Актуальность проблемы и темы исследования. На современном этапе развития экономических отношений все чаще возникает вопрос о развитии экономических представлений ребенка. Успешность прохождения в детстве экономической социализации формирует последующее отношение детей дошкольного возраста к различным экономическим категориям: покупка, деньги, товар, собственность.
Актуальность исследования проблемы экономического воспитания дошкольников определяется рядом обстоятельств, среди которых можно обозначить:
- социально-экономический кризис общественного развития, втягивающий в денежные отношения подрастающее поколение;
- социальное расслоение семей с высоким и чрезмерно низким финансовым доходом;
- ответно-защитные реакции детей на процесс самостоятельного разрешения проблемных ситуаций, связанный с реализацией материальных и духовных потребностей.
На социально-педагогическом уровне актуальность проблемы определяется социальным заказом общества. В Законе «Об образовании» Российской Федерации (от 29 декабря 2012г.) и «Концепции дошкольного воспитания» (1989г.) подчеркивается приоритет общечеловеческих ценностей. Поэтому в условиях становления рыночной экономики и развития современного российского общества становится значимым экономическое воспитание подрастающего поколения. Современные новые экономические условия диктуют необходимость воспитания с дошкольного возраста самостоятельных, активных, деятельных, трудолюбивых, экономически грамотных, высоконравственных, гуманных людей, что является базой дальнейшей жизнедеятельности личности.
На научно-теоретическом уровне актуальность исследования обусловлена тем, что в педагогической науке обсуждаются различные аспекты проблемы экономического воспитания, экономическое образование детей дошкольного возраста (Н.Л. Беляева, А.А. Смоленцева); формирование основ экономической культуры (Е.А. Курак); приобщение детей к экономике, первоначальное экономическое образование как один из факторов экономической социализации, оказывающей огромное влияние на складывающиеся отношения ребенка к материальным и духовным ценностям и в целом на становление личности ребенка (А.Д. IIIатова); становление экономической социализации детей (Е.В. Козлова); формирование у детей старшего дошкольного возраста экономических знаний (Л.Н. Галкина); осознание детьми экономических понятий (Л.А. Голуб).
Методическая разработка «Латиноамериканские танцы для детей младшего ...
... детей младшего школьного возраста. Поэтому проблема разработки методического обеспечения обучения младших школьников бальному танцу в настоящее время достаточно актуальна. Объект — Структура и содержание методической разработки «Латиноамериканские танцы для детей младшего школьного возраста». ... всегда был одновременно и процессом воспитания навыков культурного поведения, взаимоотношений. Очень ...
Однако при всем многообразии исследуемых проблем малоизученными остаются педагогические условия экономического воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении.
На научно-методическом уровне актуальность исследования связана с тем, что наблюдается недостаточная научно-методическая разработанность процесса экономического воспитания детей в условиях дошкольного образовательного учреждения, хотя в последние годы интерес к экономическому воспитанию дошкольников в новых и весьма противоречивых условиях социальной жизни стал предметом пристального изучения.
Актуальность данной проблемы определила выбор темы исследования: «Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить оптимальные педагогические условия экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.
Гипотеза исследования: процесс экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста будет более успешным, если педагогическими условиями выступают:
- создание воспитывающей среды, направленной на формирование таких качеств личности как бережливость, ответственность, предприимчивость, обеспечивающие жизнедеятельность в обществе;
- взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в экономическом воспитании детей старшего дошкольного возраста;
- взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в экономическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить теоритические основы экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста;
2. Изучить особенности экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста;
3. Изучить взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в экономическом воспитании детей старшего дошкольного возраста;
4. Разработать занятия по формированию экономических представлений детей старшего дошкольного возраста;
- Методы исследования: теоретический анализ научно-педагогических, методических работ по изучаемой проблеме; анализ деятельности дошкольников.
Организация и основные этапы опытно-экспериментальной работы:
Практическая база исследования: МБДОУ д\с № 226.
На первом этапе исследования (февраль 2019г.) стояли задачи осмысления и формирования научной проблемы, уточнение представлений об объекте и предмете исследования. В этот период изучалась литература, анализировалось состояние проблемы экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста, разрабатывались исходные теоритические позиции, обобщался опыт учителей-новаторов и накапливался собственный опыт. В это же время было начато проведение констатирующего эксперимента. Полученные в его ходе данные позволили определить объект, предмет, цели и задачи исследования, выдвинуть гипотезу, наметить программу опытно-экспериментальной работы.
На втором этапе (март 2019г.- май 2019г.) проводилась опытно-экспериментальная проверка гипотезы и ее уточнение в ходе формирующего эксперимента. Были теоритически обоснованы и экспериментально проверены эффективные средства экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
«Особенности взаимодействия дошкольной образовательной организации ...
... дошкольного возраста. Ознакомиться с правовыми документами прав и обязанностей родителей Развивать в будущем нетрадиционные формы работы детского сада взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Новизна исследования., Практическая значимость исследования, Методы исследования 1.Изучение теоретической литературы ...
Разрабатывались и проводились занятия и режимные моменты, способствующие экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
На третьем этапе систематизировались и обобщались полученные материалы, осуществлялось оформление результатов исследования и экспериментальной работы.
Структура и объем опытно-экспериментальной работы. Курсовая
работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы содержащей 17 наименований, приложение в количестве 6 наименований.
Глава 1. Теоретические аспекты экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи и ДОУ
1.1 Содержание понятийного поля «экономическое воспитание» детей старшего дошкольного возраста
экономический воспитание дети дошкольный
Понятие «экономика» — емкое и многогранное. Оно появилось в V веке до нашей эры, когда древнегреческий ученый Ксенофонт написал книгу под названием «Ойкономия» (от слов- «ойкос»-дом, хозяйство и «номос» -правило, закон).
В ней он изложил разумные правила ведения домашнего хозяйства и земледелия.
В Древней Греции сложилась и другая наука о хозяйствовании, которую Аристотель назвал хрематикой (от слова «хрема» — имущество, владение).
Книга, сходная по содержанию, появилась в России при Иване Грозном и называлась «Домострой» [3].
Первоначально слово «экономика» (от греческого oikonomikca — управление хозяйством) означало «искусство ведения домашнего хозяйства». Постепенно это понятие стало расширяться и утрачивать свой прежний смысл.
В настоящее время в разных источниках понятие «экономика» рассматривается по-разному. В Кратком экономическом словаре Ю.А. Белик рассматривает это понятие как «совокупность отраслей народного хозяйства, обеспечивающая общественно необходимыми материальными благами и услугами, главное поле деятельности людей» [1].
Р.С. Белоусов, Д.С. Докучаев связывают этот термин со взаимоотношениями людей: экономика — это совокупность отношений между людьми в сфере производства, распределения и потребления продуктов труда, соответствующая данной ступени развития общества. Е.Ю. Фрейкман считает, что экономика — это наука о том, как люди и общество в целом, имея ограниченные ресурсы, делают выбор способа удовлетворения своих потребностей в товарах и услугах в настоящем и будущем.
Итак, экономика — это наука. Экономика относится к общественным наукам, которые изучают взаимоотношения людей друг с другом и со «средой», в которой они живут.
В И. Даль в толковом словаре живого великорусского языка определяет, что «экономить» — значит «блюсти, сберегать, сокращать рачительно издержки, уменьшать, сколько можно расходы, не давая ничему пропадать даром, быть бережливым хозяином». Кроме этого раскрывает содержание некоторых понятий, связанных со ловом «экономика»: «экономка» — хороший хозяин, домострой, скопидом, расчетливый, сберегающий, что можно; «экономный» — хозяйственный, бережливый, расчетливый, сбереженный; «экономность» — свойство, качеств человека (сбереженный, скопленный бережливостью, скопидомством); «экономия» — бережливость, домоводство, скромная жизнь, сберегающая, что можно из доходов [10].
Особенности формирования художественного вкуса у детей в хореогр. ...
... эстетический вкус, воспитывает возвышенные чувства, но, в отличие от других искусств, оказывает существенное влияние и на физическое развитие ребенка. ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В формировании эстетической и художественной культуры личности хореографическое искусство является важнейшим аспектом эстетического воспитания. ...
В большинстве случаев «экономность», рассматривается как нравственное качество. Эти определения перекликаются с другими, которые даются С.И. Ожеговым в словаре русского языка: «экономить- расходовать, экономно, бережно. Экономия — бережливость при расходовании чего ни будь, выгода, получающая при бережном расходовании чего-нибудь» [11].
Одним из основных категориальных понятий, тесно связанных с понятием «экономика» является понятие «экономическое воспитание». В научно-педагогической литературе даются различные определения сущности и содержания экономического воспитания.
По мнению А.С. Прутченкова экономическое воспитание — широкая категория, включающая в себя как систематическое и целенаправленное воздействие общества на человека, так и процесс становления каждого члена общества как хозяина [8].
Исследуя проблему, Л.П. Кураков отмечет, что научный подход требует рассмотрения понятий «экономическое образование» и «экономическое воспитание» в качестве двух разных, хотя и органически переплетающихся сторон единого процесса -экономической подготовки. Под экономической подготовкой Л.П. Кураков понимает процесс и результат усвоения суммы экономических знаний, овладения экономическими умениями и навыками, процесс и результат формирования качеств личности, свойственных хозяину, осуществление которой происходит путем экономического образования.
По мнению экономистов А.Ю. Архипова, Ю.П. Ольсевич, одним из основных средств формирования современного рыночного мышления является ориентированное на все население экономическое образование, которое представляет собой систему институтов, форм и методов получения гражданами экономических знаний и навыков, необходимых для эффективной экономической деятельности. К таким элементам, по утверждению исследователей, относятся средства массовой информации, различные образовательные учреждения, учреждения сети повышения квалификации и переподготовки кадров. Авторы отмечают, что система экономического образования в прежние годы существовала только для взрослых, и, прежде всего, для тех, кто работал в промышленном секторе.
Современный этап развития общества напрямую связан с освоением нравственных ценностей, с гражданской позицией, трудолюбием, творчеством, пониманием экономических вопросов. Каждый человек независимо от выбранной им профессии должен иметь экономические знания, которые позволяют уверенно чувствовать себя в жизни. Успех зависит не только от трудолюбия и творчества, но и от предприимчивости, инициативности, экономической грамотности. Экономика и дошкольник на самом деле, тесно связаны. Детей, точно также, как и взрослых, волнуют финансовые вопросы. Они, так или иначе, сталкиваются с миром финансов, обсуждают ли дома мама с папой повышение цен или прибавку к зарплате, или же в магазине игрушек, когда игрушка слишком дорогая и ее купить не могут, или же когда получают в подарок на день рождения конверт с купюрами. Экономика для детей значима потому, что подразумевает широкую практику ознакомления детьми старшего дошкольного возраста с пониманием как зарабатываются деньги, что такое семейный бюджет, почему он ограничен и, как сделать так, чтобы преумножить достаток, также применения полученных детьми знаний: и в быту, и в будущей профессии. [6].
«Роль старшего поколения в воспитании детей в семье»
... детям много ценного для их общественного, эмоционального, нравственного и психического развития. Люди старшего поколения, которые носят гордые звания бабушек и дедушек, всегда стараются активно принимать участие в ... роль их в воспитании ... занимают в жизни ребенка ... роль отводится бабушке. Ныне это фигура первого плана. Выдвижение бабушки на авансцену семейной педагогики имеет свои социально-экономические ...
Проблема экономического воспитания не нова. Первые идеи об экономическом воспитании были сформулированы Конфуцием, Демокритом, Антисфеном, Аристотелем, Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, и другими выдающимися мыслителями прошлого. Я.А. Коменский в свою книгу «Материнская школа» включает «экономические познания», то есть доступное детям понимание управления домашним хозяйством, в доступной для их понимания форме им следует сообщать некоторые сведения из истории, экономики, политики. Он полагал, что ребенку нужно знать, что произошло вчера, сегодня, в прошлом году. Начинать необходимо тогда, когда дети узнают своих близких, детей следует приучать к бережливости. Дети должны узнавать суть вещей для жизни, «постепенно открывать глаза на маленькие вещи, чтобы не остались слепыми в больших» [5].
Сколько житейской мудрости в его экономической программе для маленьких детей. Огромную роль Я.А. Коменский отводит труду, чтобы дети с самого рождения привыкли «избегать ленивого досуга» [2, 3, 4].
Вопросы экономического воспитания занимали одно из ведущих мест и в педагогической системе А.С. Макаренко. В своей работе «Семейное хозяйство» он пишет, что из каждого ребенка должен вырасти не только хороший, честный человек, но и хороший, честный хозяин». Для этого ребенок должен приобщаться к хозяйственным делам. А.С. Макаренко указывает, какими путями можно и необходимо воспитывать у детей бережливость, заботливость, ответственность [2, 3, 4].
На необходимость экономического воспитания и образования указывал С.Т. Шацкий, который предлагал использование различных предметов для освоения учащимися экономических знаний; изучение специальных курсов по началам экономики, как в учебное, так и во внеучебное время («бизнес-клуб», «клуб менеджеров»): профессиональное обучение [2, 3, 4].
В дальнейшем вопросы экономического воспитания поднимали Л.Н. Пономарев, Л.Е. Эпштейн и др. Экономическое воспитание они рассматривали как существенный фактор развития народного хозяйства, как необходимое условие научной организации производства, как важное средство формирования правильного отношения к труду и общественной собственности у подрастающего поколения.
Важность и необходимость экономического воспитания и образования в организации детского коллектива подчеркивал Б.Т. Лихачев [7].
Ф.Ф. Королев, С.М. Шабалов экономическое воспитание тесно увязывали с политическим образованием, включающим экономические знания: общие научные принципы, на которых строится современное производство; научные основы труда, предполагающие знание основ экономики.
В настоящее время большинством исследователей экономическое воспитание понимается, как часть общей системы воспитания, организованный педагогический процесс, направленный на воспитание есть результат экономического просвещения, способствующего формированию хозяйственного отношения к материальным и духовным ценностям и становлению начал ценностных ориентаций [9].
Сегодня подрастающее поколение очень рано вступает в мир экономических отношений и все чаще звучат мнения о необходимости экономического воспитания детей на ранних этапах становления личности, в частности, уже на ступени дошкольного детства. Чем больше дети дошкольного возраста соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возникает у них вопросов. Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, воспитательно-образовательная работа в условиях дошкольной образовательной организации формирует тот опыт, который становится базой для дальнейшей работы по экономическому воспитанию.
Взаимодействие ДОУ и семьи по художественному воспитанию дошкольников
... подходов и точек зрения к рассматриваемой проблеме. Второй раздел раскрывает содержание и формы работы ДОУ по художественному воспитанию детей в семье, отмечается роль семьи в художественном развитии ребё ... и развития семьи дали К. Маркс и Ф.Энгельс. Они утверждали, что экономические отношения, составляющие основу общественно-экономических формаций, являются в то же время и основой семьи. К. Маркс ...
Сущность и содержание категории «экономическое воспитание» применительно к детям дошкольного возраста рассматривались в работах А.Д. Шатовой, Ю.К. Васильева и др. Ребенок с малых лет соприкасается с экономическими категориями, такими, как деньги, вещи, труд, стоимость. В разработанной А.Д. Шатовой программе «Дошкольник и … экономика» выделено четыре раздела, вокруг которых автор группирует содержание знаний и методическую работу с детьми: «Труд-продукт», «Реклама», «Деньги», «Полезные навыки и привычки в быту». Экономическое воспитание — это одна из граней воспитательного процесса дошкольников, приобретение воспитанниками доступного им целостного понятия о производстве, распределении, обмене и потреблении материальных и духовных благ.
Итак, на основе исследований авторов, занимающихся проблемами экономического воспитания на ранних ступенях развития детей старшего
дошкольного возраста можно определить категорию «экономическое воспитание» как целенаправленный процесс взаимодействия взрослого и ребенка, ориентированного на усвоение доступных старшему дошкольному возрасту элементарных экономических представлений, понятий, формирование моральных чувств и качеств личности.
1.2 Теория и практика экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Проблема экономического воспитания в истории педагогической мысли всегда была актуальной. Так, в своей книге «Материнская школа» Я.А.Коменский ставил цель широкого ознакомления детей с богатством окружающего вещного мира на уровне чувственного и действенного его познания [5].
В перечислении гуманитарных знаний, необходимых для детей дошкольного возраста, наряду с другими науками А.Я. Коменский называл экономику.
В XVII веке английский философ, педагог и психолог Дж. Локк цель воспитания видел в том, чтобы сформировать «джентльмена», умеющего «вести свои дела толково и предусмотрительно». Прогрессивным явлением в свое время было выделение Дж. Локком важности изучения среди других наук бухгалтерии, знание которой должно пригодиться деловому человеку. В данном случае направленность экономического воспитания очевидна, хотя термин «экономика» еще не употребляется [12].
Когда же следует начинать знакомство с экономикой, с какого возраста человек должен узнать о мире экономических отношений, можно ли говорить об экономическом воспитании самых маленьких детей? — вопросы, волнующие педагогов.
В программе А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика» [13] представлен комплексный подход к развитию личности ребенка дошкольного возраста, обеспечивающий тесную взаимосвязь этического, трудового и экономического воспитания. По мнению А.Д. Шатовой эта связь должна развиваться глубже и разносторонне. Это отражено в задачах программы.
Дети должны научиться понимать и ценить окружающий мир предметов как результат труда людей; уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги; быть в курсе отношений на доступном уровне понятий «труд-продукт-деньги»; различать стоимость продукта в зависимости от его качества, видеть красоту человеческого творения, признавать авторитетность человека-хозяина: бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие, щедрость, благородство, честность, сострадание; примеры покровительства и материальной взаимопомощи, правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях и развивать разумные потребности. Программа построена на нескольких важных теоретических положениях, связанных с развитием личности ребенка:
Адаптация детей группы раннего дошкольного возраста к условиям ...
... -педагогических условиях происходит успешная адаптация детей группы раннего дошкольного возраста к условиям дошкольной организации средствами музыкальной деятельности? Степень разработанности темы. Теоретические основы адаптации детей группы раннего дошкольного возраста к условиям дошкольной организации были проанализированы в трудах таких авторов, как: Л.С. ...
- ? каждый человек развивается в деятельности;
- ? основной деятельностью человека является труд;
- ? экономическая сущность воспитания заключается в формировании разумных потребностей и уважение к окружающей природе и миру вещей.
Программа состоит из четырех взаимосвязанных блоков: «труд — продукт», «реклама», «деньги», «полезные навыки и привычки в повседневной жизни, тоже экономика». По мнению А.Д. Шатовой одним из руководящих принципов программы, является соответствие возрасту, интереса ребенка к феномену социальной реальности [13].
Вместе с тем на сегодняшний день на практике экономическое образование сводится главным образом к обучению. В связи с этим необходимо обратиться к рассмотрению таких понятий как «экономическое образование» и «экономическое воспитание».
Под «экономическим образованием» понимается процесс формирования элементарных экономических представлений, знаний, понятий в соответствии с возрастными возможностями обучающихся.
Практика также показывает, что речь идет, прежде всего, об обучении и оно направлено на формирование экономических знаний. Какое влияние они оказывают на личность ребенка, что происходит в результате усвоения этих знаний, не всегда ясно. «Экономическое воспитание» в некоторых исследованиях трактуется как систематическое, целенаправленное воздействие с целью формирования у членов общества знаний, умений и навыков, потребностей и интересов, стиля мышления, соответствующих природе, принципам и нормам рационального хозяйствования в условиях рыночной экономики.
Однако в такой трактовке не обозначен важный аспект, касающийся формирования отношения и ценностных ориентаций воспитуемых. Наиболее оптимальным будет содержание определения «экономического воспитания», данного А.Д. Шатовой.
«Экономическое воспитание» ? это результат экономического просвещения, способствующего формированию хозяйского отношения к материальным и духовным ценностям и становлению начал ценностных ориентаций.
Действительно, экономическое воспитание в его традиционном понимании как процесс формирования экономического мышления, развития деловых качеств, общественной активности и предприимчивости лишь отчасти применимо к дошкольникам в силу возрастных особенностей их психического развития. Шатова А.Д. полагает, что «смысл работы по экономическому воспитанию состоит в том, чтобы привить детям правильное отношение к тому, что сделали и делают для них взрослые, уважение к труду людей, благодаря которому создан «предметный мир».
Цель экономического воспитания — это воспитание дошкольника социально адаптированной личностью, умеющей ценить результаты труда взрослых. Особенно близких ему людей, непосредственно проявляющих заботу о нем, ценить блага детства и быть разумным потребителем этих благ.
При этом экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящих ситуациях, и формирует деловые качества личности, но и обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и школой.
С какого же возраста следует начать формирование экономических представлений у детей?
Экономическое воспитание основано на психологических особенностях дошкольников, подтверждающих, что работу по нему необходимо начинать с 6 лет (Л.А Венгер, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Л.Ф. Обухова, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин и др.).
Это обусловлено тем, что:
- происходит формирование нового типа психической организации, обеспечивающей более эффективную адаптацию к социальной реальности;
- общение детей становится внеситуативно — личностным, возникают сопереживание и взаимопонимание;
- у ребенка складывается истинная самооценка, которая позволяет ему осознавать свои возможности, то есть объективно относиться к себе и результатам своей деятельности.
Эти особенности позволяют осуществлять экономическое воспитание в старшем дошкольном возрасте. Несмотря на это речь идет лишь о возможности формирования предпосылок экономического воспитания.
Исходя из особенностей детей, следует начинать их знакомство с экономикой через первоначальное формирование экономических представлений, то есть через знакомство с разнообразием экономических понятий (категорий), со способами их применения и значением в жизни людей.
Таким образом, работу по формированию основ экономической культуры дошкольников необходимо начинать со старшего дошкольного возраста, опираясь на современные экономические программы, методические пособия, периодические издания, которые помогут в этом педагогам.
1.3 Особенности психолого-педагогического развития детей старшего дошкольного возраста
Современным детям и подрастающему поколению предстоит жить в постоянно изменяющихся условиях окружающего мира. Им предстоит осваивать новую картину мира, складывающуюся, в том числе из экономики, философии, социологии. Современное общество и умений правильно ориентироваться в жизни, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Именно в дошкольном возрасте у детей приобретается первичный опыт ориентировки в элементарных экономических явлениях, формируется основа в создании будущего экономического мышления.
Присутствие в жизни дошкольников элементарных экономических понятий и сведений способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным. Проблема содержания экономического воспитания и образования дошкольников весьма неоднозначна и связи с этим возникает противоречие между повышением уровня развития экономической образованности детей и недостаточно разработанной системы занятий для дошкольников по развитию базисных экономических представлений. Традиционное экономическое воспитание и образование как единый процесс формирования экономического мышления, развития деловых качеств, общественной активности и предприимчивости лишь отчасти применимо к дошкольникам в силу возрастных особенностей их психического развития.
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях,
которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду
Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом развития памяти, внимания, речи, формирования творческих представлений, а также экономической социализации детей. Анализ детских игр, вопросов свидетельствуют об интересе детей к проблемам, связанным с экономикой. Причинами этого считается проникновение экономики, прежде всего, в жизни семьи, где ребенок и сталкивается с экономическими проблемами, которые чаще всего обсуждают члены семьи. Чем старше дети, тем активнее они в решении многих экономических вопросов: распределении семейного бюджета, составлении меню, оборудовании квартиры и тому подобное.
Старший дошкольный возраст — последний из периодов дошкольного возраста, когда в психике ребенка появляются новые образования. Это произвольность психических процессов — внимания, памяти, восприятия и др. — и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе, в самосознании и в самооценках. Появление произвольности — решающее изменение в деятельности ребенка, когда целью последней становится не изменение внешних, окружающих его предметов, а овладение собственным поведением.
У психологически здорового ребенка развивается элементарный образ «Я», формируется самоотношение и система представлений о себе (собственные достоинства и недостатки), строится самооценка и связанный с ней уровень притязаний. Добавляются личностные качества и виды деятельности, которые ребенок способен оценить. Формируется элементарная жизненная перспектива. Маленький человек оценивает себя как представителя определенного пола, ориентируется на внутренние этические интонации как регулятор собственного поведения. Возникает оценка себя во времени и жизненном пространстве. Дошкольник начинает понимать обязанности и права, у него появляется четкая, уверенная, в целом эмоционально положительная самооценка. Это является важным условием формирования личности и жизненной компетентности.
Условием полноценного развития старших дошкольников является содержательное общение со сверстниками и взрослыми. Воспитатель старается разнообразить практику общения с каждым ребенком. Вступая в общение и сотрудничество, он проявляет доверие, любовь и уважение к дошкольнику. При этом он использует несколько моделей взаимодействия: по типу прямой передачи опыта, когда воспитатель учит ребенка новым умениям, способам действия; по типу равного партнерства, когда воспитатель — равноправный участник детской деятельности, и по типу «опекаемый взрослый», когда педагог специально обращается к детям за помощью в разрешении проблем, когда дети исправляют ошибки, «допущенные» взрослым, дают советы и т.п.
Дети шестого года жизни отличаются еще большим физическими и психическими возможностями. Физическое развитие по-прежнему связано с умственным. Оно становится необходимым условием, фоном, на котором можно успешно развивать экономические способности ребенка. Умственное, эстетическое, нравственное, то есть сугубо социальное, развитие набирает высокий темп. Так же в этом периоде развития у ребенка появляется способность ставить цели, касающиеся его самого. Это новое изменение в деятельности и ее целях называется произвольностью психических процессов и имеет решающее значение и для успешности последующего школьного обучения, и для всего дальнейшего психического развития. Использование игр при экономическом воспитании в дошкольном возрасте будет более эффективно так как у них игры с правилами более содержательные и вдумчивые, меняется отношение детей к нарушению правил. Дети все более строго относятся к точному следованию правилам игры, настаивают на ее продолжении, даже если она успела надоесть всем участникам. И находят в этой рутинной игре какое-то удовольствие.
В 5-7-летнем возрасте совершенствуется трудовая деятельность. Формируются основы для будущей производственной работы. У ребенка появляются представления о труде и профессии взрослых, формируются некоторые трудовые умения и навыки, мотивы исполнения трудовых поручений, развивается способность самостоятельно ставить и поддерживать цель деятельности, формируются определенные личностные качества — трудолюбие, настойчивость, целенаправленность, старательность и прочее.
В старшем дошкольном возрасте рассказы и беседы про экономику у ребенка воспринимаются лучше и осознанно, так как он по-прежнему смотрит на мир широко открытыми глазами. Детям все интересно, их все манит и привлекает, любят много слушать. Старший дошкольник с одинаковым рвением пытается освоить и то, что поддается осмыслению на данном возрастном этапе, и то, что пока он не в состоянии глубоко и правильно осознать.
При выполнении волевых действий значительное место продолжает занимать подражание, хотя оно становится произвольно управляемым. Вместе с тем, все большее значение приобретает словесная инструкция взрослого, побуждающая ребенка к определенным действиям. У старшего дошкольника отчетливо выступает этап предварительной ориентировки. Носителем норм и правил ребенок считает взрослого, однако при определенных условиях в этой роли может выступать и он сам. При этом его активность в отношении соблюдения принятых норм повышается.
Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом.
1.4 Педагогические условия экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Педагогические условия являются основным компонентом педагогической системы; они должны отражать совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды; для них характерно изменение и развитие с течением времени. [15].
Педагогические условия — это совокупность мер, направленных на повышение эффективности педагогической деятельности [16].
В. И. Андреев считает, что педагогические условия- это «обстоятельства процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного отбора конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей» [17].
Специфической чертой понятия «педагогические условия» является то, что оно включает в себя элементы всех составляющих процесса обучения и воспитания: цели, содержание, методы, формы, средства.
Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста -сложный многоплановый процесс, который формирует мировоззрение, отношение к предметному миру и окружающей действительности, воспитывает положительные черты характера.
Процесс экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста реализуется через различные формы его организации. Использование разнообразных форм дает воспитателю возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономики интересным, доступным. Главное— говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.
Поэтому приоритет закрепляется за такими формами, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребенка, способствуют саморазвитию личности, проявлению его «Я», — играм, комплексно-тематическим занятиям, вечерам досуга и прочее.
Для организации воспитательно-образовательного процесса по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении создаются необходимые педагогические условия.
Обогащению впечатлений способствует созданная в игровой комнате дошкольного образовательного учреждения игровая экономическая зона, способствующая погружению детей в мир экономики, через которую происходит закрепление, уточнение, углубление, систематизация полученных экономических представлений в трудовой, игровой, познавательной деятельности; формируются умения применять их в самостоятельной деятельности.
Именно игровая экономическая зона предоставляет детям возможность действовать самостоятельно, способствует формированию их познавательной и практической активности, создает возможности для привлечения родителей к формированию интереса экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Основной вид деятельности детей— игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника.
Так, играя в сюжетно-ролевую игру «Продавец», дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и таким образом обучаются экономике. В сюжетно-ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
Знания усваиваются дошкольниками, в сюжетно-ролевых играх, дидактических играх, играх-развлечениях, играх-путешествиях при условии усложнения содержания интеллектуальных заданий. Усложнение носит качественный характер и требует создания проблемно-игровых, проблемно-практических, проблемно-познавательных ситуаций, позволяющих обнаружить глубину понимания детьми тех или иных экономических понятий.
Постепенное усложнение игровых задач поддерживает детскую деятельность в «зоне ближайшего развития». Овладение экономическими знаниями в привлекательной для ребенка игровой роли позитивно сказывается и на качестве их усвоения.
Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь объяснительная и речь-доказательство.
Процесс общения детей друг с другом и с взрослым в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы организации педагогическим процессом: решение проблемной ситуации. Решая проблемную ситуацию экономического содержания ребенок старшего дошкольного возраста приобщается к экономической действительности, учится думать, ориентироваться в окружающем, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется его творческий потенциал.
Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка. «Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оцепить свои возможности» (Джанни Родари).
Сделать экономику понятной помогут сюжетно-дидактические игры, где моделируются различные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производство и сбыт готовой продукции и другие. Через которые создаются благоприятные условия для развития у детей старшего дошкольного возраста интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка. Логические и арифметические задачи, задачи-шутки, головоломки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение таких задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям.
Занятия расширяют экономический кругозор, уточняют имеющиеся у них представления, знакомят с новыми профессиями, позволяют понять роль труда в жизни человека, специфику товарно-денежных отношений и рекламы, учат разумно расходовать деньги, бережно относиться к вещам и природным ресурсам. Хорошо, если занятия будут проходить так, чтобы дети
не получали «готовых» знаний, а сами делали открытия, узнавали что-то новое, ведь именно радость открытия нового формирует у детей познавательную мотивацию, а преодоление интеллектуальных трудностей развивает волевую сферу.
Выводы по первой главе
Изучив рассмотренные работы в первой главе можно сделать выводы, что формирование основ экономической культуры является важной составляющей личностного развития дошкольника.
Бесспорной представляется идея о необходимости тесной связи в воспитании детей двух социальных институтов — семьи и дошкольного учреждения. Однако, основы экономики, экономического воспитания — и это определенно — закладываются в семье. В детском саду как бы подтверждается имеющийся опыт к окружающему предметному миру, результатам труда людей.
В настоящее время все чаще возникает вопрос о развитии экономических отношений у ребенка так как в последующем у дошкольника формируется отношение к различным экономическим категориям: покупка, деньги, товар, собственность. Экономическое воспитание — это одна из граней воспитательного процесса дошкольников.
Содержание экономического воспитания дошкольников включает в себя:
- формирование представлений о труде как ведущей категории экономической науки;
- формирование представлений о деньгах, о семейном бюджете;
- знакомство с рекламой;
- формирование полезных навыков и привычек в быту.
Детям необходимы знания о некоторых новых профессиях, таких, как менеджер, предприниматель, бизнесмен, управляющий, рекламодатель, финансист. Знакомство с их деятельностью (разумеется, поверхностное) позволяет правильно представить необходимые качества для такого рода профессий, их своеобразии. Целью экономического воспитания является раскрытие ребенку окружающий его предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры и в процессе познания научить соответствующим формам поведения — правильно пользоваться всем, что дают детям взрослые для игр и занятий, осознавать, что в каждую и вещь или предмет вложен труд человека или многих людей.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа с детьми старшего дошкольного возраста по экономическому воспитанию
2.1 Характеристика первоначального уровня экономической воспитанности детей старшего дошкольного возраста
Опытно-экспериментальная работа по изучению проблемы экономического воспитания старших дошкольников проводилась мной на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 226 «Капитошка» г.Ульяновска.
Цель работы: изучить проблемы экономического воспитания старших дошкольников в возрасте 6-7 лет.
Задачи опытно-экспериментальной работы:
- определить уровни сформированности экономической воспитанности детей старшего дошкольного возраста.
- создать условия для организации и проведения опытно-экспериментальной работы в ДОУ;
- сформировать экономические представления у детей старшего дошкольного возраста;
Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа:
1) констатирующий;
2) формирующий;
3) контрольный.
Цель констатирующего этапа — определить уровни сформированности экономической воспитанности детей старшего дошкольного возраста.
На первом этапе было обследовано девятнадцать детей подготовительной группы. Целью была проверка сформированности экономической воспитанности детей старшего дошкольного возраста.
Имя ребенка |
Как не берегутся, а растрясутся |
Яркой краской привлекает, покупать нас заставляет |
Штучка невеличка, а всякому нужна |
Для всех мы в обилии рождаемся на свет у одних нас много, а у других нас нет |
В кошелек мы их кладем, с ними в магазин идем |
Маленькая, кругленька, из кармана в карман скачет, весь мир обскачет, ни к чему сама не годна, а всем нужна |
Мала, кругла, покатна, как убежит, не догонишь |
У меня игрушка есть, и монеток в ней не счесть. Моя игрушка — свинка, дырка у нее на спинке. Монетки в дырку я кладу, когда их станет много, жду |
Кто товары продает — молоко, сметану, мед? |
|
Амина Б. |
Монеты |
Картинка |
Монета |
Монеты |
Купюры |
пяточок |
Молча |
Копилка |
продавец |
|
Арина А. |
Монеты |
витрина |
Монета |
Монеты |
Монеты |
копейка |
Монета |
Свинка |
продавец |
|
Вадик К. |
Молча |
Молча |
Молча |
Молча |
Молча |
Молча |
Молча |
Молча |
Молча |
|
Вика Р. |
Деньги |
Деньги |
Деньги |
Деньги |
Монета |
Монета |
Копилка |
продавец |
||
Глеб К. |
Монеты |
витрина |
Монета |
Монеты |
Монеты |
копейка |
Монета |
Копилка |
Тетя |
|
Дима З. |
Монеты |
витрина |
Монета |
Монеты |
Монеты |
Монета |
Монета |
Копилка |
продавец |
|
Ильдар Ш. |
Наверное игрушки |
краска |
ключ |
Не знаю |
сумка |
белка |
мяч |
копилка |
покупатель |
|
Камилла А. |
Нет ответа |
Нет ответа |
Нет ответа |
Нет ответа |
Нет ответа |
Нет ответа |
Нет ответа |
Нет ответа |
Нет ответа |
|
Катя С. |
Монеты |
витрина |
Монета |
Монеты |
Монеты |
Монета |
Молча |
Копилка |
продавец |
|
Кира П. |
деньги |
Деньги |
Деньги |
Деньги |
Монета |
Монета |
Копилка |
продавец |
||
Кира Р. |
деньги |
Деньги |
Деньги |
Деньги |
Монета |
Монета |
Копилка |
продавец |
||
Костя Б. |
Монеты |
Картинка |
Монета |
Монеты |
Купюры |
Монета |
Монета |
Копилка |
Женщина |
|
Лера П. |
Монеты |
Картинка |
Монета |
Монеты |
Монеты |
Монета |
Монета |
Свинка |
продавец |
|
Матвей Б. |
Отвернулся спиной |
Отвернулся спиной |
Отвернулся спиной |
Отвернулся спиной |
Отвернулся спиной |
Отвернулся спиной |
Отвернулся спиной |
Отвернулся спиной |
Отвернулся спиной |
|
Милена М. |
деньги |
Деньги |
Деньги |
Деньги |
Монета |
Монета |
Копилка |
продавец |
||
Миша Т. |
Монеты |
Картинка |
Монета |
Монеты |
Монеты |
Монета |
Молча |
Копилка |
продавец |
|
Настя З. |
Монеты |
Картинка |
Монета |
Монеты |
Купюры |
Монета |
Монета |
Копилка |
продавец |
|
Никита И. |
Не знаю |
Не знаю |
Не знаю |
Не знаю |
Не знаю |
Не знаю |
Не знаю |
Не знаю |
Не знаю |
|
Саша З. |
Не занимался |
Не занимался |
Не занимался |
Не занимался |
Не занимался |
Не занимался |
Не занимался |
Не занимался |
Не занимался |
|
Для того чтобы определить уровень экономической воспитанности была проведена диагностика по программе экономического воспитания детей А.Д. Шатовой «Дошкольник и… экономика» и Е.А. Курак «Экономическое воспитание дошкольников». Диагностика включала в себя три задания с более мелкими заданиями:
— первое задание — это были экономические загадки включающие в себя разные области экономики. Работа с мини-группой детей (2-3 человека) загадываю загадки из разных областей экономики. После ответов детей, записываю результат и совместно с детьми анализируем загадку и делаем вывод почему именно этот ответ (Приложение 1, с.52).
- второе задание включало вопросы, для определения знаний из экономической области. Проводится с подруппой детей (9-10 человек) беседа-опрос (Приложение 1, с.53).
- третье задание была игра — проблемная ситуация.
Участвует вся группа детей. С любой игрушкой ребенок попробует ее рекламировать (Приложение 1, с.53).
Было определено три уровня сфомированности у детей экономических знаний: высокий, средний и низкий.
Высокий уровень:
Имя ребенка |
На что мы покупаем товары в магазине? |
Зачем нужны деньги? |
Как определить сколько денег нужно дать продавцу? |
Что такое реклама? |
Зачем нужна реклама? |
Назови свои потребности, без чего ты не сможешь жить? |
От куда берутся продукты? |
Люди каких профессий производят товар? |
Чем пользуются люди, которые производят товар? |
|
Амина Б. |
Монеты |
Чтобы покупать еду |
Посмотреть на цыфры |
картинка |
Где купить |
Мама, папа, семья |
фабрика |
пекарь |
ножницы |
|
Арина А. |
Монеты |
Чтобы покупать |
У товара есть цена |
фотография |
Сколько стоит |
еда |
фабрика |
продавец |
ткань |
|
Вадик К. |
Молча |
Чтобы покупать одежду |
Молча |
Молча |
Молча |
игрушки |
завод |
швея |
Молча |
|
Вика Р. |
Деньги |
Чтобы покупать игрушки |
посмотреть |
Большая картинка |
Где продается |
воздух |
рынок |
пекарь |
мука |
|
Глеб К. |
Монеты |
Чтобы покупать |
У товара есть цена |
В телевизоре |
Зачем нужен |
еда |
рынок |
продавец |
печка |
|
Дима З. |
Монеты |
витрина |
Пожимает плечами |
В ящике для писем |
Для чего товар |
деньги |
Магазин |
кондитер |
продукты |
|
Ильдар Ш. |
Наверное денньги |
Чтобы покупать подарки |
Мама скажет |
Не знаю |
Где продается |
тепло |
продавец |
пекарь |
мука |
|
Камилла А. |
Нет ответа |
Чтобы покупать |
Нет ответа |
Нет ответа |
Нет ответа |
Нет ответа |
Нет ответа |
Нет ответа |
сахар |
|
Катя С. |
Монеты |
Чтобы покупать еду |
Спросить у продавца |
В телевизоре |
Где можно найти |
вода |
гулливер |
продавец |
молоко |
|
Кира П. |
деньги |
Чтобы покупать |
молча |
картинка |
Сколько стоит |
друзья |
магпзин |
продавец |
Не знаю |
|
Кира Р. |
деньги |
Чтобы покупать мороженое |
Не знаю |
фотография |
Куда ехать, чтобы купить |
магазин |
рынок |
швея |
нитки |
|
Костя Б. |
Монеты |
Чтобы покупать |
посчитать |
Я люблю рекламу |
Показывают новый товар |
еда |
холодильник |
сапожник |
пакет |
|
Лера П. |
Монеты |
Чтобы покупать |
Посмотреть сколько написано |
картинка |
распродажа |
вода |
Папа приносит |
продавец |
Иголка, нитка |
|
Матвей Б. |
Отвернулся спиной |
Чтобы покупать одежду |
Отвернулся спиной |
Отвернулся спиной |
Отвернулся спиной |
Отвернулся спиной |
Отвернулся спиной |
Отвернулся спиной |
Отвернулся спиной |
|
Милена М. |
деньги |
Чтобы покупать обувь |
Не знаю |
Веселое видео |
В каком магазине |
вода |
магазин |
швея |
ножницы |
|
Миша Т. |
Монеты |
Чтобы покупать |
У товара есть цена |
Где показывают что бывает в магазине |
Где купить |
хлеб |
Молча |
швея |
печь |
|
Настя З. |
Монеты |
Чтобы покупать |
написано |
картинка |
Сколько стоит |
игрушки |
рынок |
продавец |
деньги |
|
Никита И. |
Не знаю |
Не знаю |
Не знаю |
Не знаю |
Не знаю |
Не знаю |
Не знаю |
Не знаю |
Не знаю |
|
Саша З. |
Не занимался |
Не занимался |
Не занимался |
Не занимался |
Не занимался |
Не занимался |
Не занимался |
Не занимался |
Не занимался |
|
Средний уровень:, Низкий уровень:
Уровень экономических знаний обозначим по трехбалльной шкале: 3 — высокий, 2 — средний, 1 — низкий.
В таблице 1 представлены результаты диагностики старших дошкольников на первом этапе опытно-экспериментальной работы.
Таблица 1 Показатели диагностики на констатирующем этапе.
№ |
Имя ребенка |
Краткая характеристика |
Знания о потребности |
Знания в экономических областях |
Знания о деньгах и цене |
Знания о рекламе |
Всего баллов |
Средний балл </… |