Алгоритм сочинения

Сочинение

Разделы:

В связи с введением в 2006-2007 учебном году ЕГЭ во всех школах нашей страны, ученикам были предложены новые формы сдачи выпускных экзаменов. Теперь для успешной итоговой аттестации по русскому языку необходимо иметь не только теоретические знания по данному предмету, но и умение дать развернутый ответ в жанре эссе. Также все задания, которые предлагаются в части С — определить основную мысль текста, сделать языковой анализ и написать собственное сочинение-отклик на основную тему, — должны быть логично скомпонованы и композиционно правильно выстроены. Ведь отличие письменной речи от устной в том и состоит, что письменная речь всегда целенаправленна.

Задание открытого типа с развернутым ответом — это сочинение на основе предложенного текста. Оно проверяет сформированность у учащихся отдельных коммуникативных умений и навыков:

  • анализировать содержание и проблематику прочитанного текста;
  • комментировать проблемы исходного текста, позицию автора;
  • выражать и аргументировать собственное мнение;
  • последовательно и логично излагать свои мысли;
  • использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;
  • практической грамотности — оформления высказываний в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка.

Таким образом, третья часть экзаменационной работы проверяет состояние практических речевых умений и навыков и дает представление о том, владеют ли выпускники школы монологической речью, умеют ли грамотно излагать свою точку зрения, что немаловажно не только для успешной учебной деятельности, но и для дальнейшего профессионального образования и роста.

Зачастую ученики либо пересказывают текст, либо пытаются дать его полный лингвистический анализ. На самом деле надо понять основную мысль исходного текста, ведь именно от этого зависит раскрытие темы эссе. Выпускник также должен согласиться или не согласиться с мнением автора текста, привести ряд аргументов, доказывающих его позицию. В тексте сочинения должно быть место формулировке основной мысли исходного текста, анализ с объяснением использования этих языковых средств и объяснением того, как ученик понимает эти оттенки смысла. Должно найтись место и собственному мнению ученика, вступлению и заключению сочинения.

2 стр., 938 слов

Миниатюра. Прочитайте текст. Какова его основная мысль? Согласны ли вы с ней?

... - и медленно переходит в поздние сумерки и в ночь. Сочинение-миниатюра. Прочитайте текст. Какова его основная мысль? Согласны ли вы с ней? ... проходите слева! Высокое напряжение! Берегись! Граждане в нетрезвом виде в баню не пропускаются! Знакомо? А нравится? На горных тропах Таджикии: «Путник, будь осторожен, ты здесь - ...

Уже не первый год ученики нашей школы занимаются проектной деятельностью.

«Как написать эссе»

следующие вопросы:

  • История рождения литературного жанра эссе.
  • [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/algoritm-sochineniya/

  • Определения эссе.
  • Особенности эссе как литературного жанра.
  • [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/algoritm-sochineniya/

  • Разновидности эссе.
  • Подготовка к написанию эссе.
  • Структурная схема эссе.
  • Как написать эссе. Примеры эссе.
  • Памятка для учащихся при написании эссе.
  • Требования, предъявляемые к эссе.
  • Алгоритм написания эссе.

Цель данного проекта:

  1. Создать алгоритм написания эссе.
  2. Помочь выпускнику успешно сдать экзамены в форме ЕГЭ.

Вторичная цель

Задачи проекта:

  • изучить жанр эссе;
  • показать, как можно выражать своё личное восприятие текста;
  • самостоятельно размышлять по поводу услышанного, прочитанного, просмотренного;
  • развить читательскую и творческую активность.

Подготовительный этап к написанию эссе

  1. Внимательно прочтите текст, предлагаемый для написания эссе.
  2. Вспомните, что вы знаете об авторе.
  3. Найдите ключевые слова.
  4. Запишите объективные ключевые слова по группам.
  5. Отметьте стрелками связь или противопоставление объективных ключевых слов.
  6. Рядом с объективными запишите субъективные ключевые слова, отнеся их по смыслу.
  7. Найдите незнакомые или непонятные слова и установите их значение.
  8. Определите главную мысль высказывания (о чем оно?).

  9. Сформулируйте проблему текста в виде вопроса.
  10. Набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания.
  11. Подумайте, какие вы будете использовать литературные приемы, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.).

  12. Распределите подобранные аргументы и/или контраргументы в последовательности. Это будет ваш условный план.
  13. Изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили.
  14. Сформулируйте общий вывод работы и, если необходимо, отредактируйте ее.

Алгоритм написания эссе:

  1. Формулировка проблемы исходного текста.
  2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.
  3. Отражение позиции автора исходного текста.
  4. Собственное мнение учащегося, аргументы (1-2 аргумента).

  5. Заключение.

Комментарии к алгоритму:

1. Формулировка проблемы исходного текста.

Экзаменуемый обязательно должен сформулировать одну из проблем исходного текста. Для этого он может ответить на следующие вопросы: О чем рассказывается в тексте? Какие вопросы рассматривает автор? Какие проблемы поднимает? Какие вопросы волнуют писателя? и т.д.

3 стр., 1117 слов

Рассуждение , связанную с анализом текста (толкование значения слова)

... слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение ... что… Проиллюстрировать это понятие можно на примере текста (на примерах из текста). Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту. В тексте (фамилия автора) можно найти пример, подтверждающий правильность моего ...

АНАЛИЗИРУЕТСЯ (какая) проблема; проблема (чего); круг (каких-то) проблем; ДАЁТСЯ истолкование (чего); описание (чего); критика (чего); критическая оценка (чего); характеристика основных черт (чего); ИЗЛАГАЕТСЯ история (возникновения, формирования, зарождения, развития, создание (чего)); ИССЛЕДУЕТСЯ комплекс (каких) вопросов; процесса (чего); влияние (чего на что); зависимость(чего от чего); применение (чего в чём)

2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

В этой части сочинения излагается собственная позиция по тем вопросам, которые были затронуты автором исходного текста. Комментарий к сформулированной проблеме – это необходимая часть сочинения-рассуждения, в которой ученик показывает, насколько глубоко и полно он понял эту проблему.

Комментарий может быть:

  • текстуальным, т. е. объяснять текст, следовать за автором в раскрытии проблемы;
  • концепционным, т.е. представить собственное мнение с опорой на предложенный текст.

3. Отражение позиции автора исходного текста.

Выпускник должен правильно сформулировать авторскую позицию по прокомментированной проблеме, а также назвать языковые средства выразительности, помогающие автору выразить свои мысли, оценить употребление языковых средств с точки зрения мотивированности в контексте, т.е. объяснить их роль в тексте, и привести примеры их использования в анализируемом тексте.

Возможные опорные выражения:

Автор даёт оценку (чему)

Автор выявляет сущность (чего)

Автор излагает свой подход (к чему)

Автор исходит из того, что

Автор показывает собственное понимание (чего)

Автор считает правомерным (что)

Автор разграничивает понятия (чего)

Автор обращает внимание на то, что

Приведенные примеры автор характеризует как

По мнению автора

Автор убедительно доказывает (что)

Определяя сущность и место (чего в чём), автор считает, что

Подчёркивая актуальность(чего), автор обращает внимание (на что)

По мнению автора, важное значение имеет (что)

4. Собственное мнение учащегося, аргументы (1-2 аргумента).

типы аргументов:

I. Логические

  • Факты
  • Выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы и т.д.)
  • Статистика (количественные показатели развития производства и общества)
  • Законы природы.
  • Положения юридических законов, официальных документов, постановлений и других нормативных актов, обязательных для выполнения.
  • Данные экспериментов и экспертиз.
  • Свидетельства очевидцев.

II. Иллюстративные

  • Конкретный пример, который берется из жизни, рассказывает о действительно имевшем место случае.
  • Литературный пример из общеизвестного произведения.
  • Предположительный пример (рассказывает о том, что могло быть при определенных условиях).

III. Ссылки на авторитет

  • Мнение известного человека – ученого, философа, общественного деятеля и т.п.
  • Цитата из авторитетного источника.
  • [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/algoritm-sochineniya/

  • Мнение специалиста, эксперта.
  • Мнение очевидцев.
  • Общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать, оценивать что-то в обществе.

Возможные опорные выражения:

Нельзя не согласиться с автором в том, что…

Трудно не согласиться с точкой зрения автора на проблему…

По моему мнению, злободневность этой проблемы в том, что…

Мне кажется, что автор не прав, утверждая, что…

Не совсем точной, на мой взгляд, является оценка автором (чего)

5. Заключение.

В заключение учащийся должен подвести итог сказанному, сделать выводы.

Возможные опорные слова: в заключение хочется отметить (подчеркнуть, обратить внимание); итак; таким образом).

Алгоритм написания эссе

1. Формулировка проблемы исходного текста.

2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

3. Отражение позиции автора исходного текста.

4. Собственное мнение учащегося, аргументы (1-2 аргумента).

5. Заключение.

Памятка для учащихся при написании эссе

Элемент структуры

% к общему объему работы

1. Проблема исходного текста.

10%

2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

10%

3. Отражение позиции автора исходного текста.

20%

4. Собственное мнение учащегося, аргументы. 2 аргументированных доказательства (опровержения), тезиса, выражающих ваше личное мнение (вашу позицию) и имеющих в своей основе научный подход.

40%

5. Вывод, содержащий заключительное суждение (умозаключение)

20%