Урок по рассказу Йорик Т.Толстой

Эссе

Никандрова

Наталья

Геннадьевна

2010г.

Цели урока:

Показать особенности творчества Татьяны Толстой на примере рассказа «Йорик».

Закреплять навыки работы с художественным текстом.

Продолжать формировать умение устанавливать причинно-следственные связи.

Развивать умение аргументировать своё мнение, выдвигать гипотезы.

Воспитывать личностные качества, обеспечивающие успешность существования и деятельности в ученическом коллективе: дружелюбие, тактичность, деловитость, самокритичность.

Оборудование урока:

Компьютер, проектор, текст рассказа «Йорик», карточки для ответов, жестянка с «сокровищами».

Методические приёмы:

Ведущий метод – метод творческого чтения, предусматривающий приёмы: выразительное чтение, комментирование фрагментов, цитат в форме двучастного дневника, создание отзывов – ассоциаций в виде эссе-миниатюры.

Ход урока.

Оргмомент.

— Добрый день, ребята! На предыдущем уроке мы с вами начали разговор о литературе на современном этапе. Мы отметили, что современный литературный процесс характеризуется исчезновением канонизированных тем, новое поколение писателей исповедует разные эстетики: натуралистическую, авангардистскую, постмодернистскую, реалистическую. К сегодняшнему уроку я просила вас познакомиться с биографией Т. Толстой как яркого представителя постмодернизма. СЛАЙД 1

Проверка домашнего задания.

  • Перед вами на слайде СЛАЙД 2 некоторые сведения биографического характера, возьмите карточки и выпишите факты, которые относятся к биографии Т.Толстой (уч-ся выполняют работу в течение 2-3 минуты)
  • Теперь поменяйтесь карточками и проверьте друг у друга работы, затем сравните с информацией, предложенной на следующем слайде, СЛАЙД 3 поставьте оценки и передайте карточки мне.

Оценки будут выставлены в журнал.

Подготовка к восприятию материала. СЛАЙД 4

-Давайте немного отвлечёмся от научных сведений и поговорим о маленьких, я бы сказала малозаметных, вещицах, которые лишь изредка попадаются нам на глаза, но их « попадание» вызывает в нас определённые эмоции. Есть ли в вашем доме старые шкатулки или коробочки, в которых позабыты и позаброшены старые пуговицы, бусины, сломанные пряжечки и прочее, на первый взгляд, совсем ненужное? Не спрашивали ли вы своих родителей об этих вещицах, их появлении, их значении и вообще о смысле их хранения? (ответы уч-ся)

4 стр., 1641 слов

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках ...

... и недостаточной разработанностью педагогических условий развития творческих способностей на уроках технологии при работе с природным материалом. Выявленное пр?отивор?ечие и актуальность позволили определить ... выявить и обосновать педагогические условия развития творческих способностей на уроках технологии при работе с природным материалом. Объект исследования – пр?оцесс развития творческих ...

— Взгляните, вашему вниманию «СОКРОВИЩНИЦА»! Старая жестянка в моих руках, обычная банка из-под кофе, но сколько в ней тайн, открывающихся перед «кладоискателем» через пуговички, булавочки и прочее. Согласны ли вы со мной? (следует обратить внимание на ответы уч-ся, считающих, что всё старое нужно выбрасывать, именно от них следует отталкиваться и ставить проблему)

— Итак, подведём итоги нашего спора: мнение разделились: кто-то считает, что такие вещи необходимо хранить, а кто-то считает, что их нужно выбрасывать. Я принимаю точку зрения и тех и других, да и сама я не так давно считала, что в сбережении подобных вещиц смысла нет, вряд ли они могут помочь отреставрировать что-либо, но после того как прочитала рассказ «Йорик» изменила своё мнение. Я предлагаю вам послушать его. СЛАЙД 5

4. Знакомство с новым материалом.

Выразительное чтение рассказа учителем.

Работа с текстом рассказа.

Беседа.

  • Поделитесь своим впечатлением от прочитанного.

-Объясните смысл названия рассказа. ( имя шекспировского героя, шута, к черепу которого обращён монолог Гамлета. Здесь это имя отдано киту, а точнее кусочку китового уса, за которым скрывается яркое, остроумное существо, делающее жизнь насыщенной и интересной. В ладошке зажмёшь этот кусочек – вся жизнь перед глазами, и в банке уже не кусочек уса, а живое, думающее, искромётное, вечно живущее существо!)

  • Какие композиционные приёмы использованы в произведении? (Рассказ Т.Толстой можно разделить на три части. В первой описывается маленькая, сварливая жизнь мелкого населения Дорсета. Во второй, центральной, а значит, самой важной, но и самой короткой, всего шесть предложений, но зато каких! (Например, первое из них представляет собой целый период, завершающийся афористичным: Чтобы пересказать жизнь, нужна жизнь. Пропустим это.) Третья часть, в которой наконец выныривает из холодных волн памяти бедный Йорик, пересыпана литературными реминисценциями и приметами времени. Их интересно узнавать и угадывать, чтение сопровождается увлекательной игрой. И вся жизнь в одном предложении: Тонкая талия пышные волосы трудная любовь долгая жизнь дети, которых волочат за руку по морям и континентам, вот и войнам конец, делу венец, союзники шлют нам добротную свиную тушёнку;
  • мы съели её и сплюнули в освободившуюся тару косточки, зубы и усы. За иронией прячется глубина переживаний. Здесь особенности индивидуального стиля писательницы становятся еще более очевидным).

  • Традиции литературы какого периода просматриваются в данном произведении? (Отголоски литературы начала XX века: бунинские и набоковские традиции).

  • Предлагаю вам объединиться в подгруппы по 4-5 человек и выделить ключевые цитаты , на которые опирается по вашему мнению смысл всего текста. (На работу отводится не более 10 минут)

Комментирование ключевых слов и цитат (двучастный дневник).

2 стр., 509 слов

По рассказу детство Толстой

... лицемерить, и горе для одного может быть безразлично другому. Толстой любил свое первое произведение. «Когда я писал «Детство», — говорил он в 1908 году, — то мне казалось, ... мама. Но не все так безоблачно бывает в детстве. Николенька сталкивается с пока непостижимой для его сердца стороной жизни — смертью матери. Трепетное отношение к самому близкому ...

Ключевые цитаты

Комментарий к ним

«подоконник моего детства»

У каждого есть свой символичный «подоконник детства», место, которое согревает милыми воспоминаниями из прошлой жизни, возможно и не своей. Ситуация доверительной беседы с читателем.

« шла маленькая, сварливая жизнь»

Одушевление, оживление предметов и за каждым особая память, увидеть красивое в кривом или поросшем лопухом.

«чтобы пересказать жизнь, нужна жизнь»

Ещё одна фраза, заставляющая ощутить течение времени.

«мелочи, вызывающими в памяти картинки прошлого»

Ощущение того, что самые важные события остались в прошлом, они не отпускают героев, зовут их в прошлое.

«сердце молодеет, стучит и рвётся»

Память, которая заставляет жить. «Жить надо так, чтоб небо не коптить»

Эссе-миниатюра «Над чем нас заставила задуматься автор?»

  • А сейчас я предлагаю вам написать эссе-миниатюру: «Над чем меня заставила задуматься автор?» (на работу 5-7 минут)

Подведение итогов.

  • Итак, давайте подведём итоги. Какие чувства, какие мысли у вас возникли после знакомства с рассказом?

Ответы учащихся обобщаются. СЛАЙД 6

Почувствовать течение времени («сжимается сердце от невозможности удержать уходящее и ушедшее).

Задуматься о своей жизни и жизни вообще.

Обратить внимание на мелочи, вызывающими у нас картинки прошлого, отправляющими нас в путешествие по «безднам времени».

Рассказ пронизан светлой грустью: «уныние опоэтизировано» автором.

Простые, маленькие вещицы могут сделать нас лучше!

Домашнее задание.

  • Дорогие ребята, я надеюсь, что наша беседа оставила у вас приятные впечатления. Рекомендую вам прочитать и другие произведения Татьяны Толстой и по понравившемуся произведению написать сочинение-рассуждение. Спасибо за урок! СЛАЙД 8