Художественная литература — могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение речи. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальную напевность, ритмичность русской речи, в народных сказках перед детьми раскрывается легкость и выразительность языка, богатство речи юмором, живым и образными выражениями, сравнениями. Художественная литература вызывает интерес к личности и внутреннему миру героя. Научившись сопереживать героям произведений, дети начинают замечать настроение окружающих их людей. В детях пробуждаются гуманные чувства — способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости. Эта основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, гражданственность. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения языка тех произведений, с которыми его знакомит воспитатель.
Художественное слово помогает понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления. По словам Сухомлинского В.А., чтение книг — тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка (1,341).
Произведения литературы дают образцы русской литературной речи. По словам Е.А. Флериной, они дают готовые языковые формы, словесные характеристики, которыми оперирует ребенок (1,341).
Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил ребенок осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. Из книги ребенок изучает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнение, метафоры, эпитеты, другие средства образной выразительности, владение которыми в свою очередь, служит развитию художественного восприятия литературных произведений.
Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим только искусству способом — силой воздействия художественного образа. По словам Запорожца А.В., эстетическое восприятие действительности представляет собой сложную психическую деятельность, сочетающую в себе как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые мотивы (1,342).
Чтение художественных произведений в начальной школе
... развитие осуществляется благодаря тому, что художественные произведения написаны литературным языком, точным, образным, эмоциональным, согретым лиризмом, ... 1.1. О педагогической ценности чтения художественных произведений в начальной школе. Художественная литература – одно из важнейших ... Мировой Библиотеки. [20; с.2131] Чтение художественных произведений развивает речь детей: обогащает, уточняет и ...
Е.А. Флерина называла характерной чертой восприятия художественного произведения детьми единство » чувствующего» и «мыслящего»(1,342).
В методике обучение восприятия художественного произведения рассматривается как активный волевой процесс с воображаемым перенесением на себя событий, «мысленным» действием с эффектом личного участия.
1. Методика ознакомления детей с литературными произведениями в группах раннего и младшего дошкольного возраста
1.1 Задачи работы по развитию речи в 1-ой группе раннего возраста (до 1 года жизни)
Одним из существенных разделов педагогики раннего детства является методика развития речи детей первых лет жизни, разработкой которой занимались такие педагоги и методисты, как Е.И. Тихеева, Н.М. Щелованов, Н.М. Аксарина, М.Ф. Ладыгина, Е.К. Каверина, Г.Л. Розенгарт-Пупко, Г.М. Лямина, В.А. Петрова, Н.С. Карпинская и др.
Программа детского сада разделяет первый год жизни на 4 периода: (в каждом задачи, по которым строится методика развития речи):
1 период — до 2,5-36 мес. — собственно младенческий возраст, когда важно развивать зрение и слух — вызывать зрительное и слуховое сосредоточение: приучить всматриваться в лицо взрослого, останавливать взгляд на ярких игрушках, следить за передвигающимися игрушками; прислушиваться к различным звукам, к речи, чтению, звучанию погремушки и др. В этот период развивается «комплекс оживления» (мимические, двигательные и голосовые реакции), постепенно распадающийся (после 4 мес), проявляя каждую реакцию по отдельности. Систематическая активизация «комплекса оживления» вызывает и голосовые реакции, многократное повторение которых способствует их развитию. На 1-м месяце жизни воздействию во время комплексного ухода за ребенком, с начала 2 месяца младенец начинает активно воспринимать общение со взрослым — при кормлении, уходе появляются короткие периоды положительного эмоционального состояния, а к концу 2 месяца — громкий смех со взвизгиванием, «разговор» может остановить крик. На 3 месяце — в процессе общения включаются предметы (погремушки), разговорная речь заражает положительными эмоциями — голосовые реакции младенца разнообразнее.
2 период — от 2,5-3 мес. До 5-6 мес. — голосовые реакции приобретают самостоятельность: с 3-4 мес. Появляются гортанные звуки, с 5 месяцев — гуление (певучие гласные), с 5-6 мес. — лепет (слоги «ба», «ма», «па»).
Развитие гуления способствует развитию артикуляционного аппарата и слухового сосредоточения. Голосовые реакции в основном — в общении со взрослыми, детьми, при действиях с игрушками, при двигательной активности. В самостоятельной деятельности голосовых реакций меньше, потому программа детского сада рекомендует специальные занятия по развитию речи: вызывать ответные звуки, побуждать отыскивать взором разговаривающего взрослого — важна роль впервые возникающей способности с 3 месяцев подражания звукам речи взрослого. Занятия проводят во второй половине бодрствования. Через 40-60 минут после пробуждения ежедневно, по 4 раза в день (по 3-6 минут), на каждом занятии чередовать несколько приемов воздействия с паузами по 30 секунд (т.е. давать младенцу возможность произносить звуки).
Читать по русскому языку, культуре речи: «Моя жизнь 2» Страница
... и необразованные люди добывают себе кусок хлеба физическим трудом, и я не вижу основания, почему я должен быть исключением. - Когда ты начинаешь говорить о физическом труде, то это выходит глупо и пошло! - сказал отец с раздражением. - Пойми ... сказал: - Если бы моя дорогая жена, а твоя мать была жива, то твоя жизнь была бы для нее источником постоянной скорби. В ее преждевременной смерти я ...
«Эмоциональный разговор» — это молчаливое присутствие в нем зрения ребенка, затем — демонстрация игрушки и эмоционально-речевое общение («разговор» с большим эмоциональным подъемом в игровой форме).
На занятии ребенок воспринимает речевые образцы, а в самостоятельной деятельности упражняется в звукопроизношении. Для развития слухового восприятия организуется поисковая деятельность источника звука — при отвлечении спецприемы (изменение силы, темпа звука при общении на расстоянии — переклички, гуканье).
Для развития звукоподражания, способности к различению звуков — использование различных озвученных игрушек, окликать младенца из разных мест, чередование шепота и громкости.
При переходе от гуления к лепету — «спонтанная» голосовая активность (связь слухового и речедвигательного анализатора), поэтому в группе нужно поддерживать тишину, чтобы ребенок мог слышать себя (произнесение звуков становится видом деятельности) для развития первичного понимания.
3 период (от 5-6 мес. До 9-10 мес.) — ставит задачи развития понимания и подражания звукам, звукосочетаниям речи взрослого. Взрослый делает его соучастником совместной деятельности с 6 мес. По М.И. Лисиной начинается этап делового общения, на смену ситуативно-личностной форме общения приходит ситуативно-деловая форма общения со взрослым. Словесное обращение взрослого активно воспринимается ребенком, если побуждает к действиям, регулирует их. Программа детского сада рекомендует и индивидуальные, и групповые игры-занятия (на ориентировку в окружающем, понимания названий), игра «Прятки», «Ладошки», «До свидания», «Дай ручку», «Какой большой» (приучение к выполнению движений по словесному указанию), игра-перекличка, с подгруппой детей — занятия развлекательного характера.
4 период — (от 9-10 мес. До 1 года) — задачи расширения понимания названий предметов, движений, действий, развития лепета, подражания слогам, словосочетаниям, учить овладевать новыми первыми активными словами. Специфика речевого общения в том, что слова взрослого предваряют действия, сопровождают действия, выполняемые ребенком: занятия с сюжетными игрушками (кукла, игрушечные животные), показ картинок с изображением предметов, игры-забавы, короткие песенки, рифмованные фразы, занятия с «Чудесным мешочком» (показ предмета с называнием, называние действий с предметом), показ различных игрушек с одним и тем же действием, вопрос «Где то-то? » (развивает ориентировку в окружающем), прием побуждения к действию, игра-перекличка, игры-забавы («ку-ку», «Коза рогатая», «Догоню-догоню»).
К концу 1 года жизни у ребенка формируется эмоционально-интонационная сторона речи, предпосылки понимании речи и первые общеупотребительные слова (начало формирования артикуляции).
Сочинения на свободную тему — главное в жизни человека — Слово
... сего, не просто слова. Это печальная констатация реального положения вещей. Мы на земле в лапах Сатаны. Смысл предназначения человека на земле — суметь ... на то занятие, которое вам нравится, самое лучшее – это зафиксировать убытки и двигаться дальше. Не нужно терять еще 20 лет жизни, ... которых они будут востребованы. Не было условий для развития талантов Это когда способности и таланты были ...
1.2 Задачи работы по развитию речи в 2-ой группе раннего возраста (от 1 до 2 года жизни)
Задачами второго года жизни ребенка является развитие понимания речи, способности подражания, накопления словаря, формирования речи как средства общения с окружающими. Второй год жизни по методике М.И. Поповой делится на 2 периода:
период — (с 1 г. до 1 г.6 мес) — важно развитие понимания речи взрослого. В программе детского сада дается перечень категорий слов, обозначающих названия людей, предметов, простых действий, которые нужно учить понимать, как и фразы, в которых взрослый раскрывает содержание сюжетов.
период (от 1 г.6 мес. до 2 лет) — также важно развитие понимания речи через расширение ориентировки в окружающей действительности, понимание названий и вблизи. И вдали, названий признаков, правил поведения, коротких рассказов, стихов, потешек. Главная задача — развитие активной речи (воспроизведение коротких предложений, фраз), посредством формирования умения общаться по различным поводам со взрослыми, детьми, задавать вопросы, передавать в нескольких словах, фразах, ранее полученные впечатления.
На 2-ом году жизни работа по развития речи организуется через режимные моменты, самостоятельную игру, занятия с развитием двигательной активности и спецзанятия по развитию речи, представленные в 4 группах (по наглядным средствам): с живыми, неживыми объектами, игрушками, изображениями предметов или игрушек на картинках.
Наблюдение и обсуждение животных, транспорта организуется воспитателем на занятиях, прогулке. Игровым действиям с игрушками надо обучать одновременно с овладение способами действий и сопровождающими словами, развивая способность подражания (малыш становится разговорчивым), обогащая самостоятельную игру.
Занятия по картинкам начинаются с 1 года жизни, где малыша привлекают к изображению, закрепляют узнавания, а с 1 года 6 месяцев при показе объясняют смысл, раскрывают сюжет.
Произведения устного народного творчества, писателей (художественное слово), знакомство с этими сказками, прибаутками, потешками вначале организуется воспитателем через наглядность — показ движений, действий, привлечение для показа игрушек. Ребенка учат слушать образную речь, воспроизводить движения в соответствии с текстом, воспроизводить звукосочетания, слова, запоминать небольшие интересные тексты.
Важны методы «инструкции к действию», опрос после выполнения поручения (особенно во 2-ом периоде), обучение названиям действий в процессе показа, прием вопросов, приемы, нацеливающие ребенка на употребление конкретных слов (по образцу).
Важна роль и совершенствования самостоятельной игры малыша, совершенствующей таким образом речи малыша.
При поступлении в детский сад в период адаптации к новым условиям речевая активность может снижаться, потому при перемене условий жизни необходимо чаще общаться с ребенком, проводить индивидуальные занятия — вначале с игрушками, затем — с картинками. Привлекать внимание к окружающим предметам.
1.3 Задачи работы по развитию речи в 1-ой младшей группе детей дошкольного возраста (от 1 до 2 года жизни)
На третьем году жизни ребенка стоят задачи приучать понимать речь без наглядного сопровождения, расширять активный и словарь, формировать грамматический строй речи, развивать речевое общение со взрослыми и сверстниками.
«РОЛЬ малого фольклора в развитие речи детей раннего возраста»
... - интеграции работы по развитию речи с различными видами деятельности детей; - специально созданной развивающей предметно-пространственной среды; Задачи исследования: 1.Охарактеризуйте особенности речевого развития дошкольников. 2. Определить роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста. ...
Если в подготовительном периоде на 1 и 2 году жизни закладывается основа, формируется потребность в общении, развиваются голосовые реакции, речедвигательный (артикуляционный) аппарат, фонематический слух, восприятие и понимание речи взрослого, подражание звукам и словам, запоминание слов, произвольность употребления усваиваемых слов в целях общения, то во втором периоде раннего детства — на 3-м году жизни способствует установлению преемственности речевой работы в этих группах.
В 1-ой младшей группе дошкольников необходимо развитие ориентировки в окружающем, наблюдательности, знакомства с трудовыми действиями взрослого для решения таких задач, как развитие смысловой стороны речи, артикуляции, функции общения и обобщения (усвоение и употребление слов) — если не учить, то развернутые словесные ответы замещаются простыми словами.
Формы развития речи прежние, усложняется содержание занятий (дидактические направления деятельности малышей: наблюдение, рассматривание).
Работа по наблюдению за окружающим учит различать различные объекты по внешнему виду, уточняет сведения о них, учит сравнивать предметы (побуждение мышления).
Работа с картинками направляет внимание на детальное рассмотрение изображения, развивает умение повторять слова и высказывать сове суждение (используются сюжетные картинки).
При чтении книг с иллюстрациями воспитатель привлекает внимание детей к картинке, читает текст или ведет рассказ своими словами. Также организуется слушание и последующее воспроизведение коротких рассказов, стихов, народных потешек, песенок и др. Рассказывание выполняет разные вспомогательные функции, знакомит детей с новым, способствует всестороннему развитию речи.
Во внеучебное время закрепляются навыки и формируются новые (прием пищи, раздевание, одевание), нужны знания, как и в какой последовательности, организация разных условий выполнения, разных слов для обозначения предметов, действий, организация ситуаций взаимопомощи малышей. Постепенная организация совместных игр детей, в которой они учатся соотносить свои действия, привлекать внимание, договариваться, советоваться посредством регулирующей поведение функции речи.
Использовать приемы поправления (если говорят неправильно — все объяснять, но не настаивать), договариваться, использовать побудительные слова, подсказывания нужного слова.
С конца 2 года жизни отмечается количественный рост словаря, постановка слов в предложении в соответствующей грамматической форме — начинается интенсивное овладение грамматической структурой языка. В результате к 3-3,5 годам малыш усваивает основные грамматические закономерности родного языка — все падежные формы, формы глаголов, сложные предложения, словарь содержит около 1000 и более слов (все части речи, служебные слова, междометия).
К началу 4 года жизни (во 2 младшей дошкольной группе) артикулирует все звуки родного языка. Но эта речь еще разговорная (в ней отсутствуют причастия и деепричастия).
Перед воспитателем стоит задача формирования связной речи — речи содержательной, логичной, последовательной, достаточно хорошо понятной самой по себе, не требующей дополнительных вопросов и уточнений. По мнению А.М. Пешковского основным отличием литературной речи от речи обыденной является сознательное пользование языковыми средствами. Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, и художественное произведение до них доносит педагог. Потому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение.
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами ...
... развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. ... процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного ...
2. Методика ознакомления с литературными произведениями детей раннего возраста (до 3 лет)
С 1,5 лет для развития речи малышей начинает проводиться занятия с использованием художественного слова — знакомством с миниатюрными произведениям народного творчества, с доступными для детей авторскими произведениями. На основе ритмико-мелодической структуры языка в потешках, стихотворениях, происходит раннее восприятие звуковой культуры речи, когда фонематика еще не воспринимается. Эти художественные произведения передают инонациональное богатство родного языка, характерное певучесть гласных звуков, мягкость согласных, своеобразное произношение. Они решают такие задачи как развитие слухового внимания, понимания речи, развитие артикуляционного слухового аппарат, звукоподражания, активизации словаря с использованием звукоподражаний — в потешках, песенках при показе и назывании разных предметов. При этом развиваются слуховое восприятие, речевое дыхание, голосовой аппарат, уточняется артикуляция, воспитывается умение четко, правильно произносить слова, фразы.
В этом возрасте воспитатель работает с детьми и индивидуально и группами по 2-6 человек. Перед занятием воспитатели готовят наглядный материал, который предполагается использовать во время чтения (игрушки, муляжи, картина, портрет, наборы книжек, с иллюстрациями для раздачи детям).
Чтобы чтение и рассказывание было обучающим — необходимо соблюдать правило, чтобы дети видели лицо воспитателя, а не только слушать голос. Потому одна из задач — научить детей слушать чтеца или рассказчика. Только научившись слушать чужую речь, дети получают способность запоминать ее содержание и форму, усваивать нормы литературной речи. Потому воспитатель, читая по книжке, должен научиться смотреть не только в текст, но и время от времени — на лица детей, встречаться с ними глазами, следить за тем, как они реагируют на чтение. Умение посматривать на детей во время чтения дается воспитателю в результате настойчивых тренировок, но даже самый опытный чтец не может читать новое для него произведение «с листа», без подготовки. Потому перед занятием воспитатель производить интонационный разбор произведения («дикторские прочтения») и тренируется в чтении вслух.
Малышам воспитатель в основном читает наизусть — потешки, небольшие стихотворения, рассказы, сказки, а рассказывает — только прозаические произведения (сказки, повести, рассказы).
Чтение и рассказывание художественной литературы проводится строго по определенному плану (примерно 1 раз в неделю в каждой возрастной группе), в которой учитывается общественно-политические события, время года.
Основное правило организации занятий по чтению, рассказыванию детям литературных произведений — эмоциональная приподнятость чтеца и слушателей. Мажорное настроение создает воспитатель — на глазах детей бережно обращается с книгой, с уважением произносит имя автора, несколькими вводными словами возбуждает интерес малышей к тому, о чем собирается читать или рассказывать. Красочная обложка новой книжки, которую воспитатель показывает детям перед началом чтения, тоже может оказаться причиной их повышенного внимания.
Педагогический проект «Речевое развитие детей дошкольного ...
... Повышение уровня развития связной речи детей дошкольного возраста возможно через сказки и сочинение сказок на новый лад. К сожалению, сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном – это чтение, рассказывание, в лучшем случае ...
Малыши требуют руководства в слушании — вид и голос рассказчика должен говорить, что в данную минуту речи дет о трогательном и забавном. Текст веселого характера воспитатель читает, не прерывая себя (комментарии допускаются только при чтении познавательных книг).
Все слова, понимание которых может вызывать у детей затруднения, нужно объяснять в начале занятия.
После 2 лет (1 младшая группа дошкольников) воспитатель организует чтение книг с иллюстрациями, с привлечением внимания детей к картинкам. При несложном тексте и простых картинках можно читать текст, сопровождая чтение показом картинок или ведет рассказ своими словами. На последующих занятиях воспитатель побуждает детей не только рассмотреть картинки, но и рассказать о том, что написано в книге. Он может также помочь малышам вспомнить свой рассказ по поводу той или иной иллюстрации. При затруднениях ребенок обращается к воспитателю, который организует рассматривание и пересказ. В данном случае имеет место совместная деятельность взрослого и ребенка. Книги способствуют установлению контактов между взрослыми и детьми, так и между самими детьми. Важно, чтобы ребенок мог обращаться к воспитателю и вне занятий. О содержании книг можно говорить и в их отсутствие — это развивает память, заставляет ребенка размышлять.
Слушание и последующее воспроизведение коротких рассказов, стихов, народных потешек, песен детьми третьего года жизни, где особенно важно систематически организованное рассказывание, приучающее внимательно слушать, понимать и самостоятельно рассказывать.
Вначале один и тот же рассказ надо повторять несколько раз — как на одном и том же занятии, так и через небольшие интервалы в 2-3 дня. В последующем, сохраняя основное содержание, рассказ следует усложнять. Усложнение может идти в разных направлениях: увеличивается количество действий, выполняемых персонажами, описывается место действия, разыгрываются взаимоотношения, складывающиеся между персонажами. Для того, чтобы научить ребенка понимать рассказ и вырабатывать умение перерассказывать, нужно организовывать совместное рассказывание. Сначала следует побуждать ребенка повторять за воспитателем слова и фразы — затем задавать вопросы и учить отвечать на них позднее — просить его рассказывать самостоятельно. В этом случае воспитателю нужно самому вести рассказ вслед за ребенком, повторяя то, что он сказал, и обязательно, добавляя пропущенное.
3. Методика ознакомления с литературными произведениями детей младшего дошкольного возраста (до 3 лет)
Если в задачах работы по развитию звуковой культуры речи в 1 младшей группе на первое место ставилось звукоподражание, то во 2 — эта работа над звукопроизношением с развитием речевого слуха, дыхания, голоса, артикуляционного аппарата, дикции. С 3 лет опора в работе уже не способность осознанно подражать, а на сознательное отношение детей к звуковой стороне слова и строится на последовательной обработке основных звуков родного языка. Потому в качестве методических приемов уже используются речевой образец, заучивание наизусть (стихи, потешки, загадки, беседы и т.п.).
Для создания навыка используются словесные игры, чистоговорки, скороговорки, загадки, потешки, стихотворения, рассказы, сказки.
Пословицы о сказках для детей. Придумать сказку по пословице
... пословиц из сказок посвящены два раздела: «Присказки» и «Сказка-песня». С них и начнем. Жил-был царь овес, он все сказки унес. Ни словами (Ни в сказке) ... Участники проекта: дети средней группы № 3, воспитатели, родители. Составление описательных рассказов с детьми. Формирование грамматически правильной ... каждой полноценной семье должна быть любовь Сочинение на тему Озеро Байкал Сибирское озеро ...
В младшем дошкольном возрасте речь ситуативна, преобладают опрессивное изложение, начинается умение излагать мысли, но встречаются ошибки в плане дальнейшей работы с детьми — в обучении разговорной речи в младшем дошкольном возрасте. В этом возрасте организуется большая подготовительная работа.
Если при ознакомлении с литературными произведениями на третьем году жизни важна подготовительная работа в плане умения слушать, отвечать, вставлять в рассказ воспитателя слова, фразы, когда задачами ставится научить воспринимать сначала текст, затем подводить ребенка к его произведении. То уже на 4 году жизни, начиная с простого воспроизведения хорошо знакомой сказки, построенной на повторе, переходят к пересказу маленьких рассказов Л.Н. Толстого (в подготовке важны зрелища, драматизация, индивидуальная работа).
Перед первичным чтением литературного произведения не следует делать установку на запоминание. Важно выразительно прочитать, интонационно выделяя диалоги лиц (помощь в определении отношения к героям и событиям).
Беседа по содержанию и форме произведения включает постановку воспитателем продуманных вопросов (на понимание), выяснение того, как автор описывает явление, с чем сравнивает, что больше всего запомнилось, что необычно — для целостного восприятия (единство содержания и формы) — 4-5 вопросов. Перед повторным чтением — установка на внимательное прослушивание и запоминание. В пересказе произведения детьми важна художественно-образная речь, если на занятии дается несколько сказок (рассказов), то дети выбирают и перерассказывают одну по желанию, или дети придумывают продолжение к прочитанному тексту, или сочиняют рассказ по аналогии, или осуществляют драматизацию.
Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя «событий», в мысленном действии, в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия. В трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, А.В. Запорожца, О.И. Никифоровой, Е.А. Флериной, Н.С. Карпинской, Л.М. Гурович и других ученых исследуются особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста. Е.А. Флерина называла характерной чертой такого восприятия единство «чувствующего» и «мыслящего».
О.И. Никифорова выделяла в развитии восприятия художественной литературы 3 стадии:
- непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе — работа воображения);
- понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление);
- влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание).
Е.А. Флерина отметила наивность детского восприятия — дети не любят плохого конца, герой должен быть удачлив, малыши не хотят, чтобы даже глупого мышонка съела кошка. Художественное восприятие на протяжении дошкольного возраста развивается и совершенствуется. Л.М. Гурович на основе обобщения научных данных и собственного исследования рассматривает возрастные особенности восприятия, выделяя 2 периода в их эстетическом развитии:
Кто является мудрым в сказке 12 месяцев. Сказка «двенадцать месяцев» ...
... был очень хорошим другом для детей. Практически во всех сказках идет противостояние добра и зла. Произведение «Двенадцать месяцев» не стало исключением. Главные герои сказки – падчерица, которая была очень доброй ... Служивому и Профессору – воспитателю Королевы, а мачеху с дочкой превращают в собак. Все встает на свои места: зло получило по заслугам. Маршак в своём произведении учит ...
- от 2 до 5 лет, когда малыш недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства;
- после 5 лет, когда искусство (и искусство слова) для ребенка становится самоценным.
На основе особенностей восприятия и выделяются ведущие задачи ознакомления с книгой на каждом возрастном этапе младшему дошкольному возрасту характерна зависимость понимания текста от личного опыта ребенка, установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом, в центре внимания главный персонаж. Чаще всего дети не понимают его переживаний и мотивов поступков. Эмоциональное отношение к героям ярко окрашено, наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи.
Цель литературного образования дошкольников, по словам С.Я. Маршака в формировании будущего большого и талантливого писателя, культурного, образованного человека (1,341).
Задачи и содержание ознакомления определяется на основе знания особенностей восприятия и понимания произведений литературы и представлены в программе детского сада.
Обобщенно это:
воспитывать интерес к художественной литературе, способность к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.
формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о композиции, о простейших элементах образности в языке;
- воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать настроение произведений, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказа, сказки, стиха, развивать поэтический слух.
Круг детского чтения и рассказывания определяется критериями отбора, его группы произведений:
- произведения русского народного творчества и творчества народов мира;
- малые формы фольклора (загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки, частушки, небылицы, перевертыши), сказки.
произведения русской и зарубежной классической литературы — А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, братьев Гримм, Х.К. Андерсена, Ш. Перро и других.
произведения современной русской и зарубежной литературы (разные жанры — рассказы, повести, сказки, поэмы, лирические и шуточные стихи, загадки).
Важная часть профессиональной подготовки воспитателя — заучивание наизусть художественных произведений, предназначенных для чтения детям и развитие навыков выразительного чтения. В группе младшего дошкольного возраста для лучшего чтения или рассказывания воспитатель делит слушателей пополам.
Методика художественного чтения и рассказывания детям раскрыта в монографиях, методических и учебных пособиях. Основными методами ознакомления с художественной литературой являются:
- чтение воспитателя по книге и наизусть (дословная передача текста, когда читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей;
- значительная часть литературного произведения читается по книге).
рассказывание воспитателя — относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, смысла их толкования), дающие возможность привлечения внимания детей;
- инсценирование — средство вторичного ознакомления с художественной литературой.
заучивание наизусть.
Выбор способа передачи произведения (чтения или рассказывания) зависит от жанра произведения и возрастной группы слушателей. В методике развития речи традиционны 2 формы работы с книгой в детском саду — чтение и рассказывание, заучивание стихотворений на занятиях и использование литературных произведений, произведений устного народного творчества вне занятий, в разных видах деятельности.
На одном занятии читается одно произведение и 1-2 из тех, которые дети уже слышали раньше. Многократное чтение произведений в детском саду обязательно. Дети любят слушать уже знакомые, полюбившиеся им рассказы, сказки, стихи. Повторение эмоциональных переживаний не обедняет восприятие, но ведет к усвоению языка и, следовательно, к более глубокому осмыслению событий, поступков героев. Уже в младшем школьном возрасте у детей появляются любимые персонажи, дорогие для них произведения, потому их радуют каждая встреча с этими персонажами.
Малыши, конечно, могут не все понять в тексте произведения, но проникнуться чувствами, выраженными в нем, они должны прочувствовать радость, печаль, гнев, жалость, а потом и восхищение, уважение, шутку, насмешку и т.д. Одновременно с усвоением чувств, выраженных в художественной литературе дети усваивают и язык. Такова основная закономерность усвоения речи и развития языкового чутья (чувства языка).
Читать выразительно — значит выражать интонацией и все отношение к тому, о чем читаешь, оценивать содержание читаемого со стороны эмоционального воздействия. В раннем возрасте еще е понимая речь, дети оценивают характер ее эмоции и соответственно реагируют на нее. Потому выразительное чтение — это и способ довести всю гамму эмоций, и способ развития и совершенствования чувств ребенка.
Определенный уровень развития эмоциональной сферы психики детей той или иной возрастной ступени, достигнутой средствами интонации позволит воспитателю помочь детям усвоить выразительные средства лексики и грамматики (морфология и синтаксис) на следующей ступени.
При подготовке к дикторскому прочтению текста воспитатель становится в положение слушателя данного текста, старается предвидеть что, именно может затруднить его слушателей, ищет средства облегчения восприятия (по Боголюбской М.К., Шевченко В. В): орфоэпия чтеца, сила его голоса, темп речи (менее значительное быстрее), паузирование, ударения и эмоциональная окраска голоса (4,214).
Программа детского сада по методике О.С. Ушаковой ставит перед воспитателем задачу пробуждать у детей желание слушать рассказывание сказок, чтение художественных произведений, воспитывать умение следить за развитием действия в сказке, рассказе, сочувствовать положительным героям (5,119).
Начиная с младших групп необходимо подводить детей к различению жанров. Воспитатель должен обязательно называть жанр литературного произведения. Конечно, углубление понимания специфики жанров, их особенностей произойдет в более старшем возрасте. В младшей группе дети, слыша названия жанров, просто его запоминают.
Необходимо избегать неправильных выражений («расскажу сказочку, стишок»).
Названия жанров должны даваться четко и правильно. Сказки рассказываются, рассказ читается стихотворения читаются и заучиваются. Разные литературные жанры требуют разного характера передачи. Сказки детям четвертого года жизни предпочтительно рассказывать, а не читать по книге — это усиливает эмоциональное воздействие, что, в свою очередь, способствует лучшему понимания основного смысла сказки. Когда воспитатель смотрит не в спину, а на детей, он как бы разговаривает с каждым ребенком и этим воспитывает очень важное умение слушать и понимать монологическую речь.
Если сказка по содержанию невелика, можно рассказать ее два или даже три раза, можно повторить только самые яркие места. После рассказывания рекомендуется предложить детям вспомнить наиболее интересные моменты и повторить их словами сказки. Например, после прослушивания сказки «Маша и медведь» можно спросить: «Что говорил медведь, когда хотел съесть пирожок? » — дети, подражая воспитателю, низким голосом отвечают: «Сяду на пенек, съем пирожок». Воспитатель: «А что Машенька отвечала медведю? » — побуждает их вспомнить слова: «Вижу, вижу! Не садись на пенек, не ешь пирожок! «. Повторяя эти слова, дети лучше усваивают содержание сказки, учатся интонационно передавать слова ее героев, и пусть пока повторяют интонации воспитателя. Это закладывает основы самостоятельного развития в более старшем возрасте.
После слушания сказок «Волк и козлята», «кот, петух и лиса» можно повторить песенки действующих лиц. А чтобы дети приучались отвечать на вопросы педагога по содержанию, он вызывает ребенка и предлагает повторить песенку персонажа. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомой с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы как петушок-золотой гребешок, козлятушки-ребятушки, коза-дереза и т.п. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имен героев закрепляет эти образные слова в сознании детей — они начинают использовать их в своих играх.
Для чтения дошкольникам рекомендуются небольшие рассказы и стихотворения, такие, как «Игрушки» А. Барто, «Мой Мишка» З. Александровой — воспитание у маленьких слушателей доброго чувства, положительных эмоций. Их несложное содержание, близкое личному опыту ребенка, выраженное в простой и доступной форме: смежная рифма, короткие стихотворные строчки. Повторяя их, дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха, легко воспринимают,… а затем и запоминают все стихотворения. Детей четвертого года жизни особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся легкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении дети улавливают смысл стихотворения, утверждаются в чувстве рифмы и ритма, запоминают отдельные слова и выражения и тем обогащают чувства.
На данном этапе большое значение имеет воспитание звуковой культуры речи — при чтении стихов нужно научить малышей произносить их не спеша, четко выговаривая каждое слово. У детей есть привычка ставить ударения на рифмующихся словах, потому воспитатель особенно точно должен расставить логические ударения и добиться, чтобы и дети произносили стихотворение правильно.
После чтения рассказов и стихотворений, содержание которых близко и доступно каждому ребенку, можно напомнить детям аналогичные факты из их собственной жизни. Например, прочитать стихотворения Е. Блашниной «Вот какая мама», воспитатель может задать вопрос как самого ребенка наряжала мама на праздник. Пусть отвечая на вопросы, дети строят свои высказывания только из одного двух простых предложений — это уже подготовка к обучению рассказывать.
Конечно, много вопросов малышам задавать не следует — по два, по три вопроса, выясняющих, как они поняли содержание произведения, какие слова запомнили и как это содержание связывается с личным опытом ребенка.
В течение года детям повторно читают знакомые рассказы, сказки, стихи и ритмические строчки из сказок, для того, чтобы поэтические образы лучше усваивались и не забывались. Запоминание стихов и сказок оказывает большое внимание на развитие словаря ребенка. Надо стремиться к тому, чтобы слова, услышанные детьми на занятии, входили в их активный словарь. Для этого следует чаще повторять их в самых разнообразных сочетаниях, иначе малыш воспримет новые слова просто как сочетание звуков, не постигнув их значение. Задача воспитателя — научить детей понимать слова, которые они произносят, показать, как их можно употреблять в сочетании с другими словами.
В практике работы иногда встречается такой подход к ознакомлению с художественной литературой: педагог выразительно, эмоционально читает сказку или стихотворения и на этом ознакомление заканчивается. Дети, возможно, и хорошо понимают смысл прочитанного, но чтение не развивает их мысли — содержание произведения и слова, которые они услышали, быстро забываются. Конечно, очень важно соблюдать чувство меры, но работа над произведением дальнейшее повторение слов и выражений, которые дети запомнили и усвоили, совершенно необходимо.
Если после каждого занятия повторять, закреплять новые слова, преподносить их в самых разнообразных сочетаниях — дети будут лучше усваивать лексику и строй родного языка.
Особое внимание надо уделять формированию грамматики правильной речи, следить, чтобы, отвечая на вопросы, по содержанию литературных произведений, дети пользовались словами в правильной грамматической форме. Таким образом, ознакомление с художественной литературой влияет на всесторонне развитие речи: звуковую культуру речи, грамматический строй, словарь. Уже с младшего дошкольного возраста закладываются основы развития связной речи, необходимые для последующего восприятия более сложных произведений, для дальнейшего развития речи.
4. Методические приемы ознакомления с литературными произведениями детей 1-ой и 2-ой групп младшего дошкольного возраста.
Повторное чтение художественных произведений и их отдельных частей.
Небольшое по размеру художественное произведение воспитатель читает на данном занятии несколько раз подряд, в порядке:
- Выразительно читается текст произведения;
- Детям дается время ¼ или ½ минуты на то, чтобы пережить эстетическое удовольствие от прозвучавшей миниатюры, затем воспитатель спрашивает их, не прочитать ли еще;
— Воспитатель уступает просьбе и начинает читать текст повторно и в 3, и в 4 раз, но нельзя, чтобы чтение надоело детям — при ослаблении внимания чтение нужно прекратить. Лучше прочесть это в другой раз, когда дети смогут прослушать его с таким же удовольствием.
Чем младше дети, тем быстрее они утомляются от повторного чтения. Цель повторного чтения основных эпизодов, интересных описаний, важных рассуждений изучаемого произведения для лучшего усвоения его этического и эстетического содержания, непроизвольное усвоение языка (речи).
В 3-4 года (в 1 и 2 младших группах) отдельные места читаемых произведений повторяют просто для того, чтобы дети их запомнили — запомнили содержание, те слова, которыми оно выражено, интонацию, т.е. повторения для развития чувства языка.
Программа детского сада предусматривает для этого много произведений устного народного творчества, в которых основной мотив многократно повторяется: это сказки «Курочка-ряба», «Репка», «теремок», «Колобок», «Козлята и волк», «Маша и медведь», «Коза-дереза» и др. эти повторы и прочтения сказки можно закрепить в памяти еще раз — например, в 1-ой младшей, чтобы уяснить какие же яички снесла курочка повторяются соответствующие места сказки (снесла курочка яичко, не простое — золотое).
Читая (рассказывая) во 2-ой младшей группе уже знакомую детям сказку «Колобок», надо постараться, чтобы дети запомнили песенку колобка, и для этого повторяться. Естественно, что усваиваются и интонации персонажей.
Рассматривание картинок в книжке.
Основная задача чтения дошкольника — научить слушать и слышать (правильно воспринимать речь).
Картинка — иллюстрация, помещаемая в детской книге, помогает воспитателю преподнести ребенку читаемый текст, но она и может помешать восприятию, если показать ее не вовремя.
При знакомстве с новой книгой целесообразно сначала прочесть детям текст, а затем рассмотреть с ними вместе иллюстрации. Надо, чтобы картина следовала за словом, а не наоборот — иначе яркая картинка может увлечь детей настолько, что они будут только ее и представлять себе мысленно, зрительный образ не сольется со словом, потому, что дети»не услышат» слова, его звуковая оболочка их не заинтересует. Исключение составляет красочная обложка книги, вызывающая естественный интерес, любопытство детей к данной книге.
Но после того как книга прочитана, внимание детей фиксируется на ее содержании, воспитатель должен показать иллюстрации к ней. Дети узнают на них героев, веще события, о которых шла речь в тексте. При повторном чтении книги после рассматривания иллюстраций словесный материал усваивается очень интенсивно.
Исключение — в тех случаях, когда в книге идет речь о вещах, неизвестных детям, когда встречаются незнакомые, непонятные слова — целесообразно до чтения при объяснении этих слов показать соответствующие иллюстрации.
Известны иллюстраторы-художники, по праву — соавторы писателей: иллюстрации В. Конашевича к сказкам К. Чуковского; иллюстрации И. Васнецова к народным сказкам; рисунки В. Горяева к стихотворениям А. Барто, рисунки Ф. Лемкуль к стихотворениям С. Михалкова.
Приемы рассматривания меняются по возрастным группам:
- узнавание ребенком персонажей, вещей;
- соотнесение фраз текста с картинками;
- оценка ребенком цвета нарисованных предметов, выразительности жестов ребенка;
- сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению.
1-ая часть облегчается тем, что сам педагог показывает иллюстрации в процессе чтения (сначала читает весь рассказ).
Например, при чтении «Цыпленка» К. Чуковского, если дети раньше видели цыпленка, им не нужно было до чтения объяснять и показывать его. Затем, при повторном чтении, воспитатель показывает детям картинки, изображающие героев рассказа в соответствующих ситуациях. Затем воспитатель раздает детям книжки, чтобы они сами могли еще раз рассмотреть картинки. После того, как они рассмотрены, рассказ читается еще раз без обращения к иллюстрации.
Диафильмы на темы тех сказок и рассказов, которые уже дети слушали в чтении, и которые видели картинки — иллюстрации, т. е это еще одно толкование образов персонажей, созданных художником. По сравнению с типографским исполнением рисунка диафильм отличается своеобразием материальных средств подачи иллюстрации (фотопленка, слайд, проекционное устройство дл их демонстрации).
Проекция может сопровождаться и голосом воспитателя, и голосом диктора с пластинки, магнитофона, т.е. технизация обучения родному языку, имеющая несравненно большее возбуждение детей. Но, учебное средство, сильно воздействующее на эмоциональную сферу детей, быстро утрачивает свою действенность, если они используются слишком часто.
Диафильмы достаточно показывать примерно 10 раз в году, на занятиях и вне занятий — в уголке книги, при повторном чтении какой-либо сказки, рассказа.
К концу пребывания в 1-ой младшей группе (к 3 годам) — диафильм «Курочка-Ряба» — дети рассматривают каждый кадр сказки, с удовольствием находят знакомые. Перед просмотром диафильм рекомендуется рассмотреть с малышами картинки в книге на ту же тему, а во время просмотра — упражнять в звукоподражании.
Во 2-ой младшей группе рекомендуется расчленять зрительное и слуховое восприятие. При демонстрации дети сначала самым внимательным образом рассматривают кадр-картинку, а затем — слушают рассказ об увиденном. В иных случаях — можно организовать игру-драматизацию художественного произведения. После того, как дети рассмотрят кадр-картинку воспитатель передает содержание с охранением интонаций. После показа диафильма — организуется своеобразное его обсуждение — дети воспроизводят отдельные эпизоды, делятся своими впечатлениями, делают свои выводы. Малыши вначале трудно воспринимают голос, записанный на пластинке, но быстро привыкают к этому.
Приемы словесной помощи при слушании художественного произведения.
Помощь в понимании позволяет лучше усвоить текст, обогатить словарь, грамматику (дает новые знания об окружающем):
- объяснение непонятных детям слов, встретившихся в тексте;
- введение слов — этических оценок поступков героев;
- привлечение внимания детей к грамматическим конструкциям.
сравнение 2 произведений, из которых второе продолжает и уточняет этическую тему, начатую в первом, или — противопоставлять поведение в сходных ситуациях 2 героев — положительного и отрицательного.
Примитивный синтаксис — свидетельство примитивности мысли. Художественное произведение — важнейший метод, единственное средство создания искусственной речевой среды с оптимальным развивающим потенциалом в области синтаксиса. Слушание чтения художественного произведения на занятии — это только 1-ая часть учебной работы по обучению детей связной речи, а 2-ая часть — перерассказ прочитанного, который проводится с помощью таких предназначенных специально для развития и совершенствования фонетического, лексического, грамматического компонентов речи детей. Все виды учебной работы сливаются в единый методический процесс развития связной речи в связи с чтением, рассказыванием литературных произведений.
Перед рассказыванием воспитатель проводит серьезную выборочную работу, упрощает повествование, сокращает количество эпизодов, уточняет употребление образных средств, иногда меняет сюжет, связывая воедино события и осмысленное ведение чередующихся иллюстраций. В свободном изложении воспитатель передает главное.
С детьми надо говорить правильным литературным языком, а не опускаться до их речевого уровня. Есть произведения, для сохранения художественного своеобразия которых надо передавать почти дословно («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина).
Рассказывание непременно включает элементы театрализации: воспитатель заботится о соответствии рассказу своих интонаций, мимики жестов, даже одежды.
Подготовка воспитателя к рассказыванию:
воспитатель внимательно прочитывает текст выбранного им произведения
он намечает те места, которые можно сократить без искажения смысла
намечает те фразы, которые целесообразно заменить синонимами
производит обычную рабочую разметку интонации текста (паузы, логические ударения, темп, тембр — эмоциональная окраска голоса)
продумывает элементы артистического выступления перед детьми — мимика, жесты, отмечает места текста, которые будет петь.
Заучивание наизусть стихотворений.
У процесса запоминания 2 пути: непроизвольный (в процессе деятельности, имеющий другие цели) и произвольный (результат сознательного намерения запомнить) (по А.А. Смирнову).
На занятиях по чтению дети слушают, обсуждают, перерассказывают литературные произведения и невольно запоминают их целиком или частично.
Необходимо учить запоминанию, т.к в раннем и младшем школьном возрасте ребенок не умеет сам прилагать усилия (это внутренняя интеллектуальная работа, полезная ребенку в 3 отношениях: помогает более быстрому обогащению речи ребенка, интенсивнее развивает эстетические чувства (чувство поэзии, чувство прекрасного), укрепляет память — образную и вербальную (самую совершенную по П.П. Блонскому).
Дошкольники могут специально заучивать художественные произведения несложных жанров, начиная с потешек в 1-ой и 2-ой младшей группах.
Приемы произвольного запоминания:
1. повторение текста
2. припоминание текста
Припоминание необходимо поощрять, предотвращая, по словам К.Д. Ушинского, леность вспомнить забытое (5,217).
Средства активизации детей в повторении и припоминании текста:
само художественное поэтическое произведение должно нравиться детям (музыкальность, красочность образов, эстетическое содержание), доставлять эстетическое удовольствие, нравственное удовлетворение.
дети могут выполнить просьбу воспитателя из любви к своим родителям и другим слушателям в стремлении образовать их.
Воспитатель должен уметь хорошо читать, искренне передавать, убедительно. Также полезно чувство соревновательности с товарищами, желание сделать им сюрприз, элементарные игры. Младшим дошкольникам для заучивания текста в 1-2 строфы нужно 8-10 раз повторить его на нескольких занятиях, 2-3 раза припоминать. Произведения заучиваются сразу целиком — целостное понимание смысла, структуры образов, гармонии созвучий (по частям — лишь при большом объеме).
Занятия ведется по плану:
вступительная реплика, небольшая беседа воспитателя
чтение воспитателем всего текста
повторение всего текста ребенком с хорошей памятью
повторение всего текста ребенком с плохой памятью — нужно помогать, ободрять
Занятие целиком не посвящается заучиванию одного интересного произведения — целесообразно дополнять занятия другими работами — повтор ранее заученного, игры по технике речи.
Работа зависит от жанра. Для запоминания потешек достаточно, чтобы они прозвучали в тот момент, когда у ребенка хорошее настроение от ощущения здоровья, внимания взрослого. В потешке прежде всего слышна музыка, которой достаточно для желания запомнить. Воспитатель помогает различить в ней и образы — соединяет слова с явлениями в окружающем. Важно помочь детям соединить чувственно воспринимаемый образ внешнего мира со словами лирического стихотворения о природе. Нужно обращать внимание на выразительные языковые средства.
В младшем дошкольном возрасте требуется большая наглядность, даже театрализация стихотворения непосредственно перед заучиванием наизусть. Далее — предположить повторить строки с воспитателем вместе, а потом — попросить ребенка рассказать все стихотворение, при этом потихоньку, подсказывая ему лишь слова при забывании. Если есть необходимость, то некоторым детям снова читать вместе — воспитатель читает, а ребенок заканчивает строку. После такого упражнения задания для ребенка усложняются — он должен повторить за воспитателем целые строфы (2-4 строки).
При заучивании наизусть:
не рекомендуется заучивать стихотворения хором (искажается, пропадает смысл, закрепляется неправильное произношение, пассивные дети не участвуют)
заучивать стихотворение целиком — не по строкам, строфам
не требовать заучивания за одно занятие — нужно 8-10 повторений
индивидуальный подход (молчаливым детям — ритмичное, застенчивым — стихи со своим именем и т.п.)
создание в детском саду «атмосферы поэзии» — в повседневном общении, на прогулке
Заключение
Задача детского сада по Л.М. Гурович — в подготовке долгосрочного литературного образования, которое начнется в школе (1,342).
Знакомство малыша с художественной литературой начинается с устного народного творчества — потешек, песен, затем он начинает слушать сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка — особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, доступные ему рассказы.
Народ — непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, нет такого педагогически идеального расположения труднопроизносимых звуков, такого продуманного сведения рядом слов, едва отличающихся друг от друга по звучанию («был бы тупогуб, тупогубенький бычок, у быка была губа тупа»).
Тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок — эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» от упрямства, капризов, эгоизма.
Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах в духе гуманности дети и в своих рассказах и сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых, наказывая злых.
И эстетические, и особенно нравственные (этические) представления дети должны вынести именно из художественных произведений (необходимость готовить вопросы по усвоению содержания для детей).
Педагог должен помнить — излишние морализирования, по поводу прочитанного приносят большой, часто непоправимый вред, «разобранное» с помощью множества мелких вопросов произведение сразу утрачивает в глазах детей всякую прелесть, интерес к нему пропадает. Нужно целиком доверяться воспитательным возможностям художественного текста.
К.Д. Ушинский говорил, что не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родной груди родного языка (4,189).
Детям раннего и младшего дошкольного возраста воспитатель в основном читает наизусть (потешки, стихотворения, рассказы, сказки).
Рассказываются только прозаические произведения (сказки, рассказы, повести).
Потому важная часть профессиональной подготовки — заучивание наизусть художественных произведений, предназначенных для чтения детям, развитие навыков выразительного чтения — способа доведения до всей гаммы эмоций, развитие и совершенствование чувств ребенка.
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/na-temu-literaturnoe-vospitanie-doshkolnikov/
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение русскому языку дошкольников: Учебное пособие — 2-е издание, испр. — М., Академия, 1998 г. — 400 с.
2. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет. — М., Просвещение, 1984 г. — 220 с.
3. Гурович Л.М. Ребенок и книга: Книга для воспитателя детского сада. Под редакцией Логиновой В.И. — М., Просвещение, 1992 — 64 с.
4. Логинова В.И., Максаков А.И., М.И. Попова и др.; Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. Под редакцией Сохина Ф.А. — М., Просвещение, 1984 — 223 с.
5. Федоренко Л.П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Пособие для учащихся дошкольных педучилищ — М., Просвещение, 1977 г. — 239 с.