П.И. Чайковский Симфония №6 «Патетическая»: история, видео, содержание

Сочинение

П.И. Чайковский Симфония №6 «Патетическая»

Чайковский Симфония №6 Патетическая

Шестая симфония является завершающей композицией в творчестве . Сочинение входит в число лучших произведений эпохи романтизма и не теряет собственной актуальности и в наше время.

Симфонии №6

История создания «Патетической симфонии»

В последние годы жизни ощущал особенный упадок сил. В собственных письмах он признавался, что желает сочинить последнюю симфонию, которая могла бы стать обобщающим итогом его деятельности и творческого пути. Длительный поиск сопровождал автора на протяжении двух лет. Композитор даже сочинил несколько частей симфонического произведения, носившего наименование «Жизнь». К сожалению, автор решил полностью изменить замысел и сменить оптимистический настрой на трагедийную концепцию, в результате чего практически готовая композиция была полностью уничтожена.

Во время путешествия по Европе Чайковский загорелся идеей о сотворении произведения, имеющего такой программный замысел, который останется настоящей тайной для слушателей. Композитор намекал слушателям, что программа будет субъективной, то есть носить в себе код личностных переживаний.

В новых краях Петр Ильич длительное время мысленно продумывал развитие композиции. Музыка переполняла его душу и заставляла плакать, о подобной сентиментальности творец признавался в собственных письмах.

Симфонии  1

В феврале, по возвращению домой, работа над созданием началась довольно стремительно. Буквально за четыре дня была полностью написана первая часть. Было положено начало второй части, но из-за отъезда в Москву, чтобы дать авторский концерт, работу пришлось отложить. Спустя несколько дней, по возвращению, началось сочинение третьей части. И вновь отъезд в Москву. Лишь в марте удалось вернуться к композиторскому делу. К концу первого весеннего месяца черновой вариант был готов.

В десятых числах августа партитура была полностью готова и отдана на роспись партий.

Необходимо отметить, что автор никому, кроме ближайших людей, не рассказывал о замысле сочинения 6-й симфонии, вплоть до момента окончательного завершения чернового варианта. После, в письмах он признался, что в творческом порыве избавился от предыдущей симфонии, а теперь написал совершенно другую музыку, которую никогда не подвергнет той же участи.

22 стр., 10820 слов

Некоторые особенности переложения симфонических произведений ...

... переложения симфонических партитур для ОРНИ, опираясь на практический пример. В качестве примера был выбран финал Симфонии №2 П.И. Чайковского. ... оркестрового состава, после чего следует работа над оркестровой тканью. 1. Биография П.И. Чайковского. Творческий портрет композитора П.И. Чайковский ... жизнь любимой пьесой Чайковского. Мальчик рано начал подбирать на фортепиано услышанную музыку, проявляя ...

Звание гения классической русской музыки подразумевало ведение довольно быстрой, суетливой жизни с множеством поездок, поэтому оркестровку пришлось отложить на довольно длительный срок. Его творческое турне включало в себя не только такие города России, как Москва, Нижний Новгород и Санкт-Петербург, но и европейские столицы: Париж, Лондон и Берлин.

В середине июля Чайковский вернулся в Клин и принялся оркестровать. Процесс инструментовки занял большее количество времени, чем предполагалось. Проблема заключалась в том, что спустя годы работы в амплуа композитора, Петр Ильич стал более требовательно относиться к собственному труду.

Премьера

В октябре 1893 года в Петербурге состоялась премьера произведения. За дирижерским пультом главенствовал сам автор. Нельзя сказать, что публика была очарована новым сочинением, что весьма огорчило русского классика. Он возлагал на эту музыку большие надежды, которые не смогли оправдаться при его жизни.

Трагическая и внезапная смерть композитора сыграла особенную роль в осознании истинного смысла музыки. Через некоторое время после прощания с автором, произведение прозвучало еще раз под руководством Эдуарда Направника, музыка была оценена по достоинству и признана одним из лучших симфонических произведений эпохи.

Интересные факты

  • Первоначально композитор хотел сочинить симфонию, имеющую программное название «Жизнь». Концепция произведения должна была быть выдержана в самом жизнерадостном духе. В итоге замысел было трудно реализовать, и композитор разжег практически сочиненной партитурой камин.
  • Сочинение посвящается племяннику Владимиру Давыдову, об этом автор написал в письме для Володи, на которое любимец Чайковского так и не ответил.
  • Лишь узкий круг людей знали, что ведется работа над сочинением Шестой симфонии.
  • Название «Патетическая» предложил его родной брат Модест.
  • Первая часть была сочинена в рекордно короткие сроки, всего за 4 дня.
  • Перед началом работы над композицией, на первой странице автор отметил «Господи, благослови», а на последней странице было начертано «Господи, благодарю тебя! В этот день я завершил черновой эскиз».
  • Автор считал, что данное произведение является его гордостью, потому что, без преувеличения, он вложил в него всю свою душу.
  • Вступление к Первой части, являющееся зерном монотематизма, было сочинено в последнюю очередь.
  • Музыкой III части была открыта Олимпиада 80 в Москве.
  • Чайковский цитировал в произведении церковную панихиду «Со святыми упокой».
  • Впоследствии, Первая часть будет полностью переписана, а первоначальный материал будет использован для реализации Третьего фортепианного концерта, сочинявшегося в это же время.

Содержание «Патетическая»

10 стр., 4534 слов

Автор произведения соавторство

... Если имеет место делимое соавторство, т.е. каждый из соавторов является автором части произведения, которая может быть выделена из созданного в соавторстве произведения и может использоваться самостоятельно, ... то же время созданным в соавторстве может признаваться даже произведение, состоящее из отдельных частей, каждая из которых имеет собственного автора, например учебник, отдельные главы ...

Шестая симфония является одним из немногих произведений, затрагивающих вечную философскую тему жизни и смерти. Автор хотел дать возможность слушателю придумать собственную историю, поэтому предпочел отказаться от явной программности. Тем не менее нельзя отрицать субъективную авторскую сторону, заложенную в каждом такте произведения от начала до конца.

В десятых числах августа партитура была полностью готова и отдана на роспись партий  1

Классическая для жанра симфонии четырехчастная форма позволяет отразить трагическую драматургию.

  • I часть – Allegro с медленным вступлением Adagio.
  • II часть – Пятидольный вальс.
  • III часть – Скерцо-марш.
  • Финал – Adagio lamentozo.

Музыкальный текст симфонии предоставляет наличие достаточно большого количества темповых изменений, которые зачастую могут привести к тому, что форма будет разваливаться и не будет единого впечатления. Но Чайковский сумел избежать подобного исхода, благодаря введению монотематизма. Уже в интродукции зашифрована информация для развития не только первой части, но и всей симфонии. При этом тему интродукции нельзя назвать лейтмотивом, так как в произведении она появляется единожды, но она дает интонационную основу для последующих тем, в том числе и IV части.

Конфликт был исчерпан еще в I части произведения. Мрачное вступление в темпе Adagio помогает оттенить экспозиционный раздел, включающий в себя Главную тему, в основе которой лежат скрытые интонации жалобы из интродукции. Тем не менее тема взволнованная, но не напряженная, сопоставлена по характеру с Побочной темой. Эмоциональная температура возрастет при повторном проведении Главной темы, тогда она поменяет собственный характер.

Аккорд tutti – это мысль, которая несет в себе индивидуальную трагедию. Разработочный раздел включает в себя две волны, приводящие к кульминации:

  • I волна опирается на жанр марша и имеет судорожный характер.
  • II волна представляет собой фугатто.

Внутреннее давление продолжает нарастать, краски сгущаются. Это трагедия внутреннего сознания, нет контрдействия, судьба не стучала в двери. Проблема рождается в монологе и она заполняет внутренний мир человека, постепенно разрушая его. Обнаружение конфликта находится на грани построений. Напряжение нарастает до предела, в кульминации происходит «инсульт», звучит православная панихида «Со святыми упокой». На аритмичном басу у деревянно-духовых инструментов формируются интонации вздоха и плача. Небольшая кода построена на предыдущих интонациях и является логичным завершением части.

Классическая для жанра симфонии четырехчастная форма позволяет отразить трагическую драматургию  1

3 стр., 1089 слов

Нравственные идеалы в произведениях духовной музыки. учащихся

... Тексты сочинений духовной музыки могут быть как каноническими (например, католическая месса), так и свободными, написанными на основе или под влиянием священных книг. Многие композиторы в своих произведениях ... музыка- это музыкальные произведения, связанные с текстами ... году основана Александро-Невская ... музыка». Духовная музыка благоприятно влияет на душу человека, делает его более возвышенным и духовно ...

Если I часть является внутренним эмоционально-мысленным процессом, то II и III части – это пространство реального мира, действительности, со всеми положительными и отрицательными сторонами.

Финал не дает ни единой надежды на появление оптимистического завершения. Развязка трагедии, произошедшей в I части находит реализацию именно в финале. Погружение в бездну, безысходность позиционируется, как отсутствие счастья. Постепенно звучность уменьшается, ничего уже не изменить.

Классическая для жанра симфонии четырехчастная форма позволяет отразить трагическую драматургию  2

С точки зрения именно трагедийной концепции можно рассматривать части под следующим углом:

  • I часть – Размышление о жизни и смерти.
  • II часть – Поэтический мир лирического героя.
  • III часть – Скерцо зла, насмешка судьбы или праздник жизни, на котором человек является лишним звеном.
  • IV – трагическая развязка произведения.

Музыка 6 симфонии строится на ярких контрастах. Постоянная, довольно резкая смена аффектов, как между частями, так и внутри них, позволяет слушателю не только глубоко проникнуться в смысл сочинения, но и пережить ряд психологических состояний от абсолютного чувства окрыленности до полнейшего упадка сил и растерянности. Строго выдержанная классическая форма композиции позволила сделать произведение чрезвычайно интересным для изучения.

Музыка «Патетической симфонии» в кинофильмах

Нет такой ситуации, которую не смогла бы выразить музыка 6 симфонии. Эмоциональная амплитуда произведения потрясает своей широтой, возможно, именно по этой причине, режиссеры и продюсеры так активно используют музыкальный материал в качестве дополнительного эмоционального воздействия.

Музыка «Патетической симфонии» в кинофильмах

  • Государство против Фрица Бауэра (2015);
  • Полная рамка (2015);
  • Бункер (2011);
  • Менталист (2011);
  • Инспектор Беллами (2009);
  • Дафна (2007);
  • Авиатор (2004);
  • Особое мнение (2002);
  • Анна Каренина (1997);
  • Вдаль уплывают облака (1996);
  • Шоу Рена и Стимпи (1995);
  • Ангел за моим столом (1990);
  • Девушка со спичечной фабрики (1990);
  • Ариэль (1988);
  • Морис (1987).

Концепция произведения открыла новые грани для творчества романтиков. Последнее масштабное сочинение навсегда останется отражением внутреннего мира творца. Жизнь или смерть, быть или не быть – это решение, это мысль, зарождающаяся в нашем сознании и дающая нам, либо силы на преодоление, либо трагедийный исход.

6 стр., 2889 слов

Музыкальные жанры. Симфония — МУЗЫКА — Ы — ...

... симфония, пример — Симфония № 21 Н. Мясковского.) Симфония всегда заключает в себе много музыкальных образов, идей и тем. Они так или иначе распределяются между частями, ... залов. Инструменты симфонического оркестра 2. Поскольку симфония многочастное произведение (трех-, чаще четырех-, а ... Д. Д. Шостаковича 1. Симфония — самая монументальная форма инструментальной музыки. Причем это утверждение ...

Петр Ильич Чайковский «Патетическая симфония»