Анализ эпизода «Сеанс черной магии в Варьете

Сочинение

Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» — многоплановое

произведение, в котором причудливо переплетаются три основные

сюжетные линии: история Христа, одновременно являющаяся

романом Мастера; взаимоотношения Мастера и Маргариты; события,

связанные с пребыванием дьявола в современной Булгакову Москве.

Последняя сюжетная линия является сатирической: писатель

использует нечистую силу как своеобразный прожектор, беспощадно

высвечивающий социальные и человеческие недостатки Москвы

и москвичей. Сатирическое обозрение занимает основной объем первой

части и достигает кульминации в главе «Черная магия и ее

разоблачение».

Воланд еще не назван прямо — сатаной (это сделает Мастер в следующей

главе), но читатель, конечно, уже догадывается, что с «профессором

» Воландом дело нечисто. Вряд ли артист-фокусник, пусть

даже самого высокого класса, мог бы с такой точностью предсказать

смерть Берлиоза, «выкинуть» в Ялту Степу Лиходеева, свести

с ума Бездомного, занять «нехорошую квартиру» № 50. К тому же

Воланд говорит о своем пребывании во дворце Понтия Пилата,

знакомстве с Кантом — его могущество не исчерпывается московскими

«проделками». В начале главы читатель еще не знает, зачем

Воланду понадобилось выступление в театре Варьете, но подозревает

какой-то подвох.

Прибывшего в театр мага встречает финдиректор Римский. Остальные

представители администрации таинственно исчезли: директор

Лиходеев шлет в театр какие-то фантастические телеграммы о том,

что он якобы заброшен «гипнозом» в Ялту, администратор Варенуха

отправился с этими телеграммами в «соответствующие органы»

и тоже пропал. «Но за что?!» — недоумевает Римский, боясь позвонить

в то грозное учреждение, куда ушел Варенуха. Булгаков бесстрашно

затрагивает в романе крайне опасную тему репрессий 30-х годов.

Невинных людей арестовывали, они исчезали, как будто «их черт

утащил», а остальные продолжали жить в покорности и страхе. Булгаков

находит в себе силы высмеять эту рабскую покорность. Так,

например, Варенухе «повезло»: его всего лишь похитили демоны и

превратили на время в вампира.

19 стр., 9429 слов

Женские образы в романе Мастер и Маргарита

... воплощения женских образов в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: 1. Проанализировать образ Маргариты в романе; 2. Рассмотреть второстепенные женские образы и особенности их воплощения. 1 ОБРАЗ МАРГАРИТЫ В РОМАНЕ: ОТНОШЕНИЕ К НЕМУ АВТОРА И ЧИТАТЕЛЯ 1.1 Прототип образа Маргариты ...

Явление мага производит сильное впечатление на работников

театра, особенно поражает его свита. Воланд в черной полумаске

сдержан и молчалив, зато его спутники начинают представление уже

за кулисами. «Длинный клетчатый в треснувшем пенсне» непрерывно

болтает какую-то чепуху и тут же демонстрирует «магическую аппаратуру

», вытащив у Римского золотые часы. Огромный черный

кот еще не разговаривает, но уже расхаживает на задних лапах и пьет

воду из стакана, как человек.

Выступление мага начинается довольно странно. Вместо того,

чтобы развлекать публику, он усаживается в неизвестно откуда взявшееся

на сцене кресло и начинает обсуждать с «клетчатым» Фаготом

Москву и москвичей. Воланд отмечает, что город и его обитатели

сильно изменились внешне, но его интересует «гораздо более важный

вопрос: изменились ли эти горожане внутренне?» Теперь становится

ясно, зачем Воланду понадобилось это выступление. Давно

не бывавший в Москве дьявол хочет узнать, каковы ее нынешние

жители. Настоящее представление будет давать публика, а зритель

окажется лишь один-Воланд.

Далее начинается проверка москвичей различными дьявольскими

соблазнами. Впрочем, ничего сверхъестественного в этих соблазнах

нет — Воланд лишь заставляет зрителей раскрыться внутренне.

Фагот устраивает денежный дождь, и публика охотно бросается

с мест ловить «капризные бумажки». Бездарному конферансье Бенгальскому,

надоедающему всем пошлыми замечаниями, кот Бегемот,

по просьбе зрителей, отрывает голову. Причем голова продолжает

жить и даже умолять о прощении. Зрители заступаются за беднягу

конферансье, и Бегемот «нахлобучивает» голову на место.

Воланду достаточно наблюдений, чтобы сделать вывод:«… люди

как люди. Любят деньги… Ну, легкомысленные… ну, что же… и милосердие

иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… квартирный

вопрос только испортил их…» Убедившись в том, что человеческая

природа не меняется, дьявол исчезает. Но его спутники

продолжают раскрывать недостатки публики.

На сцене появляется «дамский магазин», в котором гражданки

могут бесплатно приобрести недоступные советскому человеку заграничные

наряды, косметику, сумочки… Естественно, что после

минутного замешательства публика валом валит на сцену, возникает

чудовищный ажиотаж, даже один мужчина прорывается в магазин

за подарком для больной супруги.

Завершается глава разоблачением, но только не «черной магии»,

а присутствующего в зале начальства. Когда важное в культурном

мире лицо, товарищ Семплеяров, просит произвести идеологически

необходимое разоблачение всех чудес, Фагот публично разоблачает

начальника. Выясняется, что Семплеяров «берет под покровительство

хорошеньких девиц», соблазняя их обещанием главной роли

3 стр., 1332 слов

Сатирическое изображение Москвы и москвичей в романе М. Булгакова ...

... состояние. Истинная натура москвичей проявляется лишь тогда, когда эти граждане материалистического государства оказываются вовлечены в нечто, отличное от ежедневной чертовщины их жизни. В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» московское народонаселение подвергается ...

в театре. Происходит невиданный скандал, публика хохочет, и в этой

неразберихе тают в воздухе Фагот с Бегемотом.

Итак, сеанс «черной магии» является кульминацией первой части

романа. Собрав полный зал в Варьете, Воланд проводит своеобразное

«социологическое исследование», заставляя москвичей обнажить

душевные недостатки. Конечно, не все горожане таковы, среди них есть

Мастер и Маргарита, способные к настоящему творчеству и любви,

Бездомный, переживающий внутренний переворот, но в Варьете

собираются обыватели, подверженные обычным человеческим страстям.

Они падки до денег и нарядов, легкомысленны и лживы — словом,

«люди как люди». Булгаков не мог исправить человеческую природу

и социальные пороки своего времени, но он противопоставлял им

мощное оружие — беспощадный смех. Поэтому время не властно

над его удивительным романом.