Данное исследование посвящено анализу вокальной музыки как сложного художественного соединения слов, вокальной партии и инструментального сопровождения.
При изучении вокальной партии выявлены некоторые проблемы связанные с соотношением музыки и слова. Эти проблемы включают в себя следующие аспекты:
1. Соотношение музыкальных образов с образами словесного текста и чувствительность художественного соответствия между ними.
2. Выразительные средства, такие как связь речевой и музыкальной интонации, типы вокальной мелодики и ее взаимодействие с метром и синтаксисом поэтического текста.
3. Соотношение поэтической и музыкальной композиции, куплетная форма вокальной музыки, куплетно-вариационная и вариантная сквозная формы.
Анализ текста является неотъемлемой составляющей анализа вокального произведения, поскольку текст является важным компонентом его художественной формы. Художественное соответствие музыки и текста может иметь обобщенный или детализированный характер.
Из этого исследования следует, что всякая вокальная музыка должна быть оценена именно на сочетание музыкальных и словесных образов. Каждый композитор имеет право на свою версию песни, которая подчеркивает определенные стороны художественного образа. Взаимодействие словесного текста с вокальной мелодией может быть рассмотрено с двух сторон: обобщенно-содержательной и конкретной (взаимодействие музыкальной и речевой интонаций), при этом различают три типа мелодики.
Это исследование помогает раскрыть глубину вокальной музыки и распознать художественное соответствие приамбул, что делает ее более ценной и уникальной для слушателя.
Развитие вокальной музыки
Вокальная музыка, как особая форма музыкального искусства, имеет свои характерные особенности. Одной из существенных составляющих вокального произведения является вокализация стиха, когда поэтический текст исполняется композитором с учетом его ритма и метрики.
Сама вокальная мелодика может быть выражена различными типами вокальной техники: речитативным, ариозным или песенным (кантиленным).
В вокальной музыке широко применяются разнообразные интонации, которые переносят различные типы речевых выражений — от повседневной разговорной речи до торжественной и патетической декламации.
Немалую роль в создании атмосферы и настроения произведения играет инструментальное сопровождение. Оно может использоваться как образительный фон, подчеркивающий содержание стихотворения, а также как средство создания единства и целостности вокального произведения.
Эстрадная музыка как средство воспитания музыкального вкуса подростков
... США, называвшиеся шоу . Музыкальная эстрада включала в себя разные жанры лёгкой музыки: песни, отрывки из оперетт, мюзиклов, варьете в эстрадной обработке инструментальных произведений. В XX веке ... на основе типовых сюжетных сцен. Музыкальное звучание в качестве интермедий (вставок): песен, танцев, инструментальных или вокальных номеров - явилось прямым источником эстрадного номера. В XVIII веке ...
Сопровождение имеет возможность участвовать не только в создании ритмической канвы музыкального произведения, но и в общей художественной выразительности песни. Оно может быть как созвучным и гармоничным с вокальной партией, так и находиться в контрасте с ней, и тем самым создавать эффект «единовременного контраста».
Многогранный музыкальный образ формируется благодаря слаженному взаимодействию трех основных элементов: поэтического текста, вокальной партии и инструментального сопровождения.
Для более глубокого анализа вокальной музыки важно изучить метрическую организацию поэтического текста и его соотнесение с музыкальным метром. Композитор при вокализации стиха учитывает темп произнесения, ударения, цезуры и общую метрическую схему, которая придает произведению еще большее внутреннее наполнение.
В данной работе будут рассмотрены особенности композиторского подхода к музыкальному воплощению стихотворного текста на примере романсов Е. Яхниной, Г. Дмитриева, и Дм. Смирнова, посвященных стихотворению А.С. Пушкина «Дар напрасный, дар случайный». Целью исследования является выявление особенностей прочтения одного и того же стихотворного текста различными композиторами. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- Выяснить подход композиторов к трактовке текста стихотворения;
- Выявить типы и степень художественного соответствия музыки и поэзии;
- Определить, какие решения в музыкальной форме вытекают из предыдущих задач.
Для анализа был выбран жанр камерно-вокальной музыки, а конкретными объектами исследования стали романсы Е. Яхниной, Г. Дмитриева и Дм. Смирнова. Авторы данных произведений в своих композициях обращаются к стихотворению Пушкина «Дар напрасный, дар случайный».
В процессе анализа будут рассмотрены стиль, средства музыкальной выразительности, особенности фактуры и формы данных произведений. Особое внимание будет уделено способам трактовки текста стихотворения и тому, каким образом композиторы выражают художественные идеи и настроения через музыкальные средства.
Методология исследования
В данной работе использовался комплексный подход к анализу формы и средств музыкальной выразительности жанра романса. Выделены основные методы исследования, такие как:
- Аналитический метод (анализ-синтез музыкального материала)
- Метод сравнительного анализа
- Музыковедческий метод
I. Пушкинская лирика в романсах советских композиторов
Музыкальное творчество на стихи Пушкина занимает особое место в истории российской музыки. В современной музыкальной культуре поэзия Пушкина широко используется в жанре романса. Советские композиторы создали множество вокальных произведений на стихи Пушкина, среди которых наиболее знамениты вокальные циклы С. Прокофьева, Г. Свиридова, Ю. Шапорина, В. Шебалина и Д. Шостаковича.
«Восприятие музыки как средство развития музыкальной культуры ...
... - Для успешного проведения исследования нами была сформулирована гипотеза : если систематически проводить работу по развитию активного восприятия музыки, то это будет способствовать повышению уровня музыкальной культуры младших школьников. Проблема Целью нашей курсовой работы ...
В данном исследовании нами был проведен анализ соответствия музыки и поэзии в романсах на стихи Пушкина. Вопросы проблемы соответствия слова и музыки являются недостаточно разработанными в музыкознании. Однако, приложение аналитических методов, позволило рассмотреть проблему соответствия поэтического первоисточника и музыкальной интерпретации. Изучалась степень близости или же несоответствия идей, выраженных поэтом и композитором.
При этом особое внимание уделялось соответствию стилей поэтических и музыкальных образов. Несмотря на то, что стили музыкальных произведений, созданных на стихи Пушкина по-разному развивались, несоответствие не мешает справедливо считать эти романсы не только высокохудожественными, но и верными духу Пушкина.
В рамках исследования обращается внимание на выход многих авторов, начиная от «кучкистов» и заканчивая современными творцами. Один из истинных подходов состоит в том, что композитор находит характерные черты музыкально-стилистического направления определенной эпохи, намекая на нее в своем творении без полного отождествления.
Различие между поэзией и музыкой не позволяет полностью соответствовать друг другу в образном содержании. Однако обоим искусствам присущи выразительность и изобразительность в то или иное количество. При сопоставлении музыкальных образов романса с поэтическими возникает вопрос, соответствуют ли они друг другу в эмоциональном и «живописном» содержании. Однако от музыки в большей степени не требуется развитая живописность (также прощая ее отсутствие), важно получить от нее специфичное выражение силы и непосредственности чувства.
Музыке отличает ее способность не передавать мысли четко и конкретно, в отличие от слов. Однако основная идея поэтического произведения обычно не формулируется автором в словах, а возникает из сопоставления образов и развития эмоции. Более того, романсы на стихи Пушкина демонстрируют соответствие между идейным содержанием стихов и музыки. Это является обязательным условием верности композитора поэту.
Особенно важно для композитора понять многогранность идейного содержания стихов. Оно проявляется не только в самых словах, но и в подтексте, который не всегда может быть точно выражен в словесной форме и иногда преломляется сквозь чувства и воображение читателя. В романсе, как синтетическом произведении, музыка становится не только равноправным, но и ведущим участником союза с поэзией, когда она на своем уровне воплощает не только прямое содержание стихотворения, но и его подтекст с различными аспектами и оттенками.
Предметом данного исследования является сравнительный анализ романсов советских композиторов Е. Яхниной, Г. Дмитриева и Д. Смирнова на стихотворение А.С. Пушкина «Дар напрасный, дар случайный». Данное стихотворение, созданное 26 мая 1828 года, отличается особым психологизмом философского содержания и глубоким содержанием. Несмотря на отсутствие типичной лёгкости и эмоциональной приподнятости, характерных для Пушкина, текст стихотворения пригоден для различной интерпретации.
Стихотворение состоит из трёх четырёхстрочных строф с перекрёстной рифмой (abab).
Система стихосложения включает в себя различные метрические виды, включая двухдольные (ямб, хорей, пиррихий), трёхдольные (дактиль, амфибрахий, анапест) и четырёхдольные (пеон 1-ый, 2-ой, 3-ий, 4-ый) стопы.
Доклад «Исполнительский анализ вокальных сочинений из учебного ...
... В творчестве Чайковского вокальные сочинения занимали большое место. Его романсы разнообразны по тематике. Романс «Скажи, о ... Развертывание исследования Главной сложностью для исполнителей является достаточно медленный темп. Сложность исполнения вокальной партии ... Исполнительский анализ - обязательный этап работы концертмейстера, осуществляемый им на начальных этапах работы над вокальным сочинением. ...
Цель настоящего исследования — выявить музыкальные воплощения данного стихотворения в романсах советских композиторов и осуществить сравнительный анализ их художественных особенностей. Для этого будут проанализированы романсы Е. Яхниной, Г. Дмитриева и Д. Смирнова, в которых авторы вступают в сотворчество с Пушкиным, привнося в его текст собственное мировоззрение, мироощущение, индивидуальный опыт и вкус.
В результате исследования станет ясно, какие предпосылки субъективного и объективного характера влияют на процесс создания множественности в музыкальных воплощениях стихов. Благодаря сравнительному анализу романсов советских композиторов на стихотворение Пушкина «Дар напрасный, дар случайный» мы сможем оценить результаты взаимодействия двух сильных и различных творческих индивидуальностей и выявить особенности каждого романса в контексте этого взаимодействия.
В ходе исследования будут освещены художественные особенности текста стихотворения, анализ отобранных романсов и аспекты взаимодействия композитора и поэта в процессе создания музыкального произведения. Значимость данного исследования заключается в том, что оно позволит раскрыть творческий потенциал романса, как одного из самых узнаваемых и популярных жанров в музыкальной культуре, а также прояснить особенности воплощения стихотворений в музыке на примере романса советских композиторов.
Развитие исследования
В данном исследовании изучается структура стихотворения А.С. Пушкина «Романс» через анализ стоп и рифм. Стихотворение написано четырёхстопным хореем, где каждая стопа состоит из одного ударного слога (-) и одного безударного слога (∩), формируя ритм (-∩).
Важным приёмом, используемым поэтом, является чередование мужских (с ударным слогом на конце) и женских (с одним безударным слогом) рифм, который называется правилом альтернанса.
Исследование также включает анализ трёх романсов, имеющих различную трактовку поэтического текста. Каждый композитор раскрывает глубокий противоречивый образ, заложенный в стихотворении, по-своему. В данном контексте рассматривается романс, исполненный Е. Яхниной.
Романс Е. Яхниной: тональность и структура
Романс Е. Яхниной отличается выбором h-moll-ной «чёрной» тональности, которая усиливает драматичность композиции. Крайние разделы романса представляют период повторного строения (варьированный повтор), где особое значение придаётся расширению, повторяющему последнюю строку и слово.
Вокальная партия романса очень выразительна и использует цитату Diesirae в начальной интонации. Мерный ритм (четвертями на каждый слог) и четырёхдольный метр подчёркивают давление образа смерти. Одним из значимых моментов является скачок на увеличенную октаву («жизнь, зачем») — это «тихая» кульминация в жизни.
Музыкальная ткань романса полна разнообразных динамических оттенков, изменения размера и интонации. Сопровождение также играет важную роль в раскрытии музыкального образа, создавая мрачное настроение с помощью острых и тяжёлых аккордов, имитирующих колокол и вплетающих секунду в аккордовую сеть.
В результате этого исследования становится ясно, что структура стихотворения Пушкина и её передача через музыку играют решающую роль в выражении противоречия и эмоциональности романса.
Работа над вокальной партией Кармен в опере «Кармен» Ж. Бизе
... вокально-исполнительскими трудностями в партии Кармен, чтобы исполнительская интерпретация ее образа была убедительной и эффектной. Участие автора настоящего реферата в работе над отрывком из оперы «Кармен» ... создание целостного вокально-сценического образа Кармен без решения задач и преодоления трудностей, связанных с вокальными особенностями самой партии Кармен, а также без анализа личного ...
Исследование романса в музыкальном аспекте
Романс Г. Дмитриева представляет собой куплетно-вариационную форму. Основная тема звучит в тональности f-moll, темп указан как sostenutomolto. Особенностью данной композиции является переменный размер, который оригинально передает текучесть и непрерывность развития музыкальной темы. Эти черты сближают романс с жанром народной песни.
Композиторские приемы
Музыкальное предложение начинаеться возвышенной вокальной партией, которая символизирует трагическую эмоцию. Во втором предложении вокальной партии нисходящая секунда перерастает в нисходящую уменьшенную кварту, обостряя звучание. В сопровождении эта секунда настойчиво повторяется, расставляя акцент на вершине и перекликаясь с аналогичным моментом первой части романса.
Вторая часть романса представляет собой яркий эпизод в драматургии музыки. Ее основу составляет триольный, тремолирующий моторный ритм, который сменяет предыдущюю текстуру. Агитационный, возбужденный настрой перекликается со сменой темпа и текстуры. Здесь композитор помещает две строфы — вторую и третью, которые прорабатываються в рамках общей темы романса.
Анализ мелодической и гармонической структуры
Первый раздел второй части заключён в рамки периода не повторного строения. Он состоит из двух предложений. Первое предложение заключает в себе два звена секвенции, которые характерны нисходящей септимой в вокальной партии. Второе предложение перекликается со вторым предложением первой части, но уже в более развитом варианте.
Кульминацией всего романса становится второй раздел, в котором звучит третья строфа поэтического текста. Основной материал первой части последнего куплета повторяется в f-moll, однако в той же тональности, но уже в две октавы выше. Мелодия вокальной партии перемещена на верхнюю октаву и дублируется в сопровождении минорными аккордами, варьирующими гармонию трезвучия.
Заключительная реприза полностью воспроизводит материал из первой части с небольшими вариированными изменениями. Предыдущий тональный центр, f-moll, уходит в прошлое и заменяется на h-moll.
Исследование посвящено анализу музыкального произведения с названием «Дм. Смирновым». Вся композиция длится на протяжении нескольких строф стихотворного текста, который звуковысотно и метрически выделяет слово «казнь».
Музыкальное произведение начинается с небольшого двутактового вступления на гармонии t53 с квартой, создающего настроение напряжённости и затаённости. Постепенно льющаяся мелодия вокальной партии охватывает все больший диапазон, приближаясь к интонациям русской народной песни. Сопровождающая партия ограничивается потактовыми застывшими аккордами, в то время как холодные восьмые в высоком регистре эмулируют звон колокольчиков. Таким образом, композитор создает необычную атмосферу в произведении.
Во второй строфе мелодия вокальной партии подвергается небольшим изменениям на словах «враждебной властью». Мелодия становится более устремленной и направленной вверх, однако с течением времени затухает и возвращается к начальному образу.
В третьей строфе возвращается первоначальный образ, чем полностью завершается композиция.
Дм. Смирновым
Музыкальное произведение имеет размер 3/8 и ритмоформулу вокальной партии (♪ ч ♪), что придает ему скерцозный характер. Форма романса является куплетно-вариационной, что соответствует количеству строф стиха. Каждая строфа представляет собой куплет, состоящий из двух предложений повторного строения. Таким образом, форма произведения напоминает вариации на выдержанную мелодию, аналогичные «глинкинским вариациям».
Вокальная музыка композиторов Казахстана
... романсы, партии в операх казахстанских (Е.Брусиловский "Дударай", Е.Рахмадиев «Песнь о целине»), русских (П.Чайковский "Евгений Онегин", Н.Римский-Корсаков "Майская ночь") композиторов. 1Слушанье песен казахской эстрады ... республике профессионального музыкального образования европейского типа. Все названные мастера вокального искусства получили образование в стенах Алма-Атинской консерватории ...
Между вторым и третьим куплетами композитор вставляет инструментальный отыгрыш, повторяющий материал вступления, но на более низком регистре.
Вокальная партия третьего куплета раздроблена и скерцозный ритм становится более слитным. Однако на втором предложении вокальной партии снова возникает «скачущий» образ. Контраст регистров в сопровождающей партии на фоне резкого диссонанса с мелодической линией вокальной партии создает особый образ, напоминающий о «сумасшедшинке». Композитор в заключении дважды повторяет последнюю строку стихотворного текста, что придает музыкальному образу монотонность и незавершенность.
Раскрытие темы исследования
В данном исследовании проводится анализ романсов трех советских композиторов: Е. Яхниной, Г. Дмитриева и Дм. Смирнова. Фокус исследования заключается в оценке подхода каждого из композиторов к стихотворению А.С. Пушкина и его музыкальной интерпретации.
Анализ романса Е. Яхниной
Е. Яхнина нашла в поэтическом произведении трагичность и драматизм содержания, что отразилось в ее музыкальной интерпретации. Композитор создала словесно-поэтическое обрамление, используя простую трехчастную репризную форму, повторяя I строфу пушкинского текста. Е. Яхнина также использовала божественную символику числа 3 и ввела в вокальную партию цитату — секвенцию Diesirae, которая несет образ смерти. Выбор мрачной тональности h-moll, направленной на создание застывшего в оцепенении образа, является одним из средств музыкальной выразительности, использованных Е. Яхниной.
Анализ романса Г. Дмитриева
В своей музыкальной интерпретации Г. Дмитриев продемонстрировал «уход в народ», фольклорное прочтение. Он использовал определенные сред��тва музыкальной выразительности, включая мелодию вокальной партии в духе русской народной песни с переливчатыми распевами, переменную метрику и лаконично-скупое сопровождение. Г. Дмитриев облек все это в рамки куплетно-вариационной формы.
Анализ романса Дм. Смирнова
В своем решении концепции музыкального образа, Дм. Смирнов отличается особой оригинальностью. Единый метр на протяжении всего произведения придаёт танцевальный характер ритму сопровождения. Простота вокальной партии в виде секвенционных повторов, как точных, так и в измененном виде, на фоне хроматизированного аккомпанемента. Введение приемов glissandoв в вокальную партию придает музыкальному образу развязанность, легкость отношения к самому ценному дару — жизни.
Общий вывод
В результате анализа романсов было установлено, что каждый композитор использовал свой индивидуальный подход к тексту стихотворения А.С. Пушкина. Однако, романс Е. Яхниной отличается наибольшей глубиной и сложностью формы.
Анализ трех романсов по стихотворению А.С. Пушкина
В рамках данной работы мы рассмотрим три различных композиции, которые базируются на одном и том же стихотворении А.С. Пушкина. Каждый композитор с особой индивидуальностью искусства рассматривает текст по-своему и придает ему собственную интерпретацию, отражая свое эстетическое понимание и вкус.
Фортепианные произведения композиторов — романтиков
... («Элегия», «Мелодия», «Романс», «Серенада» и другие его произведения). Огромное значение при знакомстве с музыкой композиторов-романтиков имеет звукоизвлечение, чувство ... музыки, а также музыки других народов. В связи с этим началось внимательное изучение народного музыкального творчества — музыкального фольклора. Одновременно усилился интерес к национальному историческому прошлому, к старинным ...
В ходе исследования были использованы различные учебные пособия, статьи и книги по теории и анализу музыкальных произведений, которые позволили более глубоко понять особенности структуры и формы музыкальных композиций.
В работе мы рассмотрим три романса, созданных разными композиторами, и изучим их в контексте поэтического текста А.С. Пушкина. Основные вопросы, которые мы будем исследовать, связаны с трактовкой и раскрытием противоречивого образа, присутствующего в стихотворении.
Для анализа использовались несколько учебных пособий, таких как «Анализ вокальных произведений» (Л., 1988), «Анализ музыкальных произведений ч.2» (М.Ш. Бонфельд, 2003), «Музыка и поэтическое слово» (В. Васина-Гроссман, 1972-1978).
Также были изучены книги «Анализ музыкальных произведений» (Г.В. Заднепровская, 2003), «Вокальные формы в курсе анализа музыкальных произведений» (И.В. Лаврентьева, 1978), «Строение музыкальных произведений» (Л.А. Мазель, 1979) и другие источники.
В ходе исследования мы выявляем различия в трактовке поэтического текста, особенности композиторского подхода и его влияние на музыкальную интонацию, ритм и композицию каждого романса. Также мы обращаем внимание на то, как каждый композитор привносит в стихотворение частицу своего мировоззрения и индивидуального опыта.
В дальнейшем наше исследование представляет собой детальное изучение каждого романса, которое позволит лучше понять особенности их структуры, гармонического развития, использованных музыкальных приемов и общую идейную концепцию.
Таким образом, наша работа направлена на обнаружение различий в интерпретации поэтического текста через музыкальное искусство, выявление индивидуальных особенностей композиторского подхода и его влияние на форму и содержание каждого романса.