Художественные особенности стихотворных сказок С.Я.Маршака ( ) материал

Курсовая работа

Мы зачастую не подозреваем, какую великолепную роль играют в нашей жизни сказки. Больные, усталые, разбитые, потерявшие все, замученные злом, униженные несправедливостью, во всякие тяжелые моменты своей жизни люди всегда надеялись на торжество справедливости, на счастливый конец. Может быть, такая вера возникает потому, что в детстве нас учили этому сказки.

Родители нам рассказывали нам сказки только те, которые нам хотелось услышать.

Действительно, история личности начинается с первого желания сопереживать, сочувствовать. Это желание пробуждается литературой. Ребенок, которому читают, следит за событиями сказки — наиболее доступного для него жанра, и потому самого важного. В силу своей непосредственности он превращается из пассивного слушателя в активного участника событий, становится на сторону добра, ненавидит зло, страшится его, преодолевая свой страх, а когда добро побеждает зло, неистово радуется.

Стихотворные сказки для детей — это шкала дружбы. Самое яркое впечатление услышанного — детское. Мы помним эту радость, потрясения услышанным, когда сердце стучит и хочется подвига, разыграть драматическую сказку в жизни.

Сказку, которую можно прочесть без трудностей. Но в этом большая заслуга Самуила Яковлевича Маршака, который развивал в докладе на первом совещании по детской литературе при ЦК ВЛКСМ.

«Ни одна научная истина и ни один житейский факт, — говорил он тогда, -не дойдут до ребенка, если не будут обращаться к его воображению, к его чувству. При помощи тех или иных литературных примеров, при известном умении обращаться со словом можно, конечно, произвести на читателя впечатление. Но ведь впечатления, как сказано Горьким, бывают и во сне,- какая им цена. Нет, нам нужны те впечатления, которые остаются надолго и через много лет отражаются на поступках человека, на его чувствах и мыслях».

И все же книг для детей не просто регистрирующих события, но утверждающих в высокопоэтической форме новые идеи и факты, было мало.

Героическая биография – еще не рассказ и не сказка. Для того, чтобы довести книгу до воображения ребенка, а не только до его сознания, человек, пишущий книгу, должен овладеть конкретным образным мышлением.

13 стр., 6355 слов

Карен Хорни и её книга Невротическая личность нашего времени

... потребностями в самовозвеличивании, за навязчивой склонностью показывать себя в выгодном свете, производить впечатление на других и на самого себя, используя все возможные атрибуты, сопутствующие ... конфликты порождаются главным образом социальными факторами. В 1937 г. вышла ее первая книга — «Невротическая личность нашего времени», посвященная анализу роли социальных факторов в возникновении ...

Поэтому мы благодарны Самуилу Яковлевичу Маршаку. Тема курсовой работы тем и актуальна, что стихотворение сказки взяты из «взрослой» жизни, с той лишь поправкой, что стихи для детей с особенной четкостью и тактом учитывают возрастные особенности детской аудитории.

Целью курсовой работы является выявление своеобразия художественных особенностей стихотворных сказок С.Я.Маршака.

Конкретные задачи нашей работы заключаются в том, чтобы теоретически обосновать художественные особенности стихотворных сказок С.Я.Маршака; проанализировать стихотворную сказку «Теремок» С.Я.Маршака.

Глава I. Теоретическое обеспечение понятия «стихотворная сказка».

1.1 Художественные особенности стихотворных сказок

С.Я.Маршака.

Сказка (по-немецки Marcher, франц. conte, англ. tale, до ХVII в. у русских: «баснь», «байка» ) один из самых крупных, интересных, но и необычайно сложных видов народной словесности. И хотя сказку мы легко узнаем среди других народных рассказов, но, строго говоря в науке, до сих пор невыработано бесспорного ее определения.

Изучена сказка также еще сравнительно слабо. Определение сказки, которое бы учитывало и исторические этапы ее жизни пока невозможно, так как построение учеными картины прошлой жизни сказки все спорны. Поэтому к определению сказки удачнее подходить, наблюдая ее современное состояние.

Современная же сказка может быть определена так. Сказки – это устные пересказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением.

Однако, для более широкого понятия сказки, которое включает в себя и рифмованно-прозаический сказ отдельных балагуров-сказочников и целую группу детских стихотворных сказок, проза должна представляться лишь относительным и условно-специфическим признаком сказочного текста.*1

А в стихотворных сказках Маршак решал проблему, которую в прозе одновременно с ним решали Житков Б. и Ильин М., — дать познавательную книжку для детей, сохраняя все элементы художественного повествования. Стихотворные сказки доступны даже самым маленьким.*2

Стихотворные сказки С.Я.Маршака, как и лучшие народные сказки, всегда несут важные моральные идеи, но сами эти идеи не становятся чем-то вроде аккуратных табличек, прибитых гвоздями к живому дереву, от которых дерево только чахнет и сохнет. И читатель или зритель охотно, доверчиво идет за сказочником, зная, что тот не завлечет его облаком в угол и не будет читать ему скучную и плоскую мораль.*1

1.Никифоров А.И. Сказка, ее бытования и носители. Статьи,М.Л. гос.издат.1930. с.7-55.

2.Галанов Б.Г. С.Я.Маршак. Жизнь и творчество.М. Изд-во «Детская литература»,1965, с.39.

12 стр., 5672 слов

Музыкальная сказка как средство развития ребенка

... все доброе и прекрасное, с которым они встречаются в жизни. Музыка для ребенка — мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, ... и ошибочное, добро и зло. Аудио сказки влияют на эмоциональное развитие ребенка: яркая образная форма заставляет ребенка сопереживать, волноваться и радоваться. Сказка способствует развитию воображения, а это ...

В шутливой образной форме рассказывает Маршак смысл своих стихотворных сказок так, что он и без пояснений становится ясен маленькому слушателю. Именно стихотворные сказки научили Маршака занимательно строить сюжет и диалог в его первых маленьких поэмах.

В ранних стихотворных сказках почти не было сценической интриги (в первом варианте «Теремка»), она развертывается слабее, чем в «Двенадцати месяцах». Сила его маленьких стихотворных сказок – в характерах персонажей, в сочном, образном и всегда очень поэтическом языке, где каждое слово, на счету, как это бывает в стихах.

Но даже независимо от того, как влиял театр Маршака на его стихи,- народная основа угадывается везде. Все связано с народными сказками. Из них он постоянно черпает образы, сюжеты, темп. Главное же, что более всего роднит его с народной поэзией, — это идейная установка. Народная сказка – создание народа – труженика. Вот почему герои его стихотворных сказок не боятся никакого труда, даже самого тяжелого, и в нем отражают новые силы.*1

Сама природа дружит с честным работящим человеком. В своих стихотворных сказках Маршак, как истинный сказочник, рассказывает детям, всегда в причудливой и занятной форме, о радости простого, умного, доброго труда.

Так в стихотворной сказке «Теремок» все симпатии автора тоже отданы дружным трудолюбивым обитателям теремка, между тем, как весь сатирический запал направлен против его недругов, трех лесных хищников – медведя, волка и лисы, которые привыкли жить разбоем и ничего другого не хотят и не умеют делать.*2

Конечно, сказка «Теремок» — это всего лишь простенькая, наивная и трогательная детская сказка в стихах. Но в то же время это и лирическое выражение извечного столкновения доверчивости и лицемерия, трагического несоответствия сущности вещей и их внешней оболочки.

Связь Маршака с «простейшими мотивами жизни» никогда не была умозрительной. Это не избранная сознательно «линия поведения», не философская позиция. Это особое свойство духовного зрения.

1.Галанов Б.Г. С.Я.Маршак. Верх жизни и творчества. М., «Советский писатель», 1956,с.131

2. Галанов Б.Г. С.Я.Маршак. Очерк жизни и творчества. М., «Советский писатель». 1956 с.135

«Учиться у народа» — это для С.Я.Маршака значило в высшей мере постигать понимание народного идеала – добра, справедливости, красоты, нашедшего свое полное и благородное выражение в сказках, в их изумительном, полнозвучном и красочном языке, на котором, по словам А.Н.Островского, народ мечтал о лучшей жизни. Но Маршак не просто избегал какой-либо стилизации, считая, что она убивает душу творчества, — он был по всей своей сути новатором, главная цель которого состояла в том, чтобы открывать перед юным человеком мир, полный великих, реально-фантастических возможностей, приближать будущее.

Будущее – путь, в которое лежит через стихотворную сказку, ибо, давая ребенку чудесную возможность со всей глубиной и страстью пережить вечные изначальные чувства, поэзия расширяет духовное пространство личности, дает будущему взрослому силу для преодоления всяческих житейских преград и препятствий, указывает выход из многих нравственных тупиков.

4 стр., 1797 слов

Экологических сказок с детьми

... в лесу? Продолжение начатой сказки Используя данный вариант сочинения сказки, педагог составляет начало сказки сам, а дети сочиняют ее продолжение. При этом экологическая сказка должна составляться в ... рамках изучаемой темы. Сказки без окончания ...

В начале 20-х годов в Краснодаре Маршак создает театр для детей. Для этого театра он пишет пьесы-сказки по мотивам народной поэзии. И в 1922 выходит первая детская книга Маршака «Театр для детей». Сказка осталась его любимым жанром, с которым поэт не расставался всю жизнь. В них поэт отстаивает право на творческое осмысливание фольклорного богатства, на соавторство с народом. В его сказках живут не только народные сюжеты, песенки, пословицы, считалки, но сама народная педагогика, которая умеет учить, не поучая, и забавлять, не балуя.

С.Я.Маршак – настоящий психолог детства – при построении своих юмористических и сатирических образов опирается, прежде всего, на психологические особенности ребенка, поэт умеет смеяться дружелюбно и беззаботно, но смех его может быть полон гнева и сарказма. Между юмором и сатирой располагается целая гамма оттенков смеха, и находчивость автора стихотворных сказок для детей выражается в игре слов, в занимательности ситуаций, в комедийности действующих лиц.

С.Маршак понимал детство, до конца дней своих чувствовал себя ребенком, способным радоваться первому снегу, ясному небу, березке в весеннем уборе.

Интерес Маршака к народному творчеству, проявившийся у него еще в начале века, в немалой степени был результатом всеобщего увлечения русским фольклором, когда появилось много произведений, в которых использовались сюжеты русских народных сказок, весь их волшебный инвентарь, весь их традиционный словарь.

Интересно и важно суждение В. Смирновой, подчеркнувшей принципиальную разницу в отношении к фольклору Маршака и «тогдашних сказочников (А.Ремизов, Ф.Сологуб), которые, шли по пути стилизации, увлекались народным орнаментом» или искали в фольклоре «религиозных основ»; живая сила вековой народной мудрости, народные мечты и народные идеалы, зашифрованные в устном народном творчестве, или не были поняты, или откровенно приносились в жертву символическим абстракциям. Этот путь стилизации был чужден молодому Маршаку, с детства уверовавшему в жизненную правду народной поэзии.*1

Сам Маршак говорил впоследствии об этом так: «Для меня всегда в сказке существуют конкретные приметы жизни народа. У сказочных персонажей есть родина, характер. Все мои двенадцать месяцев – это хозяева лесов, полей, морозов, дождей и ясной погоды, а не какие-то условные обозначения времени. Всякая стилизация отнимает у сказки жизнь».*2

Видя в стихотворной сказке живую действенную мысль народа и правду характеров, Маршак добивался такой же выразительности и ясности, «простоты сложности» и «сложности простоты», которые являются следствием глубокого, органически-присущего поэту мироощущения и мировоззрения и в стихах для детей.

Стиль Маршака – стиль сказочного реализма. Остро чувствующий в жизни присутствие чуда, какой-то не разгаданной тайны, Маршак создавал образ мира, образ духовного существования человека, стараясь в то же время разбудить в его душе тоску по идеалу, жажду прекрасного.

Многие годы спустя, С.Маршак часто возвращался к мысли: «Я не предполагал, что эта игра была как бы предчувствием моей собственной судьбы».*3

17 стр., 8229 слов

Анализ произведений С.Я. Маршака

... Маршака для детей (1923-1964 гг.) При жизни С.Я. Маршака было выпущено 44 моноиздания его произведений для детей. ... стихотворение «Вчера и сегодня» вышло в том же году в издательстве «Радуга» с иллюстрациями В.В. Лебедева тиражом 10000 экземпляров. В дальнейшем оно переиздавалось без изменений. Сказка ... моноизданий, сборников и собраний сочинений писателя, выходивших при его жизни; выяснить, какие из ...

Не стала ли сказка таким своеобразным ориентиром, давшим направление всему творчеству Маршака? Жанру, избранному в ту пору, когда сама проблема выбора еще не воспринималась с такой пронзительной остротой, как это осозналось позже, поэт остался верен на всю жизнь. Сказку как таковую, а случалось, самое право сказки на жизнь Маршак отстаивал не только как теоретик, критик, но и одновременно с этим и утверждал ее как творец новой современной сказки.

  1. Смирнова В. О детях и для детей. М., 1967, с. 57-58
  2. Там же. С. 59.
  3. Маршак С.Я. О себе. М., «Детская литература», 1975. С. 174-190

Форма стихотворной сказки никогда не была, да и не могла быть, для Маршака чем-то искусственным или формальным, некой данной заранее схемой. Между тем, казалось бы, готовый сюжет автора от многих забот, в том числе и от заботы об идейно-нравственном содержании, создаваемого произведения.

Казалось бы… Но все дело в том, что понимается под «содержанием» художественного произведения, как вообще оно возникает.

Но в сказках исключается всякое присутствие конкретного автора. Маршак «нарушает» этот незабываемый закон жанра: его присутствие в сказочном тексте, безусловно. И не только его самого. На равных с героями он включает в сказку и самих иных читателей или зрителей, превращая их из посторонних наблюдателей в активных участников действия, заражая не отвлеченно-стилизованной поэтикой, а живой поэзией реальной жизни, какой она становится на глазах зрителей, как будто они творят ее сами.

Стихотворные сказки Маршака – это всегда диалог автора и героев с теми, к кому они в данную минуту обращаются.

С.Я.Маршак преобразил язык сказки, который в полной мере сохраняя волшебное обаяние, в то или иное время поразительно современен, обиходен и прост. Он создал свой язык, как всякий истинный художник. Язык, выражающий его нравственно-эстетическую систему мировоззрения, его взгляд на жизнь, его философию. Язык писателя мы узнаем не только по словарю, но по тому магическому соединению слов, их музыке, благодаря которому обычное, на первый взгляд, словно обретает еще особый, дополнительный смысл и содержание. В полной мере это относится и к «сказочному» слову. Вот почему поиск верной тональности стихотворной сказки, ее музыкального строя и ритма каждый раз был творческим, целиком захватывающим целей его замысла.

Глава II. Анализ стихотворной сказки С.Я.Маршака «Теремок».

2.1. Тематика сказки.

Стихотворная сказка С.Я.Маршака «Теремок»

Ранняя сказка С.Я.Маршака (1887-1964) «Теремок» создана в период борьбы прогрессивного искусства нашей страны против реакционной проповеди педагогов о «вреде» сказки для воспитания подрастающего поколения.

В сказке с А.М.Горьким, К.И.Чуковским и молодыми писателями С.Я.Маршак доказывал безжизненность и антинародность этих лжеучений. В критических статьях, вступлениях и в художественных произведениях он восстанавливал право фантазии на достойное место в детской литературе.

57 стр., 28273 слов

Сказка как средство нравственного воспитания старших дошкольников

... исследования: влияние сказки на нравственное воспитание старших дошкольников. Цель исследования: определить влияние сказки в нравственном воспитании старших дошкольников. Гипотеза: мы полагаем, что нравственное воспитание дошкольников будет более эффективно при использовании сказки как педагогического средства, если: работа по нравственному воспитанию осуществляется целенаправленно ...

Великий знаток и патриот фольклора,- как русского, так и зарубежного, свою стихотворную сказку «Теремок» С.Я.Маршак написал как одну из форм фантастики для детей, соединяющей фольклорные традиции, персонажи, шутки, потешки, с усилением приключенческих мотивов и роли юмора.

Автор ввел в произведение забавный, но принципиальный спор: какая сказка нужнее и полезнее мальчишкам и девчонкам – страшная или веселая?

В центре действия раскрыта тема общей защиты мирных тружеников от хищников. Через весь текст проходит тема роли в добром доме, в семье народной шутки, потешки, пляски, прибаутки.

2.2 Идейное содержание стихотворной сказки.

Не смотря на старания и азарт злого деда – «Еловой шишки» на опасную агрессивность его зверей, сильных и хищных, это произведение С.Я.Маршака излучает и прославляет жизнерадостность, веселье даже в моменты борьбы не на жизнь, а на смерть. Жизнеутверждающие призывы Петуха, забавные «хозяйственные» действия Мышки и Лягушки с кружкой, грозные «предупреждения» колючего Ежика, атмосфера игры в войну – все увлекает детей, вызывает смех. Страшные обидчики уходят в леса. Зрители горячо приветствуют их. Автору удалось доказать, что мирные маленькие и небольшие жильцы теремка, самоотверженно, дружно защищая свой уютный дом, добрый настрой, налаженный общей деятельностью быт, побеждают слаженностью действий, помощью друг другу. Враги проигрывают поодиночке – отдельные хищники слабее дружных малышей. С.Я.Маршак – мастер и пропагандист народных форм искусства на отдыхе, сумел превратить свою небольшую стихотворную комедию в чудесный, заразительный образ народного праздника, семейного, домашнего. Пляски с приговорками, песенки, шутки утверждают благотворность русского фольклорного наследия для отдыха и торжества.

2.3 Особенности сюжета и композиции сказки

Сюжет «Теремка» известен издавна по народным сказкам о животных «Теремок», «Кот, Петух и Лиса». Но С.Я.Маршак удачно обогатил свое произведение интересными контрастными персонажами: Злой дед по прозвищу «Еловая шишка» и Добрый дед – «Гороховый стручок». Они своим спором, какая сказка, страшная или веселая, милее детям создают комедийную ситуацию «вместе сказку показывать». После забавного заселения в теремок смелых, добрых животных Злой дед словно меняет характер действия. Появляется волк «Зубами щелк», к тому же бездомный и озорной:

Мышка — А что ты умеешь делать?

Волк — Ловить Мышат! Давить Лягушат! Ежей душить! Петухов потрошить!… (5;с.194)

Заговор-встреча Серого с Лисой и медведем играет роль завязки основных происшествий. Начинается чередование мирных и весело-воинственных сцен, где требуют, угрожают, ломают:

Медведь — Долго ждать мне неохота,

Расшибу я вам ворота! (5; с.198)

Но напор отбит, «петушится», ликует Петух и попадает в лапы мстительной Лисы. Ужас плена, торжество рыжей, ехидство деда «Еловая шишка» — это кульминация действия:

36 стр., 17624 слов

Является актуальной. Значимость изучения проблемы обучения пересказу ...

... работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПЕРЕСКАЗУ СКАЗОК ... выбранная нами тема является актуальной. Значимость изучения проблемы обучения пересказу сказок у детей с общим недоразвитие речи, а также недостаточная разработанность ...

Злой дед — Вот лиса бежит во весь дух,

А в зубах ее бьется Петух. (5; с.203)

Но читатели и зрители переживают недолго. В азарте погони нарастает веселье, которым руководит лукавый Добрый дед – «Гороховый стручок»:

— Петуха она швырнула

Да скорей в кусты нырнула.

… И осталась без хвоста… (5; с. 204)

За комедийной развязкой следует радостный праздник-пляс «под гармошку», хоровое пение. Впереди – добрый день. А вместо живого, концовки – утешение Злого деда, который плачет, может быть, от досады?

Последнее слово за «Гороховым стручком»:

— Приходите, дети,…много-много сказок есть на белом свете,

самую веселую выберу для вас!

Композиция сказки С.Я.Маршака построена, как мы убедились, на контрасте веселого и страшного, доброго и злого. Но основная направленность «Теремка» состоит в утешении и развлечении малышей, в обогащении их воображения, речи.

2.4 Система персонажей в сказке.

Действующие лица комедии в соответствии с тематикой, идейным содержанием делятся на две группы: веселых и устрашающих, мирных и агрессивных. У каждой группы свой ведущий и пропагандист. Он вводит своих подопечных в сюжет, поддерживает, а чужих критикует. Злой дед и Добрый дед — старые знакомые и соперники. «Еловая шишка» появляется раньше, ведет себя, как хозяин, самоуверенно, пытается выгнать соперника из сказки, строптивый и ехидный, он холоден к детям, даже маленьким:

— Пусть поплачут, мне какое дело! (5;с. 189)

Тройка страшных состоит из знаменитых героев-фольклоров разных жанров. Атаманшей среди них выступает традиционно Лиса. Она красива, держится собой и особенно пушистым рыжим хвостом, а глаза у нее «как свечи». У нее, хитрой, мудрой хищницы, просит совета Волк, она командует приступом, но и здесь, среди приятелей, коварно распределяет места, ловко сохраняя свою шубу:

— А Лиса хлопочет с краю,

Ей, плутовке, легче всех… (5; с.198)

Ласковая в обращении, она в сказке Маршака мстительная, талантливая в уговорах, беспощадна к жертве, но и к друзьям. Дети весело смеются, читая, как она осталась без хвоста. «Безумный волк» здесь явный неудачник, завистник, он неумен, воображает, что в теремке «режут сало острым ножиком».

Однако этот серый разбойник хвастлив и груб с маленькими животными, он своих побаивается и хнычет:

— Раздавил меня бессовестный медведь,

2 стр., 511 слов

Урок развития речи. сказки, 2 класс

... сказку можно узнать по опорным словам. Кто написал эту сказки? муха,денежка,базар,самовар,гости,комар(ответы детей-"Муха-Цокотуха") Кто написал эту сказку? (ответы детей К.И.Чуковский) Вывод: у сказки есть автор.Такие сказки ... больше нравится? (ответы детей) 4)Опорные слова. Словарная работа. По опорным словам составьте сказку. жили-были,принцесса,в некотором государстве,королевство,волшебник. ...

Без обеда мне придется помереть…(5; с.199)

Его обидчик – Медведь – из Маршака тоже потерял свое добродушие, но выглядит очень комично из-за своей неуклюжести и недогадливости, «прижав» и помяв волка, недоумевает, «от чего» взбесился волк, почему он убежал?» Лиса легко успокаивает Мишеньку:

— Да какой от волка прок? (5; с.199)

Сначала он грозен с Мышкой, обещая:

— Расшибу я вам ворота! (5;с.198)

Потом позорно бежит от кочерги, от водяной бани:

— Помогите, караул!

Захлебнулся, утонул!… (5;с.201)

Автор остроумно высмеивает детскую «обидчивость» огромного зверя. Еле высвободив ногу из подворотни, Мишка завывает на ходу:

— Я к вам больше не приду! (5;с.201)

Таким образом, обидчики маленьких тружеников из «Теремка» теряют симпатии детей-читателей и зрителей за равнодушие к беде приятелей. Недаром они показаны поодиночке.

А справились с ними, убеждает Маршак, не испугавшись их силы, малыши, вроде Мышки-норушки и Лягушки-квакушки, с Петухом — гармонистом и Серым Ежом.

Талант автора великолепно доказал значение их дружбы, взаимной поддержки, задора для борьбы и «победы»:

— Эй, кума моя, лягушка,

Где твоя большая кружка?

…Косолапого облей! (5;с.200)

Мы ясно «видим» в этот момент отвагу, смекалку и … рост-размер квакушки рядом с Медведем… Эти герои народных сказок у Маршака сохранили игрушечную яркость и комизм, но не потеряли, а дети приобрели обаяние справедливой воинственности. Их призывы в поддержку друг друга увлекают детей – читателей, которые сами любят военную игру,…хотя сегодня они ведут ее с помощью компьютера.

Стихотворная сказка «Теремок» при чтении поражает своей выразительностью, зрительностью персонажей. Добрый дед, по прозвищу «Гороховый стручок» приветливый и веселый, отличается заботой и любовью к детям, защитой их хорошего настроения от страха и зла, от недоброй сказки. В нем самом есть что-то мальчишеское жизнерадостное и находчивое. Ему свойственна народная склонность «жить в ладу», миролюбие. Он умеет с пользой для дела договариваться даже с соперником, забавно утешает его в конце пьесы. Он рад поселить своих подопечных-невеличек-животных в уютном теремке, доверяет им защитить свое жилье и повеселить детей-любителей фантазии добротой сказочных приключений и комизма. «Гороховый стручок» радуется деловитости и дружелюбию этих мирных жителей болот, лесов, крестьянских дворов. Он поддерживает их смекалку, взаимную помощь, отвагу при защите теремка, ворот, при спасении Петуха, забавности его замечаний по ходу событий.

Лягушка-квакушка и Мышка-норушка, комично объединенные в пьесе Маршака общим домом, добрые хозяюшки, смелые защитницы, веселые плясуньи, шутницы и приветливые хлопотуньи. Однако они осторожны и чутки при встрече новых жильцов, приветствуют Петуха-певца и «гармониста»:

29 стр., 14326 слов

Волшебные сказки в детском чтении

... и т.д., но покидает его из-за нарушения какого-либо запрета («Царевна-лягушка»). Популярные сказки о детях, попавших во власть злого духа, чудовища, колдуна и спасшихся благодаря находчивости ... методике организации образовательного процесса на уроках литературного чтения. . ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАССМОТРЕНИЯ ВОЛШЕБНЫХ СКАЗОК 1.1 Миф как прародитель волшебных сказок Мы редко задумываемся над тем, что ...

— Так и быть, пожалуй в дом.

Веселее жить втроем! (5;с.192)

Но останавливают волка:

— Уходи зубастый зверь!(5;с.195)

Самый яркий обитатель теремка, конечно, Петушок. У него прославленная в народном искусстве стать и особая способность петь, время отсиживать и об опасности объявлять.

Автор талантливо используя и с веселым напором, а порой с забавным сочувствием, показал петушиные слабости: неумеренное любование собой, детскую доверчивость и невнимательность. С этим персонажем связаны яркие сцены погони и сочувствия пострадавшему. Здесь наиболее проявляет себя «серый» Еж — не самый нарядный и веселый, но самый отважный, зоркий и деятельный в часы испытаний. Несмотря на разнообразие фольклорных и литературных историй о ежах, Маршаку удалось показать и серьезность отношения этого персонажа к своим «обязанностям» сторожа, а главное – к защите приятеля:

— Подкатился серый ежик…

…Прямо под ноги лисе.

…Колет щеткой лисьи ноги.(5;с.203)

Детям-читателям интересна и забавна доброта колючего друга к Петуху:

— Дай тебе я помогу.

За крыло тебя возьму я,

Птицу, бедную, хромую…(5;с.206)

Автор придумал для этого героя такую интересную редкую черту, как галантность, предупредительность:

— Нет, не стоит кататься на мне.

У меня борона на спине! (5.с 208)

Очень удачна последняя реплика хозяина и старшего в доме – Ежа:

— Вот что, братцы, довольно плясать.

Завтра утром попляшем опять. (5;с.208)

Таким образом, система персонажей в стихотворной сказке С.Я.Маршака «Теремок» вошла в число литературных удач писателя-мастера ярких персонажей, интересных полезных для нашей любознательной, веселой детворы, друзей животных и литературы о них.

2.5 Художественные особенности «Теремка».

Светлое, занимательное и динамичное произведение для детского чтения.

Читатель сразу оказывается в атмосфере заботы о развлечении девочек и мальчиков, о приобщении их к веселой фантазии и юмору. Дети подключаются к спору двух смешных дедов, какую чудесную историю «показать»: страшную или веселую.

К общей радости, это оказалась интересная сказка с забавным домиком-теремком, где по правилам фантазии можно разместить каких угодно действующих лиц. Мастерство автора уютно устроило жилье для персонажей: здесь комично радует печь кухарку-лягушку, готовы для нее и сковородка, и «большая кружка». Для Петуха на окне — гармошка. Автор вводит нас в обстановку веселой игры, и начинается она со знакомства-представления будущих соседей: Маршак в ярких стихах рисует портреты, В которых школьники угадывают знакомых животных:

Еж — Я — серый ежик —

Ни головы, ни ножек…(5;с.193)

В них скрыты маленькие загадки того свойства, которое вошло в слово-характеристику, и уменьшительно-ласкательная интонация. Она подчеркивает размер персонажа.

Итак, показано мастерство изображения обстановки, портретов действующих лиц. Но автор умеет показать их не игрушками, а живыми и деятельными. Они знакомятся и ссорятся, угрожают и празднуют, так как стихотворная сказка постоянно радует заразительной живостью, эмоциональностью и выразительностью разговорной речи: диалогов, массовых сцен и реплик:

Лиса — Ах, мой серый, мой хвостатенький,

Как хочу я петушатенки!

Волк — Да и мне поесть охота,

Только заперты ворота!… (5;с.196)

Мы видим здесь блестящее художественное мастерство Маршака, помогающего различить двух действующих лиц в их коротком разговоре. Сразу видно, что Лиса привыкла мстить «нужным» существам, но Волка она не уважает. Поэтому у нее никаких украшений, кроме суффикса в простеньком эпитете… Волк-грубиян и спешит с голода разговор вести о деле.

Замечательной особенностью языка сказки являлась его многокрасочная народность: богатство интонаций, меткие народные словечки, поговорки:

— Эй, хозяева, открывайте-ка добром,

А не то мы вам ворота разнесем! (5; с.197)

Вместе с тем автор чутко понимает и воспроизводит культуру народного общения в языке дружных жителей теремка:

Петух — Не до песен мне, сестрицы.

Был в зубах я у лисицы… (5; с.206)

Иначе, забавно и горячо звучат реплики, призывы во время драки-защиты от наказания и похищения Пети-Петушка:

Еж -Распорю твои меха,

Отдавай мне Петуха! (5;с.207)

Мышка – Держи! Лови!

Лягушка – Хвост у рыжей оторви! (5;с.204)

Мы видим, что сказка проникнута волшебством изображения одухотворенных животных, веселыми, бытовыми делами:

Лиса – Ох, слаба я с голодухи,

Третий день как пусто в брюхе.

Кабы встретился нам Мишенька – медведь,

Он помог бы нам ворота отпереть… (5;с.196)

Творчество Маршака, при всем разнообразии жанров, всегда отличается наглядностью зрительностью изображаемого явления. В «Теремке» это помогает детям-читателям живо вообразить картину события, «позы действующих лиц».

Лиса – Ну-ка, Мишенька, спиною повернись,

Ну-ка, Мишенька, на волка навались.

Если дружно мы навалимся втроем,

Мы тесовые ворота отопрем! (5;с.198)

Автор великолепно подбирает выразительные глаголы, продолжая Пушкинскую традицию, ведущие роли их в художественном тексте:

Лягушка – Он лежит — не шевелится…

На боку лежал бедняжка,

И стонал он очень тяжко. (5;с.205)

Эпитет в пьесе-сказке немногочислен:

Зритель должен увидеть само действие и его персонажей. В основном – это фольклорные, постоянные красочные определения. Но если появляются в авторском исключении, то удивительно сочные, зримо представляющие предметы изображения:

Волк – А лягушка пироги печет…

Лиса – Пироги печет капустные,

Подрумяные, очень жирные да вкусные. (5;с.197)

Особое своеобразие, живость придает произведению С.Маршака, конечно, его чудесный, остроумный юмор. «Теремок» комичен уже со своего названия – ведь это простая крестьянская изба с ушатом и кочергой, дровами и котлом. В сказке часто звучат простые шутки:

— Ну-ка, Петя, пойди, попляши —

У тебя сапоги хороши! (5;с.207)

Забавны сравнения:

— Только вертится лиса

Вроде спицы колеса. (5;с.204)

Целые веселые сценки, комичные и живые,смешат детей при чтении:

Мышка …Хвост надену я на шею…

В стужу лютую, в мороз

Я укутаю Свой нос! (5;с.205)

Сатира писателя обращена к обидчикам животных – тружеников:

— Задрожал медведь с испугу.

Завопил на всю округу:

Ой, боюсь я кочерги… (5;с.200)

Своеобразие мастерства С.Я.Маршака – его легкий, звучный, красочный, легко читающийся стих, доступный и полезный детям, как образец хорошей русской речи с ясным смыслом и четкостью слова.

Таким образом, произведение С.Маршака «официально» отнесено и печатается среди его пьес. Однако в нем нет деления на действия и сцены, примечаний автора. Все главные особенности драматического жанра введены в текст с помощью образов Дедов-ведущих сказочников. И «Теремок» легко читается детям младшим школьникам: описание естественно сливается с действием персонажей. Это помогает восприятию содержания, как сказочного, и воспроизведению его в пересказах частей детьми. Стихотворная комедийная сказка стала образцом популярного жанра словесного искусства для детворы, обогатившего телевизионные анимационные фильмы, но осталось среди лучших детских книг. Сказка «Теремок» не велика по объему. А мастерство С.Маршака, замечательного российского писателя, друга детей, талантливого поэта, драматурга, переводчика, литературоведа сделало ее шедевром доброй и веселой, своеобразной, очень нужной малышам, родителям и учителям начальных классов. Она приносит удовольствие, и отдых читающим детям, незаметно развивает их воображение, обогащает речь правдивым и свободным словом, культурой общения, точностью характеристики человека.

Заключение.

Красочность, ценность содержания и своеобразие творческой манеры С.Я. Маршака не только обогатило детскую литературу нашего Отечества. Его сказки способствуют осуществлению важных задач обучения и воспитания подрастающего поколения.

Любовь к детям, художественное мастерство, талант фантазии, богатые традиции русской и западной сказки, в том числе авторской, созданной великими сказочниками Европы и России, помогли С.Я. Маршаку представить нашей детворе разнообразные, интересные и полезные сказочные произведения для школьного и домашнего чтения.

Современная российская школа осваивает новые и серьезные объемные требования последних программ для начального обучения литературному общению. Новации ведущих авторов программ по чтению в 1 — 4 классах призывают уже в начальном звене активнее развивать культуру речи, воображение, фантазию, творческие интересы и коммуникативные навыки учащихся.

В процессе обучения осознанному, правильному, выразительному чтению эти задачи легче и надежнее осуществляются с помощью красочных текстов стихотворных сказок, народных и авторских. Школьники свободно осваивают начальные понятия жанра — вида произведения, отличие сказки от рассказа, роль эпитетов, сравнений, юмора. Стихотворные сказки введены в чтение на основных уроках литературного чтения и во внеклассной форме. Произведения С.Я. Маршака стали детской классикой.

Его произведения привлекают учащихся доступной, интересной для них тематикой : защита и спасение юных, отношение с природой, животными, значение формирование воли, характера, роль дружбы со сверстниками и выбора друзей для судьбы юного человека.

Идейное содержание понятно школьникам, благодаря убедительному контрасту — борьбе добра и зла, а также трудные обстоятельства природы. Помогает остроумная сатира, юмор и лирика стихов С.Я. Маршака.

Однако для освоения этого богатства нужна особенно чуткая деятельность ребенка на уроках классного и внеклассного чтения. Нужна пропаганда домашнего чтения детей. Необходимо глубокое освоение самим учителем текста сказки, ее нравственного богатства, ее художественной выразительности. Потому что сказки дают детям возможность создать, выбрать свой тип привлекательности героя или героини.

Неоценима польза чтения и восприятия учащимися 1 — 4 классов стихотворных сказок С.Я. Маршака с их умелой пропагандой дружбы с животными.

Сказки расширяют знания детей о мире. Еще более почетна роль сказок как образца хорошего литературного языка, фольклорной традиции веселой и творческой песни, богатство народной мудрости: пословиц, поговорок, постоянных эпитетов, ласковой задушевности, благодарности и просьбы, пожелания и призыва.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/tvorchestvo-marshaka/

  1. Арзамасцева И.Н. Детская литература. – М., 2002, — с. 472
  2. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. – М., 1979, — с.352
  3. Галанов Б.Г., С.Я. Маршак. – М.,1965, — с.312
  4. Еткинд Е. Разговор о стихах. – М.,1970, — с.352
  5. Кармилов С.И. Основные понятия теории литературы: Литературное произведение. Проза и стихотворения. – М., 1993, — с.536
  6. Маршак С.Я. Сказки для чтения и представления. – М.,1988, — с.254
  7. Маршак С.Я. Сколько лет сказке? — М.,1964, — с.544
  8. Маршак С.Я. Сказки, песни, загадки, стихотворения в начале жизни. – М.,1987, — с.637
  9. Песков Г.Н. Введение в литературоведение. – М.,1988, — с.420
  10. Разова В.Д. С.Я. Маршак. Л.,1970. – с.297
  11. Разова В.Д. Маршак С.Я. Жизнь в сказке. – М.,2002, -с.115
  12. Суходолов Д.Д. Сказочник Маршак – детям. – М.,2003, — с.15
  13. Хализев В.Е. Теория литературы. – М.,2000, — с.423
  14. Чернец Л.В. Введение в литературоведение. – М.,2006, — с.680
  15. Квятковский А. Поэтический словарь. – М., 1968, — с497
  16. Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987, — с.751
  17. Литература: Краткий справочник школьника. – М., 1997, — с.247