По музыке учащихся по музыке (старшая группа)

Курсовая работа

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.

Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются музыкальные занятия. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах.

Игре на детских музыкальных инструментах в детском саду должно уделяться особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.

Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище поют), музыкально-ритмических движений (четче воспроизводят ритм).

Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.


Рассмотрим классификацию детских музыкальных инструментов, предложенную Кононовой Н.Г. в книге «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах».

Все детские музыкальные игрушки и инструменты можно сгруппировать по видам: неозвучные музыкальные игрушки – инструменты помогают детям создать игровые ситуации. К ним относятся балалайки с неиграющими струнами, пианино с немой клавиатурой, баянчики с растягивающимися мехами.

23 стр., 11256 слов

«Организация игры на детских музыкальных инструментах во ...

... 2.. Рассмотреть теоретические аспекты игры на детских музыкальных инструментах младших школьников; 3. Описать методику обучения игре на детских музыкальных инструментах младших школьников; 4. Изучить опыт использования игры на детских музыкальных инструментах младших школьников во внеурочной деятельности. Объект исследования, Предмет исследования ...

Озвучные музыкальные игрушки – инструменты Н.Г.Кононова делит на: 1) Игрушки – инструменты с нефиксированным звуком, т.е. звуком неопределенной высоты (погремушки, бубны, трещотки, барабаны, кастаньеты, треугольники, колотушки, коробочки, музыкальные молоточки); 2) Игрушки – инструменты, издающие звук только одной высоты (свирели, дудки, рожки, свистульки) применяются при создании игровых ситуаций. 3) Игрушки с фиксированной мелодией (органчики, музыкальные шкатулки, музыкальные ящики).

Используются для детей раннего возраста с целью привлечения их внимания к мелодическому звучанию и развитию слухового сосредоточения. 4) Игрушки – инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом (металлофоны, пианино, рояли, кларнеты, флейты саксофоны, баяны, гармоники, губные гармошки, колокольчики, цитры, домры, балалайки, цимбалы, гусли и др).

5) Игрушки-инструменты (пианино, рояль, балалайка, гармошка) изготавливаются из фанеры, картона. Педагоги используют их для создания игровых ситуаций, при которых дети, представляя себя играющими на музыкальных инструментах, напевают. Таким образом на неозвученных игрушках и инструментах малыши упражняются в правильном воспроизведении мелодии. Игрушки инструменты применяются в основном для детей 3-4 лет. 6) Трехступенчатая (nятистуnенчатая, восьмистуnенчатая) лесенка — дидактическая игрушка, изготовленная из дерева, оргстекла, пластмассы, или пластика. Дает представление о звуковысотных соотношениях, развивает музыкальный слух и голос детей. Используется для игровых заданий, упражняющих детей в правильном звукообразовании, Это различные звукоподражания, на звуке определенной высоты при поддержке инструмента (профессионального или детского).

По ступенькам лесенки перемещается маленькая: игрушка (матрешка, собачка, зайчик, медведь, кошечка и т. д.), В зависимости от передвижения фигурки (вверх-вниз) дети меняют высоту голоса. 3адания предлагаются как в восходящем,- так и в нисходящем порядке. 7) Звуковые книжки делаются из картона или плотной бумаги (размер 30 Х 20 или 15 Х 10 см).

На каждой странице цветная иллюстрация, сюжет которой соответствует названию знакомой детям песни. Под рисунком предлагается нотная строка с записью мелодии, данной песни и ее текст. Звуковые книжки используются во всех возрастных группах, начиная со второй младшей. Звуковые картинки — то же, что и звуковые книжки, только оформление каждой песни представлено отдельно (размер 15 Х, l0 см).

Все картинки хранят в пакете или коробочке: звуковыми, картинками удобно пользоваться: их можно часто менять и постепенно накапливать, используя большое количество разнообразных программных песен. Этот, игровой материал педагоги используют в средней, старшей и подготовительной группах. Вначале игра проводится под руководством взрослого, затем ее дают для самостоятельного пользования.

Рассмотрим ударные инструменты, к которым относятся: 1) деревянные ложки используются в садах как ударный инструмент в ансамблях народных инструментов, а также во время музыкальных занятий, праздников. Звук извлекается путем ритмичного постукивания спаренных ложек о ладонь левой руки. Детей учат свободно держать обе ложки за концы ручек между пальцами правой руки. У ребят развивается чувство ритма, умение согласованно играть в ансамблях. 2) Трещотки используются в работе с детьми старшего дошкольного возраста в шумовом оркестре, ансамбле ложкарей, а также могут применяться во время подыгрывания знакомых песен, особенно русских народных. 3) Треугольник применяется в ансамблях, оркестрах, при исполнении детьми отдельных песен. Звук извлекается путем легкого прикосновения к инструменту металлической палочкой. 4) Колотушка – небольшая продолговатая деревянная рама. Высота стенок 15 – 18 см, ширина 10 см. под верхней стенкой на шнуре закрепляется деревянный шарик, который при колебании ударяется о боковые стенки. К нижней стенке прикрепляется ручка. 5) Бубенцы навешиваются на деревянную палочку или кожаный ремешок (10 – 12 шт.).

8 стр., 3578 слов

Медные духовые музыкальные инструменты

... товарную позицию включаются духовые музыкальные инструменты, не классифицируемые в ... звуков, поэтому композиторам приходилось ориентироваться только на звуки, естественным образом производимые самой трубкой инструмента. Звук в старинной трубе извлекался ... этого рода была весьма длинной (примерно вдвое длиннее современной хроматической трубы) и относилась к числу инструментов с узкой мензурой, что ...

Детей учат извлекать звук путем легкого, ритмичного встряхивания. Бубенцы используются в качестве дополнительной тембровой окраски в ансамбле народных инструментов и оркестре детских музыкальных инструментов. 6) Коробочка — небольшой продолговатый, обструганный и отшлифованный со всех сторон деревянный брусок с полостью под верхней частью корпуса. Длина 24 см, ширина у основания 7,5 см, высота полости 1,5 см. Звук извлекается барабанными или ксилофонными палочками. Назначение то же, что и бубенцов. 7) Музыкальные молоточки — цветные пластмассовые, с полой ручкой, которая заканчивается двухсторонним основанием молоточка. На основании гофрированной цветной набалдашник из мягкой, гибкой тонкой пластмассовой ткани. При ударе по основаниям молоточка издаются разные по высоте звуки. Игрушки успешно используется в младших группах при выполнении игровых заданий для восприятия ритмических отношений, а также с детьми старшего дошкольного возраста для передачи ритма мелодии. 8) Колокольчики имеют несколько видов колокольчиков; они помогают развить у детей звуковысотный слух. Все колокольчики со звуками разной высоты. Набор «валдайских колокольчиков» используется на музыкальных занятиях, во время проведения музыкально – дидактических игр.

Три различных колокольчика по величине и звучанию, находящиеся на стойке, помогают детям закрепить знания о низких, высоких и средних звуках. Для массовых игр и упражнений нужно иметь колокольчики по числу играющих. Для оркестра существуют большие колокольчики, имеющие одинаковое звучание. Они используются в тех случаях, когда нужно выделить фон той или иной музыкальной фразы. Звук извлекается путем удара по колокольчику металлической палочкой. 9) В игре на металлофоне звук извлекается ударом палочек по металлическим пластинкам, расположенным на деревянной подставке. 10) Ксилофон представляет собой набор деревянных брусочков различной величины. В ксилофоне звук извлекается при помощи деревянных палочек. 11) Музыкальная лесенка – восьмиступенчатая лесенка с музыкальным звукорядом. Выполняется из деревянной или пластмассовой основы и съемных ступеней с закрепленными на них металлическими пластинами, которые при ударе по ним молоточком издают звук определенной высоты.

Рассмотрим ударно – клавишные инструменты, к ним относятся такие инструменты как: 1) Пианино, рояль – это озвученная модель музыкальных инструментов, их дают детям старших и подготовительных к школе групп для самостоятельной музыкальной деятельности. Пианино, рояль используются в процессе групповых и индивидуальных занятий, для организации различных музыкально – дидактических игр, упражнений. В самостоятельной деятельности дети переносят имеющийся навык игры на металлофоне, подбирая простейшие мелодии.

7 стр., 3187 слов

Армянские музыкальные инструменты

... этнической музыки применяются звуки «хоомей», джембе, дудука, ситара, волынки, диджериду. Распространено семплирование народных инструментов и пения. В музыкальной индустрии словосочетание может использоваться как синонимнародной музыки. Термин ... он смог им разговаривать, чтобы не показывать слезу. Маленький инструмент, гораздо уступающий по размерам органу или саксофону, выбившийся из глубины веков ...

Духовые инструменты классифицируются на: 1) Флейты, кларнеты, саксофоны и используются для индивидуального обучения и для музыкально – дидактических заданий. 2) Триола является детским музыкальным инструментом с цветными клавишами. Извлечение звука в ней происходит путем вдувания воздуха с одновременным нажатием клавиатуры. У триолы очень приятное мягкое звучание. Инструмент используется для индивидуального обучения и для игры в ансамбле, состоящем только из этих инструментов.

К клавишно – язычковые инструментам относятся такие музыкальные инструменты как: 1) В аккордеоне звук извлекается посредством струи воздуха, приводящей в колебание голосовые язычки, расположенные на пластинках, при нажатии на клавиши, растяжении и сжатии меха. 2) В баяне звук извлекается посредством струи воздуха, приводящей в колебание голосовые язычки, расположенные на планках. 3) В Саратовской гармони с колокольчиками звуки расположены в порядке диатонической мажерной гаммы. Звук в ней извлекается посредством струи воздуха, приводящей в колебание голосовые язычки, расположенные на планках.

Струнные инструменты классифицируются на: 1) Гусли – струнный щипковый инструмент с трапециевидным плоским корпусом и несколькими струнами, построенными диатонически. 2) Цимбалы (белорусский народный инструмент) – это небольшой, низкий ящик в форме трапеции, над которым натянуты струны. Дети играют на инструменте при помощи медиатора. 3) Цитры – струнный щипковый инструмент с десятью струнами, под каждой из них цветной кружочек. Звукоизвлечение то же, что и у цимбал. 4) Арфа – озвученная модель музыкального струнного инструмента. Предназначена для исполнения различных мелодий (песен, танцев и т.д.).

Рассмотрим требования предъявляемые в программе под редакцией М.А.Васильевой на предмет изучения музыкального репертуара для игры на музыкальных инструментах.

Во второй младшей группе (3 – 4 года): 1) необходимо воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку. 2) познакомить с тремя музыкальными жанрами: песней, танцем, маршем. 3) способствовать развитию музыкальной памяти. 4) формировать умение узнавать знакомые песни, пьесы; чувствовать характер музыки (веселый, бодрый, спокойный), эмоционально на нее реагировать.

В процессе игры на детских музыкальных инструментах необходимо знакомить детей с некоторыми детскими музыкальными инструментами: дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой. барабаном, а также их звучанием; учить дошкольников подыгрывать на детских ударных музыкальных инструментах.

В процессе занятий используются хороводы и пляски следующих авторов: «Пляска с погремушками», муз. и сл. В. Антоновой; «Пальчики и ручки», рус. нар. мелодия, обраб. М. Раухвергера; пляска с воспитателем под рус. нар. мелодию «Пойду ль, выйду ль я», обраб. Т. Попатенко; танец с листочками под рус. нар. плясовую мелодию, «Ай ты дудочка-дуда», муз. М. Красева, сл. М. Чарной; «Поезд», муз. Н. Метлова, сл. И. Плакиды; «Плясовая», муз. Л. Бирнова, сл. А. Кузнецовой; «Парный танец», рус. нар. мелодия «Архангельская мелодия».

53 стр., 26024 слов

Русский музыкальный фольклор как средство развития творческих ...

... более эффективно, чем в существующей практике, если: творческое освоение музыкального фольклора детьми будет рассматриваться в контексте их продуктивного постижения единого художественного ... способностей в процессе освоения учащимися русского музыкального фольклора. Проверить в процессе опытно-экспериментальной работы эффективность разработанной технологии. Методологической и теоретической ...

Во второй младшей группе используются такие игры как: «Игра с погремушками», финская нар. мелодия; «Заинька», муз. А. Лядова; «Прогулка», муз. И. Пахельбеля и Г. Свиридова; «Игра С цветными флажками», рус. нар. мелодия. В течение года идет развитие тембрового и динамического слуха, подыгрывание на детских ударных музыкальных инструментах, народные мелодии.

К концу года дети второй младшей группы должны уметь: 1) Слушать музыкальное произведение до конца; 2) Узнавать знакомые песни; 3) Различать звуки по высоте (в пределах октавы); 4) Замечать изменения в звучании (тихо — громко); 5) Петь, не отставая и не опережая друг друга; 6) Выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать по переменно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т. п.); 7) различать и называть детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан и др.).

В средней группе (4 – 5 лет) у детей: продолжают развивать у детей интерес к музыке, желание ее слушать, вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений; продолжают обогащать обогащать музыкальные впечатления, способствовать дальнейшему развитию основ музыкальной культуры.

В процессе игры на детских музыкальных инструментах у детей: 1) формируется умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне.

В течение года с детьми средней группы используются такие игра на детских музыкальных инструментах: «Mы идем с флажками», «Гармошка», «Небо синее», «Андрей-воробей», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова; «Сорока – сорока», рус. нар. прибаутка, обр. Т. Попатенко; «Кап-кап-кап…», румын. нар. песня, обр. Т. Попатенко; «Лиса», рус. нар. прибаутка, обр. В. Попова; подыгрывание рус. нар. мелодий.

К концу года дети могут средней группы должны уметь: 1) Узнавать песни по мелодии; 2) Различать звуки по высоте (в пределах сексты — септимы); 3) Петь протяжно, четко произносить слова; вместе начинать и заканчивать пение; 4) Выполнять движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения; 5) Выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах; 6) Вьполнять движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками); 7) Играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке.

В старшей группе (5 – 6 лет) на занятиях к детям предъявляются следующие требования: 1) Продолжать развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на нее; 2) Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с классической, на родной и современной музыкой; 3) Продолжать развивать музыкальные способности детей: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух; 4) Способствовать дальнейшему развитию навыков пения, движений под музыку, игры и импровизации мелодий на детских музыкальных инструментах; творческой активности детей.

12 стр., 5958 слов

Детские музыкальные инструменты в ДОУ, возможности использования ...

... музыкальных инструментов в детском саду. Детские инструменты должны звучать чисто, иметь определенный тембр, быть доступным детям по своему размеру и весу, простыми по конструкции, достаточно прочными. С ... видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкальноритмических движениях и игре на музыкальных инструментах. Знакомство с детскими музыкальными инструментами и умение играть на ...

В игре на детских музыкальных инструментах следует: учить детей исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах знакомые песенки индивидуально и небольшими группами, соблюдая при этом общую динамику и темп; развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям.

В течение года дети старшей группы должны исполнять на детских музыкальных инструментах следующие произведения: «Небо синее!», «Смелый пилот!», муз. Е. Тиличеевой, ел. М. Долинова; «Лондон!», рус. нар. песня, обр. Р. Рустамов а; «Гори, гори ясно!!», рус. нар. мелодия; «Пастушок!», чеш. нар. мелодия, обр. И. Берковича; «Петушок!», рус. нар. песня, обр. М. Красева; «Часики!», муз. С. Вольфензона; «Жил у нашей бабушки черный баран!», рус. нар. шуточная песня, обр. В. Arафонникова.

К концу года дети старшей группы должны уметь: 1) Различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня); звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка); 2) Различать высокие и низкие звуки (в пределах квинты); 3) Петь без напряжения, плавно, легким звуком; отчетливо произносить слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении музыкального инструмента; 4) Ритмично двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки; 5) Выполнять танцевальные движения: поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении; 6) Самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов; действовать, не подражая друг другу; 7) Играть мелодии на металлофоне по одному и небольшими группами.

Рассмотрим требования предъявляемые к детям в подготовительной группе (6 – 7 лет): 1) Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественный вкус; 2) Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера; 3) Совершенствовать звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух; 4) Способствовать дальнейшему формированию певческого голоса, развитию навыков движения под музыку; 5) Обучать игре на детских музыкальных инструментах; 6) Знакомить с элементарными музыкальными понятиями.

В процессе игры на детских музыкальных инструментах детей подготовительной группы необходимо: 1) Знакомить с музыкальными произведениями в исполнении различных инструментов и в оркестровой обработке; 2) Учить играть на металлофоне, свирели, ударных и электронных музыкальных инструментах, русских народных музыкальных инструментах: трещотках, погремушках, треугольниках; исполнять музыкальные произведения в оркестре и в ансамбле.

В течение года дети должны играть на детских музыкальных инструментах такие произведения как: «Бубенчики», «В школу» и «Гармошка», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова; «Андрей-воробей», рус. нар, песня, обр. Е. Тиличеевой; «Наш оркестр», муз. Е. Тиличеевой, сл. Ю. Островского; «Латвийская полька», обр. М, Раухвергера; «На зеленом лугу», «Во саду ли, в огороде», «Сорока-сорока», рус. нap. мелодии; « Белка» (отрывок из оперы «Сказка о царе Салтане», муз. Н. Римского-Корсакова); «Ворон», рус. нар. прибаутка, обр. Е. Тиличевой; «Я на горку шла». «Во поле береза стояла», рус. нар. песни; «Ой лопнул обруч» укр. нар. мелодия, обр. И. Берковича; «К нам гости пришла», муз. Ан. Александрова; «Вальс» муз. Е. Тиличеевой; «В нашем оркестре», муз. Т. Потапенко.

25 стр., 12439 слов

Воспитание выразительности и координации движений в художественной ...

... гимнастического движения проявляется в способности спортсменок точно передавать в процессе исполнения упражнений характер и эмоциональное содержание музыки, что в художественной гимнастике принято называть выразительностью ... и запоминание музыки, помогает запомнить движение. Все это постепенно воспитывает у детей чувство ритма, музыкальную память, развивает эстетический вкус. Музыкальные акценты ...

К концу года дети подготовительной группы должны уметь: 1) Узнавать мелодию Государственного гимна РФ; 2) Определять жанр прослушанного произведения (Марш, песня, танец) и инструмент, на котором оно исполняется; 3) Определять общее настроение, характер музыкального произведения; 4) Различать части произведения (вступление, заключение, запев, припев); 5) Петь песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание); 6) Петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него; 7) Выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами; передавать несложный музыкальный ритмический рисунок; 8) Выполнять танцевальные движения: шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг; 9) Инсценировать игровые песни, придумывать варианты образных движений в играх и хороводах; 10) Исполнять сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии.

Детское музицирование обогащает ребенка впечатлениями, оказывает воздействие на развитие его творческих способностей, формирует моральный облик. Музыкальный опыт, который дети приобретают на занятиях, позволяет успешно применять полученные знания на детских праздниках, развлечениях и, конечно заниматься самостоятельной музыкальной деятельностью.

Н.Метлов и Л.Михайлова говорили о необходимости организации детского оркестра как действенного средства развития музыкального восприятия и слуха у детей. Начав с обучения детей игре на ударных инструментах (бубен, треугольник, звоночки, кастаньеты и др.), Н.А.Метлов вскоре оставляет за ними право только аккомпанирующих, дающих определенную окраску произведению. Первыми инструментами для детей были ксилофон и металлофон.

Раннее музыкальное обучение играет существенную роль в музыкальном развитии ребенка, но оно должно быть облечено в формы, доступные и интересные для детей раннего возраста. Нельзя не учитывать степень готовности к таким занятиям, как обучение игре на инструментах, требующих от детей значительного внимания, сосредоточенности, осознанности и физической зрелости. Первые музыкальные впечатления педагог стремится дать ребятам в занимательной игровой форме. Обучение начинается с группы ударных инструментов, не имеющих звукоряда. Занятия проводятся с небольшими группами детей и индивидуально. Целесообразно использовать музыкальные инструменты и в повседневной жизни, чтобы закрепить у ребят появляющееся ощущение ритма музыки.

Работа проводится организованно и последовательно, применяются разнообразные методы и приемы: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально — дидактических игр, имеется большая база детских музыкальных инструментов. Систематическое применение на музыкальных занятиях музыкальных игрушек и инструментов вызывает у детей интерес к таким занятиям, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческой активности.

3 стр., 1058 слов

«Музыкальные игры»

... игры, которые, воздействуя на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом. Форма игры очень удобна для восприятия ребенка дошкольного возраста. В ... произведений эмоционально воздействуют на детей. А это является содержанием таких музыкальных игр, как «Будем танцевать», «Моя любимая мелодия», «Определи пляску». ...

Знакомство с музыкальными инструментами мы начинаем в 1 младшей группе. Учим детей различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, металофона, фортепьяно), узнавать и различать звуки бубна, погремушки, барабана, дудочки.

Каждую музыкальную игрушку вносим, создавая игровую ситуацию. Например, собачка принесла в корзине интересные вещи ими оказались погремушки. Дети с увлечением рассматриваютих, щупают, учатся общаться с ними извлекать звук. Затем собачка проводит с детьми игру «Погремушки» муз. М.Раухвергера. Играется музыкальная пьеса, а дети вместе с воспитателем выполняют движения; под тихую музыку играют погремушкой перед собой, а под громкую поднимают ее вверх и встряхивают с большей силой. Эта игра доставляет малышам радость, учит различать громкое и тихое звучание. На каждом занятии создается атмосфера радостного настроения от общения с музыкой. На следующем занятии дети встречаются с мишкой. Он приносит бубен, он хочет танцевать. Но танцует он медленно вперевалочку муз. М Раухвергера, а воспитатель ударяет в бубен. Один из активных детей приглашается потанцевать с мишкой, ( мишка пляшет на столе, чтобы все хорошо видели).

На следующем занятии все дети превращаются в мишек, медленно переваливаясь с ноги на ногу они танцуют вместе с мишкой (воспитатель играет на бубне).

Затем мишка предлагает детям поиграть на бубне, сначала с помощью воспитателя. а затем самостоятельно. Конечно, не у всех это получаются ритмичные удары, но все умеют ударять. Часто к детям приходит кукла Катя и включается в игры детей. Дети очень любят играть с Катей. Вот Катя идет по залу редкие удары в бубен, а вот Катя побежала и дети слышат частое звучание. При этом обращается внимание на разное звучание бубна. Таким образом, дети учаться чувствовать ритм (различать ритм шага и бега), реагировать на смену музыки. Развивать чувство ритма, а также слышать смену двух частей пьесы, умение выполнять соответствующие движения, характеризующие мелодию помогает игра «Ходим-бегаем» муз. Е.Теличеевой и пляска «Бубен» Р. Фрида. Для развития тембрового слуха уже в 1 мл. гр.проводим музыкально-дидактическую игру «Угадай на чем играю?».Дети узнают барабан, дудочку, бубен, колокольчик. Сначала дается только 2 контрастных по звучанию инструмента, а затем количество их увеличивается до 4. Детей не просят давать названия этим инструментам, они показывают на те которые лежат перед ширмой (те на которых играет вос-ль лежат за ширмой). Сначала не все дети правильно определяют звучащие инструменты, но через несколько занятий дети успешно справляются с заданием. Используя металлофон фортепиано, мы также учим малышей различать высокие и низкие звуки (игра «Птица и птенчики» муз. Теличеевой.)

Во второй младшей группе необходимо закреплять знания детей о музыкальных инструментах и игрушках, о которых они узнали в первой младшей группе, продолжаем знакомить с новыми- добавляем музыкальный молоточек и металлофон. Мы заметили, что детям этого возраста доставляет удовольствие выполнять различные движения с инструментами. Для развития ритма мы предлагаем детям такое упражнение. Всем детям раздаем по 2 кубика и предлагаем занять место в вагончиках-стульчиках. Поезд набирает ход — дети медленно ударяют в кубики. Темп ускоряется, дети вместе с воспитателем стараются передать ритм быстрее. Поезд остананавливается и вместе с мелодией и замолкают и кубики. Всегда с большой охотой дети выполняют упражнения на развитие ритмического восприятия. К детям в гости приходит матрешка и приносит с собой кубики и погремушки. Она хочет поплясать, а музыки нет. Тогда воспитатель просит детей сыграть матрешке, а она будет плясать. Дети с удовольствием под плясовую музыку ударяют погремушками и кубиками. В игре «Мишка ходит в гости» муз. Раухвергера (мелодия им знакома с первой мл. гр.) предлагается играть на барабане. Воспитатель водит медведя, а ребенок медленно ударяет в барабан. В игре «Кто по лесу ходит?» задание усложняется. Здесь дети учатся сравнивать и передавать на одном инструменте медленные удары — ходит мишка, слон, и быстрые — прыгает зайчик, бежит ежик. Практика показывает, что дети этого возраста без особых трудностей различают по звучанию 2 разных колокольчика (высокое и низкое звучание), в играх «Капельки большие и маленькие», «Какая птичка поет?», дети различают до 1 и до 2 октавы. Продолжая развивать динамическое восприятие, мы используем такие игры как «Тихие и громкие ладошки», «Тихие и громкие звоночки» муз. Рустамова, где дети сначала звонят колокольчиками то тихо то громко, в соответствии с изменением силы звука в музыке, а потом, усложняя задания: дети делятся на 2 подгруппы. Девочки на первом ряду — тихие звоночки, а мальчики на втором громкие, и звенеть они должны только свою музыку, развивается выдержка и внимание. В игре » Гулять-спать» муз. Красева дети реагируют на тихое и громкое звучание игрой на колокольчиках, выполняя упражнение, связанное с двухчастной формой музыки. Далее начинаем знакомить детей с новым музыкальным инструментом-металлофоном. Стараемся, чтобы знакомство с инструментом проходило в атмосфере большой заинтересованности, с использованием разнообразного материала, в игровой форме.

14 стр., 6792 слов

«Музыкальное развитие в ДОУ»

... ударного оркестра. На основе народных мелодий и песен Метлов создал репертуар детского оркестра, удобный для исполнения на детских инструментах; позже в репертуар вошли произведения советских композиторов. 1.2 Виды музыкальной деятельности Деятельность — это активный ...

Во второй младшей группе дети должны уже уметь играть на бубне, деревянных ложках, кубиках, погремушке, музыкальных молоточках, барабане, колокольчике. В этом возрасте они знакомятся с металлофоном.

Прежде чем приступить к разучиванию с детьми мелодии на металлофоне, по мнению Н.Метлова взрослый сам должен несколько раз грамотно исполнить эту мелодию на металлофоне, дети слушают. Затем показывают желающим, по каким пластинкам и сколько раз надо ударить. Сразу запомнить всю мелодию трудно, лучше разучивать ее частями, например выучить запев песни, а когда ребенок усвоит его, показать, как играть припев или первую часть мелодии, затем – вторую. Можно чередовать игру воспитателя с детским исполнением: запев играет воспитатель, а ребенок на другом металлофоне – припев, или наоборот. Желательно, чтобы ребенок, усвоив часть или все музыкальное произведение, исполнил его с воспитателем (на двух металлофонах).

Занятия по обучению игре на металлофоне ведутся с детьми индивидуально. Для исполнения на металлофоне вначале берутся несложные и хорошо знакомые детям мелодии. В таком случае они ударяют по пластинкам не механически, а все время регулируют слухом свое исполнение. Ударив не ту пластинку, ребенок слышит ошибку, старается ее исправить. Другое важное условие при выборе произведений – строение мелодии. Звуки мелодии должны быть расположены близко друг от друга, большие интервалы для игры трудны детям. Играть мелодии, построенные на одном звуке, нецелесообразно, да и неинтересно детям.

В средней группе впервые начинают обучать детей игре на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. Наиболее удобен для этого металлофон. Он достаточно прост в обращении, не требует постоянной настройки, как струнные инструменты. Дети уже знакомы с тембром этого инструмента, приемами игры.

Существует несколько способов обучения игре на мелодических музыкальных инструментах: по нотам, по цветовым и цифровым обозначениям, по слуху.

Обучение детей игре по нотам очень трудоемко, хотя иногда используется на практике. Далеко не все дошкольники овладевают нотной грамотой, если не ведется постоянная индивидуальная работа. Важно, чтобы дети понимали связь расположения нот на нотном стане со звучанием их в мелодии, исключив механическое воспроизведение нотных знаков.

Цветовая система, распространенная за рубежом, удобна для быстрого овладения детьми игрой на инструментах. Определенное цветовое обозначение (цветные клавиши, пластины металлофона) закрепляется за каждым звуком. Ребенок имеет запись мелодии в цветовом обозначении: используются цветные кружочки или цветное изображение нот, с ритмическим обозначением и без него. Играть по этой системе очень легко, но при таком способе игры (вижу зеленое обозначение ноты – нажимаю на зеленую клавишу) слух не участвует в воспроизведении мелодии, ребенок играет механически.

Подобным способом детей обучают играть по цифрам, наклеенным около каждой пластины металлофона, и записи мелодии в цифровом обозначении. Может моделироваться и обозначение длительности (длинные и короткие палочки и т. д.).

Цифровая система, предложенная в 30-е гг. Н.А. Метловым, в то время, может быть, была оправданной, но в дальнейшем стала использоваться реже, так как она приводит к механическому воспроизведению мелодии.

Оба способа обучения детей (с использованием цветовых и цифровых обозначений) позволяют легко и быстро получить нужный результат, но не имеют развивающего эффекта — слишком велика в этих способах доля механического воспроизведения мелодии. Наибольший развивающий эффект обучения достигается лишь при игре по слуху. Этот способ требует постоянного развития слуха, серьезной слуховой подготовки. Начиная с младшего возраста важно побуждать детей прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различать по высоте. Чтобы накапливать слуховой опыт, развивать слуховое внимание детей, используются дидактические пособия, моделирующие движение мелодии вверх, вниз, на месте. Это музыкальная лесенка, перемещающаяся с цветка на цветок (ноты) бабочка и т. д. Одновременно пропеваются звуки мелодии, соответствующие по высоте моделируемым соотношениям звуков. Можно также показывать рукой движение звуков мелодии, одновременно воспроизводя ее (голосом или на инструменте).

Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах по слуху построена на постепенном расширении диапазона исполняемых попевок. Вначале ребенок играет мелодию, построенную на одном звуке. Прежде чем воспроизвести мелодию, он слушает ее в исполнении музыкального руководителя, который сначала поет ее, привлекая внимание к тому, что звуки мелодии не отличаются по высоте, потом играет на металлофоне и одновременно поет. Пропевание попевок позволяет детям лучше представить направление движения мелодии, развивает музыкально-слуховые представления. Детей учат приемам звукоизвлечения: правильно держать молоточек (он должен свободно лежать на указательном пальце, его лишь слегка придерживают большим), направлять удар на середину пластины металлофона, не задерживать молоточек на пластине, а быстро снимать его (как подпрыгивающий мячик).

Когда играются длинные ноты. Молоточек должен подпрыгивать повыше, короткие ноты – пониже. Когда ребенок играет мелодию на одном звуке, он должен точно воспроизвести ритмический рисунок. Для этого, пропевая мелодию со словами, можно ориентироваться на ритм стихов. Для осознания соотношений длительностей звуков мелодии применяется моделирование их с помощью длинных и коротких палочек или обозначений, принятых в нотной записи (четверть, восьмые).

Чтобы дети хорошо усвоили ритмический рисунок мелодии, можно, используя принятые обозначения, выкладывать его на фланелеграфе. При этом эффективен прием подтекстовки длительностей, принятый в релятивной системе: четверти обозначаются слогом та, а более короткие восьмые – слогом ти. Широко применяется прием прохлопывания ритмического рисунка мелодии или воспроизведение его на музыкальных инструментах.

После того как дети научились передавать ритмический рисунок разных мелодий, построенных на одном звуке, освоили приемы игры на металлофоне, можно переходить к игре попевок на двух соседних звуках. Чтобы облегчить детям понимание расположения звуков по высоте, применяются названные приемы: выкладывание звуков-кружочков на разной высоте на фланелеграфе, пропевание, показ рукой движения мелодии, дидактические пособия и игры. Кроме этого, можно воспользоваться «немой» (нарисованной) клавиатурой металлофона: ребенок показывает на ней расположение звуков и под пение «воспроизводит» мелодию. В старшей и подготовительной к школе группах диапазон попевок расширяется. Дети уже лучше ориентируются в расположении звуков мелодии, действуют более самостоятельно. Обучая игре на музыкальных инструментах, педагог должен учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка. Одни дети достаточно легко подбирают попевки, с другими необходима более детальная подготовительная работа. После того как металлофон освоен, дети в старшей и подготовительной к школе группах обучаются игре на других мелодических инструментах – струнных, духовых, клавишно-язычковых. Каждый ребенок может постепенно овладеть игрой на нескольких музыкальных инструментах. Полезно сочетать индивидуальную работу с детьми и работу по подгруппам, а также со всей группой. По мере того как дети научатся играть на металлофонах, можно показать им, как пользоваться цитрами. Чтобы дети легче ориентировались в расположении струн, также используем цифровую систему – в нижнюю часть цитры подкладываем под струны бумажную полоску с цифрами, причем цифра 1 соответствует звуку до1 и т. д. На цитре играют медиатором – пластмассовой пластинкой с заостренным концом. Держать медиатор надо тремя пальцами – большим, указательным и средним, делая движение кистью руки вправо. Для удобства игре на цитре и лучшего резонанса инструмент кладут на деревянный столик. Левой рукой дети слегка приподнимают верхний угол цитры, держа локоть на столике. Это делается для того, чтобы ребенок не наклонял слишком низко голову и чтобы ему было видно цифровое обозначение струн. Иногда цитры не держат строя, колки ослабевают. В таком случае надо закрепить колки кусочками фанеры. Лопнувшие струны заменяют тонкими балалаечными струнами.

Прежде чем обучать игре на аккордеоне, следует показать детям, как правильно сидеть и держать инструмент. Ребенок сидит на стуле, занимая примерно половину сиденья, ноги стоят на полу. Один ремень аккордеона надевают на середину правого предплечья, другой – на середину левого. Первый ремень длиннее, короткий ремень на левом предплечье придает инструменту устойчивость. Аккордеон устанавливают на колене таким образом, чтобы левая часть корпуса аккордеона и мех во время игры поддерживались левой рукой. Освоив игру сидя, ребенок сможет играть и стоя.

В детском саду учим играть только правой рукой, которая свободно лежит на клавиатуре. Во время игры дети касаются клавиш подушечками пальцев. Локоть опущен, пальцы полусогнуты. Надо следить, чтобы дети не играли одним пальцем. Для каждой мелодии указывается удобное расположение пальцев (аппликатура).

Играть двумя руками дошкольникам трудно.

Если ребенку сложно играть пятью пальцами правой руки, на первых порах можно пользоваться четырех пальцевой системой игры: большой палец под клавиатурой в естественном положении, как на баяне. При обучении игре на аккордеоне пользуемся цифрами, как и на металлофоне, цитре. Цифры наносят на верхнюю часть белых клавиш. Постепенно дети перестают смотреть на цифры, играют не глядя, пользуясь мышечным ощущением. На аккордеоне могут играть не все дети; некоторых ребят затрудняет одновременное исполнение мелодии пальцами правой руки и раздувание мехов левой. Когда дети научатся играть на аккордеоне, более способных можно учить игре на духовом инструменте.

Из духовых инструментов рекомендуется брать духовую гармонику «Мелодия-26». У духовой гармоники с фортепианной клавиатурой 26 клавиш с диапазоном си малой октавы – до 3. Инструмент держат левой рукой, четыре пальца охватывают ручку, большой палец упирается в инструмент с обратной стороны снизу. Мундштук берут в рот. Инструмент надо держать слегка наклонно вниз. Левая рука и локоть приподняты. Правая рука принимает то же положение, пальцы чуть согнуты и свободно передвигаются по клавиатуре. Играют пятью пальцами, как на фортепиано. Вначале можно пользоваться четырех пальцевой системой, как на аккордеоне. На верхнюю часть белых клавиш наносят цифры. Когда дети освоятся с клавиатурой, цифры можно снять. Звук, извлекаемый во время игры, зависит от струи воздуха. Дуть нужно без напряжения. По окончании игры следует удалить накопившуюся влагу. Для этого пользуются специальным клапаном: нажимают кнопку на обратной стороне инструмента и легко дуют в мундштук.

Освоение нового инструмента рекомендуется начинать с уже знакомых попевок (на одном, двух, трех звуках), которые дети подбирают по слуху после знакомства с приемами игры, способами звукоизвлечения. Важно, чтобы ребята почувствовали выразительные возможности новых инструментов, научились использовать разнообразие тембровых красок. В старшем дошкольном возрасте дети уже осознают, что с помощью каждого инструмента, даже не имеющего звукоряда, можно передать определенное настроение.

Таким образом, обучение игре на музыкальных инструментах включает в себя три этапа: на первом – дети слушают и запоминают мелодии, пропевают их, знакомятся с приемами игры, на втором – подбирают попевки, на третьем – исполняют их по своему желанию. Кроме развития музыкального ритма у детей, в круг задач педагога по совместному музицированию входит и развитие музыкальных способностей, звуковысотного, ритмического, тембрового слуха, творческой активности, художественного вкуса, а также забота о расширении музыкального кругозора детей, об их певческих голосах и дикции, о психологической готовности к выступлениям и воспитание художественной отзывчивости, эстетического отношения к природе, окружающему миру.

Успехи музыкального развития дошкольников, по мнению Н. А. Ветлугиной, во многом зависят не только от музыкального руководителя, но и от воспитателя. Ведь он общается с детьми чаще, чем музыкальный руководитель, лучше знает склонности каждого ребенка. Совместная работа музыкального руководителя и воспитателя помогает заполнить жизнь детей песнями, играми, игрой на детских музыкальных инструментах. Последнему виду музыкальной деятельности в детском саду можно уделять больше внимания. Постоянно увеличивая ассортимент озвученных игрушек и детских музыкальных инструментов, с учетом возрастных особенностей детей оснащать музыкальные уголки в группах. Первоначальные навыки игры на музыкальных инструментах дети получают в процессе музыкальных занятий. И если воспитатель с радостью ждет этих занятий, с нетерпением готовится к ним вместе с ребятами, активен на протяжении всего музыкального занятия, то детям передается его настроение.

Если говорить о детях младшего дошкольного возраста, то роль воспитателя в музыкальной работе с ними исключительно велика, он является участником всех видов детской деятельности: поет и танцует с ребятами, загадывает музыкальные загадки, играет на бубне, дудочке, на погремушках.

Первоначальные музыкальные самостоятельные проявления у малышей еще неустойчивы. Поэтому воспитатель поддерживает возникший у них интерес к музыкальной игрушке и некоторым инструментам, показывает, как ими пользоваться. Вместе с музыкальным руководителем обыгрывает на занятиях музыкально-дидактические игры. Например, при знакомстве детей с музыкально-дидактической игрой «Птичка и птенчики» Е.И.Тиличеевой воспитатель играет на металлофоне, а музыкальный руководитель исполняет аккомпанемент. Вместе с детьми он выполняет ритмические упражнения на погремушках, колокольчиках, бубнах под сопровождение музыкального руководителя. Затем в различных игровых ситуациях использует эти музыкальные игрушки с детьми в группе. Воспитатель учит малышей реагировать на тихое и громкое звучание, слышать и различать детские музыкальные инструменты (барабан, бубен, погремушку).

В средней группе педагог вместе с музыкальным руководителем знакомит детей с музыкальными инструментами — металлофоном, треугольником и др. При этом обязательно исполняет мелодию с ребенком, так как музыкальный руководитель играет фортепианное сопровождение. Воспитатель помогает ребенку освоить навыки игры на инструменте, передать ритмический рисунок мелодии. Если тот затрудняется, проигрывает мелодию на своем инструменте (однотипном с инструментом ребенка).

Он играет вместе с детьми и в том случае, если мелодия выучена и идет ее закрепление.

Например, несколько детей подготовительной группы исполняют мелодию попевки на металлофонах и ударных инструментах, а воспитатель играет ведущую партию на «Мелодии-26». Получается своеобразный оркестр, который доставляет ребятам большую радость — ведь они играют вместе с педагогом.

Часто, знакомясь с новыми пьесами, дети слушают игру на музыкальных инструментах в исполнении музыкального руководителя и воспитателя.

Музыкальная деятельность детей вне занятий очень разнообразна. Она проходит по чьей-то творческой инициативе, бывает различна по форме. И очень важно в этой деятельности определить роль взрослого. Воспитатель направляет самостоятельную музыкальную деятельность детей, включает музыку в игры, в прогулку, трудовой процесс, используя выученный с музыкальным руководителем материал, при необходимости подсказывает детям, как можно развернуть игру.

На музыкальных занятиях дети получают задания позаниматься в музыкальном уголке, конкретно указывается попевка, которую они должны выучить на каком-то музыкальном инструменте. Ребята самостоятельно разучивают несложные мелодии, помогают друг другу. Воспитатель внимательно следит за игрой и в случае необходимости приходит детям на помощь.

В свободное от занятий время воспитатель может проиграть знакомую мелодию на инструменте. Это сближает его с детьми, создает доброжелательную, непринужденную атмосферу.

Педагог, хорошо зная индивидуальные особенности детей, внимательно следит за успехами ребят в обучении игре, замечает отстающих, организует им помощь, выявляет наиболее способных детей. Эти дети затем становятся лучшими помощниками воспитателя в обучении своих товарищей. Процесс обучения доставляет удовольствие тем и другим. Дети-«учителя» испытывают большую радость, научив играть товарища, а дети-«ученики» довольны, что их научили сверстники.

Особо необходимо участие воспитателя, когда дети начинают играть ансамблем. Педагог следит за общим темпом исполнения, правильной передачей ритмического рисунка, если необходимо, приходит детям на помощь.

По мнению Н. А. Ветлугиной, судить о полноте и глубине восприятия детьми музыки можно на основании наблюдений за их непосредственными двигательными реакциями в процессе так называемых свободных плясок, игр-упражнений, где движения выбирают сами дети.

Часто воспитатели делятся своими впечатлениями после посещения концерта, театра. Дети же рассказывают о музыкальных передачах, услышанных или увиденных по телевидению. Воспитатель, хорошо зная каждого дошкольника, должен вовремя заметить его интерес к музыке, поддержать тех детей, которые стремятся выразить свое творчество в самостоятельной деятельности, делают первые шаги в игре на музыкальных инструментах.

Мнение Н.А.Ветлугиной пересекается в данном вопросе с А.Г.Гогоберидзе по поводу участия воспитателя в процессе обучения детей игре на музыкальных инструментах, так как его умение исполнять знакомые детские песни, попевки, программные произведения дают возможность педагогу обыгрывать музыкально-дидактические игры. В начале мы разучиваем их на занятии, а воспитатель продолжает играть с детьми в группе. В этих играх он может исполнить как главную, так и — второстепенную роль.

Играть можно не только на металлофоне, но и на других детских музыкальных инструментах. Их применение дает возможность воспитателю интереснее организовать самостоятельную музыкальную деятельность детей, шире развивать их творческие способности.

Привлекая воспитателя к работе с детьми, необходимо в первую очередь подготовить его самого. Для этого мы планируем целый ряд мероприятий.

Во-первых, это индивидуальные занятия, в процессе которых воспитатели учатся играть на детских музыкальных инструментах индивидуально и в ансамбле.

Во-вторых, проведение консультаций, во время которых они разучивают новые песни, движения, отрабатывают ритмический рисунок песен. Обязательно проводить консультации в предпраздничные дни: заниматься с ведущими, обыгрываем различные игры, в том числе и музыкально-дидактические, которые требуют от ведущего владения несколькими детскими музыкальными инструментами. Хорошо, если кто-либо из воспитателей может играть на каком-то инструменте: аккордеоне, баяне и аккомпанировать на утреннике вместе с музыкальным руководителем. Опыт показал, что если регулярно и систематически заниматься с воспитателями, т. е. последовательно расширять и углублять их знания и умения, то они будут активными участниками в музыкальной работе с детьми, хорошими помощниками.

В детском саду музыкальное воспитание рассматривается как одно из звеньев гармонического развития детей дошкольного возраста. Нужно отметить, если воспитатель сам любит музыку, активен на музыкальных занятиях, праздниках, с удовольствием обучает детей игре на музыкальных инструментах, то и дети в этой группе отличаются особой музыкальностью, с интересом ждут занятий, весело проводят часы досуга, играют на музыкальных инструментах в группе в свободное от занятий время.

Только благодаря совместной работе музыкального руководителя и воспитателя, творческому подходу к вопросам музыкального воспитания дошкольников жизнь ребят можно сделать интересной и разнообразной.


Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности.

Систематическая и планомерная работа по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах дает возможность не только закреплять полученные в процессе музыкальных занятий знания, совершенствовать музыкальный слух, но и развивать самостоятельность детей, их творческую деятельность. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.

Детские музыкальные инструменты делятся на: неозвучные музыкальные игрушки – инструменты, озвучные музыкальные игрушки – инструменты. В свою очередь озвучные музыкальные инструменты делятся на: ударные, ударно – клавишные, духовые, клавишно – язычковые и струнные инструменты. В основе музыкального репертуара, детей дошкольного возраста, лежат русские народные песни, попевки, легкие пьесы, музыкальные игры и игра на детских музыкальных инструментах.

Обучение игре на музыкальных инструментах включает в себя три этапа: на первом – дети слушают и запоминают мелодии, пропевают их, знакомятся с приемами игры, на втором – подбирают попевки, на третьем – исполняют их по своему желанию.

В детском саду музыкальное воспитание рассматривается как одно из звеньев гармонического развития детей дошкольного возраста. Нужно отметить, если воспитатель сам любит музыку, активен на музыкальных занятиях, праздниках, с удовольствием обучает детей игре на музыкальных инструментах, то и дети в этой группе отличаются особой музыкальностью, с интересом ждут занятий, весело проводят часы досуга, играют на музыкальных инструментах в группе в свободное от занятий время.

Только благодаря совместной работе музыкального руководителя и воспитателя, творческому подходу к вопросам музыкального воспитания дошкольников жизнь ребят можно сделать интересной и разнообразной.


  1. Абрамочкина О., Меркулова Л. В мире музыкальных инструментов // Музыкальный руководитель. – 2008. — № 12. – с. 7-10.
  2. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. — М., 1982. –М. 270 с.
  3. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2005. 340 с.
  4. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. – М., 1990. – 94с.
  5. Кононова Н.Г. “Музыкально-дидактические игры для дошкольников”.-М., 1982. — 250 с.
  6. Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников: пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. – М., 2000. – 119 с.
  7. Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. – СП6, 2005. — с. 384.
  8. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 2005. – 208 с.
  9. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: пособие для студентов пед. институтов, учащихся пед. колледжей. — М., 1994. – 223 с.
  10. Тютюнникова Т. Э. Оркестровый урок // Музыкальный руководитель. – 2008. — № 9. 30 с.
  11. Тютюнникова Т.Э. Элементарное музицирование с дошкольниками // Дошкольное воспитание. – 2007. — №5. 210 с.
  12. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа / Ред.-сост. Л.А. Боренбойм. – М, 1978. – 132 с.