Впервые замечаю во всех домах крохотные оконца

Сочинение

1.

2. Вступление. Раскроем тему текста и сформулируем тезис:

Целеустремленность и сила воли — вот что превращает слабого в сильного. Такой человек точно знает, чего хочет, и обязательно достигнет своей цели.

Поэтому прав рассказчик, говоря о Бычке: «…Этот непременно доплывет. Не завтра, так послезавтра…».

3. Приведём аргументы, используя вводные слова:

Во-первых, мальчик отчаянно смел, несмотря на физическую неподготовленность и слабое зрение (предложение 7).

Во-вторых, он борется до последнего и, лишь случайно оставшись в живых, всё равно не отступает от задуманного (предложения 35-40).

Даже местные мальчишки, раньше презиравшие его, не могли не признать в нем равного по силе духа, а потому приняли Бычка в своё общество.

4. Вывод

Таким образом, рассказчик убеждает нас в том, что упорство и целеустремленность помогают достичь успеха в любом деле.

Вариант сочинения

Море не любит слабых, поэтому понятно недоброжелательное отношение местных мальчишек к «хилому очкарику» с его «суетливой манерой плавать».

Однако внешний вид Бычка оказался обманчивым: дерзость мальчишки поразила подростков (предложение 7).

Но самое главное, что заставило местных и рассказчика изменить отношение к мальчишке, — это его стремление осуществить свою мечту: Бычок чуть не погиб, однако намерен снова доплыть до скалы (предложения 35-40).

Эта отвага и целеустремлённость «очкарика» заставила рассказчика поверить, что храбрый мальчуган выполнит задуманное.

Сила воли Бычка убедила всех: его мечта осуществится.

Работа с текстом (вариант 2)

а) Чтение исходного текста.

б) Осмысление последних фраз текста: «Бычок радостно подпрыгнул, и я вдруг понял: этот непременно доплывет. Не завтра, так послезавтра…».

в) Формулирование тезиса: «Сильным человека делают не мускулы, а стремление осуществить свою мечту».

г) Подбор аргументов из текста.

д) Формулирование вывода. «Упорство и сила воли помогают человеку достичь желанной цели и вызывают уважение окружающих».

е) Написание сочинения.

Образец сочинения

Повествование рассказчика о «хилом очкарике» заканчивается словами: «Бычок радостно подпрыгнул, и я вдруг понял: этот непременно доплывет. Не завтра, так послезавтра…».

9 стр., 4475 слов

По тексту Ф.Вигдоровой. Пример сочинения по тексту Ф.А.Вигдоровой ...

... текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст ... любых условиях одно. * Фрида Абрамовна Вигдорова (1915–1965) – советская писательница, журналист. ... совестью, завтра сам можешь стать жертвой такого же «отступления». Образцы сочинений по направлению ... Татьяны в идейном содержании романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». ...

Действительно, сильным человека делают не мускулы, а стремление осуществить свою мечту.

Во-первых, Бычок смел, а это свойство присуще только мужественным людям (предложения 7, 8).

Во-вторых, поражает его целеустремлённость: даже смертельная опасность не смогла победить в нём желание осуществить задуманное (предложения 27-38).

Следовательно, упорство и сила воли помогают человеку достичь желанной цели.

ТЕКСТ

(на основе которого предлагается написать сочинение-рассуждение)

(1) Кинтель увидел маленькую скрипачку в последний день августа, когда шагал на рынок за картошкой. (2) Сперва он услышал музы-

104

ку. (3) У забора заброшенной стройки полукольцом стояли ребята и взрослые, человек пятнадцать. (4) А на фоне тёмных и рваных афиш играла на скрипке девочка. (5) Одного с Кинтелем возраста.

(6) Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами. (7) Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком.

(8) У ног девочки, в пыльных подорожниках, лежал скрипичный футляр, в откинутой крышке его белел бумажный лист. (9) На нём крупно было написано: (10) «Зарабатываю на скрипку».

(11) Наверно, нынешняя скрипка у девочки была чужая. (12) Или не очень хорошая. (13) Но даже на ней девочка играла восхитительно. (14) По крайней мере, Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, и сама девочка — тоже. (15) Кинтель смотрел на юную скрипачку, и сердце у него заходилось в сладкой тоске. (16) Было что-то удивительно милое в этой скрипичной мелодии и в том, кто её играл, — в быстрых тонких пальцах, в дрожании волос, в задумчивых глазах и строгих бровях. (17) И ещё была в девочке доверчивая беззащитность и одиночество. (18) А вокруг стояли люди.

(19) Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек.

(20) У Кинтеля в кармане были лишь деньги, которые дал дед и которые можно было тратить только на картошку. (21) А будь у него свои деньги — хоть сто рублей! — он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки. (22) Хотя… посмел бы он? (23) Все сразу начали бы глядеть на него. (24) И она посмотрела бы — на неловкого, стриженного арестантским ёжиком, в мятой, узлом на пузе завязанной рубашке. (25) Он и так уже стоит здесь, наверно, полчаса, поэтому все, конечно, догадались о его заворожённости.

(26) Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки. (27) И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. (28) И долго ещё слышал скрипку…

(По В. Крапивину)

ЗАДАНИЕ: Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки. И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. И долго ещё слышал скрипку…»

27 стр., 13301 слов

Сочинение как красиво работает слово в художественном тексте

... из текста). Однородные члены предложения показывают одновременность или последовательность действий (пример из текста). В художественной речи с помощью однородных членов предложения создаётся такая фигура, как градация ... выразительной (пример из текста). Метафоры – слова в переносном значении – придают речи образность (пример из текста). Риторический вопрос создаёт вопрос на ответную форму изложения ...

Пример работы над сочинением-рассуждением

Вступление

О влиянии музыки на организм человека было известно c давних времен. Музыка также обладает особенностью оказывать заметное воздействие на эмоциональное состояние человека. Именно этим вопросам посвящен отрывок из произведения В.П. Крапивина «Бронзовый маль-

105

чик» 1994 г. Музыка еще с первобытных времен была одной из мощнейших причин, побуждающих человека к тем или иным действиям: «Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки. И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. И долго ещё слышал скрипку…».

2 вариант вступления

Одно из лучших произведений Владислава Петровича Крапивина «Бронзовый мальчик» (1994 г.) рассказывает о сложной, но увлекательной жизни мальчика Дани по прозвищу Кинтель. В нем через судьбу обыкновенного подростка отображается вся сложность современной жизни. Когда читаешь эту историю, начинаешь понимать, как важно быть человечным и отзывчивым в нашем порою циничном мире и какой могучей силой должна обладать музыка, способная влиять на формирование человеческого характера. «Слушать прекрасное — значит улучшаться», — утверждал еще Аристотель. Музыка еще с первобытных времен была одной из мощнейших причин, побуждающих человека к тем или иным действиям: «Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки. И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. И долго ещё слышал скрипку…».

Тезис (основная мысль)

По-моему, смысл финала текста заключается в том, что «Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, и сама девочка — тоже» — и это то главное, что отмечает автор в предложении №14. Почему же героя сразу «взяла в плен» маленькая скрипачка?

Во-первых, мне кажется, потому, что «девочка умела вложить в мелодию душу, как бы сливаясь с музыкой в единое целое».

Во-вторых, Кинтель «был способен на душевные порывы».

Мальчик побрел домой, унося в душе что-то теплое, щемящее, доселе неизвестное. Не случайно автор и герой называют скрипачку не «девчонка», не «девчушка», а «девочка». Такая форма слова говорит о серьёзном и уважительном отношении к скрипачке. Девочка представлялась герою беззащитной и в то же время самостоятельной и глубокой. Завороженный, восхищенный, Кинтель долго ещё слышал скрипку.

Я думаю, что когда Кинтелю было грустно без причины, он всегда вспоминал эту музыку и девочку, которая от музыки была неотделима. И девочка со скрипкой осталась в памяти как что-то волшебное, полусон какой-то или сказка о Дюймовочке.

Заключение

Да. Музыка делает людей лучше: она пробуждает эмоции, приносит людям утешение, рождает в человеке добрые чувства. Действительно, музыка — могучее средство духовного обогащения. И Кинтель это чувствовал, как никто другой.