Появившись в середине прошлого века, телевидение стало неотъемлемой частью общества. Телевидение сегодня — это и источник информации, и вариант досуга. За ним кроется работа десятков специалистов: журналистов, операторов, режиссеров, редакторов, телеведущих и т.д. Данная работа требует соответствующего образования и определенных навыков.
Для сложных форм репортажного телевидения (прямой эфир, двусторонняя связь с ведущим) необходима не только специальная подготовка, но и совершенно иной профессиональный уровень, нежели умение работать в монтаже. Только личностные интеллектуальные ресурсы и солидная подготовка, знание материала помогают журналисту, работающему в прямом эфире помогают избежать провала.
Таким образом, углубленное изучение особенностей работы журналиста в прямом эфире представляется актуальным и представляет интерес для автора работы.
Целью исследования является анализ специфики ведения прямого эфира.
Среди задач можно выделить следующие:
- определить место телевидения в системе СМИ;
- рассмотреть этические принципы тележурналистики;
- обозначить принципы выхода в прямой эфир;
- изучить особенности поведения ведущего прямого эфира в кадре;
- проанализировать местное телевидение на предмет качества прямых эфиров;
- дать оценку работы ведущей прямого эфира Светланы Селивановой.
Объектом исследования данной работы является тележурналистика в целом как совокупность жанров и технических характеристик.
Предметом изучения выступает прямой эфир — особая форма телевизионной журналистики.
Источниковой базой работы послужили работы таких авторов как Г.В. Кузнецов, С.Г. Корконосенко, Е.П. Прохорова, Г.В. Лазутиной и других.
Кроме того, теоретический материал подкреплен практическим анализом, основанным на наблюдении за работой телеведущей телеканала «Транзит» Светланы Селивановы.
Глава 1. Общая характеристика тележурналистики
1 Место телевидения в системе средств массовой информации
Телевидение — это система связи для трансляции и приёма движущегося изображения и звука на расстоянии. Телевидение основано на принципе последовательной передачи элементов кадра с помощью развёртки. Частота смены кадров выбирается, в основном, по критерию плавности передачи движения.
Работа журналиста в прямом эфире на примере программ «Город ...
... особенностей работы журналиста в разных жанрах прямого эфира. Объектом данного исследования является работа телевизионного журналиста в прямом эфире. Предмет исследования, Методами исследования, Степень разработанности темы, Глава 1. Прямой эфир как актуальный инструмент журналистского творчества 1.1 Особенности работы журналиста на телевидении ...
Сегодня телевещание — это неотъемлемая часть жизни каждого гражданина, важный канал коммуникации. Наряду с другими средствами информации оно играет важную роль в создании целостной картины мира.
Сравнение телевидения с другими средствами художественного выражения и родами публицистики приводит нас к следующим выводам.
Подобно театру телевидение использует произносимое слово и игру актеров; в силу своей физической природы прямое телевидение обладает качеством подлинности времени и пространства.
В отличие от театра у телевидения иная аудитория и условия просмотра. Перед телезрителем предстает не материальный мир, а лишь его фотографическое двухмерное изображение; пространство кадрировано, расчленено рамой экрана, что дает возможность пользоваться монтажом, планом и ракурсом; в силу вытекающего отсюда более сильного, чем в театре, воздействия изображения на сознание.
Подобно кино телевидение воссоздает на экране зрительно-звуковые движущиеся образы, смонтированные в непрерывный поток изображений неодинаковой крупности, видимых с разных точек. Иными словами, телевидение подобно кино обладает способностью, пользуясь монтажом, кадром, планом, ракурсом, а также сочетанием изображения, слова и музыки, трактовать действительность, идейно осмысливать ее как в игровых, художественных, так и в документальных, публицистических формах.
Отличие телевидения от кино — в условиях просмотра и характере аудитории, откуда и вытекает различие их общественных функций, ограничение в использовании некоторых изобразительно-выразительных средств кино, первостепенное значение других (например, звучащего слова или крупного плана).
Подобно радио, телевидение обладает и одновременностью и способностью прийти в дома людей. Поэтому оно и стало одним из главных средств информации. Характер аудитории, условия приема передач определяют также общность многих жанров и форм радиовещания и телевидения и, главное, совпадение их общественных функций.
Отличие телевидения от радиовещания — в средствах выражения. Единственное средство радио — звук; телевидение воздействует и изображением
Телевидение способно охватить самые широкие слои населения, даже те, которые остаются за пределами влияния других средств массовой коммуникации. Эта способность телевидения объясняется особенностями его физической природы, определяющими специфику телевидения как средства создания и передачи сообщения.
Первое — способность электромагнитных колебаний, несущих телевизионный сигнал, принимаемый телевизором, проникать в любую точку пространства (в зоне действия передатчика).
Мы называем эту способность вездесущностью телевидения.
Второе — способность передавать сообщение в форме движущихся изображений, сопровождаемых звуком. Мы называем это свойство экранностью телевидения. Благодаря экранности телевизионные образы воспринимаются непосредственно-чувственно, а потому доступны самой широкой аудитории.
Третье — способность сообщить в звукозрительной форме о действии, событии, по словам Эйзенштейна, «в неповторимый момент самого свершения его». Одновременность действия, события и отображения его на экране — уникальное качество телевидения. Оно обнаруживается только в процессе прямой передачи, когда изображение идет в эфир непосредственно с телевизионных камер, без опосредования предварительной фиксацией, т. е. в настоящем времени.
Особенности современных новостных программ на телевидении
... их владельцами как главный рычаг воздействия на аудиторию. 1.2 Механизм создания новостных программ на телевидении новостной программа телеканал Программа на телевидении - это результат труда многих специалистов. Выделяют ... оперативная работа, требующая от каждого сотрудника редакции четкого выполнения своих функции. В первую очередь, необходимо определить само понятие «новости». Самое ...
Таковы основные признаки телевидения как средства и канала передачи сообщения. Значение их велико. От них зависят многие функциональные, структурные, выразительные, эстетические особенности и возможности телевидения.
Обозначим основные функции телевидения:
— Информационная функция. Телевидение распространяет информацию полнее и быстрее, достовернее и эмоциональнее своих предшественников. Попадая в контекст телевизионной программы, любая передача обретает дополнительную информационную окраску благодаря взаимосвязи с другими элементами программы и с событиями дня. Регулярное получение социальной информации стало необходимым условием полноценного участия в современной жизни. Для того чтобы телекомпания могла оперативно показывать события, о которых ничего не было известно заранее, необходим высокий уровень технического оснащения и исключительно четкая организация репортерской службы. Это в равной степени касается как региональных, так и глобальных новостей. Новости города или поселка, где живет человек, не менее важны для него, чем информационная картина мира. Региональные телестанции информируют обо всем, что достойно внимания и имеет смысл для зрителя. Если по техническим условиям местные новости должны идти по тому же каналу, что и общенациональная программа, в ней специально отводится время для таких включений.
— Культурно-просветительская функция. Любая телевизионная передача в той или иной мере приобщает зрителя к культуре. Даже в информационных выпусках сам облик показываемых людей, их манера общения, степень грамотности оказывают влияние на зрительские установки. Ведущие информационных и других программ воспринимаются как некие эталоны. К культуре имеет отношение всякая телепередача. Но есть такие программы и особый канал на отечественном телевидении, которые специально создавались для приобщения аудитории к достижениям науки и культуры. Телевидение приобщает зрителей к ценностям культуры. На телеэкранах искусство обретает вторую, нетрадиционную форму социального бытия. Сколько бы ни говорили о «неполноценности» приобщения к искусству посредством телевидения, следует признать: для многих россиян это едва ли не единственная возможность познакомиться с классикой и лучшими работами современных мастеров искусства
— Интегративная функция. Все средства массовой коммуникации, в первую очередь телевидение, по своей природе способны поддерживать нормальное функционирование того общества, на которое распространяется их влияние. Сам факт регулярного просмотра программы разными людьми уже свидетельствует об их определенной общности, но вещатель должен сознательно работать на укрепление этого чувства сопричастности каждого ко всем. Доминанта вещания — выявление общих для аудитории (общечеловеческих, общенациональных, общеевропейских, общегородских и т.п.) ценностей, обсуждение путей решения общих проблем и противодействие деструктивным, опасным для общества тенденциям. Интегративная (консолидирующая, объединяющая) функция телевидения решается всеми разделами вещания (публицистика, искусство, спорт, развлечения).
— Организаторская функция. Телевидение иногда само становится инициатором той или иной общественной акции, организуя какие-либо совместные действия масс людей. Нередко телевидение выполняет функцию организатора, ставя какие-либо вопросы перед властями, побуждая их к действию. На уровне города, региона такая организаторская работа журналистов особенно заметна (по инициативе телевидения, к примеру, вводятся новые маршруты транспорта и т. п.).
Речевая культура журналиста
... становится необходимой предпосылкой для разрешения общей проблемы повышения культуры речи [4]. В нынешнем обществе, как впрочем, и тогда - информация ставится во главе угла, а значит, имеет жизненную ... отклонений от общепринятых норм. На тему быстро меняющихся стандартов речи размышлял российский журналист, и телеведущий Александр Гордон в программе первого канала - «Познер». По его мнению, с ...
— Образовательная функция. К этой функции можно отнести как расширение общего кругозора зрителя, так и получение конкретных знаний в определенной области науки. Так, существуют специализированные каналы. Учебные передачи на них транслируются, как правило, по специально отведенному для этой цели каналу. Их отличает системность, периодичность, связь с учебными программами соответствующих школ, колледжей, вузов.
— Рекреативная функция. Рекреация — отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда. Большинство рекреативных телепрограмм — это игровые телесериалы, видеоклипы, комедийные фильмы, конкурсные программы, трансляции концертов и т.д.
Таким образом, телевидение — это одно из средств массовой информации, основанное на совмещении звука и изображения. Как социальная коммуникация телевидение выполняет следующие функции: информационную, культурно-просветительскую, интегративную, организаторскую, образовательную и рекреативную. Оно плотно вошло в нашу жизнь и является неотъемлемой частью информационного пространства.
1.2 Этические принципы тележурналистики
Каждый гражданин в демократическом государстве имеет право на свободу выражения мысли, в свою очередь общество имеет право на всю полноту информации о себе самом. Это включает в себя знание о многообразии мнений, составляющих сферу массового сознания.
Этически воспитанный журналист не может позволить себе забыть, что аудитория состоит не только из людей, разделяющих его взгляды и моральные принципы, а телевидение выражает мировоззрение не одного какого-то слоя общества, одной партии или движения (даже если эта партия является правящей).
Экранная действительность отражает всю совокупность запросов и интересов зрителей, чьи права на электронные средства коммуникации не менее основательны, чем права журналистов.
Где существует свобода, существует и ответственность за свои решения, в отношении тележурналиста это означает ответственность:
- перед обществом в целом;
- перед аудиторией телезрителей;
- перед героями передач и фильмов;
- перед сообществом журналистов, которое он представляет;
- перед телекомпанией, от имени которой обращается к зрителям;
- перед самим собой.
Применительно к телевизионной информации исходные этические принципы журналиста — достоверность каждого сообщения, полнота представленных фактов и непредвзятость позиции автора.
- Достоверность. Доверие к факту или мнению обусловлено доверием к источнику информации зритель хочет знать, откуда получено сообщение и кому принадлежит излагаемое суждение.
Если на месте события отсутствует собственный корреспондент или он не имеет проверенных данных, необходимо — в соответствии с мировой телепрактикой — подтверждение не менее, чем из двух источников.
Исчерпано знание журналиста об этой теме
... обсуждений, создавать передачи интересными и познавательными. В то же время одним из важных условий эффективного воздействия информационной функции радио на аудиторию является изучение проблемы восприятия социальной информации и ...
В новостных программах ссылки на источники сообщений обязательны.
Журналист новостей оперирует только теми данными, которые в случае необходимости могут быть им доказаны, и добивается такого изложения материала, чтобы даже будучи обвиненным в дезинформации, суметь подтвердить свою правоту в судебном порядке.
Позиция журналиста новостей — в подборе, полноте и последовательности освещаемых фактов. Оценки событий или явлений вполне уместны и даже необходимы в устах экспертов, комментаторов или лиц, в чьей компетенции нет сомнений
Информационные программы не должны вызывать у зрителя сомнений в характере экранного сообщения или порождать в нем ложные представления о том, что он видит — запись или трансляцию, первичное сообщение или его повтор.
- Полнота информации. Важнейшее условие объективности — полнота представленных фактов и обнародованных суждений.
В экранном сообщении о событии не должны быть опущены факты, существенные для понимания происходящего, или изложена точка зрения, односторонне освещающая картину, даже если это точка зрения сотрудника информационной рубрики. И если в аналитической передаче одним из героев изложен определенный взгляд на проблему, журналист обязан предоставить такие же возможности и для аргументов оппонирующих сторон.
- Непредвзятость. Достоверность и полнота информации как критерии журналистики могут быть достигнуты только при условии непредвзятости.
Современные ведущие, пришедшие на смену официозной фигуре «кремлевского» диктора, зачастую не сомневаются, что единственно безошибочный взгляд на события и процессы общественной жизни при надлежит им самим, выступающим кем-то вроде наставников неразумной публики.
Убежденность ведущего информационных программ в том, что он выступает своего рода идеологическим просветителем, порождает привычку по каждому поводу ставить оценки и выносить приговоры, ибо, по его представлению, мнения о фактах важнее фактов.
Не трудно понять, что подобное убеждение — оборотная сторона все той же тенденциозности.
Призвание тележурналиста не сводится к публичному самовыражению, тем более в новостных рубриках, которые оно способно только дискредитировать. Эта позиция — не в словесных оценках (сфере аналитиков и экспертов), но в стремлении к достоверности и полноте представленных фактов и мнений, позволяющих зрителю самостоятельно делать выводы.
Профессиональное сообшение содержит все факты, необходимые для понимания изображаемой ситуации. Но оно же исключает побочную информацию, способную вызвать негативные общественные последствия (например, уведомления о готовящихся общественных беспорядках с указанием места и времени, где и когда они могут произойти).
В противном случае журналист рискует оказаться не столько информатором, сколько подстрекателем, выполняя роль рупора для зачинщиков противоправных действий, а обнародованный прогноз обернется реальностью именно в силу массового оповещения.
Сбалансированность мнений, которой добивается журналист, не свидетельствует о его безучастности или о равноценности для него любых высказываний, обнародованных в эфире. Этический и гражданский долг исключают нейтральность по отношению к нравственным категориям. В демократическом обществе государственное и общественное вещание ориентирует зрителя в окружающем мире не только информируя его, но и приобщая к художественным и нравственным обретениям человечества. Опираясь на коммуникативную роль искусства, оно интегрирует общество, воздействует на аудиторию языком повседневно звучащей с экрана речи, манерой поведения в кадре ведущих и участников передач, присутствием в эфире людей, воплощающих наши представления об истинной интеллигентности. Помогая войти в пространство духовности, оно становится художественным посредником, формирующим — сознательно или безотчетно — культуру общества
Журналист как профессия
... общественной жизни, исправлять их уже поздно. Важно в процессе обучения профессии журналиста ценить составляющие его психологической культуры. Объектом курсового исследования является ... постановки которых нудны специалисты разных профессий; 5. Комплекс каналов передачи массовой информации. Высокий уровень психологической культуры дает журналисту возможность нормально осуществлять свою деятельность, ...
Бескорыстное уважение к достоинству и личности человека должно распространяться на каждого.
Нравственность — всегда несвобода. В том числе — несвобода слова. Того слова, которое оскорбляет аудиторию. Которое унижает личность, попирает достоинство человека, полощет на публике его частную жизнь. Никакой воспитанный человек не позволит себе свободы подобных слов и подобных действий. Но в последние годы на телевидении России о нравственности, об этических нормах вспоминают редко.
Косноязычие и ошибки в произношении — не препятствие теперь (к сожалению) для работы в эфире.
Своим поведением в кадре журналист формирует в сознании зрителя образ «доверенного лица». Чтобы сохранить самоуважение и признание общества, он не может позволить себе быть зависимым от рекламодателя или административного руководства, если их указания противоречат его журналистской совести; быть зависимым от собственных политических ориентаций, а также от соблазна славой и популярностью.
Выходя на экран и принимая то или иное решение, журналист обязан взвесить все возможные «за» и «против», отвечая себе на вопросы:
не буду ли я завтра испытывать чувство стыда за слова, произнесенные мною в эфире сегодня?
не даю ли я зрителям повод понять меня не в том смысле, который вкладываю в свой текст?
касаясь криминальных сюжетов, не позволяю ли я себе ненамеренно героизировать и романтизировать преступность?
всегда ли в ситуации выбора я действую безотносительно к личному интересу и личной пользе?
не выступаю ли невольным проводником политических интересов, которые вынуждают меня отдавать предпочтение одной социальной группе в ущерб другой?
не оказываюсь ли я орудием пропаганды или даже носителем клеветы, пускай это происходит и неосознанно?
совпадает ли мое поведение с моим представлением о порядочной журналистике, а представление о порядочной журналистике с моим пониманием честности и достоинства?
Такие этические ценности, как порядочность и достоинство, — однозначны. Журналист ангажирован только ими. В этих случаях его зависимость абсолютна, как присяга солдата или клятва врача.
Из всего вышесказанного следует, что основными этическими принципами журналиста являются достоверность, полнота информации и непредвзятость. Позиция журналиста, не должна противоречить этическим и моральным нормам общества. Кроме того, телевидение в общем, а также каждый журналист в отдельности должен формировать культуру социума. Тележурналисту необходимо быть высоконравственным человеком, чтобы быть в своих выступлениях корректным, уважающим зрителя, объективным и честным.
тележурналистика прямой эфир массовая информация
Глава 2. Особенности прямого эфира на телевидении
1 Основные принципы ведения прямого эфира
В последние годы, отвечая потребностям аудитории, все чаще среди других магистральных направлений развития телевизионной коммуникации на первое место выходит еще один ключевой критерий: повышение оперативности в доставке информации. Новые технологические разработки спутниковых систем передачи изображения на большие расстояния сегодня стали своеобразным мерилом прогресса телеиндустрии, а прямой эфир — одним из наиболее востребованных зрительской аудиторией (наряду с художественно-постановочными проектами: кино- и видеофильмами, сериалами, музыкальными и другими развлекательными программами) и профессиональной практикой (особенно в информационном вещании) способов телевизионного журналистского творчества Программы прямого эфира, посвященные самым актуальным политическим и социальным проблемам, служат эффективным средством формирования общественного мнения.
Способы передачи чужой речи
... от прямой, она свободна от всех живых красок реального высказывания. Выбранная тема «Чужая речь и способы ее передачи» является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой. Цель работы: рассмотреть основные способы передачи чужой речи, на примерах ...
Рассматривая прямой эфир, мы подразумеваем, что это акт телевизионной коммуникации, содержащий непосредственную звуко-зрительную информацию о происходящем событии или действии в фазах появления, передачи и получения, в той или иной степени осуществленный по инициативе и при участии субъектов журналистского творчества. Таким образом, можно вести речь о специфическом комплексе параметров:
- творческих (виды, формы и жанры вещания);
- профессионально-личностных (ведущий, режиссер, оператор, интервьюируемый и др.);
- творческо-технологических (приемы, методики, планирование, программирование);
- психологических (напряжение, стресс, поликонтактность);
- социологических (интерактивность, исследование аудитории);
- технических (специализированное студийное и внестудийное оборудование, мобильные и спутниковые средства связи для передачи звуковых и видеосигналов).
Вместе они составляют особую среду профессионального (творческого, технологического, технического, психологического) взаимодействия, результатом которого является осуществление телевизионного вещания в прямом эфире. Вместе с тем, наблюдается общая тенденция смещения акцентов анализа также в сторону изучения аспектов политизации и коммерциализации телевидения как наиболее мощного элемента рынка СМИ постперестроечной России и самого значимого инструмента мотивированного (а прежде — идеологического) воздействия на современную аудиторию вплоть до манипулирования ее сознанием.
Приступая к углубленному рассмотрению самого широкого спектра составляющих, характеризующих прямой эфир не только как особую творче-ско-технологическую среду существования и развития журналисткой практики, но и как базовый параметр, дающий определение основным признакам телевидения как средства коммуникативного и информационного функционирования, необходимо сформулировать наиболее точное и полное его определение. Начнем с уточнения самого термина.
В научной и специальной литературе, касающейся телевизионной проблематики, чаще встречается употребление термина «прямой эфир» Вместе с тем ряд авторов изредка прибегают к использованию слова «живой» для определения того же вида телевизионного вещания. Нужно признать что, обе версии имеют право на существование. Знак равенства между ними поставил А.Я.Юровский определив следующее: «Одновременность действия, события и отображения его на экране — уникальное качество телевидения. Оно обнаруживается только в процессе прямой («живой») передачи, когда изображение идет в эфир непосредственно с телевизионных камер, без опосредования предварительной фиксацией, т.е. в настоящем времени».
Каналы передачи данных
... организацией, то такой канал называют выделенным, в противном случае канал является разделяемым или виртуальным (общего пользования). К передаче информации имеют прямое отношение телефонные сети, вычислительные сети передачи данных, спутниковые системы ...
Вместе с тем более глубокий этимологический анализ слов «живой» и «прямой» позволяет сделать следующий вывод: первое точнее характеризует момент вещания, осуществляемого непосредственно в эфир из АСК (аппа-ратно-студийного комплекса студии) с участием ведущего или без него, второе — внестудийную трансляцию какого-либо события, корреспондентского включения и т.д., избранных журналистом в качестве одного из способов передачи информации аудитории. Другими словами, прямой эфир обязательно будет живым, а вот живой — прямым может и не быть (в том смысле этого слова, которое нами определено), если его содержание составляет, например, воспроизведение заранее подготовленной видеозаписи. Различие в семантике терминов столь незначительно, что в дальнейшем во избежание излишних сложностей в тексте данного диссертационного исследования будет использоваться только один термин — прямой эфир. Тем более, что именно он точнее характеризует интересующий автора творческий, а не технологический аспект.
Приступая к выработке определения, построенного на обобщении истинной сути и специфики прямого эфира, прежде всего, с сожалением должны констатировать, что не только в научной, но и учебной литературе по телевизионной журналистике подобной всеобъемлющей формулировки никто из исследователей не предложил. В большинстве уже вышеперечисленных работ прямой эфир упоминается, главным образом, в трех аспектах: средство повышения оперативности в доставке аудитории актуальной телевизионной информации; технологическая составляющая телевизионных проектов, рассчитанных на интерактивность; специфические особенности работы журналиста в различных жанрах телевизионной журналистики.
Прямой эфир на телевидении это заблаговременно спланированное и реализованное распространение (показ, трансляция) для сведения аудитории социально-значимой информации в виде изображения, а также звукового сопровождения (оригинального или комбинированного — шумы, музыка, синхронное или закадровое речевое озвучение), осуществленное одновременно (непосредственно) с реально происходящим событием или действием, включая специально организованную структуру (передача, программа) и коммуникативную деятельность ведущего. Показ (трансляция) осуществляется исключительно специальными съемочными и вещательными телевизионными комплексами (включая космические спутники и радиорелейную связь), находящимися в собственности средств массовой информации (или арендованными), которые обладают действующими государственными лицензиями установленного образца, а также необходимым творческим и техническим персоналом. С целью обеспечения требуемых юридических регламентов, а также в интересах решения творческих или программных задач (например, создание видеоархива, планирование повтора), в процессе проведения прямого эфира возможно фиксирование его содержания на накопителе (запись на видеоленту, диск и т.д.): на промежуточном этапе — запись видео и звукового сигнала на базе трансляционного комплекса, на конечном — запись трансляции непосредственно на выходе в эфир. В последующем данные записи могут быть подвергнуты монтажу с целью создания программного продукта нового качества.
В рамках телевизионных проектов разных жанров во время прямого эфира могут быть протранслированы изображение и звуковое сопровождение не одного, а нескольких событий, происходящих одновременно на разных площадках, являющихся элементами единой сценарной структуры (в том числе и с участием ведущих или гостей), а также заранее заснятые и смонтированные материалы (хроника, видеосюжеты и т.д.), так или иначе связанные с транслируемым событием (предметом, темой эфира).
Спонтанные жанры устной речи (интервью, пресс-конференции, диалог ...
... К такому роду устной речи относится прежде всего сценическая речь (кроме жанра конферансье), речь литургическая (кроме жанра проповеди), практически все жанры устной речи по радио и телевидению (кроме жанра интервью) и т.п. ... от литературной нормы (жаргон, диалект и т.п.) 3. Интервью отличается от спонтанного диалога. Ведь это -запланированный диалог, и с особенностями его порождения переводчику ...
Время программы и время зрителя представляют собой параллельные и предельно сближенные ряды. Это сближение исторического настоящего, воплощаемого программой, и «личного» настоящего человека у экрана: их сопряжение и обуславливает специфику телевизионной репрезентации настоящего.
Из всего вышесказанного следует, что прямой эфир — это процесс непосредственной передачи телевизионного или радиосигнала с места проведения записи в эфир, то есть трансляция сигнала в реальном времени. Наибольшее распространение прямой эфир получил в телевизионных новостях. Особенностью прямого эфира является невозможность редактирования получаемых и сразу отправляемых данных, что не исключает определённой вероятности транслирования непредвиденного события.
2 Образ телеведущего в кадре
Образ коммуникатора (ведущего) — важная смысловая единица телевизионной передачи. Человек на экране выступает не только как объект оценивания, но и как субъект общения, поэтому взаимодействие человека в кадре с аудиторией подчиняется тем же законам, что и взаимодействие людей в межличностной коммуникации. Коммуникатор предстает сначала как возможный партнер общения, а затем уже как специалист в какой-либо области.
По мнению психологов, взаимное влечение людей больше определяется внешними признаками человека, нежели его внутренними качествами. Личность, обладающая физической привлекательностью, воспринимается как личность, которая превосходит других и по ряду прочих показателей (ум, честность и т.д.) Следовательно, привлекательность коммуникатора становится основой доверительных отношений между ним и аудиторией. Люди постоянно появляющиеся на телеэкране, в зависимости от своего профессионального амплуа обладает неодинаковыми возможностями личностного самопроявления (телевизионный образ диктора, например, более обобщен).
Их имидж создается через внешний вид и манеру держаться. В образе диктора воплощаются культурные коды. Их одежда — знак современной моды, эталон.
Имеет значение возраст дикторов. Молодость, красота, обаяние женщин вызывает симпатию у зрителей. Напротив, солидный мужчина-диктор привлекает значительно больше. Его облик ассоциируется с серьезностью, основательностью, жизненным опытом.
Успех программ обусловлен точно найденным имиджем, соответствующим социальному заказу, моде, требованиям времени, и настроениям в обществе. Точно найденным фирменным стилем телепрограмм, где наряду с содержанием уделяется внимание оформлению студии, заставкам, символам, атрибутике, использованию таких важных факторов воздействия, как цвет, свет, музыка. Имидж ведущего формирует тип контакта с аудиторией. Однако изменение современных требований корректирует и сами имиджи. Это становится научной проблемой, поскольку формирование имиджа — многогранный творческий процесс, требующий профессионального мастерства. Удачно найденный имидж — это не только успех у зрительной аудитории, но и часть творческой биографии журналиста.
При восприятии ведущих в сознании аудитории происходит ориентация на определенные факторы: одаренность, артистизм, активность, деятельность, организованность, самостоятельность, объективность.
Процесс общения диктует вопрос о выборе видеоряда, звукоряда, речи, которые должны максимально соответствовать целям коммуникатора. Проблема восприятия, психолингвистические ее аспекты, культура речи приобретают в условиях массовой коммуникации особое значение для решения вопроса о повышении информативности выступления. К основному предмету общения примыкает дополнительный, связанный с аспектами коммуникации и восприятием личности на экране как носителе информации. Реализуя свои функции, коммуникатор выбирает свой стиль общения с аудиторией.
- стиль «я — центрация»: направленность личности на себя, здесь идет демонстрация формального отношения к партнеру по общению. Журналист говорит без связи с предшествующими высказываниями парнера, приписывает ему мысли и намерения.
- стиль «другой — центрация»: выражается в стремлении делать то, что требуется партнеру. Коммуникатор демонстрирует озабоченность его проблемами, навязывает свою помощь, уступает инициативу в общении, одобряет намерения и планы партнера.
- стиль «я — другой — интеграция»: наиболее плодотворный, здесь ощутимо стремление доверять партнеру, строить свои отношения с ним на равных.
Часто ведущие выступают доминантой своей программы. Их работа в кадре высоко ценится аудиторией и потому хорошо оплачивается. Так, мировой популярностью пользуются ведущие Владимир Познер, Александр Гордон. В целом популярных ведущих отличают стремление к открытости и искренность. Однако не всегда созданный на экране имидж вызывает положительные эмоции у зрителя. Не всегда совпадают оценки экспертов и телезрителей.
Сегодня на телевидении все больше появляется образов менее официальных и более личностно-вовлеченных. С этой целью разрушаются традиционные перегородки между ведущими и аудиторией. Человек, который смотрит телевизор, желает видеть в ведущем не наставника, а живого, эмоционального собеседника, который ясно и понятно рассказывает даже об очень серьезных вещах. Однако, со стороны работающих в кадре многих каналов, особенно провинциальных, отсутствует вообще какое-либо знание своей аудитории. В основном ведущие ориентируются на своего собеседника — чиновника, политика и т.д., совершенно забывая о зрителе. Здесь также сказывается недооценка ими знаний психологии общения.
В отличие от радиовещания, не создающего зрелищной наглядности поведения диктора в студии, на телеэкране мы имеем дело с «раскрытым», видимым в реальном времени ведущим, оживляющих сообщение картиной практических действий. Ведущий начинает восприниматься чуть ли не как персональная конституция событий. В частности, речевые и не речевые средства настолько приобретают характер поступающего сознания, что это ведет к возникновению иллюзии: он — тот человек, благодаря которому создается особый смысл передаваемых сообщений.
При всем его инструктивном характере поведения в кадре имеет место элемент творчества. В новых социальных условиях актуализация смысла сообщений не препятствует конкретизации способов воплощения на экране индивидуальной манеры: телеведущие могут выразить, показать себя. В этом случае интерпретация становится содержательным фактором выпуска, допуская стилевую неопределенность как следствие возросшей свободы обращения с фактическим материалом.
При обязующем характере профессионального поведения, ведущие должны стремиться к тому, чтобы активизировать потенциал личности зрителя. Фронтальная обращенность ведущего к зрителям образует «фасад» исполнения роли. Его элементами становятся стандартизованные средства выразительности: внешние данные, манера поведения, предметы студийной обстановки. Наполнение фасада должно имитировать ситуационное местонахождение и усиливать суммарное впечатление от облика ведущего. В этом смысле ролевой фасад — его первая и основная исполнительная ориентация, поскольку энергия чувств главным образом фиксируется в пантомимике лица и общем характере движений. Фокус фасада имеет свой композиционный предел и, в частности, не должен приводить к тому, что телеведущий буквально «врастает» в кадр.
Оценка ролевого поведения зависит от наблюдательности телезрителей и от умения ведущего держаться, производить выгодное впечатление, скрывая видимые элементы игры. Если говорить о посылаемой в эфир благовидности облика, характер монологического самовыявления,
В наглядном виде ведущий становится не просто посредником в распространении информации, а выдвигается на пересечение сообщений и их зрительского восприятия. Он условно превращается в со-присутствующего событиям, не являясь только посредственно связующим при передаче их хода.
Использование таких социализирующих инструментов внешности, как лица и глаз также является важной частью эфира. Непосредственно коммуникативная функция глаз не имеет того буквального значения, которое появляется в реальном жизненном общении. Однако следует предположить, что и при контакте с видимыми на экране глазами появляется временная связь в определенном отношении между ведущим и телезрителями. Причем, глаза, как наиболее тонкий, раскрывающий состояния и чувства человека, читаемый язык могут соотноситься с аудиторией именно информационно. Например, наблюдая за мимической манерой ряда ведущих, можно сделать вывод о том, что, видимо, без нее понять смысл сообщений можно не иначе, как поверхностно
В определенном смысле общение с аудиторией может выражать стремление к беседе, которое не следует переводить в манеру собеседничества. Собеседника телеведущий должен заслужить своей личностью, культурой, общим впечатлением. Телеведущий должен показать себя человеком, который способен на простоту здравых объяснений.
Итак, всякий телевизионный образ включен в субъективную картину мира. Один и тот же объект репрезентируется у каждого человека по-разному. Один из способов осмысления телеинформации задается через субъективный образ человека на экране. Следовательно, большое значение для явления персонификации имеют его индивидуально-личные характеристики (внешность, физические данные, оформление внешнего облика); коммуникативные качества — тембр голоса, дикция; внутренние характеристики (знание, интеллект, эмоциональность, моральные ценности).
Глава 3. Практический анализ ведения прямого эфира (на примере телекомпании «Транзит»)
1 Прямой эфир на местном телевидении и его качественные показатели
Организация прямого эфира — это показатель высокого уровня технической и профессиональной подготовки сотрудников телеканала. Сегодня в г.Нижневартовске возможность выхода в прямой эфир имеет только телекомпания «Транзит». Федеральный канал «СТС», ретранслятором которого является «Транзит» выделяет в сетке своего вещания несколько блоков эфирного времени в двух их которых (07:00 и 00:00) мы имеем возможность стать зрителями и участниками прямого эфира.
Телекомпания «Транзит» существует в городе Нижневартовске с 1996 года. За это время компания приобрела заслуженную популярность у жителей города, а также была признана на профессиональном уровне, получила грант губернатора Югры, а также была победителем различных профессиональных конкурсов. Телекомпания транзит отличается качеством и оригинальностью сюжетов, а также насыщенной программной сеткой, что обуславливает высокие рейтинги и одобрение зрителей. Сегодня компания выпускает в эфир 9 передач:
«Городские истории» — информационный выпуск, альтернатива новостной передачи. Новостная информация преподносится зрителю в принципиально новом формате, под видом обыденной городской истории. Выходит ежедневно. Ведущие: Светлана Селиванова, Иван Коченов.
«Страницы» — обзрная информационно-аналитическая передача. Программа включает в себя основные новостные материалы недели, комментарии к ним, а также другие актуальные для жителей города аналитические сюжеты. Предлагает неофициальный, независимый взгляд на процессы и события, произошедшие в городе. Поднимает острые, злободневные вопросы из жизни общества. Помогает простым людям в решении их тупиковых проблем. Выходит 1 раз в неделю. Ведущий: Сергей Сысак.
«Все дело в детях» — авторская передача Раисы Мочаловой. «Все дело в детях» — это программа для родителей и детей. В передаче зритель может услышать мнение профессионалов — врачей, психологов, педагогов, а также сам поучаствовать в съемках. Зрители могут поделиться своими секретами со всеми: как лучше сварить кашу, вылечить насморк, сшить распашонку, сделать игрушку своими руками и т.д. Выходит 2 раза в месяц. Ведущая: Раиса Мочалова.
«Кулинариссимо» — аналог популярных кулинарных программ со звездами шоу-бизнеса. Здесь самые известные люди Нижневартовска в необычном амплуа делятся интересными рецептами и раскрывают кулинарные способности. Непринужденная беседа приближает зрителя к известному персонажу. Выходит 1 раз в неделю. Ведущий: Александр Керн.
«Не пыльная работенка» — авторская передача Андрея Герасина. рассказывает об особенностях самых необычных профессий нашего города. Выходит 1 раз в неделю. Ведущий: Андрей Герасин.
«Женские штучки» — рекламный выпуск, основанный на рассказе о том где можно приобрести нужную вещь, отдохнуть или привести себя в порядок. Выходит 1 раз в неделю. Ведущая: Анастасия Гаманчук.
«Утро нового дня» — утренняя программа, которая поможет проснуться, взбодриться и зарядиться позитивом. Ведется в прямом эфире, что позволяет интерактивно общаться со зрителями. В рамках передачи обсуждаются различные насущные проблемы, разыгрываются призы и подарки. Ведущие: Людмила Козлова, Андрей Новиков.
«Минимум» — передача о клубной жизни города и не только. В прямом эфире жители города имеют возможность пообщаться с интересным персонажем. Гости эфира — это известные успешные личности, которые рассказывают о себе и делятся опытом достижения успеха. Выходит 1 раз в неделю. Ведущий: Иван Коченов.
«Ночной эфир» — это обсуждение актуальных проблем, которые касаются всех и каждого. Зрители имеют уникальную возможность обратиться по тому или иному вопросу к компетентному лицу, приглашенному в студию. Выходит 1 раз в неделю. Ведущая: Светлана Селиванова.
Таким образом, в прямой эфир телекомпании «Транзит» выходит три передачи, различной направленности и функциональной нагрузки. Вывод изображения в прямой эфир основывается на принципе слияния технического и конструктивного монтажа. Конструктивный монтаж осуществляется переключением камер. Руководит этим процессом телевизионный режиссер. Он монтирует передачу еще во время работы над режиссерским сценарием. В студии телекомпании «Транзит» обычно включено в работу 3-4 камеры, что обеспечивает разноплановую подачу видеоматериала.
Однако, качество эфиров, безусловно, отличается от подобных федеральных передач. На местном уровне стоят острые проблемы технического обеспечения. В прямом эфире важно все, здесь невозможно вырезать помехи и погрешности. Во время прямого эфира могут случится неполадки с телевизионным сигналом, с телефонной связью, со своевременностью воспроизведения записанных материалов. В такой ситуации ответственность за ситуацию ложиться на телеведущего, именно он в ответе перед телезрителями, ведущий прямого эфира должен адекватно реагировать на подобного рода технические неполадки, но и самому ему необходимо профессионально работать и не допускать возникновения смысловых пауз или других неоправданных заминок.
Обозначим одних из самых популярных ведущих телеканала, это Светлана Селеванова, Иван Коченов, Людмила Козлова. Они являются одними из опытнейших журналистов телеканала, работают как в записи («Городские истории»), так и в прямом эфире («Минимум», «Ночной эфир»).
Светлана Селиванова — член Союза журналистов, главный редактор телекомпании «Транзит». На телевидении с 1999 года. Имеет высшее юридическое образование, что не мешает быть опытным высококвалифицированным журналистом, это обуславливает качество ведения эфира, разнообразие и актуальность авторских и журналистских материалов.
Иван Коченов — журналист, телеведущий. На телевидении с 2002 года. Закончил факультет журналистики Томского Государственного Университета. Его материалы отличаются живой подачей и включенностью в проблему
Людмила Козлова — телеведущая. Является лицом передачи «Утро нового дня», настраивает телезрителей на хорошее настроение своей бодрой и позитивной манерой ведения эфира и веселым общением со зрителями.
Таким образом, единственная телекомпания в городе Нижневартовске, выпускающая прямые эфиры — это «Транзит». Журналисты, работающие в этом жанре имеют достаточную профессиональную подготовку, техническая сторона процесса также находится на высоком уровне, однако порой можно заметить некоторые технические погрешности, которые говорят о том, что каналу есть куда расти. Совершенствование качественных показателей эфира — одна из задач телекомпании «Транзит».
2 Оценка работы журналиста, ведущего прямой эфир на местном уровне (на примере Светланы Селивановой)
Телеведущий — это лицо канала и олицетворение той или иной передачи. На нем всегда лежит большая ответственность перед телезрителями и коллегами. Особых навыков требует от журналиста ведение прямого эфира. Это должен быть грамотный коммуникатор, личность вызывающее одобрение в обществе.
Оценить работу тележурналиста, вещающего в прямом эфире можно по следующим критериям:
- Индивидуально-личностые характеристики:
- внешность;
- оформление образа (экранный образ).
- Внутренние характеристики:
- знания, интеллект;
- эмоциональность;
- моральные ценности.
- Коммуникативные качества:
- тембр голоса, дикция;
- применение невербальных средств коммуникации;
- особенности интервьюирования.
- Общие профессиональные характеристики
поведение в кадре;
- умение ориентироваться в непредвиденной ситуации.
Как уже было сказано одними из самых популярных ведущих прямого эфира в городе Нижневартовске являются Светлана Селиванова, Иван Коченов, Людмила Козлова. Остановимся на рассмотрении качественных показателей работы главного редактора телекомпании «Транзит» Светланы Селивановой — самого опытного журналиста канала.
Светлана Селиванова воспринимается, прежде всего, как ведущая теленовостей, Светлана — олицетворение информационной передачи «Городские истории» и канала в целом. Однако этим возможности Светланы Селивановой как телеведущей не ограничиваются. Она выпускает авторские передачи, фильмы и ведет прямые эфиры на телеканале. Светлана Селиванова является ведущей интерактивной передачи «Ночной эфир», которая выходит в формате интервью с человеком, компетентным в области поставленного в эфире актуального вопроса. Кроме того, Светлана Селиванова выступает в качестве комментатора или обозревателя на ежегодном фестивале «Самотлорские ночи». Ей работа всегда качественна и интересна. Охарактеризуем работу Светланы Селивановой по вышеперечисленным критериям.
Индивидуально-личностые характеристики телеведущей вызывают, в большинстве своем, одобрение у жителей города. Об этом свидетельствуют отзывы о ведущей, оставленные на форуме телеканала. Светлана Селиванова обладает приятной внешностью, черты ее лица не вызывают раздражения, она всегда гармонично смотрится в кадре. Со временем, экранный образ Светланы эволюционировал. Если раньше мы видели телеведущую в деловых костюмах, с пышной прической и яркой губной помадой, то сегодня Светлана стала «ближе к народу». Это, от части, связано со сменой формата канала, отходом от традиций официоза. Стиль одежды Светланы Селивановой граничит между деловым и стилем casual, нейтральный макияж, аккуратная прическа — все это положительно оценивается телезрителями.
Внутренние характеристики Светланы Селивановой также соответствуют всем требованиям. Светлана обладает широким кругозором, что позволяет ей свободно ориентироваться в любой проблеме. Знания и навыки позволяют компетентно высказываться по тому или иному вопросу. Уровень интеллекта ведущей также высок, об этом можно судить по глубине журналистских материалов, большому словарному запасу и грамотной формулировке мысли. Светлана Селиванова редко позволяет себе в эфире эмоциональные всплески, она дипломатична и сдержана, в то же время дружелюбна. По ее эфирам, сюжетам и высказываниям можно сделать о наличии высоких моральных идеалов и принципов, Светлана следует этическим принципам тележурналистики и заслуженно является предметом уважения.
Оценка коммуникативных качеств начинается с поверхностных характеристик, таких как тембр голоса и дикция. Светлана Селиванова обладает приятным тембром, ее голос узнаваем и не является раздражителем. Что касается дикции, то сама Светлана признается, что имеет проблемы произношением некоторых звуков, например [с], но режиссерам удается исправить этот недочет с помощью монтажа. Рассматривая невербальные особенности ведения коммуникации можно сказать, что для рассматриваемой личности характерен небольшой наклон корпуса вперед, что создает эффект заинтересованности и попытки вовлечения зрителя в негласный диалог. Кроме этого, небольшие кивки головой во время эфира также предрасполагают зрителя на волну доверия, согласия. Стиль интервьюирования здесь можно определить как «другой — центрация». Светлана всегда прислушивается к мнению собеседника и делает акцент именно на его точке зрения, оставаясь объективной и не навязывая своего мнения. Однако, если собеседник «тяжел на подъем» и не может грамотно и четко сформулировать свои мысли Светлана берет инициативу в свои руки и спасает таким образом положение, выводя эфир в нужное русло.
Делая вывод об общих профессиональных качествах Светланы Селивановой, следует отметить, что ведущая всегда гармонична в телекадре, ее поведение соответствует зрительским параметрам, оно не отвлекает от сути передачи и в то же время располагает к просмотру передачи. Светлана не раз доказывала свое умение выходить из сложных ситуаций: заполнять эфирные паузы, компенсировать своими коммуникативными способностями технические погрешности. Следовательно, работа Светланы Селивановой как ведущей прямого эфира заслуживает высокой оценки.
Заключение
В результате, мы приходим к выводу, что особенность телевидения — это совмещение звука и изображения. Его основные функции — это информационная, культурно-просветительская, интегративная, организаторская, образовательная и рекреативная.
Работа на телевидении требует от журналиста соблюдения профессиональных и этических принципов. Основными правилами на уровне этики журналиста являются достоверность, полнота информации и непредвзятость. Позиция журналиста, не должна противоречить этическим и моральным нормам общества. Тележурналисту необходимо быть высоконравственным человеком, чтобы быть в своих выступлениях корректным, уважающим зрителя, объективным и честным.
Прямой эфир — это процесс непосредственной передачи телевизионного сигнала с места проведения записи в эфир, то есть трансляция сигнала в реальном времени.
Телевизионный журналист, работающий в прямом эфире долен отвечать определенным требованиям. Большое значение для явления персонификации имеют его индивидуально-личные характеристики (внешность, физические данные, оформление внешнего облика); коммуникативные качества (тембр голоса, дикция); внутренние характеристики (знание, интеллект, эмоциональность, моральные ценности).
Единственная телекомпания в городе Нижневартовске, выпускающая прямые эфиры — это «Транзит». Журналисты, работающие в этом жанре имеют достаточную профессиональную подготовку, техническая сторона процесса также находится на высоком уровне.
Делая вывод об общих профессиональных качествах телеведущей Светланы Селивановой, следует отметить, что ведущая всегда гармонична в телекадре, ее поведение соответствует зрительским параметрам, Работа Светланы Селивановой как ведущей прямого эфира заслуживает высокой оценки.
Таким образом, цель данной работы достигнута, задачи, поставленные в начале исследования, выполнены.
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/jurnalist-andrey-dobrov/
1. Актуальные проблемы журналистики / Под ред. проф. Я.Н.Засур-ского. — М.: ИМА-пресс, 1997. — 224 с.
— Богданов Н.Г. Вяземский Б.А. Справочник журналиста. — Лен.: Лениздат, 1971. — 688 с.
— Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио, телевидения. — М.: Дело, 1999. — 465 с.
— Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы. Монография.: — М.: Изд. РИП-холдинг, 2001. — С.300.Рэндалл Д. Универсальный журналист, — М.: Академический проект, 1996. — 336 с.
— Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. — М.: Наука, 1984. — 378 с.
— Кэрролл В.М. Новости на ТВ. — М., изд. «Мир», 2000.
— Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. — М.: Аспект Пресс, 2000. — 208 с.
— Ляшенко Б.П. Как надо и как не надо говорить в эфире. — М., Институт истории и социальных проблем телевидения, 2000.
— Маккой К. Вещание без помех. — М., изд. «Мир», 2000.
— Муратов С.В. ТВ — эволюция нетерпимости (история и конфликты этических представлений).
— М.: Логос, 2001. — 265 с.
— Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для студ. вузов по спец. «Журналистика» / Ред.-сост. С.Г. Корконосенко. — СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000. — 272 с.
— Полукаров В. Авторское право: телевидение. — М., Изд. МНЭПУ, 1998.
— Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. — М.: РИП-холдинг, 2001. — 322 с.
— Силонов И. Авторское право в шоу-бизнесе. — М., Агентство «Издательский сервис», 2001.
— Телевизионная журналистика: Учебник. 3-е издание, переработанное и дополненное //Редколлегия: Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский. — М.: Изд-во МГУ, ИЗД-во «Высшая школа», 2002. — 304 с.
— Трудности словоупотребления на ТВ и РВ. Словарь. — М., «Эра», 2000.
17. Сайт телекомпании транзит. Раздел: наше настоящее. URL: d059f4f42 <http://www.tv-transit.ru/programm/?PHPSESSID=7773ac3ff051618919d0e95 d059f4f42> (дата обращения: 21.11.2009)
— Сайт телекомпании транзит. Раздел: комнада. URL: <http://www.tv-transit.ru/programm/?PHPSESSID=7773ac3ff051618919d0e95d059f4f42> (дата обращения: 21.11.2009)
— Сайт телекомпании транзит. Раздел: форум. Лица компании. Светлана селиванова <http://www.tv-transit.ru/forumtv/viewtopic.php?t=31> (дата обращения: 21.11.2009)