Особенности сценической речи

Контрольная работа

Московский Государственный Университет Культуры и Искусств

Факультет театрально-режиссерский

Кафедра режиссуры и мастерства актера

Контрольная работа

по сценической речи.

Студент: Беликова М.В.

2курс . Группа : 2010 2, Заочного отделения .

сценическая речь речевой такт

Выделение главных по мысли слов зависит прежде всего от контекста, от тех действенных задач, которые вытекают из содержания.

В русском языке существует ряд синтаксических особенностей, помогающих найти главные слова речевых звеньев. Рассмотрим некоторые из них.

1. Подлежащее и сказуемое.

В простом нераспространенном предложении на одно из них и падает логическое ударение. Обычно ударение принимает на себя слово, занимающее второе порядковое место.

Например:

  • Поля опустели; обнажились леса.

2. Правило о новом понятии:

А) если подлежащим и сказуемым является слово, означающее новое для данного текста понятие, то на нем ставится ударение. Если впервые упоминаются оба понятия, то они оба выделяются.

Б) если данное понятие уже упоминалось в тексте, то оно уже не выделяется

Например: «Вот дом, который построил Джек, а это пшеница, которая в темном чулане хранится в доме, который построил Джек».

В) сказуемые, смысл которых в тексте заключается в смысле подлежащего, не выделяются в тексте.

Например:

Сверкнула молния, прогремел гром.

3. Правило противопоставления.

Если утверждается одно понятие для отрицания другого, то оба противопоставляемых члена выделяются.

Например:

Хороша страна Болгария, а Россия лучше всех.

Если в фразе есть скрытое противопоставление, то член предложения, являющийся скрыто противопоставленным, обязательно будет под ударением.

Например:

Это были настоящие цветы (подразумевается, что они не бумажные).

4. При сочетании нескольких однородных членов в предложении все они должны быть выделены.

Например:

У человека с бородою было умное, молодое, свежее лицо.

5. Если определение выражено существительным в родительном падеже, то оно принимает на себя ударение.

Например:

Смысл фразы, сила звука.

6. В сравнении наиболее ударным будет то, с чем сравнивается, а не то, что сравнивается.

3 стр., 1027 слов

Понятие о тексте-описании. Роль имён прилагательных в тексте-описании

... Сочинение на тему: Пасха Сочинения по русскому языку → Сочинение на тему «Мой папа» Сочинения по русскому языку → Сочинение на тему «Начало весны» Сочинения по русскому языку → Сочинение на тему «Осенний дождь» Сочинения по русскому языку → Сочинение на тему: Мой друг Зачем нам прилагательные ... то неинтересный голый текст в виде ... прилагательные, которые можно употребить к картине о зиме, например. ...

Например:

Пальцы были обветрены и походили на камни.

7. Местоимение никогда не может быть ударным словом.

Например:

Я никогда этого не забуду.

В вопросительном предложении ударным является то слово, в котором выражена сущность вопроса.

Например:

Ты взял яблоко?. Если мы хотим узнать, кто взял яблоко, мы выделяем слово » ты».

Если имеются противопоставления, то и местоимение будет ударным.

Например:

Если ты не пойдешь в гости, то и меня там не будет.

Одно из ударных слов является основным ударным словом всей фразы, остальные ударные слова выделяются в меньшей степени.

Одни слова в речевом потоке выделяются наиболее сильно, другие — слабее, третьи — слабее, четвертые могут совсем не выделяться.

Получается следующее:

Чтобы узнать, какие слова являются главными в речевом такте, можно также попытаться отбросить слова, без которых можно обойтись, и оставить как бы скелет фраз. Этот прием называется » скелетирование » текста.

К.С. Станиславский рекомендовал после того, как текст разбит на речевые такты, определить в предложении главное слово и выделить его при произношении.

Ударное слово является основным центром мысли.

Для нахождения логического центра мысли недостаточно одного разделения фразы на речевые такты — смысловые ударения в каждой отдельной фразе определяются только тогда, когда найдена связь между всеми фразами, которые объединяются одной главной темой.

В зависимости от нее в каждой фразе определяются логические центры, т.е. слова, которые раскрывают эту тему.

«Ударные слова — это только придорожные вехи, по которым находит себе верный путь к уху и сердцу зрителя логическая мысль. Не зная мысли, которую ты хочешь сказать, не найдешь «главного» слова в фразе» (Н. Горчаков «Режиссерские уроки К.С. Станиславского»).

Поэтому никогда не следует начинать работу над текстом с отыскания подлежащих или сказуемых, требующих ударений согласно правилам грамматики.

Возьмем простую фразу » Дай мне яблоко». По правилам грамматики логическое ударение должно быть на сове » яблоко», однако могут быть разные обстоятельства, меняющие смысл фразы, и тогда центр будет меняться, например: » даймне яблоко», » дай мне яблоко».

4. Интонирование знаков препинания.

Знаки препинания являются теми условными обозначениями, которые помогают исполнителю раскрыть ход мыслей автора.

В современном русском языке восемь знаков препинания: точка, запятая, точка с запятой, двоеточие, многоточие, восклицательный знак, вопросительный знак, тире; к ним можно причислить еще абзац, скобки и кавычки. Все они могут употребляться для отделения одних частей текста от других, и тогда называются «отделяющими».

20 стр., 9783 слов

Синтаксис. Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. ...

... союзы или союзные слова, то предложение характеризуется как сложноподчиненное (СПП). сложные предложения союзные бессоюзные сложносочиненные сложноподчиненные При этом смысл, выражаемый разными типами сложного предложения, может быть ... с помощью творческих союзов, части остаются относительно независимыми друг от друга, между ними устанавливаются равноправные отношения. Более конкретные смысловые ...

Некоторые из этих знаков служат и для выделения, подчеркивания отдельных слов и выражений, выступая как парные знаки. Тогда они называются «выделяющими». Это могут быть две запятые, два тире, скобки, кавычки.

Знаки препинания не цель, а средство для раскрытия мысли. Каждый из знаков препинания имеет ему одному присущие качества. Однако способов их использования мастерами слова множество. В тех случаях, когда устному выражению каждого знака пытаются приписать всегда одну и ту же интонацию, речь обедняется, становится «рубленой», однообразной. Знаки препинания обладают многозначностью и в определенных условиях расширяют свое значение.

Точка.

Точкой обычно обозначается конец предложения, но понижение тона на точке может быть разным, в зависимости от того, где эта точка стоит: в конце предложения, абзаца или рассказа.

Голосовые изгибы, не подкрепленные логикой, мыслью, действенной задачей, неубедительны, неопределенны, как бы низко мы не опускали голос на точке и как бы высоко ни поднимали его на вопросе.

Длительность паузы на точке может быть различной. Так, короткие фразы, заканчивающиеся точкой, помогают созданию энергичного ритма речи.

Пример:

Бабушка повернула ко мне голову, долго молча глядела на меня с неизъяснимой нежностью и любовью.

Запятая .

Запятая ставится только внутри предложений. В простом предложении Она отделяет однородные члены предложения друг от друга, уточняющие обстоятельственные слова от общего обстоятельства места, времени и т.д., вводные слова, обращение и пр.

В случаях противопоставления или уточнения смысла первой части сложного предложения во второй и т.д. запятая в бессоюзном предложении заменяется тире или двоеточием. При относительной самостоятельности частей сложного предложения запятая заменяется точкой с запятой. Запятая очень многозначна и потому требует в разных случаях разной интонации.

Так, при перечислении, она требует последовательного повышения голоса. Это особенно важно помнить при передаче сложного синтаксического построения — периода.

Точка с запятой.

Пауза между частями более продолжительная, чем при запятой. Точка с запятой является разграничительным знаком, занимающим среднее положение между точкой и запятой; она помогает устанавливать градации между деталями описания и повествования.».

Пример:

  • Вырванная из школы болезнью матери; ждала сначала возвращения в класс.

Двоеточие.

Широкое распространение в современном литературном русском язык получили бессоюзные сложные предложения, в которых соединяемые части относятся одна к другой как поясняющая к поясняемой. Последнее следует понимать в широко смысле; здесь возможно несколько разновидностей. Характерной чертой таких предложений в устной речи является обязательная пауза между поясняемой частью и поясняющей. Кроме того, на одном из слов первой части, стоящем в конце или близко к концу! ее, делается повышение тона, указывающее на следующее далее, после паузы, продолжение сложного предложения. Прочно утвердившимся знаком препинания для обозначения паузы между частями такого сложного предложения усиленно «соперничает тире».

3 стр., 1014 слов

Назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое ...

... -утверждение (в т.ч. цитата) — требуется обосновать уже имеющееся утверждение, тема — назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные ... авторам, из-под пера которых вышел не один десяток статей. клише для сочинения ЕГЭ по русскому языку Шаблонные фразы очень крепко держатся в памяти, их неспособно ...

Пример:

Я глядела на неё с небывалым трепетом, почти со страхом, и вдруг подумала: а я? Что я сделала хорошего.

Тире.

Начатую речь прерывает либо совсем, либо на малое время для выражения жестокой страсти, либо для приготовления читателя к какому-нибудь чрезвычайному и неожиданному слову или действию впоследствии». Современные логико-грамматические функции тире близки к этому толкованию. Только со временем эмоциональная наполненность тире несколько сгладилась, «жестокая страсть» чаще стала обозначаться с помощью других знаков, а вот «приготовление» к какому-либо неожиданному слову или действию осталось. Паузы эти обычно бывают значительными, с большой психологической нагрузкой, так как они указывают на появление новых мыслей, что в устной речи выражается в ярких и выразительных интонациях.

Тире — знак с очень широкими и разнообразными функциями, он относится к знакам, стоящим обычно внутри фразы. Два тире являются знаками выделяющими: ими отмечается прямая речь, а иногда вводное слово или предложение. Тире часто служит для разделения противопоставляемых явлений.

Голос обычно при этом идет на повышение.

Пример:

Не убивал, не перечеркивал — отодвигал.

Восклицательный знак.

Восклицательный знак служит для обозначения эмоциональности речи. Вместе с тем наряду с точкой восклицательный знак служит разграничителем предложений»**.

Так же как точка, восклицательный знак обычно завершает предложение. Он может быть выражен в устной речи очень разнообразно, в зависимости от содержания и действенных задач. Взволнованный человек обычно широко пользуется всем диапазоном голоса, но даже на самых высоких нотах при восклицании слышится завершающая интонация. Голос не «повисает», как это бывает при многоточии, — он звучит определенно, конкретно, утвердительно. За исключением тех случаев, когда автор ставит рядом с восклицательным знаком знак вопроса. Но решающую роль играет контекст. Чувство — всегда результат оценки определенных событий.

В прямой речи восклицательные знаки встречаются чаще всего. Они широко используются в драматургии и указывают на взволнованность говорящего. Поводов для волнения бывает много, и способы их выражения могут быть различны.

Пример:

Мой дом был цел, но каким он стал таким маленьким!

Вопросительный знак.

Чаще всего ставится в конце фразы, заключающей в себе прямой вопрос, т.е. вопрос, рассчитанный на непосредственное получение ответа. Такие фразы могут быть как простыми, так и сложными. Вопросительный знак имеет множество оттенков, зависящих от того, что спрашивается, кем, у кого, с какой целью. Но во всех случаях слова, в которых заключен вопрос, отмечаются повышением голоса: «Вы откуда, молодой человек?» — «Я здешний, из городка».

Для верного интонирования прямого вопроса надо активно хотеть получить ответ, добиваться его. О том, как именно задает вопрос герой литературного произведения, мы обычно узнаем из ремарки автора.

Вопросительная форма не всегда заключает в себе прямой вопрос. Часто она используется как особый прием эмоциональной речи — риторический вопрос. Он тесно связан с эмоциональной оценкой явления.

4 стр., 1935 слов

Хвалебное слово о русском языке

... слово о русском языке сочинение Языков на нашей планете много. Сколько народов — столько языков. Величию культуры народа соответствует величие языка. В языке ... языка. Сейчас смотрят:, Похвальное слово наречию О, прекрасный, чистый, благородный, восхитительный русский язык! ... слов, фразеологическое богатство русского языка затрудняют восприятие русской речи иностранцами. Но когда они постигают наш язык, ...

Пример:

Что я сделала хорошего своему отцу, сестре, бабушке — вот с этими живыми глазами, с этими руками? Ничего.

Многоточие.

Перерывы в предложении обозначаются многоточием, независимо от причин, их вызывающих, и от длительности паузы.

Перерывы в диалогической речи могут вызываться тем, что собеседник перебивает говорящего, либо воздействием какой-либо внешней причины.

Перерывы, особенно вызываемые причинами внутреннего характера, могут происходить даже в середине слова.

Высказывание может представлять собой формально законченное предложение, но существенное и понятное слушателю или читателю на основании того, что уже сказано. В конце такого «недосказанного» предложения на письме ставится многоточие (которое часто называют многозначительным)».

Для многоточия характерна интонация незаконченности. Этот знак требует от исполнителя большого мастерства, умения переключать звучащую речь в мысленную и снова продолжать говорить вслух. Обычно многоточие требует и длительной паузы.

Причин, вызывающих перерыв в речи, много, и в зависимости от причины изменяется голосовое выражение многоточия. Перерыв в речи может объясняться волнением, а может и скудостью мысли.

Пример:

Вот прощается, благословляет…Это все, чем может она принять участие в войне…Это её последний труд в жизни.

5. Законы и правила логики речи.

Требование логичности речи обязывает нас соблюдать законы логики.

1. Закон тождества. Предмет мысли в пределах одного рассуждения должен оставаться неизменным. Закон тождества требует, чтобы в процессе рассуждения одно знание о предмете не подменялось другим. Этот закон направлен против такого недостатка в речи, как неопределенность, неконкретность рассуждений. Нередко эти недочеты становятся причиной такой логической ошибки, как «подмена тезиса»: начав рассуждать об одном, говорящий в процессе рассуждения незаметно для себя начинает говорить уже о чем-то другом.

2. Закон противоречия. Не могут быть одновременно истинными два высказывания, одно из которых что-либо утверждает, а другое — отрицает.

3. Закон исключенного третьего. Основной смысл его состоит в следующем: если имеются два противоречащих одно другому суждения о предмете, то одно из них истинно, а другое ложно.

4. Закон достаточного основания. Чтобы признать суждение истинным, нужно обосновать свою точку зрения, доказать истинность выдвигаемых положений, соблюдая последовательность и аргументированность высказываний. Так, определение не должно быть ни слишком узким, ни слишком широким, в нем должны указываться только существенные признаки предмета, явления, причем перечень должен быть исчерпывающим.

Так же есть и правила логики.

1. Если в предложении есть группа прилагательных с одинаковым признаком, то ударным становится только последнее слово.

(Красивая, умопомрачительная великолепная песня …)

2. Если прилагательные имеют разные признаки, то каждое произносится с ударением, кроме последнего слова, которое примыкает к существительному тоже безударному.

добрая, красивая, талантливая

6 стр., 2892 слов

Рассуждение по высказыванию ушинского каждое слово языка

... одно поколение за другим плоды глубоких сердечных движений, плоды исторических событий, верования, воззрения, следы прожитого горя и прожитой радости, — словом, весь след своей духовной жизни бережно сохраняет в народном слове. Язык есть ... работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. 1)Знакомство наше состоялось, когда Оська уже учился в школе. (2)К маме пришла е ...

3. В групповых наименованиях:

Имя + фамилия

Даты, числа

Адреса, названия учреждений

Логическое ударение принимает лишь последнее слово. (15 июля 1908

года ; Юлиана Романова )

4. Сопоставление

Если сопоставляемые слова стоят рядом друг с другом — большее ударение заполучает второе слово.

(Дельтапланеристы, как огромные ПТИЦЫ , взмывали над горой)

Если сопоставляемые слова стоят далеко друг от друга, то оба слова получают одинаково сильное логическое ударение.

ДЕЛЬТАПЛАНЕРИСТЫ

5. Логическое ударение принимает на себя слово в Р. п.

Книга брата, дом отца, шум моря, борьба идей

6. Если слова повторяются, то ударение принимает на себя второе слово

(вперёд- вперёд )

7. Не выделяются ударением вводные слова

(Он, однако, пришёл не вовремя.)

8. Не выделяются обращения, которые стоят в конце или в середине предложения

( Марина , из какого города вы звоните нам?

Из какого города вы нам звоните, Марина?)

9. Не читается запятая в сложных союзах, то есть не делается пауза перед запятой

(Я сказала это не для того, чтобы вы …)

10. Противопоставляемые друг другу слова выделяются в равной мере сильно.

зверь бы сжалился, не только человек )

11. В простых предложениях, где есть подлежащее и сказуемое, ударение падает на второе слово.

проголосовали

Проголосовали депутаты )

12. Не выделяются местоимения, но опять — таки если не идёт речь о противопоставлении.

(Я решила купить эту сумку

НО

Я решила купить эту сумку, а не она).

6. Московский говор.

Говор — это местная речь со всеми её особенностями. Наречие — группа говоров, связанных между собой рядом общих языковых, исторических и культурных явлений, неизвестных другим говорам.

Нормы:

лексические;

  • грамматические;
  • орфографические;
  • орфоэпические, выражают особенности устной речи.

Несоблюдение норм в произношении является припятствием в языковом общении.

Формирование орфоэпических норм русского литературного языка шло на основе одного из среднерусских говоров — московского. Главные черты московского произношения — это его народность и традиционность.

В Древней Руси X — XI вв. функционировали два близкородственных языка: заимствованный старославянский, народный восточнославянский. Языки взаимодействовали. Смещение двух языков положило начало единой системе литературного языка, с едиными нормами.

На формирование светских стилей литературного языка восточных славян большое влияние оказала разговорная речь киевлян и новгородцев, т.к. Киев и Новгород были крупнейшими административными и культурными центрами Древней Руси.

В XIII — XIV вв. распадается древнерусская народность и её язык.

Постепенно формируется три родственных самостоятельных языка: великорусский, малорусский, белорусский.

Победа на Куликовом поле приводит к еще большему объединению и сплочению всех великорусов вокруг Москвы. Московский говор в значительной степени воспринимается как произносительная форма.

21 стр., 10099 слов

По русскому языку «Развитие речи»

... речи, правильным произношением, содержанием связного высказывания. Среди видов работ по развитию речи: Упражнения со словом: ... словосочетания, многообразными синтаксическими конструкциями. Эти средства языка он использует для передачи своих все ... словам, схемам; — распространение и сокращение предложений, перестройка предложения. Упражнения с текстом: составление рассказов по картинке, серии ...

Усиление политического, экономического и культурного значения Москвы, формирование народности, централизация — всё это приводит к возвышению московского говора. Язык москвичей становиться обязательным даже в бытовом общении.

Появляются окончания — ой, молодой, злой. Москвичи первыми стали произносить слова с — ги, — ки, — хи. Оканье сменяется на аканье.

Эталоном правильного произношения издавна считалась московская речь. В настоящее время термин «московская речь» скорее относиться к старомосковской норме произношения. Однако и сегодня существует норма произношения русского языка. Эта норма называется «московский говор»:

  • умеренное «аканье» молоко — малакО
  • сохранение йотации в словах, которая придаёт благозвучность русскому языку.
  • звучание и как ы при слитном произношении двух слов, если одно слово оканчивается на твёрдый согласный, а другое начинается с и, и между словами не делается паузы: без имени — безымени;
  • произнесение сочетаний ОА, ОО, АО как АА: на обочине — наабочине;
  • звучание согласного Г всегда взрывное, без примеси звука Х:
  • обязательное соблюдение закона ассимиляции: к голове — голове;
  • соблюдение верного произношения некоторых сочетаний согласных: СШ, ЗШ, как ШШ;
  • СЖ, ЗЖ, как ЖЖ;
  • СЧ, ЗЧ как ЩЧ: сшит — шшит;
  • смягчение согласных;
  • слово мягкий, легкий и Бог произносятся через Х;
  • ушло произношение мягкого «Р»;
  • в современной речи мы не произносим окончания — БЛЬ, — ВЛЬ, как — ПЬ, — ФЬ
  • устарело произношение через Х сочетаний КТ, ТТ, КК, КГ, КЧ;
  • не звучат окончания прилагательных — КИЙ, — ГИЙ, — ХИЙ, как — КЪЙ, — ГЪЙ, — ХЪЙ;
  • окончание существительных на — А в нашей речи не произносится как — Ы.
  • произношение окончания глаголов на — АТ, — ЯТ, как — УТ, — ЮТ;
  • окончания глаголов — КИВАТЬ, — ГИВАТЬ, — ХИВАТЬ как — КЪВАТЬ, — ГЪВАТЬ, — ХЪВАТЬ в современном языке уже не звучат;
  • сегодня частицы — СЯ, — СЬ произносятся под влиянием письменности мягко.

7. порядок работы над прозаическим текстом.

Кроме того, работа над текстом ставит перед учащимися обязательное требование: не забывать, что действенное слово должно быть технически профессиональным, то есть быть четким (дикция), литературно правильным (орфоэпия), слышимым и звучным (дыхание и голос), точно выражать смысл каждой фразы и всего контекста (логика речи).

Последовательность работы с текстом:

1) Разобрать логически текст.

2) Установить точную последовательность всех событий. (Нельзя подойти к началу рассказа, не охватив целиком картины, о которой буду говорить, то есть я должна великолепно знать, во имя чего я рассказываю, как я отношусь к тем людям, о которых я буду рассказывать, и чего я жду от партнера).

3) Создать образ произведения. (Нужно своими словами рассказать себе о каждом образе, нужно представить все картины событий, чтобы при рассказе действуя на слушателя (партнера), рисовать ему свои точные видения, вызывая тем самым у него ответные видения).

14 стр., 6548 слов

«Возможности настольного кукольного театра в развитии речи ...

... тема исследовательской работы: «Возможности настольного кукольного театра в развитии речи у детей дошкольного возраста». Цель исследовательской работы — описание возможностей настольного кукольного театра в развитии речи ... на произношении слов, отчего речь ... речи; овладевает элементарным грамматическим строем родного языка (усваивает падежные окончания, ... на основе элементарных знаний о структуре текста ...

4) Установить цель, во имя которой ведется весь рассказ.

5) Найти причинную связь всего отрывка и определить первую действенную причину, повод для начала рассказа.

Логический разбор О. Бергольц «Дневные звезды»

Я на мгновение остановилась, перед могучим тополем |, который всю юность заглядывал ко мне в окно и под утро голубел перед кривой калиткой палисадника. | Мой дом был цел|, но каким он стал маленьким! ` Но он был цел. ||

Переведя дыхание ‘ и вспомнив, что мне надо проститься с бабушкой,’ которая умирает,| я пошла в наш дом. ||

…В той комнате, которую я помнила с детства |, большое трюмо в простенке между окон уже совсем ` умерло. | Было светло. ` Темной была только большущая икона Николая-чудотворца в углу. | Пахло одним из самых забытых запахов с детства-| грустным |и чистым запахом ‘ ладана. | Я охватила это и восприняла в одно мгновение,| прежде чем в следующее воспринять самое поразительное |: необычайное, почти торжественное спокойствие, царившее здесь |, и гордую-гордую в невероятной простоте своей умирающую ‘ бабушку. ||

Я почему-то стащила платок с головы и подошла к постели. | Бабушка | лежала на подушках, по-крестьянски повязанная белым платочком; | её лицо| стало совсем-совсем маленьким и морщинистым,| глаза запали очень глубоко, но смотрели из своих впадин ` умно и просветленно,| как — то особенно по-живому мерцая. || Но больше всего меня поразили сложенные на груди руки |: они казались непомерно ‘ громадными | — сколько узлов и мозолей было на пальцах,| такие вздувшиеся, крупные, синие вены увивали их. |Это были руки женщины,| которая из своих восьмидесяти семи лет работала ровно ‘ восемьдесят,| руки матери, которая родила, кормила, пеленала и поднимала ` четырнадцать человек детей и множество внуков и даже правнуков. || Я глядела на неё с небывалым трепетом,| почти со страхом, и вдруг подумала |: а я? |Что я сделала хорошего своему отцу, сестре, бабушке-| вот с этими живыми глазами, с этими руками? ||Ничего. ||

Бабушка повернула ко мне голову, долго молча глядела на меня с неизъяснимой нежностью и любовью. |

Лялечка. |дай я тебя благословлю. Не рассердишься?

Нет, бабушка,| — ответила я.

Я прижалась губами к её руке,’ уже прохладной.

Москву то…тоже бомбят? |

Тоже, бабушка…|

А где она,| Москва? | Ну, в какой стороне? |

Не совсем поняв её вопрос,| я наугад указала на стену, возле которой она лежала. ||

Она чуть-чуть повернулась к стене,| подняла свою огромную натруженную руку| и небольшим крестом благословила её,| прошелестев: |

Спаси, господи, рабу твою Марию | и красную твою столицу Москву…|||

И вдруг неведомое доселе чувство,| похожее на разгорающееся зарево, начало подниматься во мне. ||

» Вот как она умирает||: не спеша,| торжественно…|Вот прощается, |благословляет…|Это все,’ чем может она принять участие в войне…|Это её последний труд в жизни. | Не смерть-| последнее `деяние».