни.

— Счастлив кто-нибудь из дворовых?

— В чем вы видите причину несчастья героев?

— А кого можно назвать достойным уважения?

6).

Работа с иллюстрациями. (Слайд №2-6)

-А какие иллюстрации нарисовали бы вы к произведению?

7).

Подготовка к письменной работе.

— Так как это будет наш первый опыт написания сочинения — отзыва на художественное произведение, подумайте, что нам нужно еще для того, чтобы написать сочинение? (План)

-Из каких основных частей состоит наше сочинение? (Вступление, основная часть, заключение).

-На основе наших выводов составили план (Раздать в печатном виде)

Вместе постараемся продумать логику изложения, составим и запишем сложный план.

( Раздаю пример сложного плана, рабочие материалы)

Пример сложного плана сочинения

I. Введение. Какое впечатление на меня произвел Герасим?

II. Главная часть. Герасим — главный герой рассказа «Муму».

1. Кто такой Герасим?

2. Как он выглядит?

3. Какие поступки совершает?

5 стр., 2456 слов

Герасим: главный герой рассказа «Муму» И.С. Тургенева 5 класс

... барыни. После смерти Муму его уже ничто не может удержать в господском доме. Герасим возвращается в деревню. Мне больше всех понравился Герасим – главный герой рассказа Тургенева. Он не похож на ... крутых — Читать «Муму» полностью Сочинение отзыв по рассказу И.С.Тургенева «Муму» 5 класс 1,5 страницы (тетрадной) не… В рассказе Ивана Сергеевича Тургенева «Муму» дворник Герасим самое замечательной лицо ...

4. Какие качества характера Герасима проявляются в этих поступках?

5. Чем Герасим отличается от остальных дворовых?

III. Заключение. Против чего протестует Герасим своим уходом в деревню?

-Кому я посоветую прочитать этот рассказ?

-Давайте посмотрим фрагменты сочинений-отзывов, написанных вашими ровесниками.

Жизнь Герасима в городе

Герасим–главный герой рассказа И.С.Тургенева «Муму».

Герасим – глухонемой дворник, человек строгого и серьёзного нрава. Он настоящий русский богатырь огромного роста и необыкновенной физической силы. Герасим был человеком деревенским, принадлежавшим барыне – помещице. По её приказу Герасима привозят в город, и он попадает в дом помещицы, где все крепостные люди завистники. Герасим влюбляется в прачку Татьяну. Когда он видит её, машет руками, мычит, улыбается. Но барыня отдаёт Татьяну замуж за башмачника, и, конечно, Герасиму приходится смириться. Наверное, потеряв всякую веру в людей, Герасим привязывается к спасённому им щенку.

Непонятно, почему Герасим выполняет приказ барыни утопить Муму и возвращается в деревню. Но он протестовал против своего бесправного положения. Очень жаль Муму, но ещё жальче Герасима

Размышление над рассказом «Муму».

В рассказе Ивана Сергеевича Тургенева «Муму» описывается история, произошедшая с дворником Герасимом и его собачкой Муму, крепостной Татьяной и их барыней в Москве в стародавние времена.

С одной стороны, рассказ очень интересный и захватывающий, а с другой – грустный рассказ с множеством вопросов: почему? Мне было не понятно, почему Герасим не ушёл в деревню вместе с Муму, почему барыня лишила Герасима последнего смысла жизни? У меня было ещё много вопросов, пока не прочитала рассказ внимательней. Я нашла ответы на все вопросы! Герасим утопил Муму, чтобы бедняга не мучилась, ведь он не мог прятать Муму вечно, деревня-то барская. Барыня просто не знала, что для Герасима Муму была смыслом жизни. Я думаю, если бы барыня знала об этом, она бы так не поступила с Герасимом.

Меня история в рассказе «Муму» поразила. Было очень жаль Муму и Герасима. Я плакала, читая главу, где Герасим утопил Муму.