Алгоритм сочинения

Сочинение

Развернутое задание на экзамене в форме сочинения — это важная проверка умений и навыков учащихся. В частности, такое задание требует от учеников анализировать текст, комментировать его проблемы, выражать собственное мнение, последовательно и логично излагать свои мысли, использовать разнообразные грамматические формы и богатое лексическое наследие русского языка, а также придерживаться орфографических, пунктуационных и грамматических норм.

Эти навыки имеют большое значение не только для успешной сдачи экзамена, но и для будущего образования и профессионального роста. Умение владеть монологической речью и грамотно излагать свою точку зрения — неотъемлемая часть успешной учебной деятельности и последующей карьеры.

История рождения литературного жанра эссе

Определения эссе

Особенности эссе как литературного жанра

Разновидности эссе

Подготовка к написанию эссе

Структурная схема эссе

Как написать эссе. Примеры эссе

Памятка для учащихся при написании эссе

Требования, предъявляемые к эссе

Алгоритм написания эссе.

Цель данного проекта:

  1. Создать алгоритм написания эссе.
  2. Помочь выпускнику успешно сдать экзамены в форме ЕГЭ.

Вторичная цель

Задачи проекта:

  • изучить жанр эссе;
  • показать, как можно выражать своё личное восприятие текста;
  • самостоятельно размышлять по поводу услышанного, прочитанного, просмотренного;
  • развить читательскую и творческую активность.

Подготовительный этап к написанию эссе

Алгоритм написания эссе:

**Формулировка проблемы исходного текста.** Экзаменуемый обязательно должен сформулировать одну из проблем исходного текста. Для этого он может ответить на следующие вопросы: О чем рассказывается в тексте? Какие вопросы рассматривает автор? Какие проблемы поднимает? Какие вопросы волнуют писателя? и т.д.

**Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.** АНАЛИЗИРУЕТСЯ (какая) проблема; проблема (чего); круг (каких-то) проблем; ДАЁТСЯ истолкование (чего); описание (чего); критика (чего); критическая оценка (чего); характеристика основных черт (чего); ИЗЛАГАЕТСЯ история (возникновения, формирования, зарождения, развития, создание (чего)); ИССЛЕДУЕТСЯ комплекс (каких) вопросов; процесса (чего); влияние (чего на что); зависимость(чего от чего); применение (чего в чём)

11 стр., 5242 слов

Лямзина т ю жанр эссе к проблеме формирования теории

... пути их решения. Отметим, что причины недостаточного внимания к теории и функционированию жанра эссе в отечественных и зарубежных исследованиях разнятся. Очевидного жанр эссе в русской литературе является относительно непродуктивным по ... ученым стремление ни на миг не покидать почвы реальных фактов и решать проблемы познавательного и практического характера. Вместе с тем он осмысливает факты таким ...

**Отражение позиции автора исходного текста.** Внимание should also be paid to the author’s position on the issue under consideration, and this should be compared to the formulation of the problem.

**Собственное мнение учащегося, аргументы (1-2 аргумента).** Экзаменуемый должен выразить собственное мнение по поводу проблемы исходного текста, а также привести 1-2 умозаключения или аргумента, подтверждающих его точку зрения.

**Заключение.** Здесь формулируется итоговая позиция, построенная на представленных аргументах.

2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

В этой части работы я высказываю свою точку зрения по вопросам, поднятым автором исходного текста. Комментарий к сформулированной проблеме является важной частью аргументативного текста, где я показываю, насколько глубоко и полно понял изложенную проблему.

Комментарий может быть:

  • текстуальным, т. е. объяснять текст, следовать за автором в раскрытии проблемы;
  • концепционным, т.е. представлять собственное мнение с опорой на предложенный текст.

3. Отражение позиции автора исходного текста.

В данной части необходимо корректно сформулировать позицию автора по обсуждаемой проблеме и указать языковые средства, помогающие автору выразить свои мысли. Также важно оценить использование языковых средств с точки зрения их мотивированности в контексте, обосновав их роль в тексте и приведя примеры их использования.

Возможные опорные выражения:

Автор даёт оценку (чему)

Автор выявляет сущность (чего)

Автор излагает свой подход (к чему)

Автор исходит из того, что

Автор показывает собственное понимание (чего)

Автор считает правомерным (что)

Автор разграничивает понятия (чего)

Автор обращает внимание на то, что

Приведенные примеры автор характеризует как

По мнению автора

Автор убедительно доказывает (что)

Определяя сущность и место (чего в чём), автор считает, что

Подчёркивая актуальность(чего), автор обращает внимание (на что)

По мнению автора, важное значение имеет (что)

4. Собственное мнение учащегося, аргументы (1-2 аргумента).

Типы аргументов:

  • Факты
  • Выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы и т.д.)
  • Статистика (количественные показатели развития производства и общества)
  • Законы природы.
  • Положения юридических законов, официальных документов, постановлений и других нормативных актов, обязательных для выполнения.
  • Данные экспериментов и экспертиз.
  • Свидетельства очевидцев.

II. Иллюстративные

  • Конкретный пример, который берется из жизни, рассказывает о действительно имевшем место случае.
  • Литературный пример из общеизвестного произведения.
  • Предположительный пример (рассказывает о том, что могло быть при определенных условиях).

III. Ссылки на авторитет

  • Мнение известного человека – ученого, философа, общественного деятеля и т.п.
  • Цитата из авторитетного источника.
  • [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/algoritm-sochineniya/

  • Мнение специалиста, эксперта.
  • Мнение очевидцев.
  • Общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать, оценивать что-то в обществе.

Возможные опорные выражения:

Нельзя не согласиться с автором в том, что…

Трудно не согласиться с точкой зрения автора на проблему…

По моему мнению, злободневность этой проблемы в том, что…

Мне кажется, что автор не прав, утверждая, что…

Не совсем точной, на мой взгляд, является оценка автором (чего)

5. Заключение.

В заключение учащийся должен подвести итог сказанному, сделать выводы.

Возможные опорные слова: в заключение хочется отметить (подчеркнуть, обратить внимание); итак; таким образом).

Алгоритм написания эссе

1. Формулировка проблемы исходного текста.

2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

3. Отражение позиции автора исходного текста.

4. Собственное мнение учащегося, аргументы (1-2 аргумента).

5. Заключение.

Памятка для учащихся при написании эссе

Элемент структуры

% к общему объему работы

1. Проблема исходного текста.

10%

2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

10%

3. Отражение позиции автора исходного текста.

20%

4. Собственное мнение учащегося, аргументы. 2 аргументированных доказательства (опровержения), тезиса, выражающих ваше личное мнение (вашу позицию) и имеющих в своей основе научный подход.

40%

5. Вывод, содержащий заключительное суждение (умозаключение)

20%

23.01.2009