Конспект и презентация по русскому языку » -описание животного» 5 класс

Сочинение

Урок развития речи ( 1-й урок)

ТЕМА: ОПИСАНИЕ ЖИВОТНОГО

Цели урока:

образовательная:

  • повторить и закрепить знания о стилях речи и описательном типе речи, структуре текста-

описания;

  • знакомить с особенностями описания животных;
  • работать над обогащением словарного запаса обучающихся;

развивающая:

  • корректировать и развивать устную и письменную речь учащихся, творческое мышление;
  • формирование навыка работы с текстом описания внешности животного: определение

темы текста, выделение главной мысли, деление на смысловые части;

слова и выражения;

воспитательная:

  • воспитание любви, милосердия к «братьям нашим меньшим».

Учащиеся должны

— Знать: особенности описания внешности, повадок животных.

— Уметь : отбирать необходимую лексику для описания животных.

Оборудование

  • Стенд с цветными фотографиями «Животные и птицы»;
  • дидактический материал для урока(для каждого ученика);
  • компьютер с мультимедийным проектором для показа презентации;

Эпиграф к уроку

Животные – наши самые лучшие друзья.

Посмотрите в глаза вашей любимой собаки и вы

увидите: нет преданнее друга. Посмотрите на

своего любимого кота, на кошку-шалунью. Разве

можно их обидеть?

М. Пришвин.

Ход урока.

I . Оргмомент.

Цель: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию.

II . ВЫЗОВ.

Цель: активизация познавательной деятельности обучающихся; актуализация имеющихся знаний; побуждение интереса к получению новой информации.

  1. Слово учителя.

  • Сегодня у нас урок развития речи. На доске я написала только одно слово из формулировки темы урока: ОПИСАНИЕ…
  • Давайте вспомним, что мы знаем об описании ( тип речи, при котором что-то или кто-то описывается, выделяются отличительные признаки предмета или явления).

    36 стр., 17863 слов

    Элементы художественного творчества на х развития речи в начальной школе

    ... тогда сформируется такое отношение к языку, в котором нравственные и эстетические чувства окажутся неизбежными. Использование на уроках развития речи художественного творчества детей - залог активной познавательной ... ассоциация (связь) должна лечь в основу изучения умственной деятельности человека. По его мнению, локальная ассоциация, являясь начальной стадией знаний учащегося, представляет собой ...

  • Из каких частей состоит текст – описание? (записано на доске; открываем после перечисления детьми частей плана)

( I – Общая характеристика предмета описания.

II – Признаки предмета описания.

III – Общая оценка предмета описания. ) (на доске – до времени закрыто)

  • Чтобы узнать продолжение темы, отгадайте загадки.

Отгадайте загадки (Слайды 1-6).( Приём прогнозирования ).

На овчарку он похож.

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк).

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора. (Заяц).

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост – краса.

Кто это? (Лиса).

На завтрак, на обед и ужин

Мне с малолетства хлеб не нужен.

Излишни всякие продукты –

Котлеты, молоко и фрукты.

Предпочитаю мошкару:

Без мошек с голоду помру.

По нраву мне на них охота.

Мой дом родительский – болото.

Мне ни к чему матрас, подушка.

Я голосистая …(Лягушка).

Маленький рост,

Длинный хвост,

Серая шубка,

Острые зубки. (Мышь).

На дворе мороз трещит,

Под сугробом шуба спит

Беззаботно до весны

И о мёде видит сны.

Стоит солнышку пригреть –

И пробудится … (Медведь).

  1. Слово учителя.

  • О ком все эти загадки? (о животных).

  • Давайте допишем тему урока. (Слайд 7), сформулируем цели урока (Слайд 8)
  • Прочитайте эпиграф к уроку. Согласны ли вы с мнением писателя? Обоснуйте свой ответ. (Слайд 9)

(Прием «З-Х-У»)

Знаю

Хочу узнать

Узнал

  1. Составление кластера. (Слайд 10).

  • Как вы думаете, по каким признакам можно описать животное?

(ученик, назвавший признак, выходит к доске, чертит овал, подписывает признак)

Описание

животного

КЛАСТЕР

лапы

глаза

хвост

Характер,

повадки

Внешний

вид

Описание

животного

размер

уши

окрас

Место

обитания

Чем

питается

III

1.Этап усвоения новых знаний.

Цель: дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах; добиться усвоения учащимися восприятия изучаемого материала; на основе приобретённых знаний выработать соответствующие умения и навыки.

27 стр., 13490 слов

Организация и методика послеубойной ветеринарно-санитарной экспертизы ...

... научно обоснованной санитарной оценки. Важное место в деятельности ветеринарных специалистов занимают вопросы ветеринарно-санитарной экспертизы мяса диких промысловых животных и дичи. В обязанности ветеринарного врача на ... а также в профилактике болезней скота и птицы, распространение которых возможно через корма животного происхождения. Правильная организация и обязательный ветеринарно-санитарный ...

1.Коллективная комплексная работа с текстами-описаниями животных и птиц.

Упражнение 1.

1.Прочитайте тексты. Назовите стиль каждого описания.

  1. Слайд 11.

Тетерев.

Очень красивый этот лесной петух. Хвост косицами, сам весь черный, а брови красные-красные, ноги короткие, все в пёрышках, будто в валенках, чтоб зимой не замёрзли.

(Е.Чарушин.)

Тетерев – род птиц семейства тетеревиных. Два вида: обыкновенный и кавказский. Тетерев обыкновенный весит до 1,8 кг, длина – 53…57 см. Обитает в лесах и лесостепях Евразии.

(Из «Определителя птиц».)

II . Слайд 12.

Удод.

Похож удод на сказочную птицу: с высоким хохлом на голове, с пестрым песочного цвета оперением и крепким чёрным клювом. Сказочная птица эта так и просится на картину. (И.Соколов-Микитов.)

Удод. Несколько мельче голубя(длина тела — около 30 см).

Клюв тонкий, длинный, слегка изогнутый вниз. На голове большой веерообразный хохол. Крылья широкие, округлые.

(Из «Определителя птиц».)

III. Слайд 13.

целых три дня. Это был прехорошенький оленёнок, всего несколько

2. В художественных описаниях определите основную мысль, проследите, как она раскрывается.

3. Отметьте сравнения, слова с переносным значением, с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

4. Чем отличаются тексты научного и художественного описания?

Вывод: научное описание отличается точностью, логической последовательностью, специальными научными словами (терминами);

художественное описание образное, яркое, красочное, в нем отражается восприятие автора, его мысли, чувства, настроение. Художественным стилем пишутся сказки, стихи, рассказы, повести и … сочинения.

Упражнение 2.

Прочитайте, затем перескажите близко к тексту отрывок из повести С.Шуртакова «Где ночует солнышко»., Какие определения использует автор для описания животного?

Умывался Рыжик с необыкновенной тщательностью. Он долго и старательно нализывал лапу, закидывал её далеко за ухо, а затем так же старательно проводил по своей плутовской мордочке. Умывшись, кот принялся с тем же тщанием приглаживать длинным розовым языком шерсть на боках и спине.

Упражнение 3.

Работа с учебником. §104, стр.233.(по заданию)

2. Работа по составлению обобщающей таблицы «Описание животного»

(После работы учащихся — открываются слайды 15-17 . Дети дополняют свою таблицу примерами)

Самопроверка.

22 стр., 10775 слов

Работа с природным материалом глиной

... местности глину можно взять на берегах рек, речек, склонах оврагов и т.д. На уроках труда, посвященных работе с глиной, дети учатся объемно лепить посуду, овощи, фрукты, животных, растения ... затем точнее – форму головы, хвоста, конечностей. Во время лепки обращаем внимание на соотношение размеров головы, хвоста, конечностей, туловища. Обучать таким методом лепке сложных форм, безусловно, трудно. ...

Приложение 3.

размеры

окраска

мордочка

туловище

характер, повадки

рот, нос,

усы

уши

глаза

спинка

живот

лапы

хвост

3. Отбор лексических средств для описания (домашних животных, птиц) из составленной таблицы.

  • Подчеркните одной чертой слова, которые вы используете при описании кошки, собаки, попугая.

Физкультминутка (проводит подготовленный ученик).

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит. (Наклоны головы вправо – влево).

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть. (Вытягивают в стороны руки и сжимают – разжимают пальцы).

Раз – два, надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать. (Скачут).

Кто – то зайку напугал –

Зайка – прыг – и убежал. (Садятся).

2. Этап закрепления новых знаний.

Цель: закрепить в памяти учащихся знания и умения, необходимых для самостоятельной работы по материалу; добиться в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания;

1. Самостоятельная творческая работа.(материал распечатан).

(Приложение 4.)

Друж О к — это … ще нок. ШЁ рстка у него … . МордОЧК а … . У щенка … глаза и … нос. Уши у него …. длины … . У ДруЖ ка … лапы и … хвост.

  • Понравился ли вам текст?
  • Почему?
  • Ваша задача сделать описание ярким, красочным, выразительным. Для этого используйте слова из составленной таблицы.

VI . РЕФЛЕКСИЯ.

Цель : целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;

  • выработка собственного отношения к изучаемому материалу;
  • выявление ещё непознанного;
  • анализ процесса изучения материала, собственных мыслительных операций.
  1. Работа по составлению плана сочинения-описания животного.

  • Из каких частей состоит сочинение?
  • О чем будет говориться во вступлении?
  • В основной части текста?
  • В заключении?
  • Какой получится план: простой или сложный?
  • На основе общего плана описания (см.

план на доске), КЛАСТЕРА составьте план описания животного (можно работать индивидуально, в паре) Слайд 18 . Самопроверка, взаимопроверка.

Приложение 5.

I . Вступление.

I .Общая характеристика предмета описания.

I .Как это животное появилось в доме?

II. Основная часть

II. Признаки предмета описания.

II. Описание животного.

  1. Внешний вид животного: размер, окрас, туловище, мордочка, глаза, уши, лапы, хвост.

    4 стр., 1713 слов

    «На выставке декоративно-прикладного искусства». Подготовка к ...

    ... в свою жизнь красоту». М.Горький 3 – Словарь: декоративно-прикладной искусство палех, гжель, хохлома жостовская роспись павлопосадские платки папье-маше 4 ... нигде на свете Нет таких соцветий. Всех чудес чудесней Наша хохлома. Третий ученик: Как я люблю хохломское искусство! ... в 1923 году в поселке Палех Ивановской области на основе иконописного промысла. Обилие золота, изящество удлиненных фигур. ...

  2. Характер, повадки.

  3. Место обитания.

  4. Чем питается.

III . Заключение.

III . Общая оценка предмета описания.

III . Мое отношение к этому животному.

  1. Заполнение таблицы «З-Х-У».

  • Заполните третью колонку таблицы «Знаю — Хочу узнать – Узнал».
  • Озвучьте ваши записи.

VII

Цель: сообщить учащимся о д/з, разъяснить методику его выполнения.

Написать небольшое сочинение о любимом животном, используя материал, собранный на уроке (таблица, план);

  • (в слабых классах в помощь даются распечатанные опорные фразы).

VIII . Рефлексия. Подведение итогов урока: (Слайд 19).

Что на уроке показалось вам интересным?

Что вызвало затруднения?

Какие предположения подтвердились?

Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем?

С каким настроением вы уходите с урока? Нарисуйте.