Сказка как средство развития личности ребенка

Курсовая работа

Сказкотерапия: Воспитание и Развитие Личности Ребенка

Сказкотерапия — это метод воспитания и лечения, использующий сказки в качестве инструмента. Сказка не только приносит детям радость и удовольствие, но и способствует их развитию. Она учит детей переживать разные эмоции, а также развивать навыки коммуникации. Важно отметить, что сказкотерапия является наиболее эффективным методом коррекции у детей и основана на принципе обучения через игру.

Развитие Речи и Языка

Сказкотерапия оказывает значительное воздействие на развитие речи у детей. В процессе работы с сказками, активизируются и улучшаются словарный запас, грамматические навыки, а также звукопроизношение. Дети развивают навыки связной речи, мелодику и интонации, что особенно важно для коррекционных логопедических групп.

Связь с Арттерапией и Игровой Терапией

Сказкотерапия тесно связана с другими методами психотерапии, такими как арттерапия (терапия искусством) и игровая терапия. Эта связь обогащает процесс сказкотерапии и позволяет работать с различными аспектами развития личности ребенка.

Распространение Сказкотерапии

Метод сказкотерапии находит применение не только в дошкольных учреждениях и школах, но также в центрах реабилитации инвалидов и учреждениях, занимающихся детьми с разными проблемами развития. Он также востребован в высших учебных заведениях и может легко интегрироваться в образовательные программы без изменения их содержания.

Индивидуальный Подход

Каждый ребенок уникален, и подход к нему должен быть индивидуальным. Один ребенок может быть более творческим и предпочитать создавать и рассказывать свои собственные сказки, в то время как другой нуждается в активном движении. Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку преодолеть множество ситуаций, с которыми он столкнется во взрослой жизни.

Важнейшие Аспекты Сказок

Сказка несет в себе глубокий смысл и мораль, а также является источником жизненного опыта и традиций. Она обеспечивает психологическую защищенность благодаря счастливому концу и создает атмосферу тайны и волшебства. Все это делает сказку мощным средством в развитии личности ребенка.

Заключение

Таким образом, данная работа посвящена рассмотрению сказки как средства развития личности ребенка. Мы рассмотрели важные аспекты сказкотерапии и ее связь с другими методами психотерапии. Сказкотерапия способствует развитию речи, навыков коммуникации и эмоциональной интеллигенции у детей, делая их более готовыми к взрослой жизни.

37 стр., 18045 слов

«РОЛЬ малого фольклора в развитие речи детей раннего возраста»

... детского фольклора и их анализ с точки зрения и физиологии и психики ребенка. Тогда же начался систематический сбор популярных детских работ. Активное использование фольклорных жанров способствует гармоничному развитию личности ребенка. ... которых они служат в речи взрослых [53;403]. Таким образом, речь оказывает определенное влияние на умственное развитие ребенка, включаясь в процесс формирования ...

Задачи Работы

  1. Рассмотреть сказку как средство развития личности ребенка.

1. Воспитание сказкой как одно из средств развития личности ребенка

Сказка служит для ребёнка посредником между реальностью и внутренним миром. Она приобщает его к жизни и тысячелетней человеческой культуре, представляя собой как бы мостик из прошлого в настоящее [^14^, ^16^].

На примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах. В сказочных ситуациях, при всей их фантастичности, содержатся моменты, которые могут быть легко распознаны ребёнком. Так, если Иванушка не послушался Алёнушку, то случилась беда. А старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке», пожадничавшая, осталась без всего. Сказки предоставляют детям возможность учиться на чужих ошибках и примерах [^14^, ^16^].

Некоторые родители считают, что сказки уже не актуальны для современных детей. Они считают, что сказки — это пустые бредни, бессмысленные фантазии, не приносящие пользы. Ведь в новом информационном веке важно быть практичным и обладать знаниями. Однако народные сказки — это неотъемлемая часть развития ребёнка, позволяющая формировать его мировоззрение и эмоциональную сферу [^14^, ^16^].

Некоторым родителям народные сказки кажутся дикими и жестокими. Они беспокоятся, что сказки могут вызывать у детей страхи и нежелательное поведение. Однако, сказки, как правило, имеют позитивный и нравственный смысл. Они учат детей различать добро и зло, помогают им развивать чувство справедливости и эмпатии [^14^, ^16^].

Роль сказок в развитии детей

Сказки играют невероятно важную роль в формировании культурного и эмоционального багажа детей. Однако, если родители по каким-либо причинам лишают своих детей этой части культурного наследия, они лишают их не только эмоционального обогащения, но и интеллектуальных возможностей.

В развитии ребенка сказки играют роль выражения коллективного бессознательного и коллективной культурной памяти. Они являются ключом к пониманию мира, к усвоению нюансов человеческих отношений, и они делают это гораздо более эффективно, чем самые интересные энциклопедии. Пропустив этот этап, ребенок лишается возможности воспринимать мир во всей его глубине и многообразии, теряет способность к образному мышлению и эмоциональной насыщенности.

Сказочные образы несут в себе огромный смысл и эмоциональное содержание. Например, образ зайца в русских народных сказках ассоциируется с такими человеческими качествами, как трусость и нерешительность, вызывая у детей сочувствие и сопереживание. Робкие дети часто идентифицируют себя с этим сказочным персонажем, и победа трусливого зайца над волком или лисой может стать стимулом для преодоления своих страхов.

Кроме того, сказки помогают формировать представления о добре и зле, о правильных и неправильных поступках, о жизни и смерти. Почти каждая сказка представляет собой битву добра и зла, на фоне которой выделяются как высшие, так и наиболее низкие стороны человеческой натуры. Эти сложные явления и чувства, такие как верность и предательство, бескорыстие и алчность, самоотверженность и подлость, они все присутствуют в сказках и позволяют детям осваивать их понятиями, доступными им в их возрасте, но при этом не примитивно.

14 стр., 6687 слов

Особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста

... Цель исследования: изучение особенностей восприятия сказки дошкольниками и ее влияния на развитие воображения детей. Объект исследования - восприятие сказки детьми. Предмет исследования - особенности развития воображения детей дошкольного возраста. Гипотеза специально организованные мероприятия по восприятию сказки способствуют развитию воображения детей дошкольного возраста. В соответствии с ...

Сказки предоставляют необходимые уроки нравственности, без которых развитие личности ребенка остается неполноценным и недостаточно гармоничным [14, 15].

Конечно, не стоит читать маленьким детям неадаптированных народных сказок. В «неприглаженном» фольклоре действительно много первобытной жестокости. Но литературно обработанные сказки содержат ту необходимую дозу знаний о дурном, без которой ребёнок будет расти в чересчур стерильной обстановке. Как в барокамере. И при первом же соприкосновении с жизнью может пострадать, потому что у него не будет выработано «психического иммунитета» к отрицательным явлениям жизни.

Вот что пишет на эту тему доктор психологических наук Л. В. Стрелкова, много лет занимающаяся сказкотерапией: «Наши малыши не живут под стеклянным колпаком, они не всё время находятся под спасительной защитой папы или мамы. Совершенно внезапно во дворе или на улице они могут столкнуться с чем-то «страшным», незнакомым, непонятным. Ребёнок должен быть, хотя бы в самой малой степени, готов к подобной встрече. Однако чтение страшных сказок и работа с ними требуют абсолютного доверия ребёнка к взрослому; если вы не уверены в том, что в ваших отношениях с ребёнком существует полная доверительность, подождите более благоприятного момента».

Использование сказок не только в педагогических, по и в лечебно-психологических целях даёт прекрасный эффект. Механизм воздействия сказочных образов и метафор на сознание и подсознание ребёнка изучен пока ещё мало, однако уже очевидно, что они гораздо сильнее активизируют эмоционально-волевой потенциал ребёнка, чем любые объяснения и призывы изменить своё поведение.

В настоящее время в области сказкотерапии успешно работают специалисты в Москве, Петербурге, Иркутске, Новосибирске, Туле и других российских городах. Так, например, М.В. Яковлева из Иркутского центра медико-социальной, психологической и психотерапевтической помощи населению сочетает сказкотерапию с занятиями по методу символдрамы, разработанному известным немецким психотерапевтом Ханскарлом Лейнером. Основу метода составляет свободное фантазирование, создание внутренних образов, «внутренних картин» на заданную психологом тему. Дети представляют образы, а психолог выполняет контролирующую, сопровождающую, направляющую функцию.

Процедура коррекционного занятия при применении метода символадрамы, как пишет М.В. Яковлева, включает несколько этапов. Сначала ребенка помещают в удобное кресло и вводят в состояние расслабления. В некоторых случаях достаточно просто попросить ребенка закрыть глаза и расслабиться, без использования специального кресла. Затем психолог предлагает ребенку представить образы на заданную тему. Ребенок рассказывает о своих переживаниях психологу, который сопровождает его в образах и может направлять их течение в соответствии со стратегией занятия.

Участие психолога в процессе символадрамы выражается в внимательном наблюдении за ходом развития образов ребенка. Психолог использует комментарии, повторения описаний ребенка и вопросы о деталях образа. Однако, чтобы обеспечить полное самораскрытие личности ребенка, нужно минимизировать суггестивное воздействие психолога. Вопросы психолога должны быть открытыми, чтобы не содержать элементы внушения.

2 стр., 735 слов

Сказкотерапия детских страхов посредством сочинения сказок детьми

... методы – чтение сказок с их дальнейшим обсуждением, анализ сказок, дописывание готовых сюжетов и сочинение новых сказок. Все это оказывает положительное влияние на общее развитие детей, речевое развитие, развитие ... о чем будет сочиняться сказка. После подготовки дети уже вполне способны без дополнительных стимулов сочинить любую сказку. Так, в ходе очередного занятия по проработке детских страхов, ...

Кроме использования символадрамы, психолог может сочетать ее со сказкотерапией. В этом случае ребенку предлагается представить себя в определенной сказке и рассказать о возникающих образах. Принципы сказкотерапии состоят в знакомстве ребенка со своими сильными сторонами, расширении его сознания и поведения, а также в поиске оптимальных решений и обмене позитивным опытом с ребенком. Этот метод также способствует развитию творческих способностей и умению слушать и создавать новое.

Сказкотерапия по методике Л.В. Стрелковой

В сказкотерапии метода Л.В. Стрелковой активная роль отводится взрослому. Он самостоятельно выбирает художественные тексты, инициирует обсуждение прочитанного, стимулирует ребёнка к ответам на вопросы и выражению собственного мнения. Занятия включают разнообразные задания для ребёнка и его родителей.

Например, ребёнку предлагается сочинять письма сказочным персонажам, а взрослые ведут дневник наблюдений за эмоциональными проявлениями и моральным развитием ребёнка.

Методика стремится обучить ребёнка осознанному отношению к чувствам, внутреннему миру и умению управлять эмоциями.

Развивающие занятия в Туле

В Туле проводятся развивающие занятия со сказками, в том числе методикой Ю.Л. Линецкого. Занятия включают диалоги с обсуждением прочитанного, показ репродукций картин художников и элементы музыкотерапии.

Пример урока «Быть честным с самим собой»: чтение отрывка из сказки, задачи для обсуждения и игры. Вопросы, такие как «Честным в первую очередь нужно быть с самим собой», направлены на тему честности и внутренней искренности.

Разнообразные вопросы и упражнения после рассказа о мальчике-пастухе дополняют тему честности, стимулируя размышления о причинах неоткликнувшихся людей и рисках лжи.

Сказкотерапия: Мощное Средство Для Развития Детей

А если человек внутренне сильный, будет он кого-то обманывать?

Дальше тема усложняется. Школьникам предлагается рассмотреть ситуации, когда обман оправдан (так называемая «ложь во спасение»).

В конце урока происходит работа с ассоциациями, то есть ещё сильнее активизируется сфера бессознательного: детей просят придумать, с каким цветом (запахом, формой) ассоциируются у них слова «обман» и «правда», а также зарисовать свои ассоциации.

Весьма результативна сказкотерапия и в работе с «особыми» (в частности, умственно отсталыми) детьми. «Сказка оказывает колоссальное коррегирующее воздействие на эмоциональную сферу детей с тяжёлой умственной отсталостью,» — утверждает О. Смирнова. — «Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждает их к речевому контакту». Конечно, необходимо при этом учитывать особенности детей. Гиперактивного ребёнка, который постоянно отвлекается, лучше заинтересовывать иллюстрациями, подбирать сказки в стихах. Пассивных детей необходимо вводить в мир сказок таинственно, осторожно, говорить шёпотом.

Занятия по сказкотерапии по методике О.Смирновой проходят индивидуально и в подгруппах по 2-3 человека. Широко используется работа с карточками, отгадывание загадок, различные игры, помогающие усвоить содержание и смысл сказок. Дети учатся распознавать эмоциональные состояния сказочных персонажей, изображённых на картинках, пересказывать сказки (для детей с отклонениями в умственном развитии это представляет очень серьёзную трудность).

11 стр., 5327 слов

«Фольклор русского народа. Сказки волшебные и бытовые»

... 2. Русская народная сказка – сокровищница народной мудрости, свод законов человеческой жизни и общения Сказка – популярный жанр устного народного творчества, ... персонажи фантастического характера, такие, как баба-Яга, кощей, многоглавый змей; в-третьих, олицетворение сил природы, например, ... и стиля. Сюжеты волшебных сказок построены на цепи чудес. Однако вопрос о фантастике в волшебных сказках ...

Естественно, для таких дошкольников даже самые простые, знакомые с младенчества сказки должны быть адаптированы. Используются и элементы куклотерапии. Например, игрушечная ворона загадывает детям загадки, а отгадки-куклы появляются в окошке теремка в случае правильного ответа. В наше время, когда детей с мультидефектами становится всё больше, подобные методики пользуются повышенным спросом.

Психологическая помощь через игру

Интересен и опыт психологической помощи тяжело болеющим детям, о котором рассказали в своей брошюре «Доктор Кукла» А.Греф и Л.Соколова. Доктор Кукла — это большая, ростом с ребёнка, кукла клоуна-врача по имени Лука Лукич. Этот «доктор» приходит к детям в больницу, старается поднять им настроение, снизить стрессы, тревожность или агрессивность, в игровой форме приучить к необходимым, часто неприятным медицинским процедурам.

Знакомство ребенка со сказкой

Знакомство ребёнка со сказкой начинается с выразительного чтения её взрослым. Характер и содержание последующей работы обусловливаются самим литературным произведением, возрастом детей, уровнем их развития. Педагог избирает какой-то один метод или прибегает к сочетанию разных методов в зависимости от задач, которые он перед собой ставит.

I. Целенаправленное наблюдение

— Воспитатель, родители могут совместно с детьми рассмотреть, какими средствами сказочник добивается соответствующего впечатления (картины природы, описания героев, их поступков, юмористические пассажи, драматические повороты сюжета).

Пересказ детьми прочитанного, отдельных эпизодов внесет необходимые акценты в суть переживаемого.

Дети могут анализировать характеры героев, обстановку, интерьер сказки.

Сказку можно нарисовать.

Сказку можно сложить из ткани. Затем я стала на полу изображать место, где происходит действие сказки, с помощью отрезков тканей, различающихся по форме, размеру, цвету. Например, вышел Иван-царевич в широкое поле — на полу расстилаются лоскуты с ромашками и васильками; длинная голубая лента из шифона — ручеек.

Сказки имеют запахи. Следующий этап — проживание сказки через обоняние, т.е. с помощью запахов.

Проведенное исследование показало, что на вопрос о том, какие запахи дети знают, они отвечали весьма однообразно. Чаще всего они называли запахи духов и цветов, и очень удивлялись тому, что окружающий нас мир имеет необыкновенно богатую палитру запахов.

Чтобы дети убедились в этом на практике, я собрала богатую коллекцию запахов. В разные пластмассовые баночки (можно из-под фотопленки) положили разные предметы, имеющие ярко выраженный своеобразный запах, например, мускатный орех. Эти запахи крышки банок впитывают быстро, и с ними можно работать как с раздаточным материалом. Каждому запаху дается свой порядковый номер, составляется картотека.

Что входит в нашу коллекцию? Корица, кардамон, мускатный и грецкий орех, горчица, лавровый лист, душистый горошек, эстрагон, хрен, мята, календула, крапива, тимьян, лист черной смородины, сушеные грибы, плесень, чеснок, лук, различные виды фруктов и овощей, деревянная стружка, духи различных типов, апельсиновые и лимонные сушеные корки, йод, подсолнечное масло, смола, мед, ванилин, чай, кофе, какао, сухое молоко и другие.

39 стр., 19070 слов

Жанровая специфика литературной сказки

... детей должны быть стихами для взрослых». Для написания данной курсовой работы автор ставит перед собой следующие задачи, которые будут раскрыты в работе: определить жанровую специфику литературной сказки, отметить особенности литературного ... предложенных определений литературной сказки: «Литературной сказкой мы будем называть такое произведение, в котором изображены события, персонажи или ситуации, ...

Читая или рассказывая сказку, мы подбираем каждому из ее персонажей запах, с которым тот или иной герой ассоциируется у детей. Это может быть один определенный запах и сочетание нескольких разных запахов. Для этого мы используем специальные ванночки. Например, запах леса всегда сложный: это сочетание духов с запахами различных растений, грибов, деревьев, цветов. Можно сказать, что обоняние, т.е. развитое обоняние, помогает детям ощутить сказку более разносторонне и богато.

Например, при ответе на вопрос, как пахнет избушка на курьих ножках, дети совместно решают, из каких запахов можно составить аромат дома Бабы Яги.

В процессе работы с детьми над сказками, мы прибегаем к различным методикам, которые помогают им глубже вживаться в мир литературы и понимать его особенности. Одним из таких методов является звуковое сопровождение сказок. Чтобы сделать сказки более живыми и увлекательными, мы используем разнообразные звуки, которые помогают детям лучше проникнуться сюжетом.

Источниками звуков становятся колокольчики, бубны, трещотки, а также пластмассовые баночки, внутри которых находятся разные предметы. Когда дети встряхивают эти баночки, они создают звуки, наполняя пространство горохом, пшеном, гречкой и многими другими материалами. Мы также прибегаем к использованию голоса, чтобы воссоздать нужные звуки и атмосферу.

Иногда, для создания атмосферы сказки, мы просим детей включить свою фантазию и действовать. Например, чтобы передать звуки леса, одни дети машут лоскутами, другие переливают воду из стакана в стакан, третьи кукуют, а кто-то медленно трясет баночку с гречкой. Эти действия позволяют детям вживаться в роль персонажей и создавать звуковое сопровождение, которое соответствует происходящему в сказке.

  • Помимо звуков, мы также обращаем внимание на подбор музыки к сказкам. Музыка помогает подчеркнуть место действия и характер событий в сказке. Например, мы выбираем музыку, которая соответствует лесу, мельничному пруду, старинному замку и другим местам, где развивается сюжет.

В нашей работе также важно сравнивать разные интерпретации одной и той же сказки. Это помогает детям развивать читательский опыт и понимать, что каждый художник может по-своему изобразить персонажей и события сказки.

Игра в сравнения

Кроме того, мы практикуем узнавание и воспроизведение стилистических особенностей сказок. Дети учатся определять стиль автора и выделять его черты в тексте. Это помогает им лучше понимать, каким образом автор создает атмосферу и характеры в сказке.

Узнавание автора по стилю

В одной из методик дети также имеют возможность переодеться в героев сказки и потанцевать. Это позволяет им лучше вжиться в роль персонажей и понять их характеры и действия.

И, наконец, мы проводим эксперимент с художественным образом, где дети рассказывают от имени одного из героев сказки. Они учитывают речевые особенности героя, его характер и отношения с другими персонажами. Это помогает детям лучше понять мир сказки и развивать свою креативность.

46 стр., 22977 слов

Формирование нравственных ценностей у детей младшего школьного ...

... созданное для театра; формирование интереса к искусству театра. В связи с этим целью работы является выявление и определение педагогических возможностей театрального искусства в формировании нравственных ценностей у детей младшего школьного ...

В заключение, наш подход к работе с сказками включает в себя звуковое сопровождение, анализ стилистических особенностей, игры и эксперименты с художественным образом. Эти методики помогают детям глубже вжиться в мир литературы и развивать свои творческие способности.

Мой любимый герой.

Любимая сказка, любимый автор.

Тематические беседы

Беседа (индивидуальная или коллективная) о литературных героях.

Беседа о жанре, Беседа об авторе.

Самая смешная сказка.

Игры-беседы детей с персонажами сказок.

После проведения в группе беседы с детьми, которая дает возможность воспитателю оценить, насколько понято содержание художественного произведения, рекомендуется продолжить обсуждение книги, но уже в форме игры-беседы с ее персонажами. Такая игра-беседа проводится сразу же после чтения, пока свежи непосредственные детские впечатления.

Как же проводить эти игры-беседы? Желательно, чтобы воспитатель, который прибегает к этому приему впервые, заранее, еще до чтения сказки, подготовил персонажей, с которыми будет происходить общение детей. Подобные персонажи могут быть самыми различными: от тщательно декорированных кукол со всеми присущими им атрибутами до очень условных, прямо на глазах у ребят вырезанных из картона, бумаги.

Обычно в качестве таких персонажей выбираются противоположные по своим нравственным качествам, например, падчерица и мачехина дочка из сказки Морозко; топор и березка Люлинька из сказки А. Толстого Топор; лиса и заяц из сказки Лиса, заяц и петух; Буратино и Карабас-Барабас из сказки Золотой ключик и т. д.

Выхода персонажей к детям.

Куклы здороваются с ребятами и спрашивают, узнали ли их дети. Воспитатель должен по возможности имитировать интонации, характерные для того или иного персонажа. Затем куклы спрашивают у детей, кто им больше нравится и почему: Здесь надо дать ответить как можно большему числу детей с самыми различными мнениями.

Роль кукол-персонажей в воспитательном процессе

Постепенно куклы-персонажи становятся важным инструментом в воспитательной работе, способным затронуть проблемы, актуальные как для всей группы детей, так и для отдельных ребят. Куклы, выражаясь голосом воспитателя, способны высказывать свое мнение и судить о поступках детей, их нравственных суждениях и характере.

При этом, положительный и отрицательный персонажи кукол имеют разные роли в формировании моральных ценностей. Отрицательный персонаж поощряет неблаговидные и несправедливые поступки, в то время как положительный персонаж поддерживает добрые и справедливые дела и взаимоотношения. Это создает контраст и помогает детям лучше понимать, какие поступки являются правильными и благоприятными, а какие – нет.

Выбор персонажей и их внешний облик

Интересный аспект данной методики заключается в том, что выбор персонажей и их внешний облик могут быть неожиданными. Например, положительный персонаж, такой как Золушка, может выглядеть непривлекательно, в то время как отрицательный персонаж, например, мачехина дочка, может иметь нарядный костюм. Таким образом, дети будут вынуждены выбирать между внутренней и внешней красотой персонажей.

Эта ситуация дает возможность выявить пристрастия и нравственные ценности детей более точно. Кроме того, педагог при помощи кукол-персонажей и участия других детей может воздействовать на отношение некоторых ребят к положительному персонажу, изменяя их взгляды таким образом, что ребенок будет считать высказываемое им мнение собственным, самостоятельным, а не навязанным извне.

5 стр., 2108 слов

Литературная игра по сказкам Вильгельма Гауфа

... Название 4 команды – Калиф Хасид (Если детям не нравится полученное название команды, они могут заменить его своим) Конкурс 2. Викторина по сказке “Маленький Мук ” Слайды 20 - 36 1. В ... ёт нас в свою страну Сказок. Сегодня мы проводим литературную игру по сказкам Гауфа. В нашей игре принимают участие 4 команды из 5–6 классов. Но у команд ещё нет ...

Слова С. Я. Маршака

Важно помнить слова С. Я. Маршака: «Пуще всего надо остерегаться, как бы мораль не оказалась скучным и назойливым указующим перстом, чем-то вроде таблички, прибитой гвоздями к живому дереву.» Творческий подход воспитателя играет ключевую роль в том, как будет проходить беседа с использованием кукол-персонажей.

И желательно начать игру-беседу в рамках сюжета сказки или рассказа, а затем плавно перейти к обсуждению жизни группы детей. Важно, чтобы мнения положительного и отрицательного персонажей были выражены четко и недвусмысленно, чтобы дети могли лучше понимать нравственные аспекты разных ситуаций.

Таким образом, куклы-персонажи играют важную роль в формировании моральных ценностей детей и способствуют развитию их нравственного сознания.

Исследование Воспитательских Методик: Развивая Эмпатию у Детей Через Игровую Беседу

В процессе воспитания детей игровые методики и беседы играют ключевую роль в формировании их моральных ценностей и эмоциональных реакций. Однако, не всегда дети искренне выражают свои чувства и мнения в обсуждении персонажей сказок и рассказов. Возникает вопрос, как воспитатель может помочь детям понять и разделить эмоции и ценности, вызванные персонажами, особенно теми, которые кажутся отрицательными, но влекут своей красотой и магией?

В конце такой беседы группа приходит к единому мнению о персонажах, а воспитатель должен попытаться выявить тех, кто присоединился к мнению группы формально, скрыл истинное отношение к героям, в частности, свою симпатию к красивой кукле, несмотря на то что она поступает несправедливо и жестоко.

С этими ребятами проводится индивидуальная работа. Можно повторить игру-беседу, но уже пригласив в партнеры к такому ребенку девочку или мальчика с устойчивым, искренним сочувствием к положительному персонажу. Чтобы добиться большего положительного воздействия на сомневающегося ребенка, следует подключить к игре-беседе и других детей группы, к которым будет обращаться персонаж.

Особенно эффективен в этом смысле следующий прием: положительный персонаж начинает вспоминать хорошие, справедливые поступки несочувствующего ребенка, а отрицательный персонаж при этом восхищается нехорошими поступками ребенка и утверждает, что его мнение разделяют герои других сказок, такие, как Карабас-Барабас, Бармалей и т. д.

От такой поддержки ребенок отказывается и не желает больше восхищаться красотой отрицательного персонажа, ему становится стыдно, неловко, и он с благодарностью и искренним сочувствием общается с некрасивым положительным персонажем, при полном одобрении всех детей группы. Персонажи-куклы остаются в группе и после прочтения новой сказки или рассказа; они могут участвовать в различных обсуждениях.

9. Игры-драматизации

На следующем этапе работы педагога с детьми над книгой мы переходим к играм-драматизациям. С. Я. Маршак подметил, что произведение детской литературы становится истинно художественным, если его можно превратить в пьесу или бесконечную эпопею, придумывая для него новые продолжения. Именно эту уникальную особенность художественных произведений следует использовать в дальнейшей педагогической работе.

10 стр., 4992 слов

Детские сказки сами сочинили дети. Сказки, придуманные детьми

... капризничать и волшебство пропало. Верно говорят: «Много хочешь - мало получишь». Вот такие волшебные сказки сочиняют детки в 3 классе. Надеемся и у вас получится отличная ... составлять сказки, рассказы, пересказывать коротенькие тексты, в школе будет без особых проблем пересказывать, писать изложения и сочинения. Поэтому, не поленитесь и начните заниматься этим с ребенком еще ...

Сюжетно-ролевые игры, которые возникают на основе произведений, выполняют значительную роль в формировании и воспитании личности дошкольника. Они предоставляют детям возможность вживаться в роли персонажей, обогащая свой мир воображения и эмоционального опыта. В процессе игры-драматизации дети могут свободно выражать свои чувства и исследовать разные сценарии, что способствует развитию их творческих способностей.

Игры-драматизации позволяют детям не только углубить свое понимание произведения, но и обогатить его новыми интерпретациями и идеями. В процессе игры, они могут вносить изменения в сюжет, создавать альтернативные концовки и даже расширять мир книги. Это способствует развитию их креативного мышления и способности к анализу и интерпретации литературных произведений.

Итак, игры-драматизации являются важным инструментом в работе с детьми над книгами. Они не только делают чтение более интересным и запоминающимся, но и способствуют развитию различных аспектов личности ребенка, включая его эмоциональную сферу, творческое мышление и способность к сотрудничеству в группе.

Значение игр-драматизаций в развитии детей

Игры-драматизации имеют огромное значение в развитии детей. Они способствуют развитию коммуникативных навыков, улучшению умения слушать и выражать свои мысли. Дети учатся сотрудничать, разделять роли, и при этом у них есть возможность проявить свою индивидуальность и креативность.

Преимущества игр-драматизаций

Игры-драматизации также развивают воображение и способность к анализу. Дети могут исследовать разные сценарии и рассматривать ситуации с разных точек зрения. Они учатся видеть мир через глаза разных персонажей, что способствует их эмпатии и пониманию разнообразия мнений и чувств.

Кроме того, игры-драматизации способствуют развитию личной уверенности и самооценки. Когда дети играют роли персонажей, они могут почувствовать себя успешными и способными преодолевать трудности. Это важно для формирования позитивной самоконцепции и уверенности в собственных силах.

Итоги

Игры-драматизации являются мощным инструментом в работе с детьми над книгами. Они способствуют развитию различных аспектов их личности, включая эмоциональную сферу, креативное мышление и социальные навыки. Педагоги могут использовать этот метод для сделать процесс знакомства с литературными произведениями более увлекательным и обогатить опыт детей.

Художественная литература как особая реальность для детей

Художественная литература, и особенно сказки, является для детей-дошкольников особой формой действительности — это реальность человеческих эмоций, чувств в особых сказочных условиях.

Игры, связанные с сюжетами литературных произведений, появляются у детей под влиянием взрослого и самих произведений, в которых доступно и ярко описаны люди, их взаимоотношения и их деятельность.

Игра-драматизация: синтез восприятия и ролевой игры

Являясь одной из форм сюжетно-ролевой игры, игра-драматизация по сюжету художественного произведения имеет и свои специфические особенности: она представляет собой синтез восприятия произведения и ролевой игры. Сам процесс усвоения, восприятия художественного произведения является, во-первых, особой внутренней творческой деятельностью; во-вторых, в результате ее в ходе сопереживания и сочувствия персонажам у ребенка появляются новые представления и новые эмоциональные отношения.

Однако взрослый должен создать, подготовить условия, в которых такая игра может появиться и развиваться.

Подготовка к игре-драматизации

Желательно, чтобы до игры-драматизации в группе уже прошли кукольный спектакль и после него игры-беседы детей с персонажами. Поскольку для кукольного спектакля заранее отобраны определенные сцены, их можно повторить и в игре-драматизации. В этом виде игр особенно важен творческий подход детей и взрослого к разыгрываемым событиям.

Атмосфера игры-драматизации

Лучше всего, если игра будет разворачиваться в уголке сказок. Совсем не обязательно для этого создавать подобие театра, артисты и зрители должны быть максимально приближены друг к другу, поскольку предлагаемый вид игр-драматизаций более соответствует по своей сути сюжетно-ролевой игре, а не детскому спектаклю.

Декорации и костюмы

Декорации и костюмы должны быть очень просты и выразительны. Лучше, если воспитатель будет готовить костюмы и декорации вместе с детьми. Доля участия педагога в этом процессе зависит от возраста и опыта участников игры.

После того как костюмы и декорации готовы, подбираются исполнители, причем воспитатель разъясняет детям, что они смогут сыграть эту сказку несколько раз и поэтому в ней будет участвовать несколько человек.

В итоге, игра-драматизация художественного произведения становится уникальным опытом для детей, позволяя им погрузиться в мир литературы, выразить свои эмоции и развивать творческое мышление.

Можно ввести дополнительные сцены. Игра-драматизация, если использовать ее не в жесткой, а в гибкой, подчиненной определенным задачам форме, может дать педагогу прекрасные условия для воспитания нравственных чувств у детей [14, 29].

Игра-драматизация позволяет ребенку психологически сблизиться с героем сказки, пережить его победы и поражения, счастье и беду. Одно это уже раздвигает границы жизненного опыта дошкольника, обогащает его. В рекомендуемых нами играх-драматизациях дети могут в определенных рамках изменять отдельные моменты сюжетной линии, т. е. все хорошее, что пережили ребята во время чтения сказки и кукольного спектакля, они могут реализовать в игре, проявить свою активность, преданность, отзывчивость. Эти качества находят соответствующий отклик у детей, исполняющих и положительные, и отрицательные роли. Как правило, ребята творчески изменяют события, восстанавливают справедливость, находят бескомпромиссные варианты в затруднительных ситуациях. Педагог только исподволь, незаметно направляет ход игры, оставляя у детей ощущение полной самостоятельности в принятии решений и в совершении поступков, что невозможно при чтении сказки, когда ребятам так хотелось активно вмешаться в события.

После восприятия сказки и игр-драматизаций может провести с детьми и их родителями следующую работу:

  • Фиксирование всего, что рассказывают родители о детях в связи со сказкой и игрой.
  • Запись детских рассказов о сказке, их бесед с куклами, игровых ситуаций.
  • Фиксирование ситуаций, возникающих естественно и созданных специально, в которых необходимо проявить нравственные качества, изображенные в сказочных ситуациях.
  • Составление характеристик на тех детей, которые участвовали в этих ситуациях.
  • Проведение занятий по изобразительной деятельности, на которых предлагается отразить самые интересные моменты из сказок, услышанных ранее.
  • Экскурсии старших дошкольников (подгруппами в 3-4 человека) в младшую группу во время сбора малышей на прогулку, уборки игровой комнаты и т.

д.

10. Литературный театр., Заключение

Как направление медицины и психологии, арттерапия зародилась в 30-е годы на Западе. Поначалу её теоретическая база была очень слабой, специалисты действовали чисто эмпирически, вслепую, «методом тыка». Многие из них не имели психолого-педагогической подготовки, а были, например, художниками. И работали по чистому наитию, считая, что искусство само по себе целительно, а потому нужно просто заинтересовать больных живописью или каким-нибудь другим видом творческого самовыражения, отвлечь от болезненных переживаний.

Потом постепенно стало приходить осмысление арттерапевтической теории. Она сложилась в основном из фрейдовского классического психоанализа, психодрамы, гуманистической психологии, аналитической психологии Юнга, теории игр Э. Берна, трансперсональной психотерапии и других направлений. Во многом арттерапия зиждится на активизации бессознательной сферы человека, на аппеляции к коллективному бессознательному, к древним архетипическим образам, символам, благодаря контакту с которыми личность получает мощный толчок к развитию.

Сейчас для нашей страны термин «арттерапия» тоже становится более привычным. Возникли ассоциации арттерапевтов. Например, Международное общество арттерапевтов и артпедагогов «Метаморфоза» объединило в своих рядах врачей, психологов и педагогов, использующих в медико-психолого-педагогических целях самые разные виды искусства: живопись (М. Дрезнина), театр (И. Медведева, Т. Шишова, И. Карпенко), оригами (Н. Острун), керамику (Н. Медведкина), компьютерную анимацию (Е. Кабаков) и др.

Всё это очень интересные, оригинальные наработки, каждая из которых достойна отдельного рассказа, но в данной статье мы подробно остановимся лишь на сказкотерапии — целенаправленном использовании сказок в психологической, психокоррекционной, психотерапевтической работе.

Список литературы

1. Выготский Л. С. Проблема возраста. Собр.соч., т. 4, М., 1984.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.

Детские страхи и их психологический анализ

Детские страхи – это важный аспект психологии детей, который заслуживает особого внимания и изучения. Согласно исследованию Гойко Н. [3], страхи у детей могут оказать серьезное воздействие на их психологическое развитие и общение. Они могут препятствовать детям в нахождении общего языка с окружающими и в нормальном обучении и воспитании. Страхи могут возникать под влиянием различных факторов, таких как семейная среда, образовательная система, и личные эмоциональные особенности ребенка.

Захаров А.И. [4] подчеркивает важность преодоления страхов у детей. Он считает, что страхи могут быть преодолены с помощью специальных методов и подходов, которые помогут ребенку развивать навыки справления с ними.

Изард К.Э. [5] в своей работе об эмоциях указывает, что страхи являются одним из видов эмоций, которые могут влиять на поведение и состояние ребенка. Понимание эмоциональных проявлений детей имеет важное значение для их поддержки и развития.

Каптерев П.Ф. [7] рассматривает детский страх с точки зрения образования. Он отмечает, что страхи могут влиять на учебные достижения детей и предлагает стратегии для преодоления этих проблем.

Савина Л.С. [10] предлагает индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам, что может быть особенно полезным при работе с детьми, страдающими от различных страхов.

Сказкотерапия как метод борьбы со страхами у детей

Шишова Т. [14] представляет метод сказкотерапии, который может быть эффективным средством для помощи детям в преодолении страхов. Сказки могут помочь детям выразить свои чувства и эмоции, а также научиться справляться со страхами.

Избранные психологические труды Эльконина Д. Б. [15] также могут быть полезными в работе с детьми, страдающими от страхов. Он предоставляет ценные знания о психологии детей и их эмоциональном развитии.

Заключение

Детские страхи – это сложная проблема, которая требует внимательного изучения и понимания. Исследования и методы, представленные в различных источниках, могут помочь родителям, педагогам и психологам в работе с детьми, помогая им преодолевать страхи и развиваться гармонично.