Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию труда учителя можно правильно оценить, лишь определив уровень его творческого отношения к своей деятельности. Уровень творчества в деятельности педагога отражает степень использования им своих возможностей для достижения поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности, поэтому является важнейшей ее особенностью. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог-новатор, создает свою педагогическую систему, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата.
Творческий потенциал личности педагога формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку учитель на основе глубокого анализа возникающих ситуаций и осознания сущности проблемы путем творческого воображения и мысленного эксперимента способен найти новые, оригинальные пути и способы ее решения.
Однако творческий характер педагогической деятельности нельзя свести только к решению педагогических задач, ибо в творческой деятельности в единстве проявляются познавательный, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностный компоненты личности. Тем не менее, решение специально подобранных задач, направленных на развитие каких-либо структурных компонентов творческого мышления (анализ, требующий преодоления барьеров, установок, стереотипов, перебор вариантов, классификация и оценка и т.п.), является главным фактором и важнейшим условием развития творческого потенциала личности учителя.
Опыт творческой деятельности не вносит принципиально новых знаний и умений в содержание профессиональной подготовки учителя. Но это не означает, что научить творчеству нельзя. Можно — при обеспечении постоянной интеллектуальной активности будущих учителей и специфической творческой познавательной мотивации, которая выступает регулирующим фактором процессов решения педагогических задач.
Глава 1.Педагогическая деятельность = творчество
Творчество и творческая личность . «Легко ли быть творческой ...
... -бытовое и так далее, то есть виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что творческая личность, в наиболее широком понимании, – это ... жизнь. Ведь почти каждый день мы встречаемся на улице или дома, на работе или учебе, в музее или в интернете с различными произведениями искусства: картинами, архитектурными сооружениями, ...
Педагогическая деятельность, как и любая другая имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию педагогического труда можно правильно оценить, лишь определив уровень творческого отношения педагога к своей деятельности, который отражает степень реализации им своих возможностей при достижении поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности, поэтому и является важнейшей объективной характеристикой. Она обусловлена тем, что многообразие педагогических ситуаций, их неоднозначность требуют вариативных подходов к анализу и решению вытекающих из них задач.
Понятие «творчество» характеризуется широтой содержания и употребления в различных значениях, что отражается в различных позициях исследователей. Различают творчество в широком смысле как создание материальных и духовных ценностей вообще и творчество в узком смысле слова как создание таких материальных ценностей, какие до этого вообще не существовали. Общепризнанным стало положение о том, что творчество содержит в себе новые материальные и духовные ценности, что оно несет в себе какую-либо новизну и ценность, обладающие общественным значением — это деятельность, порождающая нечто новое, никогда раньше не бывшее.
Уже в начале 20 столетия педагогическая деятельность стала рассматриваться как творческая. П.П. Блонский связывал творчество учителя с пониманием психологии ребенка. В развитие понятия о творческой деятельности учителя большой вклад внес С.Т. Шацкий, считавший, что процесс обучения должен быть живым, деятельным, переходящим от одной формы к другой, ищущим.
Применительно к педагогической деятельности наблюдаются два подхода к решению данной проблемы. Некоторые педагоги-практики утверждают, что в своей профессиональной деятельности учитель выполняет предписанные ему ролевые функции. Деятельность его при этом жестко регламентирована, действия и поступки стереотипны, любое отклонение от заданного образца рассматривается как нарушение стандартной логики учебно-воспитательного процесса. Другая точка зрения связана с утверждением тезиса о творческой самодеятельности учителя как основном содержании его профессиональной деятельности.
Творческий потенциал педагога характеризуется рядом особенностей личности, которые называют признаками творческой личности. При этом авторы приводят разные перечни таких признаков. Одни выделяют способность личности замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок; умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу; способность отказаться от ориентации на авторитеты; умение увидеть знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте; готовность отказаться от теоретических суждений, деления на черное и белое, отойти от привычного жизненного равновесия и устойчивости ради неопределенности и поиска. Другие авторы относят к признакам творческой личности легкость ассоциирования (способность к быстрому и свободному переключению мыслей, способность вызывать в сознании образы и создавать из них новые комбинации); способность к оценочным суждениям и критичность мышления (умение выбрать одну из многих альтернатив до ее проверки, способность к переносу решений); готовность памяти (овладение достаточно большим объемом систематизированных знаний, упорядоченность и динамичность знаний) и способность к свертыванию операции, обобщению и отбрасыванию несущественного. Третьи авторы считают творческой ту личность, значимой характеристикой которой является креативность как способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс. Е.С. Громов и В.А. Моляко называют семь признаков креативности: оригинальность, эвристичность, фантазия, активность, концентрированность, четкость, чувствительность.
Диагностика творческих способностей личности
... творчества и обучения ему, в снабжении личности технологиями творческой работы. 1.3 Виды творчества Виды творчества разнообразы, как и сферы деятельности. Выделяют научное, техническое, художественное, музыкальное, литературное, педагогическое творчество ... 2.Выделить виды творчества, его уровни. 3.Охарактеризовать отдельные методы диагностики творческих способностей. Методологическую основу, ...
В.И. Андреев предлагает следующую типологию творческой личности:
Теоретик-логик — это тип творческой личности, для которого характерна способность к логическим широким обобщениям, к классификации и систематике информации. Люди этого типа четко планируют свою творческую работу, широко используют уже известные методы научных исследований. Для этого типа творческой личности характерна большая осведомленность и эрудиция.
Теоретик-интуитивист характеризуется высокоразвитой способностью к генерированию новых, оригинальных идей, люди такого типа творческих способностей — это крупные изобретатели, создатели новых научных концепций, школ и направлений. Они не боятся противопоставить свои идеи общепринятым, обладают исключительной фантазией и воображением.
Практик (экспериментатор) всегда стремится свои новые оригинальные гипотезы проверить экспериментально. Люди этого типа любят и умеют работать с аппаратурой, у них всегда большой интерес и способности к практическим делам.
Организатор как тип творческой личности обладает высоким уровнем развития способностей к организации других, коллектива для разработки и выполнения новых идей. Под руководством таких людей создаются оригинальные научные школы и творческие коллективы. Людей этого типа отличает высокая энергия, коммуникабельность, способность подчинять своей воле других и направлять их на решение больших творческих задач.
Инициатор характеризуется инициативностью, энергичностью, особенно на начальных стадиях решения новых творческих задач. Но, как правило, они быстро остывают или переключаются на решение других творческих задач.
Глава 2. Развитие творчества в педагогической деятельности
Предписания к педагогической деятельности, нормы этой деятельности — необходимое научно обоснованное руководство для учителя в его работе. Выполнение этих предписаний (если они принимаются именно как руководство, а не как догма) открывает учителю простор для подлинно творческой работы.
Область проявления педагогического творчества определяется структурой педагогической деятельности и охватывает все ее стороны: конструктивную, организаторскую, коммуникативную и гностическую. Однако для осуществления творчества в педагогической деятельности необходим ряд условий (Н.В. Кузьмина, В.А. Кан-Калик): временная спрессованность творчества, когда между задачами и способами их разрешения нет больших промежутков времени; сопряженность творчества педагога с творчеством учащихся и других педагогов: отсроченность результата и необходимость его прогнозирования; атмосфера публичного выступления; необходимость постоянного соотнесения стандартных педагогических приемов и нетипичных ситуаций.
«Моя педагогическая деятельность»
... педагога в течение своей педагогической деятельности. Я считаю, что педагог может называться педагогом с большой буквы, только если сам постоянно учится и повышает свой профессиональный уровень. Поэтому мой ... профессиональной деятельности систематически занимаюсь самообразованием, опираясь на передовой опыт и полученные навыки, передавая накопленный «клад» умений ученикам. Потребности к творчеству ...
Творчество в педагогической, как и во всякой другой деятельности, разнообразно: оно проявляется в нестандартных подходах и решении проблем, в разработке новых методов, форм, средств, приемов и их оригинальных сочетаний; в эффективном применении имеющегося опыта в новых условиях; в умении видеть варианты решения одной и той же проблемы, в формулировке разнообразных оперативных целей; в умении трансформировать методические рекомендации, теоретические положения в конкретные педагогические действия.
2.2 Педагогическое творчество
Педагогическое творчество само по себе — это процесс, начинающийся от усвоения того, что уже было накоплено (адаптация, репродукция, воспроизведение знаний и опыта), к изменению, преобразованию существующего опыта. Путь от приспособления к педагогической ситуации до ее преобразования составляет суть динамики творчества учителя.
В связи с уровневой характеристикой педагогического творчества возникает вопрос о творчестве молодых педагогов, не имеющих достаточного социального и профессионального опыта. Ответы начинающих и будущих учителей в отличие от учителей, имеющих некоторый стаж, в подавляющем большинстве однозначны: творить может только молодой учитель, не обремененный чужим опытом. Характерно, что педагогическое творчество в этом случае нередко отождествляется с путем проб и ошибок. Тем не менее, утверждение молодых учителей не лишено оснований, хотя в нем и отражается юношеский максимализм. Этот вопрос вызывает, в свою очередь, и другой: каково соотношение педагогического опыта и творчества, педагогического творчества и мастерства?
Педагогический опыт может быть массовым и передовым
Массовый педагогический опыт — это типичный опыт работы учреждения образования и отдельного педагога, который характеризует достигнутый уровень практики обучения, воспитания и реализации в ней достижений педагогической науки. Слова «передовой педагогический опыт» употребляются в широком и узком смыслах. В широком смысле под передовым опытом понимают высокое мастерство педагога. Хотя его опыт может и не содержать в себе чего-то нового, оригинального, но он является образцом для учителей, которые еще не овладели педагогическим мастерством. В этом смысле достигнутое педагогом-мастером представляет собой передовой опыт, достойный распространения.
К передовому опыту в более узком и строгом смысле относят только такую практику, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, то, что иначе называется новаторством. Такой педагогический опыт особенно ценен, потому что он открывает новые пути в образовательной практике и педагогической науке. Поэтому именно авторский опыт подлежит анализу, обобщению и распространению в первую очередь.
2.3 Развитие педагогического мастерства
Между простым педагогическим мастерством и новаторским часто трудно бывает провести границу, потому что, овладев известными принципами и методами, педагог обычно не останавливается на достигнутом. Используя все новые и новые оригинальные приемы или по-новому, эффективно сочетая старые, педагог-мастер постепенно становится настоящим новатором.
Педагогическая деятельность и взгляды С.Т. Шацкого
... избранных педагогических произведений (1958), а в 1962-1965 гг. ближайшие сотрудники Шацкого - В.Н. Шацкая, Л.Н. Скаткин, М.Н. Скаткин при содействии И.А. Каирова подготовили к изданию Педагогические сочинения С.Т. Шацкого ... и становление С.Т. Шацкого как педагога. Глава 1. Педагогическая деятельность С.Т. Шацкого .1 Педагогическая деятельность до революции С.Т. Шацкий окончил естественный факультет ...
Педагогическое новаторство является условием развития образования, поскольку оно вносит в него различного рода новации. Последние выражаются в тенденциях накопления видоизменения разнообразных инициатив и нововведений в образовательном пространстве. Их следствием могут быть как частичные трансформации в содержании образования и педагогических технологиях, так и глобальные изменения в сфере образования.
Педагогические инновации — это такие актуально значимые и системно самоорганизующиеся новообразования, возникающие на основе разнообразных инициатив и новшеств, которые становятся перфективными для эволюции образования и позитивно влияют на развитие.
Развитие инновационного процесса в образовании предполагает:
- создание творческой атмосферы в образовательных учреждениях, культивирование интереса в педагогическом, сообществе к инициативам и новшествам; творчество педагогический инновационный мастерство
- создание социокультурных и материальных (экономических) условий для принятия и действия разнообразных нововведений;
- инициирование экспериментальных образовательных учреждений и механизмов их всесторонней поддержки;
- интеграция наиболее перспективных нововведений продуктивных проектов в реально действующие образовательные системы и перевод накопленных инноваций в режим постоянно действующих экспериментальных образовательных учреждений.
Педагог всегда творит в соавторстве с учениками:
- педагог не соотносит свой творческий процесс с деятельностью учащихся, творит для себя и от себя (педагог-«премьер»);
- педагог соотносит свое творчество с деятельностью класса, управляет общим творческим процессом (педагог-«дирижер»);
- педагог учитывает нюансы деятельности отдельных учащихся (педагог-«зеркало»);
- педагог создает общую концепцию урока, учитывает особенности отдельных учеников, обеспечивает им индивидуальную поддержку.
Педагогическое мастерство — это деятельность педагога на уровне образцов и эталонов, отработанных в практике и уже описанных в методических разработках и рекомендациях. Мастерство педагога прямо не связано со стажем его работы. В отличие от мастерства педагогическое творчество — это всегда поиск и нахождение нового: либо для себя (обнаружение педагогом вариативных нестандартных способов решения педагогических задач), либо себя и для других (создание новых оригинальных подходов отдельных приемов, перестраивающих известный педагогический опыт).
Каждый педагог продолжает дело своих предшественников. Педагог-творец видит шире и значительно дальше. Каждый педагог, так или иначе, преобразует педагогическую действительность, но только педагог-творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером.
Заключение
Творчество — одно из сложных и таинственных явлений человеческой жизни. Творчество- это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.
Творчество. Этапы творческой деятельности
... с продуктами производства. Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Творчество - это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других. Творчество - процесс создания субъективных ...
Разделение педагогической деятельности на творческую и нетворческую — абсолютно условное. Нельзя утверждать, что один опыт — абсолютно творческий, а другой — абсолютно не творческий. Т.к. творчество — это новизна, то в учебном процессе она представлена, прежде всего, научными открытиями, выявлением ранее не опознанных закономерностей обучения и воспитания, исследовательской, экспериментальной разработкой высокоэффективных методик, позволяющих решать задачи, как современной школы, так и школы будущего. Но не только.
На этом же уровне находится и новаторство в практике, под которым мы подразумеваем создание принципиально новых дидактических или воспитательных целостных разработок, позволяющих существенно повысить эффективность педагогического процесса. Новаторство, как правило, связано с нестандартными подходами, нешаблонными решениями наиболее сложных и актуальных педагогических проблем.
Творчество так же может проявляться в использовании кем-то созданного опыта в новых условиях, совершенствовании, рационализации, модернизации известного в соответствии с новыми задачами, в освоении научных разработок и их развитии, в импровизации.
Объектом и итогом педагогического творчества является создание личности, ее творение. Истинный педагогический труд не может быть не творческим, т.к. нет одинаковых учеников, учителей, обстоятельств. Современное творчество — активный процесс. Раченко выделяет 4 уровня творчества: профессиональное становление, стихийное самосовершенствование, планомерная рационализация и, наконец, уровень оптимизации процесса и результатов труда.
Современного творческого учителя отличает, прежде всего, высокий уровень идейно-нравственного сознания, являющийся надежной гарантией активизации его творческих усилий. Ему характерны такие качества: объективность, активность, разносторонность, целеустремленность, интегративность, комплексность, динамизм, гибкость, мобильность, аналитичность, самокритичность и критичность.
Как показывает жизнь, успех сопутствует в работе только тем учителям, у кого и общечеловеческие качества, и профессиональные, и общая культура личности (разносторонние интересы, развитый интеллект, широкий кругозор, эрудиция) высоко развиты. Постоянное развитие общей культуры личности- категорическое требование, предъявляемое к любому учителю, и особенно творческому, т.к. она является фундаментом, на котором строится любая педагогическая деятельность.
Творческая лаборатория учителя — это условное название его деятельности по самообразованию, творческому конструированию уроков и мероприятий, поиск и использование источников, питающих творческий потенциал.
Под оптимизацией мы понимаем выбор системы мер, которая поможет учителю получать наивысшие для конкретных условий результаты деятельности при минимальных необходимых затратах времени. Где бы не осуществлялась оптимизация, при планировании урока или в его процессе, она неизбежно приводит к творчеству, т.к. выбор, реализация различных методик — это творческая деятельность.
Оптимизация очень часто используется в педагогической деятельности, что стимулирует к творчеству как учителя, так и ученика. Нет ни одного ребенка, которого природа не наделила бы скрытым творческим потенциалом. Творческий учитель должен выявить его. Такой учитель должен, прежде всего быть нацеленным на формирование творческой личности школьника, обладать педагогическим тактом, способностью к эмпатии, уметь развивать детское воображение, артистизм, уметь ставить интересные, занимательные вопросы, создавать интересные ситуации, обладать чувством юмора
Значение детского творчества для развития личности ребенка
... мир, раскрыв индивидуальные способности. Значение детского творчества для развития личности ребенка Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, ... ребенка, роль значимых других. Это, прежде всего «учитель» (воспитатель в детском саду), как организатор и руководитель педагогического процесса. Нет сомнений, что огромную роль в воспитании творческой личности ребенка играет творческий ...
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kontrolnaya/tvorcheskaya-priroda-truda-uchitelya/
Бабанский Ю.К. Педагогика. — М.: Инфо, 2002. — 356 с.
Безрукова В.С. Педагогика. — М.: 2000. — 180 с.
Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя [Текст] / В.И. Загвязинский. — М.: Питер, 2001. — 253 с.
Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. — М.: Изд-во МПСИ, 2003.
Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред.В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.