Урок по рассказу Йорик Т.Толстой

Эссе

Никандрова Наталья Геннадьевна, 2010г.

Цели урока:

  1. Показать особенности творчества Татьяны Толстой на примере рассказа «Йорик».
  2. Закреплять навыки работы с художественным текстом.
  3. Продолжать формировать умение устанавливать причинно-следственные связи.
  4. Развивать умение аргументировать своё мнение, выдвигать гипотезы.
  5. Воспитывать личностные качества, обеспечивающие успешность существования и деятельности в ученическом коллективе: дружелюбие, тактичность, деловитость, самокритичность.

Оборудование урока:

  • Компьютер, проектор, текст рассказа «Йорик», карточки для ответов, жестянка с «сокровищами».

Методические приёмы:

Ведущий метод – метод творческого чтения, предусматривающий приёмы: выразительное чтение, комментирование фрагментов, цитат в форме двучастного дневника, создание отзывов – ассоциаций в виде эссе-миниатюры.

Ход урока.

Оргмомент.

— Добрый день, ребята! На предыдущем уроке мы с вами начали разговор о литературе на современном этапе. Мы отметили, что современный литературный процесс характеризуется исчезновением канонизированных тем, новое поколение писателей исповедует разные эстетики: натуралистическую, авангардистскую, постмодернистскую, реалистическую. К сегодняшнему уроку я просила вас познакомиться с биографией Т. Толстой как яркого представителя постмодернизма. СЛАЙД 1

Проверка домашнего задания.

  • Перед вами на слайде СЛАЙД 2 некоторые сведения биографического характера, возьмите карточки и выпишите факты, которые относятся к биографии Т.Толстой (уч-ся выполняют работу в течение 2-3 минуты)
  • Теперь поменяйтесь карточками и проверьте друг у друга работы, затем сравните с информацией, предложенной на следующем слайде, СЛАЙД 3 поставьте оценки и передайте карточки мне.

Оценки будут выставлены в журнал.

Подготовка к восприятию материала. СЛАЙД 4

4. Знакомство с новым материалом

Выразительное чтение рассказа учителем.

Работа с текстом рассказа.

Беседа.

  • Поделитесь своим впечатлением от прочитанного.

-Объясните смысл названия рассказа. ( имя шекспировского героя, шута, к черепу которого обращён монолог Гамлета. Здесь это имя отдано киту, а точнее кусочку китового уса, за которым скрывается яркое, остроумное существо, делающее жизнь насыщенной и интересной. В ладошке зажмёшь этот кусочек – вся жизнь перед глазами, и в банке уже не кусочек уса, а живое, думающее, искромётное, вечно живущее существо!)

10 стр., 4719 слов

Детство и Отрочество графа Л. Н. Толстого. СПб., 1856 Военные ...

... пополнениях: талант графа Толстого обнаружит перед нами новые качества, как обнаружил он севастопольскими рассказами стороны, которым не было случая обнаружиться в «Детстве» и «Отрочестве», как потом в ... столкновений на характеры; третьего – связь чувств с действиями; четвертого – анализ страстей; графа Толстого всего более – сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души, чтобы ...

Mы предлагаем вам сделать описание идеи рассказа, используя имя темы и связанные с ней ключевые слова.

Ключевые цитаты

Комментарий к ним

«подоконник моего детства»

У каждого есть свой символичный «подоконник детства», место, которое согревает милыми воспоминаниями из прошлой жизни, возможно и не своей. Ситуация доверительной беседы с читателем.

«шла маленькая, сварливая жизнь»

Одушевление, оживление предметов и за каждым особая память, увидеть красивое в кривом или поросшем лопухом.

«чтобы пересказать жизнь, нужна жизнь»

Ещё одна фраза, заставляющая ощутить течение времени.

«мелочи, вызывающими в памяти картинки прошлого»

Ощущение того, что самые важные события остались в прошлом, они не отпускают героев, зовут их в прошлое.

«сердце молодеет, стучит и рвётся»

Память, которая заставляет жить. «Жить надо так, чтоб небо не коптить»

Эссе-миниатюра «Над чем меня заставила задуматься автор?»

  • Почувствовать течение времени («сжимается сердце от невозможности удержать уходящее и ушедшее).
  • Задуматься о своей жизни и жизни вообще.
  • Обратить внимание на мелочи, вызывающие у нас картинки прошлого, отправляющие нас в путешествие по «безднам времени».
  • Рассказ пронизан светлой грустью: «уныние опоэтизировано» автором.
  • Простые, маленькие вещицы могут сделать нас лучше!

Домашнее задание.

  • Дорогие ребята, я надеюсь, что наша беседа оставила у вас приятные впечатления. Рекомендую вам прочитать и другие произведения Татьяны Толстой и по понравившемуся произведению написать сочинение-рассуждение. Спасибо за урок!