Технология организации выставочной деятельности в библиотеке

Курсовая работа

в библиотечные выставки печатных материалов с сайтов Интернета.

Выставочная деятельность библиотек призвана обеспечить понимание причин обращения к информации, а также способствовать информационному общению.

Как построить книжные выставки, как наиболее впечатляюще показать читателю доступные в библиотеке издания?

Такие вопросы поднимаются сегодня чуть ли не перед каждым библиотекарем. Как и любая деятельность, создания выставок потребует детального планирования.

В данное время накоплен большой опыт организации традиционных книжных выставок в помощь учебной, научно и культурно-просветительской работе.

Оптимальность книжных выставок вызванная своевременностью, необычным способом при выборе литературы, оформлении выставки, и, разумеется, точным читательским адресом.

Выставка — это оригинальный способ связи, различающийся и своими личными потенциалами. Только выставка дает право контакта со столь многими и столь грамотными специалистами за кратчайший отрезок времени для людей, которые разыскивают информацию, и является прекрасной рекламой для тех, кто его рекомендует.

Цель: изучить особенности выставочной деятельности в библиотеке.

Задачи:

  • изучить литературу по проблеме исследования
  • освоить методы организации выставочной деятельности в библиотеке.

Объект исследования: выставочная деятельность в библиотеке.

Предмет исследования: особенности формирования выставки в библиотеке

Методы исследования: анализ, сравнение,наблюдение.

Такие методы способствуют глубокому и полному раскрытию темы или вопроса.

Структура курсовой работы состоит и введения, заключения, списка литературы и двух глав:

Глава 1. Сущность и понятие выставочной деятельности в библиотеке, подразделяющаяся на разделы:

1.1Типология выставок — изучить типологию выставок, понятие «выставка библиотечная», виды выставок.

1.2 Основные функции выставок — изучить основные функции и задачи библиотечных выставок.

  • Глава 2. Методы организации выставочной деятельности в библиотеке делится на разделы:

2.1Особенности организации выставочной деятельности — изучить особенности организации выставочной деятельности, раскрыть три типа наглядности, цели, задачи и методику организации выставок.

3 стр., 1306 слов

Художественные выставки и выставочная деятельность

... — народу» (1982) и др. Одна из важнейших сторон выставочной деятельности — выставки, которые устраиваются в порядке культурного обмена с зарубежными странами. Они ... В целом принципы, лежащие в основе организации той или иной выставки, достаточно гибки, подбор произведений проводится по ... художеств. В начале XIX в. на этих выставках показали картины известные живописцы: О. А. Кипренский, С. Ф. ...

2.2.Особенности оформления выставок в библиотеке — изучить особенности оформления выставок в библиотеке, выявить типы цветовых композиций и цветовую гамму.

2.3.Информационные технологии в выставочной работе — изучить информационные технологии в выставочной работе, раскрыть понятие «электронные технологии», какие существуют редакторы для обработки изображений, т.д.

Таким образом, технология выставочной деятельности — это множество процедур и операций, гарантирующих высокое качество и продуктивность библиотечных выставок.

Хорошо оформленная, организованная и подготовленная выставка — это творение библиотечного искусства, результат научных и творческих исследований, итог воодушевленной работы. Она обязана содействовать развитию положительного образа библиотеки.

Глава 1. Сущность и понятие выставочной деятельности в библиотеке

1.1 Типология выставок

Научной типологии библиотечных выставок в истинном значении термина не существует. Но чтобы упростить и облегчить представление о различных выставках, ее характеристики методики их формирования, опишем их характерные виды.

Выставки традиционного типа различают по следующим признакам:

  • по содержательно-смысловым: универсальные, отраслевые и тематические
  • по типу, виду или жанру издания: книг, периодических изданий, исторических романов;
  • по хронологии издания документов или их поступления или возврата в библиотеку: новых и свежих поступлений, возвратных и «забытых» книг;
  • по структурным особенностям: на стеллажах, витринах, стендах, т.д.

В последнее время свое отражение нашли: выставки, базирующиеся на специальной идее и содержащие компоненты музейной выставки, театра, архитектурного пространства. Чаще всего такие выставки называют концептуальными или авторскими.

Концептуальные выставки осуществляются как независимый проект; о них информируют местные СМИ, сопровождаемые презентациями. Зачастую к их созданию притягивают другие библиотеки, местные музеи, читателей — владельцев личных книжных и других коллекций.

С изучением и освоением новых информационных технологий в библиотеках появились и другие выставки универсального характера, где связь документов выполняется и реализуется уже совсем по другому признаку.

Интерактивные выставки — они соединяют печатные документы и предметы с мультимедийными элементами. Такая выставка обязательна и непременно имеет в виду какую-либо деятельность зрителя-читателя.

Виды выставок:

-Выставка-вопрос: для организации такой выставки необходимо найти интересные вопросы по специальной теме. На выставке должны располагаться тексты вопросов и книги, периодика, где можно будет найти ответы на эти вопросы. Например: «А у нас сегодня гость» (об этикете).

Такая форма выставки доступна для младших школьников и подростков.

  • Озвученная выставка: подразумевает и имеет в виду музыкальное оформление, присутствие аудио или видеосопровождения. Например: «Какая птица как поет». Такую выставку можно оформить для любого возраста.
  • Выставка-отзыв: реализуют в основном для младших и старших подростков;
  • она состоит из отзывов о книгах: прочитай и заинтересуй, разочаруй, предложи, посоветуй.
  • Выставка-диспут: подразумевает спор между читателями-подростками, с целью выявления проблем общественного развития подростков, помощь в их нравственном формировании и развитии.

-Выставка-бенефис читателя: например, «Лучший читатель года». Цель такой выставки состоит в привлечении внимания к книгам через определенные тесные интересы ровесников. Необходимые и важными элементами являются: формуляр читателя, фотография, анализ и разбор чтения, обращение к ребятам. Выставка может быть организована так же и для младших школьников, подростков.

13 стр., 6077 слов

«Книжные выставки цели, виды, методика организации»

... мы увидим в наших библиотеках интересные оригинальные выставки. Книжная выставка – это публичная демонстрация специально подобранных и систематизированных Цель выставки – познакомить читателей с новыми документами – книгами, газетами, журналами, фото- и видеоматериалами, ...

  • Выставка-ребус: иллюстрируется плакатом с ребусом «Попробуй отгадай». Она может быть интересна не только учащимся начальных классов, но и старшим.

-Выставка-кроссворд: непременно присутствие кроссворда по теме выставки, оформление его большим и крупным планом, а так же показ литературы, где можно будет найти ответы. Такую выставку лучше устраивать и проводить для младших школьников и подростков.

-Выставка одной книги — здесь возможны разные версии: именно выставка одной книги для дошкольников и младших школьников. Ее непременно нужно сопроводить ярким плакатом ил афишей с рекомендательной аннотацией. В изложение аннотации так же могут входить вопросы, которые заставляют нас более пристально сосредоточенно читать, думать, сопоставлять героев, их характеры, поступки, которые мотивируют к целостному и неделимому восприятию произведения.

  • Выставка-игра — главный вид деятельности в дошкольном возрасте. Но любят играть все, что в особенности заметно в школе: как малыши, так и учащиеся средних и старших классов.

-Выставка-диалог — она лучшим образом выполняет так нужный сегодня взаимоуважительный диалог между библиотекарем и читателем. С вопросами чаще обращаются дети. Например: «Я хочу узнать о себе». Ответы на вопросы читателя ищет библиотекарь или психолог.

Случается так, что детям многое интересно, но они бояться спросить у взрослых, но это можно предугадать: любовь, мои права и др. Важно направлять детей на более глубокое восприятие литературы, обмен своими мнениями, рассуждениями, для них стоит организовать интеллектуальные задания, которые соответствовали бы теме, интересующей детей.

-Выставка-викторина — это такой вид выставок-конкурсов, который стимулирует и оказывает поддержку в познавательной и воспитательной деятельности детей в ходе чтения. В отличие от других, ответы на вопросы, должны быть приведены письменно, читатель в литературе, выставляемой на выставке.

  • Выставка-чайнворд: непременно присутствие чайнворда по данной теме выставки, оформление его большим планом и показ литературы, где возможно найти ответы.

Все эти выставки одного ряда, похожи по форме. И хотя они стимулируют пытливость, формируют любознательность, готовят к более осторожному прочтению предложенных на выставке ресурсов, использовать во вред ими не стоит: ведь монотонности ни дети, ни взрослые.

Также, выделяют виды выставки по содержательно-смысловому признаку:

-Тематические выставки — самые распространенные и встречающие в библиотеках. В их фундаменте лежит планируемый или исследуемый интерес читателя к специальной теме. Кроме вкусов и предпочтений читателей принимают во внимание также содержимое школьной программы (в том числе и введенные в последние годы спецкурсы по выбору), специализацию школы, присутствие профильных классов.

13 стр., 6136 слов

Книжная выставка как форма массовой работы

... нашего исследования выступает массовая работа библиотек, а предметом исследования - книжная выставка как форма массовой работы. книжный выставка библиотека информация ель нашего исследования Задачи ... деятельности. Наиболее распространенными в публичных библиотеках являются тематические выставки, раскрывающие определенную часть информационных ресурсов библиотек, посвященные той или иной актуальной ...

-Краеведческие выставки -это воспитание и развитие любви к родному краю навряд ли можно преувеличить. Состав цикла разнообразен. Нередко такой вид тематических выставок строится в согласованности и с хронологическим принципом. Краеведческие выставки — чаще всего отличает предельная полнота при отборе изданий. Здесь более обширно, чем в других видах выставок, показаны публикации из периодических изданий или их ксерокопии, копии архивных документов, открытки, значки и другие вещи из личных коллекций.

-Юбилейные выставки — большой относительный вес среди тематических библиотечных экспозиций имеют выставки, посвященные юбилею знаменитого деятеля или крупного исторического события. Библиотекари с юмором называют их «датскими». Но если судить такие выставки, то нередко «круглая дата» — это отличный шанс притянуть внимание аудитории к увлекательной личности, событию, явлению.

-Монографические выставки — среди тематических выставок различают выставки монографического характера. Их функции разнообразны, а задача как всегда — заинтересовать новинкой и параллельно воспитать (расширить) интерес к теме, творчеству определенного автора, публикациям конкретного периодического издания.

  • Рекламные выставки — одной из разновидностей тематических выставок являются выставки, нацеленные на рекламу библиотеки, выявление и определение ее информационных возможностей, на изучение школьниками основ библиотечно-библиографических знаний. Такие выставки отличает разное содержание. Обычно это показ изданий, которые ориентируют читателей в информационных источниках, в том числе Интернет;
  • листовки и буклеты различных библиотек города, региона.

книжный информационный выставка библиотека

1.2 Основные функции выставки

Выставка библиотечная — это общественный показ конкретно выбранных и систематизированных произведений печати и других ресурсов информации, рекомендуемых пользователям библиотеки для обозрения и ознакомления.

Любая выставка определяет свою специфическую задачу и содержит конкретный читательский адрес. Выставка планирует прямой показ книг или материалов, которые раскрывают их содержание в визуально воспринимаемом виде. Пользователь библиотеки видит либо саму книгу, либо её изображение.

Как обычно, выставка выставляется на протяжении конкретного времени и содержит конкретные уровни организации: выбор заголовка, выявление подразделов, выбор цитат, вопросов, иллюстраций, обдумывание структуры композиции, размещение и оформление.

Книжно-иллюстративные выставки, специалисты разглядывают в первую очередь как метод раскрытия наиболее актуальной части книжного фонда, заострить внимание читателей на самых ценных изданиях или, наоборот, продемонстрировать забытые книги, акцентировать внимание читателя на малоспрашиваемые разделы фонда.

Внедрение справочно-библиографического обслуживания в структуру отраслевых залов (в том числе систематические каталоги и картотеки).

Важной целью выставочной работы библиотеки, как обычно, является выявление фондов. Кроме выявления фонда определяют такие функции выставок, как:

11 стр., 5079 слов

Деятельность библиотеки им. Максима Горького

... структура библиотеки им. А.М. Горького в 1947-1964 гг. 1.1Структура и функции библиотеки Библиотека состоит из ... издания". Отдел книгохранения - закрытое структурное подразделение библиотеки, который осуществляет формирование, организацию, хранение, обеспечение сохранности библиотечного ... работы в помещении библиотеки в ее рабочее время; 2.Организация книжных выставок-просмотров; .Обслуживание ...

1. Право связать вместе издания из всевозможных разделов фонда;

2. Оказать помощь в освоении потока новых изданий;

3. Способ творческой самореализации библиотекарей;

4. Показывать навык работы в команде, строить деловые контакты со СМИ, музеями, архивами и т.д.

Задачами, решаемыми библиотекой при помощи библиотечных выставок, являются:

  • привлечение внимания к чтению;
  • упрощение поиска нужных изданий.

Таким образом, выставки являются особой визитной карточкой библиотеки, одним из составляющих ее образа. Потому что, это наглядная форма деятельности, качество которой, независимо от многих других направлений (комплектования, каталогизации) — имеет шанс сразу оценить посетитель, который пришел в библиотеку или в другое помещение, где выставляют библиотечную выставку.

Вывод:

Проанализировав типологию и основные функции выставок было раскрыто: Выставка библиотечная — это общественный показ конкретно выбранных и систематизированных произведений печати и других ресурсов информации, рекомендуемых пользователям библиотеки для обозрения и ознакомления.

Функции выставок, как: право связать вместе издания из всевозможных разделов фонда; оказать помощь в освоении потока новых изданий; способ творческой самореализации библиотекарей; показывать навык работы в команде, строить деловые контакты со СМИ, музеями, архивами и т.д.

Задачами, решаемыми библиотекой при помощи библиотечных выставок, являются: привлечение внимания к чтению; упрощение поиска нужных изданий.

Выделяют следующие виды:

  • Выставка-игра — главный вид деятельности в дошкольном возрасте. Но любят играть все, что в особенности заметно в школе: как малыши, так и учащиеся средних и старших классов.

Выставка-диспут: подразумевает диспут между читателями-подростками с задачей выявления проблем социального развития подростков, помощь в их духовном формировании и др.

Тематические выставки — в их фундаменте лежит планируемый или исследуемый интерес читателя к специальной теме.

Краеведческие выставки — чаще всего отличает предельная полнота при отборе изданий. Здесь более обширно, чем в других видах выставок, показаны публикации из периодических изданий

Юбилейные выставки — большой относительный вес среди тематических библиотечных экспозиций имеют выставки, посвященные юбилею знаменитого деятеля или крупного исторического события.

Монографические выставки. Среди тематических выставок различают выставки монографического характера.

Рекламные выставки. Одной из разновидностей тематических выставок являются выставки, нацеленные на рекламу библиотеки

  • Концептуальные выставки осуществляются как независимый проект, сопровождаемые презентациями.
  • Интерактивные выставки — они соединяют печатные документы и предметы с мультимедийными элементами.

Глава 2. Методы организации выставочной деятельности в библиотеке

2.1 Особенности организации выставочной деятельности

Книжная выставка -обширно встречающаяся в библиотеке, а так же актуальная и оперативная форма массовой работы. Главными требованиями к выставке, являются, наглядность (визуализация), доступность, оперативность.

12 стр., 5749 слов

Деятельность школьных библиотек

... первую очередь –школьной библиотеки. Объектом исследования данной работы является школьная библиотека, как часть учебного процесса. Предметом являются условия, создаваемые в школьной библиотеке для интеллектуального и творческого развития детей. Цель курсовой работы – рассмотреть школьную библиотеку, как центр интеллектуального и творческого развития детей. Опираясь на ...

Визуализацию можно обозначить как особо действенный метод осуществления выставки. Выделяют три вида визуализации:

  • документ, представленный в фонде библиотеки в порядке открытого доступа;
  • образ документа как элемент библиотечной выставки, плаката, рекомендательного списка литературы;
  • библиографическое описание документа в каталогах, картотеках, списках и прочее.

Основная цель принципа визуализации- продемонстрировать и показать пользователю, что данный документ имеется в фонде и уверить в его доступности.

Помимо всего, проявлением доступности можно считать иные по сравнению с открытым доступом методы классификации литературы на тематических, проблемного характера выставках.

Доступность библиотечных выставок считается проявлением и выражением уважения, доверия к читателям. Действенность библиотечных выставок понимается двусмысленно.

Во-первых, как оперативность отражения нового документа, актуальной темы, проблемы. Во-вторых, возможность познакомиться сразу и с книгой, и ее библиографическими данными, то есть информацией.

Всестороннее осуществление этих требований гарантирует формирование уникальной библиотечной среды.

Библиотеки всегда должны ориентироваться на потребностях читателей, особенно на таких как: учебных, общекультурных, справочных, досуговых

Цели библиотечных выставок библиотековеды характеризуют по-разному. Это и «повышение стандарта чтения, увеличение обращаемости, предоставление результативности применения каждой книги, и, нема важно, выявление фондов.

Задачами, которые решает перед собой библиотека, при помощи выставок: привлечение внимания к чтению, упрощение поиска нужных изданий.

Методика организации библиотечных выставок — это множество методов и способов, приемов и средств выставочной работы, нацелены на достижение определенной цели.

Такой целью является создание экспозиций, отвечающих потребностям определенной группы пользователей, отражающих информационные ресурсы библиотеки.

Прямое демонстрирование литературы на экспозиции, привлекает и заинтересовывает любого читателя, упрощает работу по обслуживанию с читателей и пользователей, оказывает помощь в выявлении точных и конкретных потребностей. Но экспозиция выставки требует длительной подготовки, следовательно важно очень грамотно и креативнее идти к проведению этого мероприятия.

С точки зрения Ефремова, прямой показ литературы на книжной выставке привлекает внимание любого читателя, упрощает работу по обслуживанию читателей всевозможных групп, оказывает помощь при выявлении конкретных интересов читателей.

Но книжная выставка требует длительной подготовки, в силу того, что надо владеть профессионально-творческими навыками и с особой ответственностью подходить к организации этого мероприятия.

Осмысленное формирование замысла библиотечной выставки, это множество разных понятий и этапов.

Первый этап сопряжен с разъяснением проблематики выставки. Вопрос, кому или чему будет посвящена выставка, должна содержать проблемный характер, то есть требующий исследования, изучения и самое важное — ответа и выхода.

12 стр., 5899 слов

Детская библиотека на современном этапе развития

... специализированной библиотеки для детей, теоретическое осмысление детской библиотеки как социокультурного феномена отражены в работе H.JI. Голубевой [22]. Ею разработана концепция детской библиотеки в современном обществе с позиции инкультурации личности ребенка. Функции детских библиотек рассматриваются в работах Н.П.Васильченко ...

Вторым этапом является исследование содержания проблемы, которую незамедлительно надо раскрыть перед читателями.

Третий этап — это уже прямая и незамедлительная разработка идеи выставки. Библиотекарю следует внимательно и точно продумать и выбрать нужные для экспозиции документы, придумать оформительские и организационные средства, благодаря которым, он сможет осуществить и выполнить свой план, при этом передавая нужные идеи и образы.

Таким элементам выставки нужно иметь максимально точное значение, ее важность и осуществлять задуманное впечатление и медленно вести читателя к заключению и выводу, на которые надеется библиотекарь.

Создание понятия выставки можно полагать законченным, только если готовы дать ответ на три вопроса:

1. Что желаете сказать?

2. С какой целью и для кого вы организуете и проводите выставку?

3. Каким образом планируете выразить свою точку зрения?

Представляем ряд требований к заголовку библиотечной выставки:

  • объем заголовка не должен достигать 5 слов;
  • заголовок выставки косвенно отражает целевое и читательское предназначение данной выставки;
  • своеобразие выставки, чтобы отсутствовали заимствования, было развито воображение, ведь все это позволяет наиболее полно отразить и точку зрения автора, его собственное видение проблемы, которой посвящена выставка;
  • нужно с осмотрительностью приближаться к применению многозначных заголовков.

2.2 Особенности оформления выставок в библиотеке

Главное сосредоточить внимание при оформлении — это привлечет читателей.

Особенности оформления -методы привлечения читателей

Маркировка отдельных книг, благодаря помощи цветных закладок (например, с надписями:«Это интересно», «Твой помощник в учебе», «100 страниц о любви» и т.п.), аннотаций, держателей-подставок.

Существуют и другие методы обращения внимания на определенную книгу.

Об одном из них можно найти замечание в трудах замечательного русского философа и ученого П.А.Флоренского.

Надо повернуть книгу под конкретным углом. Кроме того, если речь пойдет о книге с иллюстрированной обложкой. Таких, в современной детской или школьной библиотеке много.

По мнению Флоренского, книгу с непосредственным изображением лица или фигуры разумно установить под углом в три четверти.

Такой разворот как бы приближает представленное лицо к зрителю, претворяет гуманность, а на женских и детских портретах воссоздает восприятие некой теплоты, близости.

Следовательно, книгу с рисунком на обложке, где уже применен упомянутый разворот, следует установить прямо.

Особенности зрительного восприятия прямого поворота организатор выставки применяет тогда, когда хочет передать и показать читателю чувство неразрывности, силы героя книги или иллюстрации.

Изображение в профиль, по Флоренскому, также отображает силу, но при этом связь с большей выразительностью и четкостью.

При этом мы не просто рекламируем то или иное литературное произведение, но и сообща с автором иллюстрации воссоздаем «образ книги» и образы ее героев, помогаем посетителям выставки принять их судьбу как реальный факт культуры или истории.

Показанный вместе с книгой тематический ряд по-своему доказывает эту действительность. На краеведческих выставках стало традицией представлять подлинные предметы труда и быта, декоративно-прикладного искусства жителей данной местности.

20 стр., 9620 слов

Ярмарки и выставки в системе маркетинговых коммуникаций

... и развитие ярмарок и выставок в России и за рубежом. Во второй главе определить понятие, цели и задачи организации выставок и ярмарок, проследить работу конкретной выставки. В третьей главе раскрыть влияние ярмарок ... формируемую в познавательных целях, например организуемые библиотеками экспозиции, посвященные определенным датам или событиям. Такие выставки и их функционирование в дальнейшем не ...

Немаловажную смысловую нагрузку несут макеты, модели (лишь изредка движущиеся) изделий, военных орудий, фигурки игрушечных солдатиков.

Чтобы поместить такую насыщенную экспонатами выставку, к стеллажу с книжно-иллюстративным рядом приставляют стол или витринку. Тогда выставка получается в двух плоскостях.

В последнее время детские и школьные библиотеки намного чаще делают предметы смысловым центром выставок.

В Удмуртском республиканском библиотечно-культурном комплексе для детей и юношества выставка «Шляпы, шапки, шапочки» была оформлена работами детей.

Модели головных уборов ребята сделали из соломки, ватмана, ткани под управлением профессиональных дизайнеров, ведущие в библиотеке художественный кружок. Предметы были показаны в окружении литературы по истории костюма, в том числе национального удмуртского.

Идея каждой выставки предполагает личную цветовую палитру. Так, если выставка предназначена военной тематике, соединение красного и черного цветов воссоздадут беспокойное настроение, черного с золотом (приближенный к расцветке Георгиевской ленты) — торжественное и т. д. Заголовки разумно осуществлять, применяя соединение трех цветов: фон — общая информация — символика.

Как никогда самыми продвинутыми считаются следующие типы цветовых композиций:

  • двухцветная однотонная, например, синее с голубым;
  • двухцветная контрастная — черно-белое;
  • трехцветная однотонная, например, бежевое, коричневое и красное;
  • трехцветная однотонно-контрастная (белый, синий, голубой) и, как исключение, четырехцветная.

Композиции, сделанные в контрастных сочетаниях красного и зеленого, оранжевого и синего, желтого и фиолетового цветов, сами по себе яркие, как обычно, не применяются в соединении с крупным шрифтом заголовка.

Лучшим способом усваиваются следующие контрастные соединения: черный — на желтом фоне, зеленый — на белом, красный — на белом, черный — на белом, желтый — на черном.

Красный цвет — дает ощущение близости предмета и причиняет беспокойство. Оранжевый цвет — дает ощущение близости, но причиняет воодушевление и поднятие духа. Желтый цвет — дает ощущение близости и наводит состояние бодрости тела и духа.

Зеленый цвет -отталкивает предмет и вызывает покой. Синий и фиолетовый зеленый цвета — отталкивают предметы, но если синий цвет несет спокойствие, то фиолетовый вызывает усталость или агрессивность.

Дизайнеры рекомендуют применять и такое свойство соединения цветов: два контрастных цвета, находящихся рядом, попарно укрепляя друг друга; близкие цвета — смягчают. Так, зеленый цвет кажется ярче в соединении с красным.

Значимым является освещение выставок — один из самых больных вопросов их оформления. Не рассчитывая на естественный свет (в большинстве регионов России зима длится около полугода), библиотеки применяют различные способы искусственного освещения.

Размещаемые с помощью специальных гибких кронштейнов на стеллажах и в витринах, лампы-фары меняют угол отражения.

11 стр., 5421 слов

«Внеклассная работа по русскому языку во внеурочной деятельности»

... формы работы с детьми во внеурочной деятельности по русскому языку Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Глава 1. Сущность и роль внеклассной работы по русскому языку в начальных классах Что такое внеклассная работа по русскому языку ... домашнего чтения, семейных библиотек; можно было бы сказать и телевидения, если бы ...

Это позволяет не только целенаправленно освещать выставку с разных сторон, но и при потребности играть светом, вследствие чему отдельные книги, иллюстрации или предметы появляются в фокусе внимания читателя или зрителя.

Такая игра светом также предоставляет возможность применять кинематографические приемы «крупного плана» и «глубинной экспозиции», что создает эффект пространственности.

Важное внимание — это требует сосредоточить внимание на цветовой гамме выставляемого иллюстративного материала.

Цветовая палитра должна сопоставляться с проблематикой выставки, местом ее расположения, (поперек окна, в углу, недалеко с отопительными приборами), временем года и, конечно же, освещением.

Ведь лишь некоторые цвета воспринимаются как выступающие — теплые (красно-оранжевые), а другие как отступающие — холодные (зелено-синие).

Освещение выставок — один из главных и больных вопросов их оформления. Не рассчитывая на естественный свет библиотеки применяют разнообразные средства искусственного освещения.

Расположенные на особых гибких кронштейнов на стеллажах и в витринах, лампы содержат перемену угла освещения, лампы имеющие возможность изменять насыщенность света.

Одним из основных условий результативности выставки является пропорциональность расположенных на ней книг, предметов и иллюстраций. Все они обязаны оказывать впечатление единого ансамбля.

Его создают немного словленными методами, не нагружая, качественно расставляя эмоциональные акценты, например, при помощи подсветок, вазы, цветка или букета, колосьев, а также драпировки.

Собственно эти неявные методы коммуникации, сопряженные с подсознанием, создают определенную связь визуального сообщения.

Для удачной осуществления творческой идеи надо помнить о четырех главных принципах дизайна:

Замысел контраста в том чтобы подбирать ту цветовую палитру, которая как никогда привлекает читателей данного региона.

Повторение.

Воспроизводя элементы композиции в четкой очередности, вы укрепляете восприятие их единства и придаёте работе организованный, слаженный вид.

Выравнивание.

Элементы композиции не могут находиться там, где им хочется. Каждый элемент надлежащим образом, должен иметь визуальное отношение к другому элементу. Для этого дизайнер и выравнивает их по отношению друг к другу: по горизонтали, по вертикали, гораздо реже — по диагонали.

Единство и соответствие.

Пропорциональность и контрасность элементов композиции устанавливается соподчиненностью их значимости.

Ну, а важность всей композиции характеризуется ее сотрудничеством м со средой. Цепочка такого соблюдения выстраивается от мелких деталей — к более крупным, а от них — к композиции в целом, далее — к окружающему пространству и так до бесконечности.

Таким образом, создание выставок — даже вполне традиционных их видов- как будто бы изученных многолетней практикой, потребует от библиотекаря регулярного развития, соединения знаний и навыков с глубокой эрудицией, интеллектуальной смекалкой и даже изобретательностью.

2.3 Информационные технологии в выставочной работе

Нетрадиционные элементы современной выставки, по существу претворяя игровое начало, связывают сегодня с новыми информационными технологиями.

В первую очередь, имеются в виду так называемые интерактивные выставки. Они соединяютпо сути книгу, иллюстрации, а также полученные с помощью мультимедиа визуальный и звуковой ряды. На самом деле это может быть типичная тематическая выставка, но разработанная на другом «гуманитарном-технологическом этапе».

Электронные технологии в выставочной работе применяют по-разному. Это могут быть выставки, уже существующие в электронном формате на CD дисках, которые отпускают на дом. Или те, которые расставляются чуть ли не в каждом компьютере зале школьной медиатеки.

Перемена слайдов случается механически или при помощи мыши, клавиатуры. Важно то, что библиотекарь придумывает заголовки к разделам — слайдам, придумывает цитаты к ним, список литературы, к которым отсылают гиперссылки, и, разумеется, иллюстративный материал и цветовую палитру фона.

Существует большое количество разных графических редакторов. Часть из них является прикладными программами в составе Windows(Paint), элементом текстового редактора Word (WbrdArt) или определенными программами для создания и обработки изображений (MicrosoftPicture-It, PaintShopPro, PictureMan, CorelDRAW и пр.).

Рекомендуем незначительный список особых программ, которые позволяют работать с графическими файлами.

PaintShopPro 7.0 — программа оказывает право на создание графических файлов с применением различных рабочих инструментов: кистей, мелков, карандашей, перьев, маркеров, пульверизаторов. Для каждого рабочего инструмента существует право установки параметра: толщина линии, степень прозрачности и т. п.

Помимо всего прочего, программа снабжает работу с фотографиями: редактор фотоизображений разрешает преобразовать фотографию в рисунок, набросок карандашом, мозаику, тиснение и пр. В программе можно создавать анимации, отображать файлы в виде «виртуального альбома» или галереи. Интерфейс программы на английском языке.

PhotoImpact 7 -этот пакет программ обеспечивает возможность работы с фотографиями, создания Web-страниц и графических файлов. Для работы с векторной графикой имеется набор рабочих инструментов и библиотека образов. Язык интерфейса — английский.

CorelDRAW — программный комплекс. В набор доставки CorelDRAW входит библиотека образов (свыше 40 000 картинок, 1000 фотографий, 1000 шрифтов и 450 специальных шаблонов).

Ценными графическими рабочими инструментами служат типичные геометрические фигуры и линии. С помощью этого редактора, можно создать заголовки, логотипы и красивые рекламные тексты.

Программа сохраняет не только стандартную заливку объекта, но и заливку с перетеканиями цвета, трудный узорчатой текстурой. Язык интерфейса программы: в версии CorelDRAW 8 — русский, CorelDRAW 10 — английский.

PictureManPainter 2.0 — Программа предполагает три этапа сложности: от новичка до профессионала. Включает набор рабочих инструментов в зависимости от этапа трудности, фильтры и спецэффекты. Разрешает работать с готовыми изображениями. Но, ненадежно работает с огромным количеством данных. Язык интерфейса — русский.

Наблюдая, практику работы по созданию электронных выставок позволяет порекомендовать некоторые рекомендации по анимационному оформлению текстов:

При применении в текстовых фрагментах анимационных эффектов, важно принимать во внимание, что электронная библиотечная выставка может быть организована в двух режимах: в порядке произвольном показе и показе, контролируемой пользователем. Такие режимы планируют различное время просмотра.

Более приемлемо применять анимационные эффекты по отношению к тексту полностью или большим его фрагментам. Возникновение текста по принципу «пишущей машинки» — по буквам -тормозит время просмотра выставки и, если текст довольно большой, утомляет зрение.

При применении традиционных графических рисунков ценным является четкое сходство масштаба, контраста , яркости и других качеств рисунка. При этом важно, если графическое изображение представляется на экране совместно с текстом, то рекомендуется оставлять 1/2 экрана пустым; размер деталей обязан отвечать разрешающей способности экрана и остроте человеческого зрения.

Электронное представление информации включает в себя бережное обращение с цветовой палитрой. При выборе цвета специалисты советуют основываться следующими принципами.

Электронные выставки для детей также имеют свою конкретику. Возможность применения не только анимации, но и игровых моментов делает такую форму работы особенно привлекательной для детей и подростков.

Выставка в библиотеке для детей может хранить в себе литературную викторину, что представляет возможность, в полной мере применить возможности информационных технологий.

Таким образом, имея огромное число информационных технологий и изучив специальные программы, сможем создать не только увлекательные, интересные и оригинальные выставки, но и построить свой личный индивидуальный стиль и образ, что придает нам значимость как библиотекаря на рынке труда.

Вывод:

Анализируя, особенности организации и оформления выставок было выявлено: Книжная выставка — обширно встречающаяся в библиотеке быстрая форма массовой работы. Главными требованиями к выставочной работе, являются, наглядность, доступность, оперативность.

Три вида наглядности:

  • документ, представленный в фонде библиотеки в режиме открытого доступа;
  • образ документа как компонент библиотечной выставки, плаката, рекомендательного списка литературы;
  • библиографическое описание документа в каталогах, картотеках, списках и пр.

Методика организации библиотечных выставок — это множество методов и способов, приемов и средств выставочной работы, нацелены на достижение определенной цели.

Множество разных понятия и этапов:

Первый этап сопряжен с разъяснением проблематики выставки. Вопрос, кому или чему будет посвящена выставка, должна содержать проблемный характер. Вторым этапом является исследование содержания проблемы, которую незамедлительно надо раскрыть перед читателями.

Третий этап — это уже прямая и незамедлительная разработка идеи выставки. Библиотекарю следует внимательно продумать и выбрать нужные для выставки документы, придумать оформительские средства, благодаря которым, он сможет осуществить общий план, передать нужные идеи, образы.

Типы цветовых композиций:

  • двухцветная однотонная, например, синее с голубым;
  • двухцветная контрастная — черно-белое;
  • трехцветная однотонная, например, бежевое, коричневое и красное;
  • трехцветная однотонно-контрастная (белый, синий, голубой) и, как исключение, четырехцветная.

Графические редакторы, такие как Microsoft Picture-It, Paint Shop Pro, Picture Man, Corel DRAW и прочее.

Заключение

В ходе работы целью было: изучить особенности выставочной деятельности в библиотеке.

В задачи входят:

  • изучить литературу по проблеме исследования
  • освоить методы организации выставочной деятельности в библиотеке.

Проанализировав типологию и основные функции выставок было раскрыто: Выставка библиотечная — это общественный показ конкретно выбранных и систематизированных произведений печати и других ресурсов информации, рекомендуемых пользователям библиотеки для обозрения и ознакомления.

Функции выставок, как: право связать вместе издания из всевозможных разделов фонда; оказать помощь в освоении потока новых изданий; способ творческой самореализации библиотекарей; показывать навык работы в команде, строить деловые контакты со СМИ, музеями, архивами и т.д.

Задачами, решаемыми библиотекой при помощи библиотечных выставок, являются: привлечение внимания к чтению; упрощение поиска нужных изданий.

Выделяют следующие виды:

  • Выставка-игра — главный вид деятельности в дошкольном возрасте. Но любят играть все, что в особенности заметно в школе: как малыши, так и учащиеся средних и старших классов.

Выставка-диспут: подразумевает диспут между читателями-подростками с задачей выявления проблем социального развития подростков, помощь в их духовном формировании и др.

Тематические выставки -в их фундаменте лежит планируемый или исследуемый интерес читателя к специальной теме.

Краеведческие выставки — чаще всего отличает предельная полнота при отборе изданий. Здесь более обширно, чем в других видах выставок, показны публикации из периодических изданий

Юбилейные выставки — большой относительный вес среди тематических библиотечных экспозиций имеют выставки, посвященные юбилею знаменитого деятеля или крупного исторического события и др.

Анализируя, особенности организации и оформления выставок было выявлено: Книжная выставка — обширно встречающаяся в библиотеке быстрая форма массовой работы. Главными требованиями к выставочной работе, являются, наглядность, доступность, оперативность.

Три вида наглядности:

  • документ, представленный в фонде библиотеки в режиме открытого доступа;
  • образ документа как компонент библиотечной выставки, плаката, рекомендательного списка литературы;
  • библиографическое описание документа в каталогах, картотеках, списках и пр.

Методика организации библиотечных выставок — это множество методов и способов, приемов и средств выставочной работы, нацелены на достижение определенной цели.

Типы цветовых композиций:

  • двухцветная однотонная, например, синее с голубым;
  • двухцветная контрастная — черно-белое;
  • трехцветная однотонная, например, бежевое, коричневое и красное;
  • трехцветная однотонно-контрастная (белый, синий, голубой) и, как исключение, четырехцветная.

Графические редакторы, такие как Microsoft Picture-It, Paint Shop Pro, Picture Man, Corel DRAW и прочее.

В условиях регулярного совершенствования, возникновения новых и развитие традиционных функций библиотеки все больше оборачиваются в информационно-образовательные центры.

Эффективность библиотеки выявляется не только числом и различных мероприятий, но и верно подобранным планом, обязательством его выполнения.

Библиотека, применяя в своей работе элементы музейной деятельности, совершенствует и сформировывает новый творческий стиль и библиотечный имидж, более привлекательный для пользователей.

Преобразование необходимо для изменения старого на новое восприятия. С нею закономерно связана другая — привлечение внимания к разным документам, которые могут быть в будущем применены в учебном процессе и исследовательской деятельности пользователей.

Книжно-иллюстрированные выставки — традиционная и как никогда доступная. Такая выставка дает право на творческий подход к стимулированию и выявлению фонда. Увы, в последнее время, выставки в библиотеках имеют мало разделов, нехватка пространства для выставок. Но, библиотекари делают все возможное, стараются прилагать больше усилий.

Эффективность выставочной деятельности библиотек во многом вызвана точным читательским адресом, своевременность тематики библиотечных выставок, неординарностью методов и способов к раскрытию проблематики выставки, а также подбором литературы.

Анализ эффективности выставок чаще всего выполняют при помощи подсчитывания выставляемых и предоставленных с выставки документов. Для художественных выставок свойственно ведение книги или тетради отзывов.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/bibliotechnyie-vyistavki/

1. Андреева М. Встречи на выставке / М. Андреева // Библиотека в школе. 2006. — №1. С. 25-27.

2. Бердникова, И.И. Экскурсия с комментариями: Коллекция книжных выставок / И.И. Бердникова // Библиотека в школе. — 2004. — №6. — С. 48 — 51.

3. Бородина, В. А., Библиотечное обслуживание [Текст]: учеб.-метод. пособие / В. А. Бородина — Москва: Либерея, 2004. — 168 с.

4. Выставочная деятельность библиотек [Текст]: методические рекомендации / ЦБС; сост. Н.А. Кожевникова. — Чайковский, 2009. — 24 с.

5. Вяткина, В. В. Организация книжных выставок [Текст] — это наука и искусство / В. В. Вяткина // Школьная библиотека. — 2003. — №7. — С. 37-44.

6. Домаренко, Е. В. Культурно-досуговая деятельность библиотеки Текст науч.-прак. пособие / Е. В. Домаренко — Москва: Либерея — Бибинформ, 2006. 80 с.

7. Ефремова, Н. Есть ли перспектива? [Текст]: досуговая деятельность современной библиотеки / Н. Ефремова // Библиотека — 2002 — №2. — С. 18-21.

8. Збаровская, Н.В. Выставочная деятельность публичных библиотек Текст Н.В. Збаровская.- Санкт-Петербург: Профессия, 2004. — 224 с.- Библиотека.

9. Збаровская, Н. Что такое выставочная деятельность библиотек /Н. Збаровская // Библиотека в школе. — 2006. — №13. — С. 19 — 28.

10. Инькова, Л. Творческая лаборатория: стоит обратить внимание [Текст]: инновационная форма общения / Л. Инькова // Библиотека. — 2009 — №7. — С. 62-63с.

11. Козаева, О. Историю делаем мы [Текст]: опыт работы / О. Козаева // Библиотека — 2009. — №3. — С. 24-29.

12. Лосева, М. Эстетика не излишество, а принцип воздействия [Текст]: формирование художественных вкусов; опыт массовой работы / М. Лосева // Библиотека. — 2009 — №7. — С. 39-42.

13. Матлина, С.Г. Книжные выставки [Текст]: обычные и необычные / С.Г. Матлина. — Москва: Чистые пруды, 2008. — 27 с.

14. Мелентьева Ю. П. Сельская библиотека: проблемы развития и перспективы [Текст]: науч. — метод. пособие / Ю.П. Мелентьева — Москва: Либерея, 2003.- 96 с.

15. Мужикова, Е. Выставка — это всегда интересно [Текст]: синтез творчества и практической деятельности / Е. Мужикова // Библиополе. — 2008. — №1. — С. 40-42.

16. Олзоева, Г. К. Массовая работа библиотек [Текст]: учеб.-метод. пособие / Г.К. Олзоева — Москва: Либерея-Бибинформ, 2006. — 120 с.

17. Поспелова, И Выставка в библиотечном университете им. Ванеева Текст/ И.Поспелова // Библиотечное дело. — 2015. — №2. — С. 36-44.

18. Седова, С. Трудный не значит «безнадежный [Текст]: рекреационная (восстанавливающая) роль библиотеки / С. Седова // Библиотека — 2009 — №12. — С. 23-28.

19. Смелова, О. И. Браво, массовая работа! [Текст]: опыт работы / О. И. Смелова // Библиотека — 2003. — №2. — С.16-17.

20. Сорокина Н. Информация в виртуальном формате [Текст] / Н. Сорокина.- Библиополе. — 2011.- №10.- С. 2-6.

21. Справочник библиотекаря [Текст] / под ред. А.Н. Ванеева, В.А. Минкиной. — 2-е изд., испр. и доп.- Санкт-Петербург: Профессия, 2002. — 448 с.- (Библиотека).

22. Шевченко, Л.В.Книжная выставка [Текст]: традиции и инновации / Л.В. Шевченко // Читаем, учимся, играем. — 2004. — №2. — С. 70-73.