Виды эстетической деятельности

Курсовая работа

Эстетическое и его роль в человеческой культуре

Эстетическое является всеобъемлющим понятием, которое отражает то общее, что свойственно эстетическим явлениям. Оно включает в себя объективно-эстетические элементы, такие как природа, общество, продукты материального и духовного производства, а также субъективно-эстетические аспекты, включающие эстетическое сознание, чувства, восприятие, потребности и идеалы.

Художественная культура является высшей формой эстетической культуры и связана с удовлетворением художественных потребностей личности, включая познавательные, нравственные, политические и духовные аспекты. Она проникает в глубинные слои духовной жизни человека.

Эстетическая деятельность

Эстетическое включает в себя изучение всех явлений действительности, обладающих совершенством. Оно также представляет собой грань практической деятельности, которая включает как материальное, так и духовное преобразование мира. Эстетическое освоение включает изменение природных и общественных явлений, а также формирование и утверждение личности.

В эстетическом освоении следует различать эстетическую деятельность, которая является частью материального и духовного производства, и самостоятельное эстетическое творчество, например, художественная деятельность.

Эстетические цели

Эстетические цели включают осознанное эстетическое начало в человеческой жизни. Эстетические потребности и идеалы совместно составляют духовный, субъективный компонент эстетического начала в человеческой жизни.

В заключение, эстетическое является важной составляющей человеческой культуры. Оно включает в себя объективно-эстетические и субъективно-эстетические аспекты, а также играет роль в формировании и удовлетворении художественных потребностей человека.

Эстетическая деятельность: основы и цели

Эстетическая деятельность является особой формой практически-духовного, социально-психологического освоения действительности, основанной на материально-практических освоениях. Она направлена на взаимодействие человека с окружающим миром, стремясь установить гармоничные отношения. Цели эстетической деятельности включают в себя нормы, которые представляют собой образцы желаемых гармонических отношений. В этих нормах отражается соотношение чувственно воспринимаемых отношений повседневной жизни с желаемыми существенными отношениями.

Эстетическое освоение действительности позволяет не только воспринимать явления и процессы в их повседневных формах, но и видеть их тенденции и возможности. Человек, занимающийся эстетической деятельностью, придает форму и видимость глубинным и существенным аспектам действительности. Он предвосхищает будущее и представляет должное как уже существующее. Таким образом, эстетическое освоение позволяет прогнозировать развитие действительности и оптимизировать условия человеческой деятельности.

37 стр., 18484 слов

Эколого-эстетическое воспитание школьников

... особенности человеческой деятельности - предметная общезначимая характеристика явления; эстетическая, эмоционально-оценочное отношение к явлению как выражение человеческого способа мировосприятия. Отсутствие способности эстетического видения природных объектов сказывается на неполноценности экологического сознания личности. Формирование эстетического ...

Эстетическая выразительность: единство и борьба противоположностей

Эстетическая выразительность является своеобразным проявлением закона единства и борьбы противоположностей. Она способна вызвать противоречивые эмоции и ассоциации чувственных образов и мыслей, которые в итоге объединяются в гармоничное целое. Эстетическая выразительность стимулирует разнообразие впечатлений и вызывает полифонию эмоций, когда различные голоса — чувственные образы, эмоции и мысли — сливаются в единый согласованный хор.

Эстетическая деятельность и ее продукты

Эстетическая деятельность объединяется с свободной деятельностью и создает продукты, которые удовлетворяют как простые естественные потребности, так и возвышенные человеческие потребности. Эстетическая деятельность возникает с самого начала развития человечества и тесно связана с материальной деятельностью. Мифы, обрядовые песни, танцы и изображения служили целям эстетической деятельности, позволяя обобщить деятельность и выразить мировоззрение, а также обеспечить эмоциональное и идейное единение личности с коллективом. Со временем искусство выделилось из утилитарных и религиозных функций, став самостоятельной отраслью духовного производства и потребления. Оно развивается как способ познания и воздействия на эмоции и идеи.

Наряду с искусством существуют специализированные виды эстетической деятельности:

  • Художественные промыслы
  • Некоторые виды архитектуры
  • Дизайн

Кроме того, эстетическое освоение осуществляется во всех видах человеческой деятельности, ибо везде при соответствующих условиях, человек применяет принципы эстетической целостности, целесообразности, гармонизации, выразительности.

Эстетическое освоение осуществляется и в политических, в правовых и в нравственных отношениях.

Введение

Наша реальность, так как она является нашей деятельностью и практикой, является чем-то движущимся и изменяющимся. Она постоянно развивается, подобно процессу творчества. Мы сами являемся частью этой творческой активности. Естественно возникает вопрос о том, как ощущать полноту развития нашей субъективности, которая соответствует практике. Ведь индивидуальное сознание должно чувственно ощущать себя в целостности данной реальности. Являюсь ли я полностью искомой частью этой действительности?

Мы можем рассматривать этот вопрос с разных сторон. Как взаимодействую я с другими людьми? Насколько точно я воспринимаю и понимаю межличностные отношения? Умею ли я определять свои цели, как большие, так и малые? Могу ли я свободно действовать в обществе, чтобы достичь этих целей? Взаимодействую ли я свободно с окружающими предметами человечества и так далее.

Когда начинаешь задумываться обо всем этом, вспоминаешь Канта и его тезис о необходимости достижения субъективной целесообразности. Понимание этого тезиса позволяет человеку чувствовать удовольствие при рассмотрении объекта. Но при этом не сам объект доставляет удовольствие, а осознание собственной субъективности относительно объективной реальности в целом.

22 стр., 10784 слов

Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства

... "Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства". Предмет исследования - использование средств искусства в эстетическом воспитании младших школьников. Объект исследования - эстетическое воспитание младших школьников. Цель - выявление возможностей искусства как средства эстетического воспитания. Гипотеза - эстетическое воспитание эффективно, если использовать в учебной деятельности ...

Когда я рассматриваю мир, мое сознание определяет индивидуальное, раскрывает его общую природу, объясняет его осуществление и определяет все его характеристики, связанные с нашей общей человеческой способностью создавать цели. Я чувственно анализирую свое отношение к этому объекту. Мои чувства и теории помогают мне определить объект в себе, но сам объект, сказал бы К. Маркс, весьма зависит от человеческого субъективного отношения к нему и взаимного отношения человека к человеку. Например, когда мы рассматриваем стул, ракету или атомный реактор, они живут для нас как объекты. Но без людей эти предметы становятся просто материальными сущностями. Они лишаются смысла и превращаются в бессмысленные абстракции.

Основная часть

Субъективность и социальные отношения

Таким образом, важно понять, как наше личное отношение и действия влияют на социальные отношения. Взаимодействуя с другими людьми, мы не только определяем наши собственные характеристики, но и влияем на определение других. Наше взаимодействие с окружающими людьми должно быть основано на взаимопонимании, эмпатии и сознательности в отношении других. Только так мы сможем принимать во внимание все оттенки взаимоотношений и эффективно работать вместе.

Целеполагающая деятельность и достижение целей

Не менее важно определить свои собственные цели и уметь действовать, чтобы достичь их. Целеполагание является важной составляющей нашей субъективности и способности к творчеству. Мы должны быть осознанными создателями своей реальности и уметь определять приоритеты и направление наших действий. Только так мы сможем реализовать свой потенциал и достичь поставленных целей, как больших, так и малых.

Взаимодействие с предметным миром

Наше отношение к предметам также является частью нашей субъективности. Мы ощущаем и оцениваем предметы, основываясь на своем опыте и взаимодействии с ними. Однако, как отмечал К. Маркс, предметы в нашем человеческом мире принимают значение исключительно через наше субъективное восприятие. Без нашего взаимодействия предметы становятся лишь материальными сущностями, лишенными значения и смысла.

Заключение

Таким образом, наше субъективное восприятие и взаимодействие с практикой являются важными аспектами формирования нашей реальности. Мы должны стремиться к достижению субъективной целесообразности, чтобы полноценно воспринимать и понимать мир в его объективной логике. Это позволит нам ощущать удовольствие и реализовывать свой потенциал в нашей индивидуальной и коллективной жизни. Каждая деталь взаимодействия с людьми и окружающим миром играет важную роль в формировании наших субъективных отношений и осознания нашей роли в этой действительности. Только осознающий человек способен создавать и понимать ценность и смысл вещей в нашем человеческом мире.

Литература

  1. Кант, И. Критика способности суждения. (1996).
  2. Маркс, К. Капитал. (2010).

Эстетическая деятельность: ощущение субъективной целесообразности

В данной работе рассматривается эстетическая деятельность, которая является неотъемлемой частью жизни каждого человека. Она проявляется в каждом нашем соприкосновении с предметным миром и позволяет нам ощутить субъективную целесообразность относительно действительности в целом.

2 стр., 532 слов

По цитате: «Большинство людей в действительности не хотят свободы, ...

... существует всего того что могло бы лишить человека свободы, например рабства, или разделения на обычных крестьян и знать, теперь все люди равны перед законом, тем не менее большинство ... человечества, связан с существованием крепостного права и рабства. В течение долгого времени людей принуждали работать на своих хозяев, лишая их свободы и обращаясь с ними как с ...

Ощущение эстетической целесообразности является индивидуальным и неповторимым для каждого человека. Оно не может быть получено в общем виде, а лишь через конкретные, единичные проявления. Однако, при этом, каждый из нас должен ощутить свое собственное соответствие относительно практики, человеческой действительности в целом, которая находится в постоянном движении.

Действительность является процессом ее творения и осуществления субъектом. Человек, будучи творцом своей собственной действительности, находит в ней свое место, свои цели и свое лицо. Он не ограничен готовыми и неподвижными рамками, а активно участвует в процессе ее формирования.

Согласно Мирандоле, человек находит все сам. Он сам является творцом своей судьбы и сам определяет свое место в действительности. Действительность же предстает как самодвижение, самотворение, где субъект и самого себя творит.

Процесс формирования чувственного языка у человека представляет собой неотъемлемую часть создания самоощущения индивида, а также его субъективной целесообразности в отношении окружающей действительности. Необходимо отметить, что мы не можем теоретизировать о том, как природа способна создать это самоощущение и обогатить человека чувством удовольствия. Однако мы констатируем неотложную потребность в таком чувстве.

В живом существе, лишенном унаследованной структуры психики, отсутствуют формы субъективности и их содержание. В этом контексте чувство становится абсолютно необходимым. Человек сенсорно ассоциирует себя с собственной человеческой природой с момента рождения. Эта природа развивается в нем в соотношении с бесконечно разнообразным миром, требуя от его субъективности универсальных способностей, направленных на восприятие мира в целом.

Эти субъективные сущностные силы человека, о которых писал К. Маркс, должны работать в гармонии, чтобы воспринимать каждый раз уникальные особенности окружающего мира. Это сложное и внутренне противоречивое восприятие субъективностью единичного должно приносить чувство удовольствия.

Например, мы наслаждаемся красотой. Сознание моментально воспринимает особенности объекта и осознает их своеобразие. Это акт восприятия, который сознание осуществляет в процессе эстетического восхищения. Наш мозг, как сложный инструмент, способен улавливать реальный мир в его собственном воплощении, в его уникальных особенностях.

Однако не каждый обладает глубоким, проницательным восприятием. Субъективные способности могут быть как развиты, так и неразвиты. Поэтому для полноценного существования человека жизненно важно стремиться к развитию своих способностей. Это стремление становится неотъемлемым качеством, обеспечивающим его полноценное существование.

Введение

Эстетическая способность человека является способностью наслаждаться созерцанием окружающего мира. Она проявляется в возможности наслаждаться красотой предметов и явлений. Эта способность развивается и достигает своей полноценной формы, что позволяет нам воспринимать и ценить окружающий нас мир.

В данном исследовании я хотел бы обратить внимание на то, что эстетическое наслаждение приходит при созерцании внешнего, а не при активности собственных субъективных сил. Однако, это не означает, что субъективные способности не играют роли в процессе созерцания. Напротив, они играют ключевую роль в творческом отражении предметного мира.

8 стр., 3908 слов

Человек мира и войны в прозе В. Астафьева 60-х-70-х годов

... «пядь земли» вбирает огромные фронтовые пространства. ЧЕЛОВЕК МИРА И ВОЙНЫ «Герои Астафьева живут в полноте и мельчайших подробностях своих ... Герой повести - лейтенант Борис Костяев, молодой человек, душевный и человеческий опыт которого хорошо знаком автору. Судьба героя ... сердцем. Именно это качество прозы В.Астафьева дает ощущение автобиографичности повествования, которое рождает не только духовную ...

Основная часть

Моя природа заключается в непрерывном чувственном творении предметной действительности. В этом процессе, мои субъективные способности, такие как рассудок и воображение, находят и творят бытие предметного мира. Таким образом, течение моего созерцания проходит в форме творения.

Когда я созерцаю вещь, я воспринимаю ее осуществленность. Это восприятие присуще мне всегда. Я ищу пути достижения бытия той вещи, которую создаю, в момент творения. А в момент созерцания, я определяю момент достижения бытия вещи, полноты и оправданности его бытия.

В моей субъективности процесса творения, каждый акт творения сопровождается удовольствием. Необходимо отметить, что здесь происходит совпадение достижения бытия вещи и удовольствия от субъективного достижения бытия вещи. Когда я созерцаю вещь, я получаю удовольствие от того, что создатель этой вещи смог осуществить полноту ее бытия, определить ее место в мире, соответствующее содержанию и контексту.

Таким образом, эстетическое наслаждение созерцанием внешнего мира является результатом взаимодействия моих субъективных способностей с предметной действительностью. Оно позволяет мне ценить и наслаждаться красотой окружающего мира и творческими проявлениями человеческого творчества.

Заключение

Эстетическая способность человека является важной составляющей его природы. Она позволяет нам наслаждаться созерцанием внешнего мира и ценить его красоту. В процессе созерцания, наши субъективные способности находят и творят бытие предметного мира, что приносит нам удовольствие. Понимание этой способности помогает нам лучше понять себя и мир вокруг нас.

Развертка исследования

Очевидно, что без процесса воплощения во внешней реальности моего субъективного мира он не может существовать. Также важно понять, что каждая субъективная способность должна иметь свою предметную форму, через которую она реализуется. В нашем мышлении предметной формой является наша жизнь. Наша деятельность продолжается и осуществляет нашу субъективность. Задачник по математике — прекрасный пример этого процесса. Человек не может обладать своими субъективными способностями, не создав им предметную форму существования. Человек создал звуковой язык, который является такой предметной формой для мышления. Вообще, все внешнее для человека выступает в качестве предметной формы для его сознания. Человек субъективирует реальность. Поэтому становится понятным утверждение К. Маркса о том, что предмет, действительность и ощущение необходимо рассматривать субъективно, через призму практики. В каждом предмете мы ощущаем процесс субъективного осуществления человека, его цели и задачи. Очевидно, что человек должен также опредметить своё удовлетворение от достижения своей субъективной цели, направленности. Он должен выразить это удовлетворение во внешнем мире, найти форму существования этой субъективной способности.

Да, здесь удовлетворение не проистекает только от восприятия отдельных явлений в общей практике, а от создания языка удовлетворения при взаимодействии моей субъективности с практикой в целом. В этом есть своя тонкость. Эстетический аспект здесь создаёт ощущение параметров целого, того самого целого, которое я воспринимаю, где я находясь зрителем, наблюдаю всё это многообразие отдельных элементов. Эстетический аспект строится на восприятии параметров той непосредственности, которая предоставлена мне в ощущениях и которая называется практикой. Человек создаёт в эстетической деятельности мир, где он ощущает свою действительность в целом, особенности и уникальные черты чувственных параметров человеческой реальности. А эта действительность является субъектом. Личность может воспринять что-либо только через своё субъективное бытие. Её чувственное познание работает именно в такой форме.

9 стр., 4121 слов

Маленький человек в современном мире

... Сочинение на тему маленький человек в современном мире Тема «маленького человека» в современном мире не утратила своего значения. Наоборот, в сегодняшних условиях ... людей», что проявлением человеческой общности выступает только страх «маленького человека». Прекрасный пример на ... С одной стороны, это «комплекс неполноценности», «образ маленького человека», «Я-концепция». С другой, – «самовлюбленный ...

Эстетическое как чувственные параметры всеобщего субъекта

Эстетическое может быть понимаемо как общее, которое вычленяется во взаимодействии субъектов, при этом оно чувственно воспринимается. После рождения, мы получаем свою природу через других субъектов. В процессе становления личности, мы распредмечиваем действительность, и формируемся в форме субъекта. Ощущение логики действительности, общей для всех индивидов, возникает только при восприятии множества субъектов.

Эстетическое может быть описано, как чувственные параметры всеобщего субъекта. Взаимодействуя между собой, каждый единичный субъект воспринимает параметры целостного состояния общества. Каждый отдельный предмет имеет характеристики практики в целом, которые невольно накладываются на него, делая его чувственным, то есть таким, который является непосредственным для индивида.

Вот почему мы стремимся сделать ощущение общего, ощущение характера действительности общества, который мы создаем, более чувственными. Мы хотим, чтобы ощущения логики действительности, возникавшие при взаимодействии с множеством индивидов, стали частью непосредственного восприятия отдельных предметов.

Очевидно, что эстетическое восприятие и творчество играют важную роль в человеческом существовании. Человек всегда стремился создавать прекрасные формы и украшения, чтобы вызвать чувство удовольствия у себя и у других. Эстетические объекты, такие как узоры, картины, резьба по дереву и другие, могут быть совершенно бесполезны с точки зрения утилитарности, но имеют высокую ценность в человеческой жизни. Они призваны утолить потребность свободной игры субъективных сил, которая является неотъемлемой частью человеческой субъективности.

Как писал Кант, субъективная целесообразность таких эстетических творений нельзя описать математическими формулами или словами, но она ощущается на уровне непосредственности. Эта целесообразность должна быть правильной и сообразованной с мирозданием, иначе она может привести к краху. Человеческая субъективность должна осознавать свою ответственность за правильное использование своей творческой силы, чтобы не допустить разрушения и обесценивания своей собственной природы.

В итоге, эстетические творения имеют огромное значение в созидании человеческой культуры и способны спасти мир от саморазрушения, так как они являются выражением свободной игры субъективных сил, правильно сообразованных с мирозданием.

Облегчимость понимания и интерпретации узоров орнамента на древних глиняных сосудах долгое время вызывала сомнения. Они казались ничем необоснованными и лишенными практической ценности. Однако, несмотря на отсутствие явных причин для их наличия, древние люди настойчиво применяли эти орнаменты в украшении посуды, орудий труда и даже своих жилищ.

3 стр., 1347 слов

«Театрализованные игры, как средство развития личности ребенка»

... Самопознание», «Балб Взяв тему по самообразованию «Театрализованные игры, как средство развития личности ребенка», я увидела ... в самостоятельную деятельность детей. Для этого в группе созданы все условия. Имеется уголок театрализованной деятельности. В нем широко представлены: Различные виды театров (би-ба-бо, пальчиковый, теневой, настольный, театр на фланелеграфе, баночный, ложечный, театр ...

Можно предположить, что древнему человеку просто было приятно окружать себя изящными узорами и украшать свой предметный мир. Но есть и другая гипотеза – древний человек интуитивно осознавал необходимость эстетических качеств в своей жизни. Он, вероятно, понимал, что просто материальная польза или функциональность предметов не являются достаточными для полноценного существования. Стремление к прекрасному было врожденной человеческой потребностью.

Наблюдение за повседневной деятельностью древнего человека позволяет заключить, что он тратил значительную часть своего времени на придание своим изделиям эстетических качеств. Возможно, именно благодаря этому он ощущал полноту своего человеческого бытия. Это свидетельствует о том, что познание и чувственность в человеке сложно пересекаются.

Иными словами, понимание Маркса о присвоении себе человеческой сущности чувственно вполне применимо и в контексте орнамента на древних сосудах. Признание выдающейся воля особого сочетания способностей души, как утверждал Кант, означает, что гениальность может быть скорее результатом природной предрасположенности, нежели результатом обучения.

Таким образом, орнаменты на древних глиняных сосудах представляют собой не просто безразличные узоры, а проявление человеческой стихии и потребности в эстетической гармонии. И хотя мы сегодня можем оспаривать их практическую пользу, но отрицание этих узоров противоречит самой природе человеческой сущности.

Следовательно, эстетическая деятельность играет важную роль в формировании чувственного самосознания индивидуумов в контексте общественного развития и исторического процесса. Она представляет собой способность создавать предметы, которые воплощают ощущение правильности свободной игры субъективных сил. Это чувственное формирование субъективности не может быть достигнуто путем рассудочной деятельности, так как оно является подлинной человеческой особенностью, отличной от духовного клонирования. Вместе с тем, неопределенное ощущение субъективной целесообразности и ее соответствие целеполагающему движению человечества необходимо создавать посредством эстетической предметности, которая является особой и беспредельной. Каждая эпоха формирует свой уникальный эстетический мир, отражающий уклад жизни, естественный для данной эпохи и нации. Вся предметная деятельность народа, включая его духовную жизнь, обычаи, традиции и верования, обладает эстетическими особенностями, отражающими специфику данного народа. В древности эстетическое было тесно переплетено с народной жизнью, образуя неотъемлемую часть ее.

Эстетическая деятельность в сверхзадаче

Сверхзадача, которая выполняется эстетической деятельностью, позволяет нам почувствовать своеобразие и любование субъективным складом народа. В этой деятельности возникает особый предметный мир, который несет ощущение и наслаждение, объективно обусловленное и объективно необходимое.

Основополагающая роль сыграна разнообразием индивидуальностей, которые вносят свой вклад и делают этот мир всесторонним и полным. Орнамент, как уникальная способность человека свободно играть в воображении формами, становится выражением национальной чувственности и души нации. Эстетическое чувство, свобода игры субъективных существенных сил, дарит радость и удовольствие от достижения полноты и правильности в собственном субъективном развитии, соответствующему целостной чувственной логике этой опредмечивающейся и распредмечивающей человеческой действительности.

3 стр., 1028 слов

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию ...

... придумаете сказку о том « «Как ежик выручил зайца» и тогда колдовство снимется, и книга будет заполняться сказками, а вы, ... сказка понравилась больше и почему.). Также воспитатель может предложить детям прослушать сказку собственного сочинения. (Воспитатель переворачивает страницы, ... гимнастику)., Артикуляционная сказка «Жил-был на свете веселый язычок» «Жил-был на свете веселый язычок-Сказочник. Он ...

Развитие производства и ремесленного труда

С эпохи древности появились первые признаки формирования предметной среды, создаваемой трудом человека. Конкретные условия и разнообразие потребностей формировали виды труда в зависимости от их специализации. Отделение общества на классы и сословия привело к обмену, товарному производству и появлению ремесленного труда, отделенного от земледелия.

Ремесленное производство, как предшественник товарного производства, существовало в условиях товароведческой формации. Однако ремесленный труд имел свои отличия от современного производства. В то время ремесленника оценивали по его владению технологией производства. Эта технология была передаваема из поколения в поколение, а мастера шлифовали ее до совершенства.

Следовательно, субъективное развитие ремесленника накапливалось из поколения в поколение. Он обязан был обладать знаниями и пониманием технологии, так как сам ее осуществлял. Качество создаваемого изделия зависело от его мастерства и понимания.

Ремесленник — это человек, который не только создает предметы, но и владеет технологией и понимает все ее тонкости. Он должен быть знаком с обычаями, обрядами, вкусами и потребностями своей эпохи. Важно, чтобы его продукты соответствовали потребностям и вкусам людей своего времени. Ремесленник должен был чувствовать жизнь создаваемого им продукта в человеческом мире.

Более того, ремесленник должен был диктовать потребности и вкусы самому потребителю. Он должен был лучше, чем сам потребитель, знать, какие модели одежды и украшений подходят для каждого сословия. Он должен был учитывать социальные и классовые условия жизни и знать, что подходит королю, а что — простым людям. Это требовало от ремесленника высокого мастерства и понимания общественных отношений.

Ремесленный труд не был идеализирован. Он был консервативным, но осмысленным. Ремесленник учился многие годы, чтобы стать самостоятельным мастером. Он овладевал традиционными методами и рецептами, которые передавались из поколения в поколение. Он был не только мастером, но и художником, приспосабливающимся к вкусам и потребностям своего общества.

Ремесленники, такие как Рублев, Микеланджело и Страдивари, были признаны великими мастерами своего времени. Но не только художники, но и те, кто создавал одежду, обувь, оружие и другие предметы, были воспринимаемы как мастера прикладного искусства. В то время все ремесленники осознавали себя как мастера и стремились соответствовать потребностям и вкусам своего общества.

Если вспомнить фильм “Путь к Минотавру”, то там есть эпизод, когда ученик приходит к мастеру и говорит, что он измерил все углы той скрипки, которую создал Мастер. И теперь он знает путь к совершенству. На что Мастер говорит своему ученику, что все это глупость, что он может создать внешне точную копию скрипки, но этот инструмент не будет звучать. И что он не может передать своему ученику мастерства изготовления скрипки, не может передать свой опыт в виде углов, которые нужно соблюдать. Не углы важны, а звучание. А это достигается каждый раз непроторенными путями. В каждом экземпляре. Этот эпизод характерен и для нас здесь показателен. Мы должны здесь подчеркнуть тот момент, который очень характерен для труда ремесленника. Он создает звучание. И для этого он очень тонко должен чувствовать духовные запросы человека своего времени. А может быть и человека во все времена. Это ремесленники создали звучание, которым воспользовались музыканты, гениальные композиторы. Это они, ремесленники, породили Никколо Паганини.

12 стр., 5961 слов

Театрализованная деятельность как средство развития творческих ...

... на отдельных этапах исследований. театрализованный педагогический творческий дошкольник 1. Театральная деятельность как средство развития творческих способностей 1.1 Понятие «творчество» и «творческие способности» Анализ проблемы развития творческих способностей определяется содержанием, которое вкладывается в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности ...

Таким образом, ремесленный труд ставит человека в такие условия, когда он вынужден всесторонне развивать свои духовные способности. Он вынужден быть всесторонне развитым человеком. Вспомним, что человек присваивает себе свою человеческую природу чувственно. Что гений — это удачное сочетание способностей души, которому никто научить не может. А потому человек, поставленный в объективные условия необходимости всестороннего развития, будет развиваться всесторонне. Сам того не подозревая. А вот человек может понимать, что ему необходимо всестороннее развитие. А быть всесторонне развитым не сможет. Ибо внешние условия его к этому не вынуждают.

Постижение законов природы человека не означает, что мы сможем прямо и умно формировать свою природу рациональным образом. Оно означает, что мы начинаем понимать те условия, при которых она приобретает те или иные качества. И в том, что мы можем создавать условия всестороннего самоформирования индивидов.

Определение отчуждения в контексте философии Гегеля

Философ Гегель ввел в свою философскую систему термин «отчуждение», чтобы объяснить неполное проявление Абсолютного Духа в материальном мире. По его взглядам, Абсолютный Дух — нематериальная всеобщность, которая при своем воплощении вещей является неполной и частичной. Разумеется, термин «абстракция Абсолютного Духа» нуждается в уточнении, но если мы понимаем его как сознание общества, как интегративное качество всех людей, которое проявляется в каждом через единое поле совместного осуществления сознания, то он имеет некоторый реальный смысл. Гегель также придает рационализацию субъекту, где понятийность преобладает в духовном и абсолютном мире, в том числе и в человеке. Поэтому категория «отчуждение» не совсем точно охватывает суть происходящего в реальности.

Архитектор как ремесленник

Деятельность современного архитектора сильно напоминает условия ремесленного труда. Он также подчинен требованиям со стороны действительности, аналогичным тем, что предъявляются ремесленнику. Однако, каковы условия его самоформирования? Он сам определяет, что должно быть его творением? Он сам решает, какой звук необходим в человеческом мире, чтобы человек смог реализовать себя? Может ли его продукт вызвать такое же бурное развитие человеческого субъективного мира, каким был звук, призванный Страдивари из небытия?

Рассматривая ремесленника и архитектора, мы можем увидеть подобие между ними в том, что оба они создают объекты, которые имеют определенное функциональное значение для общества. Но важно заметить, что архитектор, в отличие от ремесленника, сталкивается с более сложной задачей — он должен ориентироваться не только на практические требования и функциональность, но и на эстетические, социальные и культурные аспекты своего творчества.

Самоопределение архитектора и его творение

Вопрос самоопределения архитектора играет важную роль, ибо это определяет его отношение к своему творению. Архитектор должен задуматься, каким хочет видеть свои проекты и каким вкладом желает внести в человеческий мир. Его творческий процесс должен быть обусловлен сознательным выбором и пониманием того, как его работы могут влиять на жизнь людей и их субъективный опыт.

Также важным является вопрос звука, который должен быть создан в человеческом мире. На первый взгляд, звук может показаться второстепенным фактором, но он оказывает глубокое влияние на наши ощущения и эмоции. Как музыка, созданная Страдивари, вызвала бурное развитие человеческого сознания и музыкальной культуры, архитектор должен стремиться создавать произведения, которые будут вызывать подобные преображения в человеческом миропонимании.

Заключение

Таким образом, современный архитектор, подобно ремесленнику, сталкивается с требованиями реальности, но также должен сам осознавать значение своего творчества. Он должен определиться с тем, каким хочет видеть свои проекты и какой звук хочет создать в человеческом мире. Архитектурное творчество имеет потенциал вызывать такое же значимое развитие человеческого субъективного мира, какой произвел звук Страдивари. Таким образом, архитектор должен аккуратно самоопределяться и стремиться создавать творения, которые имеют глубокий эстетический и социокультурный смысл.

Введение

В данной работе будет рассмотрена концепция распредмечивания в философии, основная идея которой была развита К. Марксом на основе трудов Г. В. Ф. Гегеля. К. Маркс утверждал, что гениальность Гегеля заключалась в его понимании опредмечивания как распредмечивания. Это означает, что человек придает объективность своей реальности через процесс опредмечивания себя. Таким образом, параметры деятельности определяют параметры личности, а недостатки в деятельности приводят к недостаткам в личности.

Согласно этой теории, человек осуществляет свою субъективность через активное проявление своих способностей. В процессе этого он овладевает параметрами своей субъективности. Это подразумевает, что каковы параметры его деятельности, такова и его личность. Если деятельность ограничена или недостаточна, то и личность будет неполноценной, и человек станет частичным.

Закон свободы

Одной из основных идей К. Маркса является закон свободы, который он рассматривает как закон природы человека. По мнению К. Маркса, свобода проявляется в полной самостоятельности решения всех проблем, когда человек не зависит от внешних факторов. Этот закон свободы определяет природу человека и является основой для сущностной целевой деятельности, делая каждого из нас способным на самостоятельное решение проблем.

Примеры самоопределения могут быть разнообразными. Отсутствие социального разделения труда и формирование эксплуататорского общества создают объективные условия, когда индивид будет лишен самостоятельности с самого рождения. Такой акцентуации формирует его как частичного человека.

Заключение

В данной работе мы рассмотрели концепцию опредмечивания и ее развитие в работах К. Маркса, основываясь на трудах Г. В. Ф. Гегеля. Опредмечивание рассматривается как процесс придания объективности реальности через самоопределение человека. Параметры деятельности определяют параметры личности, а недостатки в деятельности приводят к ограничениям в личностном развитии. Основной закон, который определяет природу человека, — закон свободы, фундаментальное условие самосовершенствования и полноценности личности.

Введение

Свобода является одним из основных принципов человеческого существования. Она предполагает не только возможность самовыражения и выбора, но и развитие всех способностей личности. Именно всестороннее и богатое развитие человека позволяет ему находить свою собственную цель в совместном осуществлении реальности.

Однако, чтобы реализовать эту свободу, необходимы определенные объективные условия. Здесь мы приходим к важному заключению, что личность должна развиваться не только в профессиональном плане, но и в качестве общего человека. Это подразумевает важность развития человеческих норм и ценностей, которые должны быть частью всестороннего развития личности.

Анализ

Примером удивительной личности, которая отказалась от своих принципов во имя истины и справедливости, является Джордано Бруно. Он мог избежать суда и продолжить свою жизнь, но выбрал истину, что подчеркивает важность глубокого чувства сопричастности с вечностью и истинностью.

Еще один пример оправдания свободы и истины — это случай с Галилеем. Он также отказался изменить свои научные выводы перед инквизицией и защищал свои убеждения. Здесь следует отметить, что решение Галилея было основано не на мнении потомков, а на высочайших нормах нравственности и истины.

Общее движение идей в истории определяется законом свободы и субъекта. Это означает, что общество становится более развитым и благополучным, когда у него есть свободные и творческие личности. Такие личности способны ощущать и понимать потребности своей эпохи и работать на решение проблем человечества. Примерами таких гениальных личностей являются Маркс, Пушкин и Тукай.

Вывод

В заключение, свобода и всестороннее развитие личности являются определяющими факторами для достижения гармонии в обществе. Необходимо создать объективные условия для такого развития, которые учитывали бы и природу человека, и его общественный уклад. Только в такой ситуации сможем достичь идеала человека и общества, где эстетические и нравственные нормы станут основой развития каждого индивида.

И как любое противоречие оно разрешается в борьбе, когда стороны противоречия друг без друга не существуют, взаимопроникают, взаимообогащают друг друга и в то же самое время отрицают друг друга. Общественное разделение труда приводит к развитию человека и человечества. В своей деятельности человек глубже проникает в тайны природы, ибо уже само общественное разделение труда основано на овладении тайнами земледелия, скотоводства, ремесленничества, тайнами умственного труда. Но это же приводит к тому, что умственное, духовное развитие становится уделом немногих, только свободных. Раб низводится до такого состояния, что он сражается на арене цирка и убивает себе подобных, на поле он рабочая скотинка. Человеческие способности распределяются между сословиями, различными видами деятельности. А в Средние века еще и религия доводит духовное состояние народа до идиотизма.

Возникновение промышленного производства отчуждает рабочего от производимого им продукта. И продукт не принадлежит ему, и он сам не принадлежит себе. Он у себя оказывается только дома и в грубых физических потребностях. На производстве и во всей системе общественных производственных отношений он нужен только как частичный человек. Он лишен самостоятельности, а потому он чувственно формируется именно в этих условиях. Многие личностные качества оказываются приспособленными к этой частичности.

Мы все мыслим о людях через абстракцию “человек”. Гегель по этому поводу в статье “Кто мыслит абстрактно?” замечает, что абстрактно мыслит торговка зеленью на базаре. Она определяет вещи по одной категории. Скажем, везут преступника. Он для нее преступник и более ничего. А для философа он человек, который в силу конкретных условий жизни был вынужден совершить то, что мы называем преступлением. Иными словами, философ мыслит конкретно, потому что он берет явление в его многообразной обусловленности. То же самое необходимо относить и к понятию человек. Нет шаблона человек. И даже можно говорить, что о некоторых людях надо бы говорить, что они не полностью присвоили себе природу человека, что она у них ущербна. Связь природы человека в каждом из нас с внешними условиями, в которых мы овладеваем своими человеческими качествами, очень тесная. Главное, что требуют от нас внешние условия. Эти требования выявляет наш собственный “персональный компьютер”. И он интуитивно вырабатывает сам программы собственной деятельности. В этом все дело. Невозможно остановить работу мозга по подстройке к существующим условиям жизни. Никакие сознательные усилия здесь не помогут. Надо создавать такие условия, при которых он будет развиваться полноценно. А вот каково полноценное развитие человека как человека в общем виде представить можно. Потому что мы знаем закон. Природа человека осуществляется в законах свободы или в каузальности цели. Это общее, присущее человеку во все эпохи. Отсюда мы можем видеть противоречие между этой стержневой линией в осуществлении природы человека в исторически конкретных индивидах и исторически конкретной исторической общностью людей, которая создает те или иные объективные условия реализации природы человека. Эстетическое сознание является представительством стержневой линией в осуществлении природы человека. Оно есть продукт деятельности целостного сознания и оно является проявлением интуитивного стремления к полноте и богатству собственного развития человека. И продукты деятельности эстетического сознания формируют чувственное стремление к этому развитию. К подлинно человеческому осуществлению себя.

Но вы сами понимаете, что это означает и в чувственной, и в понятийной форме. Ясно, что речь идет о всех необходимых качествах для свободного проявления себя как человека в человеческом мире. Во взаимодействии с другими людьми. И формирование чувства собственного достоинства, и чувства любви, и чувства ненависти, и жажды деятельности, труда, наслаждения проявлением в себе свободной игры своих субъективных сущностных сил в овладении действительностью и осуществлением её. Формирование себя как целостного человека, имеющего все способности, посредством которых он реализует свою природу свободного субъекта. Иными словами, в человеческой действительности все осуществляется противоречиво. Каждая новая профессия обогащает палитру развития человеческой субъективности, и в то же самое время как бы ограничивает, отграничивает всеобщность субъекта, индивида. Его человеческий интерес становится интересом профессионала. Он начинает терять представление о том, что он находится в стихии человеческой практики, которая обладает как достоинством непосредственности, так и всеобщности. Ибо только всеобщее обеспечивает устойчивость существования и развития человечества. Потому внутренний мир субъекта, его идеальная тотальность обретает атрибут истинности только в единении с этой всеобщностью.

Промышленное производство в нашем веке приняло глобальный характер. Охватило все сферы жизни общества. Промышленное производство — это товарное производство. Массовое производство товаров. Того, что продается и покупается. А это означает, что в этом производстве вступает в силу новая система взаимоотношений людей в обществе. Выгодно производить серийно. Да и удовлетворить потребность людей, масс в серийном производстве легче. Товар стандартизируется. Вместе с тем та масса людей, которая производит эти продукты, подчиняется стандарту. Происходит дальнейшее расчленение и дробление деятельности. В том плане, что на характер деятельности оказывает воздействие техника, технология. В самом процессе объективной деятельности рациональное начинает занимать все большее место. Чувственное, эмоциональное и в деятельности, и в формировании субъективности уступает позиции. Вспомним снова Карла Маркса: “Мы видим, что история промышленности и сложившееся предметное бытие промышленности являются раскрытой книгой человеческих сущностных сил, чувственно представшей перед нами человеческой психологий…” Если мы хотим понять человеческую субъективность в ее конкретности, то мы должны обратиться к конкретному бытию самого человека, к конкретному производству, существующему в конкретном обществе. Потому говоря о субъективности относительно современного производства, необходимо отметить, что тот, кто работает непосредственно на производстве, отчужден от эстетического. Он подчинен функции, конструкции, техницизму, рациональности. Еще в прошлом веке, оценивая эстетические качества промышленных изделий, представленных на I Всемирной промышленной выставке 1851 года в Лондоне Г.Земпер писал: “…большинство вещей представляет путаное смешение форм или ребячливые пустячки…Нетрудно… привести доказательства того, что современные условия неблагоприятны для художественной промышленности и безусловно опасны для традиционных видов чистого искусства.”

Естественно, развитие промышленности изменяет мироощущение человека: изменяет его жизненный уклад, ритм его бытия, восприятие действительности и отношение к действительности. К действительности в целом. Изменяется и характер его предметного мира. Изменяется характер его формообразования. Очевидно, что в эту пору бурного наступления промышленного производства еще не сложилось новое мироощущение и не сложились принципы нового формообразования. Подделка под старое расценивается Г.Земпером как пустое ребячество. Да и не могли старые принципы, когда мастер формировал сообразно своим вкусам, был индивидуален, работать в условиях стандартизации. Архитектор Земпер подметил это противоречие уже в самом начале. Он подметил это потому же самому, почему древний человек интуитивно создавал то, что заставляло его чувство испытывать наслаждение. Он обладал эстетическим вкусом, он чувствовал фальш. И он чувствовал необходимость подлинных эстетических ценностей.

Изменение действительности изменяет эстетические параметры ее. Но не изменяет необходимости. Они необходимы до тех пор, пока есть человек. Прогресс техники тоже дело рук человека. И этот прогресс означает рост его могущества, развитие его естественно-научных, технических знаний. Развитие его мыслительных способностей. Но означает ли это развитие его как человека? Делает ли это совершенней его чувство любви к женщине? Становится ли он человечней и по отношению к другим людям, и по отношению к себе? Производство человека как человека — это самое главное в человеческой деятельности. Чтобы жить с людьми и жить в мире человека необходимо быть человеком в подлинном смысле этого слова. Потому-то и насыщает человек свое жизненное пространство ощущением самого себя. Потому-то он и формирует предметы по законам красоты. Утилитарное в этих законах не играет никакой роли. Предметный мир во всех его проявлениях оказывается соизмеренным с человеком. В своих эстетических качествах И он выполняет главную свою роль во взаимодействии с человеком: он воспроизводит его мироощущение, его мироотношение, миросозерцание, он создает всестороннее и многообразное чувственное общение человека с тем миром, в котором человек живет. Он создает у индивида чувство, что он живет в своем мире, в человеческом мире.

Ремесленник сам создавал эстетические качества своих изделий. В промышленном производстве производитель на это неспособен. Он неспособен потому, что его захватывает техническое своеобразие того производства, которому он отдает свое время и силы. Производство формирует субъекта. Он неспособен потому также, что он не производит предмет целостно. Он производит только часть предмета. Гайку или шайбу. Технологическая цепочка разорвала труд. Она также отобрала у производителя необходимость творить самому. Производитель превратился в придаток технологической цепочки. Особенно на конвейере. Это тоже моменты отчуждения человека от своей собственной природы. Но человек тогда человек, когда он есть “тотальность, идеальная тотальность, субъективное для-себя-бытие мыслимого и ощущаемого общества”, когда он развит всесторонне, когда он свободно определяет себя и свой предмет в человеческом мире. Он тогда свободный человек, когда он вбирает в себя, превращает в свое интимное бытие, в свои желания, в свою чувственность все тревоги и заботы общества.

Можно себе представить, какой путь предстоит пройти человечеству, чтобы создать объективные условия самореализации индивидов. Преодоление отчуждения — долгий, трудный и невероятно сложный путь, который необходимо совершить человечеству. И на этом пути эстетическое играет существенную роль. Оно прорывает оболочку любого вида индивидуализма, оторванности, отчужденности. Создает у индивида чувство всеобщности, чувство того целого, в котором он живет, чувство действительности как некоего целого. То, что мы называем мироощущение, мировосприятие. Или, говоря словами Маркса, индивид созерцает самого себя в созданном им мире.

В новых условиях создание эстетического пространства также уходит из рук производителя. Когда-то в древности умственный труд отделился от физического. Теперь и эстетический труд отделился от непосредственного производителя. Он становится делом особой профессии, профессии дизайнеров, художественных проектировщиков.

В 20-е годы в СССР было движение за производственное искусство. В общем послереволюционном порыве советские художники стремились внести свое в процесс передела действительности и ставили задачу соединения искусства и промышленного производства. Если попытаться представить действительность того времени, то можно все обрисовать одним словом — разруха. Конечно, страна стремительно пошла вперед. До революции свыше семидесяти процентов населения не умело ни читать, ни писать. Страна фактически была полуколонией западного капитала. В те времена разрешить это противоречие между эстетическим и технологическим было невозможно. Да и на капиталистическом Западе она была поставлена только в сороковые годы нашего столетия. Когда появился дизайн. Появился он в условиях острой конкурентной борьбы компаний за покупателя. Он возник как составная часть существующего промышленного производства, которому требовался устойчивый потребитель. Капиталистическое производство и реклама нераздельны. Дизайн и появляется как такое искусство, которое делает товар привлекательным для покупателя. “Когда потребление выходит из своей первоначальной природной грубости и непосредственности…, то оно само, как побуждение, опосредуется предметом. Потребность, которую оно в нем ощущает, создана восприятием последнего. Предмет искусства — нечто подобное происходит со всяким другим продуктом — создает публику, понимающую искусство и способную наслаждаться красотой. Производство производит поэтому не только предмет для субъекта, но также и субъект для предмета.” Марксово понимание природы человека поразительно. И потому приведенная цитата схватывает также и причину возникновения дизайна.

Дизайн обращен к эстетическому чувству и вкусу человека. И потому, конечно, он вписывается в проявления человеческой природы. Обусловлен ею. Но как он вписан в эту природу — это надо понимать и в этом надо разобраться. Конечно, в дизайне есть объективная необходимость. Об этом уже было сказано. Мы живем в мире субъекта. И для нас все внешние предметы есть чувственный язык нашего общения. Язык, который создает мое потребление мира субъекта и мою возможность чувственно жить в нем, чувственно присваивать природу субъекта. Но при всех блестящих достижениях дизайна он все же существует в условиях товарного производства и ему служит. Он пристегивает эстетический вкус субъекта к товарному производству, превращая субъекта в потребителя. Потому дизайн непременный спутник общества потребления. Потребительского общества.

То, что идет насыщение рынка различными товарами – конечно, это своеобразное достижение капиталистического общества. Но другим полюсом его является вымывание человеческого из человека. Cуть, конечно, не в том голом факте, что капитализм вообще какое-то ненормальное общество. Суть просто в том, что механизм получения прибавочной стоимости начинает определять все потоки человеческих отношений. Этот процесс господствует. Потому и эстетическое насыщение среды обитания человека также подчиняется этой задаче. Это не потому, что люди намеренно хотят превратить людей в потребителей. А потому, что это естественно для этого общества. В дизайне есть свои гении и свои открытия. Его творят люди и этим все сказано. Но все же в каждом своем проявлении он подчинен помимо всего прочего одному — пробудить в человеке жажду обладания этой вещью. И в этом сказывается его социальная направленность. Конечно, тонкий анализ социальной направленности того или иного направления в дизайне — это дело искусствоведения. Можно отметить такие моменты как назойливость, резкость, красивость, броскость и т.д. Не мягкая, добрая красота предмета, а вычурная, престижная красивость. И потому не создается язык глубинного чувственного общения общества людей, а язык броскости, престижности, карьерности, личного богатства. Кичливый эстетический язык. И все же необходимо относиться к дизайну очень внимательно. Сегодня пусть вот таким путем и в силу таких причин, но формируется способ эстетического насыщения действительности. Вырабатывается язык чувственного общения. Дизайнеры тоже люди. Хотя и поставлены в условия конкурентной борьбы. Они вынуждены обращаться и в вкусовым пристрастиям своих наций, и к культурным традициям, и к духовному складу нации. Не может быть, чтоб не формировался в дизайне действительный язык чувственного эстетического общения.

Единство утилитарного и эстетического в современном производстве достигается, как видим, противоречиво. Погоня за прибавочной стоимостью с одной стороны заставляет работать на естественный эстетический вкус человека, с другой стороны, заставляет стремиться пристегнуть эстетический вкус к колесу товарного производства. Но единство это необходимо. И оно формируется. Захватывая и производство товаров, и сам процесс производства. Заставляет сама природа человека. Превращение предметный среды в общепонятный и близкий язык чувственно-эмоционального общения необходимость. Это необходимо как на самом производстве, так и во всей среде жизни общества. В городе, в интерьере, в быту. И здесь художественное проектирование и дизайн играют сегодня решающую роль. Профессионализация эстетической деятельности и охват ею всей нашей среды надо признать шагом вперед. Но вместе с тем здесь возникает опасность отрыва от народной жизни, опасность вымывания из эстетической деятельности того, что мы называем подлинностью чувственного мира человека. Эстетство и вкусовщина могут также навредить, как и неверные теории, которые начинают применять на практике. Поэтому перед архитекторами, дизайнерами возникает проблема естественности, проблема близости к народным вкусам. Близости к народной жизни. Эта проблема всегда стояла перед настоящими художниками. А деятельность архитектора, дизайнера, того, кто занимается художественным проектированием предметной среды в настоящее время по значимости равна деятельности подлинного художника. Сам народ не в состоянии создавать свои эстетические ценности, как это было в предыдущие эпохи. Архитектор и дизайнер профессионализируют это народное творчество и берут на себя проблему создания чувственной эстетической седы.

В силу общей рационализации жизни общества в художественном проектировании предметной среды возникает течение функционализма. Функция и конструкция предмета сами по себе есть эстетические качества. Каких-то особых эстетических качеств предметам придавать нет необходимости. Так мыслят эти дизайнеры и художники. В известном смысле эта точка зрения имеет право на жизнь. И функцию, и соответствующую ей конструкцию тоже создает человек. Кант в подобном случае говорил, что если нарисовать на песке на диком пляже треугольник, то мы сразу воспринимаем это как дело рук человека, как плод его фантазии, воображения, мышления. Мы узнаем человека. Также и любая вещь, созданная человеком, есть продукт его творчества. И мы ощущаем в восприятии удачность моделировки функции, удачность конструкции для той или иной функции. И реагируем на это положительно. Все это так. Но нужно помнить, что у человека нет другого языка для человеческого общения, кроме предметности. И мы в этом общении ощущаем параметры своей личности. В чувственном сопоставлении с другими людьми. С тем, что они нам дают как язык своей индивидуальности. Это общение может происходить через века, через эпохи, через континенты. Но в предмете можно почувствовать другого индивида с его мировоззрением, мироощущением, складом души и т.д. Подлинную эстетическую ценность предмет приобретает только тогда, когда он приближается всеми своими качествами вот к этому общению. Пишу: общение индивидов. Да, так оно и есть. Потому что, нет не индивидуальной субъективности, не личностной. Общество — это индивиды. Индивид несет в себе общество. Он интерпретирует мне свое общество. Только через него я могу ощутить английское, русское, марийское…

Формалистические течения и в искусстве в целом, и в архитектуре, дизайне в ХХ столетии широко представлены. Увлечение формой, т.е. как бы чистой формой, бессодержательной формой обусловлено многими причинами. Одна из них — отказ от социальной функции искусства. Стремление очистить искусство от тех проблем, которые волнуют данное общество. Вернее, волнуют угнетенные классы. Господствующий класс стремится всю духовную жизнь общества подчинить осуществлению своих интересов. Капиталисту не нужно искусство, которое затрагивает острые социальные проблемы. Искусство, которое формирует активную личность. Как говорил К.Маркс, предмет создает субъекта потребления. Предмет — объективная необходимость капиталиста. Ему нужно деидеологизированное искусство. Или, лучше сказать, бессмысленное искусство. Искусство без смыслового содержания. Человеческий мозг — уникальный инструмент. Может вырабатывать мотивы деятельности в любых условиях и для любых целей. Складывается среда, в которой необходим мотив деятельности по созданию бессодержательного искусства. И такие художники с такими мотивами деятельности появляются. Ибо действительно искусство, как говорил Платон, возбуждает чернь. Формирует эмоциональный настрой масс. А это не нужно. Нужно стабильное, без социальных потрясений развитие событий. И это ощущают все. И художники, и хозяева-капиталисты, и угнетенные массы. Удивительна человеческая чувственность мира. И удивительно чувственное, интуитивное познание человека. Оно ощущает не просто предметный мир, а чем дышит этот предметный мир. Какими таким тайными мыслями и чувствами пронизана эта человеческая действительность. Потому-то мы не осуждает ни капиталистическое общество, ни его художников. Но понять и то, и другое мы должны. Мысль должна проникать и в тайны человеческого мира.

Потому-то формотворчество принимает в ХХ столетии широчайший размах. И становится даже господствующей идеологией в буржуазном искусстве. Формалистическое формотворчество. Оно проявилось во всех видах эстетической деятельности человека. В том числе и в неизобразительном искусстве. В том числе и в архитектуре, дизайне.

В искусстве, особенно в таких, как архитектура, дизайн, критика формализма не так проста. Здесь нет изображения. Здесь обобщенные абстрактные формы, здесь обобщенные эстетические качества. Но именно в этих искусствах воздействие на эстетические вкусы масс исключительно велико. Нахождение предметных форм, которые были бы близки народу и были бы выражением их своеобразных, специфичных эстетических вкусов, возможно. Нашли же народы каждый свой орнаментальный язык. Как выражение своих эстетических пристрастий. Конечно, в искусстве декларировать и предустанавливать, диктовать ничего нельзя. Художник находит сам. На основе своей личности. И предлагает. А вот здесь уже можно и почувствовать, и судить на основе своего эстетического вкуса. И подвергать теоретическому или искусствоведческому анализу.

Эстетический аспект есть во всех видах человеческой деятельности. Но как собственно эстетическая деятельность, как эстетическая деятельность в чистом виде может быть взята, как и писал об этом И.Кант, орнаментика. Здесь действительно нет ничего привносного. Ни утилитарного, ни морального. Создание предметов, в которых нет ничего утилитарного, а есть только человеческое любование и наслаждение — эстетическое в чистом виде. Но все же высшим видом эстетической деятельности надо будет признать искусство. Искусство — продукт фантазии, вдохновения. Образы искусства рождены чистой творческой способностью человека. И именно здесь наслаждение, любование есть результат достижения согласованной работы рассудка и воображения. Причем, талант художника есть подлинная работа человеческой непосредственности. Человек может целеустремленно и упорно шлифовать свой талант, может понимать его, анализировать его, но продукт его творчества есть результат деятельности человеческой непосредственности.

Если рассудок дает воображению пищу, а воображение находит в рассудке свою опору, то именно в художественных произведениях человек может наиболее остро почувствовать характер, тип, особенности, своеобразие своего субъективного мира. Он в произведениях искусства делает ощущаемым параметры своего внутреннего мира. Нельзя думать, что внутренний мир человека есть нечто такое, что не имеет никаких очертаний, что он не может быть представлен нашему чувственному восприятию. Если бы внутренний мир человека не имел никаких очертаний, то и в объективном мире он не смог бы действовать сообразно его устройству. В субъективном мире есть соответствие объективной логике действительности. А этот объективный мир — это мир субъекта, человека.

Потому искусство — это инструмент человека. В котором он ищет логику деятельности своей души, соответствующей объективному миру человека. Он чувственно стремится представить свое должное бытие. Ощутить свою индивидуальность, свою идеальную тотальность в целостном мире.

Для этого он использует внешний предметный мир. Он использует то, что весь предметный мир в его деятельности обретает смысловую логику. Потому он использует предметность для того, чтобы ощутить смысловую деятельность своей души, своей субъективности. Своего творящего мир сознания.

Эстетическую ценность в искусстве приобретает и то, как это сделано. Необходим талант, чтобы создать подлинно художественное произведение. Кант потому и пишет, что гений возможен только в искусстве. Потому, говорит он, что в науке талант открывает то, что есть, а в искусстве человек создает то, чего нет. Чего не было. Он создает идеальное представление о том, каким ему быть. И каким ему не быть. В искусстве человек ищет самого себя. И когда мы говорим, что придя в этот мир человек чувственно присваивает себе свою человеческую сущность, свою человеческую природу, то не нужно забывать, что это чувственное присвоение имеет творческий характер. Человек шаг за шагом лепит себя. Пусть чувственно, пусть интуитивно. Но он лепит себя сам. Более того, если взять человека вообще, человека как всеобщего субъекта, то он создает себя силой фантазии. Он создает силой воображения легенды, мифы, которые становятся его мировоззрением, и он живет в мифологическом мировоззрении, живет в мифе. Также он живет и в религии, которое тоже создает силой воображения. Да, склад его души обусловлен объективным миром. Но опосредован деятельностью фантазии. Потому в искусстве имеет значение как создан образ. Полнота воплощения характера, человеческого духа. Все внешнее имеет в искусстве служебный характер. Не имеет самостоятельного значения.

Тот образный чувственный язык, который складывается в течение веков, язык чувственного общения наших субъективных миров, он с одной стороны идеален, он есть смысловое представление и человеческой логике мира. Чувственно-образное представление. И в нем нет ни грана вещества. А с другой стороны, он не может существовать без вещества, без средств передачи этого чувственно-смыслового идеального представления от одного человека к другому. И этот материальный язык языка идеального тоже складывается чувственно веками, тысячелетиями. Это и интонации речи, это и мимика, гримасы, позы, это и предметы быта, предметы труда и т.д. Формируется песенная культура, музыкальная культура, предметно-образная культура народов. Все это языки чувственного общения. И к ним требование — идти дальше, дальше, дальше по направлению выразительности, т.е. по направлению емкости смысловым содержанием, способности передать все нюансы, все богатство смысловых отношений людей. Искусство рождается в общении людей как потребность развития способности созерцания бытия, способности строить в представлении образ деятельности в мире человека, в мире общества. Развивать эту способность. Чтобы в общении схватывать все смысловые нюансы. И вот эстетическое в искусстве. Мы наслаждаемся и чувственно представшим созерцанием другого человека, созерцанием-переживанием. И тем, насколько он владеет внешним материалом для передачи этого нематериального чувственного (правильно было бы сказать сверхчувственного) образа.

Это мастерство становится профессией в условиях общественного разделения труда. Ремеслом. Искусство никогда не сможет стать промышленным производством. Оно всегда будет ремеслом. Тем, что требует индивидуальности. Ибо мне художник как профессионал ценен тем, что он сопереживает эпохе. Его слияние с миром человека мне ценно. Я и сам нахожусь в этом слиянии. Но мне необходимо постоянно возобновлять это слияние. Ибо мир бездонен и бесконечно разнообразен. Даже моя любовь к людям требует того, чтобы я возобновлял ее каждый день. Чтоб я и сегодня почувствовал, что я люблю людей, люблю Родину, ибо я сам есть беспрерывный процесс восхождения.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/vidyi-esteticheskoy-deyatelnosti/

1. Борев Ю.Б. Эстетика. М., 1988.

2. Бычков В.В. Эстетика. М., 2002.

3. Гилберт К., Кун Г. История эстетики. Кн. 1-2. М., 2000.

4. Каган М.С. Эстетика как философская наука СПб., 1997.

5. Крутоус В.Л. Родословная красоты. М., 1988.

6. Мартынов В.Ф. Эстетика: Учеб. пособие / В. Ф. Мартынов — Изд. 2-е, стереотип. — Мн.: ТетраСистемс, 2004. — 336 с.

7. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. М., 1984.

8. Хогарт У. Анализ красоты. М.-Л., 1958.