Пересказ литературных произведений как средство обучения связной речи детей

Контрольная работа

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения, должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека. Можно сказать, что речь – это инструмент развития высших отделов психики.

Связная речь – смысловое развёрнутое высказывание, (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Развитие связной речи детей — одна из главных задач детского сада.

ПЕРЕСКАЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kontrolnaya/obuchenie-doshkolnikov-pereskazu-literaturnyih-proizvedeniy/

Пересказ — это творческое воспроизведение литературного текста. На занятиях по пересказу дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают эмоциональные, образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком. Высокая художественность произведений, предлагаемых для пересказа, цельность формы композиции и языка учат ребенка четко и последовательно строить рассказ, не увлекаясь деталями и не упуская главного, т. е. развивают его речевые умения. Подбирая произведения для пересказа, воспитателю необходимо учитывать следующие требования к ним: высокая художественная ценность, идейная направленность, динамичность, лаконичность и вместе с тем образность изложения, четкость и последовательность развертывания действия, занимательность, а также доступность содержания, небольшой объем. Этим требованиям соответствуют, например, народные сказки, короткие рассказы К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, М. Пришвина и В. Бианки. В каждой возрастной группе методика обучения пересказу имеет свои особенности, однако существуют и общие методические приемы.

План занятия по пересказу произведения во всех возрастных группах выглядит так: первичное чтение произведения, беседа по вопросам, повторное чтение, пересказ. Важным методическим приемом являются вопросы воспитателя. Перед началом пересказа они напоминают детям логику повествования, взаимосвязь и взаимодействие с персонажем; в процессе пересказа дополняют или уточняют ответ ребенка; после пересказа помогают проанализировать его. В методической литературе рекомендуется широко использовать план пересказа. План воспитатель составляет один или вместе с детьми: указания педагога тоже важный методический прием. Он используется, если ребенок забыл текст или отдельное слово. Указания помогают малышу понять или уточнить смысл того или иного выражения, словосочетания, слова, развивают выразительность речи при пересказе. С детьми младшего дошкольного возраста проводится большая подготовительная работа, целью которой является выработка умений слушать, отвечать на вопросы, вставлять в рассказ воспитателя отдельные слова и фразы.

36 стр., 17624 слов

Является актуальной. Значимость изучения проблемы обучения пересказу ...

... работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПЕРЕСКАЗУ СКАЗОК ... изучения проблемы обучения пересказу сказок у детей с общим недоразвитие речи, а также недостаточная разработанность многих аспектов монологической речи и определяют ...

Обучение пересказу, во второй младшей группе, начинается с простого воспроизведения хорошо знакомых детям сказок, построенных на повторе («Колобок», «Репка», «Теремок»).

Воспитатель помогает малышам запомнить последовательность появления сказочных героев, их действий. Начало сказки, как правило, запоминается хорошо, поэтому ребёнок пересказывает его самостоятельно. Далее воспитатель включается в процесс, пересказывая, напоминает текст, а рассказчик повторяет за ним одно-два слова или целое предложение. Постепенно дети переходят к пересказу по вопросам. Вопросы педагога должны быть направлены на установление последовательности событий, называние действующих лиц, напоминание текста песенок. После небольших по объему народных сказок можно переходить к пересказу маленьких рассказов с несложной фабулой. Образцом таких художественных произведений являются рассказы-миниатюры Л. Н. Толстого.

В подготовке детей к пересказу большую роль играют различные зрелища. Драматизация литературных произведений с помощью кукольного, теневого, настольного театра и др. создает необходимый эмоциональный настрой, способствует развитию интереса к художественным произведениям, а также лучшему запоминанию их, пробуждает в ребенке желание передать свои впечатления. Для закрепления навыков пересказа важна индивидуальная работа в утренние и вечерние часы, особенно с теми детьми, которые недостаточно активны на занятиях.

При обучении пересказу детей среднего дошкольного возраста решаются более сложные задачи: их учат рассказывать короткие сказки и рассказы не только хорошо знакомые, но и впервые прочитанные на занятии, выразительно передавать разговор действующих лиц, слушать пересказы других детей и замечать в них несоответствие тексту. После чтения сказки или рассказа воспитатель проводит краткую беседу о прочитанном тексте. Его вопросы должны быть направлены на выявление понимания детьми содержания произведения, последовательности событий, а также некоторых средств художественной выразительности. Если ребенок затрудняется в пересказе, педагог задает ему дополнительные вопросы (для помощи можно привлекать и других детей) или напоминает какую-то фразу из текста, забытое слово. Постепенно от занятия к занятию требования к пересказу возрастают — воспитатель добивается точности и полноты воспроизведения содержания, выразительной передачи диалога персонажей. Если ребенок пересказывает текст, своими словами, педагог следит за тем, чтобы точно пересказывалась мысль автора.

25 стр., 12050 слов

Особенности формирования пересказа у детей 6-7 лет

... приобретает развитие речи, основанное на пересказе литературных произведений. В качестве основных показателей пересказа принято считать умение ребенка структурно правильно строить текст, используя при этом необходимые средства ... его. В старшей группе главной задачей является обучение детей построению связных текстов разных типов, работа над смысловой стороной текста. В этой группе впервые по новым ...

Важным методическим приемом является оценка детского пересказа. В средней группе ее проводит воспитатель. Оценивая пересказ, необходимо кратко проанализировать его, отметив хорошие стороны и недостатки, обязательно поощрить старания ребенка, вселить в него уверенность в своих силах. При этом необходимо решать и другую программную задачу: воспитывать у детей умение замечать несоответствия тексту в пересказах друг друга. Педагог должен создать условия, способствующие развитию речевой активности и самостоятельности всех детей. Если на первых занятиях можно вызывать тех, кто изъявляет желание пересказать литературный текст, то в дальнейшем надо следить, чтобы каждый ребенок принимал участие в пересказе.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста выдвигаются новые задачи обучения пересказу литературных произведений: уметь связно, последовательно, выразительно передавать содержание рассказа или сказки без помощи вопросов воспитателя, передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц, использовать выразительные средства. Детям предлагаются более сложные по сюжету произведения. В старшей группе проводится пересказ русских народных сказок, рассказов Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского и советских писателей’.

В подготовительной к школе группе можно подводить детей к пересказу текстов описательного характера. Методика занятий по обучению пересказу зависит от уровня развития связной речи у детей данной группы, от поставленных воспитателем задач, а также от особенностей предлагаемого литературного текста. Занятие по пересказу может состоять из следующих частей:

1) вводной беседы, настраивающей на восприятие произведения; вопроса, в отдельных случаях выявляющего и уточняющего представления детей; рассматривания художественной иллюстрация, вызывающей нужный эмоциональный настрой, и т. п.;

2) чтения литературного произведения. Перед первичным чтением не следует делать установку на запоминание текста — это может нарушить целостность восприятия художественного произведения. Очень важно выразительно прочитать (или рассказать) текст, интонационно выделяя диалоги действующих лиц и этим помогая детям определять свое отношение к героям н событиям рассказа;

3) беседы по содержанию и форме прочитанного произведения. Вопросы педагога должны быть очень тщательно продуманы. Кроме вопросов, выявляющих понимание ребенком того, о чем говорится в данном рассказе (сказке), что он узнал нового, каковы основные черты характеров главных героев и чем они ему понравились. Необходимы и такие вопросы, которые раскрывают художественную ферму литературного произведения: это вопросы, выясняющие, как автор описывает то или иное явление, с чем его сравнивает, какие интересные слова, и выражения больше всего запомнились и понравились детям, показались им необычными. Такая беседа закрепляет целостное восприятие литературного произведения в единстве содержания и художественной формы. Данная часть занятия не должна быть длительной. Достаточно задать детям 4—5 вопросов;

4 стр., 1883 слов

Сочинений по произведению «Дети подземелья»

... Владимира Короленко «Дети подземелья» в самом деле, можно называть примером реальных дружеских отношений и сострадания. Главной вопросом, поднятым в произведении, является нужда, как физическая, так и внутренняя. Будучи литературным творцом-филантропом, Короленко ...

4) повторного чтения литературного текста. Перед чтением дается установка на внимательное прослушивание содержания и запоминание его. Воспитатель говорит детям, чтобы они еще раз внимательно прослушали произведение и постарались его запомнить, так как после чтения им придется самостоятельно пересказать этот рассказ (сказку);

5) пересказа произведения детьми.

Необходимо помнить, что основным в занятии по пересказу литературного произведения является сам пересказ. Дети обучаются умению высказываться, грамматически правильно строить предложения, связно и последовательно передавать содержание, используя как авторские слова и выражения, так и свои слова, точно передающие смысл прочитанного. Очень важно то, что при пересказе литературного текста художественно-образная речь становится достоянием ребенка.

Приведём в качестве примера занятие по пересказу рассказ Л. Кассиля «Сестра»’. Перед чтением рассказа педагог показывает иллюстрацию — картину Самсонова «Медицинская сестра» и спрашивает, о чем рассказывает эта картина (о том, как медсестра перевязывает раненого солдата на поле боя), что дети узнали о медицинской сестре, посмотрев эту иллюстрацию (она смелая, храбрая, спасла жизнь солдату, перевязала его).

Затем воспитатель читает рассказ. Начало читается спокойно, потом в голосе появляются тревожные интонации. Чтение второго абзаца (появление медсестры) должно раскрыть и радость бойца, и его еще не угасшую тревогу. Особенно выразительно надо прочитать диалог, передав уверенность медсестры в том, что боец Иван Котлов будет жить. В последнем абзаце необходимо интонационно подчеркнуть отношение автора к героине рассказа («Славная подружка, храбрая девушка Надя Балашова!»).

После чтения педагог задает вопросы: о чем говорится в этом рассказе? (О том, как медицинская сестра Надя Балашова спасла раненого бойца.) Что случилось в бою с Иваном Котловым? (Он пошел в опасный бой, был ранен и уже думал, что умрет, но сестра вынесла его с поля боя.) Как автор рассказывает о медицинской сестре Наде Балашовой? (Она маленькая, но сильная; по ней стреляют, а она ползет, и так она спасла раненого бойца Ивана Котлова.) Чем вам нравится Надя Балашова? (Она смелая, храбрая, ловкая, сильная, добрая, заботливая.) Воспитатель говорит детям, что они правильно ответили на вопросы, хорошо поняли содержание рассказа и отношение автора к героине. «А сейчас я вам еще раз прочитаю рассказ, а вы послушайте внимательно: вы будете его рассказывать». Затем он вызывает 5—6 детей. После каждого пересказа дети дают оценку, как передано содержание и детали рассказа. Например: «Юра рассказал выразительно, но его рассказ неполный; Петя не рассказал про Надю Балашову, как она тащила на себе Ивана Котлова и что она маленькая, а сильная».

Если рассказ или сказка по объему будут небольшие, ребенок пересказывает текст целиком. Более длинное произведение можно рассказывать по частям (воспитатель заранее намечает логически завершенные отрывки).

Детям, которые затрудняются пересказывать, можно задавать вопросы (их тоже намечают заранее).

Е. И. Тихеева, признавая пользу вспомогательных вопросов, предостерегает воспитателей от их чрезмерного количества. Вопрос должен быть конкретным, не отвлекающим ребенка от передаваемого текста. Иногда он подсказывает ребенку упущенное действие героя, иногда — необходимое слово, точно передающее смысл сообщаемого. Кого сначала вызывать для пересказа — детей с хорошей развитой речью или наоборот, решает воспитатель. Выбор зависит от трудности литературного текста, от конкретных задач, поставленных на данном занятии, и от индивидуальных особенностей детей. Так, если текст небольшой по объему и простой по содержанию и форме, можно сначала вызвать более слабых детей: важно следить за тем, чтобы каждый ребенок обязательно был вызван.

4 стр., 1956 слов

Композиция литературного текста

... некий образ текста, а значит, все композиционные приемы участвуют в раскрытии содержания. Поэтому В.Кожинов называл композицию взаимосвязью разнородных компонентов литературного произведения2. Обобщая ... опыт ученых, мы даем следующее определение. Композиция (от лат. compositio – ...