Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова (кратко)

Сочинение
  • Булгаков
  • Тема творчества в романе Мастер и Маргарита

«Мастер и Маргарита» одно из самых интересных произведений Булгакова, которое таит в себе множество загадок. Роман писался не один год, в нем заключены множество различных тем. Творчество — одна из основных тем произведения, которая раскрывается на протяжении всего романа и раскрывается с различных ракурсов.

В романе обозначены три главных героя, связанные с творчеством, это Берлиоз, поэт Бездомный и главный персонаж произведения Мастер. Это три совершенно разных типа людей. У ни разные судьбы, они ведут разный образ жизни. И отношение к тому что они делают тоже имеет свою разницу.

В начале книги читатель знакомится с Берлиозом, для которого творчество является славой и признанием. В творчестве Берлиоз находит свое развитие, признание и продвижение по службе. Он всегда стремился получать награды и звания. Государство требует о него бдительности, чтобы он развивал и продвигал идеи партии. По этой причине произведения Бездомного не имеют никакой художественной ценности.

Поэт Бездомный, старался относиться к своему делу очень трепетно, он мечтал о наградах. Но в паутине лжи и притворства запутывается и в итоге его произведения теряют свою суть, и становятся все под шаблон заказа. Конечно же он не сразу осознает это и по итогу он решил прекращать писать. Он признается что под давлением Берлиоза его произведения просто чудовищны. Он считает, что в его стихотворениях нет творчества, а существует лишь давка на сознание читателя.

Мастер, наверно единственный человек во всем мире, которого можно назвать творческой личностью. Именно так называла его возлюбленная Маргарита. Его книгу она считала величайшим творением. Критики не видели в его произведении политического смысла, поэтому не принимали его, что в итоге уничтожило веру Мастера в себя. У Мастера опустились руки, он перестал раскрывать свой талант. По итогу он просто уничтожил свое творение. Но как известно рукописи не горят.

Михаил Булгаков этим произведением показал читателю настоящее и ложное творчество. Поэт Бездомный осознал для себя какой он поэт, и какие произведения он пишет. Берлиоз закончил жизнь трагической гибелью, так и не осознав ошибок своего суждения. Мастер же наконец обретает покой. Этим произведением Михаил Булгаков, раскрывает читателю три примера. И только промер мастера является поистине настоящем, именно он остается верным своему делу.

13 стр., 6137 слов

Одиночество в романе Мастер и Маргарита, Булгаков. : Одиночество ...

... раскрывается проблема одиночества в романе «Мастер и Маргарита», мы будем двигаться в нашем анализе от одного героя к другому. Проблема одиночества Проблема одиночества – одна из магистральных в романе. Центральные образы этой темы – Понтий Пилат, Маргарита, параллельные линии Иешуа и Мастера, Левия и Бездомного. ...

Истинное и ложное творчество

Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита» (сочинение с таким названием часто пишут школьники) является одной из самых главных. Произведение содержит в себе конфликт истинного и ложного творчества. Автор относился к этому вопросу очень болезненно. Не случайно исследователи полагают, что Мастер – прототип самого Булгакова.

Главной достопримечательностью Москвы был огромный ресторан, в котором подавали судачков, стерлядь, яйца-кокот. Члены МАССОЛИТа заботились главным образом о своей сытости, а не о качестве духовной пищи.

Сюжет произведения и его герои

За приключениями главных персонажей скрыты такие основные темы, как контраст добра и зла, любовь, вечность и бессмертие души. При жизни писателю не удалось опубликовать свой роман. Впервые он вышел в печать в 1966 г., а это через 26 лет после смерти автора.

Краткое содержание

Берлиоз и Иван Бездомный гуляли на Патриарших прудах, где встретили Воланда, который, оказалось, был сатаной. Маг путешествует вместе со своей свитой, состоящей из кота Бегемота, Азазелло, Геллы, Коровьева.

Берлиоз и Бездомный спорили о существовании Иисуса Христа. Воланд подтвердил этот факт, а также сказал, что Берлиоз скоро останется без головы, а Бездомный будет болен шизофренией. Так все и было на самом деле.

Маг поселился в одной квартире с директором театра — Лиходеевым, и заключил с ним договор о том, что выступит со своей программой в театре. Помимо этого, Коровьев дает взятку председателю жилого товарищества, чтобы тот позволил снять квартиру. Вечером этого человека арестовали за сокрытие иностранной валюты.

Воланд выступает в театре и испытывает своих зрителей, кидая им червонцы, которые впоследствии превращаются в обычные бумажки. Женщинам предлагает сменить наряды, но после концерта все новое одеяние исчезло.

В психлечебнице Бездомный познакомился с Мастером, который после выигрыша в лотерею поселился в подвале и начал писать там свою книгу. Герой познакомился с Маргаритой и влюбился в нее.

Мастер отнес в редакцию свою рукопись, но ее не напечатали, раскритиковали, да вдобавок обвинили в распространении христианства. Разочаровавшись, автор решил уничтожить свою работу, но возлюбленная успела спасти ее, вытащив из печи. Маргарита отправилась на разговор с мужем и забрала рукопись с собой. Вскоре Мастера забрали какие-то люди. По возвращении домой он увидел новых жильцов, и из-за этого попал в психиатрическое отделение. Герой не смог справиться с критикой, и у него были видения.

Маргарита получила приглашение на бал, за ее приход ей пообещали рассказать про Мастера. Натеревшись кремом, который получила вместе с приглашением, девушка поняла, что теперь может летать на метле и отправилась на мероприятие к самому сатане. Там она была хозяйкой бала, причем все девушки и она были обнажены. Благодаря сатане девушка встретила своего возлюбленного.

3 стр., 1327 слов

Характеристика и образ Ивана Бездомного в романе Мастер и Маргарита Булгакова

... аналогию между «единственным учеником» Мастера и Левием Матвеем. Характеристика и образ Ивана Бездомного в романе Мастер и Маргарита Несколько интересных сочинений Если бы была возможность выбирать ... соблазнился и запутался. Сочинение Иван Бездомный и его духовная эволюция Произведение М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» начинается сценой диалога, участие в котором принимают поэт Иван Бездомный и ...

Бал закончился пожаром, а Воланд смотрел с крыши на Москву и прощался с ней. Рядом с ним появился Левий Матвей, который сообщил, что Мастер и Маргарита заслужили покой. Он предложил забрать их с собой. Любовная пара находилась в этот момент в квартире Мастера, с ними был Азазелло, который угощал их вином. Напиток был отравлен. В этот же момент умерла женщина на Арбате, а в больнице — безымянный больной. Пара унеслась вдаль вместе с сатаной и его командой.

Действующие лица , В «Мастере и Маргарите» Булгаков представил следующих главных лиц:

  • Мастер;
  • Маргарита;
  • Воланд со своей свитой.

Основные среди них:

  • Берлиоз и Бездомный;
  • литературные критики;
  • [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/obraz-mastera-i-tema-tvorchestva-v-romane-master-i-margarita/

  • работники Варьете.

Воланд — сатана. Он повелевает тьмой и является воплощением зла. При этом герой творит благие дела и может быть справедливым. Он считает себя судьей, который осуждает людей за их деяния, думает, что ему позволено наказывать или поощрять за содеянное.

Мастер — персонаж без имени, Маргарита — очень храбрая

Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита». Образ мастера

Мастер изображен автором как истинный творец, который, как это обычно бывает, не может найти понимания среди заурядных писателей, поэтов и редакторов. Произведение Мастера очень психологично, оно показывает тонкости взаимоотношений карающей стороны и осужденного человека, который невиновен, муки совести прокуратора. Гениальный роман Мастера не встретил поддержки со стороны МАССОЛИТа. Гонители автора, движимые завистью, пишут обличительные статьи. Критика доводит Мастера до сумасшедшего дома.

«Тема творчества в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»»

Роман «Мастер и Маргарита» писался на протяжении двенадцати лет. Это произведение стало итоговым в жизни и творчестве Булгакова. Оно раскрывает взгляды писателя на Добро и Зло, Свет и Тьму, Любовь и Ненависть. А также через всю книгу проходит идея подлинной ценности истинного искусства.

В самом начале романа Булгаков знакомит читателя с двумя героями, представителями «пишущей братии». Один из них является председателем правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, редактором «толстого художественного журнала», а другой — поэтом, печатающимся в этом журнале. С первых же страниц произведения Булгаков не скрывает своей иронии по отношению к Михаилу Александровичу Берлиозу: «…и по мере того, как Михаил Александрович забирался в дебри, в которые может забираться, не рискуя свернуть себе шею, лишь очень образованный человек, — поэт узнавал все больше и больше интересного и полезного…».

Налицо «однобокое» образование этого человека, накопленная информация никак не расширила его кругозор. Это еще допустимо в обыденной жизни, но в сфере литературы… А каков руководитель, такова и организация, и мы сразу же можем себе представить уровень журнала, редактором которого является Берлиоз. Недаром в дальнейшем именно МАССОЛИТ будет главными гонителем гения, написавшего шедевр, посвященный Понтию Пилату.

15 стр., 7147 слов

Подвал мастера в романе мастер и маргарита булгакова (описание квартиры мастера)

... искали: анализ 7 главы мастер и маргарита анализ главы 7 мастер и маршарита Источник: http://sochineniye.ru/nehoroshaya-kommunalnaya-kvartira-master-i-margarita-analiz/ «Нехорошая квартира» в романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова Писатель создал ... проблема затронула и одного из главных героев романа — Мастера. Мастер резко отличается от других писателей Москвы. Все чины МАССОЛИТа, одной из ...

Таким образом, Булгаков с самых первых страниц романа медленно подводит нас к одному из главных конфликтов произведения: проблеме истинного и ложного творчества. Для автора эта проблема была особо болезненна, и неслучайно многие литературоведы угадывают под маской Мастера самого Булгакова.

На страницах романа автор показывает нам членов МАССОЛИТа, жалких графоманов, заботящихся только лишь о набивании своего желудка. Страшна силой своей сатиры и злободневности глава «Было дело в Грибоедове»! Большое место в ней отводится описанию ресторана, находящегося на нижнем этаже здания МАССОЛИТа: «…помнят московские старожилы знаменитого Грибоедова! Что отварные порционные судачки!.. А стерлядь, стерлядь в серебристой кастрюльке, стерлядь кусками, переложенными раковыми шейками и свежей икрой? А яйца-кокотт с шампиньоновым пюре в чашечках?» Вот она, главная достопримечательность «храма культуры»!..

Символичен также образ «румяногубого гиганта, золотистоволосого, пышнощекого» Амвросия-поэта. Можно считать его живым воплощением всего литературного общества Москвы. И подобные люди должны владеть умами целых поколений! И уже не смешна нам булгаковская сатира, от нее становится страшно, горько.

Но вот на страницах произведения появляется Мастер. Это истинный творец, настоящий художник. И, к сожалению, вполне естественно, что он не может выжить в подобном обществе. Мастер пишет роман о пятом прокураторе Иудеи Понтии Пилате и бродячем философе Иешуа Га-Ноцри, о страхе, трусости и следующей за ней страшной смерти невинного человека, об ужасных муках совести и вечном проклятии… Это произведение выходит в свет, но массолитовские бездарности не могут оценить его по достоинству. Эти обласканные властью халтурщики способны лишь накинуться на гения всей стаей, как шакалы. Они загоняют Мастера в угол, «забивают» его своей необоснованной критикой, доводят до сумасшествия. Вот судьба настоящего художника!

Но видимо не все гонители Мастера были настолько бездарны, что не смогли оценить настоящий шедевр: «Мне все казалось, — и я не мог от этого отделаться, — что авторы этих статей говорят не то, что они хотят сказать, и что их ярость вызывается именно этим». Боязнь лишится своего теплого, насиженного места не дает им сказать правду.

Тонкая душа художника не может выдержать подобную ложь и несправедливость, он бежит от этой жестокой жизни, перед этим пытаясь сжечь свой уже ненавистный роман. Но «рукописи не горят»! И в этой фразе очень четко выражается позиция Булгакова по отношению к творчеству. Он говорит об огромной ответственности, ложащейся на плечи каждого, кто собирается привнести в мир что-то новое путем печатного слова. Ведь ложь, глупость, жестокость, непорядочность, откровенная халтура рано или поздно наказываются. Есть высшие силы, которые видят все и каждому воздадут по его деяниям.

Воплощением такой силы у Булгакова являются Воланд и его свита. Любимый прием автора, «дьяволиада», помогает восстановить справедливость. В конце романа сгорает Грибоедов, этот рассадник бездарностей и завистников. Здание охвачено очищающим огнем, в котором исчезает вся ложь, халтура, написанная представителями МАССОЛИТа. Естественно, построится новое здание, в котором будут находить себе прибежище все те же пороки «псевдотворцов», но на какое-то время мир станет чуть чище, у истинных талантов есть немного времени, чтобы вздохнуть спокойно.

9 стр., 4361 слов

Сочинение любовь и судьба мастера

... и истинное творчество бессмертно. Роман «Мастер и Маргарита» – один из последних романов М.А Булгакова. Он явился итогом жизни самого автора, чья судьба была похожа на судьбу ... потом восстановил ее по памяти. Роман писателя о всепобеждающей силе любви и творчества впервые был опубликован лишь в ... в произведение. А темы, на которые пишет Иван, совершенно не интересуют его. Мастер пишет роман о Понтии ...

Истинное творчество получило свою награду. Мастер и его возлюбленная заслужили покоя. Все испытания позади, они покидают Москву и это жестокое время навсегда: «Кто-то отпускал на свободу мастера, как сам он только что отпустил им созданного героя». Действительно, что может быть нужно подлинному художнику так, как свобода. Талант не может развернуться во всей своей полноте в душных и сдавливающих горло рамках политической системы. Творчество не должно быть ограничено боязнью оказаться не понятым. Писатель, художник слова должен иметь право на свое мировоззрение, миропонимание.

Любовь и творчество

Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита» связана с темой любви. Чувство Маргариты помогает побороть разочарование в жизни, придает силы. Она верит в то, что роман Мастера – действительно гениальное творение.

Встреча с Воландом превращает Маргариту в ведьму. Чтобы спасти Мастера, она летит на бал Сатаны, который предстает перед читателями как справедливый судья. Он помогает Маргарите вернуть возлюбленного и делает все, чтобы жизненные невзгоды последних дней не волновали их: Мастер больше не числится в клинике, их гнездышко, подвал, снова свободно, пять сгоревших экземпляров рукописи теперь у него в руках.

Кроме того, наверху было решено подарить влюбленным вечный покой и возможность наслаждаться жизнью.

Тема творчества

Эта тема очень важна в этом романе, ведь главный герой – писатель, точней Мастер. Как раз он и является автором второго романа – об Иешуа. Но творец этот не показан изолированно, хотя он и ведёт отшельнический образ жизни, в романе представлены и другие «творцы». Тема Массолита – союза писателей, авторов массовой культуры тоже занимает большое место в произведении.

Мастер интересовался только своим романом, в ещё Маргаритой, которая стала его музой. Они совсем не мешала его творчеству. Что важно, она понимала его… В отличие от критиков. Мастер наивно надеялся, что его роман смогут оценить. Пусть он и о сыне Бога, но в этой истории столько правды психологической, что её должны оценить даже в Советском Союзе. Даже если не поверят в историчность, то оценить слог люди ведь могут. Известно ведь, что Холмса тоже не было в реальности! Но критики, не вчитываясь, просто вылили поток идеологической брани на писателя. И хотя любимая хотела бы оградить его от их зла, но у неё не получилось. Разгромные статьи стали ударом для него. И он даже оказался в сумасшедшем доме. Мастер и до этого говорил, что его мучили приступы страха. Наверное, сейчас бы сказали о панических атаках. Ему казалось, что к нему тянутся холодные щупальца, ему было очень плохо… Да, у творческих людей богатая фантазия, часто расшатанные нервы. Роман, его судьба были самым важным для Мастера. И травля подорвала его здоровье. Хорошо, что в итоге его и спасли из психушки, и дали подарили в компании любимой.

27 стр., 13035 слов

Фантастика и реальность в романе М.А.Булгакова Мастер и Маргарита

... в творчестве писателя становится тема взаимоотношений художника и власти, реализованная им на материале разных исторических эпох: пушкинской (пьеса "Последние дни"), современной (роман "Мастер и Маргарита"). Роман "Мастер и Маргарита" ... 1925)). В том же направлении движется авторская мысль и в сатирической повести "Собачье сердце" (1925 г.; первая публикация в 1987 г.). В названных повестях отчетливо ...

Травили его критики Массолита, но и его работники тоже не приняли бы его в свою компанию. Ведь их ценности очень отличаются от его. Они готовы писать, как строгать – на заданную тему. Без огня, вдохновения, но за зарплату, за питание и дачу. Не могли бы себе и представить, чтобы написать что-то против системы. Они б покрутили пальцем у виска! Даже не сказали бы, что у Мастера есть талант, так как они друг другу там все завидовали. А ещё для них важны звания – народный, заслуженный писатель… Мастер был выше этого.

Вот это литературное творчество, но в романе упомянуто ещё и Варьете. О творчестве там совсем мало говориться. Всё больше показаны работники варьете: бухгалтер, кассир… Представление Воланда сложно отнести к творчеству, хотя Клетчатый вроде и показывал фокусы. Никаких талантливых певиц, танцовщиц… Всё только о деньгах! А ещё работники варьете часто вели нездоровый образ жизни, который ассоциируется, кстати, с творческими людьми. Вот только пить и гулять может любой, а проявить творчество в новой повести или в танце сможет не каждый.

Булгаков говорил о важности творчества, об избранности творца – в своем романе.

Завершение романа

Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита» пронизывает все произведение. Книга заканчивается очень счастливо для Мастера и его возлюбленной. Подлинное творчество одерживает победу над ложным. Мастер и Маргарита покидают то время, в котором они жили, и обретают вечный покой. Мастер находит то, что очень важно для истинного художника, — свободу, не ограниченную рамками политического строя.

Итак, освещена тема творчества в романе «Мастер и Маргарита». Кратко в этой статье мы уже рассказали, как она прослеживается в этом произведении. Теперь обратимся к истории создания романа.

Жанровая композиция повести М. Булгакова «Собачье сердце»

Повесть М. Булгакова «Собачье сердце» построена по «кольцевому» принципу. Изначально мы слышим голос блудного пса, читаем его мысли: «У-у-у-у-у-гу-гуг-гуу! О, гляньте на меня, я погибаю. Вьюга в подворотне ревет мне отходную, и я вою с ней. Пропал я, пропал». Мы еще не знаем, что произойдет, не слышим голоса автора. Завершается повесть снова мыслями Шарика, как будто ничего и не было: «Так свезло мне, так свезло, просто неописуемо свезло. Утвердился я в этой квартире».

Такой принцип организации повести является символичным для писателя. По-моему, здесь ясно просматривается философский подтекст: «Все в жизни возвращается на круги своя». Внутри этого замкнутого круга и разворачивается основное действие: появление новой личности — Шарикова, его, если можно так сказать, жизнь и смерть…

Такая жанровая композиция намеренно используется М. Булгаковым. Она помогает ему осветить волнующую его проблему. Тема дисгармонии, доведенной до абсурда из-за вмешательства человека в законы природы, в законы развития общества, с блестящим мастерством и талантом раскрыта в рассматриваемой повести. Эта идея реализуется автором в аллегорической форме. На мой взгляд, эта форма повествования наиболее удобна для писателя. Ведь повесть затрагивает прежде всего социальные вопросы и проблемы: критикует власть государства над личностью, раскрывает многие человеческие пороки. Без труда читатель узнает в главном герое собирательный образ «комиссарствующего пролетария». Добродушная, простая дворняга превращается в ничтожное и агрессивное человекоподобное существо, которое под влиянием внешних обстоятельств становится опасным для общества. Эксперимент с этой дворнягой и положен в основу повести.

3 стр., 1289 слов

Мастер в романе Мастер и Маргарита (Образ и характеристика)

... Мастера в романе Мастер и Маргарита Популярные сочинения Млада Константиновна Финогенова – представитель русской школы изобразительного искусства. Основными направлениями ее творчества были пейзажная живопись Путь учителя и его профессия в ... его Мастером, тем самым делая акцент на его писательских способностях. Более подробные описания читатель может наблюдать в 13 главе романа. Когда Мастер поведал ...