Представленная работа посвящена теме «Обучение детей дошкольного возраста декоративному рисованию на примере гжельской росписи».
Искусство играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время искусство — это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.
Цель обучения изобразительной деятельности — развитие эмоционального мира ребенка. Изобразительная деятельность выступает как эмоционально насыщенная, активизирующая все психические процессы (внимание, представление, воображение и пр.) деятельность, способствующая развитию мира чувств ребенка. Самое главное — не обучать рисованию, а познакомить детей с искусством через художественную деятельность.
Предлагаемая концепция опирается на возрастные особенности детей, особенности их восприятия цвета, формы, объема. Обучение осуществляется в следующей последовательности: цветовое пятно, линия, предмет, композиция. При этом особенно важно в каждом возрасте идти от интересов и возможностей каждого ребенка к реализации его, себя как творческой личности.
Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства, развивает у ребенка чувство прекрасного. Произведения народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой композиции.
Знакомя детей с произведениями декоративного искусства различных областей и народностей нашей страны, педагог должен воспитывать в ребятах любовь к Родине, уважение к труду людей, создающих эту красоту.
Перед педагогом, обучающим детей декоративному рисованию, стоят следующие задачи:
- развивать чувство композиции в связи с построением узора на различных формах;
- развивать чувство цвета;
— развивать способности различать стили в декоративном искусстве и использовать их отдельные элементы в своем творчестве;
- совершенствовать технические навыки в рисовании кистью и карандашом.
Обучая детей декоративному рисованию, педагог должен развивать у них умение видеть взаимосвязь между всеми компонентами узора, цветом, композицией, элементами формы.
Ребенок должен почувствовать и понять, как в зависимости от назначения и формы предмета изменяется украшающий его орнамент. Отсюда он познает значение, целесообразность оформления, связь формы и содержания.
Развитие творчества детей в рисовании
... интересным, развивает самостоятельность и творчество ребенка . развития творческих способностей детей развития творческих 3. Заключение. Таким образом, завершая свое эссе , еще раз хочу остановиться на ключевых позициях своего размышления по поводу развития творчества детей в рисовании : развивающей среды детей рисование ...
Дети, знакомясь с декоративным рисованием, должны научиться ясно представлять себе, что такое ритм и симметрия, без чего декоративное искусство не может существовать.
В декоративном рисовании развитие чувства цвета выделяется как важная задача. Цвет в расписном орнаменте тесно связан с композицией, в узоре они неотделимы друг от друга.
Овладеть всеми возможностями цветовых сочетаний дети дошкольного возраста, естественно, не могут, хотя чувство цвета начинает развиваться еще в преддошкольном возрасте.
Задача использования цвета в декоративном рисовании усложняется в каждой группе, начиная с наиболее ярких, контрастных сочетаний и кончая оттенками теплых и холодных цветов в разных сочетаниях.
Осуществление этих задач можно начать тогда, когда дети овладеют рисованием простейших изобразительных форм, так как потом потребуется концентрация внимания ребят на новой задаче — расположении этих форм в определенном порядке для получения узора.
Первоначальные изобразительные навыки дети приобретают в первой и второй младших группах, причем некоторые задания во второй младшей группе носят декоративный характер (например, украсить края платочка полосками).
Но основная цель такого занятия — не создание узора, а закрепление умений проводить прямые линии в разных направлениях.
Непосредственное обучение декоративному рисованию начинается с детьми четырех лет. Задачи обучения декоративному рисованию в средней группе следующие:
— развивать композиционные умения в ритмичном расположении форм в узоре на полосе, квадрате, круге;
- развивать чувство цвета — умение красиво сочетать контрастные цвета;
- развивать умения в рисовании различных крупных и мелких форм — простых элементов узора;
— развивать технические навыки в пользовании кистью (легко касаться бумаги, делая точки; действовать всей поверхностью кисти, проводя полосы, мазки).
Задания по декоративному рисованию в средней группе по композиционным задачам сходны с наклеиванием готовых форм. Вначале дети учатся проводить кистью ровные линии и наносить между ними ритмично повторяющиеся мазки или точки, чередовать мазки по цвету, меняя их положение, когда узор усложняется.
Мазок — самый легкий для исполнения декоративный элемент, так как он не требует особо точных движений и получается легким прикладыванием кисти к бумаге. Поэтому сначала в узор включаются мазки, а потом уже точки. Точка требует овладения новым приемом работы кистью (кисть при этом держится вертикально) и достаточно развитой координации движений, чтобы только касаться бумаги концом кисти.
Композиция первых рисунков также самая простая: ритмичное повторение одного и того же элемента. Ритм движения руки, присущий человеку, облегчает этот повтор и помогает передаче ритма в изобразительных формах.
Чередование — более сложный композиционный прием, так как основан на сочетании нескольких форм. Детям средней группы доступно чередование двух элементов по форме или по цвету.
Адаптация детей группы раннего дошкольного возраста к условиям ...
... условиях происходит успешная адаптация детей группы раннего дошкольного возраста к условиям дошкольной организации средствами музыкальной деятельности? Степень разработанности темы. Теоретические основы адаптации детей группы раннего дошкольного возраста к условиям дошкольной организации были проанализированы в трудах таких авторов, как: ...
Усложнение программного материала идет за счет более сложной композиции и введения новых изобразительных элементов в узор. Кроме точек и мазков, дети учатся использовать в узоре круги и кольца, с приемами рисования которых они знакомились еще в младшей группе.
В декоративном рисовании изображение этих форм несколько меняется: они меньшего размера, при рисовании должны все соответствовать друг другу по величине и, кроме того, они не связаны с образом предмета, что также делает их изображение более трудным для ребенка.
Кроме полоски, дети учатся располагать узор на других формах — квадрате, круге. Эти формы требуют другой композиции в узоре. Естественно, что использовать простой линейный повтор здесь нельзя, так как у квадрата есть стороны, углы, центр; у круга — край и центр.
Детям пятого года жизни можно поставить более сложные задачи декоративного рисования, так как уровень развития эстетических чувств в этом возрасте гораздо выше.
Детей необходимо научить:
- симметрично располагать узор в зависимости от формы листа бумаги или объемного предмета;
- использовать в узоре разнообразные прямые, округлые линии и формы, растительные элементы;
- находить красивые сочетания красок в зависимости от фона;
— умело пользоваться кистью (рисовать концом, всей кистью, свободно двигать ее в разных направлениях).
Вначале закрепляются умения, приобретенные в средней группе, в составлении узоров, состоящих из прямых линий, мазков, точек на разных формах. Но это не простое повторение материала средней группы. Детям предоставляется на выбор уже большее количество цветов; элементы, сочетаемые в узорах, могут быть разных размеров.
Детей учат в первом квартале новому приему построения узора на круге — заполнению всей формы узором, построенным из центра, путем симметричного наращивания элементов по концентрическим кругам. Кроме квадрата и круга, детям даются овал, треугольник, розета и шестиугольник — формы, более сложные для построения узора.
В старшей группе в качестве композиционного приема чаще применяют принцип чередования элементов, что делает узор более декоративным. Чередование может включать 2-3 элемента, различных по форме или цвету.
В качестве элементов узора дети учатся использовать разнообразные линейные формы (толстые и тонкие линии, мазки, точки, круги) и более сложные формы — растительные (листья, ягоды, цветы), которые труднее повторять несколько раз. Ребятам показывают новый прием рисования кистью, прикладывание к бумаге кисти плашмя. Полученные отпечатки в форме лепестка хороши в узоре из листьев, цветов.
В старшей группе дети учатся использовать различные цвета спектра в сочетании с цветным фоном. В декоративном рисовании цветной фон может быть более разнообразным, чем в тематическом рисовании. Кроме контрастных сочетаний, дети учатся видеть красоту цвета в определенной гамме: синий, голубой, белый, красный, оранжевый, желтый и др. Дети способны почувствовать красоту одноцветного узора, например тонких кружевных узоров снежинок, кружева.
Методика ознакомления детей с литературными произведениями в ...
... на себя событий, "мысленным" действием с эффектом личного участия. 1. Методика ознакомления детей с литературными произведениями в группах ... в игровой форме). На занятии ребенок воспринимает речевые ... используя сравнение, метафоры, эпитеты, другие средства образной выразительности, владение которыми в свою очередь, служит развитию художественного восприятия литературных ... с одним и тем же действием, вопрос ...
В старшей группе детей учат составлять узоры на объемных формах. Сложность нанесения такого рисунка в том, что трудно соблюдать композицию узора, так как видишь его только частично, элементы узора иногда несколько меняют свою форму из-за выпуклой поверхности. Поэтому объемные предметы, предлагаемые детям для зарисовки, должны иметь простые формы. Это могут быть вылепленные из глины игрушки по образцу дымковских — птички, лошадки. Узор дымковской игрушки прост и ритмичен — сочетание прямых и волнообразных линий разной толщины и точек, кругов, колец. По цвету эти орнаменты дают простейшие контрастные сочетания белого фона с несколькими яркими основными цветами.
Задачи обучения детей седьмого года жизни декоративному рисованию следующие:
— развивать чувство композиции: учить составлять узоры на плоских и объемных формах в зависимости от их особенностей и назначения предмета;
— развивать чувство цвета: учить использовать разнообразные цвета с их оттенками в различных сочетаниях;
— учить видеть особенности разных видов народной декоративной росписи, использовать в рисунках отдельные элементы народных орнаментов;
- совершенствовать технические навыки рисования красками и карандашами.
В подготовительную группу приходят дети, знакомые с основными принципами построения узора на округлых и прямоугольных формах. Им предлагаются новые формы — прямоугольник и многоугольник и различные плоскостные формы предметов — вазы, кувшины, чашки, рукавички, шапки и т. п. Эти предметы не имеют правильной геометрической формы, и узор на них требует применения разных принципов (например, на кувшине по краю горлышка — линейный орнамент, на округлой части — узор из центра).
Усложняется и понятие о симметрии. Кроме расположения одинаковых форм направо и налево, дети знакомятся с зеркальным отражением, где части узора соответственно меняют свое положение.
Затем дети осваивают еще один прием заполнения всей формы однородным узором по принципу сетчатого орнамента — повторение и чередование элементов в шахматном порядке. Дети рисуют различные узоры для тканей, кукольных платьев.
Узор на треугольнике строится не только по краю и в углах, а может начинаться из одного угла и распространяться на весь треугольник. В этом случае используется форма не равностороннего треугольника, а равнобедренного с прямым или тупым углом. Ребята рисуют на них всевозможные узоры косынок.
Для создания узора они учатся использовать элементы природных форм (растений, животных).
Дети подготовительной к школе группы могут применять в своем узоре элементы народных декоративных росписей, сохраняя основной стиль. Педагог должен учить детей по образцам народного искусства рисовать завитки, сочетать крупные и мелкие формы, украшать их мелким травчатым узором, использовать цвета в определенном сочетании, свойственном данной росписи (хохломская, дымковская, украинская и другие росписи).
Росписи Северной Двины. Традиции и современность
... технологические особенности северодвинских росписей по дереву. Методы исследования: общенаучный историко-теоретический терминологический Курсовая работа состоит из введения, ... нарядные сказочные птицы. В народных росписях Пермогорья XIX века в растительный узор обычно почти на всех предметах ... чего дети занимались разложением слова "дуга" на слоги и звуки. В младшем отделении рисовали формы с ...
Кроме росписи глиняных игрушек по образцу дымковских, дети могут раскрашивать блюдца, тарелочки, стаканчики из папье-маше по мотивам хохломской или жестовской росписи.
В подготовительной группе ребята учатся использовать не только краски, но и цветные карандаши. В более младших группах карандаши применялись только в тематическом рисовании, так как дети не могут достигнуть в рисунке карандашом нужного цветового эффекта, который так важен в декоративном узоре. Технические трудности в аккуратной равномерной яркой штриховке отняли бы слишком много внимания и сил детей.
В подготовительной группе у детей уже есть определенные навыки, и они могут использовать карандаш для получения разных оттенков, создавая узор одним цветом. Например, каждый ряд лепестков цветка от центра заштриховывается карандашом с разным нажимом. Дети приучаются видеть красоту не только ярких сочетаний, но и более нежных, спокойных и в то же время приятных для глаза. Эта задача решается в подготовительной группе как при рисовании карандашами, так и красками.
В декоративном рисовании во всех группах используется только гуашь, которая позволяет наносить цвет на цвет, а это часто требуется в декоративных рисунках и невыполнимо при работе акварелью.
1.1. Декоративно-прикладное искусство как часть художественной культуры русского народа и его роль в воспитании подрастающего поколения.
1.2. История развития промысла.
Гжель — название одного из сёл — бывшего волостного центра, ставшего собирательным для всей округи, символом неповторимого искусства и народного мастерства.
Гжелью называют выпускаемые в этих местах высокохудожественные фарфоровые изделия, расписанные кобальтом по белому фону.
Гжель впервые упоминается в письменных источниках в 1339 году в духовной грамоте Ивана Даниловича Калиты. С тех пор на протяжении столетий, как одна из наиболее прибыльных волостей, переходила Гжель по наследству в роду великих московских князей и царей, принося им немалый доход.
Ещё в XVI веке гжельцы возили в Москву излишки бытовой посуды, а также в Яузскую слободу московским гончарам свою глину, некоторые оставались там и работать. Выезжали они и на московские ярмарки и торги. Знакомились на торгах с привозными изделиями мастеров из других мест России, из других стран.
На базе крестьянских промыслов и торговли постепенно складывался новый тип крестьянского населения Гжели.
К 70 — 80 годам XVIII века Гжель становится центром производства в России художественной майолики. Дело в том, что со времени открытия мануфактуры Афанасия Гребенщикова в 1724 году многие гжельцы работали там гончарами. Смекалистые и расторопные, они быстро схватывали секреты нового производства майоликовых изделий, а возвращаясь на родину, заводили свои примитивные, но многочисленные новые горны, создавали свои изделия не только из обычных красных глин, как раньше, а использовали по новой технологии белые массы с примесями других сортов глин и минеральных добавок.
Изобразительное искусство в развитии ребенка
... развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствуют обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, репродукций с картин художников положительно ...
Самобытные гжельские изделия пользовались неизменным спросом. Крестьяне-кустари трудились от зари до зари, имея дело с глиной и творя из неё необходимые в быту вещи. Каждый из них имел свою манеру, и создавая изделия, вносил собственное видение окружающего мира. Достоинство посуды, игрушек определялось вкусами покупателей и управлялось их спросом. Популярность гжельских изделий означала соответствие их требованиям, отвечающим утилитарным целям и художественным вкусам людей того времени. В середине XVIII века в России довольно быстро начали развиваться гончарные производства, однако гжельские изделия пользовались неизменным спросом. Отсюда производство керамики распространяется в Коломенской, Серпуховской и другие уезды Московской губернии.
Конец XVIII века явился временем расцвета гжельской майолики; особенно большого искусства местные мастера достигли при изготовлении кувшинов, кумганов, квасников. Работа требовала большого терпения и искусства. Роспись не допускала поправок и переделок, так как велась по мягкому, не обожжённому черепку, покрытому белой эмалью. Гжельцы выпускали отдельно и мелкую майоликовую пластику, которая часто отражала типичные сценки их жизни, наполненные юмором композиции, солдат, крестьянок, модниц и франтов, занятых теми или иными делами. Сюжеты были выразительны и доходчивы, покоряли ясностью замыслов, наивностью их создателей — простых народных умельцев.
В течение многих десятилетий гжельцы создавали изумительные по красоте и разнообразию росписи изразцы для оформления печей и каминов. Свыше 500 их образцов хранит теперь в своей коллекции Эрмитаж.
Многие гжельские мастера участвовали создании гончарного промысла и в других местах России.
Полуфаянс Гжели пытались делать ещё в последние годы XVIII века. Завозимые из-за границы предметы из этого материала были настолько дороги, что их могли купить только немногие, но они же невольно толкали гжельцев овладеть технологией их производства.
Полуфаянс уже имел белый, хотя и толстый черепок, и роспись велась не по сырой эмали, как на майоликовых изделиях, а после обжига, по твердому черепку, что значительно облегчало, ускоряло работу и ускоряло брак.
Полуфаянс стал таким же замечательным художественным явлением, как и майолика. Гжельцам удалось получить белую посуду белую, наподобие фаянса в начале XIX века. Добавив в свои глины известь, гжельцы получили материал, названный простым фаянсом или полуфаянсом, и в течение XIX века создавали из него десятки тысяч необходимых предметов быта.
Не сразу гжельцы выработали свой самобытный стиль росписи кобальтом, но постепенно он достиг совершенства именно в полуфаянсе. Синий цвет становится классическим, неотделимым от гжельского полуфаянса. Это был новый изобразительный живописный язык, пришедший на смену контурному рисунку с полихромной раскраской, какая ранее использовалась в майолике. Синяя краска лучше всего соединяется с глазурью, при обжиге даёт меньше брака, излучает сияние, не подвластное времени. В росписи присутствуют и элементы очеловечения, одухотворения вещей.
К середине XIX века Гжель являлась самым крупным поставщиком керамических изделий страны.
Во второй половине XIX века в русском керамическом производстве происходят значительные сдвиги. Лидируют теперь крупные механизированные заводы. Экономичность производства, добротность изделий и умеренность цен давали возможность выиграть борьбу на рынках сбыта.
Педагогические условия развития изобразительного творчества детей ...
... композиций на разных формах; спланировать серию творческих заданий, направленных на создание декоративных композиций, ... развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами декоративной композиции". В нашем исследовании ... использованы студентами, воспитателями ДОУ, руководителями изостудий. Вышеперечисленные вопросы мы осветим в нашей дальнейшей работе. Декоративное ...
В 1926 году число работающих в фарфорово-фаянсовой промышленности по Гжельской области составляло 506 человек.
Товарищество Гжель создано в результате объединения шести мелких цехов разных деревень в 1972 году.
В деревне Жирово выпускают керамические камины, В деревнях Трошково и Фенино — гончарную и майоликовую посуду. В деревне Фенино совместно с итальянской фирмой создаётся производство по выпуску изразцов и плитки. В деревне Коломино — Фрязино делают фарфоровые игрушки, а современные производства в д. Турыгино и Бахтеево — главные центры производства художественного фарфора.
Гжельские мастера глубоко и свято хранят традиции своих предков, творчески их развивают и приумножают. В полусказочном мире, создаваемом мастерами — керамистами нынешней Гжели, трудно провести четкую границу между искусством прошлого и настоящего. Не иссякает родник, возникший столетия назад в душе русского народа; пройдя через толщу веков, он по- прежнему остаётся могучей эстетической силой и не теряет своей чистоты. В преемственности традиций народных мастеров, верности им и находится зерно успеха и популярности гжельской керамики в наше время.
История Гжели уходит вглубь веков, и её народному искусству суждена долгая жизнь, сегодня знаменитый народный промысел набирает новые силы. В разные концы планеты улетают синие птицы Гжели, чтобы украшать быт людей, воспитывать чувство прекрасного.
1.3. Основные задачи, содержание и методика обучения рисованию декоративных узоров по мотивам гжельской росписи.
Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства, развивает у ребенка чувство прекрасного. Произведения народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой композиции. Знакомя детей с произведениями декоративного искусства различных областей и народностей нашей страны, педагог должен воспитывать в ребятах любовь к Родине, уважение к труду людей, создающих эту красоту.
Перед педагогом, обучающим детей декоративному рисованию, стоят следующие задачи:
- развивать чувство композиции в связи с построением узора на различных формах;
- развивать чувство цвета;
— развивать способности различать стили в декоративном искусстве и использовать их отдельные элементы в своем творчестве;
- совершенствовать технические навыки в рисовании кистью и карандашом.
Обучая детей декоративному рисованию, педагог должен развивать у них умение видеть взаимосвязь между всеми компонентами узора, цветом, композицией, элементами формы.
Ребенок должен почувствовать и понять, как в зависимости от назначения и формы предметаизменяется украшающий его орнамент. Отсюда он познает значение, целесообразность оформления, связь формы и содержания.
Дети, знакомясь с декоративным рисованием, должны научиться ясно представлять себе, что такое ритм и симметрия, без чего декоративное искусство не может существовать.
Теоретические основы проблемы развития декоративного творчества ...
... Усовой. Работ по ознакомлению старших дошкольников с гжельской народной росписью еще меньше: работы ... группой, с подгруппами детей и индивидуально, используя такие методы и приемы: ознакомление с предметами декоративно-прикладного искусства с целью дать детям общие представления о связи искусства с ... кусства с целью ознакомления детей с народным орнаментом, колористическими решениями народных узоров, ...
В декоративном рисовании развитие чувства цвета выделяется как важная задача. Цвет в расписном орнаменте тесно связан с композицией, в узоре они неотделимы друг от друга.
Овладеть всеми возможностями цветовых сочетаний дети дошкольного возраста, естественно, не могут, хотя чувство цвета начинает развиваться еще в преддошкольном возрасте.
Задача использования цвета в декоративном рисовании усложняется в каждой группе, начиная с наиболее ярких, контрастных сочетаний и кончая оттенками теплых и холодных цветов в разных сочетаниях.
Осуществление этих задач можно начать тогда, когда дети овладеют рисованием простейших изобразительных форм, так как потом потребуется концентрация внимания ребят на новой задаче — расположении этих форм в определенном порядке для получения узора.
Первоначальные изобразительные навыки дети приобретают в первой и второй младших группах, причем некоторые задания во второй младшей группе носят декоративный характер (например, украсить края платочка полосками).
Но основная цель такого занятия — не создание узора, а закрепление умений проводить прямые линии в разных направлениях.
Непосредственное обучение декоративному рисованию начинается с детьми четырех лет., Задачи обучения декоративному рисованию в средней группе следующие:
— развивать композиционные умения в ритмичном расположении форм в узоре на полосе, квадрате, круге;
- развивать чувство цвета — умение красиво сочетать контрастные цвета;
- развивать умения в рисовании различных крупных и мелких форм — простых элементов узора;
— развивать технические навыки в пользовании кистью (легко касаться бумаги, делая точки; действовать всей поверхностью кисти, проводя полосы, мазки).
Задания по декоративному рисованию в средней группе по композиционным задачам сходны с наклеиванием готовых форм. Вначале дети учатся проводить кистью ровные линии и наносить между ними ритмично повторяющиеся мазки или точки, чередовать мазки по цвету, меняя их положение, когда узор усложняется.
Мазок — самый легкий для исполнения декоративный элемент, так как он не требует особо точных движений и получается легким прикладыванием кисти к бумаге. Поэтому сначала в узор включаются мазки, а потом уже точки. Точка требует овладения новым приемом работы кистью (кисть при этом держится вертикально) и достаточно развитой координации движений, чтобы только касаться бумаги концом кисти.
Композиция первых рисунков также самая простая: ритмичное повторение одного и того же элемента. Ритм движения руки, присущий человеку, облегчает этот повтор и помогает передаче ритма в изобразительных формах.
Чередование — более сложный композиционный прием, так как основан на сочетании нескольких форм. Детям средней группы доступно чередование двух элементов по форме или по цвету.
Усложнение программного материала идет за счет более сложной композиции и введения новых изобразительных элементов в узор. Кроме точек и мазков, дети учатся использовать в узоре круги и кольца, с приемами рисования которых они знакомились еще в младшей группе.
«Методика развития детского изобразительного творчества» Особенности ...
... форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Виды рисунка В детском саду рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному ... в программном материале каждой возрастной группы. Материал программы распределен по кварталам, ... поощрять детское творчество, в какой бы форме оно ни выразилось. Как правило, дети любят ...
В декоративном рисовании изображение этих форм несколько меняется: они меньшего размера, при рисовании должны все соответствовать друг другу по величине и, кроме того, они не связаны с образом предмета, что также делает их изображение более трудным для ребенка.
Кроме полоски, дети учатся располагать узор на других формах — квадрате, круге. Эти формы требуют другой композиции в узоре. Естественно, что использовать простой линейный повтор здесь нельзя, так как у квадрата есть стороны, углы, центр; у круга — край и центр.
Детям пятого года жизни можно поставить более сложные задачи декоративного рисования, так как уровень развития эстетических чувств в этом возрасте гораздо выше.
Детей необходимо научить:
- симметрично располагать узор в зависимости от формы листа бумаги или объемного предмета;
- использовать в узоре разнообразные прямые, округлые линии и формы, растительные элементы;
- находить красивые сочетания красок в зависимости от фона;
— умело пользоваться кистью (рисовать концом, всей кистью, свободно двигать ее в разных направлениях).
Вначале закрепляются умения, приобретенные в средней группе, в составлении узоров, состоящих из прямых линий, мазков, точек на разных формах. Но это не простое повторение материала средней группы. Детям предоставляется на выбор уже большее количество цветов; элементы, сочетаемые в узорах, могут быть разных размеров.
Детей учат в первом квартале новому приему построения узора на круге — заполнению всей формы узором, построенным из центра, путем симметричного наращивания элементов по концентрическим кругам. Кроме квадрата и круга, детям даются овал, треугольник, розетка и шестиугольник — формы, более сложные для построения узора.
В старшей группе в качестве композиционного приема чаще применяют принцип чередования элементов, что делает узор более декоративным. Чередование может включать 2-3 элемента, различных по форме или цвету.
В качестве элементов узора дети учатся использовать разнообразные линейные формы (толстые и тонкие линии, мазки, точки, круги) и более сложные формы — растительные (листья, ягоды, цветы), которые труднее повторять несколько раз. Ребятам показывают новый прием рисования кистью, прикладывание к бумаге кисти плашмя. Полученные отпечатки в форме лепестка хороши в узоре из листьев, цветов.
В старшей группе дети учатся использовать различные цвета спектра в сочетании с цветным фоном. В декоративном рисовании цветной фон может быть более разнообразным, чем в тематическом рисовании. Кроме контрастных сочетаний, дети учатся видеть красоту цвета в определенной гамме: синий, голубой, белый, красный, оранжевый, желтый и др. Дети способны почувствовать красоту одноцветного узора, например тонких кружевных узоров снежинок, кружева.
В старшей группе детей учат составлять узоры на объемных формах. Сложность нанесения такого рисунка в том, что трудно соблюдать композицию узора, так как видишь его только частично, элементы узора иногда несколько меняют свою форму из-за выпуклой поверхности. Поэтому объемные предметы, предлагаемые детям для зарисовки, должны иметь простые формы. Это могут быть вылепленные из глины игрушки по образцу дымковских — птички, лошадки. Узор дымковской игрушки прост и ритмичен — сочетание прямых и волнообразных линий разной толщины и точек, кругов, колец. По цвету эти орнаменты дают простейшие контрастные сочетания белого фона с несколькими яркими основными цветами.
Задачи обучения детей седьмого года жизни декоративному рисованию следующие:
— развивать чувство композиции: учить составлять узоры на плоских и объемных формах в зависимости от их особенностей и назначения предмета;
— развивать чувство цвета: учить использовать разнообразные цвета с их оттенками в различных сочетаниях;
— учить видеть особенности разных видов народной декоративной росписи, использовать в рисунках отдельные элементы народных орнаментов;
- совершенствовать технические навыки рисования красками и карандашами.
В подготовительную группу приходят дети, знакомые с основными принципами построения узора на округлых и прямоугольных формах. Им предлагаются новые формы — прямоугольник и многоугольник и различные плоскостные формы предметов — вазы, кувшины, чашки, рукавички, шапки и т. п. Эти предметы не имеют правильной геометрической формы, и узор на них требует применения разных принципов (например, на кувшине по краю горлышка — линейный орнамент, на округлой части — узор из центра).
Усложняется и понятие о симметрии. Кроме расположения одинаковых форм направо и налево, дети знакомятся с зеркальным отражением, где части узора соответственно меняют свое положение.
Затем дети осваивают еще один прием заполнения всей формы однородным узором по принципу сетчатого орнамента — повторение и чередование элементов в шахматном порядке. Дети рисуют различные узоры для тканей, кукольных платьев.
Узор на треугольнике строится не только по краю и в углах, а может начинаться из одного угла и распространяться на весь треугольник. В этом случае используется форма не равностороннего треугольника, а равнобедренного с прямым или тупым углом. Ребята рисуют на них всевозможные узоры косынок.
Для создания узора они учатся использовать элементы природных форм (растений, животных).
Дети подготовительной к школе группы могут применять в своем узоре элементы народных декоративных росписей, сохраняя основной стиль. Педагог должен учить детей по образцам народного искусства рисовать завитки, сочетать крупные и мелкие формы, украшать их мелким травчатым узором, использовать цвета в определенном сочетании, свойственном данной росписи (хохломская, дымковская, украинская и другие росписи).
Кроме росписи глиняных игрушек по образцу дымковских, дети могут раскрашивать блюдца, тарелочки, стаканчики из папье-маше по мотивам хохломской или жестовской росписи.
В подготовительной группе ребята учатся использовать не только краски, но и цветные карандаши. В более младших группах карандаши применялись только в тематическом рисовании, так как дети не могут достигнуть в рисунке карандашом нужного цветового эффекта, который так важен в декоративном узоре. Технические трудности в аккуратной равномерной яркой штриховке отняли бы слишком много внимания и сил детей.
В подготовительной группе у детей уже есть определенные навыки, и они могут использовать карандаш для получения разных оттенков, создавая узор одним цветом. Например, каждый ряд лепестков цветка от центра заштриховывается карандашом с разным нажимом. Дети приучаются видеть красоту не только ярких сочетаний, но и более нежных, спокойных и в то же время приятных для глаза. Эта задача решается в подготовительной группе как при рисовании карандашами, так и красками.
В декоративном рисовании во всех группах используется только гуашь, которая позволяет наносить цвет на цвет, а это часто требуется в декоративных рисунках и невыполнимо при работе акварелью