Идеи просвещения в изобразительном искусстве

Контрольная работа

Возникнув в XVII в. в Англии, идеология Просвещения получила широкое распространение во Франции, Германии позднее в Северной Америке, в странах Восточной и Юго-Восточной Европы и России. Оно явилось естественным продолжением гуманизма Возрождения и рационализма начала Нового времени, заложивших основы просветительского мировоззрения: отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества.

Просвещение представляет собой не только историческую эпоху в развитии европейской культуры, но также мощное идейное течение, основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества. В сочинениях его основателя Д. Локка и его последователей Г. Болингброка, Д. Аддисона, А.Э. Шефтсбери, Ф. Хатчесона были сформулированы основные понятия просветительского учения: «общее благо», «естественный человек», «естественное право», «естественная религия», «общественный договор».

Просветители, которых можно рассматривать как представителей исторически первой буржуазной идеологии, отождествляли индивида с естественным, нормальным человеком, то есть человеком, действующим сообразно своим природным инстинктам и образующим исходный пункт исторического развития.

Однако, признавая подобный «эгоизм» человека, они в то же время подчеркивали, что индивидуальные стремления человека могут реализоваться лишь в общении с другими людьми. Поэтому стремление человека к извлечению пользы для себя, продиктованное его «естественной природой», побуждает людей «объединяться» в общество, создавать различные системы государства, развивать промышленность, науки, искусство, совершенствовать личные задатки и способности человека. Общественное развитие, по мнению просветителей, отличаясь от естественного, порождало различные человеческие цивилизации, которые и поныне остаются основным предметом культурологических исследований.

В художественной культуре Просвещении не было единого стиля эпохи, единого художественного языка. В нем одновременно существовали разнообразные стилевые формы: позднее барокко, рококо, классицизм, сентиментализм, предромантизм.

Менялось соотношение различных видов искусства. На первый план вышли музыка и литература, возросла роль театра. Происходила смена в иерархии жанров. Историческая и мифологическая живопись «большого стиля» 17-го столетия уступила место картинам на бытовые и нравоучительные темы (Ж.Б.Шарден, У.Хогарт, Ж.Б.Грез).

9 стр., 4149 слов

Нация — это общество людей, которые через единую судьбу обретают ...

... этническую принадлежность и способствовали объединению общества. Воспитание подрастающего поколения в духе национального самосознания ... сетовала газета. Нация — это общество людей, которые через единую судьбу обретают единый характер (О. Пауэр) В ... Первоначально материал опубликован на сайте Надо.ua Сочинение на тему: «Я — казахстанец!» ... и был Новый год в стиле ретро в Мариуполе, его празднование ...

В жанре портрета наблюдается переход от парадности к интимности (Т.Гейнсборо, Д.Рейнольдс).

В эпоху Просвещения происходит небывалый взлет музыкального искусства. После реформы, проведенной К.В.Глюком, опера становится синтетическим искусством, соединяющим в одном спектакле музыку, пение и сложное драматическое действие.

Просветительское движение, имея общие основные принципы, развивалось в разных странах не одинаково. Становление Просвещения в каждом государстве было связано с его политическими, социальными и экономическими условиями, а также с национальными особенностями.

1. Роль Франции в становлении изобразительного искусства

В разных странах эпоха Просвещения наступила не в одно и то же время. Первой в новую эру вступила Англия — в конце XVII века. В середине XVIII века центр нового мышления переместился во Францию. Просвещение явилось завершением мощного революционного всплеска, захватившего ведущие страны Запада. За сто лет — с 1689 по 1789 год — мир изменился до неузнаваемости.

Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы жизни. Просвещение выразило себя в особом умонастроении, интеллектуальных склонностях и предпочтениях. Это, прежде всего, цели и идеалы Просвещения — свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и, а также знаменитое вольнодумство, критическое отношение к авторитетам всякого рода, неприятие догм как политических, так и религиозных.

В каждой стране просветительское движение носило отпечаток национальной самобытности.

Эпоху Просвещения характеризует противостояние двух стилей — антогонистов — классицизма, основанного на рационализме и возвращении к идеалам античности и возникшего как реакция на него романтизма, исповедующего чувственность, сентиментализм, иррациональность. Сюда же можно добавить третий стиль — рококо, который возник как отрицание академического классицизма и барокко. Классицизм и романтизм проявили себя во всем — от литературы до живописи, скульптуры и архитектуры, а рококо — в основном только в живописи и скульптуре.

просвещение культура искусство

2. Стили и направления

2.1 Классицизм

Основным направлением в изобразительном искусстве этой эпохи был классицизм.

Обращение к античному наследию как некой форме и идеальному образцу происходило в Европе не единожды. Основываясь на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, классицизм стремился к выражению возвышенных идеалов, к симметрии и строгой организованности, логичным и ясным пропорциям, наконец, к гармонии формы и содержания литературного, живописного или музыкального произведения.

В живописи тенденции классицизма намечаются уже во второй половине 16 века в Италии. Однако его расцвет наступил только во французской художественной культуре, где из разрозненных элементов он сложился в целостную стилевую систему. Основой теории классицизма был рационализм, опиравшийся на философскую систему Декарта. Принципы рационализма предопределили взгляд на художественное произведение как на плод разума и логики, торжествующих над хаосом и текучестью чувственных восприятий. Предметом искусства классицизма провозглашалось только прекрасное и возвышенное. Эстетическим идеалом служила античность. Наиболее ярко классицизм представлен работами французских живописцев Н.Пуссена, К.Лоррена, Ж.-Л.Давида.

7 стр., 3331 слов

Художественная культура Нового времени (барокко, классицизм, рококо, реализм)

... и загородные резиденции построены на принципе синтеза архитектуры и скульптуры, подчинения общему декоративному оформлению. Художественная культура ... смену скептицизму и рационализму барокко пришла эпоха Просвещения и искусство рококо. Главной идеей Просвещения был оптимизм и твердая ... мебель китайских мастеров, будто созданная для рококо. Вдохновителем стиля рококо стал итальянец Ж.О. Месонье, в ...

Основоположником французского классицизма стал Никола Пуссен. Темы пуссеновских полотен разнообразны: мифология, история, Ветхий и Новый Завет. Герои Пуссена-люди сильных характеров и величественных поступков, высокого чувства и долга. Пуссен явился создателем классического идеального пейзажа в его героическом виде. Пейзаж Пуссена-это не реальная природа, а природа «улучшенная», созданная художественным вымыслом живописца. Его картины, холодные, суровые, умозрительные, называли «замерзшими скульптурами». В изображении фигур он держался антиков, через что определил дальнейший путь, по которому пошла после него французская школа живописи.

Клод Лоррен

Через сто лет к холодным и возвышенным идеалам античного искусства вернется другой знаменитый живописец Давид . Возвращение классицизма получило название неоклассицизма. Для него характерен строгий изобразительный стиль, основанный на тщательном изучении классической скульптуры. В «Клятве Горациев» строгая героическая интерпретация сюжета, взятого из римской истории, подчеркивает ее эстетическую направленность. Давид завершает век старый и начинает новый 19 век.

2.2 Реализм

Наряду с классицизмом, преимущественно в живописи и графике, появилось другое направление — реализм, который вполне проявился только в 19 веке, но и в XVII — XVIII веках обнаруживался не только в качестве тенденции. В европейской живописи реалистическая направленность была характерна для Ж.Б.Греза, Караваджо, Веласкеса, Рембрандта. Как и классицизм, реализм ориентирован на разумность в своем подходе к красоте, к ее порождению в искусстве, на признание наличия красоты в мире. Но в отличие от классицизма реализм ориентировался на сенсуализм и эмпиризм в философии. Прекрасное и безобразное в мире — это не схемы, не абстрактные идеалы и принципы, которым следует подражать. Уж если подражать, то самой природе, в ней улавливать красоту и пытаться отразить, изобразить, выразить ее наиболее естественным образом. Разумность художника состоит в том, что он в состоянии познать гармонию в природе, в окружающем мире, и суметь воплотить ее в своем творчестве. Поэтому в живописи надо изображать не героев в античных одеждах, на которых не похожи современные люди, а живых людей той или иной эпохи, с их особенностями и реальные пейзажи. Во всем этом гораздо больше красоты.

Ж.Б.Греза

Но повторимся, эстетический и художественный реализм, осознанный в своей значимости, стал доминировать только в 19 веке.

2.3 Рококо

Между двумя классицизмами — ранним (академическим) и поздним (неоклассицизмом) господствующие позиции занял стиль рококо. Этот стиль зародился в XVII веке, но его всплеск пришелся на XVIII век. Пожалуй, это самый характерный для французов стиль, в нем сконцентрировались особенности национальной психологии, образ жизни и стиль мышления высшего класса. Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Идейная основа стиля — вечная молодость и красота, галантное и меланхолическое изящество, бегство от реальности, стремление укрыться от реальности в пастушеской идиллии и сельских радостях. Рококо — порождение исключительно светской культуры, прежде всего королевского двора и французской аристократии.

10 стр., 4943 слов

Стилевые направления XVIII в.: рококо, классицизм, сентиментализм

... эстетического сознания. Основные творческие принципы XVII века — классицизм и барокко — обрели в эпоху Просвещения новые качества, потому что искусство XVIII века обращалось к изображению реального мира. Художники, ... Людовике XV, перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов. Стиль рококо был продолжением стиля барокко или, точнее сказать, его видоизменением, соответствовавшим ...

Стиль отличался затейливостью, мелочностью, фривольностью, легкомысленностью и здоровой жаждой праздника и наслаждения. Искусство рококо было как бы «искусством для искусства», так как в искусстве почувствовали возможный заменитель жизни. Оно построено на асимметрии, создающей ощущения беспокойства — игривое, насмешливое, вычурное, дразнящие чувство. Сюжеты только любовные, эротические. Любимые героини — нимфы, вакханки, Дианы, Венеры. Для рококо характерен уход от жизни в мир фантазии, театрализованной игры, мифологических и пасторальных сюжетов. Скульптура и живопись изящны, декоративны, в них преобладают галантные сцены. Искусство рококо отличалось особой образностью и оригинальностью. Были отвергнуты правила классицизма последователей Пуссена. Аристократия склонялась к темам чувственного удовольствия, любви и роскоши.

Богатая тонкими переливами цвета и одновременно несколько блеклая по колориту живопись рококо имела преимущественно декоративный характер. Живопись рококо, тесно связанная с интерьером отеля, получила развитие в декоративных и станковых камерных формах. В росписях плафонов, стен, наддверных панно (дессюдепорт), в гобеленах преобладали пейзажи, мифологические и современные галантные темы, рисовавшие интимный быт аристократии, пасторальный жанр (пастушеские сцены), идеализированный портрет, изображающий модель в образе мифологического героя. Образ человека утрачивал самостоятельное значение, фигура превращалась в деталь орнаментального убранства интерьера. Художникам рококо были присущи тонкая культура цвета, умение строить композицию слитными декоративными пятнами, достижение общей легкости, подчеркнутой светлой палитрой, предпочтение блеклых, серебристо-голубоватых, золотистых и розовых оттенков.

Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии.

Антуана Ватто

Другой, характерной чертой того времени, была эротика. Создано много картин, изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Ярким выразителем этого художественного стиля был и Ф. Буше. Живопись Буше в полной мере отразила декоративные принципы искусства его времени. Больше всего он прославился своими декорациями и портретами, которые по-домашнему просты и естественны. Игривая обнаженность, мягкие краски в его работах передавали истинный дух искусства рококо.

3. Отличительные черты искусства Просвещения в Англии

Иначе выглядит Просвещение Англии. Не один из европейских стилей не существовал в искусстве этой страны в чистом виде, поскольку все они пришли на английскую почву гораздо позже, чем в другие страны. Поэтому черты барокко (стиль в европейском искусстве конца XVI — середины XVIII вв.) и классицизма могли оригинально переплетаться в творчестве одного зодчего или художника. Для английского искусства характерно большое внимание к эмоциональной жизни человека, постоянный поиск средств, которые могли бы выразить сложный и изменчивый мир чувств и ощущений. Все это нашло блестящее воплощение в портретной живописи.

14 стр., 6587 слов

Русское искусство XVII века: живопись, архитектура и скульптура

... архитектуре, и живописи, и произведениям прикладного искусства черты необыкновенного жизнелюбия. Одной из важных специфических черт искусства 17 в. является ... внушительное впечатление. Эт 0 свидетельствует о том, что русская архитектура и в период, непосредственно предшествовавший новому ... времени. По образцу посадской Путинковской церкви в середине века было сооружено много храмов. Однако в каждом ...

Другая, не менее важная черта английской художественной культуры — обостренное внимание к проблемам этики и морали. Английское Просвещение, сложившееся на рубеже XVII — XVIII веков, буквально пронизано идеями нравственного воспитания личности. “Просвещение умов” мыслилось идеологами, прежде всего, как нравственное, гражданское воспитание. Отсюда воинственность и непримиримость по отношению к другим формам мировоззрения: религиозному, дворянско-аристократическому. Просветители обожествляли природу и “естественный порядок вещей”, считали необходимым уподобить ему всю общественную жизнь.

Например, знаменитый английский художник Уильям Хогарт, любивший писать сразу несколько картин, которые объединялись в цикл, в одном из своих повествований “Модный брак” рассказывает о браке по расчету между разорившимся аристократом и девушкой из богатой семьи. Хогарт в этом цикле показывает, что происходит с его героями дальше, поучая своих зрителей. Содержание полотен Хогарта хочется пересказывать и обязательно вывести мораль, которая бы говорила что хорошо и что плохо.

Другую важную сторону творчества Хогарта составляют его портреты. В них художник высоко поднимает значение человеческой личности независимо от ее социального положения. Он выступает как гуманист и демократ, как замечательный мастер реалистической портретной живописи. В его портретах нет ни малейшего следа светской идеализации и декоративной обстановочности, столь характерных для портретов работы большинства его современников. Все в них служит раскрытию характера модели. Аксессуары сведены до минимума. Гибкая, разнообразная художественная манера каждый раз меняется соответственно задаче изображения и особенностям изображенного лица.

До XVIII века в Англии не было мастеров, которых можно поставить в один ряд с ведущими живописцами Европы. Однако в XVII — XVIII веках здесь работали два выдающихся художника — немец Х. Хольбейн Младший и фламандец А. Ван Дейк. Их влияние во многом определило неповторимый путь английской живописи и английского искусства в XVIII столетии. Прежде всего, это проявилось в особом внимании к жанру портрета: он занял главное место, потеснив пейзаж и исторический жанр.

Ван Дейка

Джошуа Рейнольдс, Томас Гейнсборо

Важную роль в развитии английского искусства сыграли также пейзажи Гейнсборо. В них с полной силой достигается передача характерных состояний английской природы. Его работы превосходно передают влажность воздуха, дрожание легкой листвы под дуновением ветра, сочность зелени и прозрачность лесных ручьев. Блестящее развитие английской пейзажной живописи в первые десятилетия 19 века многим обязано живописным открытиям Гейнсборо в области реалистической передачи света и воздуха, в правдивости изображения английской природы.

Таким образом, очень важным для английских просветителей было ощущение самобытности национальной культуры: оно вызвало желание идти во всем своим путем, и опыт европейской живописи часто воспринимался критически.

6 стр., 2963 слов

Церковное искусство XVIII-XX веков

... интереса к русскому церковному искусству связан с открытием в начале нашего столетия подлинного "лика" древнерусской живописи. Это открытие привело ... культуру и XIX и XX вв. Традиционное церковное искусство XVIII-XX вв. было вытеснено на периферию культуры и в силу этого не привлекало особого искусства ... об иконописи К. Корнилович: "для нас, людей XX века, - это окно в минувшее, в давно исчезнувший ...

4. Изобразительное искусство 18 века в европейских странах.

Сформировавшись во Франции, классицизм XVIII — начала XIX веков (в зарубежном искусствознании он часто именуется неоклассицизмом), стал общеевропейским стилем.

Интернациональным центром европейского классицизма XVIII — начала XIX века стал Рим, где в основном господствовали традиции академизма со свойственным им сочетанием благородства форм и холодной идеализации. Но экономический кризис, развернувшийся в Италии, наложил свой отпечаток и на творчество ее художников. При всем обилии и многообразии художественных талантов идейный диапазон венецианской живописи XVIII века узок. Венецианских мастеров привлекала преимущественно внешняя, показная, праздничная сторона жизни — этим они близки французским художникам рокайля.

Джованни Баттиста Тьеполо, Пьетро Лонги

Кроме этого в Италии в это время развилось и другое направление, которое не совсем вписывается в рамки стиля. Это — ведутизм, реалистическое и точное изображение городских видов, прежде всего Венеции. Особенно ярко это выражено у таких художников, как Антонио Канале и Франческо Гварди. Любовь к изображению своего города, создание своеобразных портретов документального городского вида восходит еще ко времени Раннего Возрождения.

Подобно Италии, Германия в XVIII веке представляла собой конгломерат многочисленных, не связанных между собой светских и духовных княжеств. Она была политически раздробленной и экономически слабой страной. Тридцатилетняя война 1618-1648 годов надолго приостановила развитие немецкой культуры. Немецкое изобразительное искусство носило ограниченный и мало самостоятельный характер. И хотя, общественный подъем, характерный для всей Европы, особенно во второй половине XVIII века, сказался и в Германии, но преимущественно в области чистой теории, а не в изобразительном искусстве.

Большинство художников либо приглашались из-за границы (Д.Б. Тьеполо, Б.Белотто, А.Пен, А.Ванлоо), либо работали, подражая, зачастую, иностранным мастерам (Б. Деннер, А.Ф. Маульперч, гравер Шмидт и др.).

К лучшим достижениям Германии в области портретной живописи следует отнести работы немецкого швейцарца Антона Граффа, отличающиеся большой правдой в передаче натуры, хорошим чувством формы и гармонией колорита. В области графики значительные достижения были у Даниеля Ходовецкого. Он много работал в области гравюры и книжной иллюстрации, создав свой особый стиль сентиментально-чувствительного комментария к произведениям немецких писателей — Геллера, Гесснера, Лессинга, Гёте, Шиллера и других. Гравюры художника — это живые юмористические жанровые картинки, идиллии, бытовые семейные сценки, где на фоне бюргерского интерьера, улицы, конторы, рынка немецкие обыватели занимаются своими делами.

Немецкий же классицизм второй половины XVIII века в изобразительном искусстве не поднимался до революционного гражданского пафоса, как это было в предреволюционной Франции.

Антона Рафаэля Менгса

Многие немецкие художники, подобно Менгсу, по традиции того времени годами учились и работали в Риме. Это были пейзажист Гаккерт, портретисты Анжелика Кауфман и Тишбейн.

В целом архитектура и изобразительные искусства не были сильной стороной культуры Германии XVII — XVIII столетий. Немецким мастерам часто не хватало той самостоятельности, творческой дерзости, которая так привлекает в искусстве Италии и Франции.

47 стр., 23498 слов

Развитие музейного дела в дореволюционной России XVIII–начала XX веков

... искусство развивалось в общем русле средневековой культуры. Оно, так же, как и современное ему искусство Западной Европы, оставалось преимущественно церковным, преломляло впечатления жизни ... Музеи сосредоточивают в своих фондах главным образом предметы вещественные и изобразительные, в том числе произведения искусства, вместе с тем в музеях ... отношения и развитие их культур. В XI веке широко и богато ...

Удельный вес живописи и скульптуры в Испании (помимо Гойи, творчество которого стоит на рубеже двух веков и принадлежит больше новому времени), Португалии, Фландрии и Голландии был для XVIII столетия незначителен.

5. Русское Просвещение

В XVII — XVIII вв. на смену русскому Возрождению. Приходит новая эпоха, названная специалистами русским Просвещением. Происходит радикальная переориентация не только русской культуры, но и русского общества с византийского Востока на европейский Запад. Лидирующая роль переходит от религиозного искусства к светскому. Сквозь строгие схемы иконы проглядывают первые контуры светского портрета и пейзажи. Из недр иконописи долго и мучительно пробивается на свет живопись. На смену чувственности приходит рационализм. От феодализма Россия медленно поворачивается к капитализму, а стало быть, к новому экономическому укладу, новому образу стилю жизни. Произошли изменения в правящей аристократии: на смену династии Рюриковичей пришла совершенная иная, не родственная ей династия Романовых (1613 — 1917).

Русское Просвещение условно можно разбить на два этапа: XVII век, представляющий собой всего лишь переходную эпоху и XVIII век, то есть собственно Просвещение, начало которого ознаменовали грандиозные реформы Петра I, а высшей точкой стала деятельность Екатерины II.

Наибольший вклад в русское Просвещение принадлежит Екатерине Великой, которая, как и прочие просвещенные монархи, играла ключевую роль в поддержке искусств, наук и образования. Хотя в России, как и в других европейских странах, в эту эпоху произошли существенные перемены, отличие России от западного Просвещения, состоит в том, что здесь не только не произошло сдвига общественного мнения в сторону развития либеральных идей, но напротив, они были встречены крайне настороженно.

В XVIII веке закладываются основы светского мировоззрения: формируется система светского образования, развиваются искусство и наука. Однако полностью процесс перестройки русского общества завершили только в XIX веке. Весь XVIII век шла борьба старого и нового, допетровских порядков и европейских обычаев, происходила невидимая глазу кропотливая работа по воспитанию человека.

Начало XVIII века отмечено быстрым переходом от национальной художественной традиции, восходящей к византийским истокам, к западноевропейской традиции искусства. Россия начала энергичное усвоение опыта мировой культуры, приобщение к ее достижениям. Именно поэтому в русском искусстве 1-й четверти XVIII в. Нет ни той глубины духовного содержания, ни того органического единства идейно-образного строя с художественными формами, которые характерны для искусства Древней Руси.

Культура первой четверти XVIII в. питалась идеями о том, что основой исторического прогресса, силы государства является наука, образование. Знания, полученные в ходе практической деятельности, помогают глубже понять природу, общество, человека, выявить закономерности, логику в их развитии. Сила разума способна выявить наиболее рациональные формы общественного устройства и творчества.

11 стр., 5216 слов

Художественная культура россии 19 века

... и на культуру России. Это ... века выделяется особая социальная группа — крепостная интеллигенция (актеры, живописцы, архитекторы, музыканты, поэты). Если в XVIII — первой половине XIX в. ведущая роль в культуре ... и искусстве второй половины ... век не позади нас, а впереди писал М.Е.Салтыков-Щедрин. Важнейшим средством освобождения и развития личности признавалось просвещение. Вера в силу просвещения ...

Каким путем происходило знакомство с западным искусством?

«фряжскими листами».

Г.Т. Зиновьев, А. И. Казанцев и С. С. Нехлебаев, Б. Салтыков, И. Безмин, В. Познанский, И. Максимов, К. Уланов, Т. Филатьев, И. Павловец, Ф. Козлов

Первые русские художники в современном смысле этого слова, такие как И. Н. Никитин и А. М. Матвеев, учились за границей. Другие (Шлютер, Каравак) были приглашены из-за границы и работали в качестве придворных живописцев. Они не только создали отечественную школу живописи (И. Я. Вишняков, А. П. Антропов, А. И. Бельский), но и положили начало традиции, которую в современном искусствоведении называют россикой , изображению русской жизни западноевропейскими живописцами (Ротари, Грот, Рослин).

После открытия в 1757 г. Академии художеств русская живопись эпохи Просвещения достигает расцвета в работах выдающихся мастеров Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского, Ф. С. Рокотова.

В XVIII — начало XIX века знаменуют два культурных достижения мирового класса: зодчество Санкт-Петербурга и портретная живопись. Появление мировых достижений в области светской культуры свидетельствовало о двух фактах: 1) светское искусство стало самостоятельным культурным событием в жизни общества, не меньшим. Чем религиозное; 2) отныне все или большинство культурных новаций следовало ожидать уже от светской, а не от религиозной культуры. Светская культура прочно захватила лидерство и уже больше никогда его не упускала. Великая эпоха русской церковной культуры ушла в прошлое, наступила великая эпоха русской светской культуры.

Русское искусство осваивает новые средства передачи облика окружающего мира. Используется прямая перспектива для передачи облика окружающего мира. Используется прямая перспектива для передачи глубинности и объемности изображенного на плоскости. Художники задумываются о взаимоотношениях света и цвета, о роли цвета как одного из средств построения объема и пространства. Начинает цениться умение изображать конкретный материал — мех, ткань и показывать особенности поверхности лица и рук, блеск глаз, мягкость волос.

В петровскую эпоху фаворитизма, когда величие и богатство человека могли быстро возрасти и так же мгновенно он мог впасть в ничтожество, многие состоятельные люди желали оставить потомству свой портрет, быть изображены в память о своей важности и щегольстве в роскошном парике, при орденах, в мундире, в костюмах, украшенных золотым шитьем; либо желали иметь у себя изображение своего благодетеля (царя), чтобы высказать свое почтение и преданность.

Особого развития русское портретное искусство достигает во второй половине XVIII — начале XIX века. Это время работы выдающихся портретистов, чья слава распространилась далеко за пределами России: Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского, И.Н. Никитин.

И.Н. Никитин, Ф.С. Рокотов, Д.М. Левицкий, В.Л. Боровиковского, М.И. Махаев

В работах Махаева создается образ места, характер его повседневной жизни. Фигуры людей объединены в жанровые сценки и соответствуют композиционному центру — зданию: придворные у Летнего дворца, кареты сановников и всадники перед Государственными коллегиями, толпа городского люда и извозчики рядом с Биржей. Дополняют образ города деревья, которые постепенно обретают большую конкретность, смелее вводятся в композицию.

8 стр., 3973 слов

Музыкальная культура России XVIII века

... музыкального искусства XVIII века в России, была опера. Не удивительно, что именно в оперном жанре ярче всего проявились впоследствии творческие возможности русских композиторов XVIII века. Наряду с оперным искусством ... 1. "Век разума и просвещения" - так говорили о своем времени великие мыслители XVIII столетия, провозвестники новых революционных идей. В историю мировой культуры XVIII век вошел как ...

Большое распространение в Петровский период получило искусство гравюры. Оно представлено оформлением или иллюстрациями книг, либо самостоятельными листами. В них преобладали батальные сцены и городской пейзаж.

А.Ф. Зубов

Главным центром гравирования вначале была Оружейная палата, а с 1711 г. — Санкт-Петербургская типография.

Скульптуры в допетровский период не существовало, это было связано с тем, что согласно православному церковному канону статуи и рельефные изображения не включались в число священных предметов религиозного искусства.

К.Б. Растрелли

Искусство первой четверти XVIII в. Отличает ярко выраженная комплексность, синтетичность. Общее впечатление создается усилиями архитектуры, живописи, скульптуры, садового искусства, фонтанного дела, вокальной и инструментальной музыки.

Таким образом, русское искусство XVIII века явилось новым этапом в развитии отечественной культуры, когда европейские тенденции были усвоены и синтезированы с национальными художественными традициями и в духовной культуре общества произошел решительный сдвиг, который обусловил наступление «золотого века» русского искусства и литературы начала XIX века.

Заключение

XVIII век недаром называют веком Просвещения. Именно в этом веке в Европе развиваются представления о том, что культурность (или цивилизованность) зависит от знания, что культурный человек — это человек, прежде всего, просвещенный, что бескультурье — прямое следствие невежества. Поэтому возможности развития культуры связывали с просвещением. Отсюда следовало, что искусство должно помогать просвещению, во-первых, давая знания о мире. Но главное, во-вторых, используя свои художественные просветительские средства, искусство должно воздействовать на публику, формируя ее эстетические и художественные вкусы.

В Новое время вместе с появлением художников — профессионалов появилась и публика: большие группы людей, сознательно стремившихся к тому, чтобы искусство воздействовало на них, судивших об искусстве, ценивших его, попадавших под его влияние, порой перенимавших хотя бы внешние формы поведения. Художественная культура становилась специализированной сферой культуры, в которой порождались шедевры гармонии, сферой, деятельность в которой уже специально нацелена на гармонизацию жизни человека и общества.

В XVIII веке происходит становление высокого профессионального искусства, противостоящего фольклорной культуре и ремесленно-промышленному производству художественной продукции. Художественная культура активно формирует свое собственное социальное пространство. Зримым выражением этого стали академии искусств. Так, во Франции открылась Французская Королевская академия живописи и скульптуры, послужившая эталоном для многих стран Европы. Получило и размах, особенно в абсолютистских государствах, меценатство, которое содействовало упрочению большей автономии художника от государства и церкви, постепенно превращая его в «свободного художника». Рост экономической независимости художественной интеллигенции привел к осознанию значения авторства.

Одновременно, наряду с профессиональной художественной деятельностью формировалась целая индустрия, обслуживающая ее. Появились первые художественные выставки. Художественная культура, обретая самостоятельность, одновременно расширяла поле воздействия на все сферы жизни, превращаясь в самосознание культуры, зеркало земного существования человека. Театр воссоздавал образы жизненной драмы, живопись — многообразные лики окружающего мира, музыка отображала живую динамику человеческих чувств. Все это вело к расширению многообразия искусств и их качественному усложнению.

В живописи появились новые жанры — пейзаж и натюрморт, жанровая живопись, индивидуальный и групповой портрет — свидетельство растущей индивидуализации художественных вкусов и интереса к внутреннему миру человека. Пейзажная живопись демонстрировала изменения в представлениях о природе и ее ценностном восприятии. Причем диапазон ее художественного отображения колебался от масштабных образов мироздания на полотнах Н.Пуссена и П.Рубенса до бытовых зарисовок в искусстве голландских художников.

Идеология просвещения находила выражение в разных художественных направлениях литературы, изобразительного искусства: просветительский реализм, классицизм, сентиментализм, но не одно из них не стало направлением, единственно выражавшим эпоху, в большинстве случаев они сосуществовали. Но все эти художественные направления выражали одну общую для Просвещения идею. Идея Просвещения была крайне необходима людям после “мрачного средневековья”. Она несла знания и свет. Пусть у этой эпохи были свои недостатки, хоть и весомые, но она сыграла большую роль в развитии культуры и искусства. После многовекового простоя у лучших умов человечества накопился импульс, который выразился в Просвещении. Когда эта эпоха закончилась, искусство не прекратило своего существования. Появлялись новые течения, направления в культуре. Но своим рождением они обязаны именно Просвещению, которое было колыбелью для развития искусств. После этой эпохи уже не было таких застоев как в средневековье. В этом тоже заключается заслуга Просвещения. Оно смогло дать людям возможность получать знания, лучше обустроить общество. Просвещение — яркая страница в истории мировой художественной культуры.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kontrolnaya/jivopis-epohi-prosvescheniya/

1. Большаков В.П., Завершинский К.Ф. Своеобразие культуры Нового времени в ее развитии от Ренессанса до наших дней: учебное пособие / Под. ред. В.П. Большакова. — Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2000. — 144 с.

2. Гривнина А. С. Искусство XVIII века в Западной Европе. М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1963. — 74 с.

3. Кравченко А.И. Культурология: учебное пособие для вузов. — 9-е изд. — М.: Академический проект; Гаудеамус, 2009. — 496 с.

4. Культурология: учебное пособие для вузов / Под ред. И.Ф. Кефели. —

СПб.: Специальная литература, 1996. — 595 с.

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kontrolnaya/jivopis-epohi-prosvescheniya/

5. Культурология: учебное пособие/ Сост. и отв. ред. А.А. Радугин. — М.: Библионика, 2005. — 304 с.

6. Столяров Д.Ю., Кортунов В.В. Культурология: учебное пособие. — М., 1998. — 164 с.