которых дети рассказывают о своих наблюдениях,nанию, о людях, sовершенных походах, животных и т.д. Темы придумываются учащимися либо предлагаются учителем.
В процессе сочинения ученикам можно задать определенные стержневые вопросы, которые помогут им раскрыть тему. Перед началом написания сочинения желательно обсудить тему, делая некоторые предварительные замечания, задавая вопросы. Это помогает ученикам сформулировать мысли, прежде чем приступить к письменному изложению.
Учитель следит за тем, чтобы отдельные предложения не превращались в бессмысленные, случайно собранные слова. Учитель должен обращать внимание учащихся на порядок слов в предложении, на правильный расчет места для нового предложения на странице. С самого начала учащиеся должны привыкнуть к тому, что каждое новое предложение начинается с большой буквы и заканчивается точкой.
Исправление работ их исправление производится коллективно: учитель читает работу вслух, а класс вместе ищет и исправляет ошибки. При наличии многочисленных ошибок лучше вернуть работу ученику на переписывание. Важно помнить, что кроме исправления работы учащегося нужно провести коррекционную работу по тем вопросам, в которых проявилось недопонимание или они вызвали особые трудности.
В общем, уроки по написанию сочинений в младших классах направлены на то, чтобы ученики учились самостоятельно выражать свои мысли словами и правильно строить предложения.
Во втором полугодии начинаются устные рассказы и письменные сочинения с элементами описания. Эти задания проводятся как в устной, так и в письменной форме на протяжении всего учебного года. Устные рассказы и сочинения требуют обучения и подготовки.
Устные рассказы вначале составляются коллективно и служат образцом для индивидуальных рассказов, которые рекомендуется проводить только во втором полугодии. Это помогает учащимся развивать навыки рассказывания и формулирования своих мыслей.
Сочинения также составляются коллективно по плану, который может быть дан учителем или составлен коллективно. Готовый план учитель записывает на доске до урока или по мере его составления в случае коллективного формирования плана.
С третьей четверти в сочинения и рассказы вводятся элементы описания. Эти элементы представляют собой краткие описания отдельных предметов, животных и людей. Учитель обращает внимание детей на фрагменты из изучаемых художественных произведений, содержащие описания, чтобы использовать их в качестве образца.
Подготовка к обучающему сочинению по рассказу И.С.Тургенева «Муму» (5 класс)
... сочинение состоит из 3 частей. Работа над составлением плана сочинения. 1. Вступление. (Указывается год написания произведения, его тема, идея - цель, герои). Например: И.С.Тургенев в 1852 году написал рассказ «Муму», в ... поступкам героя. (Подготовка в группах) По нашему плану давайте охарактеризуем главного героя. (Герасима) 5). Коллективная работа. -Главным героем рассказа является Герасим. Все ли ...
В 3-ем классе учащиеся работают над сочинениями типа рассказа, но с более высокими требованиями. Учитель направляет усилия учащихся на:
- письменное изложение рассказов с элементами описания и рассуждениями о экскурсиях, работе и наблюдениях;
- составление рассказов о случаях из своей жизни;
- написание рассказов по картине и отдельным эпизодам кинофильма;
- самостоятельное составление плана сочинения в форме вопросительных, повествовательных и восклицательных предложений;
- правильное построение простых предложений различных типов;
- выбор и использование слов в речи.
Устные рассказы и письменные сочинения проводятся в определенной системе. В начале обучения восстанавливаются навыки работы над сочинением, полученные ранее. Работа начинается с коллективного составления рассказов на темы летних впечатлений, в которые включаются элементы описания, где это возможно.
3. На основе содержательных особенностей:
- сочинения-описания (либо конкретного предмета, либо определенной ситуации),
- сочинения-рассуждения (требующие аргументации и обоснования выдвинутых детьми предположений),
- сочинения-повествования (рассказ о своих переживаниях, впечатлениях, событиях).
4. По преобладающей функции:
- коммуникативные (с целью общения, передачи информации),
- эстетические (с целью создания образа, выражения чувств и эмоций),
- познавательные (с целью понять, обрести новые знания).
5. По характеру работы над ними:
- индивидуальные (развитие самостоятельности, умений самостоятельных наблюдений),
- групповые (работа в паре, малых группах, совместное создание текста с учителем или детьми),
- фронтальные (учитель ведет обсуждение, поддерживает детей в процессе работы над сочинением, дети делятся своими мыслями).
6. По формату выполнения:
- сначала устное обсуждение, затем запись
- сначала запись мыслей и идей, затем устное обсуждение и доработка
Применив эту классификацию сочинений, учитель может гибко разнообразить задания, с учетом потребностей ученика и уровня его подготовки.
Различные подходы к пониманию и проведению сочинений по картине являются важной частью современной методики изучения русского языка. Один из таких подходов предложен профессором А.В. Текучевым, который рассматривает сочинения по картине с учетом следующих аспектов:
1. Основа написания сочинения может быть следующей:
— Наблюдение за предметом речи;
— Личный опыт, пережитое, виденное, слышанное самими учениками;
— Воображение;
— Восприятие произведения искусства (по книжному материалу, спектаклю, музыкальному произведению);
— Использование различных источников одновременно, таких как книга, картинка, личные наблюдения.
Еще раз о сочинениях с учащимися 5 классов
... сочинения прочитываются 2-3 работы учащихся, а затем знакомимся с текстом автора. На фоне собственных работ очевиднее индивидуальное своеобразие авторского текста. Методически обоснованное использование сочинений малой формы – один из ... меняются осенью. Зимние морозы, все деревья в инее. Дети описывают, какую сказочную картину они увидели во дворе школы. В селе есть памятник сельчанам участникам ВОВ ...
2. Сочинения могут быть как коллективными, так и индивидуальными, в зависимости от степени самостоятельности ученика.
3. Тип текста сочинения может быть следующим:
— Повествование;
— Рассуждение;
— Описание;
— Сочинения смешанного типа, сочетающие элементы повествования, описания и рассуждения.
4. Сочинения по тематике могут быть как на учебную тему, так и по свободной теме.
Важно отметить, что сочинение по картине требует от ученика анализировать и интерпретировать представленное на изображении, выражать свои мысли и эмоции на бумаге. Процесс написания сочинения по картине нередко развивает творческое мышление, наблюдательность и воображение учащихся.
Использование различных подходов к разбору не только позволяет школьникам чувствовать себя комфортно при написании сочинения, но и развивает у них способность рассуждать, анализировать их окружающий мир, а также выразительность языка.
Исследование по использованию картин в обучении русскому языку и литературе
Введение:
В современной педагогике одним из наиболее распространенных и эффективных методов обучения является использование картин в процессе изучения русского языка и литературы. Предлагаемое исследование направлено на изучение применения сочинений по картине в обучении учащихся.
1. Цели и задачи исследования:
Целью исследования является выявление эффективности использования картин при написании сочинений среди учащихся.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- Изучить разнообразие видов сочинений, связанных с картиной, применяемых на уроках русского языка и литературы.
- Определить педагогические задачи, стоящие перед учителем при использовании картин.
- Анализировать методики обучения сочинению по картине.
- Оценить эффективность использования картин в обучении сочинению.
2. Теоретический обзор:
В современной литературе по методике обучения русскому языку и литературе обращается внимание на широкое применение картин при написании сочинений.
Проводя анализ, исследователи Е.А. Баринова, Л.Ф. Боженкова, В.И. Лебедев отмечают, что сочинения по картине являются одним из наиболее распространенных видов сочинений в школе. Они подразделяются на несколько вариантов: сочинение на основе сюжета картины, описание пейзажа, использование картины в качестве введения или заключения сочинения, проведение сочинений, где несколько картин сравниваются по какому-либо признаку, а также сочинения с грамматическим заданием.
Использование картин на уроках русского языка и литературы позволяет достигать следующих целей: обучение учащихся видеть и понимать содержание картин, развитие логического мышления при составлении описания или передачи сюжета картины, умение выделить главное и определять второстепенное, определить отношения между частями картины, последовательное описание.
3. Методология исследования:
Исследование проводилось в форме наблюдений и анализа результатов учащихся при выполнении сочинений по картине. Учебный материал включал различные картинные произведения.
В процессе исследования преподаватель проводил занятия, целью которых было научить учащихся «читать» картину, выделять ее художественные возможности и передавать их в языковой форме.
4. Результаты исследования:
Анализ результатов учащихся показал, что использование картин в обучении сочинению способствует развитию их наблюдательности, логического мышления и творческого подхода к составлению текстов. Учащиеся также проявляли интерес к процессу написания сочинений и активно взаимодействовали с картинами.
Исследование позволило выявить ряд педагогических задач, стоящих перед учителем при проведении занятий по написанию сочинений по картине. Кроме того, были определены основные методики обучения, которые могут быть применены для эффективного использования картин в процессе обучения русскому языку и литературе.
Заключение:
В результате исследования было показано, что использование картин при обучении сочинению является эффективным методом, способствующим развитию учащихся. Картинная история позволяет учащимся смотреть, анализировать и осмысливать произведения искусства, а также успешно передавать свои наблюдения и эмоции в письменной форме.
Дальнейшие исследования в этой области могут быть направлены на изучение степени влияния использования картин в обучении сочинению на развитие речевых способностей учащихся и более глубокий анализ методов обучения данному виду письма.
Развертка исследования
Прочесть картину, значит понять творческий замысел художника, чутко воспринять язык живописи как искусства «зримых образов», «говорящих» красок, света и тени и, поняв все это, раскрыть содержание и идейный смысл картины.
В связи с этим большое значение имеет отбор картин. Начинать работу целесообразно с жанровых картин, интересных по тематике, близких и доступных детям, несложных в композиционных отношениях.
В VI классе на уроках литературы учащиеся получают представление об описании, и знакомство с пейзажной живописью становится для них наиболее необходимым.
Подготовкой к работе над картиной-пейзажем может служить анализ картины сюжетного характера, при рассмотрении которой обращается внимание и на пейзаж.
Выбрав для урока картину, преподаватель сам внимательно рассматривает ее, устанавливает, какова тема, идейное содержание картины, какими средствами художественной выразительности пользуется художник, раскрывая свой замысел.
Система вопросов, которые намечает затем преподаватель, обеспечивает последовательность в раскрытии содержания картины, глубину анализа, внимание к главному, основному, помогающему понять замысел художника. Формулируя вопросы, преподаватель предусматривает также и необходимость направлять учащихся в процессе беседы на целесообразное использование тех или иных лексических и грамматических средств для раскрытия темы данной картины; учитывает возможные трудности употребления в речи отдельных слов и выражений, построения предложений и намечает пути их преодоления.
В методике обучения сочинения по картине можно наметить три этапа:
I. Подготовка преподавателя к уроку по картине.
- Выбор картины с учетом возраста учащихся, степени подготовленности класса и цели, поставленной преподавателем.
- Изучение содержания картины.
- Знакомство с биографией, творчеством художника, историей создания картины и средствами реализации замысла художника.
- Формулировка вопросов для беседы.
- Составление плана урока.
II. Урок обучающего сочинения по картине (типа описания виденного).
1. Ознакомление учащихся с темой и целью работы.
2. Вступительное слово преподавателя о художнике (его творческом пути и отдельных произведениях) или беседа, содержание и объем которой определяется уровнем подготовленности класса, степенью трудности восприятия картины, наличием литературы по данному вопросу.
3. Молчаливое рассматривание картины.
4. Беседа по поводу картины с одновременным анализом ответов учащихся.
5. Коллективное или самостоятельное составление плана сочинения в зависимости от подготовленности класса.
6. Устное сочинение одного-двух учащихся с последующим рецензированием его другими учащимися со стороны содержания и языкового оформления (такой анализ может быть сделан и преподавателем).
7. Выяснение написания некоторых слов и выражений.
8. Самостоятельная письменная работа учащихся над сочинением по картине.
III Анализ сочинений учащихся и исправление допущенных в них ошибок.
Конспект урока сочинения по картине
Сочинение по картине В.Д. Поленова «Первый снег» («Ранний снег»)
Цель: способствовать формированию умения описывать картину
Задачи: Образовательные: — научить писать сочинение по картине.
Воспитательные: — Воспитывать самостоятельность и творческую активность ребенка.
Развивающие: – развивать мыслительные операции; – развивать речь учащихся.
Оборудование и литература: картина В.Д. Поленова «Первый снег» («Ранний снег»), тетради, музыка П.И.Чайковского «Времена года. Ноябрь
Ход урока:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Примечания |
1. Организация класса на работу. |
1. Слово – приветствие. Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении.
2. Слово – инструктаж. 3. Сообщение темы и цели урока. — Сегодня мы будем писать сочинение-описание по картине. — В чем особенность сочинения-описания?
4. Сообщение типа текста. -Ваше сочинение по типу текста будет описание. — В чем особенность текста-описания? |
— Описание картины и общее впечатление от нее.
— Это текст, цель которого состоит в описании внешнего вида предмета. |
2. Подготовка к знакомству с источником речи |
а) — Какой сейчас месяц? — К какому времени года относится ноябрь? — Какие изменения происходят в природе, характерные поздней осени? Небо, солнце, осадки, почва – неживая природа Деревья, люди – живая природа. б) Упражнения при подготовке к сочинению. — Подберите к словам признаки поздней осени. Осень: золотая, ранняя, дождливая, хмурая, поздняя. Небо: яркое, серое, мрачное, голубое, ясное. Ветер: ласковый, резкий, порывистый, холодный, пронзительный. Снег: мокрый, серый, первый. День: солнечный, пасмурный, морозный, серый. в) — Прочитайте отрывки из произведений о поздней осени, приготовленные вами дома. (6-7 человек). г) – Прочитайте стихи об осени, подготовленные дома. Обратите внимание на слова, которые характеризуют именно позднюю осень. д) – Чем поздняя осень отличается от золотой осени? (красками) — Вы хорошо поработали дома, ваш материал могут использовать другие дети в своих работах. |
Ноябрь к поздней осени
дождливая, хмурая, поздняя. серое, мрачное порывистый, пронзительный первый пасмурный, серый |
3. Знакомство с источником речи [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/analiz-sochineniya-po-russkomu-yazyiku-klass/ |
— Молча рассмотрите картину, полюбуйтесь ею, подумайте над ее содержанием. |
Рассматривание картины под музыку П.И.Чайковского «Времена года. Ноябрь |
4. Анализ первичного восприятия. |
— Какое время года изображает художник? Назовите признаки поздней осени. Опишите берега реки. — В каких красках нарисована картина? — Почему выбраны такие краски? — Какой день изображает художник?
— Какое настроение вызывает картина? — Почему даже без подписи мы могли бы догадаться, что изображен первый день осени, а не последний день весны? — Чем вам понравилась картина? |
пасмурный осенний день, тучи тяжелые, серые, мутные грустное, печальное, тихую грусть краски неба, кустов, берегов реки и т.д. |
5. Языковая подготовка |
а) Подберите синонимы к словам: художник создает
картина б) Название каких цветов и оттенков можно употребить при описании? в) Найдите неточно употребленное слово и замените его. — Спокойно бежит/течет река . — Тяжелые свинцовые тучи стянули/затянули небо. г) Обратите внимание на правописание слов: здесь, справа, слева, рядом, вблизи, вдали, вверху. Составление плана — О чем напишем в начале сочинения?
I. Скромная русская природа. — Какие признаки поздней осени можно увидеть на картине? Обратите внимание на передний план картины: на реку, на то, как она поворачивает вправо и теряется среди бескрайних просторов, на ее берег, заросший небольшим лесом и кустарником, на дерево, одиноко стоящее в глубине. — Перечислите другие приметы поздней осени, характерные для пасмурного осеннего дня. Опишите небо, тучи, снег. — Озаглавьте второй пункт плана.
— Какое настроение вызывает эта картина? — Озаглавьте третий пункт плана. Составьте словосочетания к каждому пункту плана |
живописец, пейзажист, мастер кисти пишет полотно, репродукция
о том, что на картине изображена… поздняя осень, русская природа поздней осенью
II. Пасмурный осенний день тихую грусть вызывают картины поздней осени III. Настроение человека в дни поздней осени.
Примерный план. I. Скромная русская природа. Т ечет спокойно, поворачивает вправо, теряется среди просторов, листочки держатся, одинокое дерево II. Пасмурный осенний день. Тучи тяжелые, серые, мутные, сливается вдали, не пробивается сквозь мутную пелену III. Настроение человека в дни поздней осени. Тихая грусть |
6. Подведение итогов подготовительной работы |
— Теперь вы хорошо подготовлены к сочинению. Вы знаете, о чем писать, в каком порядке. Знаете многие слова, которые можно употребить. Каждый напишет о своих впечатлениях, вызванных картиной В.Д.Поленова «Первый снег». Старайтесь писать выразительно, красиво. При необходимости, обращайтесь к учителю с вопросом. |
7. Написание сочинения, редактирование текста |
Индивидуальная помощь учителя. |
каждым учащимся самостоятельно, запись описания картины Примерное сочинение. Родная русская природа. Спокойно течет река. Вдали она чуть поворачивает вправо и теряется среди бескрайних просторов. Ее пологий берег зарос небольшим лесом и кустарником. На кустах еще кое-где держатся листочки. В глубине стоит одинокое дерево. На землю лег первый снег. Тяжелые свинцовые тучи затянули небо. Вдали оно сливается с белыми полями. День стоит пасмурный, серый. Ни один луч солнца не пробивается сквозь мутную пелену. Тихую грусть вызывают картины поздней осени. |