«Неология в творчестве С. Северянина»

Курсовая работа

Очень часто новые слова, которые используются писателями и поэтами в их произведениях, становятся одним из главных средств выражения мысли в художественных текстах. Индивидуально-авторские неологизмы достаточно длительное время функционируют в языке. Об этом свидетельствует множество примеров различных новообразований. Почти у каждого писателя и поэта мы можем найти весьма интересные новообразования. Например, такие: романомания (В. Г. Белинский), борзописцы (М. Е. Салтыков-Щедрин), огнезвездный океан (Г. Р. Державин), небокоптитель (Н. В. Гоголь).

Актуальность этой работы заключается в анализе индивидуально-авторских неологизмов, выявлении моделей их словообразования, изучении функций этих неологизмов в поэзии И. Северянина. Мы считаем, что словотворчество следует рассматривать не как факт русской литературы определенных периодов, а как факт русского литературного языка. Следовательно, творчество И. Северянина мы можем рассмотреть не только с точки зрения литературоведения, но и в качестве языкового материала для изучения моделей словообразования неологизмов.

К изучению неологизмов И. Северянина обращались многие исследователи, например, К. Чуковский, Р. Ф. Брандт, В. В. Никульцева, Т. Н. Коршунова, В. П. Григорьев, С. Л. Портнова, Л. В. Малянова.

Объект исследования – словотворчество в поэзии И. Северянина.

Предмет исследования – словообразовательные модели неологизмов и особенности их функционирования в поэтических текстах И. Северянина.

Цель исследования – изучение наиболее характерных особенностей окказионального словообразования на основе стихотворений И. Северянина.

Задачи курсовой работы:

  1. Изучить понятия «неология» и «неологизм».

  2. Исследовать словообразовательные модели, по которым образуются неологизмы.

  3. Выявить отличия между понятиями «неологизм» и «поэтический неологизм».

  4. Рассмотреть специфику словотворчества И. Северянина.

  5. Выявить функции новых слов в поэзии И. Северянина.

    12 стр., 5519 слов

    Сочинение по творчеству северянина

    ... автора никого не оставляют равнодушными. «Сочинение по творчеству Игоря Северянина» Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарев), поэт серебряного века русской поэзии, любил, по его собственному выражению, ошеломить публику самовосхвалением: ... довелось… Гумилев в статье «Из .писем о русской поэзии» писал, что Северянин свои неологизмы заимствовал у таких известных поэтов, как Жуковский и Державин, ...

При написании работы использовались такие методы, как метод сплошной выборки, описательно-классификационный метод, изучение и анализ научной литературы, сравнение.

Курсовая работа содержит: введение; 1 главу, которая состоит из 3 параграфов; 2 главу, которая состоит из 4 параграфов, заключение, список литературы.

Глава 1 И. Северянин – поэт серебряного века

    1. Творчество И. Северянина: новаторство

Игорь Северянин прошел тернистый путь к литературным вершинам: от отторгнутости до «короля поэтов», и он является одним из самых недооцененных писателей «серебряного века». В своей собственной манере Северянин причудливыми формами выражал свое поэтическое «Я», поэтому не всегда был понятен. Сверх всякой меры самолюбование поэта послужило поводом для появления недовольства со стороны коллег, критики говорили о том, что он восхваляет пошлость и буржуазность, и главной темой его стихотворства является самообожание и самодовольство. Но это самолюбование было всего лишь игрой поэта со своими слушателями.

В течение долгих лет его творчество понималось узко и предвзято. При этом ни один человек не желал видеть положительные стороны творчества Северянина.

Игорь Северянин (подлинное имя – Игорь Васильевич Лотарёв) во многом поэт-новатор, у которого была своя неповторимая манера в творчестве. Одним из таких нововведений в русской литературе XX века является основание Северяниным эгофутуризма, который создан на величании «вселенского эгоизма». В своем произведении «Эпилог» он писал: «Я, гений Игорь-Северянин, своей победой упоен…», — эти строки подвергаются критике, но при этом никто не думает, что они являются больше иронией, чем восхвалением самого себя.

Отсюда взяла / Литература / Разбор поэтических произведений. Русские и зарубежные поэты / Русская поэзия XX века: Очерки поэтики. Анализ текстов /Эгофутуризм. Творчество И. Северянина

Известность И. Северянина была «повсеградной» (неологизм самого поэта).

О его произведениях «Громокипящий кубок» (1913), «Златолира» (1914), «Ананасы в шампанском» (1915) велись разговоры повсеместно. Его выступления в российских городах, которые назывались «поэзоконцерты» (их совершилось около 100 за время с 1913 по 1917 годы) притягивали публику с бессменным успехом.

О появлении

«Лозунгами моего эгофутуризма, – вспоминал Северянин, – были:

  1. Душа – единственная сила;

  2. Самоутверждение личности;

  3. Поиски нового без отвергания старого;

    5 стр., 2086 слов

    Образ и характеристика князя Игоря в Слове о полку Игореве

    ... и погубили Игоря. Сочинение Образ и характеристика князя Игоря Одним из величайших произведений народного эпоса, дошедший до нашего времени из глубины веков, является фундаментальная поэма «Слово о полку ... раненным, он не покидает поле битвы и руководит своей дружиной. В результате боя князь Игорь оказывается в плену противника. Любимая жена Ярославна ожидает мужа дома, как и положено ...

  4. Осмысленные неологизмы;

  5. Смелые образы, эпитеты, ассонансы и диссонансы;

  6. Борьба со «стереотипами» и «заставками»;

  7. Разнообразие метров».

Литературная программа группы эгофутуристов, как можно заметить, была довольно неопределенной и неотчетливой. На полном серьезе заявлять о литературном течении, возглавляемом И. Северяниным, не приходится. Группа стремительно перестала существовать, и в итоге это привело к ее распаду. В 1912 году борьба Северянина и Олимпова за футуристическое первенство становится острее. Вследствие чего Северянин и покидает группу эгофутуристов, считая, что он выполнил

свою миссию эгофутуризма: «Я, – год назад, – сказал: «Я буду!» / Год отсверкал, и вот – я есть!».

Северянин «роднился» в чем-то и с кубофутуристами. В 1914 году поэт выступал вместе с ними на юге России участвовал в «Олимпиаде футуризма». Но партнерство с кубофутуристами было недолгосрочным, и в 1914 году Северянин разрывает связи с ними.

Так же, как и прочие футуристы, Северянин в собственных стихотворениях признавал прогресс в области технических достижений XX века, ориентировался на быстроту темпов жизни.

Однако Игорь Северянин не стремился, в отличие от кубофутуристов, не призывал распрощаться с культурой минувшего и «cбросить Пушкина с корабля современности». Он полагал, прошлые достижения в области литературы нужно знать даже «во времена Северянина».

В. Брюсов «находит» в И. Северянине «истинного поэта, глубоко переживающего жизнь». Н. Гумилев, который с недоверием относился к новаторству эгофутуристов, соглашался и говорил, что: «Из всех дерзающих… интереснее всех, пожалуй, Игорь Северянин: он больше всех дерзает». [Пинаев С. М. Над бездонным провалом в вечность… Русская поэзия Серебряного века. М.: Уникум-Центр, Поматур, 2001].

1.2 И. Северянин – словотворец, Мы живы острым и мгновенным,-, Наш избалованный каприз:, Быть ледяным, но вдохновенным, И что ни слово, — то сюрприз., И. Северянин «Пролог. Эгофутуризм»

Самобытность стихов И. Северянина, которые вызвали неоднозначное отношение как критиков, так и коллег по творчеству, было прежде всего связано с его словотворчеством.

В то время, когда творил Северянин, поэты считали так, что «в поэзии слово – все… Оживленное слово – вот результат творчества поэта; оживить слово вот его задача» (В. Брюсов).

Новые слова встречаются в стихах Северянина почти повсеместно, поскольку ему нравилось изобретать что-то новое в своем лексиконе. Он будто бы создает особый, своеобразный язык для своих стихов. Северянин находится в поиске новых стихотворных ритмов, форм, поэтому язык «Громокипящего кубка» во многом необычен и самобытен на фоне общелитературной нормы. Поэт вводит новообразования в заглавия стихотворений, тем самым сознательно обращая на них внимание читателя. Например, такие названия он придумал для своих стихотворений: «Лесофея», «Качалка грёзэрки», «Поэзоконцерт», «Героиза» и др.

7 стр., 3002 слов

Мой любимый поэт серебряного века северянин

... своим читателям игорь северянин северянин когда ночами анализ игорь северянин призрак анализ анализ северянин не мне в бездушных книгах мой поэт серебряного века сочинение Сочинение: Северянин Игорь Васильевич , СЕВЕРЯНИН, ИГОРЬ (1887–1941), ... зная. Простишь ли ты мои упреки, Мои обидные слова? Любовью дышат эти строки, И снова ты во всем права! Северянин известен как виртуоз стихосложения. ...

У Игоря Северянина имелась искренняя вера в то, что он — новатор языка стихотворений. Однако Северянин, возможно, не предполагал, что в XIX веке также были искусные мастера словотворчества. Например, такие как H. М. Языков («чужеземие»), Е.А. Баратынский («староверец»), В.Г. Бенедиктов («властелинка») и многие другие.

Но все же в поэтическом творчестве Игоря Северянина мы можем увидеть отголоски чего-то иного, нежели у поэтов XIX века. Тяга к созданию новых слов мотивирована желанием как-то выделить себя на общем поэтическом фоне речи поэтов-коллег. Тем самым он развивает общую тенденции тех лет, когда происходила так называемая борьба со штампами и обезличиванием поэтического словаря. Но решение поэтом этой задачи выглядит весьма просто и незатейливо. Нужно также отметить, что поэт вдохновляется на создание неологизмов из весьма привлекающей его среды мещанского или псевдосалонного обихода.

Так называемые «новшества» стиля И. Северянина разгадываются очень легко и не составляют труда. В качестве поэта, у которого есть ясно выраженный эмоциональный строй, он очень легко ощущает себя в сфере непрекращающейся динамичности и именно потому из многообразия частей речи отдает особое предпочтение такой части речи как глагол. С этой частью речи и происходят в большинстве случаев лексические преобразования. Например, автор широко использует такую приставку, как «о», и тем самым «изобретает» все новые и новые лексические единицы и так же придает имени существительному чисто «глагольную оболочку». Из этого следуют такие примеры неологизмов (по типу: колпак — околпачить): окалошить, овагонить, осупружиться, озамужниться, олазорить, окудесить, огимнить, оперлить, оцариться, оэкранить, отронить .

Весьма очень редко имя существительное превращается в глагол и другими способами:

Так же Северянин создает прилагательные, которые являются эпитетами в его стихотворениях. Например, такие: безлистная (книга), бестронный (король), беспоповья (свадьба), софный (бархат).

Очень продуктивным является и словообразование сложных прилагательных у Северянина. Приведем такие примеры: золотогрезный (виноград), росистощебетный (сад), лилиебатистовая (блузка), березозебренное (шале), злофейный (креп) и т. д.

Ко всему выше перечисленному можно добавить, что главным мотивом подобных лингвистических новообразований было сильное стремление привлечь внимание публики к своему творчеству как к чему-то совершенно необычному и «невиданному» ранее, экзотическому. Их этого всего и вытекает его пристрастие к броским словам и деталям, ко всему пряному, цветистому, отмеченному чрезмерной красотой.

Находясь в поиске лингвистической самобытности, Игорь Северянин с увлечением и огромным стремлением придумывает новые имена существительные: безгрезье, чернобровье, равнокровье, угрозье, цветочье, отстраданье, лиловь, весень, светозарь, чарунья, всемирница, замужница, гениалец, лесофея, озерзамок, лунополь, ветропросвист, крылолет и т. д.

5 стр., 2183 слов

Похвальное слово державину поэту и гражданину

... борьба с сильными мира сего. Похвальное слово Державину поэту и гражданину сочинение 5 (100%) 2 votes Похвальное слово о Державине, 7 класс Когда речь заходит о великом поэте, изменившем мир классической русской ... из Царскосельского лицея, в знак благодарности и почтения. Державин писал о простом человеке, но богатым и могучим языком. Он будоражил сердца своих читателей, заставляя задуматься ...

Все эти новообразования понимаются без особых усилий, потому что корень слова понятен для читателя, и новые слова образованы в большинстве случаев на основе грамматических норм литературного языка. Но не совсем понятно, являются ли новообразования художественно обоснованными.

Столь же спорным становится словотворчество Северянина, когда он пользуется корнями иностранного происхождения. Это звучит более чем странно, если не сказать совершенно безвкусно: эксцессерка, грезёрка, амулетка, амазония, вассалия, Миррелия, диссона, эскизетка, сомнамбулеликий и т. д.

1.3 Словотворчество поэтов-футуристов XX века

Поэтическое творчество многих писателей XX столетия имеет своей отличительной особенностью интерес к предельному применению выразительных ресурсов слова, к новшеству воплощения, к свежему, непривычному словесному образу. Именно это то, что находит собственное выражение в создании разного рода индивидуально-авторских новообразований.

Словотворчество было крупнейшим завоеванием русского футуризма, его центральным моментом. В противовес футуризму Маринетти, русский «кубо-футуризм» в лице наиболее ярких его представителей мало был связан с городом и современностью. В нем была очень сильна та же романтическая стихия. Сказалась она и в милой, полудетской, нежной воркотне Елены Гуро, которой так мало идет «страшное» слово «кубо-футуристка», и в ранних вещах Н. Асеева, и в разухабистой волжской удали и звенящей солнечности В. Каменского, и мрачной «весне после смерти» Чурилина, но особенно сильно у В. Хлебникова. Хлебникова даже трудно поставить в связь с западным футуризмом. Он сам упорно заменял слово «футуризм» словом «будетляне». Подобно русским символистам, он (так же, как Каменский, Чурилин и Божидар) вобрал в себя влияние предшествующей русской поэзии, но не мистической поэзии Тютчева и Вл. Соловьева, а поэзии «Слова о полку Игореве» и русского былинного эпоса. Взяла отсюда

В России футуризм был представлен такими поэтами, как В. Маяковский, Н. Асеев, С. Кирсанов, В. Каменский, В. Крученых, В. Хлебников, О. Брик. Футуризм вихрем ворвался в литературу и «сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана» (В. В. Маяковский).

Русские футуристы вели большую экспериментаторскую работу в области литературных художественных средств и литературного языка. В ходе этих экспериментов появилась заумь (термин введен в обиход русскими футуристами).

Заумь – для футуристов язык «для себя», способность поэта «выражаться не только общим языком… но и личным… не имеющим определенного значения (не застывшим), заумным»; отказ от коммуникативной функции языка и упор на его ритмические выразительные возможности и возможности самовыражения личности через непонятный для других набор звуков.

11 стр., 5418 слов

Рассуждение каждое слово языка каждая его форма есть результат

... Дмитриевич (1824—1870) Каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека, через которые отразилась в слове природа страны и история народа. Язык есть самая живая, самая обильная ... к написанию сочинения, вспомните текст изложения. Он поможет вам выстроить ход размышлений и сформулировать свое определение. СПОСОБЫ ТОЛКОВАНИЯ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА. 1) Описательный способ: ...

Взяла отсюда

Несмотря на то, что многие считают каждого поэта-футуриста оригинальным в своем словотворчестве, мы можем найти в статье В. В. Никульцевой «Неолексикон В. Маяковского и поэтов-футуристов в сопоставительном аспекте: проблема идентичных неологизмов» наблюдения о том, что в творчестве В. Маяковского она «обнаруживает наличие в неолексиконе поэта ряда неологизмов, дублирующихся в неолексиконах других поэтов, входивших в его литературное окружение: Игоря-Северянина, Д. Бурлюка, В. Каменского, В. Хлебникова, А. Кручёных; в неолексиконах поэтов, являющихся представителями иных литературных направлений − имажинизма (С. Есенина, Н. Асеева), акмеизма (В. Нарбута, Г. Городецкого), символизма (В. Иванова, Ф. Сологуба, В. Брюсова, К. Бальмонта, З. Гиппиус, А. Белого, Ю. Балтрушайтиса); в неолексиконах поэтов со стабильными (И. Бунин, Н. Клюев) и изменчивыми литературными пристрастиями (В. Шершеневич, М. Кузмин, Б. Пастернак), а также у поэтов, творивших в XIX веке (Н. Гнедича, П. Вяземского, В. Бенедиктова, Ф. Тютчева)».

На наш взгляд, это происходило из-за того, что каждый поэт-футурист оказывал влияние на своих коллег «по перу», именно поэтому мы можем находить идентичные новообразования у поэтов XX века, которые были причастны к такому направлению, как футуризм.

В заключении можно отметить, что полный отказ футуристов от литературной и языковой традиции, разрушение морфемной структуры слова, введение единиц, фонетически оформленных вопреки законам звукового строя русской речи (например: еуы – лилия), сделали многие произведения футуристов закрытыми для читателя, остающимися в рамках языкового эксперимента. Поставленная футуристами глобальная задача – обновление поэтического языка – оказалась нерешенной именно потому, что они пытались подвести итог всему предшествующему развитию языка и, перечеркнув его, вырастить дерево без корней.

Глава 2 Неологизмы в творчестве И. Северянина

2.1 Понятие терминов «неология» и «неологизм»

Термин неология (neologie) известен в лингвистической науке еще с конца XVIII века. Однако в научный оборот он впервые был введен в 1801 г. французским лексикографом Л. С. Мeрсьe в его словаре неологизмов. В настоящее время неологией (реже применяется термин неологистика ) называют относительно молодую в языкознании отрасль, которая изучает новые лексические единицы, появившиеся в языке в определённый период его развития, т. е. неологизмы.

Традиционно все лексические единицы, в том числе и неологизмы, изучаются лексикологией. Можно ли считать, что неология является одним из разделов лексикологии? Можно сделать вывод о том, что это не совсем так, ибо данная научная дисциплина может относиться и к такой дисциплине, как словообразование. В неологии, а так же и в словообразовании в качестве объекта изучения выступают производные слова: в словообразовании изучаются все производные слова, а в неологии – только новые, недавно появившиеся. Таким образом, мы можем рассматривать неологию в качестве научной дисциплины, которая находится на пересечении двух разделов языкознания, а именно – словообразования и лексикологии.

4 стр., 1935 слов

Хвалебное слово о русском языке

... глубь небес! Хвалебное слово о русском языке сочинение Языков на нашей планете много. Сколько народов — столько языков. Величию культуры народа соответствует величие языка. В языке выражается особенность ... Н.Г. Чернышевский открыл в русском языке превосходство над другими языками по возможностям словообразования. Хрестоматийным стало стихотворение в прозе о русском языке И.С. Тургенева. Оно и ...

Базовым термином неологии является неологизм , который обозначает её основное понятие. Этот термин был заимствован в XIX веке из французского языка. В отечественном языкознании для обозначения новой лексической единицы используют такие термины-синонимы, как новое слово , неологическое слово , лексическая инновация.

В объяснении, в чем же сущность понятия неологизм , существуют несколько подходов: денотативный (новые слова трактуются как обозначения новых предметов), сигнификативный (новые слова трактуются как обозначения новых понятий), стилистический (при таком подходе существенным признаком нового слова оказывается «налёт новизны», ощущаемый говорящими, т. е. некая стилистическая окраска), лексикографический (неологизмами признаются слова, отсутствующие в словарях).

Однако ни один из выше приведенных подходов не имеет абсолютного характера, а значит, не обладает достаточной силой для объяснения, что же такое неологизм. Так, новое слово не всегда обозначает новый предмет (см., например: внедорожник (ср. джип), бомж (ср. бродяга) и др.) или новое понятие (импичмент).

Что касается «налёта новизны», его говорящий может ощущать у любого впервые услышанного им, ранее неизвестного слова, т. е. необязательно у неологизма. Таким образом, стилистический критерий оказывается очень субъективным.

неологизма

При всей спорности, неоднозначности такого понятия, как неологизм устойчивым все же является вычленение среди неолексики самых разных типов неологизмов.

Указание на основные типы неологизмов содержится, например, в самом определении данного термина, которое даётся в энциклопедии «Русский язык»: «Неологизмы – слова, значения слов или сочетания слов, появившиеся в определённый период в каком-либо языке или использованные один раз в тексте или акте речи» [Котелова 1997] Котелова Н.З. Неологизмы // Русский язык: Энциклопедия. – М., 1997.

Опираясь на выше приведенное определение, мы можем говорить о двух основных типах, которые строятся на разных основаниях. Первое основание – характер неологизма, определяемый степенью зависимости нового слова или сочетания от контекста (условно говоря, степенью их «окказиональности»).

С этой точки зрения выделяются окказиональные и узуальные неологизмы.

Узуальные неологизмы, Окказиональные неологизмы, Потенциальные слова

Неологизмы всех перечисленных выше типов различаются способом своего появления (возникновения, «рождения») в языке. Неологизмы либо образуются в литературном языке путём деривации (словообразовательной, семантической, фразеологической), либо заимствуются. По терминологии, первый тип – новообразования (см. термины-синонимы: лексические новообразования, неологизмы-новообразования), второй – вхождения.

7 стр., 3156 слов

Исследование признаков поэзии и антипоэзии в текстах современных песен

... антипоэзии, чем к поэзии. Объект исследования: тексты современных песен. Предмет исследования: нарушения литературных норм русского языка описательного метода: косвенное наблюдение (анализ материала в научной литературе); прямое наблюдение (анализ и ... определены внутреннее содержание и речевые особенности песен. Поэзия как жанр массовой культуры Опыт показывает, что слово действует магически на ...

Завершая краткий обзор отечественной неологии, отметим функционирование в современной научной литературе относительно нового термина неография, соотносительного термину неология. Неография – раздел лексикографии, занимающийся вопросами отражения и кодификации неологизмов разных типов в словарях и справочниках. Концепция словарей неологии разработана и последовательно отражена в изданиях: «Новое в русской лексике. Словарные материалы»: словари-ежегодники, которые выходили в 1977-1984 гг.; «Новые слова и значения» (словари-справочники по материалам прессы и литературы 60-х, 70-х, 80-х и 90-х гг.); «Словарь новых слов русского языка 1950-1980» (1995 г.).

Пополнил отечественную неографию «Обратный деривационный словарь русских новообразований», который был издан в 1993 году.

Список литературы, использованный для написания этого параграфа, Касаткин Л..Л.

Неологизмы // Русский язык: Энциклопедия. – М., 1997.

Левашов Е. А

Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1989.

Основные понятия лексикологии в терминах: Словарь-справочник. – Н. Новгород, 1995.

Словарь-справочник лингвистических терминов. – М., 1985.

2.2 Поэтические неологизмы И. Северянина

Текст поэзии, а если точнее сказать, то текст лирической поэзии, является типом вербальной деятельности, который модифицирует языковые и речевые категории. Мы можем использовать высказывание Потебни, чтобы обозначить индивидуальный стиль поэта: «Поэтический слог не просто средство выражать мысль, а индивидуальный способ преобразовывать ее». (Потебня, 1990, 168) Потебня А.А. Теоретическая поэтика. — М., 1990. — 344 с.

Северянин И.

Игорь Северянин не искажает слова, он всего лишь модифицирует их в связи с действующими законами грамматики: «Неологизмы И. Северянина позволяют ему с замечательной остротой выражать главное содержание его поэзии: чувство современности» (Ходасевич, 1991, 491).

Ходасевич В. Колеблемый треножник. — М.: Сов. писатель, 1991. — С. 490—502. «Королю поэтов», очень эмоциональному и имеющему способностью к интуиции человеку в некотором роде не хватало существующих слов из словарного запаса языка. Традиционные логические рамки притесняли творчество поэта. Выйти за эти определенные рамки —было «верхом блаженства» для подлинного поэта. «Помимо того, что его неологизмы часто выражают совершенно новые понятия, самый поток непривычных, как бы только найденных и непроизвольно сорвавшихся слов создает для читателя неожиданнейшую иллюзию: начинает казаться, будто акт поэтического творчества совершается непосредственно в нашем присутствии, совершается с неожиданной и завлекательной легкостью» (Ходасевич, 1991, 492).

7 стр., 3425 слов

Какие русские слова излучают поэзию. Многие русские слова сами ...

... течение года. Распределение данных элементов по темам должно быть, по возможности, равномерным. Контрольный диктант по русскому языку Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск. Хотя любой физик ...

В лингвистической литературе мы можем обнаружить более 30 определений для окказионализмов: слова-беззаконцы (Е. А. Земская), слова-экспромты (К. И. Чуковский), слова-самоделки (Н. И. Фельдман), слова-однодневки (Г.И. Плотникова), индивидуально-авторские слова (Н. М. Шанский) и др. Можно считать возможным отождествлять значения терминов «окказионализм» и «поэтический неологизм».

«Окказионализм — это речевая экспрессивная единица, обладающая свойствами невоспроизводимости, ненормативности, номинативной факультативности» (Лыков, 1976, 21).

Лыков А.Г. Современная русская лексикология (русское окказиональное слово).

— М., 1976.

Можно выделить следующее противопоставление: окказиональное слово –каноническое слово, т.е. обычное литературное, которое соответствует языковым правилам. В исследовании А.Г. Лыкова фиксируется 9 признаков, которые разграничивают окказиональное и каноническое слова:

1. Принадлежность к речи.

2. Творимость.

3. Словообразовательная производность.

4. Ненормативность.

5. Функциональная одноразовость.

6. Экспрессивность.

7. Номинативная факультативность.

8. Синхронно-диахронная диффузность.

9. Индивидуальная принадлежность (Лыков, 1976, 21).

Понятие неологизма не может быть использовано по отношению к понятию окказионализм в виду специфичных свойств последнего. «Неологизм — это слово, находящееся в начальной стадии своей исторической жизни в языке» (Лыков, 1976, 102).

Окказионализм «не историчен», а это значит, что лишен историчности, т.е. он лишен внутреннего развития в области лексического значения, стилистической окраски, экспрессивных особенностей, словообразовательного строения, характера лексического окружения и пр. Именно так называемое «нестарение» окказионализмов явилось поводом появления таких терминов, как индивидуально-авторские образования, поэтические неологизмы. «Поэтический неологизм — средство осуществления поэтической функции. Он несет информацию о новой вещи, выделенной в результате субъективного (индивидуального) познания» (Александрова, 1973, 17).

Александрова О.И. О формировании моделей поэтического словотворчества // Актуальные вопросы лексики, словообразования, синтаксиса и стилистики русского языка. Научн. труды Куйб. пед. ин-та. — Т. 120. — Куйбышев, 1973. — С. 16—31. Г.И. Миськевич и Л.К. Чельцова повествуют в своих исследованиях о том, что «в языке имеются особые лексические группы, для которых ощущение новизны является обязательным и постоянным. Это индивидуальные авторские образования, поэтические неологизмы…» (Миськевич, Чельцова, 1970, 244) Миськевич Г.И., Чельцова Л.К. Новые слова, их принятие и нормативная оценка (проблемы новых слов в культурно-речевом аспекте) // Актуальные проблемы культуры речи. — М., 1970. — С. 244. Однако у Лыкова мы находим интересную мысль: «Следует, однако, заметить, что постоянная новизна слова логически немыслима и лингвистически несостоятельна. Не новизна, а необычность, диковинность — вот что является постоянным признаком окказионализма» (Лыков, 1976, 34).

Употребление окказионализмов имеет повсеместное распространение в поэзии, причем функция новообразований отличается и во многом зависит от способа, каким создается это новое слово. И. Северянин вводит окказионализмы как слова, которые являются свойственными языку самого поэтического произведения. В структурном отношении словотворчество Северянина является аналогичным исторически сложившимся в языке словообразовательным моделям и в связи с этим входит в существующую систему синтагмо-парадигматических отношений. Данная причина позволяет автору «не только реализовать в контексте узуальные семантические оттенки, но и выразить новые, сформировать индивидуально-художественное значение слова» (Кухаренко, 1988, 50) Кухаренко В.А. Интерпретация текста. — М., 1988.

В процессе лингвистического наблюдения можно сделать вывод о том, что одной из самобытных особенностей индивидуального стиля И. Северянина является достаточно высокая частота употребления окказионализмов в поэтических текстах. Приведем примеры:

электростишу

Свою шутливую рондель,

Возьми же эту самодель ,

Чтоб спрятать в башенку под крышу.

(«Шутливая рондель»)

Их лица смотрит алоротно ,

Глаза подведены кокотно ,

И челки на округлых лбах, Внушают дамам полустрах.

(«Бродячая собака»)

Весенься , весенняя весень !

Просторься

Озвенься , звеня, алозвонь !

Всё влажно! Душисто! Фиольно !

(«Ажур весенний»)

Таким образом, мы выяснили, что такое «поэтический неологизм» и привели примеры некоторых поэтических неологизмов поэзии И. Северянина.

2.3 Модели словообразования новых слов в поэтике И. Северянина

В научной работе В. В. Никульцевой «Лексические неологизмы Игоря-Северянина (деривация, значение, употребление)» представлены особенности словообразования неологизмов разной частеречной принадлежности: образование имен существительных, имен прилагательных, глаголов, причастий, деепричастий, наречий, слов категории состояния (СКС).

В нашей работе мы так же проанализировали модели и особенности словообразования неологизмов разных частей речи в поэзии И. Северянина.

С суффиксации Северянин образует окказионализмы всех знаменательных частей речи, за исключением местоимений, но особенно широко эта модель словообразования используется поэтом при образовании имен существительных и имен прилагательных, что и является характерным для русского словообразования. Следует добавить, что И. Северянин не отступает от традиционных языковых моделей, а всего лишь так или иначе использует варьирование уже существующих в языке.

Можно рассмотреть окказионализмы, которые были образованы от имен существительных с помощью суффикса -н-: мартный (ср. узуальное мартовский), музычный (ср. узуальное музыкальный), спецный (ср. узуальное специальный), мозгный (ср. узуальное мозговой), фанатный (ср. узуальное фанатичный), гномный (ср. узуальное гномический и многие другие.

Образование подобных окказионализмов встречается достаточно регулярно встречается в стихотворениях Северянина:

разузорена

Точно лапы научные, точно мех ягуаровый

(«Кензели»)

Граммофон выполняет под умелой рукою

амбруазный

(«Поэза маленькой дачи»)

амбруазный

Также достаточно регулярной является модель словообразования с помощью суффиксов -ов/ев- от основ неодушевленных имен существительных: моревый, скрижалевый, веровый, лилиевый, арковый и др. Например, это встречаем в:

Несбыточная Мадлэн! О, веровая тоска!

О, сердце — минувшим, как будущим, полное!

И только. И больше ни чувства, ни слова.

(«Экстаза»)

У Северянина мы находим такую словообразовательную модель: наречия, образованные от имен существительных. Такая модель отсутствует в русском литературном языке (наречия, как правило, образуются от имен прилагательных).

В модели Северянина словообразовательными суффиксами выступают – -о-/-н-.Рассмотрим это на примерах: уродно /уродный/ ← урод; майно /майный/ ←май; мольно /мольный/ ← моль; поэзно / поэзный/ ← поэзия; прозно / прозный/ ← проза; эксцессно /эксцессный/ ← эксцесс; лионно /лианный/ ← лиана; льдяно /льдяный/ ← лед; ленно / ленный/ ← лень; негно /негный/ ← нега; грёзно /грёзный/ ← грёза; фантазно /фантазный/ ← фантазия и др.

Очень часто в поэзии Северянина можно встретить имена существительные со значением женскости, которые образуются с помощью суффикса -к- (а): амулетка, мальчуганка, рыболовка, грезерка, эксцессерка, деревенка, очаровалка, изысканка, утонченка, миррэлька, корифейка, гарцорка, убоженка, стихотворка, горизонталка, покойка и др.:

Недаром взор настроен зорко,

И возникают в сини гор

Она, неведная гарцорка ,

И он, неведомый гарцор.

(«Трактовка сна»)

стихотворок

О, где дни Жадовской? где дни Ростопчиной?

(«Поэза о поэтессах»)

Служанка, бронзная корейка ,

В ее мечты вовлечена…

И тает в грёзах корифейка ,

Как голубая пелена…

(«Миррелия. Баллада VI»)

Я упоён. Я вешний. Я тихий. Я грезэр .

(«Фиолетовый транс»)

Какие-то гаденькие толмачи,

лексионеры

(«Поэза безнадежия»)

Ах, оттого-то арфеет ветер,

Далеет берег, поет залив!..

Ах, оттого-то и жить на свете

Я страстно жажду, глаза раскрыв.

(«Поэза раскрытых глаз»)

И точно ласточка в окно вспорхнула,

Слегка вервэною поколыхав…

Виолончелили

В саду наструненные души трав…

(«Поэза трех принцесс»)

В поэзии Северянина можно обнаружить модели словообразования с нулевой суффиксацией. Например:

Какая ночь! — и глушь, и тишь,

И сонь , и лунь , и воль

Зачем сердце, ты грустишь?

Откуда эта боль?

(«Грасильда»)

Представленные поэтические неологизмы, образованные безаффиксным способом выступают в роли номинации явлений, для обозначения которых отсутствуют слова в общелитературном языке. Можно выделить и другие такие подобные слова, например: лиловь, рьянь, влажь, сочь, сквозь, скользь, таль и др.

Можно отметить особое образование наречий в поэзии Игоря Северянина. Суффиксы наречий автор прибавляет к основам имен существительных: май—н—о (от май), урод—н—о (от урод), моль—н—о (от моль), поэз—н—о (от поэзия) и др.

Северянин не игнорирует и такой способ словообразования, как сложение. Причем используется этот способ поэтом достаточно часто. «Нельзя не признать законным и соединение прилагательных с существительными в одно слово. Северянин говорит: «алогубы», «белорозы», «златодень». Но ведь и мы, не задумываясь, произносим: Малороссия, белоручка, босоножка. Спорить о праве поэта на такие вольности не приходится. Важно лишь то, чтобы они были удачны. Игорь Северянин умеет благодаря им достигать значительной степени выразительности» (Ходасевич, 1991, 490—491).

С помощью сложения И. Северянин образует окказиональные имена существительные и имена прилагательные:

1. существительные: оркестромелодия, лисопрофиль, бронзолев, фетроторт, звукоткань, ядоцветы, ядосмех, златоструй, эгобог, зерколозеро, полднелень, людоворот, лиробасня, злоцепь, лисодева, многодачие, зеленоустрица, бракоцепь, морезвон, лесофея, морефея, светосон, горлоспазм и др.;

2. прилагательные: ало-встречный, алосизый, росисто-щебетный, голубоблёсткий, стально-сердный, лилиесердный, березозебренный, голубожильный, лобастомордый, мертвовекий, неопоэзный, мечтоморчатый, и др.

Нами были рассмотрены и проанализированы различные виды словообразовательных моделей окказионализмов Игоря Северянина. Поэт использует различные способы словообразования для создания своих окказионализмов.

1. Северянин И. Тост безответный: Стихотворения. Поэмы. Проза. — М., 1999. — 543 с.

2. Северянин И. Стихотворения и поэмы. 1918—1941. М.: Современник, 1990. — 491 с.

3. Северянин И. Кубок. Стихотворения, поэмы. — М.: Книга, 1990. — 417 с.

4. Северянин И. Лирика. — Минск: Харвест, 1999. — 448 с.

5. Северянин И. Стихотворения. М., 1988. — 455 с.

2.4 Функционирование неологизмов в поэзии И. Северянина

В. В. Никульцева в своей диссертации «Лексические неологизмы Игоря-Северянина (деривация, значение, употребление)» приводит классификацию стилистико-семантических функций неологизмов И. Северянина, а так же она описывает художественные особенности этих неологизмов. Особое внимание в ее работе уделяется эмотивной (эмотивно-оценочной) функции, поскольку эта функция не была исследована в неологизмах Северянина. Исследователь рассматривает функции с трех точек зрения: со словообразовательной (например, выход за рамки словообразовательных законов – рыбизм (ср. с расизм) и др.); с лексико-семантической (например, неологизмы становятся синонимами к словам литературного языка (музник, музарь – поэт, лирик) и др.) и со стилистической (например, неологизмы, основанные на приеме оксюморона (честная бесчестница, дружий враг) и др.).

Мы так же будем определять функции неологизмов Игоря Северянина, используя его поэтические тексты.

В поэтике Северянина мы находим яркие эпитеты (ало-желчный лесосон, воздух лазурно-крылат, море благостно-закатно), отражающие субъективную авторскую оценку образа, его видение и ощущение мира. Поэт стремится наполнить слово смыслом, совместить наглядно-чувственные и понятийно-логические компоненты. Неразрывность впечатления, внутреннее единство, гармония метафоры подчёркивается дефисным написанием сложных прилагательных. Слово получает новые характеристики, оттенки:

серебряно-брильянтовый

Живителен, как кислород…

( «Самогимн»)

Страшитесь и дев апатичных

безлучно-стальной

С лицом, постоянным, как мрамор.

Их лики, из псевдоантичных

бально-больной

Грозят беспросыпным кошмаром.

( «Вернуть любовь»)

Употребление поэтом окказиональных синонимов встречается в его поэзии, например, такие синонимы слова «повсеместно» мы находим в знаменитом стихотворении «Эпилог»:

Я, гений Игорь Северянин,

Своей победой упоён:

повсеградно

повсесердно

опроборенные

Игорь Северянин реализует свои самые смелые образы через самые разные средства художественной выразительности, например, через метафоры, сравнения, ассоциации, противопоставления и оксюмороны. Поэт воспринимает нематериальное, невещественное в качестве материального, обладающего цветом, движением, запахом: «Уже деревья скелетеют / И румянеют, и желтеют…» («Осенняя поэза»); «Ты проходишь мореющим голубым…» («Поэза маковых полей»).

В строках из «Сонета» каскад представлен как живое, материальное, имеющее качества:

Весь малахитово-лазурный,

Алмазно-солнечным дождём,

Как лёд прозрачный и ажурный,

Каскад спадает колесом.

Окказионализмы Северянина отличаются своей красочностью и новизной:

Когда сиреневое море, свой горизонт офиолетив ,

Задремлет, в зеркале вечернем луну лимонно отразив…

Berceuse сирени»)

Весна поёт так ниочёмно ,

ниочёмности

Таится нечто, что огромно…

(«Наступает весна»)

Поэт не просто говорит, но и чувствует подобным образом. Активизируя чувственно-образное восприятие читателей, автор создаёт собственный мир, не менее реальный, чем окружающая его действительность. Реальность полна противоречий и многогранна. И в творчестве Северянина многослойность сравнений отражает объёмное видение мира. Восприятие постоянно меняющегося мира человеком лежит в основе лирики Игоря Северянина, талантливейшего поэта XX века:

Познал восторг — познай страданье.

Раз я меняюсь — я живу…

Застыть пристойно изваянью,

А не живому существу!

( «Гармония контрастов»)

Неологизмы И. Северянина почти всегда «осмысленны», изысканно доступны: ветропросвист, крылолет, морево, олуненный, лунеет).

Таким образом, мы рассмотрели функции неологизмов в поэзии Игоря Северянина.

Заключение

В данной работе были рассмотрены особенности неологии в творчестве Игоря Северянина на основе языкового материала поэта, т.е. его стихотворений. Поэзия Северянина очень разнообразна и «эмоциональна», в ней наиболее ярко отразилось виртуозное авторское владение словообразовательными возможностями русского литературного языка. Общие методы использования новых слов в поэзии Северянина непосредственно вытекают из идейного и художественного миросозерцания, воплощенного в его творчестве, тем самым и языковые новообразования оказываются подчиненными содержанию его поэзии.

Рассмотрение творчества Игоря Северянина дает исследователю богатый материал для изучения словообразовательных возможностей русского языка. В нашей работе мы исследовали такие понятия, как поэтический неологизм, неология, неологизм; рассмотрели классификацию неологизмов, а также их словообразовательные модели. В ходе изучения научных материалов нам удалось установить существенные различия между понятиями «неологизм» и «поэтический неологизм».

В ходе анализа окказиональных новообразований из творчества И. Северянина были выявлены следующее. Автор создавал новые слова, которые были построены по уже имеющимся в системе русского литературного языка словообразовательным моделям. Следовательно, его языковое новаторство следует рассматривать не как отдельный факт в истории русской литературы XX века, а как факт развития русской речи. Поэзию И. Северянина можно рассматривать как лингвистический материал для изучения словообразовательных моделей русского языка.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что поэзия И. Северянина – это не только знаменательная веха в развитии русской литературы, но и пример языковых новообразований, который может быть объектом исследования для лингвистов.