Педагогическое — «Что мне принёс новый ФГОС?»

Сочинение

«Мы столько можем, сколько знаем»

Цицерон

Я учитель начальных классов, от моих действий во многом зависит будущее школы и страны. Как и многие учителя, с сентября 2011 года приступила к реализации требований ФГОС. Мои первоклассники 2011 года будут активно трудиться в сороковые – пятидесятые годы XXI века. От них будет зависеть, как назовут XXI век – каменным, золотым, серебряным, атомным, компьютерным, адронно коллайдерным… По версии Fast Future, определены 20 наиболее востребованных профессий на 2030 год, вот несколько из них :

  • специалисты в области производства искусственных частей человеческого тела,
  • специалисты в области наномедицины и нановрачи,
  • фермеры и производители, специализирующиеся в области производства генетически модифицированных сельскохозяйственных культур и животных,
  • специалисты по управлению старением,
  • менеджеры и консультанты для пожилых людей ,

— специалисты по расширению человеческой памяти и переносу накопившейся в ней информации на другие носители для хранения, специалисты по этике новой науки, решающие этические вопросы в спорных областях исследований (клонирование) и помогающие обществу принимать решения по ним,

  • космические пилоты и т.д.

Как достойно принять вызовы времени?!

Современное общество названо японским социологом И. Араи «самообучающимся обществом». Этот термин определяет особенность начала 21 века, как общества информационного, в котором каждые два года происходит обновление информации. Чтобы не отстать, необходимо учиться на протяжении всего периода активной жизни. Следовательно, образовательным учреждениям надо не давать определённую сумму знаний, а научить школьников и педагогов стремиться к самосовершенствованию на протяжении всей жизни, находить информацию самостоятельно, т.е. научить учиться. Еще раз хочется остановиться на словах Олвина Тоффлера, «неграмотный будущего — это не тот, кто не умеет читать. Ими станут те, кто не умеет учиться». (И.Г.Пригожин «Сетевое общество» журнал «Социологические исследования. Социс. №1, С.24»).

26 стр., 12591 слов

Организация реставрационных работ с учётом требований Венецианской ...

... специалистов по историческим памятникам и озаглавлена официально «Международная хартия по консервации и реставрации памятников», известной также под названием «Венецианская хартия». Являясь значительным событием в области ... теории и практики реставрации большое влияние оказали проведенные в 1898-1917 годах греческим архитектором Н. Баланосом работы по реставрации Парфенона, Эрехтейона, Пропилей ...

Значит, современное общество «обречено» на пожизненное обучение и воспитание. Возник вопрос: соответствует ли система образования тем задачам, которые перед ней поставлены или что-то в ней нужно менять?! Если информация обновляется с такой быстротой, то и роль учителя должна измениться.

В основе Федерального стандарта (ФГОС) начального общего образования и реализации основной образовательной программы образовательного учреждения лежит системно- деятельный подход, поэтому новый ФГОС принёс изменения и в педагогическую деятельность учителя. Передо мной стоит серьёзная задача: формирование у каждого обучающегося умения учить себя в сотрудничестве. Решить эту задачу можно через формирование универсальных учебных действий. На мой взгляд, самой серьёзной основой умения учиться является формирование регулятивных учебных действий. Потому как, если обучающийся овладел способностью принимать и сохранять учебную цель и задачу, он сможет планировать её реализацию, опираясь на способ действия. При работе со способом действий у обучающихся формируются правильные рефлексивные умения. Это настоящий «витамин роста» для ученика. Рефлексивный процесс очень важен, в ходе него ученик обнаруживает свои достижения и проблемы и понимает их причины. Я рада, что ФГОС подарил учителю ежечасно радоваться тому, что ученик растёт в достижениях и совершенствуется. Только в этом случае он видит себя и верит в себя. Его уважают, ему верят, к нему прислушиваются, он нужен в коллективе, он интересен учителю, они доверяют друг другу – вся эта гамма благотворных переживаний способствует самоопределению, самореализации маленького человека в жизни. И я солидарна с Ш. Амонашвилли который сказал:»Учитель — художник, а урок — свет, который он несёт детям, чтобы судьба каждого состоялась». Постепенно перестраивают свою работу в соответствии с новыми требованиями: к результату образования; к структуре основных образовательных программ ; к условиям реализации стандарта

( материально-техническая база, информационное сопровождение и пр.).

Учитель, как никто другой, должен уметь реагировать на изменения, происходящие в обществе, быть способным к самообразованию и творчеству. Занимаясь изучением литературы пришла к выводу, что педагог должен владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные, опыты, эксперименты, практика. Необходимо использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании, одаренных учеников, учеников с ограниченными возможностями; владеть ИКТ-компетенциями. Перечень современных образовательных технологий широк — это и проектная деятельность, и игровые технологии, и ИКТ, и многие другие. Каждая технология имеет ряд существенных преимуществ. Во всем этом многообразии я выделила технологию проблемно-диалогического обучения на основе интерактивных и активных методов обучения, не отрицая при этом все другие.

Проблемный диалог является современной образовательной технологией деятельностного подхода в обучении. Она позволяет активизировать учащихся на уроке, включить и поддерживать активность мыслительных процессов на всех этапах урока, научить решать познавательную задачу, работать инициативно и творчески. Суть активизации учения школьника посредством проблемного обучения состоит в активизации его мышления путём создания проблемных ситуаций, в формировании познавательного интереса и моделирования умственных процессов. Кроме того, данная технология учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся. На основе проблемного диалога я организую не только уроки, но и классные часы, родительские собрания, занятия во внеурочной деятельности. Моя задача, как учителя, вести эту работу непрерывно, планомерно и систематически,научить ребенка самостоятельно оценивать свой труд, так как формирование адекватной самооценки – залог успешности современного ученика. И Портфолио в данном случае является универсальным средством для отслеживания личностных результатов. В нашем ОУ разработано Положение о Портфолио, определена его структура, всеми первоклассниками заведены Портфолио, которые уже сегодня пополняются. Особое внимание при внедрении ФГОС второго поколения уделяется работе с семьей. Проведена большая информационно-просветительская работа по вопросу необходимости смены модели образования.Учитель остается учителем, пока он учится. На этапе внедрения ФГОС это очень важно, поэтому на протяжении трёх лет принимала активное участие в семинарах, круглых столах, видеоконференциях, практикумах, проводимых по вопросам внедрения стандартов второго поколения, встречалась с разработчиками УМК-тов, участвовала в конкурсах проффессионального мастерства на территориальном и всероссийском уровне, изучила опыт и проблемы пилотных школ.

42 стр., 20848 слов

«Особенности взаимодействия дошкольной образовательной организации ...

... образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации). - в работе ... формирования познавательных и нравственных норм, которые входят в систему ориентировочной деятельности, лежащей в ... обучение и развитие детей. Участие в воспитательно-образовательном процессе ДОО в ... с семьёй в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования. Условия, необходимые ...

От того, как будет устроена школьная действительность, какой будет система отношений школы и общества, насколько интеллектуальным и современным мы сможем сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. Творческий подход к своей работе, стремление к освоению нового ФГОС, поможет каждому учителю дать качественное начальное образование всем своим ученикам! Что же, трудности встречаются в любой работе. И нужно их с достоинством преодолевать. Думаю, что все проблемы постепенно исчезнут, нужно время и терпение!

Учитель первой квалификационной категории

Евдокимова Н.Б.