Анализ музыкального произведения великого русского композитора П.И.Чайковского » Симфония № 6″- » Патетическая»

Контрольная работа

Шестая симфония Петра Ильича Чайковского названная «Патетической», была написана летом 1893г.

Широко известно высказывание Чайковского, определявшего жанр симфонии как «музыкальную исповедь души». Этот творческий принцип, противоречащий в строгом смысле канонам симфонического жанра, на мой взгляд – один из основополагающих в разгадке содержания «Патетической». Очевидно, что все последние месяцы, недели, дни композитор жил под невыносимым гнетом, но был вынужден как ни в чем ни бывало встречаться с людьми, общаться, репетировать. Никто не догадывался о предстоящей трагедии, не знал, что дни композитора сочтены им самим.

Я придерживаюсь следующей точки зрения: композитор не предчувствовал, а точно знал о том, что должно произойти и заглянул в свое обозримое будущее, страшное и неотвратимое, при помощи музыкальных образов симфонии. Подобно герою романа Дж.Лондона «Мартин Иден» он сначала поведал о собственной смерти в симфонии, а затем воплотил страшную идею в жизнь. Таким образом, Шестая симфония является предсмертной исповедью гениального композитора и, вероятно, приоткрывает тайну его взаимоотношений с Богом.

Шестая- это симфония-трагедия, содержание которой можно определить как «Человек и Смерть» или «Человек перед лицом Смерти». Облик главного героя, его личная трагедия – безусловно, автобиографичны. Четыре части симфонии связаны последовательным развитием и неуклонным движением к финалу. Каждая часть выполняет свою драматургическую функцию:

1 часть h-moll – средоточие драматического конфликта, приводящего к гибели героя;

Первая часть. Adagio. Allegro non troppo. Начинается симфония медленным вступлением. Из сумрачных глубин вырастает скорбный мотив. В этом вступлении важную роль играет хроматический мотив у контрабасов,2 на фоне которого тема появляется в мрачном нижнем регистре у фагота, Основной мотив – из него же вырастает главная партия этой части (начало Allegro non troppo) – мучительно устало взбирается вверх и заканчивается горестным стоном альтов. Со сдвигом темпа начинается основной раздел симфонии. Здесь мотив вступления перенесен в верхний регистр, облачен в другую инструментовку, предстает в ускоренном темпе. Этот мотив – зерно всей части. В главной партии смятение, трепет, тепло. Но на смену этой теме уже спешат другие образы: марш, затем какое-то суетливое мельканье, скользящие блики, музыка на какой-то момент приобретает характер драматичного скерцо. Все нарастающее движение приводит к вступлению зловещих фанфар. Здесь невольно возникает ассоциация с «темой судьбы» в Пятой симфонии Бетховена. И вот, звуковой поток прерывается, остается лишь одинокий голос альта. Но замолкает и он. В этот момент вступает тема побочной партии. Основная тема побочной партии – это воплощение идеального лирического образа, чистого, благородного возвышенного. Этот образ в разном преломлении не раз был гениально воплощен Чайковским. Ближайшие параллели к этой теме симфонии – тема Татьяны «Кто ты, мой ангел ли хранитель» (Опера «Евгений Онегин». Действие 1. Картина 2. Сцена письма Татьяны), тема любви из «Ромео и Джульетты», Andante Пятой симфонии (Часть вторая).

11 стр., 5293 слов

Впечатление о симфонии 5 бетховена. Пятая симфония (Бетховен). ...

... насилия. Первая часть написана в форме сонатного аллегро. Ее темп — Allegroconbrio, то есть быстро, с огнем. Главная партия представляет собою развитие начального мотива симфонии. Ее ... Сочинение Пятая симфония, в частности, известна тем, что подготовительный период ее создания был долог. Первые наброски симфонии датируются 1804 годом, сразу после окончания работы автора над Третьей симфонией ...

Экспозиция заканчивается тишайшей звучностью. Здесь, вероятно, мы встречаемся с самым экстраординарным обозначение музыкального оттенка – pppppp (шести piano!): еле слышно фагот пропевает последние звуки мелодии. Разработка вторгается внезапно, злобно и агрессивно: тишину рассекает оглушительный удар всего оркестра и воинственный сигнал — фанфара рока. Медленный темп сменяется очень быстрым. Развитие в разработке идет тремя волнами, каждая из которых все более усугубляет трагический конфликт. Реприза продолжает разработку; она представляет собой четвертую волну, самую напряженную. Развязка наступает в кульминационном моменте: здесь сталкиваются две темы — патетические возгласы тромбонов и труб (вестники смерти) и полные экспрессии мотивы струнных и флейт – последний отчаянный плач-протест против надвигающейся катастрофы. Кажется, что все кончено. Но после паузы, без всякого перехода и без подготовки звучит дивная побочная партия. Ее постепенным уходом, мерным движением на фоне отрывистых нисходящих звуков заканчивается первая часть.

2 часть D-dur – лирико–психологический вальс;

Вторая часть. Allegro con grazia. Эта часть являет собой необычный вальс. Его необычность в том, что она не трехдольный, как всякий вальс, а пятидольный (на 5/4).

Он резко контрастирует с предыдущей частью. Року, неизбежности, ужасу смерти противопоставляется красота, обаяние молодой жизни. Его мелодия грациозна, изящна, порой даже кокетлива. Меланхолично капризное танцевальное движение с оттенком стилизации. В среднем разделе – трио – появляются скорбные элегические интонации: «вздохи», звучащие на фоне повторяющегося на протяжении всего раздела одного единственного звука – ре в басу. Они вызывают ассоциацию со скорбной музыкой начала симфонии и одновременно предвосхищают траурный финал. Но возвращается внешне безмятежный вальс. Лишь в коде вновь появляются грустные интонации.

3 часть G-dur – скерцо-марш, продолжающее драматическое развитие основной идеи;

4 стр., 1646 слов

П.И. Чайковский Симфония №6 «Патетическая»: история, видео, содержание

... 6 симфонии строится на ярких контрастах. Постоянная, довольно резкая смена аффектов, как между частями, так и внутри них, позволяет слушателю не только глубоко проникнуться в смысл сочинения, ... часть – Allegro с медленным вступлением Adagio. II часть – Пятидольный вальс. III часть – Скерцо-марш. Финал – Adagio lamentozo. Музыкальный текст симфонии ... по Европе Чайковский загорелся идеей ... на жанр марша и ...

Третья часть. Allegro molto vivace. Эмоциональная передышка кончилась. В третьей части мы ощущаем дыхание самой жизни с ее стихийной силой. Это воплощение враждебного человеку начала, оно уничтожает все светлые надежды и устремления. Постепенно разнообразные мотивы и движения кристаллизуются в марш. Он все подчиняет себе, разрастаясь в колоссальную грозную силу. Примечательно, сколько различных смыслов находили разные слушатели в этой музыке. В исследованиях о симфонии эта часть получила разнообразные характеристики и толкования: «лёт злой силы», «”ночной смотр” с победоносным наплывом “тьмы тем” неведомых духов», «олицетворение полета Икара к солнцу» или прямо противоположное: «образ торжества человеческой воли», «героический марш». Как прав был Чайковский, когда утверждал, что «Программа эта самая, что ни на есть проникнутая субъективностью». Содержание и смысл этой части до сих вызывают споры.

4 часть h-moll – траурно-погребальный финал.

Четвертая часть. Финал. Adagio lamentoso.3 Andante. Вопреки традиции симфония завершается медленно траурно-погребальной музыкой. Первоначально Чайковский хотел закончить симфонию траурным маршем, но, в конце концов, счел, что сопоставление двух маршев (первый – в предыдущей части) воспринималось бы как художественный просчет. В результате, он написал финал в характере скорбного монолога-реквиема. Возникает параллель с «Lacrimosa» из Реквиема Моцарта. Финал начинается как скорбная песнь о разбитых надеждах и даже, быть может, больше – о погибшей жизни. Поразительна главная тема: это почти та же тема, что и в побочной партии первой части. Она начинается теми же звуками, в ней те же интервальные ходы. Но песнь эта не допета. Такое впечатление, что не хватает сил. Она сникает трагически. Вторая тема, более светлая, на фоне трепетного аккомпанемента, также заимствована – из побочной партии первой части. Создается впечатление, что финал основан на отдельных мотивах темы, символизировавшей в начале симфонии прекрасный и, как оказалось, недостижимый идеал. Постепенно звучание замирает, истаивает. Завершился жизненный круг. Все растворилось в небытии.

Творчество Чайковского, крупнейшего симфониста, гениального музыканта, драматурга и лирика – одна из вершин мирового реалистического музыкального искусства. П.И. Чайковский создал замечательные произведения в самых различных родах музыки.

Разумеется, Чайковский, как и всякий большой художник, был натурой трагической. Трагизм заключается, однако, в самой природе искусства, в созерцании смертности и ничтожности земного человеческого удела. И ярче всего этот трагизм проявился в Патетической симфонии. Множество трактовок различными исследователями сходятся в одном: суть произведения — в драматическом противостоянии добра и зла, во взаимоотношениях человека и художника с Богом, с миром, с обществом и самим собой.

3 стр., 1433 слов

Русский народный хоровод как часть русской традиционной культуры

... В своей книге Заикина описывает областные танцевальные особенности. 3 Глава I. Особенности русской народной танцевальной культуры 1.1 Истоки возникновения народного танцевального творчества Народное творчество - ... основами русского народного танца. Весь материал в книге делится на две части. В первой части рассматриваются основные виды русского народного танца, их систематизация, форма построения и ...

Эту идею композитор воплощал в различных жанрах, передавал ее очень яркими оркестровыми и инструментальными средствами, чтобы она произвела на слушателя неизгладимое впечатление, чтобы не прошла мимо слуха, чтобы люди поняли основную концепцию — идею борьбы добра и зла, фатальности происходящего.

Конфликт отразился и на уровне формы: конструкция Шестой симфонии не обычна и не похожа на конструкции всех остальных симфоний. Симфония заканчивается медленной частью, похоронным маршем в момент триумфа – вместо торжествующего финала…

А что, если поменять местами 3-ю и 4-ю части, чтобы после разочарования прозвучал жизнеутверждающий марш?

Так поступал мэтр Тосканини, которого трудно упрекнуть в любви к Чайковскому и понимании его музыки. Так поступил Р. Пети при постановке балета «Пиковая дама» на музыку 6 симфонии.

Но как бы тяжело не воспринималась «Патетическая», замысел автора был именно таким — все кончается смертью, «черной дырой», и выхода нет никакого. Причем, не просто смертью банальной, что описана Толстым в «Смерти Ивана Ильича», а смертью на взлете, в момент высшей славы.

Уже упоминаемого нами Римского-Корсакова, после того, как он на лекции по музыкальной форме сказал, что симфония должна заканчивается бурным финалом прервали вопросом: «А как же последняя часть 6-й симфонии Чайковского?». И не задумываясь Николай Андреевич ответил следующее: «Исключения возможны, если они гениальны».

Заключение:

Два открытия, касающихся всей русской жизни, сделал Чайковский в первой части Шестой симфонии. Первое – бесконечная катастрофичность существования, когда за одним несчастьем следует еще большее. Не такова ли судьба многих героев русской литературы, и не такова ли судьба России, состоящая из череды трагедий? Такой «цепной катастрофичности» европейский романтизм не знал. И второе: яд обреченности, ген злосчастья, который врос в плоть и кровь русского человека, сводя на нет его прекрасные порывы. Едва ли не все герои русской литературы – жертвы не столько обстоятельств, сколько собственного прекраснодушия, неверия и апатии. Такого слияния, схождения героя и Фатума в европейском романтизме не было. Вот почему страдание Шестой беспредельно – от него веет безысходностью. И так же как Достоевский, композитор будто пытается поклониться этому страданию, испить горькую чашу вместе с героем, словно предчувствуя всю бездну несчастий, через которые уже вскоре судьба поведет Россию.

Сила мысли, и глубина выражаемого чувства делают Шестую симфонию произведением особым, уникальным. Уже более столетия звучит она, и впечатление, производимое ею, не ослабевает до сих пор…

22 стр., 10820 слов

Некоторые особенности переложения симфонических произведений ...

... переложения симфонических партитур для ОРНИ, опираясь на практический пример. В качестве примера был выбран финал Симфонии №2 П.И. Чайковского. ... литературы, посвящённой ... оркестрового состава, после чего следует работа над оркестровой тканью. 1. Биография П.И. Чайковского. Творческий портрет композитора П.И. Чайковский ... Чайковского. Мальчик рано начал подбирать на фортепиано ... для оркестра русских ...

Многие персонажи русской литературы напоминают героя Шестой Чайковского. Они мечтательны, инфантильны и не склонны к практической жизни: Лаврецкий из «Дворянского гнезда», чеховский дядя Ваня, барон Тузенбах из «Трех сестер», Константин Треплев из «Чайки» — типичные неудачники. Но сколько в них нерастраченных сил, сколько любви, какое душевное богатство заключено в этих людях, проживших такую нелепую жизнь. Шестая Чайковского — их музыкальная исповедь и памятник им всем.