Роль учителя в современном обществе

Эссе

Эссе

Роль учителя в современном обществе.

Многому я научился у своих наставников,

ещё более – у своих товарищей,

но более всего – у своих учеников.

Талмуд

Меняется время, меняются названия, но неизменной должна оставаться главная задача педагога — воспитание образованного, интеллектуально развитого, духовно здорового человека, способного, благодаря широте и гибкости профессиональной подготовки, стремиться к творчеству и решению нестандартных задач. Именно такие специалисты будут востребованы на рынке труда.

«Технологическая революция ведет к тому, что

Учитель по-прежнему остается главной фигурой в школе. Президент Н.А.Назарбаев в своем выступлении на Республиканском съезде работников образования и науки сказал по этому поводу: «Воспитание детей в духе любви к Родине, родной земле, к своему родному народу – очень важная, очень ответственная и почетная обязанность».

Несмотря на трудности настоящего времени, учитель должен быть самокритичным, осваивать новые методологические ценности. Они должны подготовить поколение новых личностей, умеющих творчески и системно осмысливать происходящее, всесторонне развитых, со сформировавшимся отношением к миру, обществу, к народу, постоянно пополняющим свои познания, непрерывно развивающимися и очень нужными для всей страны.

Как принято говорить, каждый человек родом из детства, а в этот период жизни все происходящее оставляет наиболее яркие и запоминающиеся фрагменты в памяти человека. Часто выпускники школ приходят к своим учителям, с теплотой и любовью вспоминают школьные годы. Для многих из них учитель становится родным человеком, с которым он может быть откровенным и делиться своими переживаниями.

Проводить в жизнь задачи гуманизма на уроке истории – означает ставить на первое место человека как созидателя всех благих дел и замечательных начинаний, уметь показать его рост и его труд. Всесторонне и ясно показывать жизнь и труд замечательных людей, ярких деятелей в истории, уметь воспитывать учащихся на их примере, рассказывать об их благородных делах во имя народа, возвеличивать их. И здесь примерами выступают великие педагоги И.Алтынсарин, С.Кобеев, Л.Добранская, С.Акишев, А.Акатов, Ш.Сарыбаев, Н.Волков и многие другие.

2 стр., 632 слов

«Учитель — человек, который может делать трудные вещи легкими»

... прохожу, обучение и постоянно стремлюсь к самосовершенствованию в профессиональном и личностном плане. Учитель – это человек, который всегда должен стремиться к получению новых знаний. Однако высший профессионализм, педагог ... научить?» Ответить на этот вопрос можно только с позиции опыта и практики. Учитель, который идет «в ногу со временем», использует на уроках современные средства и технологии ...

Учитель должен уметь придерживаться этих принципов во взаимоотношениях со своими учениками, т.е. строить свои отношения с группой учащихся и с отдельными учениками с точки зрения подлинно высокой человечности, с уважением и почтением. Учитель в своих отношениях с учениками должен правильно использовать принцип демократизации. Значит, надо установить с учащимися доверительные взаимоотношения, считать их равными, по возможности их поддерживать, помогать им. Думаю, что учитель должен при любых обстоятельствах уважать чувство собственного достоинства каждого ученика. Только глубокое уважение и доверие, искренняя любовь к детям, бережное отношение к их чувствам, могут создать обстановку взаимопонимания. Нужно учить детей отстаивать свои убеждения, основанные на четком представлении о добре и зле.

Идеалом, к которому стремятся семья, школа, общество, является всесторонне развитый человек. Сегодня, для того, чтобы воспитание было эффективным, у учащихся необходимо вызвать положительное отношение к тому, что мы хотим в нем воспитать. А то или иное отношение формируется через сложнейший механизм взаимоотношений, общения. Я убеждена, что воспитание в школе необходимо строить, начиная с урока – важнейшего фактора развития личности вообще и нравственного развития в частности. Обучение и воспитание соединены в один воспитательный акт.

Пожалуй, самым существенным для организации воспитания на уроке является умение учителя «видеть» отношения, наблюдать за поведением детей, выявляя в этом поведении скрытый нравственный смысл. Отношение проявляется во взгляде, в реплике, в действии, поступке, в мимике, жесте и эмоции. Личность учителя постоянно действует на нравственность школьника. Учитель должен строить свое отношение к детям не как к ученикам, а как к людям. Если ученик не видит в учениках людей, то его влияние нестойко.

Ученик может стать субъектом нравственного воспитания, если его познавательная деятельность нравственно ориентирована и он сам выступает как активный носитель нравственного отношения к окружающим людям, а этические ситуации, в которых он оказывается действующим лицом, постоянно разрешаются в соответствии с принципами морали.

57 стр., 28262 слов

Сказка как средство нравственного воспитания старших дошкольников

... исследования: влияние сказки на нравственное воспитание старших дошкольников. Цель исследования: определить влияние сказки в нравственном воспитании старших дошкольников. Гипотеза: мы полагаем, что нравственное воспитание дошкольников будет более эффективно при использовании сказки как педагогического средства, если: работа по нравственному воспитанию осуществляется целенаправленно ...

Вот уже девятнадцатый год я работаю в школе с детьми. Это были годы поисков, раздумий, разочарований, колебаний, открытий, которые перевернули всю мою жизнь. Сегодня, уверенно ступая на путь педагогического поиска, понимаю, что нужно многое сделать. Нужно многое знать в педагогике, надо осваивать новые программы, изучать новую технику, читать энциклопедии, справочники, руководства, способные воздействовать на сознание учеников. И я учусь. Учусь все время. Учусь всегда. Учусь везде. И мне нравится учиться. Мой девиз: «Образование через всю жизнь».

Имея определенный опыт работы, стараюсь научить учеников логически мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы. Не скрою, что и у меня когда-то не все получалось. Я с благодарностью вспоминаю коллег по работе, которые в трудную минуту, приходят на помощь, советуют, как лучше сделать, а кто и покажет, как надо.

Как сказал российский историк Василий Осипович Ключевский: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». И я с ним полностью согласна. Нужно только знать, что мы хотим развить у ученика, чтобы добиться реального результата. Искренне, полагаю, что современный, талантливый учитель должен быть обученным, обучаемым и мотивированным. Его уроки, обязательно, должны быть интересными. А я по собственному опыту знаю, что этот интерес складывается из содержания урока: учебного материала, личности учителя, методов и приемов, которыми пользуется учитель. Учитель является примером для подражания. Роль учителя в современном обществе, в жизни человека огромна, так как именно он развивает нас, прививает базовые нормы морали, открывает наши способности и заставляет поверить в себя. Если учитель сильный и мудрый, он направит своих подопечных по нужному пути. Талантливый учитель никогда не стоит на месте. Он все время развивается, а вместе с ним и его ученики. Я думаю, что самый главный успех учителя — в его учениках, в выпускниках, которые не затерялись в большом мире взрослых, а нашли в нем себя!