На основе текста Паперного «Наедине с толпой»

Эссе

Сборник идеальных эссе по обществознанию

Наедине с толпой(1)Человек в условиях многолюдства – вот одна из самых животрепещущих тем нашего времени.(2)Человек не с ближним, а с группой, массой, тьмой ближних. (3)Наедине с толпой. (4)Давайте совершим прогулку по Москве и понаблюдаем, как ведёт себя человек-2014 в большом городе. (5)Редкая поездка по столице обходится без метро. (6)Высокие тяжёлые двери безостановочно хлопают. (7)Плотный паренёк, видимо распрекрасно настроенный, насвистывая что-то, толкает дверь ногой. (8)Богатырское движение! (9)Дверь отлетает, парень ловко проскакивает, но не придерживает её за собой, и она успевает хорошо стукнуть нерасторопную старушку. (10)Та пыталась было проскочить вместе с парнем, но, явно уступая ему в силе и ловкости, не успела.(11)По эскалатору мы спускаемся зигзагообразными перебежками. (12)Известно, что стоять надо справа, проходить слева. (13)Но рекомендация эта соблюдается не всеми, и приходится лавировать между стоящими «как надо» и «как не надо». (14)Вышли на платформу. (15)Приближается поезд. (16)Нам предстоит сесть в вагон. (17)Операция, казалось бы, немудрёная: сначала пассажиры выходят, затем – входят. (18)Но обратите внимание вон на ту женщину перед дверьми.

(19)Она не в силах удержать себя – дождаться, пока выйдет последний пассажир, и после каждого выходящего делает попытку проскочить в вагон. (20)Поэтому толпа выходит из дверей не плавно, а как-то судорожно – так выливается из опрокинутой бутылки густая позавчерашняя простокваша.(21)О том, уступать ли место женщине, мы здесь говорить не будем. (22)Картина, в общем, ясная: сидят главным образом мужчины. (23)А если женщины, то либо такие старые, что им уж не уступить невозможно, либо, наоборот, молодые, тренированные, занимающиеся, видимо, спортом, способные опередить и зазевавшегося мужчину. …(24) Итак, человек не с ближним, а наедине с толпой. (25)Может быть, тут вообще неуместно говорить о воспитанности? (26)Мы вынуждены много времени проводить в многолюдных местах, в условиях, далёких от комфорта, тут уж каждый пусть заботится о себе. (27)А по-моему, именно тут и проявляется истинная воспитанность. (28)Воспитанность в наши дни – это прежде всего не безупречность манер (хотя и это, конечно, тоже не минус), а внимание к окружающим. (29)Чем плотнее кольцо людей, сжимающее тебя, тем более внимательным и осторожным, терпеливым и предупредительным должен ты быть. (По З. Паперному)

Сочинение на основе текста Паперного «Наедине с толпой»

Передо мною на столе лежит текст Паперного «Наедине с толпой». Он затрагивает весьма актуальную для современных людей тему: человек в условиях многолюдства, человек не с ближним, а с группой, массой, тьмой «ближних». Наедине с толпой.

1 стр., 449 слов

Становясь частицей организованной толпы человек…

... устроили давку. В результате, погибло около 1000 человек и примерно столько же были ранены.Итак, этот пример показывает влияние толпы на человека и последствия этого. Еще одним примером может послужить ... индивидуальность в толпе. Действительно, интересы толпы могут быть губительны для личности. Человек слепо идет за толпой, теряя себя. Оценка. Сочинение оценено в 3 балла из 6. К1 — 1/1. Проблема в ...

Человек — существо социальное, он живет в обществе и неизбежно вступает в контакты со знакомыми и незнакомыми людьми. Автор тонко и точно подмечает особенности поведения некоторых людей в местах скопления масс, к примеру в метро. Парень ловко проскакивает в дверь, но не придерживает ее за собой, и

она успевает «хорошо стукнуть нерасторопную старушку».

Женщина пытается вскочить в вагон салюй первой: опередить всех — вот цель. Не только невнимательность и небрежность к окружающим, но и прямо-таки показная сосредоточенность на своей драгоценной персоне: пройти первой, успеть, втиснуться, сесть, устроиться с максимальным комфортом.

Все мы немного эгоисты. «Воспитанность в наши дни — это прежде всего не безупречность манер, а внимание к окружающим», — так считает Паперный. Человек должен быть внимательным и осторожным, терпеливым и предупредительным. В чем-то эта точка зрения, безусловно,

правильна.

Но моя позиция, хоть и во многом схожа, но все же отличается. Может, разница во взглядах обусловлена разницей поколений.

Может, просто сказывается характер. Несомненно, молодые люди, тинейджеры, по существующим моральным и этическим нормам должны постоять в вагоне или салоне, предоставив возможность сесть пожилым людям и женщинам. Но я всегда полагала, что нет правил без исключений.

Да, я могу постоять и тогда, когда есть свободные места, просто потому, что садиться не хочется; но если у меня был трудный день и я сильно устала, то я, не задумываясь, сяду. В конце концов, кто сказал, что «человек человеку брат»?

К тому же есть люди, которые по своему философскому пониманию жизни придерживаются стойкой позиции: «каждый сам за себя». Это, конечно, неплохо, но все-таки, мне кажется, элементарные вежливость и внимательность всегда и в любых ситуациях должны присутствовать хотя бы в минимальном объеме: люди не могут без общества, и не стоит отгораживаться от него своей отстраненностью. Люди в обществе должны сосуществовать вместе и не забывать повторяемое не первый век золотое правило: «Поступайте с другими так, как хотите, чтобы другие поступали с вами».

Даже если это касается всего лишь того, кто сядет на освободившееся место или кто первый войдет в вагон.

Текст ЕГЭ. З. Паперный. Тема: Человек и общество.

(1)Человек в условиях многолюдства – вот одна из самых животрепещущих тем нашего времени. (2)Человек не с ближним, а с группой, массой, тьмой ближних. (3)Наедине с толпой.

(4)Давайте совершим прогулку по Москве и понаблюдаем, как ведёт себя человек в сегодняшнем городе.

(5)Редкая поездка по столице обходится без метро. (6)Высокие тяжёлые двери безостановочно хлопают. (7)Плотный паренёк, видимо распрекрасно настроенный, насвистывая что-то, толкает дверь ногой. (8)Богатырское движение! (9)Дверь отлетает, парень ловко проскакивает, но не придерживает её за собой, и она успевает хорошо стукнуть нерасторопную старушку. (10)Та пыталась было проскочить вместе с парнем, но, явно уступая ему в силе и ловкости, не успела.

(11)По эскалатору мы спускаемся зигзагообразными перебежками. (12)Известно, что стоять надо справа, проходить слева. (13)Но рекомендация эта соблюдается не всеми, и приходится лавировать между стоящими «как надо» и «как не надо».

19 стр., 9035 слов

Формулируем проблему Можно (и это выигрышнее) начать с риторического ...

... согласна с мнением автора текста: благородного человека отличает искренняя любовь к людям, желание помогать им, способность сочувствовать, сопереживать, ... развития духовной составляющей человека. Сочинение №2 (по тексту Ю. Цетлина о благородстве) В наши дни благородный человек – большая ... и биосфера, столь же беззащитными перед напором так называемого технического прогресса оказываются такие понятия, ...

(14)Вышли на платформу. (15)Приближается поезд. (16)Нам предстоит сесть в вагон. (17)Операция, казалось бы, немудрёная: сначала пассажиры выходят, затем – входят. (18)Но обратите внимание вон на ту женщину перед дверьми. (19)Она не в силах удержать себя – дождаться, пока выйдет последний пассажир, и после каждого выходящего делает попытку проскочить в вагон. (20)Поэтому толпа выходит из дверей не плавно, а как-то судорожно – так выливается из опрокинутой бутылки густая позавчерашняя простокваша. (21)О том, уступать ли место женщине, мы здесь говорить не будем. (22)Картина, в общем, ясная: сидят главным образом мужчины. (23)А если женщины, то либо такие старые, что им уж не уступить невозможно, либо, наоборот, молодые, тренированные, занимающиеся, видимо, спортом, способные опередить и зазевавшегося мужчину…

(24)Итак, человек не с ближним, а наедине с толпой. (25)Может быть, тут вообще неуместно говорить о воспитанности? (26)Мы вынуждены много времени проводить в многолюдных местах, в условиях, далёких от комфорта, тут уж каждый пусть заботится о себе. (27)А по-моему, именно тут и проявляется истинная воспитанность. (28)Воспитанность в наши дни – это прежде всего не безупречность манер (хотя и это, конечно, тоже не минус), а внимание к окружающим. (29)Чем плотнее кольцо людей, сжимающее тебя, тем более внимательным и осторожным, терпеливым и предупредительным должен ты быть.

По З. Паперному

  • Подготовка к сочинению ЕГЭ
  • Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

Текст ЕГЭ по русскому языку / Человек и общество

0

  • admina
  • 0

Сочинение ЕГЭ. Что составляет предмет гордости мыслящего человечества? По тексту К.Г. Паустовского

Сочинение ЕГЭ о великих научных достижениях по тексту К.Г. Паустовского «Жизнь человеческая делится на огромные промежутки времени, на соединения многих эпох».

Исходный текст

Что составляет предмет гордости мыслящего человечества? Этот вопрос ставит перед нами К.Г. Паустовский, автор анализируемого текста.

Ответ на вопрос мы найдем в рассуждениях автора. Писатель размышляет о значимости первого полета человека в космос, который состоялся двенадцатого апреля 1961 года. Он пишет, что в этот день «началась новая эра в жизни человечества». К.Г. Паустовский чувствует большую гордость не только за «мужественного человека, о котором до исторического полёта почти никто не знал», но и за все мыслящее человечество. Автор подводит нас к мысли о том, что большие открытия поднимают мировое сообщество на новый уровень развития и доказывают величие разума.

Размышления К.Г. Паустовского о полете Гагарина заставили автора вспомнить еще одно впечатляющее событие, свидетелем которого ему довелось быть. Он рассказывает, «как ещё гимназистом бежал ранним утром под прохладными цветущими каштанами на ипподром за городом, где был назначен первый в нашем сухопутном мире полёт авиатора Уточкина». Автор вспоминает лицо Уточкина, слезы актрисы Пасхаловой, вальс, который играл военный оркестр. Мы понимаем, что это событие К.Г. Паустовский тоже считает знаковым для развития человечества, потому что оно свидетельствовало о достижениях ума, о величии людей.

9 стр., 4472 слов

«что такое внутренний мир человека» по тексту шаламова

... http://koreniz.ru/spravochnik/482_sochinenije-15-3-na-temu-chto-takoje-vnutrennij-mir-cheloveka/ Текст для сочинения 15.3 «Что такое ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА?» – Cдам русский язык! ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА «Что ... что внутренний мир – это отражение окружающей действительности через призму личностных переживаний человека. По тексту Долининой (178 слов) Внутренний мир – это отражение в человеке окружающей ...

Проанализировав текст, мне стало понятно мнение автора. Он считает, что гордость мыслящего человечества – это великие научные достижения и открытия. К.Г. Паустовский видит в них проявление силы ума и духа человека. Я согласен с мнением автора. Когда в мире происходят важные научные победы, распахивающие человечеству дверь в новый исторический этап, невозможно не испытать гордость за мировое сообщество. Ведь когда-то у нас не было тех вещей, которые мы сегодня считаем обыденными: лекарства, свет, интернет. Это все достижения человека!

В мировой истории есть множество примеров захватывающих открытий, которыми человечество гордится. Например, открытие инсулина Фредериком Бантингом в 1922 году, благодаря которому сахарный диабет перестал быть смертельной болезнью. Только подумайте: человеческий разум поборол смерть. Несомненно, это свидетельствует о величии человека как ученого.

Таким образом, научные открытия и достижения составляют предмет гордости мыслящего человека.

Подготовка к выполнению части с егэ по русскому языку , Наедине с толпой

(1)Человек в условиях многолюдства — вот одна из са­мых животрепещущих тем нашего времени.

(2)Человек не с ближним, а с группой, массой, тьмой ближних. (3)Наедине с толпой.

(4) Давайте совершим прогулку по Москве и понаблюда­ем, как ведёт себя человек-2003 в большом городе.

(5)Редкая поездка по столице обходится без метро. (6)Высокие тяжёлые двери безостановочно хлопают. (7) Плотный паренёк, видимо распрекрасно настроенный, насвистывая что-то, толкает дверь ногой. (8)Богатырское движение! (9) Дверь отлетает, парень ловко проскакивает, но не придерживает её за собой, и она успевает хорошо стукнуть нерасторопную ста­рушку. (10)Та пыталась было проскочить вместе с парнем, но, явно уступая ему в силе и ловкости, не успела.

(11) По эскалатору мы спускаемся зигзагообразными перебежками. (12) Известно, что стоять надо справа, про­ходить слева. (13) Но рекомендация эта соблюдается не все­ми, и приходится лавировать между стоящими «как надо» и «как не надо».

(14)Вышли на платформу. (15) Приближается поезд. (16)Нам предстоит сесть в вагон. (17)Операция, казалось бы, немудрёная: сначала пассажиры выходят, затем — входят. (18)Но обратите внимание вон на ту женщину перед дверьми. (19)Она не в силах удержать себя — дождаться, пока выйдет последний пассажир, и после каждого выходящего делает по­пытку проскочить в вагон. (20)Поэтому толпа выходит из две­рей не плавно, а как-то судорожно — так выливается из оп­рокинутой бутылки густая позавчерашняя простокваша.

(21) О том, уступать ли место женщине, мы здесь гово­рить не будем. (22)Картина, в общем, ясная: сидят главным образом мужчины. (23)А если женщины, то либо такие ста­рые, что им уж не уступить невозможно, либо, наоборот, молодые, тренированные, занимающиеся, видимо, спортом, способные опередить и зазевавшегося мужчину.

(24)Итак, человек не с ближним, а наедине с толпой. (25)Может быть, тут вообще неуместно говорить о воспитан­ности? (26)Мы вынуждены много времени проводить в мно­голюдных местах, в условиях, далёких от комфорта, тут уж каждый пусть заботится о себе. (27)А по-моему, именно тут и проявляется истинная воспитанность. (28)Воспитанность в наши дни — это прежде всего не безупречность манер (хо­тя и это, конечно, тоже не минус), а внимание к окружаю­щим. (29)Чем плотнее кольцо людей, сжимающее тебя, тем более внимательным и осторожным, терпеливым и преду­предительным должен ты быть.

8 стр., 3749 слов

Текст книги «Письма о добром»

... литературу. Не бросайтесь только на каждую модную книгу. Не будьте суетны. Суетность заставляет человека безрассудно тратить самый большой и ... или бессознательное) в себе склонности к «диагональному» просмотру текстов или к различного вида скоростным методам чтения. «Скоростное чтение» ... чтению научил меня в школе мой учитель литературы. Я учился в годы, когда учителя часто вынуждены были ...

(По 3. Паперному)

Какое утверждение, отражающее точку зрения авто­ра, есть в тексте в виде прямого высказывания?

  1. В толпе, среди множества людей, человек не должен те­рять своей индивидуальности.
  2. В общественном транспорте, где люди вынуждены прово­дить большую часть времени, нет условий для демонст­рации «хороших манер».
  3. Истинная воспитанность человека проявляется именно в условиях многолюдства.
  4. Сейчас воспитанных людей стало меньше, чем раньше.

Текст №3

  1. — Наденька, так вы меня любите? — спросил я.
  2. — Люблю, конечно, люблю,— ответила Надя.
  3. От прилива внезапного счастья я вскочил и принялся танцевать нечто вроде «Танца с саблями». (4) Потом подпрыгнул до потолка, задев люстру, выскочил на лестничную площадку и с разбегу налетел на уборщицу с ведром в ру­ках. (5) Вода разлилась, уборщица чуть не упала с лестни­цы. (6) «Ты что, ослеп?» — крикнула она, но я пронёсся мимо неё, как на крыльях. (7) Грубая женщина. (8) По­думаешь, лужа!.. (9) Знала бы она, что меня любит На­денька!

(10) Во дворе малыши строили замок из песка. (11) Пе­реполненный радостью, я вскочил на дворец, превратив его снова в груду песка. (12) «Дяденька, что вы делаете?» — за­чирикали мальчишки. (13) Я даже не повернул головы. (14) Глупые дети, что значит их замок на песке по сравне­нию с любовью моей Наденьки! (15) Любит, любит!..

(16) На автобусной остановке мне под ноги попалась ко­шёлка с овощами. (17) Я с ходу пнул её ногой, и по асфаль­ту весело заскакали зелёные огурцы, жёлтые яблоки и крас­ные помидоры. (18) «Бандит!..» — раздалось мне вдогонку. (19) Но я не удостоил хозяйку кошёлки даже взгляда, все мои мысли были о Наденьке.

(20) Задыхаясь от восторга, я стремительно летел в сто­рону берёзовой рощи. (21) Под желтеющими осенними деревь­ями на скамейке сидели несколько пенсионеров. (22) Я пробежался по их ногам, как по клавиатуре рояля: та-та-та-та-та-тинь-тинь. (23) «Держи хулигана!» (24) Эгоисты эти пенсионеры. (25) Разве трудно понять, что чувствует чело­век, которого любят!..

(26) Я влетел в рощу и, хмелея от бега и восторга, упал на зелёную душистую траву. (27) Ах, какое это счастье — любить и быть любимым, какое счастье!

(28) Вдруг я почувствовал, что по мне пробежал некто в ботинках с железными набойками, раздавив часы на моей руке. (29) Я мгновенно вскочил — и тут же полетел в пруд, сшибленный ещё кем-то, проносившимся мимо. (30) Как только я выбрался из воды, чьи-то пальцы стиснули мой нос так, что из глаз брызнули слёзы. (31) Вырвавшись, я схва­тил с земли здоровую палку. (32) «Ну, сейчас я покажу этим кретинам!»

(33) Но что я мог сделать! (34) Вокруг меня, обезумев­шие от счастья, скакали стада румяных молодых людей, выкрикивая разные женские имена и на разные лады по­вторяя: «Любит! Любит!..» (35) Оказывается, я был не оди­нок… (36) Любили и других.

1 стр., 484 слов

Что такое счастье? Текст «Люди должны быть …»

... строки повести понимаешь, что счастье для Андрея Соколова – быть нужным, иметь смысл жизни. Текст известного публициста помогает читателю по-иному посмотреть на ... на что готов был Данко ради людей. Читая М. Горького, понимаешь, что счастьем может стать и жертва ради других, ... В. Розов уверен: нельзя ждать, что «кто-то придёт со стороны и сделает тебе хорошую жизнь»! Финальные предложения текста -это ...

(Ю. Котлярский)

1. В каком предложении автор использует экспрессив­

1) 14 2) 18 3) 25 4) 34

2. Определите стиль и ведущий тип речи текста.

  1. разговорный стиль; описание
  2. публицистический стиль; рассуждение
  3. художественный стиль; повествование
  4. художественный стиль; описание

Текст №4

(1) Как-то я возвращался из поездки до Астрахани и обрат­но. (2) Теплоход современный, огромный, комфортабельный; на нём более трёхсот пассажиров. (3)Но не было ни одного, который оставался бы равнодушен при виде затопленных ле­сов и ободранных памятников архитектуры на берегах. (4)Не успевало скрыться из виду одно, когда-то красивое, здание с провалившейся крышей, как появлялось в поле зрения дру­гое. (5) И так все двадцать два дня путешествия. (6) Беда, ле­бедиными крыльями бьёт беда! (7) А ещё больше огорчало, ког­да мы вообще не видели здания, ещё недавно высящегося на берегу, но безжалостно снесённого под тем предлогом, что вид его из-за безнадзорности и запустения стал безобразен. (8) Это же вопиющая безответственность и бесхозяйственность! (9) Неужели нельзя приспособить погибающие церкви, старые усадьбы к нуждам окружающего населения или оставить их как памятники, знаки минувшего, покрыв только добротными крышами, предотвратив дальнейшее разрушение?! (10) Ведь почти все они довольно красивы, поставлены на самых видных местах. (11) Они плачут глазницами своих пустых окон, глядя на проплывающие дворцы отдыха. (12) И огорчало это реши­тельно всех. (13) Не было ни одного человека, которого зрели­ще уходящей культуры оставляло бы равнодушным.

(14) Мы не храним старину не потому, что её много, не потому, что среди нас мало ценителей красоты прошло­го, любящих родную историю и родное искусство, а потому, что слишком спешим, слишком ждём немедленной отдачи. (15) А ведь памятники старины воспитывают, как и ухожен­ные леса воспитывают заботливое отношение к окружающей природе.

  1. Нам необходимо ощущать себя в истории, понимать своё значение в современной жизни, даже если она частная, небольшая, но всё же добрая для окружающих.
  2. Каждый может сделать что-то доброе и оставить по себе добрую память. (18) Хранить память о других — это ос­тавлять добрую память о себе.

(Д. Лихачёв)

1. Какое утверждение отражает одну из мыслей текста?

  1. Забота о разрушающихся памятниках культуры — не­ позволительная роскошь для государства.
  2. Памятники старины не имеют большого воспитательного значения.
  3. Вид уходящей культуры оставляет людей равнодушными.
  4. Чтобы быть сопричастным истории, нужно хранить па­мять о прошлом, интересоваться им.

Текст №5

(1)До последнего своего часа Пушкин собирал книги. (2)В самые луч­шие, светлые годы, «в изгнанье, горести, разлуке…» — всегда они были неразлучны с поэтом.

(3)Любовь к чтению возникла ещё в детские годы, во время учения в Лицее.

(4)Лицейская библиотека была богата. (5)В её шкафах хранились луч­шие творения мировой и отечественной классики, обильно были пред­ставлены выходившие в то время журналы.

(6)Здесь на протяжении шести лет, питая душу чтением, провел не­мало счастливейших часов среди книг и друзей юный Пушкин.

2 стр., 759 слов

«Вещи и книги» (по тексту Л.Лиходеева)

... уверен в том, что вещи- это материальная подпитка человека, а книги- это духовное насыщение человека. Нельзя не согласиться с автором данного текста. По-моему мнению, Л. Лиходеев совершенно четко отразил ... общую черту ,я бы хотел отметить, что у вещей и книг разные назначения в жизни у человека, что вещи нам служат, а книги воспитывают. Я еще хочу обязательно сказать о том, ...

(7)В Лицее родилась и мечта о собственной библиотеке.

(8)Однако лишь во время ссылки в Одессе опальный поэт стал соби­рать книги.

(9)В книге поэта интересовало всё: и пламенное слово, и бумага, и шрифт, и «одежда». (10)Но, конечно, прежде всего он ценил живую мысль, новое слово. (11)06 этом свидетельствует пушкинская библиотека, её подбор.

(12)Эта библиотека уцелела до наших дней не полностью. (13)Но и то, что сохранилось, поражает огромным разнообразием. (14)Ныне она находится в Пушкинском Доме.

(15)А с чего начинается у каждого из нас первая книжная полка? (16) Наверное, с нескольких томиков.(17)С нескольких десятков приобретённых на первых порах книг, которые кажутся случайным, беспо­рядочным собранием. (18)Проходит время. (19)Наша библиотека попол­няется. (20)Теперь, правда, берётся уже не всё, а только то, что отвеча­ет интересам ума и души. (21)Невидимая нить связывает одну за другой книги в единое целое, и складывается постепенно, как у Пушкина, биб­лиотека, определяются главные пути подбора книг.

(22)В любую эпоху, в любые времена полезное занятие — собирать хорошие книги, но главное — чаще обращаться к ним. (23) Ведь ещё наши предки говорили тем, кто покупал много книг: «Не в библиотеку клади, а в душу».

(Б.С. Горбачевский)

1. В чём, по мнению автора текста, прежде всего состоит смысл подбо­

  1. Для удовлетворения интересов вкусов, моды.
  2. Чтобы собрать больше книг разнообразных авторов.
  3. Чтобы чаще обращаться к лучшим творениям мировой и отечественной классики.
  4. Чтобы собрать библиотеку, подобную библиотеке Пушкина.

Текст №6

(1) Научный труд требует общей интеллигентно­сти человека. (2) И эта общая интеллигентность че­ловека дается главным образом гуманитарными науками. (3) Почему? (4) Потому что искусство, искусство слова, живописи, какое угодно искусство, основано на интуиции и воспитывает интуицию, а без интуиции не могут обойтись и естественные науки, и математика.

(5) Интуиция — в основе все­ го, это то, что не может быть заменено никакой компьютерной машиной, а художественное творчество больше всего воспитывает интуицию.

(6) Ведь недаром, скажем, Эйнштейн вдохнов­лялся творчеством Достоевского. (7) Мне приходи­лось разговаривать с Романом Осиповичем Якобсо­ном. (8) Он говорил, что перед написанием какой-либо филологической работы он любил рассматри­вать живопись Ларионова или Гончаровой. (9) У него были определенные интересы в живописи. (10) К «своим» художникам он относился, как к вдохновляющему началу, хотя работал совсем в другой области.

(11)Математики не случайно занимаются музы­кой, любят музыку. (12) Даже возьмем такой при­мер: талант человека в одной области сказывается и в другой. (13)Скажем, Пушкин — великолепный художник. (14) Лермонтов — тоже художник. (15) Достоевский, как сейчас выясняется, был заме­чательным портретистом. (16) Таким образом, гу­манитарные науки очень важны. (17) То, что в школе на них уменьшают часы, это плохо. (18) Гу­манитарные науки должны прежде всего воспитывать понимание искусства, понимание истории и учить нравственности.

4 стр., 1581 слов

«Описание внешности человека» — примеры текстов

... и красивая подруга. Рассказ о внешности друга Пример сочинения: описание друга для 7 класса по русскому языку и ... составит труда познакомиться с понравившимся человеком ... называть людей в тексте ... и неожиданными историями. Я люблю Юлю за её безграничное чувство юмора. У моей подруги есть интересная особенность характера — она всегда готова рассмешить окружающих людей своими историями, миниатюрами, ...

(Д. С. Лихачев )

1.Какое утверждение отсутствует в тек­

  1. Любое научное исследование опирается пре­жде всего на интуицию.
  2. В школе не должны сокращать часы, отведен­ные на гуманитарные предметы.

3) Точные и естественнонаучные дисциплины оказывают такое же влияние на формирование лич­ности, как и гуманитарные науки.

4) Талантливый человек, как правило, талантлив и в других областях науки или искусства.

2. Какая тема не затрагивается в этом

тексте?

1) Влияние гуманитарных наук на формирование «общей интеллигентности человека».

2) Недостаточное внимание к гуманитарным дисциплинам в школе.

3) Роль художественного творчества в воспита­нии интуиции.

4) Преимущество гуманитарного образования перед естественнонаучным.

Текст №7

(1) В юности узнать о жизни из книг можно го­раздо больше, чем из самой жизни. (2) Это чуткая пора, когда оформляется и расправляет крылья соз­нание, когда мысль ищет ответа на извечные гамле­товские вопросы, — так где же, как не в литературе, искать в эту пору молодому человеку ответа, как жить ему в обществе, как обрести счастье, как нау­читься любить. (3) Ведь и любовь доступна не каж­дому. (4) Это чувство требует духовной тонкости, психологической гибкости и, если хотите, опреде­ленной эмоциональной культуры. (5) Когда всеве­дущий обыватель бубнит, что «дурацкое дело не­хитрое», то, как вы сами понимаете, речь идет не о любви, а совсем о другом. (6) Любовь — прекрас­нейшее состояние в нашей жизни, помогающее по­нять себя и других, природу в движении, красоту добра и самоотверженности — целый мир. (7) А прекрасному надо учиться и ценить его, подобно тому, как надо научиться чувствовать высокую му­зыку, философскую или лирическую глубину худо­жественного полотна, рвущуюся в небо стрельча­тую готику соборов или причудливые раковины архитектуры рококо, пластический язык скульпту­ры.

(8) Наверное, раз в год в Москве исполняют «Рек­вием» Моцарта. (9) Совершенно незнакомые между собой, но объединенные единым чувством люди от­кровенно плачут в том эпизоде, где оборвалась жизнь великого композитора, эта часть так и называется — «слезная». (10) Но есть среди слушателей и такие, что сюда из побуждений суетных либо престиж­ных и с душной мукой скуки ждут не дождутся окон­чания вещи, искусственно выдерживая на лице подо­бающее моменту выражение сосредоточенной скорби. (11) Дело не в том, что они лгут себе и окружающим, дело в их драматичной эмоциональной необразован­ности. (12) Бойтесь, панически бойтесь этой духовной пустоты, ибо она страшно обедняет нас, отнимает у жизни половину красок, половину красоты, как, впро­чем, порождает и равнодушие к литературе.

(13) И Лев Толстой говорил о музыке, после ко­торой «необходимо совершать необыкновенные по­ступки». (14) Здесь обнажается причинно-следственная связь между нашими действиями и на­шим сознанием. (15) Красота и культура формируют и лепят душу, чистое и здоровое миропонимание, не могут вести к дурным поступкам и никогда не сми­рятся с серой и бездеятельной жизнью. (16) Но по­ступки — это следствие. (17) Поэтому с младых лет надо самому заботиться о строительстве своего ду­ховного «я», и среди других «строительных материа­лов», создающих одухотворенный континент мысли и чувства (формы, линии, цвета, музыкальной фра­зы), полновесное и животрепещущее Слово стоит, безусловно, на первом месте. (18) Именно оно как проводник, готовый всегда прийти на помощь, осу­ществляет связь времен, пространств и поколений.

2 стр., 773 слов

Сочинение рассуждение книга наш друг и советчик 5 класс

... верного друга и безотказного советчика. Давайте в нашем сочинении порассуждаем, почему книга наш друг и советчик, и так ли это на самом деле? Книга наш друг и советчик Сложно найти человека, который бы за всю свою жизнь не ... мои книжные друзья — рассказчики на самые разнообразные темы, поэтому с книгами мне не скучно. Роль книги в жизни человека огромна. Она выполняет функцию воспитания и развития. С ...

(19) И пониманию прекрасного надо учиться. (20) Еще Сократ сказал: «Прекрасное — трудно».

(Ю. Бондарев)

1. Какая тема остается вне поля зрения

  1. Что такое любовь?
  2. Роль художественного слова в формировании духовного мира человека.
  3. Что такое культура?
  4. Юность — важный этап человеческой жизни.

2. В каких предложениях сформулирова­

Текст №8

(1) Домашнее чтение вслух очень сближает. (2) Когда вся семья вместе несколько вечеров подряд читает одну книгу, это невольно влечёт за собой обмен мыслями. (3)Если это книга большая и её читают долго, она превращается в дру­га семьи, её герои оживают и входят в наш дом.

(4)Когда я смотрю на книги, что стоят у нас на полках, я могу их мысленно разделить на несколько отделов: насто­ящие фолианты, сочинения классиков, современные книги, справочники, словари, учебники и так далее. (5)Но я могу мысленно собрать вместе на особую полку книги, которые мы читали вместе и вслух. (6) Их мы знаем, помним, лю­бим, как никакие другие.

(7)Как же выбрать время, чтобы несколько членов семьи могли сразу собраться за столом? (8) Не выбрать времени? (9) Находится же оно для того, чтобы вместе смотреть теле­визор! (10) Разве мы не просиживаем перед ним иногда ча­сами, даже когда ничего особенного не показывают? (11) Страница книги — это огромный экран, который и не «снился» самому лучшему телевизору!

(12) Советую вам, прошу вас, уговариваю — попробуйте! (13) Попробуйте читать дома вместе и вслух! (14) Было же что-то такое в совместном домашнем чтении, если о нём с волне­нием и благодарностью вспоминают люди разных поколений.

(15) Когда книгу читает вслух кто-нибудь из домашних, то, что происходит на её страницах, отражается на лицах всех, кто собрался за столом. (16) Все чувства усиливаются и обостряются. (17) А тот, кто уже раньше читал эту книгу, читая её теперь своим близким, испытывает радость, приоб­щая их к тому, что ему дорого, делясь тем, что принадле­жало ему одному и чем он теперь одаривает других. (18) Словом, попробуйте, и я надеюсь, я уверен: вы не по­жалеете об этом.

(С. Львов)

1. Какое утверждение отражает одну из мыслей текста?

  1. Домашнее чтение вслух делает семью более дружной и крепкой.
  2. Выбрать время для совместного чтения книг в кругу семьи очень трудно.
  3. Чтение — занятие более скучное, чем просмотр телепередач.
  4. Читать вслух следует только ещё не читанные вами книги.

Текст №9

(1)В чём смысл нашего общения с искусством, литерату­рой?

(2) Во-первых, в том, что мы начинаем наслаждаться бо­гатством собственной личности, которая нам вдруг открыва­ется. (3)Это бесконечно далеко от эгоизма, от погружения в себя. (4) Это постижение в себе того нового, высокого, что раньше было как бы зашторено…

(5)Но это не всё: смысл общения с литературой, искус­ством и в том, что мы делаемся богаче ещё на одну жизнь, на жизнь художника, который это создал. (6) Я написал сей­час «ещё на одну жизнь». (7)Но нет! (8)Не на одну, а на миллион жизней, потому что художник выразил, высказал то, что волновало миллионы его современников. (9) В его симфонии, картине, романе надежда, тоска, боль, радость миллионов людей. (10) Поэтому и становимся мы богаче на миллион жизней. (11) Наши сердце и ум наполняются ду­ховным опытом веков и поколений…

(12) Хороший читатель — соавтор писателя. (13) Его ду­ховная жизнь, соприкасаясь с миром Пушкина, Стендаля или Толстого, окрыляется, и он видит то, чего не видел раньше. (14) А ведь ради этого и работает писатель. (15) Что­бы научить видеть.

(16)Я написал сейчас «духовная жизнь». (17)А доступ­на ли она любому человеку?..

(18) Формы духовной жизни, как и формы творчества, бесконечно разнообразны. (19) Духовная жизнь — это обще­ние с людьми, искусством, осенним лесом и с самим собой. (20) Мы духовны, когда беседуем о чём-то дорогом с товари­щем, доверяя его уму и сердцу. (21) Мы духовны, когда улыбаемся человеку, чувствуя, что он одинок, и когда наслаждаемся тишиной вечерних полей. (22) Мы высоко духовны, когда чувствуем бесценность жизни и хотим оста­вить в мире скромный отпечаток собственной личности… (23) И мы духовны, когда, перечитывая любимый том, по­нимаем его по-новому.

(Е. Богат)

1. Какая проблема осталась за рамками текста?

  1. Взаимоотношения читателя и писателя.
  2. Смысл общения человека с искусством.
  3. Доступность духовной жизни каждому человеку.
  4. Соотношение между старыми и новыми формами творчества.

Текст №10

(1) Ничто не предоставляет таких возможностей для раз­вития личности, как культура. (2) И в науке, и в культуре в целом всегда сокрыта универсальная тайна наших способ­ностей, их происхождения, их начальной энергии, которая, очевидно, так и останется тайной.

  1. Мы знаем, что способность созидать сочетается в че­ловеке со способностью разрушать, что наряду с культурой, которая для нас истинна и нам во благо, давно уже параллельно развивается псевдо- или антикультура, результат которой — апокалипсис, гибель человека и самой природы.
  2. Тем более необходимо в наше время — время высочайшего развития науки и техники — разобраться, под каким знаком культуры этот уровень достигнут теми или иными людьми. (5) Что они представляют — культуру или антикультуру?

(6) Выдающиеся люди оказывают непрерывное воздействие на наш духовный мир, влияют на повседневную, элементар­ную оценку того, что происходит рядом с нами. (7) Нам нужно понять, что вокруг нас хорошо и что плохо. (8) Оши­биться в этой оценке нам никак нельзя.

(9) Однако такое распознание отнюдь не просто, не эле­ментарно. (10) Псевдокультура ни словом, ни жестом может и не отличаться от культуры, но делом, но последствием слова — отличается. (11) Теперь-то мы знаем, что далеко не всегда время исправляет ошибки, оно, вопреки истине, мо­жет многократно их повторять и усугублять.

(12) Наше же время такое, что каждая ложь, каждая даже невольная ошибка дополняют и усиливают ошибку глобаль­ную, умаляя и ослабляя при этом культуру истинную, умаляя и ослабляя то достоинство человека и человечества, которые только и могут быть апокалипсису противопоставлены.

Сочинение и его анализ

Цель: написать сочинения-рассуждения с последующим обсуждением работ.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Работа по группам (реализация групповых домашних заданий): разбор подготовленных вопросов по фонетике, словообразованию, лексике, морфологии, синтаксису (всего 5 вопросов).

II. Комментарии учителя к выполнению части III

Прежде всего, внимательно прочитаем задание. Работа должна обязательно опираться на текст, но не являться простым его пересказом, иначе сочинение не будет оцениваться.

Для сочинения выдается отдельный бланк, на котором вы разместите свою работу объемом со средний диктант (не менее 150 слов, включая служебные).

Объем вашего сочинения должен быть сопоставим с объемом авторского текста (в тексте 3. Паперного «Наедине с толпой» около 320 слов).

Вам могут помочь уже выполненные задания, относящиеся к тексту.

Сочинение необходимо писать аккуратно, разборчивым почерком. Эта часть теста ЕГЭ проверяется несколькими экспертами, а не компьютером. Если вы знаете, что ваш почерк, кроме вас, разобрать могут лишь единицы, лучше пишите печатными буквами.

Необходимо выявить одну из проблем, поставленных автором, и выразить собственную точку зрения по отношению к этой проблеме. Постарайтесь понять позицию автора: что он утверждает, что отвергает, к чему призывает. Выскажите свое мнение. Не значит, что вы должны обязательно во всем соглашаться с автором, однако ваше мнение должно быть аргументированным. Не обязательно отыскивать все языковые средства, стилистические приемы, которые только встречаются в тексте. Достаточно назвать два-три явления, привести яркие примеры к ним с непременным объяснением их роли в тексте. Остановитесь на тех, которые проясняют авторскую позицию, выявляют проблему, поставленную автором.

Задание формулируется примерно так:

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт (учитываются первые три аргумента).

Объем сочинения не менее 150 слов.

III. Написание сочинения-рассуждения