«Качество образования — качество жизни» материал ( класс)

Эссе

Эссе «Качество образования – качество жизни»

Мокрушина Надежда Арслановна,

педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД ДДТ г. Можги УР

«Потребность образования лежит в каждом человеке; народ любит и ищет образования, как любит и ищет воздуха для дыхания». Это высказывание Л.Н. Толстого доказывает, что образование является неотъемлемой частью любого общества.

В разные времена к образованию предъявлялись свои требования, зависящие от социальных факторов и условий, в которых находилось общество. Достаточно вспомнить историю образования в России. В конце XIX — начале XX столетия обучаться могли только дети из богатых семей. Ситуация изменилась с приходом советской власти. Государство нуждалось в грамотных специалистах, поэтому школа стала общедоступной, общеобязательной, бесплатной и ориентированной на получение профессии. В этот период и начался расцвет отечественного образования.

В 20-30-е годы появилась потребность в технических областях знаний. Этому способствовал курс, взятый на индустриализацию страны, которая была в первую очередь направлена на оборону.

В послевоенное время ситуация в обществе изменилась в сторону ослабления противостояния. Мысли о возможных конфликтах замещались более мирным настроением. Так начали проявлять себя гуманитарные науки.

Заканчивая обзор истории развития образования, можно сделать вывод, что особую актуальность во все времена имели вопросы, связанные с развитием содержания образования и повышения его качества.

Цель сегодняшней системы образования – воспитание свободной, самоопределяющейся личности. Прежде всего, это становление человека, обретение им себя, своего образа: неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Сегодня важно научить ребенка самостоятельно обновлять и совершенствовать свое образование в соответствии с условиями быстро меняющегося мира.

Как же сформировать такую личность? Считаю, что возможности общего образования в этом ограничены. Несмотря на попытки изменить его содержание и формы, оно оказывается по-прежнему сосредоточено на достижении предметных результатов, не готово обеспечить познавательную мотивацию, предоставить возможности свободного выбора образовательной траектории и сформировать умение проектировать.

3 стр., 1227 слов

Совладание с трудными жизненными ситуациями

... выявляет использование стратегии поиска социальной поддержки). Д. Признаю свое поражение в этой ситуации и постараюсь впредь не допускать таких ошибок (выявляет использование стратегии принятия ... ему следовать (выявляет использование стратегии планового решения проблемы). 3. Постараюсь оценить ситуацию с позитивной точки зрения, найти и происходящем что-то хорошее (выявляет использование ...

На помощь приходит дополнительное образование с его широкими возможностями, где педагог самостоятельно разрабатывает общеразвивающую программу, и может скорректировать её с учетом запросов детей. Именно здесь ребенок может заниматься любимым делом, общаться, находить новых друзей, самореализоваться, раскрыть свои творческие способности. Главное же отличие дополнительного образования от школы — это формирование у подрастающего поколения практических умений и навыков, которые пригодятся в дальнейшей жизни. Ни для кого не секрет, что для многих знания и умения, полученные в кружках, становятся делом всей жизни.

Современное образование, идя в ногу со временем, предполагает привлечение новых технологий обучения. Я в своей практике предпочтение отдаю исследовательскому направлению, поскольку считаю, что эта технология позволяет выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей. Исследовательская деятельность ребёнка — это не просто один из методов обучения, это путь, который позволяет трансформировать обучение в самообучение, запускать механизм саморазвития. В этом я убедилась, когда мои обучающиеся, увлеченно занимаясь исследованием, проводили эксперименты, наблюдения, и в дальнейшем достойно представляли свои работы на городских и республиканских научно-практических конференциях. Положительным результатом работы считаю и увеличение детей, желающих заниматься исследовательской деятельностью.

Работая по данной технологии, я поменяла отношение и к своей профессиональной деятельности. Считаю, что педагог должен не только учить, но и постоянно учиться сам. Мысль о самообразовании привела меня в магистратуру Института педагогики, психологии и социальных технологий Удмуртского государственного университета. Уверена, что знания, полученные в университете, помогут мне стать профессионалом своего дела.

Подводя итог размышлений о качестве образования и качестве жизни, хочется сказать, что качественное образование – это то, которое готовит востребованных людей, способных к саморазвитию на протяжении всей жизни. Это будет возможным при выполнении следующих условий: взаимодействие общего и дополнительного образования, ориентация на интересы и потребности общества, в том числе и ребенка, использование современных образовательных технологий, а также непрерывной работы педагога над самообразованием и саморазвитием. Идея последнего заложена и в моем педагогическом кредо: «Чтобы иметь право учить, надо учиться самому».

3 стр., 1029 слов

«Современное дошкольное образование» статья

... жизни ребенка стали занимать информационные технологии и ребенок сознательно стремится применять их на практике. Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества образования и воспитания детей дошкольного ...