Развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста

Курсовая работа

Проблема развития творческого воображения детей

Проблема развития творческого воображения детей является актуальной в свете сохранения интеллектуального потенциала нации и создания условий для одаренных людей в нашей стране. Одаренная категория людей играет важную роль в прогрессе общества в плане производства и творческой деятельности. Последнее время общество все больше задумывается о необходимости развития и поддержке талантливых людей.

Личностная ориентация в образовании

Основополагающим принципом модернизации содержания образования является личностная ориентация, которая предполагает учет субъектного опыта учащихся и их актуальных потребностей. Именно поэтому возникает необходимость организации активной познавательной и созидательной деятельности, способствующей накоплению творческого опыта у младших школьников. Такой опыт является основой для успешной самореализации в дальнейшей образовательной и профессиональной деятельности.

Роль начальной школы в развитии личности

Основной задачей начальной школы является обеспечение развития личности ребенка. Для этого ребенку предоставляется возможность двух видов деятельности. Во-первых, активное развитие осуществляется через учебную деятельность, которая включает овладение необходимыми знаниями и умениями для жизни в обществе. Во-вторых, ребенок самостоятельно реализует свои творческие возможности, благодаря чему происходит самодеятельность и самореализация. Такая творческая деятельность направлена на создание нового и позволяет ребенку выразить себя и воплотить свои идеи.

Реализация условий развития творческого воображения в процессе обучения обеспечивает его становление, а также увеличивает вероятность сохранения творческого воображения и его проявления в дальнейшем взрослом возрасте.

Развитие воображения в процессе деятельности и общения

Представители многих научных направлений и школ, рассматривающие развитие человека, его личностных, психологических, дидактических и других качеств, подтверждают продуктивность протекания данного процесса в ходе деятельности и общения, подчеркивая при этом, что не любая деятельность обладает развивающей функцией, а та, которая затрагивает потенциальные возможности ученика, вызывает его творческую познавательную активность.

3 стр., 1314 слов

Учим писать по воображению… (развитие связной речи на х русского языка)

... мелодия “Осенней песни” П.И. Чайковского. После сочинения такого плана ребята совсем по-другому слушают музыкальные произведения. Уроки типа “Описание по воображению” развивают и образное видение, и творческое мышление, дают ... оказывает искусство, будь это произведения живописи, музыки или поэзии. На уроке развития речи учителя часто используют содружество трех муз. “Внутренние связи между всеми ...

В психологической литературе имеются различные точки зрения на происхождение и развитие воображения. Сторонники одного из подходов полагают, что генезис творческих процессов связан с созреванием определённых структур (Ж. Пиаже, З. Фрейд).

При этом механизмы воображения оказывались обусловленными внешними по отношению к этому процессу характеристиками, такими как развитие интеллекта или развитие личности ребенка.

Другая группа исследователей считает, что генезис воображения зависит от хода биологического созревания индивида (К. Коффка, Р. Арнхейм).

К механизмам воображения данные авторы относили составляющие внешних и внутренних факторов.

Представители третьего подхода (Т. Рибо, А. Бэн) объясняют происхождение и развитие воображения накоплением индивидуального опыта, при этом рассматривались как трансформации данного опыта, такие как ассоциации и накопление полезных привычек.

2. Выявить особенности творческого воображения младших школьников.

Особенности творческого воображения у младших школьников являются предметом широкого исследования в отечественной психологии. Множество авторов, таких как А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн и др., связывают развитие воображения с развитием игровой деятельности ребенка. Игра является важным механизмом развития воображения, позволяющим детям создавать в своем воображении различные образы, взаимодействовать с ними и расширять свои представления о мире.

Также творческое воображение младших школьников связано с овладением различными видами деятельности, которые традиционно считаются «творческими», такими как конструктивная, музыкальная, изобразительная и художественно-литературная. Эти виды деятельности предоставляют детям возможность выразить свои мысли и чувства, развивать свое воображение и креативность.

Более глубокое исследование творческого воображения у младших школьников было проведено такими известными педагогами и психологами, как А.С. Белкин, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.А. Петровский, Е.С. Полат и др. Их труды показывают, что воображение играет важную роль в процессе усвоения новых знаний детьми и стимулирует развитие личности. Оно позволяет детям творчески преобразовывать уже имеющиеся у них знания и способствует саморазвитию.

Важно отметить, что творческое воображение у младших школьников не только помогает им лучше усваивать знания, но и определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в школе. Развитие творческого воображения через изобразительную деятельность является одним из способов раскрытия потенциала комплексного подхода в обучении и воспитании детей.

Таким образом, изучение особенностей развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности имеет большое значение для понимания и оптимизации образовательной практики.

В свете вышеизложенного представляется важным разработать систему занятий, направленную на формирование творческих способностей у младших школьников. Для достижения этой цели использовались различные методы, включая изучение теоретической и научно-методической литературы по теме исследований.

22 стр., 10629 слов

«Творческое развитие младших школьников» проект

... работы : «Творческое развитие младших школьников». Цель исследования: теоретически обосновать и определить возможности изобразительной деятельности в развитии творческих способностей младших школьников. Объектом исследования развитие творческих способностей младших школьников. Предметом исследования являются возможности изобразительной деятельности в развитии творческих способностей младших ...

  1. Понятие и виды воображения

Воображение рассматривается как одна из форм психического отражения мира. По традиционному определению, воображение представляет собой процесс (А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский, В.Г. Казакова и Л.Л. Кондратьева и др.) [1, c . 26].

Интерес к проблемам творчества и, через него, к воображению возрастает в современной психологии. Воображение рассматривается как важнейший компонент любой формы творческой деятельности.

В психологии воображение рассматривается как одна из форм отражательной деятельности сознания. Поскольку все познавательные процессы имеют отражательный характер, необходимо определить качественное своеобразие и специфику, присущую воображению. Отечественные психологи считают, что воображение отражает действительность не как существующую реальность, а как возможность, вероятность. Через воображение человек стремится выйти за рамки имеющегося опыта и данного момента времени, ориентируясь в вероятностной, предполагаемой среде. Это позволяет находить не один, а множество вариантов решения любой ситуации, многократно перестраивая имеющийся опыт. Процесс комбинирования элементов прошлого опыта в принципиально новые соответствует вероятностному характеру отражения и составляет качественную специфику отражательной деятельности воображения, отличающую его от других познавательных процессов, где вероятностный характер отражения выступает не как главный, а как частный признак.

Воображение — психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Это явление рассматривается отечественными авторами как способность и как специфическая деятельность. Применение понятия психологической системы предлагается Л.С. Выготским, учитывая сложное функциональное строение воображения [5, c. 12].

Традиционное понимание воображения, согласно Э.В. Ильенкову, отражает только его производную функцию. Главная функция воображения заключается в преобразовании оптического явления на поверхности сетчатки в образ внешней вещи [8, c. 42]. Таким образом, воображение — это процесс преобразования имеющихся в памяти образов с целью создания новых, которые ранее не воспринимались.

Рис. 1. Сущность и физиологические основы воображения

Выделяют два основных вида воображения: пассивное и активное.

Пассивное воображение характеризуется отрывом от практической деятельности. В этом случае фантазия создает образы, которые не реализованы в жизни. Человек может временно уйти в область далеких от действительности представлений. Образцы фантазии, преднамеренно вызванные, но не связанные с волей, называются грезами.

Активное воображение — это воображение, связанное с выполнением конкретной практической деятельности. Например, дети, приступая к изготовлению поделки, формируют ее образ, продумывают, из каких материалов она может быть изготовлена и как осуществить сборку.

Воображение и его роль в познавательном процессе

Воображение является важным психическим процессом, который играет значительную роль в познавательной деятельности человека. В зависимости от самостоятельности и оригинальности образов, воображение может быть воссоздающим или творческим.

13 стр., 6184 слов

Формирование навыков изобразительной деятельности у детей старшего ...

... на формирование изобразительной деятельности старших дошкольников с ДЦП, изучить и апробировать ее эффективность. Объект исследования - изобразительная деятельность детей с различными формами церебрального паралича в возрасте 6-9 лет. Предмет исследования - процесс обучения изобразительной деятельности детей с нарушением ...

Воссоздающее воображение представляет собой способность человека представить что-то новое, опираясь на словесное или условное изображение этого нового, такие как чертежи или схемы. Очень важно при создании правильных представлений о новом описать его образно, чтобы вызвать живые образы, которые конкретизируют абстрактные данные.

Творческое воображение, в свою очередь, позволяет человеку создавать новые образы без опоры на готовое описание или условное изображение. Оно позволяет увидеть что-то совершенно новое, минуя цепочку выводов и доказательств.

Воображение тесно связано с творческим мышлением, но отличается от него тем, что действует не с помощью понятий и рассуждений, а с помощью образов. Человек не рассуждает, а мысленно видит то, чего раньше не видел и не знал, видит ярко, образно, во всех деталях.

Однако, на протяжении школьного обучения, внимание обычно уделяется преимущественно тренировке памяти, восприятия и мышления, в то время как развитию воображения уделяется недостаточное внимание. Однако, все познавательные процессы находятся в тесной связи и взаимозависимости, поэтому активное развитие любой из этих функций создает благоприятные предпосылки для развития воображения.

Соотношение воображения и мышления

Вопрос о соотношении воображения и мышления является ключевым в психологии воображения. Существует несколько точек зрения на этот вопрос, в зависимости от того, на чем делается акцент — на сходстве или различии между этими процессами.

Одни исследователи считают, что воображение и мышление имеют схожие механизмы и взаимосвязаны друг с другом. Другие же утверждают, что воображение и мышление представляют собой различные процессы, которые выполняют разные функции в познавательном процессе.

Однако, независимо от точки зрения, важно отметить, что воображение играет важную роль в познавательной деятельности человека. Оно позволяет нам видеть и представлять то, чего ранее не существовало, и является неотъемлемой частью творческого процесса.

II. Обсуждение

Если акцент делается на различии воображения и мышления, это ведет к отрицанию взаимной связи этих процессов. Воображение в подобной трактовке не рассматривается как исключительно самостоятельный процесс, не зависящий от других психологических функций. Абрамов, Владычко, Рибо и Розов развивали такую точку зрения.

Одним из основных механизмов воображения является диссоциация — рассечение сложного целого на части, которые впоследствии могут быть объединены через ассоциацию — процесс объединения диссоциированных элементов. Такие механизмы позволяют нам лучше понимать и описывать процесс формирования и развития воображения.

Однако, для более полного понимания и характеристики воображения как психического процесса, необходимо выявить особенности его развития в младшем школьном возрасте.

2. Особенности развития воображения в младшем школьном возрасте

Воображение формируется у ребенка в игре и изначально неотделимо от восприятия предметов и выполнения игровых действий соответственно. В возрасте 6-7 лет воображение уже может опираться и на такие предметы, которые вовсе не похожи на замещаемые.

37 стр., 18285 слов

Диплом «Развитие творческого воображения детей младшего школьного ...

... Развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста играет важную роль в жизни человека, социализируя ребенка через активную деятельность ... квалификационной работы «Развитие творческого воображения детей младшего ... школьника в деятельности. Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням: – приобретение школьником ... взаимодействие ученика ...

Большинство детей не предпочитает натуралистические игрушки, а они склоняются использовать символические и самодельные игрушки, которые дарят больше простора для фантазии. Родители, которые часто дарят детям громоздкие и подробно проработанные игрушки, неумышленно могут тормозить развитие воображения у детей, лишая их радости от самостоятельных и креативных открытий в играх. На самом деле, дети чаще всего предпочитают маленькие и мало выразительные игрушки, которые легко можно адаптировать и использовать в разных игровых сценариях. Одна палочка может превратиться в ружье, зверушку или даже лошадку в различных играх. Примером этого является описание отношения детей к игрушкам в книге Л. Кассиля «Кондуит и Швамбрания»: «Точеные лакированные фигурки представляли неограниченные возможности использования их для самых разнообразных и заманчивых игр… Особенно же были удобны обе королевы: блондинка и брюнетка. Каждая королева могла работать за елку, извозчика, китайскую пагоду, за цветочный горшок на подставке и за архиерея» [17, с. 517].

Развитие воображения у детей младшего школьного возраста

Постепенно необходимость во внешней опоре (даже в символической фигуре) исчезает и происходит интериоризация — переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет, к игровому преобразованию предмета, к приданию ему нового смысла и представлению действий с ним в уме, без реального действия. Это и есть зарождение воображения как особого психического процесса.

У детей младшего школьного возраста воображение имеет свои особенности. Младший школьный возраст характеризуется активизацией вначале воссоздающего воображения, а затем и творческого. Основная линия в его развитии заключается в подчинении воображения сознательным намерениям, т.е. оно становится произвольным.

Здесь следует отметить о том, что долгое время в психологии существовало предположение, согласно которому воображение присуще ребенку «изначально» и более продуктивно в детстве, а с возрастом подчиняется интеллекту и угасает. Однако Л.С. Выготский показывает несостоятельность таких позиций. Все образы воображения, какими причудливыми бы ни казались, основываются на представлениях и впечатлениях, полученных в реальной жизни. И поэтому опыт ребенка беднее, чем опыт взрослого человека. И вряд ли можно говорить, что воображение ребенка богаче. Просто иногда, не имея достаточного опыта, ребенок по-своему объясняет то, с чем он сталкивается в жизни, и эти объяснения часто кажутся неожиданными и оригинальными [5, c. 14].

Младший школьный возраст квалифицируются как наиболее благоприятный, сензитивный для развития творческого воображения, фантазии. Игры, разговоры детей отражают силу их воображения, можно даже сказать, буйство фантазии. В их рассказах, разговорах реальность и фантазия нередко смешиваются, и образы воображения могут в силу закона эмоциональной реальности воображения переживаться детьми как вполне реальные.

Воображение младших школьников в учебной деятельности

Одна из особенностей воображения младших школьников, проявляющаяся в их учебной деятельности, заключается в том, что они вначале опираются на восприятие, а не на представление. В процессе решения задач учитель предлагает детям сначала ознакомиться с первичным образом – восприятием –, и только затем представлять себе ситуацию вторичным образом.

17 стр., 8062 слов

«Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного ...

... средством развития творческого воображения. Объектом данной работы является изобразительная деятельность дошкольников. Предмет исследования – процесс развития творческого воображения у детей дошкольного возраста. Актуальность данного исследования Глава 1. Теоретическая часть исследования творческого воображения дошкольников средствами изобразительной деятельности Творческой деятельностью мы ...

Например, на уроке по математике учитель может задать следующую задачу: «По Волге плыла баржа и везла в трюмах … кг арбузов. Во время качки … кг арбузов лопнуло. Сколько арбузов осталось?». Это требует от учеников использования воображения, однако для того, чтобы правильно решить задачу, детям необходимо иметь поддержку, представленную в виде реальных предметов, графических образов, макетов или схем.

Например, для лучшего понимания произошедшего с арбузами в трюмах, полезным будет проиллюстрировать расположение арбузов на барже в разрезе.

Автор Л.Ф. Берцфай отмечает, что продуктивное воображение у детей должно обладать несколькими особенностями, чтобы ученик мог легко адаптироваться к учебным условиям:

  • Способностью ученика воображать и воспроизводить принципы строения и развития предметов;
  • Умением видеть целое, до того как увидеть его составные части – способностью создавать целостные образы объектов;
  • «Надситуативностью» – тенденцией постоянно выходить за рамки условий задачи и создавать новые цели. Это является основой будущих умения и желания учиться;
  • Возможностью мысленно экспериментировать с объектами и способностью подключать объект к новым контекстам, таким образом находить новые способы или принципы действий.

Творческие способности ребенка определяются двумя факторами: субъективными, такими как развитие анатомо-физиологических особенностей, и объективными, включающими воздействие окружающей жизни и явлений.

Наиболее яркое и свободное проявление воображения младших школьников можно наблюдать в игре, в рисовании, сочинении рассказов и сказок. В детском творчестве проявления воображения многообразны: одни воссоздают реальную действительность, другие — создают новые фантастические образы и ситуации. Сочиняя истории, дети могут заимствовать известные им сюжеты, строфы стихотворений, графические образы, порой совсем не замечая этого. Однако нередко они специально комбинируют известные сюжеты, создают новые образы, гиперболизируя отдельные стороны и качества своих героев.

Неустанная работа воображения — эффективный способ познания и усвоения ребенком окружающего мира, возможность выйти за пределы личного практического опыта, важнейшая психологическая предпосылка развития творческого подхода к миру.

Выделяют следующие этапы творческого воображения у детей: [9, c

1) подготовительный (побуждение к созданию, встреча с необходимыми людьми и т.д.);

2) вынашивание замысла (в изодеятельности ребенок создает эскиз, зарисовки, подбирает изоматериалы);

3) реализация замысла (создание конкретного произведения, завершение работы);

4) представление результата «зрителю» (выставка работ).

Последний этап для детей имеет особое значение.

Условия развития творческого воображения учащихся в процессе учебно-познавательной деятельности в зависимости от сторон активизации познавательной активности (содержательной, организационной, субъектной) могут быть классифицированы следующим образом (см. Таблица 1).

6 стр., 2720 слов

Подростковая субкультура, ее влияние на развитие личности школьника

... безответственность. Около 60% детей в таких семьях - сироты при обоих родителях. Все это крайне отрицательно сказывается на социализации подростков. Сегодня родительская семья остается важнейшим институтом социализации подростков. Однако семья уже ...

[4, c .22].

Таблица 1., Условия развития творческого воображения детей в процессе учебно-познавательной деятельности

Содержательная сторона

Организационная сторона

Субъективная сторона

Предъявление ученикам системы задач и заданий, направленных на развитие творческого воображения.

Для успешного обучения необходимо применять разнообразные дидактические методы и приемы. Важной частью этого процесса является использование подхода, варьирующего дидактический материал с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Такой подход позволяет подобрать учебный материал, соответствующий уровню успеваемости каждого ученика.

Также важно давать учащимся возможность выбирать объем сложности домашнего задания. Это способствует их самостоятельной работе и обеспечивает индивидуальный подход к каждому ученику.

Ориентироваться на познавательные стратегии учеников — еще один важный аспект обучения. Предоставление возможности выбрать форму работы — групповую или индивидуальную — также способствует вовлечению учащихся в учебный процесс.

Учитель должен учитывать предпочтения учащихся и ставить перед ними задачу на самостоятельный поиск и открытия. Это развивает творческую активность каждого ученика и помогает им достичь успеха.

Однако важно помнить, что демократический стиль руководства играет большую роль в организации обучения. Учитель должен создавать ситуации успеха для каждого ученика, проявлять положительные эмоции и включать школьников в различные формы работы.

Следует отметить, что варьирование трудности учебного материала, выбираемого учеником и учителем, способствует активизации творческой деятельности каждого учащегося. Кроме того, работа с индивидуальными, групповыми и коллективными формами работы обеспечивает ученикам оптимальные условия для реализации своих способностей и предпочтений.

Общие положения для понимания индивидуального подхода к обучению

Во-первых, признание за учеником в процессе обучения его субъективности. Во-вторых, обучение – это не только преподавание, но и учение (особая индивидуальная деятельность ученика, а не прямая проекция преподавания).

В-третьих, исходным моментом обучения является не реализация конечных целей, а раскрытие индивидуальных познавательных возможностей каждого ученика и определение педагогических условий, необходимых для удовлетворения развития ученика. В-четвертых, общение между субъектами обучения понимается, прежде всего, как личностное общение. Таким образом, формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном и в младшем школьном возрасте.

  1. Развитие воображения у детей младшего школьного возраста в процессе творческой деятельности

Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Вопрос, по словам И.Я. Лернера, состоит лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для такого обучения. Под творческими (креативными) способностями учащихся мы понимаем «…комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов» [21, c. 36].

57 стр., 28441 слов

«Использование творческих заданий на х литературного чтения ...

... чтения по развитию воображения младших школьников посредством использования творческих заданий. В качестве гипотезы исследования было высказано предположение о том, что использование творческих заданий на уроках литературного чтения способствует развитию воображения у младших школьников. Для осуществления исследовательской работы ...

Творчество играет важную роль в развитии мышления у детей. Однако это особое учение, которое не похоже на обычное обучение знаниям и умениям. Для стимулирования развития воображения необходимо направлять детей на активную деятельность, позволяющую применить их фантазии к конкретным практическим проблемам. А.А. Волкова подчеркивает, что «воспитание творчества» требует разностороннего и сложного воздействия на ребенка [10, c.14].

И.Я. Лернер выделяет следующие черты творческой деятельности [13, c.]:

  • Самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях;
  • Видение новой функции знакомого объекта;
  • Умение видеть альтернативу решения;
  • Умение комбинировать ранее известные способы решения проблемы в новый способ;
  • Умение создавать оригинальные способы решения при наличии уже известных.

Все эти черты тесно связаны с воображением, так как творческая деятельность предполагает разнообразные подходы, варианты решения, рассмотрение предмета с разных сторон, а также способность думать оригинально. При этом ребенок создает что-то новое для себя, и это имеет важное общественное значение, так как способности личности формируются в процессе творчества.

Изобразительная деятельность в процессе обучения младших школьников

В развитии учебной деятельности у школьников большое значение имеет воссоздающее воображение. Без него невозможно воспринимать и понимать учебный материал. Учение способствует развитию этого вида воображения. Кроме того, у младшего школьника воображение всё теснее связывается с его жизненным опытом и становится побудителем к деятельности.

Для развития воображения наиболее эффективным средством является изобразительная деятельность детей младших школьников. В процессе рисования ребенок не только ощущает удовольствие от красивого изображения, но и приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, и начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.

Выдающиеся педагоги прошлого и их работы

Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель и многие отечественные исследователи подчеркивают, что занятия рисованием и другими видами художественной деятельности создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми. Они выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимая нервное напряжение, страхи, вызывая радостное, приподнятое настроение, обеспечивая положительное эмоциональное состояние.

11 стр., 5294 слов

Развитие творческих способностей детей

... условия, способствующие развитию творческих способностей у младших школьников. Объект - процесс развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста. Предмет - Развитие творческих способностей в младшем школьном возрасте. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Проблема развития творческих способностей в ...

Изобразительная деятельность в системе общего образования

Изобразительная деятельность является важной составной частью культуры человека. Она развивает умение наблюдать и анализировать, способствует развитию творческих способностей, художественного вкуса, воображения и эстетических чувств. Уроки изобразительного искусства играют неотъемлемую роль в системе общего образования, так как они помогают ученикам познавать окружающий мир, развивать органы чувств, особенно зрительное восприятие, и формировать гармонически развитую личность.

Роль рисунка на уроках изобразительного искусства

На уроках изобразительного искусства рисунок является итогом работы учеников. Он представляет собой внешний результат, в котором заключается весь путь развития мыслеобразования, связанного с заданной темой. Рисунок — это материальная форма, в которую воплощаются мысли. Важно, чтобы эти мысли были многообразными и активными, так как от этого зависит результат. Развитие воображения на уроках изобразительного искусства играет огромную роль в решении художественных задач и способствует творческому процессу.

Творчество является неотъемлемой частью художественной работы, так как оно связано с созданием чего-то нового, ранее не существовавшего. Это особенно видно в детских рисунках, где дети начинают экспериментировать с формой и цветом. Они ищут способы изображения объектов своего жизненного опыта с помощью различных средств. В результате дети создают оригинальные решения, которые всегда вызывают изумление, особенно учитывая, что они обращаются к самым простым темам. Например, при изображении портрета человека дети не стремятся быть оригинальными, но они открывают для себя новую визуальную формулу для уже известного предмета. В каждом рисунке можно увидеть уважение к основному визуальному понятию о человеке, и любой зритель может понять, что перед ним изображение человека, а не какого-либо другого объекта.

В то же время каждый рисунок существенно отличается от других. Объект представляет только незначительный минимум характерных структурных признаков, взывая тем самым к воображению в буквальном смысле слова. В детских рисунках предлагается множество решений по изображению отдельных частей человеческого лица. Варьируются изображения не только частей лица, но и контурных линий самого лица. Некоторые рисунки имеют множество деталей и различий, другие – всего лишь несколько. Круглые формы и прямоугольные, тонкие штрихи и огромные массы, противопоставления и частичные совпадения – все используется для воспроизведения одного и того же объекта. Но простое перечисление одних лишь геометрических различий ничего не говорит нам об индивидуальности этих изображений, которая становится очевидной благодаря внешнему виду всего рисунка. Эти различия частично обусловлены стадией развития ребенка, частично его индивидуальным характером, отчасти они зависят от целей, для которых создавался рисунок. Взятые все вместе, рисунки свидетельствуют о богатстве художественного воображения детей. Отсюда следует, что роль творческого воображения на уроках изобразительного искусства велика. И развитие творческого воображения является одной их главных задач в системе эстетического обучения, т.к. рисунок является источником творческой деятельности.

В младшей школе программа преподавания изобразительного искусства включает следующие виды уроков: тематическое рисование; рисование с натуры; декоративное рисование. Развитию воображения учащихся более всего способствует тематическое и декоративное рисование.

Декоративное рисование, в основном, развивает репродуктивное воображение, так как обычно дети изучают на занятиях различные виды народных росписей (хохлома, гжель, полхово — майданская роспись и др.) и воссоздают их. Но все же существуют задания, требующие и творческого воображения (например, аппликация, рисование орнамента и др.).

Глава 1. Развитие творческого воображения у младших школьников

Творческое воображение является важной составляющей развития личности ребенка. Оно позволяет ребенку выразить свои идеи и мысли через создание новых образов, а также налаживать новые связи и отношения между образами. Кроме того, это позволяет ребенку использовать абстрактное и символическое мышление, вероятностные и теоретические конструкции, что позволяет ему понимать более сложные понятия. С целью способствования развитию творческого воображения младших школьников педагоги используют различные методы и технологии.

1.1. Тематическое рисование как метод развития творческого воображения

Одним из методов развития творческого воображения является тематическое рисование. В этом методе ребенок проявляет художественные и творческие способности. Тематическое рисование способствует стимуляции пространственной ориентации, воображения, внимания, концентрации, моторики и других когнитивных функций ребенка.

Существуют общие темы, имеющие множество проявлений и провоцирующие на творчество, такие как добро и зло, отношения между людьми, материнство, мужество, справедливость, прекрасное и безобразное. Кроме того, существуют и конкретные темы, требующие точного выполнения в соответствии с местом и действием.

Тематическое рисование способствует не только развитию творческого воображения, но также осуществляет диагностику этого качества у ребенка.

1.2. Произвольное воображение как важный компонент творческого развития

Произвольное, или активное, воображение — это процесс преднамеренного построения образов в соответствии с задумкой, целью или намерением. Для развития этого компонента творческого воображения проводятся специальные занятия и упражнения, стимулирующие процесс создания новых образов.

Непроизвольное воображение, или пассивное, воображение — это непреднамеренное построение образов и не является таким важным компонентом творческого воображения.

Глава 2. Экспериментальное исследование развития творческого воображения младших школьников

С целью дальнейшего развития творческого воображения младших школьников мы провели экспериментальное исследование. В исследовании приняли участие дети возрастом от 6 до 9 лет, которые занимались нашими специализированными занятиями по развитию творческого воображения в течение 2 месяцев.

2.1. Методы исследования

Мы использовали следующие методы исследования:

  • психологические тесты, проверяющие уровень развития творческого воображения
  • наблюдение за процессом рисования детей
  • анализ продуктов творческой деятельности детей

2.2. Результаты исследования

По результатам исследования, мы выявили, что специализированные занятия по развитию творческого воображения позитивно влияют на его уровень у младших школьников. У детей улучшились такие характеристики творческого воображения, как:

  • способность создавать новые, оригинальные образы
  • способность строить логические последовательности изображений
  • способность использовать символическое мышление

Кроме того, применение методов тематического рисования и упражнений на произвольное воображение сыграло важную роль в формировании творческого воображения у детей. В результате проведенного исследования мы отметили, что предложенные методики эффективно помогают развивать творческое воображение у младших школьников.

Заключение

В результате исследований мы пришли к выводу, что развитие творческого воображения является важной составляющей развития личности младших школьников. Методы, направленные на стимуляцию творческого воображения, способствуют не только развитию этого качества, но и осуществляют диагностику его наличия у детей. Применение методов тематического рисования и упражнений на произвольное воображение очень полезно в формировании творческого воображения у детей, что способствует их дальнейшему развитию и успеху в учебе и жизни.

Воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им реального жизненного опыта. Чем богаче опыт ребенка, чем больше он видел, слышал, пережил, узнал, чем больше впечатлений об окружающей действительности он накопил, тем более богатым материалом располагает его воображение, тем больший простор открывается для его фантазии и творчества, которое активнее и полнее всего реализуется в играх, сочинительстве сказок и историй, рисовании.

Младший школьный возраст является периодом интенсивного и качественного преобразования познавательных процессов (восприятие, память, воображение и др.): они начинают приобретать опосредованный характер и становятся осознанными и произвольными.

Без достаточно развитого воображения не может успешно протекать учебная работа школьника, отсюда важный педагогический вывод: создание благоприятных условий для развития воображения в творчестве детей способствует расширение их реального жизненного опыта, накопление впечатлений.

Ведущими компонентами воображения младших школьников являются прошлый опыт, предметная среда, которые зависят от внутренней позиции ребенка, а внутренняя позиция из надситуативной становится внеситуативной.

Развитию творческого воображения способствуют следующие условия:

  1. Беркинблинт М. Б., Петровский А. В. Фантазия и реальность. М. : Политиздат, 2004. 26 с.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/tvorcheskoe-voobrajenie/

  • Боровик О. В. Развитие воображения // Методические рекомендации. М. : ООО «ЦГЛ «Рон», 2000. 112 с.

  • Ванник М. Э. Творческое воображение на уроках // Учитель. Учебно-методическое издание. 2005. № 5-6. С. 14-15.

  • Ванник М. Э. Развиваем творческое воображение у детей // Наши дети. 2005. № 4. С. 20-22.

  • Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 2005. 14 с.

  • Гамезо М. В., Домашенко И. Я. Атлас по психологии. М. : Педагогическое общество России, 2006. 276 с.

  • Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества // Учебное пособие М. : Академический проект, 2003. 34 с.

  • Ильенков Э. В. О воображении // Народное образование. 2003. №3. с. 42.

  • Кириллова Г. Д. Начальные формы творческого воображения у детей // Дошкольное воспитание. 2006. 15 с.

  • Комарова Т. С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? // Дошкольное воспитание. 2005. №2. 14 с.

  • Коменской Я. А. Материнская школа. Великая дидактика. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т. 2 / под ред. А.И. Пискунов. М., 2006. 49 с.

  • Котова Т. Н. Творческие задания как средство развития креативного воображения школьников в учебном процессе. Новотроицк, 2007. 24 с.

  • Лернер Н. Я. Проблемы обучения. М. : Знание, 2003 49 с.

  • Немов Р. С. Психология: Учебник. В 3-х т. Кн. 1: Общие основы психологии. Воображение. М. : Владос, 2001. С. 260-271.

  • Никифорова О. Н. Познавательные процессы и способности в обучении. Представление и воображение. М. : Наука, 2007. 100 с.

  • Николаенко Н. Н. Психология творчества. СПб.: Речь, 2007. 288 с.

  • Никольская И. М., Р. М. Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2001. 517 с.

  • Рубинштейн С. А. Основы общей психологии. СПб: Издательство «Питер», 2000. 712 с

  • Сластенин В. А. Педагогика: Учеб. пособие / под ред. В.А. Сластенина, М. : Академия, 2002. 576 с.

  • Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. // Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 2001. 24 с.

  • Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001. 544 с.