Сказкотерапия: Воспитание и Развитие Личности Ребенка
Сказкотерапия — это метод воспитания и лечения, использующий сказки в качестве инструмента. Сказка не только приносит детям радость и удовольствие, но и способствует их развитию. Она учит детей переживать разные эмоции, а также развивать навыки коммуникации. Важно отметить, что сказкотерапия является наиболее эффективным методом коррекции у детей и основана на принципе обучения через игру.
Развитие Речи и Языка
Сказкотерапия оказывает значительное воздействие на развитие речи у детей. В процессе работы с сказками, активизируются и улучшаются словарный запас, грамматические навыки, а также звукопроизношение. Дети развивают навыки связной речи, мелодику и интонации, что особенно важно для коррекционных логопедических групп.
Связь с Арттерапией и Игровой Терапией
Сказкотерапия тесно связана с другими методами психотерапии, такими как арттерапия (терапия искусством) и игровая терапия. Эта связь обогащает процесс сказкотерапии и позволяет работать с различными аспектами развития личности ребенка.
Распространение Сказкотерапии
Метод сказкотерапии находит применение не только в дошкольных учреждениях и школах, но также в центрах реабилитации инвалидов и учреждениях, занимающихся детьми с разными проблемами развития. Он также востребован в высших учебных заведениях и может легко интегрироваться в образовательные программы без изменения их содержания.
Индивидуальный Подход
Каждый ребенок уникален, и подход к нему должен быть индивидуальным. Один ребенок может быть более творческим и предпочитать создавать и рассказывать свои собственные сказки, в то время как другой нуждается в активном движении. Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку преодолеть множество ситуаций, с которыми он столкнется во взрослой жизни.
Важнейшие Аспекты Сказок
Сказка несет в себе глубокий смысл и мораль, а также является источником жизненного опыта и традиций. Она обеспечивает психологическую защищенность благодаря счастливому концу и создает атмосферу тайны и волшебства. Все это делает сказку мощным средством в развитии личности ребенка.
Заключение
Таким образом, данная работа посвящена рассмотрению сказки как средства развития личности ребенка. Мы рассмотрели важные аспекты сказкотерапии и ее связь с другими методами психотерапии. Сказкотерапия способствует развитию речи, навыков коммуникации и эмоциональной интеллигенции у детей, делая их более готовыми к взрослой жизни.
«РОЛЬ малого фольклора в развитие речи детей раннего возраста»
... детского фольклора и их анализ с точки зрения и физиологии и психики ребенка. Тогда же начался систематический сбор популярных детских работ. Активное использование фольклорных жанров способствует гармоничному развитию личности ребенка. ... которых они служат в речи взрослых [53;403]. Таким образом, речь оказывает определенное влияние на умственное развитие ребенка, включаясь в процесс формирования ...
Задачи Работы
- Рассмотреть сказку как средство развития личности ребенка.
1. Воспитание сказкой как одно из средств развития личности ребенка
Сказка служит для ребёнка посредником между реальностью и внутренним миром. Она приобщает его к жизни и тысячелетней человеческой культуре, представляя собой как бы мостик из прошлого в настоящее [^14^, ^16^].
На примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах. В сказочных ситуациях, при всей их фантастичности, содержатся моменты, которые могут быть легко распознаны ребёнком. Так, если Иванушка не послушался Алёнушку, то случилась беда. А старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке», пожадничавшая, осталась без всего. Сказки предоставляют детям возможность учиться на чужих ошибках и примерах [^14^, ^16^].
Некоторые родители считают, что сказки уже не актуальны для современных детей. Они считают, что сказки — это пустые бредни, бессмысленные фантазии, не приносящие пользы. Ведь в новом информационном веке важно быть практичным и обладать знаниями. Однако народные сказки — это неотъемлемая часть развития ребёнка, позволяющая формировать его мировоззрение и эмоциональную сферу [^14^, ^16^].
Некоторым родителям народные сказки кажутся дикими и жестокими. Они беспокоятся, что сказки могут вызывать у детей страхи и нежелательное поведение. Однако, сказки, как правило, имеют позитивный и нравственный смысл. Они учат детей различать добро и зло, помогают им развивать чувство справедливости и эмпатии [^14^, ^16^].
Роль сказок в развитии детей
Сказки играют невероятно важную роль в формировании культурного и эмоционального багажа детей. Однако, если родители по каким-либо причинам лишают своих детей этой части культурного наследия, они лишают их не только эмоционального обогащения, но и интеллектуальных возможностей.
В развитии ребенка сказки играют роль выражения коллективного бессознательного и коллективной культурной памяти. Они являются ключом к пониманию мира, к усвоению нюансов человеческих отношений, и они делают это гораздо более эффективно, чем самые интересные энциклопедии. Пропустив этот этап, ребенок лишается возможности воспринимать мир во всей его глубине и многообразии, теряет способность к образному мышлению и эмоциональной насыщенности.
Сказочные образы несут в себе огромный смысл и эмоциональное содержание. Например, образ зайца в русских народных сказках ассоциируется с такими человеческими качествами, как трусость и нерешительность, вызывая у детей сочувствие и сопереживание. Робкие дети часто идентифицируют себя с этим сказочным персонажем, и победа трусливого зайца над волком или лисой может стать стимулом для преодоления своих страхов.
Кроме того, сказки помогают формировать представления о добре и зле, о правильных и неправильных поступках, о жизни и смерти. Почти каждая сказка представляет собой битву добра и зла, на фоне которой выделяются как высшие, так и наиболее низкие стороны человеческой натуры. Эти сложные явления и чувства, такие как верность и предательство, бескорыстие и алчность, самоотверженность и подлость, они все присутствуют в сказках и позволяют детям осваивать их понятиями, доступными им в их возрасте, но при этом не примитивно.
Особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста
... Цель исследования: изучение особенностей восприятия сказки дошкольниками и ее влияния на развитие воображения детей. Объект исследования - восприятие сказки детьми. Предмет исследования - особенности развития воображения детей дошкольного возраста. Гипотеза специально организованные мероприятия по восприятию сказки способствуют развитию воображения детей дошкольного возраста. В соответствии с ...
Сказки предоставляют необходимые уроки нравственности, без которых развитие личности ребенка остается неполноценным и недостаточно гармоничным [14, 15].
Конечно, не стоит читать маленьким детям неадаптированных народных сказок. В «неприглаженном» фольклоре действительно много первобытной жестокости. Но литературно обработанные сказки содержат ту необходимую дозу знаний о дурном, без которой ребёнок будет расти в чересчур стерильной обстановке. Как в барокамере. И при первом же соприкосновении с жизнью может пострадать, потому что у него не будет выработано «психического иммунитета» к отрицательным явлениям жизни.
Вот что пишет на эту тему доктор психологических наук Л. В. Стрелкова, много лет занимающаяся сказкотерапией: «Наши малыши не живут под стеклянным колпаком, они не всё время находятся под спасительной защитой папы или мамы. Совершенно внезапно во дворе или на улице они могут столкнуться с чем-то «страшным», незнакомым, непонятным. Ребёнок должен быть, хотя бы в самой малой степени, готов к подобной встрече. Однако чтение страшных сказок и работа с ними требуют абсолютного доверия ребёнка к взрослому; если вы не уверены в том, что в ваших отношениях с ребёнком существует полная доверительность, подождите более благоприятного момента».
Использование сказок не только в педагогических, по и в лечебно-психологических целях даёт прекрасный эффект. Механизм воздействия сказочных образов и метафор на сознание и подсознание ребёнка изучен пока ещё мало, однако уже очевидно, что они гораздо сильнее активизируют эмоционально-волевой потенциал ребёнка, чем любые объяснения и призывы изменить своё поведение.
В настоящее время в области сказкотерапии успешно работают специалисты в Москве, Петербурге, Иркутске, Новосибирске, Туле и других российских городах. Так, например, М.В. Яковлева из Иркутского центра медико-социальной, психологической и психотерапевтической помощи населению сочетает сказкотерапию с занятиями по методу символдрамы, разработанному известным немецким психотерапевтом Ханскарлом Лейнером. Основу метода составляет свободное фантазирование, создание внутренних образов, «внутренних картин» на заданную психологом тему. Дети представляют образы, а психолог выполняет контролирующую, сопровождающую, направляющую функцию.
Процедура коррекционного занятия при применении метода символадрамы, как пишет М.В. Яковлева, включает несколько этапов. Сначала ребенка помещают в удобное кресло и вводят в состояние расслабления. В некоторых случаях достаточно просто попросить ребенка закрыть глаза и расслабиться, без использования специального кресла. Затем психолог предлагает ребенку представить образы на заданную тему. Ребенок рассказывает о своих переживаниях психологу, который сопровождает его в образах и может направлять их течение в соответствии со стратегией занятия.
Участие психолога в процессе символадрамы выражается в внимательном наблюдении за ходом развития образов ребенка. Психолог использует комментарии, повторения описаний ребенка и вопросы о деталях образа. Однако, чтобы обеспечить полное самораскрытие личности ребенка, нужно минимизировать суггестивное воздействие психолога. Вопросы психолога должны быть открытыми, чтобы не содержать элементы внушения.
Сказкотерапия детских страхов посредством сочинения сказок детьми
... методы – чтение сказок с их дальнейшим обсуждением, анализ сказок, дописывание готовых сюжетов и сочинение новых сказок. Все это оказывает положительное влияние на общее развитие детей, речевое развитие, развитие ... о чем будет сочиняться сказка. После подготовки дети уже вполне способны без дополнительных стимулов сочинить любую сказку. Так, в ходе очередного занятия по проработке детских страхов, ...
Кроме использования символадрамы, психолог может сочетать ее со сказкотерапией. В этом случае ребенку предлагается представить себя в определенной сказке и рассказать о возникающих образах. Принципы сказкотерапии состоят в знакомстве ребенка со своими сильными сторонами, расширении его сознания и поведения, а также в поиске оптимальных решений и обмене позитивным опытом с ребенком. Этот метод также способствует развитию творческих способностей и умению слушать и создавать новое.
Сказкотерапия по методике Л.В. Стрелковой
В сказкотерапии метода Л.В. Стрелковой активная роль отводится взрослому. Он самостоятельно выбирает художественные тексты, инициирует обсуждение прочитанного, стимулирует ребёнка к ответам на вопросы и выражению собственного мнения. Занятия включают разнообразные задания для ребёнка и его родителей.
Например, ребёнку предлагается сочинять письма сказочным персонажам, а взрослые ведут дневник наблюдений за эмоциональными проявлениями и моральным развитием ребёнка.
Методика стремится обучить ребёнка осознанному отношению к чувствам, внутреннему миру и умению управлять эмоциями.
Развивающие занятия в Туле
В Туле проводятся развивающие занятия со сказками, в том числе методикой Ю.Л. Линецкого. Занятия включают диалоги с обсуждением прочитанного, показ репродукций картин художников и элементы музыкотерапии.
Пример урока «Быть честным с самим собой»: чтение отрывка из сказки, задачи для обсуждения и игры. Вопросы, такие как «Честным в первую очередь нужно быть с самим собой», направлены на тему честности и внутренней искренности.
Разнообразные вопросы и упражнения после рассказа о мальчике-пастухе дополняют тему честности, стимулируя размышления о причинах неоткликнувшихся людей и рисках лжи.
Сказкотерапия: Мощное Средство Для Развития Детей
А если человек внутренне сильный, будет он кого-то обманывать?
Дальше тема усложняется. Школьникам предлагается рассмотреть ситуации, когда обман оправдан (так называемая «ложь во спасение»).
В конце урока происходит работа с ассоциациями, то есть ещё сильнее активизируется сфера бессознательного: детей просят придумать, с каким цветом (запахом, формой) ассоциируются у них слова «обман» и «правда», а также зарисовать свои ассоциации.
Весьма результативна сказкотерапия и в работе с «особыми» (в частности, умственно отсталыми) детьми. «Сказка оказывает колоссальное коррегирующее воздействие на эмоциональную сферу детей с тяжёлой умственной отсталостью,» — утверждает О. Смирнова. — «Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждает их к речевому контакту». Конечно, необходимо при этом учитывать особенности детей. Гиперактивного ребёнка, который постоянно отвлекается, лучше заинтересовывать иллюстрациями, подбирать сказки в стихах. Пассивных детей необходимо вводить в мир сказок таинственно, осторожно, говорить шёпотом.
Занятия по сказкотерапии по методике О.Смирновой проходят индивидуально и в подгруппах по 2-3 человека. Широко используется работа с карточками, отгадывание загадок, различные игры, помогающие усвоить содержание и смысл сказок. Дети учатся распознавать эмоциональные состояния сказочных персонажей, изображённых на картинках, пересказывать сказки (для детей с отклонениями в умственном развитии это представляет очень серьёзную трудность).
«Фольклор русского народа. Сказки волшебные и бытовые»
... 2. Русская народная сказка – сокровищница народной мудрости, свод законов человеческой жизни и общения Сказка – популярный жанр устного народного творчества, ... персонажи фантастического характера, такие, как баба-Яга, кощей, многоглавый змей; в-третьих, олицетворение сил природы, например, ... и стиля. Сюжеты волшебных сказок построены на цепи чудес. Однако вопрос о фантастике в волшебных сказках ...
Естественно, для таких дошкольников даже самые простые, знакомые с младенчества сказки должны быть адаптированы. Используются и элементы куклотерапии. Например, игрушечная ворона загадывает детям загадки, а отгадки-куклы появляются в окошке теремка в случае правильного ответа. В наше время, когда детей с мультидефектами становится всё больше, подобные методики пользуются повышенным спросом.
Психологическая помощь через игру
Интересен и опыт психологической помощи тяжело болеющим детям, о котором рассказали в своей брошюре «Доктор Кукла» А.Греф и Л.Соколова. Доктор Кукла — это большая, ростом с ребёнка, кукла клоуна-врача по имени Лука Лукич. Этот «доктор» приходит к детям в больницу, старается поднять им настроение, снизить стрессы, тревожность или агрессивность, в игровой форме приучить к необходимым, часто неприятным медицинским процедурам.
Знакомство ребенка со сказкой
Знакомство ребёнка со сказкой начинается с выразительного чтения её взрослым. Характер и содержание последующей работы обусловливаются самим литературным произведением, возрастом детей, уровнем их развития. Педагог избирает какой-то один метод или прибегает к сочетанию разных методов в зависимости от задач, которые он перед собой ставит.
I. Целенаправленное наблюдение
— Воспитатель, родители могут совместно с детьми рассмотреть, какими средствами сказочник добивается соответствующего впечатления (картины природы, описания героев, их поступков, юмористические пассажи, драматические повороты сюжета).
Пересказ детьми прочитанного, отдельных эпизодов внесет необходимые акценты в суть переживаемого.
Дети могут анализировать характеры героев, обстановку, интерьер сказки.
Сказку можно нарисовать.
Сказку можно сложить из ткани. Затем я стала на полу изображать место, где происходит действие сказки, с помощью отрезков тканей, различающихся по форме, размеру, цвету. Например, вышел Иван-царевич в широкое поле — на полу расстилаются лоскуты с ромашками и васильками; длинная голубая лента из шифона — ручеек.
Сказки имеют запахи. Следующий этап — проживание сказки через обоняние, т.е. с помощью запахов.
Проведенное исследование показало, что на вопрос о том, какие запахи дети знают, они отвечали весьма однообразно. Чаще всего они называли запахи духов и цветов, и очень удивлялись тому, что окружающий нас мир имеет необыкновенно богатую палитру запахов.
Чтобы дети убедились в этом на практике, я собрала богатую коллекцию запахов. В разные пластмассовые баночки (можно из-под фотопленки) положили разные предметы, имеющие ярко выраженный своеобразный запах, например, мускатный орех. Эти запахи крышки банок впитывают быстро, и с ними можно работать как с раздаточным материалом. Каждому запаху дается свой порядковый номер, составляется картотека.
Что входит в нашу коллекцию? Корица, кардамон, мускатный и грецкий орех, горчица, лавровый лист, душистый горошек, эстрагон, хрен, мята, календула, крапива, тимьян, лист черной смородины, сушеные грибы, плесень, чеснок, лук, различные виды фруктов и овощей, деревянная стружка, духи различных типов, апельсиновые и лимонные сушеные корки, йод, подсолнечное масло, смола, мед, ванилин, чай, кофе, какао, сухое молоко и другие.
Жанровая специфика литературной сказки
... детей должны быть стихами для взрослых». Для написания данной курсовой работы автор ставит перед собой следующие задачи, которые будут раскрыты в работе: определить жанровую специфику литературной сказки, отметить особенности литературного ... предложенных определений литературной сказки: «Литературной сказкой мы будем называть такое произведение, в котором изображены события, персонажи или ситуации, ...
Читая или рассказывая сказку, мы подбираем каждому из ее персонажей запах, с которым тот или иной герой ассоциируется у детей. Это может быть один определенный запах и сочетание нескольких разных запахов. Для этого мы используем специальные ванночки. Например, запах леса всегда сложный: это сочетание духов с запахами различных растений, грибов, деревьев, цветов. Можно сказать, что обоняние, т.е. развитое обоняние, помогает детям ощутить сказку более разносторонне и богато.
Например, при ответе на вопрос, как пахнет избушка на курьих ножках, дети совместно решают, из каких запахов можно составить аромат дома Бабы Яги.
В процессе работы с детьми над сказками, мы прибегаем к различным методикам, которые помогают им глубже вживаться в мир литературы и понимать его особенности. Одним из таких методов является звуковое сопровождение сказок. Чтобы сделать сказки более живыми и увлекательными, мы используем разнообразные звуки, которые помогают детям лучше проникнуться сюжетом.
Источниками звуков становятся колокольчики, бубны, трещотки, а также пластмассовые баночки, внутри которых находятся разные предметы. Когда дети встряхивают эти баночки, они создают звуки, наполняя пространство горохом, пшеном, гречкой и многими другими материалами. Мы также прибегаем к использованию голоса, чтобы воссоздать нужные звуки и атмосферу.
Иногда, для создания атмосферы сказки, мы просим детей включить свою фантазию и действовать. Например, чтобы передать звуки леса, одни дети машут лоскутами, другие переливают воду из стакана в стакан, третьи кукуют, а кто-то медленно трясет баночку с гречкой. Эти действия позволяют детям вживаться в роль персонажей и создавать звуковое сопровождение, которое соответствует происходящему в сказке.
- Помимо звуков, мы также обращаем внимание на подбор музыки к сказкам. Музыка помогает подчеркнуть место действия и характер событий в сказке. Например, мы выбираем музыку, которая соответствует лесу, мельничному пруду, старинному замку и другим местам, где развивается сюжет.
В нашей работе также важно сравнивать разные интерпретации одной и той же сказки. Это помогает детям развивать читательский опыт и понимать, что каждый художник может по-своему изобразить персонажей и события сказки.
Игра в сравнения
Кроме того, мы практикуем узнавание и воспроизведение стилистических особенностей сказок. Дети учатся определять стиль автора и выделять его черты в тексте. Это помогает им лучше понимать, каким образом автор создает атмосферу и характеры в сказке.
Узнавание автора по стилю
В одной из методик дети также имеют возможность переодеться в героев сказки и потанцевать. Это позволяет им лучше вжиться в роль персонажей и понять их характеры и действия.
И, наконец, мы проводим эксперимент с художественным образом, где дети рассказывают от имени одного из героев сказки. Они учитывают речевые особенности героя, его характер и отношения с другими персонажами. Это помогает детям лучше понять мир сказки и развивать свою креативность.
Формирование нравственных ценностей у детей младшего школьного ...
... созданное для театра; формирование интереса к искусству театра. В связи с этим целью работы является выявление и определение педагогических возможностей театрального искусства в формировании нравственных ценностей у детей младшего школьного ...
В заключение, наш подход к работе с сказками включает в себя звуковое сопровождение, анализ стилистических особенностей, игры и эксперименты с художественным образом. Эти методики помогают детям глубже вжиться в мир литературы и развивать свои творческие способности.
Мой любимый герой.
Любимая сказка, любимый автор.
Тематические беседы
Беседа (индивидуальная или коллективная) о литературных героях.
Беседа о жанре, Беседа об авторе.
Самая смешная сказка.
Игры-беседы детей с персонажами сказок.
После проведения в группе беседы с детьми, которая дает возможность воспитателю оценить, насколько понято содержание художественного произведения, рекомендуется продолжить обсуждение книги, но уже в форме игры-беседы с ее персонажами. Такая игра-беседа проводится сразу же после чтения, пока свежи непосредственные детские впечатления.
Как же проводить эти игры-беседы? Желательно, чтобы воспитатель, который прибегает к этому приему впервые, заранее, еще до чтения сказки, подготовил персонажей, с которыми будет происходить общение детей. Подобные персонажи могут быть самыми различными: от тщательно декорированных кукол со всеми присущими им атрибутами до очень условных, прямо на глазах у ребят вырезанных из картона, бумаги.
Обычно в качестве таких персонажей выбираются противоположные по своим нравственным качествам, например, падчерица и мачехина дочка из сказки Морозко; топор и березка Люлинька из сказки А. Толстого Топор; лиса и заяц из сказки Лиса, заяц и петух; Буратино и Карабас-Барабас из сказки Золотой ключик и т. д.
Выхода персонажей к детям.
Куклы здороваются с ребятами и спрашивают, узнали ли их дети. Воспитатель должен по возможности имитировать интонации, характерные для того или иного персонажа. Затем куклы спрашивают у детей, кто им больше нравится и почему: Здесь надо дать ответить как можно большему числу детей с самыми различными мнениями.
Роль кукол-персонажей в воспитательном процессе
Постепенно куклы-персонажи становятся важным инструментом в воспитательной работе, способным затронуть проблемы, актуальные как для всей группы детей, так и для отдельных ребят. Куклы, выражаясь голосом воспитателя, способны высказывать свое мнение и судить о поступках детей, их нравственных суждениях и характере.
При этом, положительный и отрицательный персонажи кукол имеют разные роли в формировании моральных ценностей. Отрицательный персонаж поощряет неблаговидные и несправедливые поступки, в то время как положительный персонаж поддерживает добрые и справедливые дела и взаимоотношения. Это создает контраст и помогает детям лучше понимать, какие поступки являются правильными и благоприятными, а какие – нет.
Выбор персонажей и их внешний облик
Интересный аспект данной методики заключается в том, что выбор персонажей и их внешний облик могут быть неожиданными. Например, положительный персонаж, такой как Золушка, может выглядеть непривлекательно, в то время как отрицательный персонаж, например, мачехина дочка, может иметь нарядный костюм. Таким образом, дети будут вынуждены выбирать между внутренней и внешней красотой персонажей.
Эта ситуация дает возможность выявить пристрастия и нравственные ценности детей более точно. Кроме того, педагог при помощи кукол-персонажей и участия других детей может воздействовать на отношение некоторых ребят к положительному персонажу, изменяя их взгляды таким образом, что ребенок будет считать высказываемое им мнение собственным, самостоятельным, а не навязанным извне.
Литературная игра по сказкам Вильгельма Гауфа
... Название 4 команды – Калиф Хасид (Если детям не нравится полученное название команды, они могут заменить его своим) Конкурс 2. Викторина по сказке “Маленький Мук ” Слайды 20 - 36 1. В ... ёт нас в свою страну Сказок. Сегодня мы проводим литературную игру по сказкам Гауфа. В нашей игре принимают участие 4 команды из 5–6 классов. Но у команд ещё нет ...
Слова С. Я. Маршака
Важно помнить слова С. Я. Маршака: «Пуще всего надо остерегаться, как бы мораль не оказалась скучным и назойливым указующим перстом, чем-то вроде таблички, прибитой гвоздями к живому дереву.» Творческий подход воспитателя играет ключевую роль в том, как будет проходить беседа с использованием кукол-персонажей.
И желательно начать игру-беседу в рамках сюжета сказки или рассказа, а затем плавно перейти к обсуждению жизни группы детей. Важно, чтобы мнения положительного и отрицательного персонажей были выражены четко и недвусмысленно, чтобы дети могли лучше понимать нравственные аспекты разных ситуаций.
Таким образом, куклы-персонажи играют важную роль в формировании моральных ценностей детей и способствуют развитию их нравственного сознания.
Исследование Воспитательских Методик: Развивая Эмпатию у Детей Через Игровую Беседу
В процессе воспитания детей игровые методики и беседы играют ключевую роль в формировании их моральных ценностей и эмоциональных реакций. Однако, не всегда дети искренне выражают свои чувства и мнения в обсуждении персонажей сказок и рассказов. Возникает вопрос, как воспитатель может помочь детям понять и разделить эмоции и ценности, вызванные персонажами, особенно теми, которые кажутся отрицательными, но влекут своей красотой и магией?
В конце такой беседы группа приходит к единому мнению о персонажах, а воспитатель должен попытаться выявить тех, кто присоединился к мнению группы формально, скрыл истинное отношение к героям, в частности, свою симпатию к красивой кукле, несмотря на то что она поступает несправедливо и жестоко.
С этими ребятами проводится индивидуальная работа. Можно повторить игру-беседу, но уже пригласив в партнеры к такому ребенку девочку или мальчика с устойчивым, искренним сочувствием к положительному персонажу. Чтобы добиться большего положительного воздействия на сомневающегося ребенка, следует подключить к игре-беседе и других детей группы, к которым будет обращаться персонаж.
Особенно эффективен в этом смысле следующий прием: положительный персонаж начинает вспоминать хорошие, справедливые поступки несочувствующего ребенка, а отрицательный персонаж при этом восхищается нехорошими поступками ребенка и утверждает, что его мнение разделяют герои других сказок, такие, как Карабас-Барабас, Бармалей и т. д.
От такой поддержки ребенок отказывается и не желает больше восхищаться красотой отрицательного персонажа, ему становится стыдно, неловко, и он с благодарностью и искренним сочувствием общается с некрасивым положительным персонажем, при полном одобрении всех детей группы. Персонажи-куклы остаются в группе и после прочтения новой сказки или рассказа; они могут участвовать в различных обсуждениях.
9. Игры-драматизации
На следующем этапе работы педагога с детьми над книгой мы переходим к играм-драматизациям. С. Я. Маршак подметил, что произведение детской литературы становится истинно художественным, если его можно превратить в пьесу или бесконечную эпопею, придумывая для него новые продолжения. Именно эту уникальную особенность художественных произведений следует использовать в дальнейшей педагогической работе.
Детские сказки сами сочинили дети. Сказки, придуманные детьми
... капризничать и волшебство пропало. Верно говорят: «Много хочешь - мало получишь». Вот такие волшебные сказки сочиняют детки в 3 классе. Надеемся и у вас получится отличная ... составлять сказки, рассказы, пересказывать коротенькие тексты, в школе будет без особых проблем пересказывать, писать изложения и сочинения. Поэтому, не поленитесь и начните заниматься этим с ребенком еще ...
Сюжетно-ролевые игры, которые возникают на основе произведений, выполняют значительную роль в формировании и воспитании личности дошкольника. Они предоставляют детям возможность вживаться в роли персонажей, обогащая свой мир воображения и эмоционального опыта. В процессе игры-драматизации дети могут свободно выражать свои чувства и исследовать разные сценарии, что способствует развитию их творческих способностей.
Игры-драматизации позволяют детям не только углубить свое понимание произведения, но и обогатить его новыми интерпретациями и идеями. В процессе игры, они могут вносить изменения в сюжет, создавать альтернативные концовки и даже расширять мир книги. Это способствует развитию их креативного мышления и способности к анализу и интерпретации литературных произведений.
Итак, игры-драматизации являются важным инструментом в работе с детьми над книгами. Они не только делают чтение более интересным и запоминающимся, но и способствуют развитию различных аспектов личности ребенка, включая его эмоциональную сферу, творческое мышление и способность к сотрудничеству в группе.
Значение игр-драматизаций в развитии детей
Игры-драматизации имеют огромное значение в развитии детей. Они способствуют развитию коммуникативных навыков, улучшению умения слушать и выражать свои мысли. Дети учатся сотрудничать, разделять роли, и при этом у них есть возможность проявить свою индивидуальность и креативность.
Преимущества игр-драматизаций
Игры-драматизации также развивают воображение и способность к анализу. Дети могут исследовать разные сценарии и рассматривать ситуации с разных точек зрения. Они учатся видеть мир через глаза разных персонажей, что способствует их эмпатии и пониманию разнообразия мнений и чувств.
Кроме того, игры-драматизации способствуют развитию личной уверенности и самооценки. Когда дети играют роли персонажей, они могут почувствовать себя успешными и способными преодолевать трудности. Это важно для формирования позитивной самоконцепции и уверенности в собственных силах.
Итоги
Игры-драматизации являются мощным инструментом в работе с детьми над книгами. Они способствуют развитию различных аспектов их личности, включая эмоциональную сферу, креативное мышление и социальные навыки. Педагоги могут использовать этот метод для сделать процесс знакомства с литературными произведениями более увлекательным и обогатить опыт детей.
Художественная литература как особая реальность для детей
Художественная литература, и особенно сказки, является для детей-дошкольников особой формой действительности — это реальность человеческих эмоций, чувств в особых сказочных условиях.
Игры, связанные с сюжетами литературных произведений, появляются у детей под влиянием взрослого и самих произведений, в которых доступно и ярко описаны люди, их взаимоотношения и их деятельность.
Игра-драматизация: синтез восприятия и ролевой игры
Являясь одной из форм сюжетно-ролевой игры, игра-драматизация по сюжету художественного произведения имеет и свои специфические особенности: она представляет собой синтез восприятия произведения и ролевой игры. Сам процесс усвоения, восприятия художественного произведения является, во-первых, особой внутренней творческой деятельностью; во-вторых, в результате ее в ходе сопереживания и сочувствия персонажам у ребенка появляются новые представления и новые эмоциональные отношения.
Однако взрослый должен создать, подготовить условия, в которых такая игра может появиться и развиваться.
Подготовка к игре-драматизации
Желательно, чтобы до игры-драматизации в группе уже прошли кукольный спектакль и после него игры-беседы детей с персонажами. Поскольку для кукольного спектакля заранее отобраны определенные сцены, их можно повторить и в игре-драматизации. В этом виде игр особенно важен творческий подход детей и взрослого к разыгрываемым событиям.
Атмосфера игры-драматизации
Лучше всего, если игра будет разворачиваться в уголке сказок. Совсем не обязательно для этого создавать подобие театра, артисты и зрители должны быть максимально приближены друг к другу, поскольку предлагаемый вид игр-драматизаций более соответствует по своей сути сюжетно-ролевой игре, а не детскому спектаклю.
Декорации и костюмы
Декорации и костюмы должны быть очень просты и выразительны. Лучше, если воспитатель будет готовить костюмы и декорации вместе с детьми. Доля участия педагога в этом процессе зависит от возраста и опыта участников игры.
После того как костюмы и декорации готовы, подбираются исполнители, причем воспитатель разъясняет детям, что они смогут сыграть эту сказку несколько раз и поэтому в ней будет участвовать несколько человек.
В итоге, игра-драматизация художественного произведения становится уникальным опытом для детей, позволяя им погрузиться в мир литературы, выразить свои эмоции и развивать творческое мышление.
Можно ввести дополнительные сцены. Игра-драматизация, если использовать ее не в жесткой, а в гибкой, подчиненной определенным задачам форме, может дать педагогу прекрасные условия для воспитания нравственных чувств у детей [14, 29].
Игра-драматизация позволяет ребенку психологически сблизиться с героем сказки, пережить его победы и поражения, счастье и беду. Одно это уже раздвигает границы жизненного опыта дошкольника, обогащает его. В рекомендуемых нами играх-драматизациях дети могут в определенных рамках изменять отдельные моменты сюжетной линии, т. е. все хорошее, что пережили ребята во время чтения сказки и кукольного спектакля, они могут реализовать в игре, проявить свою активность, преданность, отзывчивость. Эти качества находят соответствующий отклик у детей, исполняющих и положительные, и отрицательные роли. Как правило, ребята творчески изменяют события, восстанавливают справедливость, находят бескомпромиссные варианты в затруднительных ситуациях. Педагог только исподволь, незаметно направляет ход игры, оставляя у детей ощущение полной самостоятельности в принятии решений и в совершении поступков, что невозможно при чтении сказки, когда ребятам так хотелось активно вмешаться в события.
После восприятия сказки и игр-драматизаций может провести с детьми и их родителями следующую работу:
- Фиксирование всего, что рассказывают родители о детях в связи со сказкой и игрой.
- Запись детских рассказов о сказке, их бесед с куклами, игровых ситуаций.
- Фиксирование ситуаций, возникающих естественно и созданных специально, в которых необходимо проявить нравственные качества, изображенные в сказочных ситуациях.
- Составление характеристик на тех детей, которые участвовали в этих ситуациях.
- Проведение занятий по изобразительной деятельности, на которых предлагается отразить самые интересные моменты из сказок, услышанных ранее.
- Экскурсии старших дошкольников (подгруппами в 3-4 человека) в младшую группу во время сбора малышей на прогулку, уборки игровой комнаты и т.
д.
10. Литературный театр., Заключение
Как направление медицины и психологии, арттерапия зародилась в 30-е годы на Западе. Поначалу её теоретическая база была очень слабой, специалисты действовали чисто эмпирически, вслепую, «методом тыка». Многие из них не имели психолого-педагогической подготовки, а были, например, художниками. И работали по чистому наитию, считая, что искусство само по себе целительно, а потому нужно просто заинтересовать больных живописью или каким-нибудь другим видом творческого самовыражения, отвлечь от болезненных переживаний.
Потом постепенно стало приходить осмысление арттерапевтической теории. Она сложилась в основном из фрейдовского классического психоанализа, психодрамы, гуманистической психологии, аналитической психологии Юнга, теории игр Э. Берна, трансперсональной психотерапии и других направлений. Во многом арттерапия зиждится на активизации бессознательной сферы человека, на аппеляции к коллективному бессознательному, к древним архетипическим образам, символам, благодаря контакту с которыми личность получает мощный толчок к развитию.
Сейчас для нашей страны термин «арттерапия» тоже становится более привычным. Возникли ассоциации арттерапевтов. Например, Международное общество арттерапевтов и артпедагогов «Метаморфоза» объединило в своих рядах врачей, психологов и педагогов, использующих в медико-психолого-педагогических целях самые разные виды искусства: живопись (М. Дрезнина), театр (И. Медведева, Т. Шишова, И. Карпенко), оригами (Н. Острун), керамику (Н. Медведкина), компьютерную анимацию (Е. Кабаков) и др.
Всё это очень интересные, оригинальные наработки, каждая из которых достойна отдельного рассказа, но в данной статье мы подробно остановимся лишь на сказкотерапии — целенаправленном использовании сказок в психологической, психокоррекционной, психотерапевтической работе.
Список литературы
1. Выготский Л. С. Проблема возраста. Собр.соч., т. 4, М., 1984.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
Детские страхи и их психологический анализ
Детские страхи – это важный аспект психологии детей, который заслуживает особого внимания и изучения. Согласно исследованию Гойко Н. [3], страхи у детей могут оказать серьезное воздействие на их психологическое развитие и общение. Они могут препятствовать детям в нахождении общего языка с окружающими и в нормальном обучении и воспитании. Страхи могут возникать под влиянием различных факторов, таких как семейная среда, образовательная система, и личные эмоциональные особенности ребенка.
Захаров А.И. [4] подчеркивает важность преодоления страхов у детей. Он считает, что страхи могут быть преодолены с помощью специальных методов и подходов, которые помогут ребенку развивать навыки справления с ними.
Изард К.Э. [5] в своей работе об эмоциях указывает, что страхи являются одним из видов эмоций, которые могут влиять на поведение и состояние ребенка. Понимание эмоциональных проявлений детей имеет важное значение для их поддержки и развития.
Каптерев П.Ф. [7] рассматривает детский страх с точки зрения образования. Он отмечает, что страхи могут влиять на учебные достижения детей и предлагает стратегии для преодоления этих проблем.
Савина Л.С. [10] предлагает индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам, что может быть особенно полезным при работе с детьми, страдающими от различных страхов.
Сказкотерапия как метод борьбы со страхами у детей
Шишова Т. [14] представляет метод сказкотерапии, который может быть эффективным средством для помощи детям в преодолении страхов. Сказки могут помочь детям выразить свои чувства и эмоции, а также научиться справляться со страхами.
Избранные психологические труды Эльконина Д. Б. [15] также могут быть полезными в работе с детьми, страдающими от страхов. Он предоставляет ценные знания о психологии детей и их эмоциональном развитии.
Заключение
Детские страхи – это сложная проблема, которая требует внимательного изучения и понимания. Исследования и методы, представленные в различных источниках, могут помочь родителям, педагогам и психологам в работе с детьми, помогая им преодолевать страхи и развиваться гармонично.