Контрольная работа по русскому языку
за 1-ое полугодие 9 класса
демоверсия
Прочитайте текст и выполните задания 2—14
Счастливый случай
(1)Летом жёлтая и худая Халима начинала просушивать постель. (2)Она выносила раскладушки и наваливала на них одеяла и перины такой преогромной кучей, что непонятно было, как всё это помещается в двух крошечных подвальных комнатах, где она жила с семьёй. (3)Куча эта возвышалась как раз под окном Клюквиных, живших на первом этаже двухэтажного дома. (4)Старуха Клюквина, высунувшись в окно, добросовестно бранила Халиму.
(5)— Колюня, подь сюда! — приказала она своему шкодливому внуку Кольке. (6)— А ну-каскинь всё! (7)Колюня с удовольствием побежал во двор и, выждав минуту, когда Халима отлучилась, перевернул раскладушку.
(8)Старуха Клюквина всё стояла у окна и поругивалась. (9)Потом в голову ей пришло, что неплохо бы проветрить свою плюшевую жакетку. (10)Нести во двор она не хотела — а ну как украдут? — и решила проветрить её на чердаке.
(11)Она позвала Кольку и, снявши в сенцах ключ с гвоздя, стала подниматься вслед за ним на чердак. (12)Старуха отомкнула замок, и они вошли в огромное помещение. (13)Колюня каждый раз восхищённо замирал перед кучами хлама, жадно разглядывая причудливые очертания. (14)Он ткнулся было туда, но бабка, повесив жакетку на бельевую верёвку, потянула его к выходу, замкнула низкую дверь и стала спускаться по лестнице. (15)Колюня шёл следом, мучительно соображая, как бы стащить у неё ключ и забраться на чердак.
(16)Он вышел во двор и задумчиво посмотрел на крышу. (17)Трёхэтажный дом стоял впритык к их дому, но крыша трёхэтажки метра на полтора возвышалась над крышей Колюниного дома. (18)«Если выход на чердак в трёхэтажке открыт, можно рискнуть», —
решил Колюня. (19)Он пошёл просить ключ от чердака к дворничихиному Витьке. (20)Колька наврал ему, что на крышу упал Шуркин кожаный мяч и, если Витька поможет ему достать ключ от чердачной двери, они вдвоём, конечно, будут навеки владельцами этого мяча!
(21)У Витьки загорелись глаза. (22)Через три минуты оба они стояли у деревянной чердачной двери.
(23)— Ты посиди пока, я слазию на двухэтажку, может, там мяч-то приземлился, — сказал Колюня. (24)Он вылез на крышу двухэтажки, подошёл к растворённому чердачному окну и глянул вниз. (25)Колька увидел задний двор, большой дуб, придорожную траву, сараи, Шуркину голубятню, присел на корточки: ему хотелось увидеть и раскладушку с разноцветными перинами, песочницу, доминошный стол…(26)Старуха Клюквина всё не могла успокоиться.
Рассуждение по рассказу матренин двор солженицына
... то, действительно, именно на таких, как она, и держится наша земля. Мини-сочинение: Смысл названия рассказа «Матренин двор» В рассказе «Матренин двор» Александр Солженицын изображает целую галерею образов русских людей, живущих ... всё равно была завещана Кире. Но жутко ей было начинать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет … А для Матрёны было это — конец ...
(27)— Ишь, выложила своё тряпье под самый нос, — ворчала она. (28)Потом встала, взяла совок, выгребла из печки золы, подошла к окну и ловким движением сыпанула из окна золу прямо на раскладушку…
(29)И вдруг странная фигура мелькнула прямо перед глазами Клюквиной. (З0)Она камнем
упала сверху, прямо в середину Халиминого тряпья, и раскладушка развалилась. (31)Над бледным Колькой стояла Халима. (32)Она увидела тоненькую струйку крови, вытекающую изо рта, и схватила его на руки.
(33)— Живой? (34)Руки, ноги целые? — и забормотала что-то, радостно прижимая к себе этого шкодливого, никем во дворе не любимого мальчишку.
(35)И ещё не вполне поняв, что же произошло, старуха Клюквина бежала к раскладушке и кричала:
(36)— Не парень, бес! И откуда же это он сверзился?
(37)Колька был жив и невредим, но с прокушенным языком…
(38)Соседи видели, как на другой день вредная старуха Клюквина торжественно отнесла в подвал Халиме большой пирог с клюквенным вареньем, поклонилась ей и громко сказала:
(39)— Прости меня, Халима. Кушайте на здоровье.
(40)А Халима стояла в дверях, высокая, удивительно красивая…
(По Л. Улицкой)
Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать.
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему старуха Клюквина не любила Халиму?»
Халима обижала единственного внука старухи Клюквиной.
Старухе не нравилось, что под её окном Халима выкладывает постель для просушки.
Старуха Клюквина завидовала красоте Халимы.
Халима была скандальной женщиной
__________________________________
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
Трёхэтажный дом стоял впритык к их дому, но крыша трёхэтажки метра на полтора возвышалась над крышей Колюниного дома.
Он приземлился на крышу двухэтажки, подошёл к растворённому чердачному окну и глянул вниз.
- Колюня, подь сюда! — приказала она своему шкодливому внуку Кольке.
Потом в голову ей пришло, что неплохо бы проветрить свою плюшевую жакетку.
____________________________________
4. Из предложений 23-25 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «неполнота действия».____________________________
5. Из предложений 37-38 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречиях на -О, -Е пишется столько Н, сколько в прилагательных и причастиях, от которых оно образовано»._______________________
6. Замените разговорное слово СВЕРЗИЛСЯ в предложении 36 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.________________________________
7. Замените словосочетание РАДОСТНО ПРИЖИМАЯ (предложение 34), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание._____________________________
8. Выпишите грамматическую основу предложения 16.______________________
Напишите небольшой рассказ сочинение поход в горы употребив глагол идти
... провели время в походе. Русский язык 5 класс >Также читают: Про природу >Картинка к сочинению Поход в лес Популярные ... девочкам, буквально светившимся от счастья. Неподалеку находилось небольшое озеро, вид был изумительным. Прогулка прошла на ... застывшая лава является источником полезных ископаемых, поэтому в горах ведутся работы по добыче металлов, руды или ... Шли примерно час. Мы пришли в хорошее, ...
9. Среди предложений 32-35 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения._____________________________________________
10. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Колька наврал ему,(1) что на крышу упал Шуркин кожаный мяч и, (2) если Витька поможет ему достать ключ от чердачной двери,(3) они вдвоём, (4) конечно (5), будут навеки владельцами этого мяча!______________________________________________
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 25._____________
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Она позвала Кольку и, (1) снявши в сенцах ключ с гвоздя, (2) стала подниматься вслед за ним на чердак. Старуха отомкнула замок, (3) и они вошли в огромное помещение.
_______________________________________________________________________
13. Среди предложений 2-7 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных частей. Напишите номер этого предложения.______________
14. Среди предложений 17-20 найдите сложное предложение с подчинительной и сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.________
Часть 3.
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.
15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста В.В. Виноградова: «Смешение или соединение выражений, принадлежащих к разным стилям литературного языка, в составе художественного произведения должно быть внутренне оправдано или мотивировано».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В.В. Виноградова.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл названия рассказа — «Счастливый случай».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Подготовка к сочинению-рассуждению. Анализ текста. 11-й класс
... уроку (фрагмент демонстрационного варианта теста ЕГЭ) . Прочитайте текст и выполните задания А29-А31;В1-В8; С1. (1)Мы учились с Ним в одном классе во время войны в ... сочинения-рассуждения. Особое внимание следует обратить на вступление. Оно должно быть энергичным, экспрессивным и небольшим по объему (2-4 предложения). ... Лека и Казак. (17)Я приходил домой, и мы с младшей сестренкою ждали тетю. (18)Тетя ...
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.3. Как Вы понимаете значение слова ТАКТИЧНОСТЬ?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение.
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое тактичность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерк