«Информационно- коммуникативные технологии»

Эссе

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство.

В настоящее время трудно представить себе существование вне поля информации и информационных технологий. Возрастающий объем различных видов информации заставляет внедрять новые, более усовершенствованные методы и средства ее обработки, а современные условия жизни предъявляют все более высокие требования к способам ее хранения, передачи, обеспечения ее безопасности. Область информационно-коммуникационных технологий позволяет осуществлять процессы сбора, хранения, передачи и использования различной информации, способов ее обработки, доставки, получения и использования

В настоящее время широко рассматривается вопрос использования современных информационно-коммуникационных технологий в различных областях профессиональной деятельности, научной и практической работе, для самообразовательных и других целей.

Образование, будучи неотъемлемой частью жизни человека, является одновременно источником новых знаний в данной области и сферой применения этих знаний.

На сегодняшний день уже нельзя говорить просто об информационных технологиях, скорее это можно назвать современными информационными технологиями, которые охватывают все области современной жизни. Целью информационно-коммуникационных технологий является производство информации, которая будет удовлетворять информационные потребности человека. Предметом информационно-коммуникационных технологий является информация в том или ином виде, представляемая в зависимости от источника.

Основными чертами XXI века являются, с одной стороны, беспрецедентный, постоянно ускоряющийся рост объема информации, с другой – высокий уровень развития компьютерной техники, информационных и телекоммуникационных технологий, наличие мощной информационной инфраструктуры и, как следствие, их интенсивное использование гражданами, бизнесом и органами государственной власти.

7 стр., 3387 слов

Защита информации в информационных системах

... ГОСТ (защита информации) и определение защиты информации рождают современную технологию защиты информации в сетях компьютерных информационных системах и сетях передачи данных, как диплом «защита информации». 2.1.Виды информационной безопасности и умышленные угрозы. Виды информационной безопасности, а точнее виды угроз защиты информации на ...

На рубеже веков именно информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) стали общим инструментом развития и взаимодействия всех компонентов, определяющих развитие национальной экономики: производства и бизнеса, науки и образования. Именно поэтому современный этап развития общества большинство социологов называют «информационным обществом». В новых социально-экономических условиях знания, квалификация, умение работать с информацией становятся, с одной стороны, одной из основных ценностей, с другой – стратегическим ресурсом общества, сопоставимым по значению с ресурсами природными, людскими и финансовыми.

Активный член информационного общества сегодня должен уметь жить и работать с постоянным использованием ИКТ; обладать достаточной компетентностью в сфере ИКТ для эффективной работы в конкретном секторе экономики; стремиться постоянно актуализировать свои знания, уметь гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, самостоятельно принимать решения, критически мыслить, грамотно работать с информацией.

На мой взгляд тема информационно- коммуникативных технологий – актуальна.

1. Понятие информационных и коммуникационных технологий

Слово «технология» (от греч.) в самом общем понимании означает науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и преобразования их в предметы потребления. В более узком смысле технология — это комплекс научных и инженерных знаний, реализованных в приемах труда, наборах материальных, технических, энергетических, трудовых факторов производства, способах их соединения для создания продукта или услуги, отвечающих определенным требованиям. Современное понимание этого слова включает применение научных и инженерных знаний для решения практических задач. В таком случае информационными и телекоммуникационными технологиями можно считать технологии, направленные на обработку и преобразование информации.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) — это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы и алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением, и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

Информационные технологии можно классифицировать с различных точек зрения:

-в зависимости от области решаемых задач;

-в зависимости от предметной деятельности;

-в зависимости от типа обрабатываемой информации;

-в зависимости от типа пользовательского интерфейса;

-в зависимости от степени взаимодействия и др.

2.Возникновение, этапы развития ИКТ

Информационные технологии

Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, ИТ — это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами ИТ требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их внедрение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов.

12 стр., 5899 слов

Детская библиотека на современном этапе развития

... цели и задачи работы детской библиотеки в различных аспектах её деятельности. Во второй главе рассмотрены вопросы истории формирования сети детских библиотек в России, а также, современное состояние и проблемы развития детских библиотек в целом. Третья глава ...

Основные черты современных ИТ:

  • компьютерная обработка информации по заданным алгоритмам;

  • хранение больших объёмов информации на машинных носителях;

  • передача информации на значительные расстояния в ограниченное время.

Существует несколько точек зрения на развитие информационных технологий с использованием компьютеров, которые определяются различными признаками деления.

Общим для всех изложенных ниже подходов является то, что с появлением персонального компьютера начался новый этап развития информационной технологии. Основной целью становится удовлетворение персональных информационных потребностей человека как для профессиональной сферы, так и для бытовой.

Признак деления — вид задач и процессов обработки информации:

1-й этап (60 -70-е гг.) — обработка данных в вычислительных центрах в режиме коллективного пользования. Основным направлением развития информационной технологии являлась автоматизация операционных рутинных действий человека.

2-й этап (с 80-х гг.) — создание информационных технологий, направленных на решение стратегических задач.

Признак деления — проблемы, стоящие на пути информатизации общества:

1-й этап (до конца 60-х гг.) характеризуется проблемой обработки больших объемов данных в условиях ограниченных возможностей аппаратных средств.

2-й этап (до конца 70-х гг.) связывается с распространением ЭВМ серии IBM/360, Проблема этого этапа — отставание программного обеспечения от уровня развития аппаратных средств.

3-й — этап (с начала 80-х гг.) — компьютер становится инструментом непрофессионального пользователя, а информационные системы — средством поддержки принятия его решений. Проблемы — максимальное удовлетворение потребностей пользователя и создание соответствующего интерфейса работы в компьютерной среде.

4-й этап (с начала 90-х гг.) — создание современной технологии межорганизационных связей и информационных систем. Проблемы этого этапа весьма многочисленны. Наиболее существенными из них являются:

  1. выработка соглашений и установление стандартов, протоколов для компьютерной связи;

  2. организация доступа к стратегической информации;

    9 стр., 4470 слов

    Информационная технология обработки данных

    ... создаются базы данных. Создание отчетов (документов). В информационной технологии обработки данных необходимо создавать ... производимые фирмой. Обработка данных. Для создания из поступающих данных информации, отражающей ... данных, их особенности, этапы разработки информационный технология база модель данный Банк данных (БнД) -- это автоматизированная система, представляющая совокупность информационных, ...

  3. организация защиты и безопасности информации.

Признак деления — преимущество, которое приносит компьютерная технология:

1-й этап (с начала 60-х гг.) характеризуется довольно эффективной обработкой информации при выполнении рутинных операций с ориентацией на централизованное коллективное использование ресурсов вычислительных центров. Основным критерием оценки эффективности создаваемых информационных систем была разница между затраченными на разработку и сэкономленными в результате внедрения средствами. Основной проблемой на этом этапе была психологическая — плохое взаимодействие пользователей, для которых создавались информационные системы, и разработчиков из-за различия их взглядов и понимания решаемых проблем. Как следствие этой проблемы, создавались системы, которые пользователи плохо воспринимали и, несмотря на их достаточно большие возможности, не использовали в полной мере.

2-й этап (с середины 70-х гг.) связан с появлением персональных компьютеров. Изменился подход к созданию информационных систем — ориентация смещается в сторону индивидуального пользователя для поддержки принимаемых им решений. Пользователь заинтересован в проводимой разработке, налаживается контакт с разработчиком, возникает взаимопонимание обеих групп специалистов. На этом этапе используется как централизованная обработка данных, характерная для первого этапа, так и децентрализованная, базирующаяся на решении локальных задач и работе с локальными базами данных на рабочем месте пользователя.

3-й этап (с начала 90-х гг.) связан с понятием анализа стратегических преимуществ в бизнесе и основан на достижениях телекоммуникационной технологии распределенной обработки информации. Информационные системы имеют своей целью не просто увеличение эффективности обработки данных и помощь управленцу. Соответствующие информационные технологии должны помочь организации выстоять в конкурентной борьбе и получить преимущество.

Признак деления — виды инструментария технологии

1-й этап (до второй половины XIX в.)- «ручная» информационная технология, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии — представление информации в нужной форме.

2-й этап (с конца XIX в.) -«механическая» технология, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон, оснащенная более совершенными средствами доставки почта. Основная цель технологии — представление информации в нужной форме более удобными средствами.

3-й этап (40 — 60-е гг. XX в.) — «электрическая» технология, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны.

7 стр., 3338 слов

Классификация информационных технологий

... общества необходима их предварительная классификация. В данной работе будет дано не только определение информационным технологиям, но будет определена различная классификация ИТ. 1 ИНФОРМАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИИ 1.1 Понятие Информации и Технологий В современной науке ...

Изменяется цель технологии. Акцент в информационной технологии начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания.

4-й этап (с начала 70-х гг.) – «электронная» технология, основным инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы (ИПС), оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжести технологии еще более смещается на формирование содержательной стороны информации для управленческой среды различных сфер общественной жизни, особенно на организацию аналитической работы. Множество объективных и субъективных факторов не позволили решить стоящие перед новой концепцией информационной технологии поставленные задачи. Однако был приобретен опыт формирования содержательной стороны управленческой информации и подготовлена профессиональная, психологическая и социальная база для перехода на новый этап развития технологии.

5-й этап (с середины 80-х гг.) – «компьютерная» («новая») технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации АСУ, который проявляется в создании систем поддержки принятия решений определенными специалистами. Подобные системы имеют встроенные элементы анализа и интеллекта для разных уровней управления, реализуются на персональном компьютере и используют телекоммуникации. В связи с переходом на микропроцессорную базу существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового, культурного и прочего назначений. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети.

3. Информационная технология как система

Информационная технология представляет собой совокупность методов и способов получения, обработки, представления информации, направленных на изменение ее состояния, свойств, формы, содержания, и осуществляемых в интересах пользователей.

Информационные технологии могут быть рассмотрены на трёх уровнях:

1.первый уровень — теоретический, на котором происходит создание комплекса взаимосвязанных моделей информационных процессов, совместимых по своим параметрам и критериям;

2.второй уровень — исследовательский, основная задача которого заключается в разработке методов, позволяющих автоматизированно конструировать оптимальные информационные технологии;

третий уровень — прикладной, связанный со спецификой отдельных предметных областей. На этом уровне также происходит определение путей и средств реализации информационных технологий.

Информационная технология базируется на реализации таких информационных процессов, как:

-извлечение информации;

-транспортирование информации;

-обработка информации;

-хранение информации;

-представление информации;

-использование информации.

3 стр., 1159 слов

Защита информации и информационная безопасность. — автора ...

... на базе управления рисками информационной безопасности определить общие положения, технические и организационные требования, составляющие Политику информационной безопасности объекта защиты; реализовать требования Политики информационной безопасности, внедрив соответствующие программно-технические способы и средства защиты информации; ...

Под извлечением информации понимается процесс перехода от реального представления предметной области к его описанию в формальном виде (в виде данных).

При транспортировании информации происходит её передача на расстояние для ускоренного обмена и организации быстрого доступа к ней.

Хранение информации — это процесс накопления и долговременного хранения данных, а также обеспечение актуальности, целостности, безопасности и доступности данных.

Представление и использование информации — это возможность доступа к информации в удобной для пользователя форме.

3. Роль ИКТ в ключевых секторах развития общества. Стандарты в области ИКТ

Информационно-коммуникационные технологии (информационные технологии, ИТ) – это совокупность процессов, способов и методов поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации. Согласно стандарту ISO/IEC 38500:2008 существует свое определение информационных технологий, что это ресурсы, необходимые для сбора, обработки, хранения и распространения информации.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) имеют существенное отличие от других областей науки и производства. Это отличие заключается в бурном развитии средств компьютерной техники и телекоммуникационных сетей связи. К требованиям, которым должна отвечать информационная технология относятся:

  • иметь разделение всего процесса обработки информации на этапы, операции, действия;
  • состоять из полного набора элементов, необходимых для достижения поставленной цели;

— быть стандартизированной и унифицированной системой для эффективного осуществления целенаправленного управления информационными процессами. На сегодняшний день роль информационно-коммуникационных технологий расширяется за счет востребованности к информационным ресурсам общества.

Информационное общество – это общество, которое занято созданием, хранением, переработкой и реализацией информации. Самой высшей формой такой информации являются знания. Для продвижения развития общества необходимо наладить производство не материального, а информационного продукта.

Таким образом, переход к информационному обществу сопровождается сменой производства материальных товаров на оказание услуг. Такой переход, например в экономике, влечет за собой значительное снижение затрат на добычу и переработку сырья, а так же на расход энергии. В некоторых случаях один или несколько этапов вообще может быть исключен.

Роль ИКТ в промышленности заключается в выпуске современных телекоммуникационных услуг, производстве электронного оборудования, более мощной вычислительной техники и программного обеспечения. Сфера ИКТ значительно изменила процесс образования. Благодаря доступу в глобальную сеть, Интернет появилась возможность использования большого числа бесплатной информации. Число пользователей электронной почты, различных образовательных веб-сайтов, виртуальных классных комнат и библиотек возрастает в геометрической прогрессии.

Применение возможностей ИКТ в здравоохранении повысило его эффективность вследствие совершенствования совместного использования информации и более тесного контакта между врачами и пациентами. На сегодняшний день электронное здравоохранение получило широкое распространение в развитых странах. Однако и в развивающихся его внедрение набирает темпы, что имеет особенно важное значение для отдаленных, отсталых и бедных районов, где долгое время была недоступна даже базовая медицинская помощь. Благодаря развитию ИКТ, врачи получают свободный доступ к медицинским картам пациентов, имеют возможность немедленно оценивать результаты лабораторных анализов и выписывать необходимые рецепты. Пациенты с болезнями сердца могут постоянно пользоваться специальными мониторами, которые передают информацию лечащим врачам в случае ухудшения их состояния.

14 стр., 6625 слов

Технология художественной обработки древесины

... на занятиях будут использоваться учебно-методические стенды. Задачами курсовой работы Обзор теоретической и методической литературы по теме курсовой работы. Изучить технологии художественной обработки древесины. Разработать методическое пособие для изучения технологии технологий художественной обработки древесины. ... сегодняшнего дня школе необходимо от информационной ориентации перейти к личностной и ...

Широкое применение информационные технологии нашли в сфере предоставления государственных услуг бизнесу и населению. Во многих странах более 70% налогоплательщиков заполняют налоговые декларации в электронном виде. В режиме онлайн осуществляется большое число других операций – от обновления водительских прав до оплаты парковки.

Заключение

Таким образом,

Информационно-коммуникационные технологии (информационные технологии, ИТ) – это совокупность процессов, способов и методов поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации.

Информационная технология представляет собой совокупность методов и способов получения, обработки, представления информации, направленных на изменение ее состояния, свойств, формы, содержания, и осуществляемых в интересах пользователей.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) имеют существенное отличие от других областей науки и производства. Это отличие заключается в бурном развитии средств компьютерной техники и телекоммуникационных сетей связи. К требованиям, которым должна отвечать информационная технология относятся:

  • иметь разделение всего процесса обработки информации на этапы, операции, действия;
  • состоять из полного набора элементов, необходимых для достижения поставленной цели;

— быть стандартизированной и унифицированной системой для эффективного осуществления целенаправленного управления информационными процессами. На сегодняшний день роль информационно-коммуникационных технологий расширяется за счет востребованности к информационным ресурсам общества.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/esse/na-temu-informatsionnyie-tehnologii/

  1. Астахова, Е. В. Информационно-коммуникационные технологии: учебное пособие в 3-х ч. / Е. В. Астахова; Алт. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова. — Барнаул, 2010. — Ч. 1. Информационная безопасность. — 82 с.

  2. Балуев Д. Г. Новые информационные технологии и современные

международные отношения. – Н. Новгород, 2008 – 45с.

12 стр., 5798 слов

Информационная обработка текста. Употребление языковых средств ...

... с накопленным материалом и предполагаемой логикой изложения. Комментировать конкретную проблему на примере конкретного текста. Если есть слова в необычном словоупотреблении (метафоры, эпитеты), которые остановили ваше внимание, ... проблема? (Социальная, философская, экологическая, нравственная и т.п.) Актуальна ли эта проблема в наши дни? В чем ее значимость для общества? Как часто мы сталкиваемся с ...

  1. Гиляровский Р. С. Научная библиотека в эпоху электронных

коммуникаций // Науч. и техн. биб-ки. – 1998 – №3. – С. 3 — 12

  1. Джилкибаева А.К. Роль информационных и коммуникационных технологий в Республике Казахстан: текущее состояние, проблемы и пути совершенствования. АО «Институт экономических исследований», Астана, 2012.

  2. Информационно-вычислительные сети : учебное пособие / Д. А. Капустин, В. Е. Дементьев. — Ульяновск: УлГТУ, 2011. — 141 с.

  3. Левин, В.И. История информационных технологий [Электронный ресурс] / В.И. Левин. – М.: Интернет-Университет Информационных Технологий – ИНТУИТ.ру, 2007.

  4. Новиков А.А. Уязвимость и информационная безопасность телекоммуникационных технологий.-М., 2003.

  5. Рагулин, П.Г. Информационные технологии / П.Г. Рагулин. – Владивосток: ТИДОТ Дальневост. ун-та, 2004. – 208 с.

  6. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации: утв. Президентом Рос. Федерации от 07 фев. 2008 г. № Пр-212 // Российская газета. – 2008. – № 34.

  7. Уринов А.И. Современные компьютерные технологии и их классификация// Новые информационные технологии – М.: 2009.- 126 с.