Фестивали и праздники народного творчества. Особенности организации и проведения

Дипломная работа

Актуальность работы. Проведение больших и малых фестивалей и праздников народного творчества, в последние десять лет, стало залогом формирования традиций современной художественной жизни, что послужило основанием для создания новых методов проведения фестивалей, их финансирования, механизмов взаимодействия с органами управления культурой, образования, потенциальными спонсорами и средствами массовой информации. Широкий спектр проводимых фестивалей и праздников народного творчества свидетельствует о востребованности и перспективности их развития. В связи с этим прослеживается актуальность выбранной темы. Одним из актуальных направлений по сохранению и развитию традиционной национальной культуры и народного творчества является поддержка традиционных праздников, фестивалей, ярмарок и других форм культурной деятельности. Главной проблемой ресурсного характера для большинства культурно-досуговых учреждений является оснащение техническим оборудованием и обеспеченность помещениями. Материально-техническая база большинства учреждений была сформирована в 1970-80-е годы. Также остро стоит вопрос кадрового обеспечения культурно-досуговых учреждений. Эффективному развитию отрасли препятствует неадаптированность кадров к современным условиям, незнание ими основ менеджмента, маркетинга, компьютерных технологий, социокультурного проектирования. На данном этапе социально-экономического развития нашей страны, проведение фестивалей и праздников народного творчества имеет огромное значение, поскольку нет более важной задачи, чем забота о людях, их духовном развитии и создании максимально благоприятных условий самореализации.

Организаторы фестивалей народного творчества всегда находятся в поиске новых и интересных идей. Постоянно изменяющиеся социально-экономические условия функционирования социально-культурных учреждений, периодически возникающий кризис бюджетного финансирования отрасли культуры являются факторами, существенно сдерживающими развитие фестивалей. Многое в этой области зависит от энтузиазма и авторитета их организаторов, хотя хочется верить, что по мере стабилизации экономики нашей страны фестивальная деятельность прочно займет достойное место в приоритетах общегосударственной и региональной культурной политики.

Многообразное культурное пространство Беларуси вызывает у европейцев большой интерес. Народное творчество как часть нашей общей культуры является уникальным и самобытным. Традиции народного искусства — песни, танцы, декоративно-прикладное творчество, передаются из поколения в поколение. В наши дни интерес к любительскому художественному творчеству становиться сильнее, увеличивается количество любительских коллективов и объединений. Растет количество и расширяется география фестивалей, конкурсов художественного творчества по различным видам искусства. Один из самых эффективных способов показать свои достижения — выступить на фестивале, принять участие в смотре или конкурсе.

14 стр., 6963 слов

Роль учреждений дополнительного образования в приобщении детей ...

... к народному творчеству. В приложении представлены варианты направлений развития детей в образовательном процессе учреждения дополнительного образования детей и организация культурно-досуговой деятельности учреждения ... и других образовательных учреждений, а также об учреждениях социально-педагогической работы с детьми и семьей. Сегодня дополнительное образование детей по праву рассматривается ...

Анализ фестивалей и праздников народного творчества как организационно-художественной формы функционирования народного творчества является чрезвычайно сложной задачей.

В течение последних десяти лет сформировались устойчивые художественно-организационные формы проведения фестивалей народного творчества, многообразие источников финансирования, накоплен опыт эффективной репертуарной и маркетинговой политики, определены важнейшие механизмы взаимодействия с органами государственного и местного управления, учреждениями образования и культуры, общественными организациями, корпоративными спонсорами, средствами массовой информации.

Изучение апробированных крупнейшими белорусскими, российскими и зарубежными фестивалями методов формирования репертуарного предложения, опыта использования комплексной системы мероприятий маркетинга и фандрейзинга позволит внедрять лучшие достижения этой области в организацию фестивальной деятельности. Фестиваль народного творчества как организационно-художественная форма получил распространение в области зрелищных искусств — театра, музыки, цирка, кинематографа и даже телевидения. Однако в данной работе мы ограничимся рассмотрением фестивальной деятельности применительно к сфере творчества в сфере народного творчества.

Проблема дипломного исследования заключается в противоречии между социальным, эстетическим и творческим потенциалом фестивалей и праздников народного творчества и недостаточным их использованием в социокультурной практике.

Цель дипломного исследования — выявление особенностей организации и проведения фестивалей и праздников народного творчества.

Объект дипломного исследования: фестиваль и праздник народного творчества как зрелищная форма современной культуры.

Предмет дипломного исследования: особенности технологии в организации фестивалей и праздников народного творчества.

Цель дипломного исследования обусловила необходимость постановки и решения следующих задач:

1. Охарактеризовать разнообразные типологии фестивалей, формы проведения фестивалей и праздников народного творчества.

2. Определить место народных традиций и фольклора в театрализованном празднично-обрядовом действии и разграничить категории «народная традиция» и «фольклор» в праздничной культуре.

3. Уточнить средства художественной выразительности в народном празднике и театрализованном обрядовом представлении.

4. Выделить тенденции в организации фестиваля и праздника народного творчества.

5. Провести ретроспективный анализ зарубежных фестивалей и праздников народного творчества в аспекте организации и проведения.

6. Обобщить формы и содержание фестивалей и праздников народного творчества в Республике Беларусь на основе использования историко-культурных памятников и ландшафтных особенностей местности.

36 стр., 17565 слов

Народный театр как средство воспитания школьников

... тема дипломной работы становится актуальной в теоретическом и практическом аспектах. «Народный театр как средство воспитания школьников». Объект исследования, Предмет исследования, Цель исследования, Гипотеза исследования Цель, объект, предмет исследования ... школьном возрасте. Фольклор - это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество ... воспитание, на наш ...

Методологической и методической основой дипломной работы являются исследования в области самодеятельного художественного творчества. Также общетеоретические подходы: системный, деятельностный, обобщение педагогического опыта, сочетания; как педагогического, этнокультурного, философского, так и этнографического рассмотрения феномена фольклора в его локальных формах бытования.

Теоретическую основу исследования составили работы Е.Р. Вдовиковой, Н.Е. Рябовой, Н.Г. Апухтиной, В дипломном исследовании активно использовались электронные ресурсы Интернет-сайтов фестивалей, где отражены история, тематика и программы фестивалей.

Практическая значимость работы в качестве рабочей гипотезы нами выдвинуто предположение, что фестивали и праздники народного творчества содействуют:

  • интенсивному развитию творческих способностей участников фестивалей и праздников народного творчества;
  • сохранению фольклорных традиций регионов в сфере народного танца, музыки и пения;
  • укреплению международного и межрегионального общения.

Так же анализ, он применялся при изучении места народных традиций и фольклора в театрализованном обрядовом действии, обобщение — применялось при типологии фестивалей и выявлении форм проведения фестивалей и праздников народного творчества, сравнениеи контент-анализ применялись при рассмотрении проведения фестивалей в Республике Беларусь и зарубежом.

Структура дипломного исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ФЕСТИВАЛЯ И ПРАЗДНИКА НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

1.1 Обзор литературы по теме исследования

Современная социокультурная ситуация, развивающаяся в рамках глобализации, со всей очевидностью демонстрирует не только насущную потребность в изучении семиотики фестиваля как формы праздничной культуры, но и актуальность выбранного ракурса исследования, предполагающего изучение разных уровней функционирования фестивалей в их взаимосвязи. Более того, принимая во внимание тот факт, что «всякая культурная форма включает в себя как признаки результата (культурного продукта), так и технологии его достижения» [10, с.98], исследование фестиваля с позиции синтактики, семантики и прагматики становится одним из путей осмысления социальной практики людей, их культурного взаимодействия и организационно-регулятивной деятельности, осуществляемой в рамках фестиваля.

Изучение фестиваля как формы культуры определяется научной традицией в исследованиях культуры и духовной жизни общества в таких гуманитарных областях знания, как философия культуры (С. А. Аверинцев, М.М. Бахтин, С.Н. Иконникова, М.С. Каган, A.C. Кармин, Э.С. Маркарян, Дж. П. Мердок, В.Г. Торосян, В.Н. Топоров, А.Я. Флиер и др.); социология и социальная антропология (В.Г. Виноградский, Б.С.Ерасов, Е.Р. Ярская-Смирнова), этнография (В.П. Алексеев, А.К.Байбурин, Т.А. Бернштам, H.H. Велецкая, JI.M. Ивлева), искусствоведение (А.Д. Авдеев, М.А. Некрасова, Т.С. Семенова), фольклористика (A.C. Каргин, В.Я. Пропп) и собственно культурология (В.Е. Гусев, Б.Н. Путилов).

Работа также опирается на традиции региональной науки, в частности исследования в области культурологии И.И. Горловой, В.И.Лях, фольклора и этнографии Н.И. Бондаря, С.А Жигановой, межкультурных отношений в регионе H.A. Тернавского и др.

26 стр., 12860 слов

Исследования : «Народные игры как средство воспитания творческой ...

... народной культуре. Именно поэтому очень важно помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются нашим национальным богатством. противоречия Проблемой исследования тема исследования Объектом исследования, Предметом исследования, Целью исследования, Задачи исследования: ... обществе игры изображали войну, охоту, земледельческие работы, переживания дикарей по поводу смерти своих ...

Теория и история праздничной культуры раскрыта на междисциплинарном уровне в трудах этнографов и фольклористов (Л.А. Абрамян, И.М. Снегирев и др.), психологов (М.И. Воловикова и др.), режиссеров-постановщиков (П.А. Гуд, Б.Н. Глан, И.Г. Шароев, Ю.М. Черняк и др.), а также культурологов, искусствоведов, социологов (В.Н. Гагин, Д.М.Генкин, К. Жигульский, А.И. Мазаев, Е.Э. Носенко, A.A. Чекалова, A.A. Шилкин и др.).

На протяжении последнего десятилетия праздник как неотъемлемый элемент социокультурной системы рассматривался на уровне философской рефлексии (М.А. Слюсаренко), социальных изменений (Г.Г. Карпова, Н.Л. Юдин), сквозь призму массового зрелища (И.Б. Шубина).

Помимо этого, в области философского знания праздник стал предметом изучения с позиции феномена культуры (И.В. Гутова).

В исторической науке внимание исследователей привлекла праздничная культура Южного Урала, Европы и Северо-Востока России прошлого века (М.А.Мордасова).

В культурологическом аспекте интерес представляют диссертационные исследования, посвященные российскому празднику как историко-культурному феномену (О.Л. Орлов), карнавалу как театральному феномену и форме праздничной культуры (В. Колязин, A.C. Ляшок), а также праздничной культуре современных России и Китая (Т.М. Паренчук, В.А. Ленинцева).

Исследование фестиваля искусств как синтетического художественного пространства, а также фестиваля как социокультурного феномена современного театрального процесса осуществлялось в сфере искусствознания (Е.И. Резникова, A.M. Меньшиков).

В качестве базы исследования были использованы документы Министерства культуры РБ, Центра национальных культур Республики Беларусь включающие положения, приказы, инструкции, планы, рекомендации, отчеты о проведении фестивалей, о клубной деятельности, о состоянии художественной самодеятельности и др.

Богатый эмпирический материал обнаруживает периодическая печать. Функционирование фестивального движения широко освещено в российских журналах «Дом культуры», «Клуб», «Культурно-просветительская работа», «Народное творчество», а особенно в специализированном издании «Праздник».

В теоретико-методологической литературе тема фестивалей и праздников народного творчества, к сожалению, разработана недостаточно.

Вплоть до начала 60-х годов в отечественной искусствоведческой литературе, относящейся к исследуемой области, чаще всего использовалось понятие «народное искусство», обозначавшее одновременно декоративно-прикладное искусство как опредмеченную форму народного творчества и художественных ремесел (В.М. Василенко, B.C. Воронов и др.)и фольклор как устное поэтическое народное творчество (Ю.М. Соколов, Н.П. Андреев и др.).

В то же время фольклор отождествлялся рядом авторов (В.П. Аникин, В.И. Чичеров и др.) с народным творчеством.

Понятие «фестиваль» подробно разработано как в зарубежной, так и в современной отечественной этнографии, культурологии, социологии, обществознания и других социальных и гуманитарных науках. Проблемой культурно массового праздника, так или иначе, занимались Ауэрбах Э., Бодрияр Ж., Бродель Ф., Гидденс Э., Леви-Стросс К., Мосс М., Роуз Ф., Тэрнер В., Фромм Э., Фрэзер Дж. Д., Фуко М., Хейзинга Й., Хюбнер К., Элиаде М., и др. В отечественной литературе серьезному анализу подверг идею праздника М.М. Бахтин в своей работе о творчестве Рабле. Среди отечественных исследователей необходимо назвать таких авторов, как Аверинцев С.С., Белкин А.А., Гагин В.Н., Колесникова А. В., Котылев А. Ю., Левинсон А.Г., Лихачев Д.С., Мазаев А.И., Нестерук М.М., Пропп В.Я., Рубцова А.О., Соколов Э.В., Созина Е. К., Стратанович Г.Г., Топоров В. Н., Фрейденберг О.М., Эпштейн М.Н., и др.

6 стр., 2726 слов

Сущность и особенность народных праздников и обрядов

... и эстетическим развитием общества. Они несут большую эмоциональную и воспитательную нагрузку, обеспечивая передачу традиций из поколения в поколение. Корни большинства народных праздников уходят ... окружающей его среды: растительности, животных в масштабах года и в рамках годичной повторяемости. Поэтому в календарной обрядности встречается взаимопереплетение производственной, сельскохозяйственной и ...

На наш взгляд, при всем многообразии изучения праздника в литературе, технологии организации региональных праздников, фестивалей остаются не освященными. В настоящее время в сети Интернет появилось много сайтов, посвященных организации праздников. Однако здесь, прежде всего, рассматриваются праздники в масштабах какого-либо учреждения (детский сад, школа, работа) Организация праздников в масштабах города, а тем более региона остается незатронутой.

1.2 Типология фестивалей. Формы проведения фестивалей и праздников народного творчества

Фестивали — одна из самых популярных в мире форм культурно-массовых мероприятий.

Фестиваль — (франц. Festival, от лат. Festivus праздничный) массовое празднество, показ (смотр) достижений музыкального, циркового или киноискусства.

Очень важно различать понятия «фестиваля» и «праздника».

Праздник — день торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь. В том числе, день или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого. Выходной, нерабочий день.

Основное отличие заключается в том, что праздник — это событие, которое дает повод к проведению фестиваля.

Ни в одном из энциклопедических изданий или монографических исследований в области искусств нет развернутого определения фестиваля как организационно-художественной формы. Единственное определение этого термина дает словарь русского языка С.И.Ожегова: «Фестиваль — широкая общественная, праздничная встреча, сопровождаемая смотром достижений каких-нибудь видов искусств» [47, с.86]. Безусловно, это определение несет в себе отпечаток понимания значения фестиваля, прежде всего, как общественно-политической, а не художественной акции, характерной для культурной политики советского времени.

Фестивали условно можно разделить по жанрам: театральные, музыкальные, танцевальные, фестивали кино, литературные, фестивали профессий, товаров. Они бывают более или менее массовыми. Самые демократичные фестивали — для всех, на улицах города.

Разделение фестивалей по видам достаточно условно, так как современный фестиваль, благодаря разнообразию включенных в него событий, может носить смешанный характер. В зависимости от времени и места проведения фестивали могут быть сезонными (в зависимости от времени года, события), закрытыми (когда основные мероприятия фестиваля проходят на закрытых площадках, в камерной обстановке) и проводящимися «под открытым небом», когда основная часть событий происходит на открытых площадках, на фоне ландшафтных пейзажей.

14 стр., 6717 слов

Как раньше проходили народные праздники и гулянья

... покрывало с головы, укрыла их от врагов и спасла город. Подробнее >> Источник: https://schci.ru/russkie_narodnie_prazdniki.html Как на Руси проходили народные гулянья на Красную горку? У православных в этот ... с древних времен народный праздник, к которому приурочено много верований, примет и запретов. В канун праздника в четверг и пятницу пекли обрядовое печенье и прекращали полевые работы. ...

В зависимости от масштабности проведения фестивали подразделяются на городские, региональные, областные, всероссийские, международные, а так же этнические и межкультурные.

В зависимости от идейной направленности:

  • профессиональные (фестивали по профессиональной направленности, могут быть посвящены новым технологиям, используемым в профессиональной сфере — РR технологии, рекламные приемы, и т.д.)

— исторические, ретроспективные (воссоздающие историческое событие, эпоху, легенды и обряды местности, на которых этот фестиваль проводится).

Примером могут служить фестиваль средневековья в Старой Ладоге, фестиваль саамов в п. Ловозеро, фестиваль викингов в Финляндии и т.п.

— фестивали современных технологий (демонстрация лучших достижений в области развития техники, транспорта, компьютерных технологии).

Примером является британский фестиваль машин, канадский фестиваль «Arcadia», посвященный компьютерным технологиям, международный фестиваль мультипликации в Бразилии.

В зависимости от основной аудитории: детские, юношеские, категорийные (в зависимости от категории, профессии, квалификации участников), всеобщие.

В зависимости от вида искусств, представленного на конкурсную программу для оценки: художественные фестивали (рисунок, живопись, пластичные фестивали, кинофестивали, фестивали художественной самодеятельности, литературные, спортивные, смешанные (фестивали творчества).

К данной категории фестивалей относятся и музыкальные, которые в свою очередь подразделяются на:

  • монографические (посвящены музыке одного композитора, группы);
  • тематические (посвящены определенной эпохе, жанру или стилистическому направлению);
  • фестивали творчества, исполнительского искусства (как профессионального, так и самодеятельного творчества)[34, с.112].

Художественный контекст, который является для любого фестиваля доминирующим, во времена нормативного, идеологизированного управления художественными процессами, оказывался едва ли не второстепенным и вспомогательным по отношению к политическим установкам на создание видимости реальности, интернациональности, народности и партийности советской многонациональной культуры. Современные художественные задачи фестивальной практики значительно более многообразны, чем банальное обрамление тех или иных партийно-политических задач, и приведенное определение для современной культурной жизни является совершенно недостаточным.

Попробуем более внимательно рассмотреть особенности фестиваля. Любой, даже самый продолжительный фестиваль, имеет четкие календарные сроки его проведения. Фестивальные мероприятия проводятся в единстве заранее установленного пространства страны, региона, города, концертного или театрального зала. Фестиваль как культурная акция предполагает наличие своей аудитории, на которую ориентирована его художественная концепция.

Фестиваль как явление художественной жизни отличается особой атмосферой праздника, ориентацией на показ лучших художественных коллективов и исполнителей, оригинальностью репертуарного предложения.

Временные характеристики каждого фестиваля определяют его статус в ряду других событий культурной жизни города, региона, страны, взаимодействие с региональной и местной экономикой и культурной инфраструктурой, объемы и источники финансирования, численность постоянно действующего оргкомитета, уровень административных расходов и т.п.

13 стр., 6059 слов

Праздники культуры и искусства

... были связаны с крупными, переломными моментами в жизни природы, общества и человека». 1 Понятие праздника культуры и искусств Праздники культуры и искусств стали также неотъемлемой частью мировой праздничной ... тематическая встреча, дискотека, фестиваль, конкурс и т.д. ГЛАВА III История праздников культуры и искусств История праздников культуры и искусству началась давно, еще в Древней Греции. По ...

Фестиваль может функционировать и как систематически повторяемая культурная акция и как единовременная. Практика единовременных культурных акций в последние годы используется все меньше и меньше. Это фестивальные проекты, организуемые международными культурными институтами ЮНЕСКО, Международной ассоциацией детских театров. Такие фестивальные проекты не имеют четкой периодичности проведения, их организаторы стремятся каждый последующий фестиваль провести в одной из стран — членов международных институтов[38, с.72-73].

Финансирование такого рода проектов, как правило, ориентировано на следующие источники:

  • гранты культурных комиссий международных политических институтов, таких как ЮНЕСКО, Совет стран Баренцева Евро-арктического региона;
  • гранты самих культурных организаций и средства их национальных комитетов;
  • средства национальных комитетов.

Фестивали народного творчества дают мощный всплеск всем направлениям творческой деятельности.

Фестивали народного творчества являются важнейшей формой этнической социализации. Они создают культурную среду, дающую возможность всем этносам почувствовать свою сопричастность к современным процессам. Это и возрождения национальных обычаев, традиций, ремесел.

Фестивали выступают самым доступным способом передачи народной культуры. Способствуют не только возрождению и сохранению культуры этноса, но и консолидации общества, укреплению дружбы и взаимопонимания в республике, важным средством формирования этнической толерантности.

В условиях современной социально-экономической и культурной жизни Беларуси одним из приоритетных направлений совершенствования общества является духовное возрождение национальных традиций.

Этот опыт накоплен человечеством с древних времен и нашел свое отражение в народных традициях, нравственных и моральных произведениях устного народного творчества, в нормах жизни народа, передаваемых из века в век. В традициях отражены исторические сложившиеся нормы, табу, взаимоотношения, обычаи, которые утвердились в социуме.

Традиции, семейный уклад жизни воспитывает в подрастающем человеке социально-этнические и моральные нормы поведения. Важнейшей задачей являются раскрытие и сохранение лучших человеческих качеств, подлинно народного характера, таких как: уважение старших, заботливое отношение к детям, больным, слабым, сиротам, обожествление хлеба, земли, трудолюбие, терпение, скромность, гостеприимство и другие.

У любого народа и во все времена одним из самых любимых периодов календарного года, самым любимым развлечением и ритуальным занятием был и остается «праздник». В знаменитом сборнике «Пословиц русского народа» празднику посвящено несколько десятков колоритных, емких крылатых высказываний: «У Бога всегда праздник», «Всякая душа празднику рада», «И дурак знает, что в Христов день — праздник»… (В. Даль) [19, с.43].

Каждый народ, вместе с тем знает, что праздник — не только время отдыха и веселья. Это то, что в первую очередь связано с чем-то особенным, важным. Не случайно с давних пор всякий народный праздник — не только «неработный день», но и день знаменательный, памятный, посвященный определенному событию.

35 стр., 17189 слов

Народное художественное творчество как средство аксиологического воспитания

... дипломной работы стало: разработка методики аксиологического воспитания посредством приобщения детей к народному художественногму творчеству ... основе активного освоения целостной культуры – вот единственный путь к творческим свершениям». Народное творчество, включающее ... значение фольклора – поэтического, музыкального, изобразительного – в воспитании наших детей. Сегодня народная культура понимается ...

Поэтому у каждого праздника свое время, своя идея, свое «лицо». Поэтому считается, что учредить или выдумать народный праздник невозможно. Его надо десятилетиями переживать и закреплять в соответствии с переживаниями предыдущих поколений в сознании поколений последующих. Поэтому культивирование народных праздников — дело чрезвычайно серьезное, ибо необходимо для сохранения экологии культуры, преемственности поколений, сохранения исторического дневника народного быта.

Событийность и свободное от определенной занятости пространство людей — основной, хотя и двойственный по природе, феномен народного праздника. На фестивале и празднике народного творчества, с одной стороны, можно развлечься, снять физическое и психическое напряжение, проявить себя как талант, а, с другой, осознать принадлежность к чему-то могучему, историческому, символичному и церемониальному.

Содержание фестиваля или праздника народного творчества основано на признанных или признаваемых ценностях межличностного общения (межличностных отношений), на ценностях коллективных и индивидуальных человеческих переживаний, на ценностях художественного творчества людей. В подавляющем большинстве основные народные праздники всегда приурочивались к началу и завершению сельскохозяйственных работ, в которых принимал участие весь «мир». Поэтому одни праздники посвящены незабываемым историческим вехам, другие — аграрным ожиданиям и достижениям, третьи — счастливым семейным датам и т. д., но все они — проявления безутешных коллективных переживаний и несдерживаемой творческой фантазии народа. Общенародные праздники для многих одаренных личностей — шанс творческой самореализации, самовыражения, позволяют личности испытать чувство собственной значимости, заслужить одобрение и признательность окружающих. Праздник древних афинян, например, предоставлял возможность реализации самодеятельного творчества лицам любого возраста, пола, сословия в формах нравственно-религиозной, обрядно-ритуальной, музыкально-песенной или спортивно-физической. Древним грекам праздник утверждал гражданские свободы и демократию, давал мощный толчок раскрытию духовных и физических потребностей, удовлетворению этих потребностей эстетическими средствами. Детские народные праздники — комплексная синтетическая деятельность, которая является активной деятельностью в сфере культурного наполнения свободного времени детей, иначе говоря, в сфере досуга. В традиционных типах культур детские праздники — это праздники взрослых, где детям не запрещается присутствовать и участвовать, иногда быть главными персонажами ритуального действия. Детские праздники — не пустое времяпрепровождение для детей, это составная часть их образовательной культурно-просветительской программы [42, с.63].

В традиционной народной культуре сложился определенный тип народного праздника (обрядовый) и определенный набор обязательных действий (ритуалов), создающих собой в системе своеобразную, но строгую конструкцию. Обязательными элементами такой конструкции являются:

34 стр., 16570 слов

Фольклор в детском саду

... выставками, представляющими продукты народного творчества, а также полноценные народные праздники с соответствующей атрибутикой, использованием костюмов и так далее. Музыкальный фольклор - это уникальная, ... условий музыкально-эстетического развития дошкольников через организацию занятий с элементами фольклора. 3. Описать опыт практического использования фольклора в музыкально-педагогическом процессе ...

  • «зачин» праздника (яркое театрализованное зрелище — объявление о начале торжества);
  • «разгул» и «перелом» (воспроизведение участниками многочисленной череды тех или иных праздничных обрядов, делящих каждый праздник на две половины — «до середины» и «после нее»);
  • «спад» (организованное завершение праздничного гуляния с соответствующими каждому празднику кульминационными по содержанию ритуалами).

Обрядовые традиции народных праздников сохранили свою воспитательную силу «по сей день» и поэтому там, где они еще используются, почти не изменили своей содержательной и организационной специфики в наши дни.

Любой народный праздник создавался в свое время и на века с позиции «рациональности», т. е. разумности. Иначе говоря, имел для народа (помимо эстетического) еще и непременное практическое значение. С одной стороны, народный праздник выполнял развлекательную функцию, а, с другой, «вооружал» молодых — подрастающее поколение — определенными жизненно-практическими знаниями и нравственными убеждениями, устойчивыми положительными эмоциями. Говоря о функционировании традиционных народных праздников в современной жизни, следует отметить, что на сегодня это проблема, так как мы чаще всего имеем дело ни с их настоящими (архаичными, аутентичными) образцами, а с восстановлением отдельных деталей, порою лишь отдаленно напоминающих свой исходный прототип.

С другой стороны, попытка, хоть и не без погрешностей, вернуть праздникам их исконное ритуальное время, возродить традиционные праздничные формы народной культуры — огромная услуга, оказываемая истории прогрессивным человечеством, своеобразный конечно, но по истине бесценный «подарок» поколений предыдущих поколениям последующим. Для поколений же настоящих — это социально-значимое (ликвидирующее дегуманизацию личности и общества) заполнение в сознании людей, возникшего в результате бесконечных государственных реформ и перестроек жизни, культурного вакуума, вызванного, по утверждению специалистов, именно исчезновением из жизни наших современников элементов традиционной народной обрядово — праздничной культуры. В этом смысле проблема рациональной организации народного праздника становится целью изучения специфики вопроса культурологами, педагогами, социологами и др. специалистами [16, с.26].

Фестивали народного творчества проводят по всему миру. К примеру, Международный Фестиваль-конкурс Фольклора в Каталонии (Festival Folclуrico de Cataluсa).

Он содействует сохранению и пропаганде национальных традиций, этнической культуры различных национальностей, укреплению межнациональных связей. Международный Фестиваль Фольклора в Каталонии — это культурное мероприятие, направленное на пропаганду мира, дружбы, братских отношений и солидарности народов мира, посредством народного искусства танца и музыки, посредством богатых традиций и почитаемых народных стандартов самовыражения и общения.

Общаясь на языке фантазии и творчества, представители разных народов мира встречаются и, обмениваясь самым сокровенным: творениями культурного и художественного выражения, которые были очерчены их вековыми обычаями. Это помогает им, посредством соучастия и языка творчества, прокладывать путь к новым формам общения. Потому, что нам всем известно, что язык искусства устраняет все имеющиеся преграды: культурные, общественные, экономические, и другие., оставляя уровень общения свободным. Фестиваль проводится испанским фестивальным комитетом Fiestalonia Milenio совместно с мэрией Ллорет де Мар (Испания, Коста Брава) и начинается с большого парада мира и дружбы, в стенах мэрии.

Таким образом, можно отметить, что классификация праздников и фестивалей народного творчества весьма разнообразна.

1.3 Место народных традиций и фольклора в театрализованном празднично-обрядовом действии

Особое место в театрализованном народном празднике занимают народные традиции и фольклор, которые являются богатством, выработанным поколениями и передающим в эмоционально-образной форме исторический опыт, культурное наследие страны и отдельного региона. Слово «традиция» происходит от лат. traditio («передача») и имеет, казалось бы, вполне очевидный смысл. Традиция — это элементы социального и культурного наследия, передающиеся от предков к потомкам и сохраняющиеся в этносах, в обществах, а также в социальных группах в течение длительного времени. Это определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, а также уже знакомые нам ритуалы, обряды и обычаи. Но при таком определении понятие традиции полностью идентично понятию наследия. Многие исследователи считают, что традиция — это даже не то, что передается, а сам способ передачи культурного наследия. В этом смысле традиция есть передача «в диахронном плане, от старших к младшим, от поколения к поколению, от когорты к когорте устоявшихся норм поведения, навыков, понятий, всего, что образует костяк культуры» [1, с.86]. Фольклор в «широком» смысле (вся народная традиционная (необходимо уточнить духовная и отчасти материальная культура) и «узком» (устная народная словесная художественная традиция).

Фольклор — это совокупность структур, интегрированных словом, речью, вне зависимости от того, с какими несловесными элементами они связаны. Вероятно, точнее и определеннее было бы пользоваться давним и с 1920-30-х гг. вышедшим из употребления терминологическим словосочетанием «устная словесность» или не очень определенным социологическим ограничением «устная народная словесность» такое определение приведено в энциклопедии «Культурология ХХ». Слова А.Н.Толстого очень ярко и точно отражают суть фольклора — «Фольклор — это народное творчество, очень нужное и важное для изучения народной психологии в наши дни. Фольклор включает в себя произведения, передающие основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. На этих произведениях воспитываются наши дети и сейчас. Знание фольклора может дать человеку знание о народе, и в конечном итоге о самом себе»[17, с.43].

Для более четкого осмысления методики использования народных традиций и фольклора в празднично-обрядовом действе следует обратиться к пониманию художественной специфики русского фольклорного театра как одного из видов народного искусства, изложенному ученым-фольклористом В.Е. Гусевым. Автор, в первую очередь, подчеркивает коллективность творческого процесса, опирающегося на всеобщую импровизацию как основу такого театра. При этом впервые предлагается в фольклорной драме «принцип комбинации блоков», дающий возможность воссоздания содержания каждый раз заново, варьирования сюжета и всего импровизированного действа. Возможность выбора сцен и их перестановки в структурных комбинациях конкретного сценарно-режиссерского замысла, т.е. практика монтажа эпизодов празднично-обрядового действа, имеет следствием большую композиционную подвижность и вариативность.

Именно эта идея является очень важной для соединения художественно-массовой работы с фольклором, она позволяет использовать сюжетные «блоки» не только как конкретный художественный репертуар, а как основу эпизодов, активно включающих аудиторию в массовое театрализованное действие, связанное с трудовыми, бытовыми и другими традициями [57, с.52].

Важным аспектом понимания места фольклора, народных традиций в празднично-обрядовой культуре является восприятие их в контексте многосторонней сложности идейных, нравственных, эстетических сил преобразования общества. Подчеркнем, что сегодня в празднично-обрядовом действе по-новому используются старые фольклорные принципы, такие, как традиционность и вариативность. Это позволяет найти нестандартное сценарно-режиссерское решение театрализованного действа на основе народных традиций и фольклора, заключающееся в приемах реализации праздничного настроя, поиске образности, выборе места и времени, художественном оформлении праздника.

Следует отметить, что динамика развития праздника неотделима от сочетания традиционных форм народного гулянья с новым осмыслением их содержания. При этом фольклору было отведено значительное место. Занявший большое место в празднично-обрядовом действии, фольклор характеризуется, в первую очередь, органичным соединением элементов традиционного карнавала и русской народной потешной скоморошины с сатирой. «Решенные в условно-лубочном стиле, идущем от народного площадного театра, отдельные образы и целые эпизоды, построенные в сатирически-буффонном плане, неизменно вызывали всеобщий одобрительный хохот многотысячной зрительской аудитории» [1, с.90].

Для примера, проследим эволюцию старинного народного праздника Ивана Купалы. В нем найден органичный монтаж старинного фольклорного действия с новыми традициями, что определяет пути обогащения купальского праздника современным идейным содержанием. Отметим, что этот праздник всегда символизировал расцвет природы, период ее наибольшего жизненного подъема. Не случайно советский фольклорист О.И. Лей писал: «Прославление победы жизни, уважение жизнедейственных сил — воды и солнца — были издавна содержанием этого праздника середины лета»[24, с.21].

Из преданий: купальская ночь — это время накануне Встречи Богов. С восходом Солнца происходит встреча Ярило с богиней Зарёй. Именно на восходе Солнца благословляются брачные узы, но не «жрецами» или «волхвами», а самими богами — Ярило и Зарёй. Купание (смысл которого несёт название Праздника Купалы) проводится в одежде, которую можно сушить только на теле, после чего эта одежда обретает свойство оберега. Иногда день солнечного бога заканчивался «похоронами» Ярилы и его невесты. Соломенные чучела с масками из глины выносили в поле и оставляли там или бросали в воду, так люди провожали солнце в далёкий зимний путь.

Языческий характер праздника сохранялся на протяжении веков, на что неоднократно указывали служители Церкви: «в годину ту сатана красуется; яко же сущии древнии идолослужителие бесовский праздник сей празднуют». [5 стр.21]

Следующий период, который мы бы хотели рассмотреть: принятие христианства, коренным образом, изменившее русскую культуру и быт. Свержение языческих идолов и стремление церкви объединить народы под одним богом со временем разрушили традиционный русский уклад жизни. Постепенно библейские сказания вытесняли языческую мифологию, но церковь столкнулась с неискоренимым стремлением славян преклонятся перед силами природы. Языческие традиции. укоренившиеся в народе на протяжении столетий, долго сопротивлялись христианству. Жизнь простого человека в то время напрямую зависел от благосклонности матушки природы. и академик Борис Рыбаков считает, что во времена социальных потрясений связанных с экономическими и политическими кризисами, на Руси происходил возврат к язычеству в 1060 и 1230г. После чего церковь начала активно приспосабливать знаменательные праздники язычников к библейским писаниям, что оказалось совсем несложно.

Нашлась библейская легенда и к летнему солнцестоянию, которая повествует о том, что отец Иоанна Захария, первосвященник Иерусалимского храма, жил с женой Елисаветой в Иудейских горах. Жили они хорошо, бога супруги молили об одном — о ребенке. И вот однажды, к Захарию, явился Архангел Гавриил: «Услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь его Иоанном. Он будет велик перед Господом и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей». Захария не поверил посланнику, и в наказание лишился дара речи. Заговорил священник только после того, как у него родился сын — Иоанн. Ему было предначертано стать провозвестником Спасителя, объявить о его пришествии и, тем самым, о наступлении «дня господня». Поэтому Иоанна назвали Предтеча. Он призывал людей к покаянию перед богом и покаявшиеся проходили обряд очищения в водах реки Иордан, который называли «крещение водой» или «полное погружение». Проводил крещение Иоанн, за что и получил еще одно имя — Креститель. По преданию: в водах Иордана от Иоанна приняли крещение в Иисус Христос и некоторые из его учеников. Увидев Иисуса Христа, Иоанн указал на него своим ученикам и всем присутствовавшим и сказал: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грех мира» (Евангелие от Иоанна. 1:29).

На сегодняшний день церковь относит праздник Рождества Иоанна Крестителя к категории великих праздников. Он менее значим, чем двунадесятые, но более почитаем в народе по сравнению с остальными.

Иван Купала имеет ещё одно языческое название «Иванов день», когда количество Света приумножается, количество Тьмы уменьшается. Считается, что в праздничную ночь идет соединение огня и воды с обязательным появлением животворящего пара и кипятка, и творятся чудеса.

В основе всех обрядов купальской ночи лежит почитание воды и солнца.

Дошло до нашего времени и множество примет: “На Ивана ночь звездная — много будет грибов”; “Если дождь заплачет, то через пять дней солнышко будет смеяться”; «На Иванов день цвет, на Ильин-то день хлеб»; «Сильная роса на Ивана — к урожаю огурцов»; Если на Иванов день перелезть через двенадцать огородов, любое желание сбудется.

Довольно интересные традиции на Купальскую ночь сохранились в Беларуси. Здесь этот праздник отличается особым национальным колоритом. Несмотря на то, что во многих населенных пунктах все чаще купальская ночь сводится к обычному разжиганию костра и массовой гулянке до утра, все же, кое-где еще сохранились праздники, организующиеся согласно древним традициям и обычаям.

Подводя предварительные результаты по проблеме теоретико-методологических оснований фестиваля и праздника народного творчества, можно заключить, что:

— рассматривая возможности использования народных традиций и фольклора в празднично-обрядовом действии, мы должны четко понимать, что в сценарно-режиссерском замысле они представляют для нас особый инструментарий, который может существовать и развиваться самостоятельно, вне произведений коллективного народного творчества. Такой подход позволяет нам программировать активное включение аудитории в театрализованное действо на основе оригинальной, современной сюжетно-образной трактовки народных традиций и фольклора.

  • национальные праздники несут в своей основе издавна распространенные массовые формы бытования народных традиций и фольклора.

Следует обратить внимание, что использование фольклорно-этнической образности при построении театрализованного действияпоказывает ее органичное единство с функциональной игрой. «В этом смысле дальнейший процесс их становления можно проследить в двух взаимосвязанных аспектах.

1. Трансформация существующих в регионах традиционно-народных форм празднования путем включения в театрализованное действо приемов и элементов национальной художественной культуры, что позволяет творчески переосмыслять и изменять содержание.

2. Обогащение заимствованных форм и жанров театрализованного действия специфичными для конкретного региона народными традициями художественной культуры, фольклором.

1.4 Средства художественной выразительности в народном празднике и театрализованном обрядовом представлении

Разработка литературного сценария — важная часть при создании народного праздника. При составлении режиссерского сценария большое внимание уделяется работе с художником, потому что образно-пластическое решение массового представления во многом определяет его идейно-художественную силу. В решении этой задачи участвует и художник, и звукооформитель (подготовка и запись фонографии).

К сводным репетициям основные эпизоды и номера должны быть отрепетированы. Режиссёр обязан решать и вопросы подготовки массовых групп, их приход на сцену, эвакуацию массы со сцепы. Работу режиссёра при постановке театрализованного представления можно определить как творчески-организаторскую. Массовый народный праздник имеет специфические средства эмоционального воздействия. Это, прежде всего, живое слово, создающие образы, речь ведущего, занимающая в себе важную цель, соединяющая эпизоды, поэтическое слово, имеющее сильное воздействие на зрителей, а также средства искусства, которые эмоционально настраивают участников массового праздника, усиливают воздействие происходящего на сценической площадке событий, передают чувства действующих лиц, дополняют и двигают вперёд действия. Отличительной особенностью драматургии и режиссуры массовых народных представлений является, человек, пришедший на праздник, он должен быть участником, а не зрителем, поэтому в сценарной и режиссёрской разработке важно предусмотреть пути его активизации, каналы, по которым может развиваться активная деятельность каждого участника во время праздника. При этом важным представляется внесение в действие элементов импровизационной творческой игры, психологическая потребность в которой присуща людям всех возрастов. Сущность режиссёрской деятельности заключается в процессах отбора и в разработке специфических эмоционально-выразительных средств и приёмов воздействия на зрителей:

  • создание эпизодов и их художественная организация в комплексную форму целостной программы;
  • использования режиссерских методов «театрализации», «иллюстрирования»;
  • сочетание различных видов деятельности: творческой, исследовательской, педагогической, драматургической, исполнительской в условиях подготовки праздника;
  • организационная работа с различными категориями людей (профессиональными специалистами, актёрами, ведущими, самодеятельными коллективами, участниками реальных событий и игровых массовых действ, зрителей);
  • использование в постановках разнообразных эмоционально-выразительных средств (художественных, документальных, игровых, технических);

— * использование в синтезе отдельных компонентов и структурных элементов композиции разнообразных приёмов монтажа (последовательного, контрастного, ассоциативного, параллельного, ретроспективного и др.), типов связок (сюжетных, тематических, состязательных, конфликтных, проблемных, интермедийных и др.).

[15, с.67]. Наиболее распространенные разновидности праздников и обрядов, в которых народные традиции и фольклор являются основой организации событийного материала и массового действия, показывает, что с их помощью можно активизировать аудиторию, втянуть ее в общение, предложить освященный временем стереотип отношений и поведения. Эта деятельная сторона народных традиций и фольклора, столь важная для методики их использования в сценарно-режиссерском замысле праздников и обрядов, проявляется в наиболее повторяющихся типах театрализованного действа в качестве реального канала проявления активности личности. Поиск и обоснование таких каналов активизации, программирование в замысле включения человека в массовое действие чрезвычайно актуальны, так как избавляют от указанной нами часто повторяющейся ошибки сценарно-режиссерской разработки праздников и обрядов — пассивной роли в них аудитории, ее преимущественно зрительской позиции [13, с.52].

Можно выделить следующие типы активной деятельности, характерные для театрализованного фольклорного действия, основанного на сложившихся народных традициях.

Костюмирование участников, стимулирующее их активность, выступающее своеобразной движущей силой театрализованного фольклорного действа, позволяющее участникам войти в роли традиционных народных персонажей сложившейся ритуалистики. Костюмирование как бы синтезирует две стороны театрализации, ибо не только превращает человека в исполнителя фольклорного действия, но и позволяет надеть тот или иной костюм, являющийся сам по себе произведением фольклора, причем порой весьма ценным. Костюм, история которого как отдельная отрасль знаний складывалась на протяжении многих веков, широко используется сегодня в исторических, этнографических и календарных праздниках и обрядах. Притягательная сила костюмирования на таких мероприятиях позволяет формировать группы персонажей, становящиеся центрами, вокруг которых развертывается действие, втягивающее и некостюмированных участников.

В театрализованных праздниках и обрядах постоянно используются традиционные народные аллегорические персонажи.

Использование в театрализованных праздниках и обрядах — традиционных народных аллегорических, мифологических и сказочных персонажей, создающих персонифицированную фольклорную образность, вызывает сегодня много споров, частые методические просчеты в сценарно-режиссерских замыслах, — пишет С.К. Борисов [47, с.42]. В связи с этим подчеркнем, что для замысла и воплощения народного праздника большое значение имеет точное соотнесение документального материала и выразительных средств искусства, реального и игрового действия, органичность их синтеза.

Коллективная импровизация, представляющая собой спонтанную художественную реакцию человека на отмечаемое событие, выражается в хоровом пении, массовых танцах и праздниках. Этот вид не организованной художественной самодеятельности, потребность в которой всегда живет в народе, отражается, прежде всего, в фольклорных формах. Для народного творчества традиционно характерна хоровая и танцевальная импровизация. Она буквально пронизывает все разновидности массового фольклорного действа, стимулирует создание огромного пласта песенного и хореографического народного репертуара.

Практически проведения народных праздников известны трудовое, художественно-творческое, спортивное состязание. Они проходят в форме игрового конкурса, серии показательных выступлений, театрализованной схватки, характерны для структуры любого фольклорного действия, носят соревновательный, порой шуточный характер [7, с.11].

Ритуальное действие является обязательным структурным элементом, специфической особенностью любого театрализованного празднично-обрядового действия, опирающегося на народные традиции и фольклор.

Использование ритуального действия связано как с календарными праздниками, такими как встреча весны, приход лета, проводы зимы, так и с выполнением определенных обрядовых действий трудового цикла: вспашка первой борозды, окончание уборки урожая, выгон скота на поло ни ну и пр.

Именно в этом контексте следует акцентировать внимание на закономерности использования выразительных возможностей ритуалистики в идейно-тематическом замысле традиционных народных праздников, в которые «наряду с элементами, специфичными для определенного праздника, входили и элементы общие, переходящие из одного обрядового цикла в другой» [12, с.75].

В быту — сельском и городском, старом и современном — жизнь людей развивалась и развивается циклично. Каждое значительное событие или новый цикл в жизни человека и окружающей его природе вызывает необходимость действий, которые в силу их регулярной повторяемости совершаются в привычном, освященном вековым обычаем составе и традиционной последовательности. В основе этого лежит обряд. Обряд — это совокупность установленных обычаем действий, связанных с бытовыми народными традициями или с выполнением религиозных предписаний. В основе обряда всегда лежит действие. Рациональные практические действия неотделимы от действий эстетических, одухотворяющих и преобразующих действия практические в своеобразные художественные образы.

Белорусские народные бытовые обряды весьма разнообразны. Какой и когда следует соблюдать обряд, как в сельском, так и в городском быту, определяют традиционные предписания. Они же диктуют способы и сочетания обрядовых действий, создавая их устойчивость и разнообразие (крестины не похожи на свадьбу, рождественские обряды — на купальские или масленичные и т.п.).

Обряды можно разделить на календарные, связанные с земледельческим бытом; семейные, направленные на сферу индивидуальной и семейной жизни человека; оказиальные. приуроченные к тем или иным значительным событиям; религиозные, связанные с отправлением знаменательных церковных событий и праздников.

Излишне говорить о том, что в настоящее время воспроизведение сценарной основы праздника в том виде, в каком он имел место сто и более лет назад, невозможно, поскольку сценарий в то время и не требовался. Все обрядовые действия происходили в соответствие с обычаем, сложившимся достаточно давно. Сегодня требуется написание сценария уже не праздника в его первозданном виде, но театрализованного представления, темой которого этот праздник является, ибо «невозможно войти в одну и ту же реку дважды».

Сценарий народного массового праздника сам по себе уже является понятием комплексным, синтезирующим воедино работу драматурга, режиссера, художника, композитора, организатора. Тема — это круг жизненных явлений, отобранных сценаристом и режиссером. Идея — это основной вывод, основная мысль, авторская оценка изображаемых событий. Тема обычно задана в самом начале праздника, а к идее как к общему главному выводу сценарист и режиссер должны подвести собравшихся зрителей. Тема и идея неразрывно связаны друг с другом и вместе составляют идейно-тематическую основу сценария. В драматургии массового зрелища вступают в силу свои особенности. Экспозиция, конфликт, кульминация приобретают в драматургии народного действа специфические черты, обусловленные монтажной структурой, где конфликтность существует не в результате возникающего контрдействия и противоборствующих сил, а в монтажном соединении, в сборке разнородных эпизодов, номеров и «аттракционов». Само соединение различных явлений в единую монтажную структуру конфликтно по своей сути, обладает определенной возможностью возникновения противоборствующих сил. В результате этой борьбы сплавляется единая монтажная структура, дающая в конечном итоге новое качество — драматургию, основой которой является не традиционное действие и контрдействие, приводящее к конфликту, а некая диалогичность времен. Нельзя особенно в народном празднике, имеющем в своей основе конкретную праздничную ситуацию, вызывающую личностные ассоциации у каждого, рассказывать о традициях, вообще об обряде и т.д. Действие народного праздника, представления лишено прямой последовательности и содержит в себе отступления, остановки, задержки, возвращения событий, переключение словесного материала на пластический, от пластического к музыке, от музыки — к слову и т.д. И поэтому сюжет излагается в свободной драматургической структуре, где остановки действия приобретают большое значение. Заданный драматургический ход, двигающий развитие сюжета, является основным связывающим моментом при монтаже эпизодов сценария, он как бы показывает всё действие. При этом патетика может чередоваться с комическими моментами, трагическое со светлым, радостным. Это находит выражение в специальном подборе художественного материала. В сценарии друг за другом могут идти песни, танец, отрывок из былины, фрагмент обрядового действа, они чередуются с массовыми действиями участников. В сценарии нужна экспозиция, т.е. ввод в действие короткого рассказа о событиях, предшествующих возникновению конфликта, вызывающих его. Экспозиция в сценарии обычно перерастает в завязку. Экспозиция и завязка должны быть предельно чёткими и лаконичными. Они несут большую психологическую нагрузку. Следующая часть композиций — основное действие, т.е. изображение процесса борьбы и её переплетений, цепи событий столкновений, в которых решается конфликт. Эта часть сценария должна подчинятся следующим основным требованиям: