Своеобразие повести Тендрякова «Пара Гнедых»

Сочинение
  • Краткие содержания
  • Тендряков
  • Пара гнедых

Мои воспоминания начались с лета 1929 года. На тот момент я достиг возраста 5 лет и отчетливо запомнил уже не куски событий, а целый сплошной их поток. Первого пескаря, черные бани изб, запах хлеба и разговоры мужиков о коммунии.

Этим летом село переселялось. Горы нехитрого скарба переезжали из бедной избы в богатую и наоборот. За всем зорко наблюдали мужики и обсуждали перевозимое, завидуя цинковому корыту или двум самоварам соседа.

Мой отец был причиной этого переезда. Руководствуясь коммунистическими постановлениями, он следил за соблюдением провозглашенной справедливости.

Сейчас всеобщее внимание было приковано к деревенскому «кулаку» Антону Ильичу Коробову, ведущему дивных гнедых коней. Они отливали золотом, эти кони, и не было ни в селе, ни, казалось, во всем мире похожих. Я любил этих коней, и любовь эта распространялась и на их хозяина, заботящегося о них, как о собственных детях. Антона Ильича любили дети и животные. Взрослые же наоборот – сторонились.

Ехавший мимо бедняк Мирон тоже завидовал владельцу лошадей. Какого же было его удивление, когда Коробов просто отдал ему гнедую пару! Отец лишь недовольно цедил, что Мирон променял свою бедняцкую честь на коней.

Сам же бывший хозяин, раздав все свое имущество, получил бумаги о «чистоте» перед властью, значок с Лениным и книжку «Друг детей». Теперь он мог быть полноценным пролетарием. В газете опубликовали письмо, в котором Коробов объяснил, почему он добровольно расстается с презренной частной собственностью. Антон Ильич уехал из деревни строить свое новое будущее.

Мирон за бесценок скупал инструменты и листовое железо с крыши дома Коробова у пролетария Вани Акули, который вырученные деньги тут же пропил.

Отец грозил Мирону попаданием под статью о раскулачивании, но тому было все равно. Пару раз он выезжал на конях по селу. А потом отца перевели в соседний район. Вскоре гнедую пару отдали в колхозные конюшни. О судьбе самого Мирона ничего известно не было.

Да и вряд ли неумелое управление имуществом может привести к чему-то хорошему.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Цель урока:

  1. Выявить идейный смысл рассказа;
  2. Вовлечь учащихся в размышления над крестьянскими судьбами в период коллективизации;
  3. Исследовать жанровое своеобразие рассказов.

Ход урока:

8 стр., 3721 слов

Своеобразие повести Владимира Тендрякова «Пара гнедых»

... пропил. Отец грозил Мирону попаданием под статью о раскулачивании, но тому было все равно. Пару раз он выезжал на конях по селу. А потом отца перевели в соседний район. Вскоре гнедую пару ... отдали в колхозные конюшни. О судьбе самого Мирона ничего известно ...

  1. Оргмомент.
  2. Объявление темы и цели урока.
  3. Работа над текстом. Художественные образы.
  4. Жанровое своеобразие рассказов.
  5. Подведение итога работы.
  6. Задание на дом: подготовка к уроку-дискуссии (вопросы даны ранее).

Оборудование:

  1. Портрет В. Тендрякова.
  2. Тема. (запись на доске).

  3. Эпиграф: «Глубоко убежден, что сражением нельзя внушить истину. Сражение не бывает без насилия, пусть даже духовного. . .» В.Тендряков.
  4. Зрение — мысль свидетель — мудрец. Володя Тенков — Владимир Тендряков — хроника.

В девяностые годы ХХ века в печати вышли произведения разных писателей, которые пролили свет на происходящие во время коллективизации трагические события. К таким произведениям относятся рассказы В. Тендрякова «Пара гнедых», «Хлеб для собаки». Автор повествует о действительно происходящих событиях, свидетелем или очевидцем которых он был. Однако ценность его рассказов не только в правдивом изображении минувшего, но и в том, что писатель воспроизвел нравственно-психологическую а.

  1. Какое событие отечественной истории становится предметом художественного исследования автора? с. 110
  • 1929 год. «Год великого перелома». Время сталинской коллективизации, которая стала преступлением против своего народа, «кромешным адом», «жестокой порой головотяпства», «вселенским геноцидом» (Б. Можаев), уничтожившим мужика, осиротевшим деревню и оставившим землю беспризорной.
  • Какова же художественная задача автора?
  • разобраться в истоках коллективизации.
  • Каковы же истоки коллективизации в оценке Тендрякова? Под каким лозунгом она проводится?
    • социальная справедливость.
  • Как понимают герои социальную справедливость?
    • переезд в дома богатых.
  • Назовите главных, по вашему мнению, или запомнившихся персонажей?
    • А. Коробов, М Богаткин, Ваня Акуля.
  • История А Коробова
    • кого мы увидели в нем?
    • как он разбогател? — «бревнышко к бревнышку».
  • Сравнение избы А. Коробова и В. Акули? с. 112. О чем свидетельствуют эти описания?
  • Что рассказывается о деревенских бедняках?
    • В.Акуля – лодырь
    • М. Богаткин – не везет.
  • Что вы можете сказать о нравственных законах, по которым живут семьи
    • Коробова ? – (лошади, дом, речь, одежда).

    • В. Акули ? – (баня, равнодушные, циничные дети, лень).

    • цитаты на с.113, 123, 118-119
    • М. Богаткина? – (неловкость получения богатства таким путем).

  • Как складываются их судьбы?
    • Коробов – «возможно, в руководительское кресло» цитата стр. 109, 120;
    • М. Богаткин – раскулачивается и ссылается;
    • В. Акуля — продает за бутылку сначала железо с крыши, а затем и всю избу, всё пропивает и с голыми детьми опять возвращается в баню.
  • Каково отношение к богатым и бедным?
    • А.Коробов – зависть (к уму, даже мудрости, рассудительности, отдаёт всё, чтобы сохранить жизнь, найдёт новое русло, пойдёт во власть);
    • В.Акуля – смеются односельчане.
  • Какова ситуация в деревне перед коллективизацией. Нужны ли перемены?
    • Доказательство: нет А.Коробов – с. 108,
    • с. 120 («я накормлю …»)
  • Как чувствует себя тот, кто был причастен к происходящему беззаконию?
    • Испытывал ли он муки совести? (Ф.Тенков)
    • да ( «что-то не продумано…») с.123
    • У Тендрякова именно эти три судьбы человеческих дают истинное представление, что есть по сути торжество социальной справедливости.

    Рассказ заканчивается документальной репликой, сценой о том, что один из сосланных кулаков заберет у женщины грудного ребенка и размозжит ему голову.

    3 стр., 1458 слов

    «Отцы и дети», Тургенев

    ... и романа, эту эпоху воссоздающего и исследующего, непростительно. - процесс всегда непростой и небезболезненный. "Дети" принимают в наследство от "отцов" ... напоминает стиль общения молодых нигилистов. Тургенев максимально приближается к стилю и образности романов 30-х - 4О-х ... "герои времени" и обычные люди. Братья Кирсановы как раз составляет такую психологическую пару. Павел Петрович неслучайно ...

    «Хлеб для собаки».

    1. Какая эпоха осмысливается здесь?
    • плоды коллективизации.
  • Герой. Кто он такой? Что его угнетает? Что с ним происходит?
    • «слоны» гложут кору
    • «шкилетники» стонут
  • Какой вопрос он себе задает?
    • почему я не сошел с ума?
    • Почему?
    • пообвыкся;
    • они – враги;
    • Нашел выход: хлеб для собаки; цитата — с.144
  • Как вы понимаете смысл названия?
    • хлеб для тревожащей человека совести, какую можно заслужить, накормить.
  • А для каждого ли из героев Тендрякова съедобен этот хлеб?
    • Почему застрелился начальник станции? (Красная шапочка — не выдержал зрелища)
    • так как не мог найти собаку.
    • Но мы понимаем, что для этого человека хлеб для собаки несъедобен (он не может им накормить свою совесть).

  • А всякая ли совесть нуждается в хлебе для собаки?
    • Нет. Есть люди, у которых совесть всегда сыта? Кто они?
    • Дыбаков, Душной, Абрам.

    Таким образом, мы увидели не только истоки коллективизации, но и плоды развернувшейся социальной справедливости.

    Несколько вопросов о жанре.

    Тендряков строит подлинную и достаточно полную картину отечественной истории. Он отказывается от изложения некой «правды» как от иллюзии обладания истиной. Он ищет, взыскивает истину вместе с читателем. Каким образом? Попробуем выяснить.

    1. Как бы вы назвали жанр?
    • хроника документальная.
    • Почему?
  • Сколько авторов?
    • Два автора В.Тенков — В.Тендряков. Сочетается не смешиваясь. Зрение — мысль Свидетель — мудрец. История — литература. Тендряков пишет конспект истории страны. Где этому доказательства?
    • документы;
    • они тематически дополняют сюжет.
  • Объясните, как создаётся образ времени в рассказе (музыка «Кудрявая, что ж ты не рада», частушки, веселье сквозь слёзы; слова Горького рефреном проходят через весь рассказ, школьные сцены, уличные сцены, выжившие люди из крестьян — семья точильщиков-лудильщиков, обнищавший еврей; образы умирающих крестьян: опредмеченные детали портретов дают понять, что человек вещь, ничто)
  • С какой целью Тендряков использует эти документы?
    • для беспристрастности.

    Документы вызывающе подлинны, он обрамляет их тем языком, той же интонацией. Литература Тендрякова дорастает до истории, потому что она нелжива и стремится к истине. Именно таким должен быть подход к нашей истории — великой и позорной; такой, наверно, суждено быть в ХХI веке и русской литературе.

    1 стр., 478 слов

    РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОРИЯ

    ... литература и история [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/rossiya-v-literature/ русская литература и история сочинение сочинение на тему русская литература сочинение на тему русская литература и история история и литература ... престол самозванца Лжедмитрия. В аллегорической (иносказательной) форме изображено в баснях нашествие французов на Россию в 1812 году. В стихотворении М. Ю. ...

    Читаемое в разделе:

    • Урок-суд над Раскольниковым (по роману «Преступление и наказание»)
    • Урок: Религиозная символика в романе «Преступление и наказание»
    • Урок по роману Шолохова «Тихий Дон»
    • Урок по повести А.С. Пушкина «Пиковая дама»
    • Образ революции и гражданской войны в литературе 20-х годов
    • Урок по литературе: Бродский И.А. — «Зимним вечером на сеновале»
    • Урок по повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»

    Ранее опубликованные в разделе:

    • Урок по литературе: Бродский И.А. — «Зимним вечером на сеновале»
    • Урок: Религиозная символика в романе «Преступление и наказание»

    Новые материалы раздела:

    • Образ революции и гражданской войны в литературе 20-х годов
    • Урок по теме: «Рассказ о семи повешенных» Л. Андреева
    • Урок-суд над Раскольниковым (по роману «Преступление и наказание»)
    • Урок по роману Шолохова «Тихий Дон»
    • Урок – дискуссия по теме: Коллективизация в отечественной литературе ХХ века

    Пожаловаться на книгу

    Автор: Владимир Тендряков

    Жанр: Советская литература

    [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/po-rasskazu-para-gnedyih/

    Серия: Отсутствует

    Год: 2015

    «Лето 1929 года. В воздухе висит нагретая пыль, скрип несмазанных колес, выкрики: „Шевелись, дохлая!“ По единственной улице села тащатся груженые возы – навстречу друг другу. В ту и другую сторону везется житейский скарб: полосатые, вожделенно пухлые перины и залежанные, негнущиеся холстинные матрацы, „робячьи“ люльки, опростанные и с младенцами, венские стулья – зажиточный шик, сломанные салазки, прялки, голики, бочки, пестери, горшки, лохани… Из темных чердаков, из подпольных голбцев, из забытых камор и памятных потайных мест – все, что копилось поколениями, что лежало без нужды многие десятилетия, даже века, вытащено сейчас наружу, везется навстречу друг другу.

    Скрипят несмазанные колеса. Село поднято, село переезжает!». Так начинается повесть В. Ф. Тендрякова «Пара гнедых», описывающая один из самых страшных эпизодов Российской истории – период коллективизации… Уинстон Черчилль в своей книге «The second world war» («Вторая мировая война») вспоминает о десяти пальцах Сталина, которые тот показал, отвечая ему на вопрос о цене коллективизации.

    4 стр., 1969 слов

    Когда воскресает Раскольников? (о романе «Преступление и наказание» ...

    ... наряд. Свидания Дороги Сони и Раскольникова в романе «Преступление и наказание» часто пересекаются как ... сочинение на тему их воскресила любовь преступление и наказание преступление раскольникова наступает воскрешение человека в раскольникове через любовь когда возродился раскольников преступление и наказание раскольников Этапы отношений Знакомство Странное стечение обстоятельств, случайная встреча ...

    Десять сталинских пальцев могли, видимо, означать десять миллионов раскулаченных – брошенных в тюрьмы, высланных на голодную смерть крестьян разного достатка, мужчин и женщин, стариков и детей. © В. Тендряков (наследники) ©&℗ ИП Воробьев ©&℗ ИД СОЮЗ.

    Метки: Несмазанные колеса Единственная улица Житейский скарб Пухлая перина Холстинные матрацы Венские стулья Темные чердаки Подпольные голбцы Забывшие каморы Несмазанное колесо Страшные эпизоды Российская история Мировая война Сталинский палец Голодная смерть Разный достаток

    Предлагаем Вам скачать ознакомительный фрагмент книги «Пара гнедых» автора Владимир Тендряков в электронном виде в форматах FB2 или TXT. Также можно скачать книгу в других форматах, таких как RTF и EPUB (электронные книги).

    Советуем выбирать для скачивания формат FB2 или TXT, которые на сегодняшний день поддерживаются практически каждым мобильным устроиством (в том числе телефонами / смартфонами / читалками электронных книг под управлением ОС Андроид и IOS (iPhone, iPad)) и настольными компьютерами. Книга издана в 2015 году.

    Сохранить страничку в социалках/поделиться ссылкой:

    Слушать аудиокнигу «Пара гнедых» онлайн Слушать онлайн

    Легально скачать полную версию произведения в элетронном виде (а так же заказать печатную книгу) «Пара гнедых» можно в книжном интернет магазине Литрес