Актуальность темы и цель работы
Актуальность данной темы заключается в резком возрастании интереса к Китаю, китайскому языку и культуре в последние годы. Китай играет важную роль в различных сферах деятельности, и его экономическое развитие вызывает интерес у ученых со всего мира, которые обращаются к культуре и религии Китая в поисках секретов такого успеха.
Китайская литература играет значительную роль в культуре Китая. Она сильно отличается от европейской литературы в стилях, жанрах и отношении к данному виду искусства.
История китайской литературы исчисляется тысячелетиями и считается одной из древнейших. В отличие от непрерывного развития литературы в Европе, Китай часто сталкивался с уничтожением книг, что приводило к потере важной информации. Однако несмотря на все трудности, китайская литература продолжала развиваться и на данный момент представляет интерес для изучения китайского языка и культуры.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение литературы Китая.
Задачи работы
- Рассмотреть хронологию развития китайской литературы
- Анализировать ключевые события, произошедшие в истории литературы
- Изучить особенности современных китайских произведений
- Описать жанровые особенности и известных авторов китайской лирики
Используемые методы и источники
При написании данной курсовой работы были использованы исторический и аналитический методы научного исследования. Исторический метод был применен для рассмотрения хронологии развития китайской литературы, а аналитический метод использовался для анализа ключевых событий в истории литературы.
В качестве источников была использована книга Титаренко М.Л. «Духовная культура Китая. Том 3. Литература. Язык и письменность», где автор освещает историю развития литературы, описывает ключевые события и дает характеристику жанров.
Статья Желоховцева А.Н. «Новые достижения современной китайской литературы» рассказывает об особенностях современных китайских произведений.
Книга Малявина В.В. «Китайская цивилизация» содержит подробное описание китайской лирики, жанровые особенности и информацию об известных авторах.
1 История китайской литературы
В книге «История культуры Китая»[4] Кравцова М.Е. дает характеристику китайской лирике и прозе.
«Методика преподавания литературы на современном этапе развития ...
... Курсовая работа состоит Глава I . Развитие языкового чутья младших школьников как проблема в рамках новых стандартов образования Обзор литературы по проблеме исследования Развитие читательской компетенции учащихся является важной проблемой современного ... компетенции ее особенностей содержится в ряде трудов современной психолого-педагогической литературы. «Чувство языка – феномен интуитивного владения ...
Фицджеральд С.П. в книге «Китай краткая история культуры»[5] описывает самые знаменитые романы в китайской прозе.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1.1 История китайской литературы с древности до XX в.
Китайская литература одна из древнейших, ее история измеряется тысячелетиями. Как и вся китайская культура, литературная традиция Китая отличается непрерывностью своего развития, за очередным периодом «сжигания книг» всегда следовал период восстановления древних знаний. Текст подлинника был священен, не подлежал изменениям, и комментарий, в отличие от европейской литературы, всегда четко отделялся от основного текста.
Первые памятники письменности относятся еще к дофеодальному периоду китайской истории, к XII в. до н.э. К ним относятся надписи на костях, найденные в конце прошлого столетия при раскопках в провинции Хэнань. Примерно к этому же периоду относятся так называемые «Бамбуковые летописи» — записи исторических событий. [6]
Первые памятники Китайской литературы относятся к более позднему периоду. Историю китайской литературы принято начинать с создания «Шицзина», сборника главным образом народных песен. «Шицзин», относимый историками к VIII в. до н.э., вошел в разряд классических конфуцианских книг, так как считается, что его редактировал Конфуций. Эти классические конфуцианские книги — «Уцзин» (Пятикнижье) и «Сышу» (Четверокнижье) — и являются дошедшими до нас памятниками древнейшей классической литературы. «Шуцзин» (Книга документов), «Чуньцю» (Летопись весны и осени), «Луньюй» (Рассуждения), «Дасюэ» (Великое учение) и другие произведения не являются художественной литературой в полном смысле этого слова, но по своей форме и стилю именно они легли в основу художественной литературы феодального Китая. Конфуцианские классики стали идеологической основой старой китайской литературы, которая в своем дальнейшем развитии пошла по пути углубления и обоснования конфуцианских идей. [3, c.200]
Реконструкция древней китайской литературы после сожжения в эпоху Цинь Ши Хуан Ди и возрождение в эпоху Хань
В 246 г. до н.э., Цинь Ши Хуан Ди вступил на престол, положив конец эпохе воюющих царств и стремясь к изменениям в стране. Он был неудовлетворен условиями, которые преобладали в Китае, и желал не только покончить с феодализмом, но и уничтожить историю и заставить замолчать критиков государства. В 213 г. до н.э. был издан указ о сжигании гуманитарной литературы, чтобы стереть память о прошлом. В результате сожжения в истории Китая появились неисправимые пробелы, а философские сочинения «ста школ» были почти полностью уничтожены [7].
Благодаря героическому мужеству ученых, игнорирующих указ, удалось сохранить основные произведения древней литературы. В первую очередь были спасены книги конфуцианской школы, что свидетельствует о большом количестве ее последователей. Однако на некоторое время древняя литература почти полностью исчезла: множество произведений было сожжено, а оставшееся скрыто в стенах и захоронениях [7].
В 191 г. до н.э., при правлении второго императора династии Хань Хуэй-ди, был официально отменен указ, запрещавший учения «Семи школ» и старую литературу. Однако налицо было фактическое отсутствие запрета на древние знания еще с падения династии Цинь в 209 г. до н.э. Отмена этого закона стала отправной точкой для рассмотрения великих научных достижений ученых эпохи Хань [5, стр. 152].
Литература Древнего Китая
... китайских авторах, образцы произведений которых даются и в этом томе, известны нам именно благодаря труду Сыма Цяня. Если историческая проза в древнем Китае ... бывших в Китае на протяжении веков обязательным минимумом каждого образованного человека, для развития литературы художественной первостепенное ... гг. п. э.). Составляя официальную «Истори династии Хань», он отвел в ней место и специальному ...
Восстановление текстов вначале осуществлялось только учеными и не получило поддержки и патронажа со стороны императорского двора. Это объясняется тем, что большинство влиятельных людей вокруг императора были неграмотными или далекими от конфуцианской школы. Однако с приходом к власти императора У-Ди произошло возрождение конфуцианской школы, которая стала доминирующей силой. Вероятно, их работа по реставрации утерянной литературы прошлого была причиной триумфа конфуцианства. Сам Конфуций положил начало глубокому вниманию к сохранению и прославлению древних текстов. Благодаря работе его последователей удалось примерно представить, как выглядели древние тексты. При восстановлении ученые с почтением относились к каждому произведению, передавая его без изменений и исправлений, считая текст священным и неизменным, за исключением четко отделенных комментариев [5, стр. 152].
В исследованиях эпохи Хань была выявлена заметная разница в культурном развитии этого времени. В отличие от поэзии, проза это периода ставила перед собой более важные задачи, поэтому непременно значимыми стали труды таких ученых как Фу Шэнь, Лю Сян и его сын Лю Синь. Их работы повлияли на духовное развитие тогдашнего общества и стали важным культурным наследием китайского народа. [5, c.156]
Помимо того, на уровне продвинутых технических разработок и важных открытий, стоит отметить появление первой в мире газеты, «Пекинского вестника». Это событие также ясно показывает уровень социокультурного развития Китая в данной эпохе. [6]
Однако, несмотря на очевидное доминирование прозаической литературы этого времени, поэзия играла свою роль в развитии культуры. В период «шести династий», когда на духовную жизнь оказывали влияние вторжение буддизма и даосизма, были сделаны важный шаг в развитии стихосложения. Шень Юэ стал первым поэтом, кто использовал тональный рисунок в своем творчестве. Это нововведение открыло путь к созданию нового стихотворного жанра «люй ши». [1, с. 234]
Позднее, этот жанр был взят за основу танскими поэтами и поднят на невероятные высоты. Это вознесение поэзии своего рода стартовало новую эпоху в литературе Китая — эпоху Тан, которая породила таких великих талантов как Ли Тай-бо, Ду Фу, Бо Цзюй-и. [6]
Итак, мы видим как проза и поэзия эпохи Хань тесно переплетались, дополняя друг друга и открывая новые горизонты для социокультурного развития Китая.
Упадок и развитие китайской поэзии
Последующие века китайской истории были отмечены застоем и упадком поэзии. Развитие шло, в основном, по линии утончения форм и подражания древним образцам литературы. Китайская поэзия последней эпохи оставалась неизменной в своих стереотипных формах. Феодальное положение и идеи конфуцианства не способствовали стимулированию дальнейшего развития и несоздавали условий для расцвета литературного творчества. Новые формы и жанры не получали признания, а почиталось только подражание древним образцам и соблюдение традиций.
Литература языковедение : Поэзия Востока
... иероглифов. Позже поэты добавят к стиху ещё один иероглиф, разработав новый для китайской поэзии пятисловный стих, более гибкий, напевный и выразительный, приближённый к разговорной речи. ... ” обозначались в японском языке одинаково — кото. Первый великий период в истории японской литературы начинается в VII веке н.э., когда в Японии складывается централизованное государство со ...
Вторжение монгольских кочевников в XIII веке и последующее развитие внешней торговли и торговых связей привнесло влияние на китайскую литературу. Более доступные и содержательные формы творчества появились в виде повестей, романов и драм. Они освободились от ограничений конфуцианских традиций и использовали более понятные языковые формы. Такими произведениями стали роман «Саньгочжи яньи», пользующийся огромной популярностью на протяжении веков, и драматическое произведение «Сисянцзи», ставшее одним из первых, вошедших в историю китайской литературы.
Первое крупное произведение, роман «Саньгочжи яньи», относится ко времени монгольского владычества в XIII-XV веках. Оно считалось непревзойденным в своем жанре. Литературное развитие также отмечалось появлением драматических произведений, в частности, драмы «Сисянцзи». Написанная высокохудожественным языком, которой приближался к разговорной речи, данная драма еще не представляла собой законченные формы, однако данный период совпал с расцветом драмы в целом.
Все перечисленные аспекты внешне нравились аристократии, так как для обычного населения было некуда брать время и средства на систематическое изучение классической китайской литературы. Поэтому новый вид литературы, ставший доступным благодаря нововведениям Маньчжурской династии, представлял собой своего рода «народное» развлечение представителей образованного класса.
Определенно ли, что подобное традиционное образование не могло быть доступно каждому. Но это не значит, что литературные традиции, установленные Эпохой Династий, не использовались кем бы то ни было кроме аристократии. На самом деле, как отмечают культурологи, они были тщательно изучены в качестве эталона литературного искусства и причины общения через письменность.
В истории китайской литературы мы видим, что с началом династии Маньчжур в XVII веке, классическое образование стало еще более востребованным среди твердых представителей аристократии. успех. Благодаря стремлению продемонстрировать свое мастерство в искусстве стиля и элегии, обучение стало подразумевать знание китайской поэзии и прозы. [3, c. 207]
Успех в государственных экзаменах, для участия в которых требовались солидные знания и умение писать стихи, давал многим стремящимся будущим слугам культуры блестящую возможность для себя. Разумеется, доступ к этому роду образованию не распространялся на все слои общества, и данные экзамены стали дополнительной преградой для них. [1, c. 347]
Несмотря на это, литературное наследие, переданное новыми традициями, играло важную роль для будущих поколений китайских деятелей культуры.