Книжная выставка как форма массовой работы

Курсовая работа

Современное библиотечное обслуживание, осуществляемое в условиях открытого информационного пространства, предусматривает: организацию наиболее рационального обмена информацией; создание необходимых и достаточных условий для всех этапов работы с информацией; приобщение в равной степени всех людей к ценностям мировой культуры.

Выставочная деятельность библиотек, кроме раскрытия книжных фондов, призвана обеспечить осознание мотивов обращения к информации, а также стимулировать способность к информационному общению. Читательская аудитория воспринимается не как объект обучения и воспитания, а как равноправный участник коммуникативного процесса, диалога, осуществляемого в библиотечной среде. В связи с этим возникает необходимость внедрения и использования в выставочной деятельности таких форм и методов, которые позволят войти в открытое информационно-образовательное пространство, наиболее полно отразить мировые социокультурные процессы, а также создать условия для саморазвития и самосовершенствования личности библиотекаря и читателя.

В настоящее время библиотеками накоплен большой опыт выставочной деятельности. Наиболее распространенными в публичных библиотеках являются тематические выставки, раскрывающие определенную часть информационных ресурсов библиотек, посвященные той или иной актуальной проблеме современности.

В то же время выставочная деятельность публичных библиотек является открытой, т. е. развивающейся системой, изменения и тенденции развития современного библиотечного обслуживания оказывают влияние на деятельность библиотек в целом и на выставочную работу в частности.

Методика их организации и подготовки достаточно широко освещена в специальной печати. Еще в 1931 году вышла брошюра Ю. Григорьева «Выставочная работа в библиотеках. Методика и техника». Позже он продолжил эту тему в учебном пособии «Открытый доступ к книжным фондам библиотек», где рассмотрена особенность организации выставок в условиях открытого доступа. В пособии Л. Белякова «Массовая работа библиотеки» также уделено внимание выставкам. Методика их организации освещена в учебниках по курсу «Работа с читателями». В методических рекомендациях «Массовая работа с читателями в ЦБС», составленных С. Матлиной и вышедших в 1988 году, был отражен новый этап в организации выставок. Среди современных исследователей этой проблемы можно назвать работы О. Зыкова и Н.В.Збаровской.

30 стр., 14942 слов

Методика организации театральной деятельности в дошкольном образовательном ...

... работа состоит из введения, дух глав, списка литературы, заключения, приложения. I. Теоретические основы исследования педагогических условий и особенностей методики организации театральной деятельности с дошкольниками 1 Опыт отечественных педагогов по организации театрально-игровой деятельности в ... детства" называл свой детский театр марионеток великий русский писатель Михаил Юрьевич Лермонтов. ...

Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что, несмотря на разработанность проблемы организации книжной выставки в библиотеке, в на практике наблюдается тенденция формализации библиотечных выставок, выражающаяся в создании экспозиций, в большей степени присущих книготорговым организациям. Кроме того, научно-практическая профессиональная периодика не уделяет достаточно внимания развитию этого направления деятельности библиотек (анализ журналов показал, что за 5 лет было опубликовано около десятка статей соответствующей тематики).

Таким образом, объектом нашего исследования выступает массовая работа библиотек, а предметом исследования — книжная выставка как форма массовой работы. книжный выставка библиотека информация

ель нашего исследования

Задачи исследования

1) охарактеризовать особенности массовой работы, ее цель, функции;

2) раскрыть функции и различные классификации книжной выставки;

3) проанализировать методику работы над книжной выставкой с современных позиций. Курсовая работа состоит из введения, трех параграфов, где раскрывается основное содержание исследования, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1. История и современное состояние книжной выставки как формы массовой работы в библиотеке

1.1 Массовая работа в библиотеке: функции, классификации

Деятельность библиотеки обусловлена тем, что она является социальным институтом, который наряду с другими выполняет в обществе определенные функции. Социологи рассматривают подобные институты как «относительно устойчивые типы и формы социальной деятельности и структурные компоненты социальной системы, отличающиеся устойчивой внутренней структурой, интегрированностью своих элементов, многообразием и динамичностью своих функций» (31, с. 99).

Среди социальных институтов выделяются институты сферы культуры, под которыми понимаются «организации, создающие, исполняющие, хранящие, распространяющие художественные произведения, — министерства культуры и образования, галереи, библиотеки, стадионы, учебно-воспитательные комплексы, театры и др.» (17, с. 363).

Названная система организаций и учреждений предусматривает как их относительную самостоятельность, так и тесные взаимосвязи. Только в этом случае они могут реализовывать функции культуры, исходя из присущих только им специфических условий и возможностей. Библиотека, собирая и распространяя информацию, накопленную человечеством за все время существования, способствует реализации функций культуры.

Специалисты в области социологии определяют ряд функций культуры. Первой является защитная, которая предполагает создание безопасных условий жизнедеятельности людей. Человечество на протяжении своего развития создало огромное количество орудий труда, оружия, транспортных средств, источников энергии, лекарств, которые увеличивают возможности его приспособления к окружающему миру. Информация обо всем этом хранится в библиотеках. Она используется и на библиотечных мероприятиях, посвященных соответствующим проблемам, например, здоровому образу жизни, искусству выживания в экстремальных условиях, некоторым памятным историческим датам — Дню Победы, распространенным в нашей стране профессиональным праздникам (День энергетика и т. д.).

41 стр., 20254 слов

Маркетинг в сфере культуры

... службы маркетинга в учреждениях культуры на примере Народного театра «Синяя птица». Предметом работы является деятельность службы маркетинга в сфере культуры на примере Народного театра «Синяя птица». Объектом исследования является Народный театр «Синяя птица». В ходе выполнения работы ...

Вторая фундаментальная функция культуры — преобразование и освоение мира. Эту функцию иначе называют креативной. Библиотеки пропагандируют достижения науки, рассказывают о великих гениях в различных областях, духовной жизни, об их вкладе в развитие цивилизации, подчеркивают уникальность и ценность для человечества, творчески одаренных личностей. Как известно, одним из самых востребованных библиотечных мероприятий являются встречи с интересными людьми, среди которых — представители науки, культуры, искусства. Чаще они имеют краеведческий аспект, пропагандируют творчество знаменитых земляков.

Третья функция культуры — коммуникативная. Она подразумевает передачу информации во времени и пространстве различными способами, как индивидуальными, так и массовыми. Библиотеки наряду со СМИ являются распространителями информации. Одной из фундаментальных их функций является распространение информации: в частности, через библиотечные мероприятия.

Четвертая функция — нормативная. Каждый народ на протяжении веков вырабатывал нормы и правила поведения, создавал, формировал ценности, которые служили ориентирами в жизни каждого человека. Библиотечные мероприятия четко ориентированы на пропаганду общечеловеческих ценностей, а также ценностей национальных.

Пятая функция — релаксационная, функция отдыха. Библиотеки не должны забывать, что свои мероприятия они проводят в свободное для читателей время, которое для каждого является ценностью. В последнее время социологи отмечают следующие тенденции в использовании свободного времени: уменьшение его объема за счет дополнительного заработка; ухудшение качества, не в последнюю очередь из-за удорожания досуговых мероприятий; «одомашнивание» свободного времени вследствие криминализации общества и т. д. Практически только библиотека является тем учреждением культуры, которое дает возможность бесплатно отдохнуть, отвлечься от забот, проблем, приобщиться к лучшим образцам культуры и искусства (23).

Реализация библиотекой этих функций во многом осуществляется через культурно-досуговую деятельность. А. Д. Жарков рассматривает культурно-досуговую деятельность как «целенаправленный процесс создания условий для мотивированного выбора личностью предметной деятельности или перцептивно-коммуникативный процесс, определяемый ее потребностями, интересами, способствующий усвоению, сохранению, производству и распространению духовных и материальных ценностей в сфере досуга» (12, с. 10).

Данное определение, сформулированное видным ученым, направлено в основном на выявление особенностей таких учреждений, как клубы и дома культуры.

Специфику культурно-досуговой деятельности публичных библиотек отразила Т. Б. Ловкова. Подчеркивая сложность упорядочивания терминообразующих понятий, она дает такое определение: «Под культурно-досуговой деятельностью публичных библиотек мы понимаем целенаправленную, структурированную, рационально-осмысленную активность библиотек, связанную с формированием, удовлетворением и возвышением жизненно насущных духовных потребностей пользователей в целях всестороннего и гармоничного развития личности в пространстве досуга» (19, с. 34).

3 стр., 1441 слов

Сбор и использование в дипломной работе статистической информации

... страницы. Титульный лист дипломной работы, Объем работы и нумерация., Графический ... описании статей из сборников, перед сведениями об издании после тире приводят « В книге» или «In» - для иностранных работ. В выходных данных ... информации; схемы алгоритмов и программ решения управленческих задач на ЭВМ; графики и таблицы, иллюстрирующие результаты анализа; таблицы эффективности проектных мероприятий ...

Специфика культурно-досуговой деятельности публичных библиотек проявляется, во-первых, в том, что она рассчитана и распространяется не только на пользователей библиотеки (тех, кто формально в нее записан).

Сфера ее распространений гораздо шире. Все население города, любого другого населенного пункта ощущает на себе эту деятельность — через детей, родителей, просто знакомых человек получает информацию о ней, отзывы о мероприятиях. СМИ нередко транслируют по своим каналам. Посещение библиотеки, чтение в читальном зале, сами документы, взятые на абонементе и читаемые дома в свободное время, — все это способствует реализации культурно-досуговой функции.

В библиотеках накоплен большой массив информации по организации семейного, домашнего досуга. Организация психологических, консалтинговых служб, внедрение разнообразных библиотечных услуг, как, например, переводческих и других, не входит в понятие «массовая работа». Одним из важнейших направлений деятельности библиотек по обслуживанию является информационная работа, в частности, организация интернет-классов, кабинетов деловой информации и т. д. Таким образом, массовая работа является лишь частью культурно-досуговой деятельности библиотеки.

Термин «массовая работа» получил распространение в 20-30-х годах прошлого века. В те годы слово «массы» было очень популярным, оно соответствовало идеологическим постулатам времени, когда в ходу были лозунги: «Знание ? в массы», «Культуру ? в массы», «Просвещение ? в массы» и т. д.

В современном терминологическом словаре дано такое определение интересующего нас понятия: «Массовая работа библиотеки — совокупность форм и методов устной и наглядной пропаганды произведений печати и других документов среди читателей и населения» (30, с. 99).

В терминологическом стандарте по библиотечному делу этого словосочетания нет вообще. Видимо, оно поглощено термином «библиотечная услуга», в качестве которой рассматривается «конкретный результат библиотечного обслуживания, удовлетворяющий определенную потребность пользователя библиотеки (выдачу и абонирование документов, предоставление информации о новых поступлениях, справки, выставки, консультации и т. д.)» (28, с. 22).

Можно, следовательно, сказать, что библиотечные мероприятия являются библиотечной услугой. Этот подход достаточно полно аргументировала М. Я. Дворкина. Она избегает термина «массовая работа», заменяя его термином «библиотечное мероприятие», под которым понимает «обобщающее понятие для обозначения устных или комплексных библиотечных услуг: День информации, День специалиста, библиотечный урок, устный библиографический обзор, читательская конференция и другие» (10).

Некоторые молодые специалисты считают, что термин «массовая работа» звучит несовременно, от него веет чем-то излишне традиционным, даже скучным. Время подскажет новые термины. Уже сейчас напрашиваются обозначения «библиошоу», «библиоток-шоу», но смущает их близость к массовой культуре.

На наш взгляд, наиболее оптимальным является определение Г.К.Олзоевой: «Массовая работа — система реализации культурно-досуговой деятельности библиотек средствами библиотечных мероприятий» (23, с.7).

12 стр., 5706 слов

Начальный этап работы над музыкальным произведением

... восприятие музыки, вызвать потребность в обязательной внутренней работе, связанной с осознанием произведения и с ... педагогической практике пора отказаться. Он разрывает музыкальную ткань, ломает живой ритм, делает ... прохлопывает её ритмический рисунок. В сознании ученика создаётся связь: слышу – вижу – ощущаю – ... просчитать во время игры ученика. Но, как правило, к этому приходится прибегать ...

Массовая работа имеет свои цели, задачи, теорию и методику. Методами массовой работы являются библиотечные мероприятия.

В литературе утвердилось мнение, что методы массовой работы могут существовать в различных формах — устной, наглядной и комплексной. В современных условиях это достаточно условное разделение, так как в настоящее время устные и наглядные формы практически не существуют в чистом виде. Библиотечные выставки, относимые к наглядным формам, зачастую сопровождаются обзорами, беседами. Обзоры, относимые к устным формам, нередко проводятся с широким привлечением наглядного материала — репродукций, слайдов и другой видеопродукции, а в современных условиях — с использованием мультимедийных технологий. Таким образом, устные и наглядные формы стремятся к комплексированию, то есть сочетанию.

Определению сущности массовой работы может способствовать ее сравнение с индивидуальной. В отличие от последней она ведется и рассчитана не на отдельного пользователя, а на определенную, конкретную группу читателей, объединенных интересом к проблематике мероприятия. Однако нередко мероприятия действительно проводятся для широких кругов читателей.

М. Я. Дворкина выделяет группы услуг — индивидуальные, групповые и массовые. К последним она относит выставки, обзоры, рекламу на стендах, в каналах массовой информации.

Отличие массовой работы от индивидуальной проявляется:

  • в более широком репертуаре услуг, разнообразии методов;
  • в сложной структуре самих библиотечных мероприятий;
  • на их подготовку затрачивается большое количество времени, причем зачастую не одного, а нескольких библиотекарей;
  • необходимо, как правило, использование определенной аппаратуры, аудиовизуальных средств, специально подготовленной и оформленной аудитории;
  • нередко привлекаются различные учреждения, приглашаются известные люди — писатели, поэты, общественные ч.

деятели и др.;

  • значительное место занимает реклама данных мероприятий. Большой удачей считается наличие резонанса после проведения мероприятия — отзывы в прессе, благодарные слова читателей.

Любая деятельность начинается с определения цели и обусловленных ею задач. Для массовой работы они вытекают из цели библиотечного обслуживания, сформулированной М. Я. Дворкиной как «наиболее полное удовлетворение и развитие потребностей пользователей библиотеки» (10, с. 6).

Таким образом, цель массовой работы состоит из двух компонентов — удовлетворение и развитие. Это не два разных элемента, а их единство, так как в момент удовлетворения присутствует момент развития. Любая информация, полученная читателем, развивает, расширяет потребности и вызывает к жизни новые.

Особо необходимо остановиться на втором компоненте — развитии потребностей.

В последнее время получила распространение теория американского психолога А. Маслоу. Он выделил семь человеческих потребностей, обосновав их иерархическую последовательность (22, с. 400).

Вот как выглядит общественная пирамида потребностей:

1. Потребности физиологические (органические).

2. Потребности в безопасности.

3. Потребности в принадлежности и любви.

4. Потребность в уважении (почитании).

14 стр., 6584 слов

Логопедическая ритмика в системе комплексной психолого-педагогической ...

... связана с двигательной функциональной системой, то одним из основных принципов логопедической работы, в частности с детьми, страдающими церебральными параличами, является принцип двигательно-кинестетической ... пробуждается постепенно, инициативы почти никакой. Усвоение заданий требует длительной проработки. Работа над растормаживанием мышечного напряжения и улучшением координации движений не дает ...

5. Познавательные потребности.

6. Эстетические потребности (гармония, симметрия, порядок, красота).

7. Потребности в самоактуализации.

Согласно пирамиде А. Маслоу, читательские потребности относятся к «высшим», познавательным. Однако их специфика заключается в том, что они могут способствовать развитию и возвышению даже «низших» потребностей. Еще Н. А. Рубакин говорил о том, что библиотека — отражение Вселенной. Каждая из перечисленных А. Маслоу потребностей отразилась в информации, зафиксированной в документах, которые, в свою очередь, «находят» для себя потребителей.

Эстетические потребности могут существовать также в форме зрительских, читательских, творческо-исполнительских. Форма, являясь выражением, способом существования содержания, активно воздействует на него в плане развития, способствует его обогащению. Читательская потребность может характеризоваться на основе разных параметров. М.Я.Дворкина группирует их по целям обращения, по видам и степени новизны запрашиваемых документов, по возрасту читателей и т. д. Она выделяет потребности в библиотечных услугах, которые также являются формой существования потребностей личности.

Если рассматривать пирамиду А. Маслоу, то физиологические потребности (голод, жажда, половое влечение и т. д.) могут реализоваться, развиваться и «возвышаться» на мероприятиях, пропагандирующих здоровый образ жизни, посредством выставок, обзоров, посвященных половому и нравственному воспитанию, пропаганды литературы по кулинарии, сексологии и т. д. Потребности в безопасности (стремление чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и неудач, от агрессивности) будут соответствовать библиотечные мероприятия, пропагандирующие литературу по психологии, которая во многом может помочь человеку понять себя, свои страхи, комплексы и способствовать поиску оптимального пути их преодоления. Многие библиотеки приглашают на работу профессиональных психологов, организуют психологические службы, оказывающие помощь читателям, проводя тренинги, беседы, организуя комплексы психологических мероприятий. Потребность в безопасности, защищенности создает в основном семья, ближайшее окружение.

Работа с семьей, пропаганда семейных ценностей будут способствовать удовлетворению этой потребности. Кроме того, сама библиотека, уют, комфорт, информационная среда нередко могут создать атмосферу защищенности от сложностей внешнего мира. Почти в каждой библиотеке есть «странные» читатели, которые именно здесь чувствуют себя спокойно, защищенно. Потребность в принадлежности к общности и любви в том, чтобы находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими, они наиболее полно могут реализовать в клубе по интересам, который представляет собой малую группу с развитыми межличностными отношениями. Членство в клубе удовлетворяет, в частности, потребность в общении. Каждый читатель имеет здесь определенный социально-психологический статус. Нередко в клубах, существующих продолжительное время, складываются отношения взаимопомощи, взаимоподдержки. Это особенно характерно для клубов типа «Кому за тридцать», «Золотая осень», где собираются люди старшего возраста, пенсионеры, для которых актуализируются проблемы коммуникации. Потребность в уважении (почитании), достижении успеха, одобрении, признании может быть в какой-то степени достигнута участием в таких библиотечных мероприятиях, как разнообразные конкурсы, способствующие самоутверждению, повышению социального статуса, завоеванию авторитета в близком и дальнем круге общения (23).

18 стр., 8967 слов

Участие в выставках и ярмарках как средство продвижения товара

... Поэтому прежде, чем принять решение об участии в выставке или ярмарке, его следует тщательно обдумать. Если же предприятие твердо уверено в необходимости участия в выставке или ярмарке и четко сформулировало ... самого стенда и размещения на нем выставляемой продукции, рекламных мероприятий и т.д. Целью данной работы является исследование теоретических основ выставочной деятельности, а также ее ...

Познавательные потребности (знать, уметь, понимать, исследовать) соответствуют самым освоенным направлениям работы библиотек при проведении мероприятий: ведь читательские потребности трактуются многими как познавательные, что по своей сути верно. Библиотека расширяет, углубляет познавательные потребности, используя разнообразные методы с учетом дифференцированного подхода.

Удовлетворение эстетических потребностей достаточно хорошо изучено как одно из направлений работы библиотек. Во многих общедоступных, публичных библиотеках организованы отделы литературы по искусству, некоторые филиалы ЦБС профилируются по этому направлению. Большое количество массовых библиотечных мероприятий полностью или частично связано с удовлетворением эстетических потребностей. Необходимо говорить об уровне этих мероприятий, который во многом зависит от эстетической подготовки самих библиотекарей.

Не преувеличивая роли библиотек, можно сказать, что многие библиотечные мероприятия способствуют удовлетворению потребности в самоактуализации (реализации своих целей, способностей, развитии личности).

Здесь велика роль клубов по интересам, особенно — с элементами самодеятельного творчества.

Таким образом, массовые библиотечные мероприятия, наряду с чтением и другими видами деятельности, являются одной из форм существования и развития потребностей читателей. Библиотечные мероприятия являются библиотечными услугами. В этом плане представляется верной трактовка М.Я. Дворкиной, которая пишет, что «беседы с библиотекарями, книжные выставки, плакаты и т. п. являются с точки зрения деятельности пользователя стимулами (внешними побудительными факторами), активизирующими деятельность читателя» (10, с. 28).

Исходя из этого, цель массовой работы можно определить как стимулирование читательской и познавательной деятельности читателей (пользователей).

Таким образом, массовые мероприятия надо рассматривать как причину, вызывающую желание посетителя, вследствие его присутствия на них, почитать что-либо по данной теме или узнать о ней из других источников. Массовое библиотечное мероприятие должно стать побуждением, превратиться в мотив чтения, познавательной деятельности. Оно рассматривается как их инициатор.

Задачи по реализации образовательной функции предполагают проведение мероприятий в помощь существующей в стране системе непрерывного образования — дошкольного, школьного, профессионального, дополнительного, повышения квалификации и самообразования. Это направление достаточно хорошо освоено нашими библиотеками, которые работают в тесном контакте с образовательными учреждениями.

Функции культурная и культурно-просветительская раскрываются в организации массовых мероприятий по приобщению читателей, пользователей библиотек к достижениям мировой культуры, что также прочно вошло в практику библиотечного обслуживания.

13 стр., 6465 слов

Итоговая контрольная работа по литературе в 10 классе учебно-методический ...

... А.П. Чехов. Рассказы 6.2 А.П. Чехов. Комедия «Вишневый сад» Контрольная работа по литературе [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kontrolnaya/regionalnaya-po-literature-klass/ 10 класс 1 вариант . А1. Какое произведение не было написано А.Н. ... 3 2 баллы 43-53 32-42 21-31 0-20 7. Инструкция по выполнению работы Часть А содержит 10 заданий базового минимума с выбором правильного ответа из 3-4 ...

Коммуникативная функция реализуется в организации мероприятий, способствующих общению читателей между собой; между ними и библиотекарями; между читателями, сотрудниками и приглашенными на мероприятие. Задача библиотек — организовать оптимальное общение, дать людям возможность реализовать свою потребность в нем.

Досуговая функция ставит перед библиотеками задачи по организации полноценного использования свободного времени.

Среди функций библиотеки в последние годы, особенно в условиях социального и материального расслоения общества, четко вырисовывается компенсаторная. Библиотеки должны предоставлять читателям, пользователям услуги, которые компенсировали бы им отсутствие у них определенных, зачастую не только материальных, благ. Например, отсутствие у человека компьютера, видеомагнитофона и т. д. нередко является стимулом для прихода в библиотеку. Дефицит общения, друзей побуждает к посещению библиотечных мероприятий и участию в работе клубов по интересам.

Функциями массовой работы также являются содействие увеличению объема и качества чтения через пропаганду высокохудожественных произведений, что особенно актуально в условиях засилия массовой культуры и бульварной, низкопробной литературы, а также приобщение читателей к достижениям мировой культуры.

Практика работы библиотек вызвала к жизни достаточное количество библиотечных мероприятий. Их можно выделять по разным признакам: традиционные и инновационные; устные, наглядные и комплексные; активные и позитивные; критико-аналитические и позитивно-иллюстративные. Каждый вариант имеет свою историю, методику и реализацию на практике.

Библиотечные мероприятия — явление динамичное, развивающееся. Некоторые из них, например выставки и обзоры, со дня возникновения не теряют своего значения и места в практике работы. Другие — читательские конференции — имеют интересную историю, но в настоящее время мало востребованы библиотеками. Время, социально-культурная ситуация вызывают к жизни новые мероприятия. В последнее время распространение получили активные формы, под которыми мы понимаем те, в которых непосредственное участие принимают сами читатели. Однако это не означает, что формы позитивные — когда читатели являются слушателями, реципиентами, — перестали их привлекать. Библиотеки энергично реагируют на потребности, интересы читателей, что проявляется в появлении новых, нетрадиционных методов. Это свидетельствует о возросшем творческом потенциале библиотечных специалистов, их профессионализме. Все методы невозможно осветить в одной работе. Многие из них вариативны, причем традиционные в основе методы — модифицируются, особенно при использовании новых информационных технологий (19).

Таким образом, массовая работа библиотек представляет собой систему реализации культурно-досуговой деятельности средствами библиотечных мероприятий. Массовая работа имеет свои цели, задачи, теорию и методику. Методами массовой работы являются библиотечные мероприятия. Методы массовой работы могут существовать в различных формах — устной, наглядной и комплексной.

Цель массовой работы можно определить как стимулирование читательской и познавательной деятельности читателей (пользователей).

Массовая работа в библиотеках выполняет целый ряд функций: культурную и культурно-просветительскую, коммуникативную, досуговую,

12 стр., 5705 слов

Технология организации выставочной деятельности в библиотеке

... работы. Она обязана содействовать развитию положительного образа библиотеки. Глава 1. Сущность и понятие выставочной деятельности в библиотеке 1.1 Типология выставок Научной типологии библиотечных выставок ... аудитории к увлекательной личности, событию, явлению. -Монографические выставки - среди тематических выставок различают выставки монографического характера. Их функции разнообразны, а задача ...

Методы массовой работы реализуются в различных формах — устной, наглядной и комплексной. Среди форм массовых библиотечных мероприятий выделяются: выставки, обзоры, читательские конференции, клубы по интересам, литературные гостиные, бенефис читателя, премьера книги, вечер вопрос и ответов, устный журнал и т.д. В нашей работе мы остановились на наиболее традиционной форме массовой работы — книжной выставке.

1.2 Книжная выставка как одна из разновидностей массовой работы в библиотеке: история и современное развитие

Выставка в системе библиотечного обслуживания понимается как:

  • результат библиотечного обслуживания;
  • средство удовлетворения потребительского спроса.

В настоящее время существует несколько определений библиотечной выставки.

В Словаре библиотечных терминов выставка рассматривается как основная форма наглядной пропаганды литературы — комплекс специально отобранных и систематизированных произведений печати, предлагаемых читателям для обозрения и ознакомления с ними (26, с.39-40).

О.Зыков «выставку» определяет как «основную форму информирования о литературе». В терминологическом словаре выставка определяется как «форма наглядной пропаганды литературы». С. Матлина считает выставку средством пропаганды литературы. О. Зыков видит главную задачу библиотечных выставок в раскрытии фондов библиотек.

Анализ терминов и вычленение из них рационального зерна позволяют дать такое определение: «Библиотечная выставка — это средство раскрытия библиотечного фонда, информирования о новых документах и пропаганды лучших документов».

На современном этапе развития общества достаточно широко развита система носителей информации: книги, журналы, газеты, аудио- и видео- кассеты, CD-диски. В нашем исследовании мы будем понимать под предметом выставки книгу.

Свое начало выставки берут в XVII веке, когда в академических библиотеках стали экспонироваться отдельные издания или группы произведений. Наибольшее распространение выставки получили в конце XIX века, в это время в библиотеках, особенно в публичных и университетских, организовывались экспозиции, посвященные отдельным темам и проблемам. В то время они рассматривались как средство наиболее полного раскрытия библиотечного фонда. Уже тогда выставки воспринимались как способ приближения библиотечной книги непосредственно к читателю.

Первое появление выставок в библиотеках России относится к 50-м гг. XIX в., когда начали более или менее систематически устраивать выставки литературы в Петербурге, в Императорской Публичной библиотеке (благодаря энергии и заботам В. И. Соболыцикова и В. В. Стасова).

Н. Г. Чернышевский в рецензии на отчет Публичной библиотеки, перечисляя «главнейшие из фактов» ее деятельности, на первое место поставил организацию выставок. Эти выставки носили характер музейных экспозиций: на них демонстрировались наиболее ценные экземпляры из книжных сокровищ библиотеки (4).

Среди таких выставок Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона называет: выставку «примечательнейших памятников церковно-славянской и русской печати, расположенную хронологически по типографиям»; выставки автографов разных исторических лиц разных народов и эпох, рукописей с миниатюрами, выставки гравюр и эстампов; коллекцию портретов Петра Великого; выставку Библий на всех языках и наречиях земного шара» (4, с.18).

Кроме того, Императорская Публичная библиотека организовывала и передвижные выставки своих изданий, свидетельством чему служит «Описание рукописей Императорской публичной библиотеки, доставленных на выставку при VII археологическом съезде в Ярославле» (Ярославль, тип. губ. правления, 1887.).

народная выставка.

После Октябрьской революции 1917 г. посредством книжных выставок осуществлялась пропаганда литературы по важнейшим вопросам. Первоначально в библиотеках организовывалось не более 2-3 выставок в год. Отсутствовала методика проведения. Впоследствии же, с усилением активных форм пропаганды, организация книжных выставок приняла широкий размах, особенно в красноармейских библиотеках. Выставки в красноармейских библиотеках имели четкую идеологически-пропагандистскую установку. Организовывались тематические («предметные») выставки; «ударные столы» (к юбилейным датам, кампаниям); выставки «боевых книг», т. е. книг, пропаганда которых велась наиболее активно.

С 20-х гг. наблюдается рост количества выставок в библиотеках разных типов. Появляются новые формы выставочной работы. На первое место в массовых библиотеках выходят тематические выставки. Широкое распространение получают выставки новых поступлений. Выставки стали наиболее популярным методом наглядной рекомендации книг.

В годы Великой Отечественной войны организовывались тематические выставки: о героическом прошлом народа, о войне и подвигах, популярной литературы по освоению новых профессий, по огородничеству и т. п. (4).

В 60-80-е гг. библиотечные выставки активно используются в качестве дополнения к конференциям, являются частью больших комплексных мероприятий (День информации, День специалиста).

Однако большинство выставок организуются формально, особенно это касается выставок к знаменательным и памятным датам. Наибольшей популярностью у читателей публичных библиотек пользуются выставки новых поступлений.

Пик выставочной деятельности библиотек пришелся на конец 80-х — начало 90-х гг. XX века. Тогда резко расширился круг издаваемой литературы, поднимаемых в публицистике проблем.

Поиск новых активных и выразительных форм привел к появлению в 1990-е гг. таких форм выставочной работы, как выставки возвращенных книг, выставки одной книги, «говорящие» выставки. Использовались также интерактивные формы выставочной деятельности: премьера выставки, выставка-диалог, выставка-экскурсия и т. п.

Представляется интересным проследить эволюцию форм выставочной деятельности в историческом контексте библиотечного обслуживания.

1917-1930 — тематические пропагандистские выставки, выставки новых поступлений/ дискуссионные формы массовой работы

1930-е-1950-е — тематические выставки/ беседы, рекомендации, планы чтения, устные журналы.

1950-е-1970-е — тематические выставки, выставки новых поступлений, выставки-просмотры, комплексные формы: Дни информации / читательские конференции, устные журналы, литературные вечера, рекомендации.

1970-е-1986 — тематические выставки, выставки новых поступлений, выставки-просмотры, комплексные формы: Дни информации, Дни специалиста, Недели информации / читательские конференции, клубы, литературные вечера, рекомендации, лектории.

1986-2000 — тематические выставки, выставки-просмотры, интерактивные формы выставочной деятельности / диспуты, дискуссии, клубы, литературные вечера, лектории.

Этот краткий сравнительно-исторический обзор позволяет сделать вывод о взаимосвязи форм выставочной работы с другими формами и методами библиотечного обслуживания: диалоговые формы работы развивались и возрождались в определенный период существования общества и зависят от социальной активности (14, с.19-20).

В литературе существуют разнообразные подходы к классификации книжных выставок. Каждым из авторов выделяет различные по количеству и содержанию аспекты классификации. Например, Л. В. Беляков выделяет следующие признаки:

  • по продолжительности функционирования выставки (постоянная, единовременная);
  • ее тематической направленности (широкого направления, узкотематическая);
  • по видам представленных на выставке изданий (книжная, периодических изданий, комплексная);
  • по месту расположения выставки (в витрине библиотеки, на абонементе, в читальном зале);
  • по взаимодействию выставки с другими формами работы (самостоятельная в составе комплекса мероприятий) и др. (3).

В цитируемом ранее Справочнике библиотекаря (27) приводится 12 признаков классификации библиотечных выставок:

  • по статусу (выставки могут быть самостоятельными или являться составной частью крупного досугового мероприятия);
  • по содержанию (универсальные, отраслевые или персональные);
  • по целевому назначению (выставки могут быть организованы в помощь образованию и самообразованию, в целях информирования и т. п.);
  • по хронологическому признаку (время публикации и поступления в библиотеку) — выставки новых поступлений, изданий разных лет, «забытых книг»;
  • по месту экспонирования (выставки организованные в библиотеке или передвижные);
  • по срокам функционирования выставки (постоянные экспозиции, например, мемориальные выставки писателя, чье имя носит библиотека;
  • длительные и кратковременные);
  • по полноте раскрытия фонда (выставки-просмотры, локальные
  • и полочные);
  • по видам изданий (выставки одного вида изданий — книг или
  • периодики, комплексные);
  • по конструкционным особенностям (витринные, на выставочных стеллажах, внутриполочные, «развалы» на столах и т.

п.);

  • по основанию для проведения (по заказу учреждений, предприятий;
  • по предложению читателей, по плану работы библиотеки);
  • по степени доступности (платные и бесплатные);
  • по источникам финансирования (бюджетные или внебюджетные) (27, с. 161).

Кроме того, классификационные признаки библиотечных выставок, по мнению Н.В.Збаровской, можно объединить следующим образом:

  • хронологический;
  • содержательный;
  • адресный;
  • временной;
  • конструкционный;
  • организационный;
  • функциональный (14, с.31).

Тематическое разнообразие выставок может быть представлено в виде следующего комплекса:

  • по актуальным проблемам современности, представляющим интерес для большинства читателей;
  • по темам, ориентированным на целевую читательскую группу;
  • в целях популяризации отдельных изданий, видов или жанров литературы.

Видовое деление выставок предложено О. П. Зыковым:

— Просмотры: полнота экспонируемой литературы, сложная структура экспозиции, особая замкнутая среда. По содержанию могут быть универсальными, отраслевыми и тематическими. Могут проводиться как самостоятельное мероприятие или в комплексе с библиографическими обзорами, лекциями, консультациями.

  • Локальные выставки организуются структурными подразделениями библиотеки как информационные выставки новинок или рекомендательные ретроспективные выставки.
  • Полочные — пропаганда отдельных документов в условиях открытого доступа (15).

Книжные выставки, как правило, подразделяются на:

  • выставки новых поступлений;
  • ретроспективные выставки;
  • тематические (отраслевые и универсальные).

При этом основными признаками деления являются:

  • хронологический (новых поступлений, ретро);
  • содержательный (универсальные, отраслевые);
  • количественный;
  • адресный (стационарные, выездные, передвижные, кольцевые);
  • временной (регулярные, разовые);
  • жанровый (смешанные, жанровые, серийные, кино-фото, фотодокументальные);
  • организационный (самостоятельные, являющиеся составной частью комплексных мероприятий);
  • конструкционный (ординарные, планшеты, развалы, витрины);
  • функциональный (15).

Примечательно, что для выставок публичных библиотек главным аспектом классификации является функциональный, из которого вытекают задачи раскрытия фонда библиотеки (системы библиотек) в целом, представления фонда конкретного подразделения (отдельной библиотеки, филиала), а также презентации отдельных произведений печати.

С точки зрения специалистов по выставочной работе, задаче раскрытия единого фонда наиболее полно отвечают выставки-просмотры (15).

Эти выставки могут включать до тысячи экспонируемых документов. Для них характерна сложная структура и высокая степень комфортности. На выставке-просмотре пользователям предлагаются комфортные условия для ознакомления с документом: изучение аннотаций, просмотр книги и т. п.

Кроме того, высокая степень комфортности выставки-просмотра обеспечивается созданием благоприятной информационной среды: просмотр проводится в специально отведенном помещении или специально оборудованных площадках в читальном зале или на абонементе (15, с. 8-9).

Выставки-просмотры (они являются самыми большими выставками) могут быть: универсальными, тематическими, отраслевыми. Особенность просмотров максимальная полнота представленных источников, соответствующих целевому и читательскому назначению мероприятия.

По целевому назначению универсальные и тематические просмотры должны содействовать удовлетворению самообразовательных информационных потребностей, отраслевые — профессиональных специалистов.

По периодичности проведения — регулярные (универсальные, новых поступлений) и разовые, по срокам функционирования — кратковременные и длительные.

В публичных библиотеках просмотры делятся на стационарные (в стенах библиотеки) и выездные (на предприятиях и в организациях), обслуживаемых библиотекой по договорам. В централизованных системах проводятся передвижные (в библиотечных пунктах) кольцевые (филиалы системы) просмотры.

Они могут проводиться на специально оборудованных площадках в читальных залах, холлах, на абонементе (15).

По содержанию представленных документов просмотры можно разделить на универсальные; тематические; отраслевые.

Как правило, выставки-просмотры — это выставки новых поступлений, носящие информационный характер. Важнейшим принципом организации выставок новых поступлений является регулярность и оперативность представления документов. Такие просмотры могут быть стационарными или выездными (последние в настоящее время проводятся достаточно редко).

Главной особенностью просмотров является максимальная полнота представленных документов, соответствующих целевому и читательскому назначению экспозиции. Иногда под выставками-просмотрами библиотекари понимают и так называемые выставки-развалы, так как последние также предполагают максимальную полноту отражения того или иного раздела фонда. Однако выставка-просмотр — это, в первую очередь, правильно систематизированное собрание документов, тогда как выставка-развал, исходя из собственно названия, строгой систематизации не предусматривает.

Локальные выставки организуются из фондов отдельных структурных подразделений библиотеки. Характерным признаком локальной выставки является их размещение: непосредственно в зоне обслуживания читателей. Локальные выставки призваны раскрыть фонды отдельных структурных подразделений библиотек (абонемента, читального зала), филиалов библиотечных систем. Признак локальных выставок — их размещение в пределах библиотеки, в непосредственной близости от кафедр выдачи литературы или на местах, отведенных для отдыха читателей.

Местом расположения локальных выставок служат специально оборудованные места для размещения экспозиции со стеллажами, подставками, креслами и банкетками (14).

Хронологический охват документов на таких выставках может быть разнообразным: новые поступления, незаслуженно забытые издания и т. д.

По содержанию документов локальные выставки подразделяются на отраслевые и тематические. Отраслевые выставки имеют информационный характер, тематические — рекомендательный. Отраслевые информационные локальные выставки предназначаются в помощь профессиональной деятельности и учебному процессу, тематические — в основном для самообразовательных информационных потребностей читателей, в помощь профессиональной ориентации. На тематических выставках представляется литература разных лет изданий или новые поступления, на отраслевых — новинки.

Локальные выставки могут быть регулярными или разовыми, кратковременными и длительными. Основным недостатком длительных выставок является привыкание к ним читателей. В случае постоянно действующей выставки необходимо регулярно обновлять разделы, по-новому расставлять акценты, варьировать оформление.

В зависимости от типа изданий, представленных на выставке, локальные выставки могут быть выставками одного вида носителей информации (книжные, журнальные) или смешанными.

Малые выставки организуются в условиях конкретного структурного подразделения библиотеки (абонемент, читальный зал) и размещаются как в зоне обслуживания, так и в фонде открытого доступа.

На малых выставках демонстрируются отдельные документы: журналы, книги, плакаты, альбомы, кассеты, листовки, буклеты.

Имея задачей анонсирование конкретных источников, такие выставки не нуждаются в дополнительных списках литературы, картотеках из-за своей камерности, предельной персонификации предмета показа.

По содержанию представленной литературы малые выставки являются тематическими. Экспонирование материалов может быть открытым и закрытым. Разновидностью открытых выставок являются тематические книжные подборки, внутриполочные выставки, тематические стеллажи. К тематическим выставкам близки жанровые выставки.

Основные виды малых выставок: новых поступлений, ретроспективные, забытых книг. По срокам функционирования выставки могут быть кратковременными и длительными (тематика не меняется значительное время, а состав источников обновляется по мере заказа читателями выставочных экспонатов).

Малые выставки устраивают в открытом доступе на абонементе, в читальном зале, коридорах библиотеки, размещаются на полках, планшетах, подставках, столиках (15).

Целевым назначением малых выставок является рекомендация пользователям отдельных материалов (15, с. 11).

Как правило, такие выставки рассматриваются как тематические.

Тематическое разнообразие выставок может быть представлено в виде следующего комплекса:

1. Универсальные выставки новых поступлений (ежеквартально).

2. Тематические выставки, посвященные международным и внутренним событиям.

3. Тематические выставки, посвященные знаменательным датам.

4. Тематические выставки социальной проблематики.

5. Выставки краеведческого характера (1 раз в год).

6. Тематические выставки, связанные с любительскими увлечениями, досугом.

7. Отраслевые выставки.

8. Выставки, связанные с раскрытием особенностей функционирования библиотеки, услуг, оказываемых читателям.

Тематические выставки различаются по содержанию:

  • выставки к юбилеям и памятным датам;
  • персоналии;
  • мемориальные выставки (как правило, в библиотеках, носящих имя писателей, общественных и государственных деятелей);
  • жанровые выставки.

Выставки по отдельным направлениям деятельности:

  • краеведческие выставки;
  • выставки, посвященные хобби и досугу;
  • в помощь учебному процессу;
  • выставки в помощь самообразованию и развитию личности.

По хронологическому охвату:

  • выставки «забытых книг»;
  • новые поступления, например, «Новинки экономической литературы».

По форме:

  • выставки одной книги;
  • «говорящие» выставки и т.

п. (14, с.36-37)

Видовое разнообразие выставок не только позволяет библиотеке наиболее полно отразить содержание информационных ресурсов, но и использовать именно те формы работы, которые точно соответствуют ее миссии.

Так, например, «говорящие выставки» в настоящее время могут быть успешно реализованы с одновременным представлением в экспозиции печатных и аудиоизданий («Повесть о ленинградских мостах» существует и в виде книги и в виде аудиокассеты); печатных и мультимедийных изданий (на выставке, посвященной Москве, могут быть представлены мультимедийные путеводители по Кремлю и Пушкинскому музею, для этого достаточно расположить выставку в непосредственной близости к компьютерному рабочему месту читателя).

Характер выставочной работы библиотек обусловлен типом библиотеки: миссия, цель и задачи публичной, специальной и научной библиотеки различны, следовательно, различны и средства их реализации. Научные публичные библиотеки отводят для проведения выставок-просмотров специально оборудованные выставочные залы (15, с. 9).

В научных библиотеках вузов вся выставочная работа связана с учебным процессом. Ответственные за эту работу при планировании собирают заявки с кафедр, с какими темами в текущем году они бы хотели ознакомиться. Кроме того, отобранная литература просматривается ведущим преподавателем для согласования тематики.

В последние годы активизировался творческий потенциал библиотекарей и появились на свет новые виды библиотечных выставок. Так, С. Г. Матлина, обобщая опыт библиотек, описывает выставку-диалог. «Ее структура носит проблемно-ситуативный характер и призвана максимально активизировать читательскую деятельность. Строиться такая выставка может по-разному. Например, успехом у читателей пользуются выставки, одна из частей которых состоит из пронумерованных вопросов, а другая — из изданий, помогающих найти на них ответы…» (18).

Сравнительно недавно появились дискуссионные выставки. Сейчас, когда у читателей усилилась потребность в ознакомлении с разными точками зрения на ту или иную проблему, когда появилась возможность изучения альтернативных взглядов, библиотека имеет возможность помочь читателю выработать свою позицию, изучив высказывания разных авторов. Например, к очередному юбилею Ленина студенты в ходе учебной практики в библиотеке ВСГАКИ организовали выставку, стенд которой был разделен на две равные части. В одной на красном фоне экспонировалась литература, раскрывающая роль этой личности в соответствии с советской традицией. Вторая половина выставки была предоставлена источникам, трактующим личность Ленина с современных, как правило, негативных позиций. В этом случае читатель имел возможность самостоятельно выработать свою точку зрения.

Интересен пример, когда библиотекарь организует авторскую выставку, отражающую его собственные интересы и взгляды (7).

В специальной печати приводятся многочисленные примеры творческого подхода к организации выставок. Перечисляются выставки — кроссворды, советы, предостережения, вернисажи, словари, сюрпризы, портреты, аукционы и т. д. Библиотеки проводят презентации выставок и изыскивают другие способы их пропаганды.

Выставки могут быть самостоятельными или частью массового мероприятия. Сложилось хорошее правило — в библиотеках любое массовое мероприятие обязательно сопровождается выставками по теме, это обязательный элемент пропаганды литературы.

Невозможно перечислить все виды библиотечных выставок, так как библиотекари проявляют здесь максимум творчества, внося каждый раз что-то новое, стараясь максимально отвечать интересам и потребностям своих читателей.

В современной библиотековедческой литературе выделяется несколько функций библиотеки как социального института: информационная, коммуникационная, познавательная, адаптационная и досуговая (релаксационная) функция.

Разрабатываемая каждой библиотекой миссия позволяет сосредоточить усилия и ресурсы на реализации определенного комплекса функций (социальных ролей) библиотеки.

Рассмотрим, каким образом общедоступные библиотеки реализуют свои основные функции посредством библиотечной выставки.

* информационная функция реализуется через раскрытие перед читателями состава библиотечных фондов и содержания отдельных изданий через выставки-образы, просмотры литературы;

  • коммуникационная функция — обеспечение преемственности культурного опыта и традиций посредством тематических выставок;
  • познавательная функция — стимулирование познавательных потребностей и интересов с помощью библиотечных выставок, систематизация информации посредством выставок;
  • адаптационная функция — обеспечение максимально наглядного и удобного поиска необходимой информации;
  • обеспечение психологического комфорта, а также создание привлекательного имиджа «интеллигентной» библиотеки позволяет реализовать досуговую (релаксационную) функцию публичной библиотеки (14, с.39).

Таким образом, все многообразие задач, решаемых при организации выставок, можно определить, рассмотрев эту форму работы через реализацию различных функций.

Например, при реализации информационной функции, необходимо, чтобы выставка наилучшим образом решала информационные задачи, к примеру, создавала максимально информативно насыщенный образ исторической эпохи. Так, для более полного раскрытия личности писателя следует представить его образ в контексте конкретной эпохи, в окружении друзей и близких, в сопоставлении с другими современниками.

При реализации досуговой функции, выдвигаются следующие требования: экспозиция должна быть сконструирована таким образом, чтобы возле нее можно было организовать беседу, обзор и другие мероприятия, связанные с организацией досуга читателей. Более того, можно подумать о привлечении читателей к оформлению выставки (11).

Кроме того, следует учитывать значение социализации личности в условиях библиотеки (не только юношеской или детской) и адаптации личности в информационно-образовательной среде, частью которой является публичная библиотека. В связи с этим многообразие библиотечных выставок необходимо организовать в пространстве так, чтобы обеспечить наиболее комфортную информационную среду для пользователя.