«Книжные выставки цели, виды, методика организации»

Курсовая работа

Выставочная деятельность библиотек является одной из актуальных направлений библиотечной работы.

Сегодня выставочная деятельность включает в себя не просто оформление выставки, а еѐ проектирование, организацию, создание. Это творческий трудоѐмкий процесс. Ушли в прошлое выставки заурядные, безликие, серые. В настоящее время есть масса возможностей показать книгу достойно. Выставка – это всегда творчество и возможность соединить в единое целое библиотекаря, книгу и читателя.

Выставочная деятельность рассматривается сейчас как образовательный проект, в котором участники получают информационные, коммуникативные знания, обучаются проектной технологии, выстраивают социальное партнѐрство и приобретают навыки культуры чтения.

Выставка направлена на привлечение читателей; активизацию творческой и познавательной деятельности; продвижение современной литературы и современных авторов, формирование информационной культуры; развитие навыков управления коллективной и индивидуальной деятельностью; непрерывное образование библиотечных кадров.

Различные формы выставок не только привлекают внимание, но и активизируют познавательную деятельность читателей, способствуют повышению уровня восприятия, вызывая всплеск эмоций. Возможности таких выставок огромны для развития творческих способностей наших читателей. Работа над выставками с инновационными моментами интересной становится и для самих библиотекарей.

Таким образом, создание выставок – даже вполне традиционных их разновидностей, как будто бы освоенных многолетней практикой, требует от библиотекаря постоянного совершенствования, сочетания знаний и умений с глубокой эрудицией, творческой фантазией и даже изобретательностью. Эти составные образуют понятие «профессиональное мастерство».

Предлагаемый вашему вниманию методико — библиографический материал подготовлен на основе материалов периодической печати и профессиональных изданий. В консультации «Книжная выставка: традиции и новации» рассматриваются правила организации библиотечных книжных выставок, некоторые их виды и формы как традиционных, так и нетрадиционных; примеры уже разработанных выставок различными библиотеками; параметры инновационности выставочной деятельности, методы, побуждающие к созданию нетрадиционных книжных выставок. В пособии также приведены разработки, иллюстрации книжных выставок, программное обеспечение в помощь оформителю библиотечных выставок.

20 стр., 9712 слов

Маркетинговая деятельность выставочной компании "Русский экспресс"

... зрения руководства турфирмы и устраняться в первостепенном порядке. Технология продвижения и стимулирование продаж. Продвижение продукта турфирмы «Русский Экспресс» осуществляется по следующим направлениям: рекламная кампания, стимулирование продаж, связи с общественностью. Рекламную компанию турфирмы «Русский Экспресс» составляют: печатная, наружная ...

Выставка – один из основных методов наглядной пропаганды литературы, предоставляющей читателям возможность получения дополнительных знаний, формирования и расширения интереса к представленной теме.

Современное библиотечное обслуживание, осуществляемое в условиях открытого информационного пространства, предусматривает: организацию наиболее рационального обмена информацией; создание необходимых и достаточных условий для всех этапов работы с информацией; приобщение в равной степени всех людей к ценностям мировой культуры.

Выставочная деятельность библиотек, кроме раскрытия книжных фондов, призвана обеспечить осознание мотивов обращения к информации, а также стимулировать способность к информационному общению. Читательская аудитория воспринимается не как объект обучения и воспитания, а как равноправный участник коммуникативного процесса, диалога, осуществляемого в библиотечной среде. В связи с этим возникает необходимость внедрения и использования в выставочной деятельности таких форм и методов, которые позволят войти в открытое информационно-образовательное пространство, наиболее полно отразить мировые социокультурные процессы, а также создать условия для саморазвития и самосовершенствования личности библиотекаря и читателя.

В настоящее время библиотеками накоплен большой опыт выставочной деятельности. Наиболее распространенными в публичных библиотеках являются тематические выставки, раскрывающие определенную часть информационных ресурсов библиотек, посвященные той или иной актуальной проблеме современности.

В то же время выставочная деятельность публичных библиотек является открытой, т. е. развивающейся системой, изменения и тенденции развития современного библиотечного обслуживания оказывают влияние на деятельность библиотек в целом и на выставочную работу в частности.

Методика их организации и подготовки достаточно широко освещена в специальной печати. Еще в 1931 году вышла брошюра Ю. Григорьева «Выставочная работа в библиотеках. Методика и техника». Позже он продолжил эту тему в учебном пособии «Открытый доступ к книжным фондам библиотек», где рассмотрена особенность организации выставок в условиях открытого доступа. В пособии Л. Белякова «Массовая работа библиотеки» также уделено внимание выставкам. Методика их организации освещена в учебниках по курсу «Работа с читателями». В методических рекомендациях «Массовая работа с читателями в ЦБС», составленных С. Матлиной и вышедших в 1988 году, был отражен новый этап в организации выставок. Среди современных исследователей этой проблемы можно назвать работы О. Зыкова и Н.В.Збаровской.

Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что, несмотря на разработанность проблемы организации книжной выставки в библиотеке, в на практике наблюдается тенденция формализации библиотечных выставок, выражающаяся в создании экспозиций, в большей степени присущих книготорговым организациям. Кроме того, научно-практическая профессиональная периодика не уделяет достаточно внимания развитию

12 стр., 5705 слов

Технология организации выставочной деятельности в библиотеке

... типологию выставок, понятие «выставка библиотечная», виды выставок. 1.2 Основные функции выставок - изучить основные функции и задачи библиотечных выставок. Глава 2. Методы организации выставочной деятельности в библиотеке делится на разделы: 2.1Особенности организации выставочной деятельности - изучить особенности организации выставочной деятельности, раскрыть ...

того направления деятельности библиотек (анализ журналов показал, что за 5 лет было опубликовано около десятка статей соответствующей тематики).

Таким образом, объектом нашего исследования выступает методика организации книжных выставок, а предметом исследования – книжная выставка, её цели и виды.

Цель нашего исследования – охарактеризовать книжную выставку как форму массовой работы, раскрыть современные тенденции в организации книжных выставок в библиотеке.

Задачи исследования:

1) охарактеризовать особенности массовой работы, ее цель;

2) раскрыть виды книжной выставки;

3) проанализировать методику организации книжной выставкой.

Курсовая работа состоит из введения, трех параграфов, где раскрывается основное содержание исследования, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1. Книжная выставка: традиции и новации

«Выставка представляет собой общественное,

культурное, научное событие для читателей

и одновременно профессиональный праздник

библиотекарей, поэтому она – явление

уникальное, экстраординарное, разовое»

О. П. Зыков

Книжная выставка является традиционной наглядной формой предоставления книг читателю с середины 19 века. Выставочная работа библиотеки ведет к раскрытию книжного фонда, делает его еще более понятным, «прозрачным» и дружелюбным, укрепляет связь ребенка с книгой.

Традиционным считается, что книжная выставка- это публичная демонстрация книжных фондов, способствующая наиболее полному раскрытию «богатств» этих фондов, пропаганде библиотечных сокровищ, что она показывает возможности справочно — библиографического обслуживания. Однако со временем требования к выставкам претерпевают изменения. Так в 90 г.г. произошло «второе рождение» библиотечных книжных выставок. Даже можно сказать, «выставочный бум». Это было связано с развитием в нашей стране таких зрелищных форм, как реклама, видео.

Выставка стала рекламой библиотеки, ее лицом. Появились озвученные, «говорящие» выставки. Составной частью выставок стали их презентации. Теперь они уже не «в какой-то мере являются лицом библиотеки», как определяет назначение выставок старый справочник библиотекаря.Книжная выставка «представляет собой, — по определению Олега Зыкова, -общественное, культурное, научное событие для читателей и одновременно профессиональный праздник библиотекарей, поэтому она — явление уникальное, экстраординарное, разовое — праздник для гостей и хозяев дома — библиотекарей».

13 стр., 6136 слов

Книжная выставка как форма массовой работы

... выступает массовая работа библиотек, а предметом исследования - книжная выставка как форма массовой работы. книжный выставка библиотека информация ель нашего исследования Задачи исследования 1) ... цель, функции; 2) раскрыть функции и различные классификации книжной выставки; 3) проанализировать методику работы над книжной выставкой с современных позиций. Курсовая работа состоит из введения, ...

Сегодня налицо некий кризис выставочной деятельности — обезличенные экспозиции, устоявшиеся формы, однообразие и скука.

Хочется, чтобы ушли в прошлое выставки заурядные, безликие, серые. В настоящее время есть масса возможностей показать книгу достойно.

Что же такое выставка сегодня? Каковы мировые тенденции развития выставочной деятельности? Я намерено опускаю тему виртуальных выставок, электронных презентаций. Сегодня поговорим о традиционных книжных выставках, надеюсь, что представленные материалы, опыт работы других библиотек поможет вам разнообразить выставочную деятельность, натолкнет вас на новые идеи и мы увидим в наших библиотеках интересные оригинальные выставки.

Книжная выставка – это публичная демонстрация специально подобранных и систематизированных

Цель выставки – познакомить читателей с новыми документами – книгами, газетами, журналами, фото- и видеоматериалами, поступившими в библиотеку. Чаще всего, эти выставки универсальны по содержанию.

Основная цель книжной выставки – привлечь внимание читателя, пользователя. Для этого книжная выставка должна быть хорошо оформлена, находиться в удобном для обозрения месте, на самом виду у посетителей библиотеки. Так создаются условия возникновения непроизвольного внимания читателей – прежде чем познакомиться с выставкой, читатель должен её заметить. Этому способствует стиль художественного оформления выставки, её техническое оснащение, использование новых конструктивных материалов.

Язык библиотечной выставки предполагает определённую последовательность изложения. Так, первый раздел выставки , как правило, носит установочный характер – он объясняет последующие.

Заголовок.

1. Объём заголовка не превышает пяти слов. Заголовок служит привлечению внимания читателя к выставке, создаёт мотив обращения к книгам, представленным в экспозиции. Если заголовок многословный (например, стихотворная цитата «Печально я гляжу на наше поколенье, Его грядущее иль пусто, иль темно…»), то несмотря на узнаваемость текста, его актуальность, такой заголовок не привлечёт непроизвольного внимания читателя. Поэтому даже стихотворные цитаты необходимо выбирать короткие или, при необходимости «обрезать» их.

2. Заголовок выставки опосредованно отражает целевое и читательское назначение выставки. Так выставку литературы к выпускным экзаменам можно назвать «Шпаргалка к экзамену».

3. Оригинальность заголовка, отсутствие заимствований, собственная фантазия автора выставки позволяют наиболее полно отразить и жизненную позицию библиотекаря, и его видение проблемы, которой посвящена выставка.

4. Необходимо с осторожностью подходить к использованию многозначных заголовков, будь то цитата или оригинальное высказывание. В данном случае целесообразно вводить подзаголовок, разъяснявший смысл общего названия. Так выставка «Зов далёких звёзд» в равной степени может быть посвящена и Дню космонавтики, и научно-фантастической литературе.

11 стр., 5254 слов

««Диалог двух культур – От «Мохнатой азбуки» до «Книги джунглей» ...

... общие особенности в их творчестве; * организовать выставки литературных изданий, поделок и провести открытые мероприятия, классные часы, посвященные произведениям Бориса Заходера и Редьярда Киплинга; * развивать познавательные и ... биология. «Жизнь животных» Брэма и «Жизнь насекомых» Фабра стали его настольными книгами. Очарованный этой жизнью, он в 1936 году поступил на биологический факультет ...

Выбор заголовка для библиотечной выставки осуществляется после того, как определяется основная идея и подобрана литература. Поиск цитат и названий для планируемых выставок впрок нецелесообразен, так как в процессе подбора литературы может измениться концепция выставки и заголовок перестанет отвечать содержанию.

Шрифтовая композиция заголовка или цитаты может быть симметричная (ориентированная по центру), блочная (когда все строки вписываются в прямоугольник независимо от количества букв в каждой строке), флаговая (выровненная по левому или правому краю)

1.2. Виды книжных выставок

Выставки должны не только привлекать внимание к представленным изданиям, но и активизировать познавательную деятельность читателей, вызывать всплеск эмоций и побуждать читателя взять книгу. На выставки библиотекари, помимо книг, периодики, помещают всевозможный иллюстративный материал, аксессуары, содержательно связанные с проблематикой и дополняющие её в качестве фона. Используются различные шрифты для заголовка, разделов и цитат, натуральные предметы, макеты, модели, бутафория. Аксессуары можно подразделить на: знаковые — цитаты, аннотации, текстовые рубрики, заголовки разделов; художественные — картины и репродукции картин, коллажи, иллюстрации, фотографии, плакаты; предметные — предметы и вещи, помогающие создать образ человека или эпохи (веер, бинокль, свеча, солдатский котелок, воздушный шарик, игрушки, макеты, муляжи и др.); декоративные — цветы, драпировки, вышитые полотенца, природный материал (шишки, ракушки, камни, причудливые корни, ветки) и поделки из него; конструкционные — различные средства оргтехники, канцелярские принадлежности (подставки из дерева, металла, папки, коробки, зажимы, прищепки, закладки и т. п.).

Однако, какой бы не была книжная выставка, не стоит забывать, что в центре внимания всё же должна оставаться книга, а вся атрибутика является лишь её дополнением. Главная задача выставки — представить книги и другие виды документов. Хорошее оформление, различные материалы и аксессуары – это не цель, а лишь средство, помогающее решить поставленную задачу. Поэтому они должны не заслонить книгу, а наоборот, привлечь к ней внимание.

К основным видам выставок

Выставки новых поступлений

Следует различать выставку новых поступлений и новинок. Ведь среди вновь поступивших в библиотеку книг могут быть и переиздания, и новые экземпляры книг, уже имеющихся в библиотеке.

Выставки новых поступлений оформляются, как правило, весьма просто. Оформление состоит из заголовка и, если выставка большая, из подзаголовков, выделяющих основные отрасли знаний.

Своеобразное явление —

В книге, считает Янина Чиркова, всё может стать поводом для интересной выставки.

6 стр., 2811 слов

Интересные факты о серии книг «Жизнь замечательных людей»

... в качестве аргумента в сочинении по русскому языку на ЕГЭ и ОГЭ, а также в эссе по обществознанию. Тема, проблема. Отражение проблемы . Дружба. В чём проявляется истинная дружба? Роль дружбы в жизни ... книг ЖЗЛ: « Ни одно из павленковских дел, по моим наблюдениям, не может сравниться с тем огромным влиянием, которое оказала на русских читателей ... было в это прекрасное время жизни. Тема труда. Труд ...

Основой выставки может стать:

(можно представить несколько изданий одной книги по-разному оформленных)

(малый-выставка миниатюр, большой – выставка книг-великанов, великий – выставка книг-гигантов)

(например, выставка-просмотр книг этого издательства);

(выставка книг этой серии);

· год издания книги (просмотр «Книги десятилетия»: 40, 50, 60, 70-е, в ходе которого вы можете изучить книжную картину эпохи, картину чтения);

(сделать выставку нескольких изданий книги и «найти десять отличий»);

  • (выставка «Страна и её писатели»);

· язык , на котором написана книга, может стать поводом для выставки «Подлинник и перевод» или выставки переводов (например, «Алиса в стране чудес» Л. Кэрролла в переводах Б. Заходера, Владимира Набокова, Нины Демуровой)

(выставки книг-лауреатов премии или других книг автора, получившего премию).

День рождения автора

Событие из жизни автора и книги – тоже хороший повод для выставки (например, когда возник замысел книги, когда автор сел писать, когда закончил, отправил издателю и т. д.)

Можно проследить всю

Дата содержащегося в книге события (4 мая 1891 года произошло решающее сражение Шерлока Холмсаи профессора Мориарти у Рейхенбахского водопада. 100-летие сражения отмечалось во всём мире).

Дата рождения главного героя (100 лет со дня рождения Остапа Бендера совпало со 100-летием И. Ильфа. Шерлок Холмс родился 6 января 1854 года. Под знаком Козерога. Можно было бы исследовать характер сыщика с точки зрения кго знака Зодиака и поставить выставку «Знаменитые Козероги»).

День свадьбы

Интересные детали

Книги, которые читают герои (Что читала Эмма бовари? Татьяна Ларина? Евгений Онегин? Человек то, что он читает. Такого рода выставки помогают лучше узнать характеры главных героев).

Кулинарные

Тематические книжные (книжно-иллюстративные) выставки имеют цель познакомить читателя с наиболее интересными и значимыми книгами по конкретной теме, проблеме.

14 стр., 6501 слов

Стратегия и тактика распространения периодического издания

... периодического издания формируется в течение достаточно длительного времени. Он играет огромную роль в позиционировании издания, в расширении и укреплении его целевой аудитории. Газета "Известия" привлекает читателей ... эффективной экономической модели редакция периодического печатного издания, созданного для извлечения доходов, обойтись не сможет. Старый, хорошо узнаваемый читателями брэнд не всегда ...

Страна

Путешествие

Есть и другие поводы в книге для создания выставки:

·

·

Чиркова Я. : «Покрутите книгу как Кубик Рубика, откройте её разные грани. Подчас бывает очень полезен такой неожиданный взгляд на книгу. Чтобы освежить своё и читательское восприятие».

Существует определенный порядок разработки и оформления книжной выставки, состоящий из следующих этапов:

1.

Тема должна быть актуальной, тщательно продуманной и интересной читателям. Если мы оформляем выставку для сопровождения массового мероприятия, она должна чётко соответствовать теме мероприятия и дополнять его.

2.

Выставка должна иметь четкий читательский адрес, для кого вы оформляете выставку: для детей младшего или старшего возраста, либо для родителей или руководителей детским чтением. Книжные выставки для детской аудитории отличаются от выставок, создаваемых для взрослых. Они обязательно должны быть яркими, бросающимися в глаза, чему помогут: яркие издания, игрушки, поделки из бумаги и природного материала. Выставки для детей могут содержать элементы игры (ребусы, загадки, кроссворды).

Библиотекарь должен тщательно подобрать книги с иллюстрациями, красочными обложками и разместить их на уровне детских глаз, так, чтобы любую можно было взять с полки свободно, а не просить об этом библиотекаря. Возле выставки для детей обязательно создаётся свободное пространство, где они могут не только полистать выбранную книгу, но и принять участие в игре, выполнить задания, если выставка их предусматривает..

3.

С помощью справочно-библиографического аппарата библиотеки: каталогов, картотек, используя методические рекомендации, пособия, библиографические указатели выявить все источники – книги, статьи из периодики, иллюстрации, фотодокументы, какие имеются в библиотеке по данной теме. Затем ознакомится с ними и отобрать те, которые соответствуют цели и читательскому адресу. Предпочтение отдается документам, содержащим новую информацию и имеющие привлекательный внешний вид.

4.

Сколько разделов? Всегда ли нужна цитата, обращение к читателю, сколько книг должно быть на выставке? Все ответы на эти вопросы зависят от объема и количества фонда, от того, где будет расположена выставка, размера выставочного стеллажа. И очень важно соблюсти чувство меры, выставка не должна быть перегруженной, заваленной. Каждый документ должен быть хорошо обозрим. С разработкой структуры выставки тесно связан другой вопрос – какая это будет выставка – выставка-викторина, выставка одной книги, выставка-экспозиция и т.д.

5.

После того как вы определились со структурой выставки, переходим к выбору заголовка выставки, определению названий разделов, подбору цитат, иллюстраций, предметов. Название обязательно должно привлекать внимание, быть броским, и информационно емким, точно передавать суть. Оно должно быть достаточно коротким, не более 4-5 слов, часто в качестве названия используют афоризмы, крылатые фразы, пословицы, строчки из стихов, песен. Название разделов должно поэтапно раскрывать тему выставки и дополнять заголовок. Для оформления выставки можно использовать самые разнообразные предметы и аксессуары: портреты, иллюстрации, плакаты, репродукции картин, фотографии, декоративные элементы, природный материал, рисунки, поделки, отзывы на книги, мини сочинения, эссе, различные вещи, предметы, помогающие воссоздать образ эпохи или человека. Опять же, выбор аксессуаров зависит от формы и вида выставки. Также, с приходом в нашу жизнь Интернета, при оформлении выставок часто используют информацию, взятую с каких-либо сайтов. Такая информация должна быть проверена (исключение «жареных фактов»), тщательно скомпонована («прыжки» с одного на другое) и обязательно сопровождаться ссылкой на сайт, с которого скопирована информация.

42 стр., 20872 слов

Библиотека и религия: современные направления в разработке вопросов ...

... формируя фонды религиозной литературы и раскрывая их пользователям, воспитывают в людях нравственность, гуманность, понимание веры и религиозную веротерпимость. Этот процесс требует постоянного информационного обеспечения. Поэтому тема данной дипломной работы является ...

6.

Хорошо продуманная и разработанная выставка часто не пользуется спросом у читателей, если она плохо оформлена. Первое требование – это композиционная целостность, которая достигается с помощью различных средств. Например, выделяют один или несколько визуальных центров, вокруг которых разворачивается основное действие. В других случаях используют «крупный план» и «глубинную экспозицию», которые создают эффект объемности. Композиция выставки может строиться на симметрии или, наоборот, асимметрии, на контрасте цвета, но при этом нельзя забывать о соразмерности представленных на ней книг, иллюстраций. Все они должны производить впечатление единого ансамбля. Его создают не перегружая предметами и расставляя эмоциональные акценты, например, с помощью подсветки, вазы, цветка. Чтобы правильно распределить, где что будет размещено на выставке, составляется её макет. В схематической форме на бумаге вы должны представить где у вас будет размещён заголовок, на каких полках разделы, цитаты и другая информация. На каких полках будет представлена книжная продукция, а на каких периодические издания и т.д. Макет поможет сэкономить время, когда вы будете оформлять выставку и размещать на ней документы.

Использование меморий., Использование раздаточной продукции., Приёмы визуального выделения объектов

Статьи из изданий или периодической печати представляются двумя путями: поставить книгу в закрытом виде или развернуть книгу на том месте, где начинается нужная статья и к ней прикрепить карточку. На карточке указать библиографическое описание статьи. Статьи из газеты неудобно располагать на выставке, газета мнётся или не виден заголовок. Лучше сделать копию, к которой прикрепить карточку с библиографическим описанием. Выставка не должна выглядеть пустой, но она не должна быть и перегруженной. Это может привести к обратному эффекту, а потому «лучше меньше, да лучше».

Большое значение для читателя имеют ссылки, данные на выставках к разделам фонда или систематического каталога. Содержание ссылки может быть таким: «Литературу по тематике, предложенной на выставке, Вы можете найти также на стеллажах №№ ________ в разделах…(указываются разделы).

3 стр., 1109 слов

Любая книга должна заставить читателя задуматься, а фантастика – тем более!

... почему? Скорее всего – научная фантастика. Любая книга должна заставить читателя задуматься, а фантастика – тем более ! Что нужно, чтобы стать писателем вообще и писателем-фантастом в частности? Прежде всего, нужно много ... на новую литературу будет оставаться всё меньше времени. Есть мнение, что чем больше книг прочтёшь в детстве и юности, тем меньше грамматических ошибок будешь делать потом, даже ...

Обращайтесь также к разделам систематического каталога (также указывают разделы).

7.

Нужно заранее продумать, где поместить экспозицию: в стеклянных витринах (которых у нас нет, но мы надеемся, что будут), на книжных стеллажах или столах. Иногда соединяют все три варианта, а также используют поверхности окон, стен или дверей. Витрина создает ощущение объема, глубины, которая воспринимается как упорядоченный и замкнутый мир. На выставках, размещённых на стеллажах и столах, трудно разместить иллюстрации и предметы, поскольку стандартные стеллажи не глубоки. Но зато представленные на стеллаже, внутри полки, книги оказываются заключены в своеобразную рамку, которая фокусирует внимание. Нередко соединяют стеллажи со столами, благодаря чему снимается монотонный характер показа. При недостатке свободного места (но не при его экономии! Выставка в первую очередь должна привлекать внимание, а потом экономить место) оформляются выставки-плакаты, которые размещаются на стенах фойе или коридоров, выставки-стенды на которых размещают фото-материалы или творческие работы (рисунки) – это очень удобный вид экспозиции. Выставка «Книжный дождь» на нашем старшем абонементе, где книги как бы спускаются с потолка. Эта выставка хороша тем, что она очень часто обновляется, так как книги находятся перед глазами читателей и привлекают внимание.

8.

Следует уделить внимание рекламе выставки — от этого во многом зависят её успех и эффективность. В основе рекламно-информационной поддержки выставки лежит создание рекламных сообщений и публикаций. Рекламное сообщение может быть внутренним (для читателей библиотеки) или внешним, ориентированным на потенциальных пользователей. Различные средства рекламы: объявления в местных СМИ, устная реклама, по телефону, наружная реклама (афиши, плакаты), печатная реклама (листовки, буклеты, проспекты), бегущая строка на фасаде библиотеки, красочная информация в «Уголке читателя».

9.

Прежде всего, необходимо вести учет, для этого в Дневнике работы выделяется отдельная графа, в которой ежедневно заносится число документов, выданных с выставки. Соответствующие пометки делаются библиотекарем в формуляре читателя, взявшего книгу с выставки. В кармашек каждого документа, книги с выставки, вложить цветную индикатор-закладку с названием выставки. После того как период экспонирования завершился, библиотекарь по «Дневнику» подсчитывает сколько всего изданий было выдано за период работы выставки. Сравнив количество предоставленной литературы и выданной можно вычислить коэффициент эффективности. Коэффициент эффективности равен: «число книговыдачи» делённое на число представленной литературы.

Если эффективность низкая, необходимо выяснить, почему выставка не пользовалась популярностью среди читателей. Для этого надо проанализировать все этапы выставочной работы, начиная с выбора темы и заканчивая рекламой, и определить, где были допущены ошибки. Высокую эффективность также надо изучать, чтобы выявить причины успеха выставки у читателей. В настоящее время для изучения эффективности выставочной работы широко используются методы опроса читателей – беседы, интервью, анкетирование. Они помогают выявить интересы и потребности читателей и позволяют планировать выставочную работу в соответствии с читательскими ожиданиями. Таким образом, анализируя эффективность выставочной деятельности, можно избежать ошибок в дальнейшем и сделать каждую выставку яркой, содержательной, интересной и популярной среди читателей.

Желание разместить на выставке как можно больше экспонатов — одна из наиболее распространенных ошибок. Так как избыточность информации снижает эффект визуального воздействия вплоть до полного неприятия. Хочется ещё раз сказать: не стоит забывать, что в центре внимания выставки всё же должна оставаться книга, а вся атрибутика является лишь её дополнением и сопровождением. Поэтому она должна не заслонить книгу, а наоборот, привлечь к ней внимание. Заголовок, названия разделов и атрибуты, сопровождающие выставку должны точно соответствовать её теме. (например выставка по экологии называется «Мир комнатных растений»).

Выставка не будет работать если она плохо освещена или находится в труднодоступном месте. Бывает, что заглавие не «бросается в глаза» читателю при первом взгляде или нет так называемых сигнальных предметов, привлекающих внимание.

Самые распространённые ошибки при оформлении книжных выставок:

  • переизбыток информации (слишком много источников на полках);

  • бессистемная подача информации (не проверенная информация – в разных источниках одна и та же информация преподносится по-разному);

  • потрёпанные книги соседствую с новыми (исключение, когда представлены разные издания одной и той же книги);

  • слишком много аксессуаров, в том числе не соответствующие теме выставки;

  • нечитаемый заголовок, названия разделов и другая информация (на светлом фоне светлый текст, размытые, «скачущие» буквы);

  • искажённые иллюстрации и портреты (искажение цвета, вытянутые);

  • подписи «от руки», неаккуратное крепление (скотч, степлер…);

  • орфографические ошибки в текстах и «кривое» расположение текста на подзаголовках, цитатах;

  • не доступны книги детям (высоко, не дотянуться);

  • книги «портятся» на выставке (перегнутые, рядом вода);

  • выставка угрожает жизни и здоровью (могут упасть книги, не закреплены стеллажи, стенды);

  • выставка сделана небрежно, «на отвяжись».

В библиотечной практике активно используются традиционные

  • выставки новых поступлений;

  • выставки по актуальным темам и проблемам;

  • персональные выставки;

  • жанровые выставки;

  • выставки к знаменательным и памятным датам.

Как правильно оформить

Главная цель такой выставки – привлечь внимание читателей к конкретной теме, проблеме, побудить к чтению книг и других документов по этой теме путем представления и рекомендации лучших из них. Задача библиотекаря – выбрать актуальную, интересную читателям тему. Это могут быть:

1.3. Методика организации книжных выставок.

Основными требованиями, предъявляемыми к выставочной деятельности, являются комфортность, наглядность, доступность, оперативность. Комфортность предполагает удобное расположение книг на выставке, дополнительное освещение (при необходимости), место отдыха для читателя, удобство получения книги с выставки, возможность ознакомления с книгами в спокойной атмосфере, т. е., выставка должна функционировать в гармоничной библиотечной среде. Наглядность необходимо отметить как наиболее действенный способ реализации выставки. Различают три вида наглядности: — документ, представленный в фонде библиотеки в режиме открытого доступа; — образ документа как элемент библиотечной выставки, плаката, рекомендательного списка литературы (копия); — библиографическое описание документа в каталогах, картотеках, списках и пр.

Конечная цель принципа наглядности – показать пользователю наличие документа в фонде и убедить в его доступности. Доступность заключается в предоставлении читателям возможности изучения содержания демонстрируемых документов.

Кроме того, проявлением доступности можно считать иные по сравнению с открытым доступом способы группировки литературы на тематических, проблемного характера выставках. Доступность библиотечных выставок считается выражением уважения, доверия к читателям.

Оперативность библиотечных выставок понимается двояко. Во-первых, как оперативность отражения нового документа, актуальной темы, проблемы. Во-вторых, возможность ознакомления одновременно и с книгой, и ее библиографическими данными. Комплексное выполнение этих требований обеспечивает создание уникальной библиотечной среды.

Классификация библиотечных выставок.

Библиотечные выставки можно классифицировать по ряду признаков, а именно:

по статусу – самостоятельные или сопровождающие массовое мероприятие;

по содержанию – универсальные, отраслевые, тематические, персональные;

по целевому назначению — в помощь учебе, для повышения общеобразовательного и общекультурного уровня;

по времени публикации и поступления в библиотеку предоставленных на них материалов – новых поступлений, за разные годы, «забытых изданий»;

по месту экспонирования – организуемые в библиотеке или за ее пределами;

по срокам функционирования – постоянные, длительные, кратковременные;

по полноте раскрытия фонда – просмотровые, локальные, полочные;

по видам изданий – книжные, других видов изданий (журнальные или газетные и др.), нескольких видов изданий одновременно (комплексные), новых носителей информации (CD-ROM, пластинки, микрофильмы, видеокассеты и др.);

по конструкционным особенностям – витринные, внутристеллажные, внутриполочные, выставки — «развалы» на столах, передвижные, «кольцевые» и др.

Кроме того, классификационные признаки библиотечных выставок можно объединить следующим образом:

хронологический (новых поступлений, ретро);

содержательный (универсальные, отраслевые);

количественный;

адресный (стационарные, выездные, передвижные);

временной (регулярные, разовые);

жанровый (смешанные, жанровые, серийные, кино-фото, фотодокументальные);

организационный (самостоятельные, являющиеся составной частью комплексных мероприятий);

конструкционный (ординарные, планшеты, развалы, витрины);

функциональный. Тематическое разнообразие выставок может быть представлено в виде следующего комплекса:

по актуальным проблемам современности, представляющим интерес для большинства читателей;

по темам, ориентированным на целевую читательскую группу;

в целях популяризации отдельных изданий, видов или жанров литературы. По видам выставки могут подразделяться:

просмотры: полнота экспонируемой литературы, сложная структура экспозиции, особая замкнутая среда.

По содержанию могут быть универсальными, отраслевыми и тематическими. Могут проводиться как самостоятельные мероприятия или в комплексе с библиографическими обзорами, лекциями, консультациями.

локальные выставки организуются структурными подразделениями библиотеки как информационные выставки новинок или рекомендательные ретроспективные выставки;

полочные – пропаганда отдельных документов в условиях открытого доступа.

Работа над любой выставкой складывается из определѐнных технологических моментов.

Методики организации конкретных библиотечных выставок – совокупность методов, приѐмов и средств выставочной работы, направленных на достижение конкретных целей, в нашем случае создание экспозиций, 9 отвечающих потребностям некоторой группы пользователей, отражающих информационные ресурсы библиотеки, могут быть разнообразными, т.е. какие-то технологические моменты включать (этапы), какие-то – нет.

Заключение

В заключении исследования проблемы организации книжной выставки как формы массовой работы можно сделать ряд выводов:

1. Массовая работа библиотек представляет собой систему реализации культурно-досуговой деятельности средствами библиотечных мероприятий. Массовая работа имеет свои цели, задачи, теорию и методику. Массовая работа в библиотеках выполняет целый ряд функций: культурную и культурно-просветительскую, коммуникативную, досуговую.

Методы массовой работы реализуются в различных формах — устной, наглядной и комплексной. Среди форм массовых библиотечных мероприятий выделяются: выставки, обзоры, читательские конференции, клубы по интересам, литературные гостиные, бенефис читателя, премьера книги, вечер вопрос и ответов, устный журнал и т.д. Одной из ведущих форм массовой работы с читателями является книжная выставка.

2. В научной литературе достаточно широко представлены классификации книжных выставок. Основными признаками классификации книжных выставок являются: хронологический (новых поступлений, ретро); содержательный (универсальные, отраслевые); количественный; адресный (стационарные, выездные, передвижные, кольцевые); временной (регулярные, разовые); жанровый (смешанные, жанровые, серийные, кино-фото, фотодокументальные); организационный (самостоятельные, являющиеся составной частью комплексных мероприятий); конструкционный (ординарные, планшеты, развалы, витрины); функциональный.

3. Книжная выставка реализует несколько функций: информационную, коммуникационную, познавательную, адаптационную, функцию обеспечения психологического комфорта, а также создания привлекательного имиджа «интеллигентной» библиотеки.

4. Обеспечивая пользователям доступ к информации книжная выставка синтезирует определенное визуально-текстовое пространство. Это пространство выставки не является простым сложением двух компонентов, но преображением их. Это преображение осуществляется через восприятие читателя-реципиента. Восприятие каждой выставки пользователем направляется конкретной задачей, в зависимости от ее требований может существенно меняться и содержание воспринятого. На основе понимания специфики каждого пользователя необходимо строить диалог «библиотекарь-читатель» посредством библиотечных выставок.

Библиотечная выставка — это не просто собрание книг, оказавшихся вместе по ряду случайных обстоятельств, а осмысленное творение, призванное возбуждать в читателе целенаправленную интеллектуальную деятельность. Выставки, особенно тематические, служат для того, чтобы помочь читателю в изучении вопроса. В отличие от пособий и учебников, выставки представляют информацию в комплексе и таким образом достигается кумулятивный эффект. При этом познавательная активность пользователя влияет не только на усвоение какой-то информации, но и на становление личности, на отношение к окружающей действительности, т. е. способствует социализации индивида в условиях библиотеки.

Организация любой книжной выставки преследует цель раскрыть приоритетные документные ресурсы в соответствии с приоритетными потребностями. Книжная выставка является многоэтапным процессом, где необходимыми этапами являются: выбор темы, определение читательского и целевого назначения, знакомство с темой, определение структуры выставки, подготовка материалов к экспонированию, разработка концепции оформления, дизайна выставки, процесс экспонирования выставки, учет эффективности.

Таким образом, основными требованиями к библиотекарю, занимающемуся выставочной деятельностью, являются: знания и умения в области некоммерческого маркетинга, знание современных форм и методов организации библиотечных выставок, психолого-педагогические умения и навыки, навыки проектирования и моделирования.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/novyie-podhodyi-k-organizatsii-knijnyih-vyistavok/

1. Аберкомби Н. Социологический словарь : пер. с англ. / Н. Аберкомби, С. Хилл, Б. С. Тернер. – М. : Экономика, 2000. – 428 с.

2. Афанасьев М. Д. За книгой : Место чтения в жизни советского рабочего / М. Д. Афанасьев ; Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина. – М. : Книга, 1987. – 126 с.

3. Беляков Л. В. Массовая работа библиотеки : учеб. пособие для студентов-заочников, массовых и науч. б-к, ин-тов культуры / Л. В. Беляков. – М. : МГИК, 1973. – 160 с.

4. Библиотечное обслуживание : теория и методика / под ред. А. Я. Айзенберга. – М. : [б. и.], 1996. – 200 с.

5. Богданова С. М. Активные формы и методы пропаганды книги в работе читальных залов / С. М. Богданова // Библиотеки учебных заведений. – 2005. – № 13. – С.40-44.

6. Борисова О. О. Технология стендовой рекламы в библиотеке / О. О. Борисова // Мир библиографии. – 2003. – № 5. – С. 30-35.

: // http: // www. nlr. ru: 8101/ser/inv/exib_list_02. htm.

8. Голдина И. И. Нетрадиционная выставка – это современно! / И. И. Голдина // Библиотека. – 2003. – № 1. – С. 23-24.

9. Дворкина М. Я. Библиотечное обслуживание как система : учеб. пособие. – М. : МГИК, 1992. – 136 с.

10. Дворкина М. Я. Библиотечное обслуживание : новая реальность : лекции / М. Я. Дворкина. – М. : ИПО «Профиздат», 2000. – 48 с.

11. Дворкина М. Я. Информационное обслуживание : социокультурный подход / М. Я. Дворкина. – М. :Профиздат, 2001. – 112 с.

12. Жарков А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности : учеб.-метод. пособие / А. Д. Жарков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ИПО «Профиздат», 2002. – 288 с.

13. Жданов И. В. Имидж – ничто? / И. В. Жданов // Мир библиографии. – 2004. – № 4. – С. 23-26.

14. Збаровская Н. В. Выставочная деятельность публичных библиотек / Н. В. Збаровская. – СПб. : Профессия, 2004. – 224 с.

15. Збаровская Н

16. Зыков О. Выставочная работа публичных библиотек : опыт практ. пособия / О. Зыков. – Л. : [б. и.], 1990. – 55 с.

17. Ким Т. X. Традиции и обновление массовой работы / Ким Т. X. // Мир библиотек сегодня : науч.-информ. сб. – 1997. – № 1. – С. 29-41.

18. Кравченко А. И. Общая социология : учеб. пособие для вузов / А. И. Кравченко. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 479 с.

19.

Б. Кузнецова. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Библиотека в школе». Вып. 4(10))

20. Ловкова Т. Б. Культурно-досуговая деятельность публичных библиотек : терминологический аспект / Т. Б. Ловкова // Библиотековедение. – 2004. – № 4. – С. 32-35.

21. Массовая работа с читателями в ЦБС : метод. рекомендации ; сост. С.Г. Матлина. — М. : Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина, 1988. – 72 с.

Матлина С.

231. Мешкова Н. Виртуальная реальность книжной выставки / Н. Мешкова // БЭМС : газета молодых библиотекарей г. Омска. – 2003. – № 6. – С. 4.

24.

25. Немов Р. С. Психология : учебник для вузов. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии / Р. С. Немов. – М. : Просвещение; ВЛАДОС, 1995. – 576 с.

26. Олзоева Г. К. Массовая работа библиотек : учебно-методическое пособие / Г. К. Олзоева. – М. : ЛИБЕРИЯ-БИБИНФО, 2006. – 120 с.

27. Олзоева Г. К. О культуре чтения и массовой культуре : (к постановке проблемы) / Г. К. Олзоева // Библиотековедение. – 2000. – № 4. – С. 67–68.

28.

29. Словарь библиотекаря. – М. : Книга, 1983. – 303 с.

30. Справочник библиотекаря. – СПб. : Профессия, 2000. – 426 с.

Силеманова Е.

32. Терешин В. И. Библиотека – педагогическая система / В. И. Терешин // Библиотековедение. – 1998. – № 5. – С. 49-54.

33. Терминологический словарь по библиотечному делу и смежным отраслям знания / сост. : 3. Г. Высоцкая, В. А. Врубель, А. Б. Маслов, П. К. Розеншильд. – М. : РАН, Библиотека по естественным наукам, 1995. – 268 с.

34. Учебный социологический словарь / под ред. С.А. Кравченко. – 3-е изд., доп. и перераб. – М. : Экзамен, 1999. – 349 с.

Чиркова Я.