Анкетный опрос и интервью

Курсовая работа

Введение

История социологии свидетельствует о сложном пути становления, развития и обогащения методов изучения социальной реальности.

На ранних этапах становления социологии ее методы и методы познания действительности мало отличались от тех, которые использовались уже существующими науками: философией, правом, историей. Однако даже в этой фазе, которая нашла особенно яркое воплощение в позитивизме, социология руководствовалась изучением конкретных данных, «осязаемой» информации, которая, как и в точных науках, могла получить как качественную, так и количественную интерпретацию.

Социология постепенно накапливала свои методы познания, особенно когда дело касалось эмпирических исследований. Отдельные документы, опросные листы, интервью, анализ документов получили завершенную целостную интерпретацию в основном в 20-е годы двадцатого века, когда можно было говорить о более или менее научно обоснованных методах, процедуре, методике и технике, дающих возможность всесторонне проанализировать изучаемое явление, что резко повышало научную и практическую значимость социологии.

В наиболее общем виде социологическое исследование можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе, а тенденциях и противоречиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы для приращения научного знания или в практике управления общественной жизнью.

Опрос — самый распространенный метод сбора первичной информации. С его помощью получают почти 90% всех социологических данных. В любом случае расследование предполагает обращение к непосредственному участнику и затрагивает те аспекты процесса, которые мало или не открыты для прямого наблюдения. Вот почему исследование необходимо, когда речь идет об изучении тех значимых характеристик социальных, групповых и межличностных отношений, которые скрыты от постороннего взгляда и ощущаются только в определенных условиях и ситуациях. Существует две основных разновидности социологического опроса: анкетирование иинтервьюирование.

Анкетирование —

а) по способу общения между исследователем и опрашиваемым — рессовый (опросник печатают в газете, журнале ) ; почтовый ( рассылают анкеты по почте ) и раздаточный ( анкетер раздает их группе респондентов ).

5 стр., 2264 слов

Интервью как метод социально-научного исследования

... эмоционально. Предмет работы - интервью как метод социально-научного исследования. Объект работы - понятие интервью. Цель работы - рассмотреть понятие интервью как метод социально-научного исследования в практической деятельности ... возраст и др.). Способ регистрации данных зависит от вида Интервью. При проведении глубинного или свободного Интервью может применяться стенография, запись по ...

В первых двух случаях (заочное анкетирование) нет непосредственного контакта с респондентом. В третьем случае ( очное анкетирование) анкетер выступает в качестве инструктора по заполнению анкет, раздатчика анкет, однако анкета заполняется респондентом самостоятельно ;

б) по месту проведения — анкетирование по месту жительства и по месту работы или учебы. В последнем случае он может быть групповым ( или аудиторным );

в) по уровню стандартизации — полностью или частично стандартизированным. Этот вид анкетирования определяется характером вопросов ( закрытыми или полузакрытыми).

Анкетирование имеет как достоинства ( оперативность, экономия средств и времени и др. ), так и недостатки, связанные с субъективностью получаемой информации, ее достоверностью и т. д. Поэтому анкету необходимо сочетать с другими методами сбора первичной информации.

1. Анкетный опрос

Изначально список правильных вопросов воспроизводит логику исследователя, заложенную в программе. Это обстоятельство может существенно усложнить процесс коммуникации, так как необъективность исследования становится очевидной. Кроме того, возникают и трудности иного рода.

Участие в опросе — довольно необычное занятие для респондента. К ней не все могут быть готовы в силу разнообразных причин. Если вы сразу же зададите участникам опроса серьезные и важные вопросы, многие могут отказаться, потому что не будут готовы ответить. Поэтому нужно как-то обновлять людей, развивать какие-то навыки заполнения анкеты, для чего сначала задаются более простые вопросы. Отвечая на них , респонденты постепенно осваиваются с заданием.

1.1 Виды вопросов (индикаторов).

Открытые вопросы

Другой недостаток открытых вопросов -трудности обработки данных. Расширенные ответы включают последующую группировку и часто количественную оценку, в то время как анализ содержания ответов — сложная и трудоемкая процедура. Но самое главное — здесь требуется высокое искусство «расшифровки» реальных смыслов, вкладываемых респондентами в их суждения, ибо «практическое сознание» не является прямым аналогом теоретического, которое социолог использует в подобных операциях контент-анализа 1 .

Закрытые вопросы вопросы с вариантами ответов ; они позволяют более строго интерпретировать ответ. Основа для корреляции оценок и суждений определяется здесь набором единообразных вариантов ответа для всех респондентов. У исследователя более веские причины, чем открытые вопросы, чтобы сравнивать данные на равных. Становится возможным не только раскрыть содержание суждений, но и измерить интенсивность оценок, масштабируя их для каждого варианта.

Эти преимущества, помимо экономичности использования закрытых вопросов, приводят к тому, что они чаще используются исследователями, иногда без достаточного обоснования. Основной причиной выбора меры стандартизации ответов на вопрос является уверенность исследователя в том, что предложенная им схема ответов максимально полно соответствует потенциальному разнообразию возможных мнений опрашиваемых. Такую уверенность можно получить только путем тщательного экспериментирования, тестирования различных форм вопросников перед сбором исходной информации.

4 стр., 1764 слов

Искусство задавать вопросы

... моего реферата понять, как правильно нужно задавать вопросы. Задачи: Узнать классификацию вопросов Познакомиться с правилами постановки вопросов Рассмотреть Формально-логические особенности постановки вопросов Рассказать об Основные виды и правила формулирования ответов Классификация вопросов Вопросы можно ...

Постановка закрытых вопросов предполагает соблюдение следующих основных требований :

  • Главное – максимально предусмотреть возможные варианты ответов. Используют также полузакрытый вариант, в котором оставляется прочерк для дополнительных комментариев и замечаний. В конце списка ответов значится: « Дополнительные замечания (укажите, какие именно)…». Важно отвести должное место для комментария и уточнений. Рекомендуется приблизительно оценить, сколько строк потребует комментария, и утроить это значение. Если в анкете недостаточно места для ответа на открытый вопрос, она «не работает».

  • Формулируя варианты ответов (подсказки), следует помнить три важных правила, подтвержденных экспериментальными исследованиями: а) отвечающий на вопрос чаще выбирает первые подсказки, реже – последующие. Поэтому правило 1—первыми должны быть наименее вероятные варианты ответа;

б) чем длиннее подсказка, тем меньше вероятность ее выбора, так как для усвоения смысла требуется больше времени, а респондент не склонен его тратить. Поэтому правило 2 — подсказки должны быть примерно равной длины;

в) чем более общий (абстрактный) характер имеет подсказка, тем меньше вероятность ее выбора. Люди часто думают очень конкретно, их беспокоит неопределенность ситуации, в которой исследователь кажется крайне конкретным. Итак, правило 3 — все варианты ответов должны иметь одинаковый уровень специфичности.

  • Нельзя комбинировать несколько идей в одной фразе.

  • Все возможные варианты ответов должны быть напечатаны на одной странице, чтобы респондент мог сразу увидеть табло.

  • Невозможно напечатать всю серию положительных ответов в строке с последующей серией отрицательных или наоборот. В этих случаях суждение выносится по той же последовательности предложенных вариантов.

Список предлагаемых ответов иногда бывает настолько обширным, что респонденты устают по мере того, как они подходят к концу и работают с этими последними наборами суждений с меньшим вниманием, чем первые, или в ответах начинает действовать сила инерции. В этом случае рекомендуется разделить список на три блока и предложить некоторым респондентам блокировку в одной последовательности, а остальным группам — в другой.

Полного совпадения данных, полученных с помощью вопросов закрытого и открытого типа, не наблюдается. Специальные методические эксперименты указывают на то, что информация, получаемая из ответов на открытый и закрытый вопросы, относительно идентична при ранжировании каких-то объектов (например, предпочтений телепрограмм, видов досуговой деятельности и т. п. ), но существенно разнится при оценке степени разнообразия взглядов и позиций опрашиваемых; широты и разнообразия предпочтений; богатства мотивировок тех или иных действий и т. п.

Интерпретация информации, полученной при анализе советов по закрытым вопросам с помощью контрольных — открытых, гораздо более богатых, подробных и разумных.

7 стр., 3320 слов

Вариант 10русский ответы

... великий русский путешественник. Чтобы выразить уважение собеседнику и сообщить о том, что вы пришли с миром, на Тибете наклоняют голову и высовывают язык. С помощью рукопожатия ... пр_писать и..черпанный, ра..грести от..двинуть, поз..растали подош..ют, раз..единить пр..глубокий, пр..вратности (судьбы) Ответ: __________________. 10 Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква ...

Правило воронки.

Эффект излучения.

Когда все вопросы логически взаимосвязаны и последовательно сужают тему, у респондента возникает определенная установка, согласно которой он будет отвечать на них. Такое взаимовлияние вопросов называется эффектом излучения или эффектом эха и проявляется в том, что предшествующий вопрос (или вопросы) направляют ход мыслей респондентов в определенное русло, создают некоторую мини-систему координат, в рамках которой формулируется или выбирается вполне определенный ответ.

Чтобы вызвать и поддержать интерес к анкете, снять напряжение, перевести интервьюируемого с одной темы на другую, в анкете используются специальные вопросы, называемые функционально-психологическими.

В отличие от вопросов по существу, направленных на получение необходимой информации, и контрольных вопросов, эти контрольные, функциональные и психологические вопросы служат не столько для сбора информации, сколько для обеспечения связи между исследователем и интервьюируемыми. Эти вопросы служат не только побуждением к ответам. Они содержат разнообразную информацию: объяснения и обоснования высказываний социолога, адресованные интервьюируемым, некоторые комментарии воспринимаются как признаки более симметричного общения, более равноправного обмена информацией.

Функциональные и психологические включают контактные вопросы и буферные вопросы.

Контактные вопросы

На основании первого (нескольких начальных) вопроса анкеты респондент вырабатывает первое впечатление о предстоящей работе. Поэтому здесь крайне важно, чтобы это впечатление было благоприятным. Как этого достичь с помощью анкетных вопросов?

Социологи осознают смысл первого вопроса и стремятся сделать его максимально простым. Первый вопрос оказывается контактным, т. е. цель его — установление контакта с респондентами. Такая особенность индивидуальных ответов на вопросы, как их взаимозависимость, позволяет социологу рассчитывать, что если интервьюируемый работает с первым вопросом, он может продолжить работу и с остальными. Следовательно, первому вопросу необходимо уделить особое внимание. Он должен отвечать определенным требованиям.

Во-первых, контактный вопрос должен быть очень простым. Здесь часто используются вопросы, связанные с информацией чисто авантюрного характера, например, опыт работы, место проживания. Уместны также и вопросы о привычках, на которые отвечают чаще всего вполне откровенно, о занятиях в свободное время и т. п. В ряде случаев желательно спросить об интересе респондентов к тем или иным вопросам.

Во-вторых, контактный вопрос должен быть очень общим, т. е. касаться всех респондентов. Поэтому нежелательно начинать анкету с вопроса-фильтра (даже если оставить в стороне тот факт, что наличие фильтра в начале анкеты свидетельствует об отсутствии исчерпывающей инструкции анкетеру относительно подбора респондентов, здесь важно отметить, что ответ «нет» может негативно повлиять на последующие ответы).

Дело в том, что в начале коммуникации стороны, заинтересованные в расширении контакта, обнаруживают, насколько это возможно, что они могут использоваться как общие характеристики, как основа для достижения соглашения по наиболее общим целям коммуникации.

14 стр., 6645 слов

Жанр интервью в газете «Красное знамя»

... изученных интервью. Такие виды интервью как интервью-расследование, интервью-зарисовка, интервью-мнение и детализирующее интервью в газете «КЗ» не публикуются. Анализ проводился при помощи функционально-стилистического метода, а также методов описания. Работа состоит ...

Рекомендуется сделать контактный вопрос настолько широким, чтобы на него мог ответить любой собеседник. Отвечая на вопросы, человек начинает верить в свою компетентность, чувствовать себя уверенно. У него есть желание дальше развивать свои мысли, более полно выражать себя. Поэтому начинать анкету лучше с того, что всем нравится, что наиболее понятно.

Первый вопрос и ответ на него чрезвычайно важны для дальнейшего общения. Интерес респондента может определяться не только содержанием самого сообщения — исследование дела, но и его причиной — содержанием первого вопроса. Впоследствии, как только контакт был установлен, объект первоначального обсуждения, в отношении которого возникли отношения взаимодействия, общения, может быть заменен другим. Но сам тон контактного взаимодействия сохраняется.

Контактное взаимодействие, основанное на заинтересованности и уверенности в себе, создает во многих отношениях благоприятный контекст для реализации целей расследования. Облегчаются ответы на вопросы, снимается напряженность (сами респонденты признаются, что вопросы уже не кажутся им «страшными»), возникает самостоятельная потребность развивать свои мысли, выражаться полно и по существу.

Контактные вопросы совсем не обязательно должны содержать информацию, которую вы ищете. Главная их функция — в облегчении взаимодействия. Ответы на контактный вопрос не должны быть включены в научный анализ в отношении существенных проблем. С другой стороны, в методическом плане эти ответы имеют большое значение: в зависимости от их содержания можно определить отношение опрашиваемых к опросу, его влияние на их добросовестность, искренность и т. п.

Буферные вопросы.

Буферные вопросы предназначены для смягчения взаимодействия вопросов в анкете. Прежде всего, как уже было сказано, они играют роль своеобразного «моста» при переходе от темы к теме. Например, после обсуждения ряда производственных проблем дается такая формулировка: «Свободное время — это не только время, необходимое нам для восстановления затраченных на работе сил. Прежде всего это возможность для всестороннего развития личности. Поэтому просим Вас ответить на ряд вопросов о занятиях помимо работы».

С помощью буферного вопроса (в такой функции здесь выступал не собственно вопрос, а преамбула к нему) исследователь поясняет респондентам ход своих мыслей. Итак, но используйте простые и в то же время довольно эффективные средства, чтобы создать в них впечатление большей коммуникационной симметрии. С помощью таких буферов исследователь не только вежливо предлагает респондентам переключить внимание на другую тему, но и объясняет, почему это необходимо. Например, после вопросов о досуге дается такая формулировка: «Человек большую часть жизни проводит на работе. Огорчения и радости, успехи и неудачи в труде небезразличны для нас. Поэтому неудивительно, что мы хотим поговорить с Вами о работе».

Во-вторых, буферные аппликации предназначены для нейтрализации воздействия радиации. В этом случае любые существенные вопросы, не имеющие прямого отношения к обсуждаемой теме в проблемах, взаимодействие которых предполагает социолог, могут служить буфером.

Заключение: Завершая обсуждение значения функциональных и психологических вопросов в дизайне анкеты, отметим: как и у всех, их формулировка может быть небезразлична респондентам и, следовательно, влиять на содержание и доступность их ответов. Осознание социологом того, что та или иная проблема выступает как психолого-функциональная, еще не гарантирует, что она будет выполнять свою роль должным образом. чтобы предположения социолога оправдались, необходимо проводить специальные методические эксперименты в этой области.

10 стр., 4770 слов

Содержательные характеристики, типология и процедура проведения интервью

... Объектом изучения данной курсовой работы является интервью как социологический метод. Предметом является содержательные характеристики, типология, процедура проведения интервью. Целью курсовой работы является изучение содержательных ... в социологическом исследовании представляет собой метод свора первичной социальной информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия и прямой ...

1.2 Оформление анкеты

Прежде чем приступить к работе с анкетой, респонденты берут ее в руки, примерно оценивают, какую работу им предстоит выполнить. Это естественная и нормальная реакция на предстоящую деятельность, и ее также следует учитывать при оформлении анкеты 4 .

Типографское оформление.

Здесь, однако, желательно привести примеры экспериментов с типографским дизайном: начинающий социолог хотя бы знает, что самый привычный черно-белый текст — не единственно возможный.

При изучении аудитории эстоноязычных газет использовались анкеты, напечатанные синим, зеленым и коричневым шрифтом. В то же время синий и зеленый были снабжены картинками юмористического характера — иллюстрациями к некоторым позициям ответов. Необычный цвет текста и изображений был воспринят респондентами как отражение заботы о них, а также косвенное подтверждение того, что опрос — серьезное дело, иначе авторы анкеты вряд ли бы разнообразили его столь оригинальным способами.

Исследования, проведенные в рамках изучения цветовосприятия, обнаружили, что коричневый цвет символизирует тревожность, стресс, переживание страха, огорчения и т. п., в то время как сине-зеленый — спокойствие, удовлетворенность, чувство уверенности. Неудивительно, что эти общие психологические закономерности проявились в отношении респондентов к цвету анкет. Подавляющее большинство выбрало зеленый цвет и совсем не захотело заливать коричневые. Вынужденные все же с ними работать, респонденты отвечали на анкету менее внимательно; работа с ней занимала в среднем на 15 – 20 минут больше времени, чем с синими и зелеными. По словам самих участников опроса, заполнение сине-зеленой анкеты им было интересно и не показалось долгим и скучным.

Размер анкеты.

На практике некоторые правила были разработаны чисто интуитивно и связаны не столько с размером анкеты, сколько со временем, необходимым для ее заполнения. Поэтому считается, что 20-30 минут — это период, который позволяет интервьюируемому выразить себя и не устать. Также, если опрос проводится по месту жительства и анкета остается у респондентов, например, в течение дня или если это почтовый опрос, считается приемлемым сделать его более длительным, чем аудиторный или индивидуальный опрос.

Но какой бы опрос ни планировался — почтовый, или групповой, или индивидуальный (интервью), социолог не имеет права злоупотреблять терпением, временем и рассудительностью респондентов. Если же, однако, социологу крайне необходимо выяснить одновременно значительное число вопросов и анкета оказывается чрезвычайно громоздкой, то для этого американские исследователи предлагают (если нет никакой другой возможности сделать ее короче — собрать искомую информацию из других источников, например) делить перечень содержательных вопросов на две равные части и тиражировать две анкеты, раздавая их в случайном порядке отобранным для опроса людям. Размер выборки при этом, естественно, удваивается.

16 стр., 7519 слов

Методы сбора данных для анализа социально-экономических и политических процессов

... д. 1.1 Контент-анализ как метод исследования Для сбора географической, экономической, демографической, исторической, культурной информации, данных о политической ситуации не обойтись без анализа различных статистических сведений. ... распоряжения и т.д., а также данные свободных интервью и открытые вопросы анкет. Существуют три основных направления применения контент-анализа: а) выявление того, что ...

Психология интервьюируемого играет чрезвычайно важную роль в процессе расследования. Обоснованность и надежность полученных в исследовании результатов зависит не только и доже не столько от математико-статистических изысков при обработке ответов, сколько от пригодности анкеты как средства опосредованного письменного асимметричного целенаправленного общения. Конечно, нельзя утверждать, что исследование непременно потерпит неудачу, если какие-то изложенные выше требования к конструированию анкеты будут нарушены. Однако в таком случае трудно быть уверенными в правомерность полученных результатов. Пренебрегая вопросами организации общения с респондентом, социолог обрекает себя на оперирование заведомо сомнительными данными. Кроме того, значительный воспитательный эффект обращения к широким народным массам без учета их реальной психологии может быть значительно обеднен и ослаблен.

2. Интервью

В журналистике известны три группы методов сбора информации – изучение документов, наблюдение, опрос. Изучение доказательств является опосредованной и «безличной» формой соприкосновения с действительностью, но как считают многие ученый, что этот метод более объективен по сравнению с методом интервью, в котором факты добываются в результате непосредственного общения с человеком – носителем нужной информации. Но в то же время не нужно забывать. Что документы не могут объективно отражать реальный факты, поэтому исследователь, изучающий их, должен помнить, что имеет дело с «определенными формами отражения соц. явлений, но не с самими соц. явлениями». Наблюдение принято делить на два вида: включенное и не включенное. Не включенное – наблюдение со стороны, наблюдатель не является участником группы, процесса, явления, за которым ведется наблюдение. Включенное наблюдение состоит в том, что наблюдатель участвует в деятельности исследуемой группы, иногда скрывая свои цели и профессию. Третьим методом называют – опрос.

В журналистике это прежде всего интервью – опрос «лицом к лицу», устная беседа, хотя иногда применяется и другая разновидность опроса – анкетирование. И все-таки один из самых распространенных методов получения сведений – есть интервью, получение информации в личном общении, но при этом журналист может интересовать и личность собеседника, его мнения, вкусы, пристрастия 5 .

Слово интервью в журналистике имеет два значения: метод и жанр. Иногда в определениях интервью эти два значения слишком категорично определяются. Между тем получение сведений посредством интервью может не ставить целью создание произведения определенного жанра. Так же и я в своей курсовой буду рассказывать об интервью. Как о методе сбора информации.

Всякая беседа предполагает обмен мнениями, положения собеседников при этом равнозначно. Интервью же – это не обмен мнениями, а получение информацииии от одного лица – опрашиваемого. В отличие от беседы, роли участников интервью совершенно различны: опрашиваемый выступает как объект исследования, другой – как субъект. Следовательно, – журналист нацелен на получение информации, поэтому обмен мнениями в интервью чаще всего недопустим. Интервью иногда объявляют ненадежным инструментом ввиду двойной субъективности получаемых сведений: субъективности их источника и субъективности воспринимающего их интервьюера. Еще в 1931 году американские авторы Бингхем и Мур писали. Что интервью лучше всего применять для выяснения мнений, оценок, и так далее. Но и в интервьюере, интервьюируемом, во взаимоотношениях между ними заложены источники ненадежности. Основные возражения надежности метода как такового сводятся:

11 стр., 5032 слов

Защита информации. Методы защиты

... информации; архивация данных - организация хранения данных в удобной и легкодоступной форме; служит для снижения экономических затрат по хранению данных и повышает общую надёжность информационного процесса в целом; защита данных ... система содержит средства, используемые в чрезвычайных ситуациях, или средства, которые способны функционировать с нарушением существующей политики безопасности. Например, ...

1. человеческая память ненадежна, она может сохранять одни факты и терять другие, и принципы этой избирательности нелегко определить, поэтому опасно полагаться на сведения опрашиваемого, даже если он вполне искренен;

2. содержание сведений, полученных в интервью, во многом зависит от ситуации беседы, от взаимоотношений интервьюера и опрашиваемого, от его индивидуального умения, в связи с чем разные интервьюеры при одной т той же программе исследования могут получить разные результаты;

3. интервьюер также может явиться причиной искажения картины в силу избирательности восприятия, свойств памяти, внимания ……

Отсюда вывод: первым и наиболее важным условием необходимости проведения интервью является то, что нужная инф-ия не может быть получена никаким иным способом, кроме как от индивида.

2.1 Классификация интервью

Виды интервью в журналистике можно рассматривать по разным основания. Американцы – журналисты классифицируют так 6 :

1. в зависимости от типа последующего материала (информационное для информации. Жанров, личностное – для очерка – портрета)

2. типа организационного интервью (пресс-конференции, случайное, по договоренности)

3. предмета обсуждения (преступление, политика, происшествия)

4. типа собеседника (хорошо известные, звезды, незаметные, очевидцы событий)

5. Соц. положения собеседника (из высших слоев, равные жур-ту, из низших слоев)

6. От способа общения (лицом к лицу, по телефону)

Советские же авторы работ выделяют следующие виды интервью:

1. протокольное интервью; цель – получение разъяснений по вопросам внутренней и внешней политики.

2. Информационное интервью; цель – получение сведений от компетентного лица по злободневным вопросам. По стилю приближается к обычному бытовому разговору. Ответы собеседника не являются официальными заявлениями.

3. Интервью-портрет: цель – раскрытие личности собеседника.

4. Интервью – дискуссия: цель – выявление разных точек зрения и по возможности разных путей решения проблемы.

5. Интервью – анкета: цель – выяснение мнения различных людей по одному и тому же вопросу.

Так же интервью выделяются и в зависимости от того, какие требования к поведению журналиста предъявляются:

  • по степени стандартизации интервью
  • по характеру получаемой информации
  • по отношению интервьюируемого к интервью

2.2 Виды интервью

Виды интервью по степени стандартизации 7 :

1. Строго стандартизованное.

Заранее составляются вопросы, которых журналист строго придерживается, не отступая ни от их формулировки, ни от порядка постановки. В таком случае вопросы направляться могут к собеседнику заранее, чтобы он смог подготовиться к

6 стр., 2923 слов

Интервью в социологическом исследовании

... того же объема информации в случае использования метода Интервью будет затрачено большее количество времени, нежели при использовании других видов опроса. Использование Интервью предполагает также наличие штата специально обученных интервьюеров, что требует ...

2. Полустандартизованное.

Так же заранее составляется список вопросов. Однако в ходе интервью журналист может перефразировать вопросы, менять их местами, задавать дополнительные вопросы, приспосабливаться к индивидуальности опрашиваемого, то есть углубляться в область особых его интересов.

3. Не стандартизованное или свободное.

Оно не предусматривает ни заранее составленного жесткого списка вопросов, ни строгого порядка следования тем. Журналист просто намечает, какие сведения ему нужны, пытается осуществить план.. Этот вид интервью предоставляет инициативу журналисту, дает мах. Возможности для получения незапланированной информации, разработки неожиданно открывшихся тем и проблем.

4. Смешанный вид интервью.

Начавшись интервью первого или второго вида, оно перерастает в свободное, вследствие непредусмотренной ситуации: отсутствие факта, подтверждающую гипотезу журналиста.

Виды интервью по характеру получаемой информации:

1. Информация для получения чисто фактических сведений.

Здесь личность собеседника важна журналисту только с точки зрения легкости общения с ним: компетентен ли, охотно ли предоставляет информацию, как понимает вопросы, насколько логично и ясно отвечает.

2. Информация для выяснения фактов и мнений собеседника о другом человеке или проблеме.

Здесь важна оценка мнений: что она отражает – личную позицию или он выступает как член группы.

3. Информация для получения представления о личности опрашиваемого.

Оно отличается особой важностью психологической атмосферы беседы. От журналиста требуется внимание не столько к фактическому содержанию словесных высказываний опрашиваемого, которые будут содержать факты, мнения, оценки, сколько к его личности.

Виды интервью по отношению опрашиваемого к беседе.

1. Информация с опрашиваемым, охотно сотрудничающим с журналистом.

2. Информация с равнодушным собеседником (говорит не очень охотно, но и не против).

Такой человек не отказывается встретиться с журналистом, но и не помогает ему во время интервью.

3. Информация с сопротивляющимся собеседником.

Для интервью, рассматриваемых с точки зрения отношения, со стороны интервьюируемого, важно установить причину, по которой собеседник ведет себя тем или иным образом, основание, на котором сложилось позитивное, равнодушное или негативное отношение к интервью. Умение интервьюера проявляется в том, способен ли он ослабить мотивы, препятствующие успеху интервью, и усилить благоприятствующие. Но в то же время в интервью с разговорчивым собеседником иногда бывает сложно не разговорить его, а удержать в рамках интересующей журналиста темы.

3. Разновидности опросов и их специфика

Во всех отраслях науки, где для получения информации исследователь обращается к человеку с вопросами, он имеет дело с различными модификациями этого метода. Врачи, юристы, экономисты, психологи, журналисты, педагоги, социальные работники и специалисты других сфер социальной практики используют этот метод для получения интересующей их информации.

Специфика метода состоит, прежде всего, в том, что при его использовании источником первичной информации является человек (респондент) – непосредственный участник социальных процессов.

Существует две разновидности опроса, которые связаны с письменной или устной формой общения с респондентами – анкетирование и интервьюирование. В их основе лежит совокупность предполагаемых опрашиваемым вопросов, ответы на которые и образуют первичную информацию.

Каждый вариант опроса представляет собой одну из наиболее сложных разновидностей общения, обусловленного рядом обстоятельств 8 :

  • содержанием анкеты или интервью;

  • качеством работы анкетера или интервьюера;

  • состоянием респондента во время ответов на вопросы и т. д.

Метод опроса позволяет в максимально короткие сроки опрашивать

довольно большое число респондентов и получать различную информацию.

Однако следует учитывать возможное искажение информации, полученной методом опроса, что связано с особенностями осознания разными людьми различных сторон социальной практики.

3.1 Анкетирование

Наиболее распространенный в социологии вид опроса – анкетирование.

Анкетирование

Основным (но не единственным) инструментом этого метода является анкета.

Анкета состоит из преамбульно-инструктивного раздела, а также из опросного листа и «паспортички».

Преамбула – это единственное средство мотивации респондента на заполнение анкеты, формирования его установки на искренность ответов.

Главная часть анкеты (опросный лист) разрабатывается не только на основе общих требований к опросу, но и с учетом ряда дополнительных соображений 9 .

В анкете ставятся следующие вопросы:

  • собственную позицию, так и косвенные (согласие или несогласие с позиций других людей) вопросы;
  • вопросы – «фильтры», позволяющие выделить часть респондентов по какому-либо признаку, например, отсеять ту их часть, мнение которой по следующему за «фильтром» вопросу представляется либо особо ценным, наоборот, либо не очень важным;

  • процедурно-функциональные, нацеленные на оптимизацию хода опроса;

  • вопросы – «крючки», ставящиеся для того, чтобы респондент «клюнул», т. е. ради поддержания его интереса к заполнению анкеты;

  • контрольные вопросы, проверяющие устойчивость и

  • непротиворечивость мнений респондентов;

    • вопросы – «ловушки», являющиеся разновидностью контрольных, предназначенные для выяснения степени искренности ответов;

    • шкальные вопросы, т. е. такие, ответ на которые заключен в

    шкалировании чего-либо;

    • табличные вопросы, предполагающие ответ в форме заполнения таблицы;

    • дихотомические вопросы, предполагающие два

    взаимоисключающих друг друга варианта ответа (типа «да — нет»);

    • вопросы – «меню», т. е. с поливариантными ответами, когда респондент может выбрать любое сочетание вариантов ответов;

    • вопросы – «диалоги», ответы на которые составляются из ответов воображаемых лиц;

    • наводящие вопросы, помогающие точнее понять смысл

    (более важного) вопроса;

    • открытые вопросы, не содержащие ни одного варианта ответа, предполагающие, что респондент напишет то, что хочет, в специально отведенном месте анкеты;

    • полузакрытые, точнее, частично закрытые (или частично

    открытые) вопросы, на которые заранее дана лишь часть вариантов ответа, которая может не удовлетворить респондентов, имеющих возможность дописать свой вариант;

    • закрытые вопросы, т. е. сопровождаемые всеми теоретически возможными вариантами ответа, из которых респонденту предстоит выбрать тот, который соответствует его мнению.

    Вывод: Созданию анкеты предшествует длительный этап разработки программы исследований, так как в анкету закладываются гипотезы, сформулированные задачи, которые предстоит решить в ходе социологического исследования.

    Анкета (расследование) является одним из условий получения объективно значимых результатов о различного рода опросах населения. Поэтому разработке анкеты социологи придают особое значение.

    3.2 Интервьюирование

    Разновидностью опроса является интервьюирование.

    Интервью – это метод получения первичной социологической информации путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера и респондента.

    Интервью обычно применяется, во-первых, на ранней стадии исследования для уточнения проблемы и составления программы; во-вторых, при опросе экспертов, специалистов, глубоко разбирающихся в том или ином вопросе; в-третьих, как наиболее гибкий метод, позволяющий учитывать особенности личности опрашиваемого.

    Специфика интервью состоит, прежде всего, в том, что при его использовании источником первичной социологической информации является человек (респондент) – непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений.

    Метод интервью и по сей день продолжает оставаться одним из основных способов сбора информации. Предметные области, для изучения которых он использовался и используется, преследуемые при этом цели, контингент опрашиваемых – чрезвычайно многообразны.

    Его преимущества перед письменным опросом заключаются в следующем 10 :

    • опытный социолог может видеть, искренне или нет отвечает респондент. Поэтому интервью считается наиболее точным методом сбора социологической информации;

    • этот метод дает возможность следить за реакцией интервьюируемого, его отношением к проблеме и поставленным вопросам; в случае необходимости социолог имеет возможность менять формулировки, ставить дополнительные, уточняющие вопросы;

    • при интервьюировании появляется возможность учесть уровень культуры, образования, степень компетентности респондента.

    Вывод: Интервью – специфический метод исследования, характерный для социального познания. М. Вебер назвал этот метод сбора информации «королевским». Он недоступен естественным наукам, ибо «скалы не разговаривают».

    Заключение

    Исследование, к которому стремится социолог, предполагает опрос определенных лиц, и необходимо, чтобы эти лица по возможности, во-первых, участвовали в опросе, а во-вторых, отвечали искренне, внимательно, самостоятельно, подробно. В этой связи западногерманская исследовательница Н. Ноэль говорит об особой «драматургии опроса», включающей, в частности, раскрытие возможностей социолога произвести на респондентов хорошее впечатление, пробудить их интерес, завоевать доверие, подтвердить уверенность в собственных силах, не дать им заскучать и тем самым заставить отвечать искренне и с удовольствием. Проблема эта не только чисто методическая, но и этическая. Социологу приходится думать как о собственной исследовательской программе, так и о том, какие темы респонденты будут обсуждать более охотно, что может их больше заинтересовать. Поэтому анкета, по убеждению Н. Ноэль, должна быть вежливой, а не эгоистичной. А это означает, что анкета должна осуществлять не только научно-познавательные, но и коммуникативные функции.

    Таким образом, упорядоченным должен быть не только список вопросов, расположенных в логической последовательности, объединенных единой тематикой, но список, который будет снабжен преамбулой, инструкцией, обращением. Кроме того, он включит не только вопросы, непосредственно нацеленные на получение искомых ответов или контролирующие их, но и вопросы, позволяющие установить с респондентами контакт, создать у них кооперативную установку, способствовать снятию напряжения, скуки и усталости, неуверенности и т. п. Иными словами, анкета — это список вопросов, предлагаемый всем респондентам в идентичной форме и адаптированный к условиям массового асимметричного целенаправленного опосредованного общения.

    Интервью – это один из важнейших моментов журналисткой деятельности. И поэтому вполне естественно, что подготовкой к нему можно рассматривать специальные знания, навыки, умение. Весьма актуальны для журналиста знания аудитории: ее структура, интересы, потребности, информационный уровень. Установки. Стереотипы. При этом особенно важно иметь четкое представление о «своей» аудитории. Ее обобщенный образ нередко присутствует в сознании журналиста в интервью.

    Метод опроса позволяет в короткие сроки опрашивать довольно много респондентов и получать различную информацию.

    Но нужно учитывать возможное искажение информации, полученной методом опроса, что связано с особенностями осознания разными людьми различных сторон социальной практики.

    Литература

    [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/kak-napisat-intervyu-v-kursovoy-rabote/

    1. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: учебное пособие для вузов.- М.,2003.

    2. Конкрен Ч. Методы выборочного исследования. — М., 2006.

    3. Курбатов В. И. Социология. М., 2001.

    4. Овсянников В. Г. Методология и методика в прикладном социологическом исследовании.- М, 2002.

    5. Павленок П. Д . Краткий словарь по социологии. – М.,2000.

    1. Паниотто В. И. Качество социологической информации. – М.,2006.

    7. Сагал Г. 25 интервью. — М., 2001.

    8. Табарова Г. Г. Методология анализа данных в социологии. — М., 1998.

    9. Толстова Ю. Н. Модели и методы анализа социологического исследования: Учебное пособие. — М., 1996.

    10. Тощенко Ж. Т. Социология (общие курс).

    — М, 2002.

    11. Чистов Л.М. Эффективное управление социально-экономическими системами: Теория и практика.- СПб., 1998.

    12. Шумилина Г. Не могли бы вы рассказать.- М., 2001.

    13. Ядов В. А. Социологическое исследование : методология, программа, методы. – М., 2005.

    14. Якубович В. Б. Качественные методы или качество результатов// Социология: методология, методы, математические модели. — 2000. -№ 5-6.

    15. Яковлев И. П. Социология. СПб., 2000.