Русский народный хоровод как часть русской традиционной культуры

Курсовая работа
  1. В своих лекциях Аникин В.П. Теория фольклора – определяет понятие фольклор, Фольклорное искусство: основные признаки, виды и особенности его функционирования
  2. Бачинская в книге «Русские хороводы и хороводные песни» знакомит с историей возникновения русского народного хоровода, освещает тематику хороводных песен, дает характеристику игровых, хороводных и плясовых песен, устанавливает их место среди других видов песенного фольклора.
  3. Книга К. Я. Голейзовского отличается богатством «натурального» материала — в этом сила и значение ее описательной части. Страстность Голейзовского-собирателя родилась на благородной почве патриотизма и гражданственности. Упорный труд в разысканиях и душевная щедрость, с которой автор делится своими знаниями, порождены — и это чувствуется в книге — стремлением художника, преданно любящего Россию, русский народ, русское искусство, показать воочию, как богато и прекрасно национальное народное творчество.

2

  1. Климов А. А. «Основы русского народного танца»

Учебник знакомит с основами русского народного танца. Весь материал в книге делится на две части. В первой части рассматриваются основные виды русского народного танца, их систематизация, форма построения и различная манера исполнения. Во второй — разбираются основные элементы русского народного танца, описывается методика и дается характер их исполнения.

  1. И.А. Заикина. «Областные особенности русского народного танца»

В своей книге Заикина описывает областные танцевальные особенности.

3

Глава I. Особенности русской народной танцевальной культуры

1.1 Истоки возникновения народного танцевального творчества

Народное творчество — процесс создания произведений, отражающих особенности мировоззрения и эстетических идеалов определенного народа (этноса).

23 стр., 11102 слов

Народный сценический танец как фактор сохранения традиций

... работа по исследованию роли обучения народно- сценического танца как фактора сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры. Задачи следования 1. На основе анализа педагогической литературы определить основные термины и понятия по ...

Все в народном творчестве — выбор материала, приемы обработки, содержание и форма — определяется существующей художественной традицией, художественным каноном. Все это, а также единство представлений об идеальной форме, орнаменте, колорите и технологии — составные части канона. Предметы, явления, создаваемые в рамках народной традиции, художественного канона, — реальное воплощение народных представлений о «прекрасном». Поскольку образ, или «модель», мира — итог, результат совокупного сознания общества, включающего фрагменты личных и групповых моделей, то творческие достижения одного человека, мастера становятся достоянием всех. Носителями и хранителями положений художественного канона являются мастера-художники, мастера-ремесленники, передающие из поколения в поколение свои знания, умения, опыт путем обучения и воспитания молодежи. Из века в век народное творчество отбирает и шлифует накопленный опыт, сохраняя лучшее, создавая поистине совершенную технологию, формы, орнамент, колорит. Со временем все это обретает характер традиции, освященной «заветами предков».

В традиционной, культуре нет понятий «свобода творчества», «творческая личность» и «самовыражение творческой личности» как координат развития. В этом принципиальная особенность работы мастера: подмастерья или ученики работают по шаблону, создавая только копии; мастер же каждый раз создает именно оригинальное произведение, варьируя образ, находя для него новые краски, но одновременно воссоздает в предмете

4

(как море — в капле воды) картину мира, отражающую определенный общественный и бытовой уклад; в своей работе мастер всегда следует определенным правилам, так как только в этом случае он может создать произведение, соответствующее идеалу.

Бытовое русское народное танцевальное творчество своими корнями уходит в недра первобытнообщинного строя. С древнейших времен наши предки регулировали свою жизнедеятельность особыми обрядами, которые представляли собой коллективное совершение определенных действий, сопровождаемых пением, словом, драматической игрой, телодвижениями. Это обряды трудовые и семейные.[1]

Из трудовых до нас дошли обряды земледельческие или календарные, определявшиеся сельскохозяйственными работами в течение всего года. Целью календарных обрядов было магическое воздействие на окружающий мир, землю, силы природы, вызванное стремлением предохранить себя от стихийных бедствий, неурожая, падежа скота т. п. Календарные обряды были двух циклов: связанные с подготовкой урожая (обряды зимнего и весенне-летнего цикла) и уборкой его (обряды осеннего цикла).

Обряды первого цикла должны были воздействовать на плодородие земли и обеспечить будущий урожай (святочные, масленичные, троицко-семицкие, купальские обряды).

Обряд второго цикла сопутствовали непосредственно уборке урожая (жнивные обряды).

Семейные обряды связаны с событиями в жизни отдельного человека — рождением, вступлением в пору зрелости, созданием семьи, смертью. До нас дошли родильные, свадебные и похоронные обряды. Цель семейных обрядов состояла в предохранении себя от порчи, болезней, от воздействия различных враждебных сил, в обеспечении личного и семейного благополучия.

В процессе исторического развития многие обряды претерпели изменения. На них оказала большое воздействие христианская религия. Она

5

пыталась запретить некоторые обряды, повлиять на их содержание и форму. Стремилась совместить даты отправления народных обрядов и церковных праздников. Тем самым придать им христианский характер. В результате первоначальный смысл многих обрядов, исчезнувших сравнительно недавно или частично еще существующих, неясен или забыт.

15 стр., 7159 слов

Художественное своеобразие изображения природы и человека в творчестве ...

... есть природа: храм или раба человека? 1. Автор и место темы в его творчестве Первые шаги Виктора Астафьева в литературе ... в действительность в необозримо широком диапазоне ее проявлении. В личности и судьбе Виктора Астафьева, в складе мысли и словесной манере угадывается русская ... «Васюткино озеро», «Зорькина песня» и другие. Хотя цикл этих рассказов нельзя назвать автобиографией писателя, написаны они, ...

Древние обряды или остатки их ценны для нас как свидетели «седой древности», составляющие основу всего позднейшего развития народного творчества. Анализируя их, сопоставляя с данными других наук, изучающих древнее общество, сравнивая с творчеством родственных народов, проводя параллели с зафиксированными произведениями русского фольклора, можно представить себе картину становления отдельных видов народного искусства, передачи традиций от одного поколения к другому.[4]

Считается, что хоровод — самая древняя форма русского народного танцевального творчества. Однако даже поверхностное знакомство с тематикой русских хороводов говорит об их достаточно позднем происхождении. В хороводах человек выступает уже как социальный тип, отображается в свете взаимоотношений с обществом, в то время как в обрядах человек выступает еще, не отделившись от природы. Это говорит о том, что русский народный хоровод — результат более усложненной культуры. Ему предшествовали ранние, начальные виды древнего танцевального творчества, в частности, обрядовые пляски.[1]

В древних русских обрядах и обрядовых плясках проявились формы мышления, свойственные тому времени. Это анимизм и магия. Анимизм есть одухотворение природы по аналогии с живыми существами, представление о том, что за каждым предметом природы скрывается невидимый дух, что каждый предмет — живой. В связи с анимизмом возникают и магические представления — вера в силу слова, ритма, пластического действия,

6

телодвижения, при помощи которых можно якобы влиять на силу природы и вызывать желательные для человека результаты: удачу на охоте, богатый урожай, приплод скота, укрепление здоровья и т. д.[1]

В основе обряда, обрядовой пляски лежит принцип аналогии — вера в получение власти над предметом через овладение его внешним образом. Охотничья магия направлена на овладение образом зверя. Ее цель — обеспечить удачную охоту. Центром охотничьей пляски была имитация промыслового зверя. Поскольку имитация воспринималась как реальность (как реальный зверь), то и действия участвующих в пляске, совершаемые вокруг имитируемого зверя (например, загон, ловля и т. п.), мыслились как происходящие в действительности.[1]

В центре земледельческой пляски была имитация явлений природы, животных и птиц, трудовых процессов. И здесь человек воображаемое принимает за действительное, подобным желая достичь подобного. Хороня чучело Масленицы, Костромы (или сжигая их), он представлял, что хоронит зиму. Имитацией полета птиц хотел вызвать прилет настоящий птиц. Воспроизводя трудовые процессы, надеялся получить богатый урожай.

В обрядах и обрядовых плясках человек закреплял приобретенные знания и навыки. Не имея возможности осмыслить тот или иной результат своих действий, он объяснял его влиянием добрых или злых сил. Для получения желаемого результата старался повторить действия в том порядке и воспроизвести его в той обстановке, которые принесли ему удачу, то есть, так, как, по его представлению, было угодно добрым силам. Так закреплялись обрядовые пляски, передаваясь следующему поколению.[2]

6 стр., 2515 слов

Человек и природа в творчестве М.М. Пришвина

... освещена проблема отношений между человеком и природой. В этих произведениях Пришвина прослеживается пристальное внимание к миру, вглядывание в цветок, в круги на воде, в молодые еловые иголки и ощущение кровного с ... природы или повадки животных, что в воображении детей сразу рисуется их яркий образ, дети наяву слышат, как поют птицы или шумят листья на деревьях. Особенности творчества М.М. Пришвина ...

Но первобытный человек жил не только в сфере иллюзий, магии, действительность, окружавшая его, требовала каждодневных усилий. Нужно было идти на охоту, пахать, сеять, молотить, сама жизнь заставляла его

7

действовать и мыслить материалистически.

Подражая зверю, человек стремился и к практической цели, например для охотничьей маскировки. Чтобы легче подкрасться к зверю или птице на охоте, охотник старался подделаться под их внешний вид. Кроме того охотничья пляска служила своего рода тренировкой перед настоящей охотой. В пляске изображался зверь, его движения, повадки. Зверь убегал от преследователей. Те искали его следы, преодолевал различные препятствия, настигали и убивали. Участвующие в такой пляске получали, можно сказать, необходимую закалку, отрабатывали и закрепляли полезные навыки.[2]

Изображения сцен охоты, рисунки зверей и фигурки животных, украшения из костей найдены археологами во многих местах Российской Федерации. Наиболее известные, например, в районе с. Костенки (Воронежская область), где с 1879 года ведутся раскопки. До настоящего времени здесь найдены двадцать три стоянки с остатками древних жилищ, Собрано много каменных и костяных украшений, а также фигурки животных и женские статуэтки, вырезанные из камня и кости. Или в верховье Дона (с. Гагарино Липецкой области).

Стоянка открыта в 1926 году. Обнаружены кости различных животных (мамонта, носорога), кремневые и костяные орудия, украшения из зубов животных, женские статуэтки из бивня мамонта. В Каповой пещере (Южный Урал) в 1959 году были обнаружены выполненные краской контурные и силуэтные изображения мамонтов, лошадей, носорогов, различные схематические знаки и антропоморфные фигуры.[2]

Стоянки в Костенках, Гагарино, рисунки в Каповой пещере датируются эпохой верхнего палеолита, раннемадленским периодом. Это примерно около пятнадцати тысяч лет до н. э. В то время наши первобытные предки жили охотой. Вполне вероятно, что они имели свои охотничьи обряды,