Тексты диктантов

Контрольная работа

Контрольная работа по итогам 1-го полугодия. (8 класс).

1. Диктант.

Стояла сенокосная пора.

Утром над озером курился туман и тянулся к востоку, где розовело небо.

На лугу был настоящий крестьянский праздник. Пришли учителя, председатель, пенсионеры и ребятня. В небе стояли неподвижно белые перистые облака, пели жаворонки, а над полевыми цветами жужжали пчёлы, слепни, стрекозы. У ручья паслись аисты и не обращали внимания на людей. А рядом в зарослях ивняка синий трактор выписывал причудливые вензеля. Мягко, без натуги урчал мотор, стрекотала косилка, и ложилась на землю густая трава.

В полдень все пошли к озеру купаться.

После обеда опять закипела на лугу работа. Мелькали вилы и грабли, загорелые девичьи плечи и ореховые спины парней, разноцветные косынки и спутанные волосы.

Вечером все возвращались в деревеньку. Шли босиком по нагретому за день песку. От озера тянуло прохладой. Солнце садилось, и от его нежной, ласкающей теплоты было грустно.

Дорога отвернула от озера, и опять сильно запахло скошенной, вяжущей травой. Стояла сенокосная пора.

2. Задание.

1. Синтаксический разбор предложения.

2. Выписать односоставное предложение, подчеркнуть грамматическую основу, определить вид предложения.

3. Выписать словосочетания с разными видами связи (управление, согласование, примыкание).

1 вариант.

1. Утром над озером курился туман и тянулся к востоку, где розовело небо.

2. Из последнего абзаца.

3. Из третьего и четвёртого абзаца.

2 вариант.

1. А рядом в зарослях ивняка синий трактор выписывал причудливые вензеля.

2. Из предпоследнего абзаца.

3. Из второго абзаца.

Контрольная работа по итогам 1-го полугодия. (9 класс).

1. Диктант.

Город под пеплом.

У древних римлян было множество богов, и каждый бог имел свою специальность. Был среди них и бог огня – Вулкан. Римляне верили, что этот трудолюбивый бог работает в кузнице под землёй, на небольшом острове близ берегов Италии. В честь бога островок назвали Вулканом. Позже все горы, которые извергают дым, пепел, раскалённые камни, тоже стали называться вулканами.

68 стр., 33617 слов

Контрольно-оценочные средства по по русскому языку 11 класс на ...

... на начало учебного года. Содержание контрольной работы тире в простом предложении; при однородных членах предложения; при обособленных определениях и ... проворных кос. (Н. Некрасов.) 7. Не то мысли не то воспоминания не то мечты бродили в голове Оленина. ( ... большинством грамматических заданий. « Контрольное изложение публицистического стиля с элементами сочинения на морально-этическую тему» Цели: форм

Около двухсот лет назад один крестьянин рыл колодец недалеко от Неаполя. Земля оказалась такой твёрдой, что пришлось её откапывать ломом. Когда крестьяне окопали колодец кругом, он с изумлением увидел, что это была каменная статуя. Кроме неё, в колодце была найдена бронзовая посуда и другие старинные вещи.

Учёные заинтересовались находкой, и начались раскопки в соседних местах. Постепенно они откопали целый город с улицами, площадями, домами, храмами, рынками и крепостной стеной. Это была Помпея – город древних римлян, который был засыпан пеплом при извержении Везувия в семьдесят девятом году нашей эры.

2. Задание.

1. Синтаксический разбор предложения.

2. Определить тип придаточного предложения. Составить схему.

3. Выписать СПП с двумя придаточными.

1 вариант.

1. Позже все горы, которые извергают дым, пепел, раскалённые камни, тоже стали называться вулканами.

2 вариант.

1. Земля оказалась такой твёрдой, что пришлось её откапывать ломом.

Контрольная работа по итогам 1-го полугодия. (10 класс).

1. Диктант.

Скрипучие половицы.

Дом рассохся от старости. Он стоял на поляне в сосновом лесу, и от сосен всё лето тянуло жаром.

Чайковскому нравился этот деревянный дом. В комнатах слабо пахло скипидаром и белыми гвоздиками, которые в изобилии цвели перед крыльцом. Растрёпанные, высохшие, они напоминали клочья пуха, прилипшего к стебелькам.

Единственное, что раздражало композитора – это скрипучие половицы. Чтобы пройти от двери к роялю, надо было переступить через пять шатких половиц. Со стороны это выглядело забавно, когда пожилой композитор пробирался к роялю, приглядываясь к половицам прищуренными глазами.

Иногда ночью, просыпаясь, Чайковский слышал, как, потрескивая, пропоёт то одна, то другая половица.

Чайковский сквозь сон улавливал мелодию, но, проснувшись утром, забывал её. Он напрягал память и вздыхал. Как жаль, что ночное треньканье деревянного дома нельзя сейчас проиграть! Проиграть незамысловатую песню пересохшего дерева, оконного стекла с обвалившейся замазкой, ветра, постучавшего веткой по крыше.

Но когда-нибудь всё это он воплотит в своей музыке.

2. Задание.

1. Синтаксический разбор предложения.

2. Морфологический разбор слова.

3. Морфемный разбор слов.

4. Фонетический разбор слова.

1 вариант.

1. Он стоял на поляне в сосновом лесу, и от сосен всё лето тянуло жаром.

2. (На) поляне.

3. Растрёпанные, скрипучие, проиграть.

4. Стоял.

2 вариант.

1.Чайковский сквозь сон улавливал мелодию, но, проснувшись утром, забывал её.

2. Чайковский.

3. Пробирался, потрескивая, постучавшего.

4. Сейчас.

Город под пеплом.

У древних римлян было множество богов, и каждый бог имел свою специальность. Был среди них и бог огня – Вулкан. Римляне верили, что этот трудолюбивый бог работает в кузнице под землёй, на небольшом острове близ берегов Италии. В честь бога островок назвали Вулканом. Позже все горы, которые извергают дым, пепел, раскалённые камни, тоже стали называться вулканами. Около двухсот лет назад один крестьянин рыл колодец недалеко от Неаполя. Земля оказалась такой твёрдой, что пришлось её откапывать ломом. Когда крестьяне окопали колодец кругом, он с изумлением увидел, что это была каменная статуя. Кроме неё, в колодце была найдена бронзовая посуда и другие старинные вещи. Учёные заинтересовались находкой, и начались раскопки в соседних местах. Постепенно они откопали целый город с улицами, площадями, домами, храмами, рынками и крепостной стеной. Это была Помпея – город древних римлян, который был засыпан пеплом при извержении Везувия в семьдесят девятом году нашей эры.

15 стр., 7326 слов

Контрольная работа: Военное дело римлян

... характер определялись военными задачами. В этом отношении среди все народов древности особо выделяются древние римляне. С момента возникновения города Рима ... подражания в последующие эпохи. Но не только завоевательными походами, отражением вражеских нашествий и подавлением внутренних волнений прославилась ... было левую руку со щитом и тем самым хотя бы на минуту открывать воина. Центурионы и высшие ...

Город под пеплом.

У древних римлян было множество богов, и каждый бог имел свою специальность. Был среди них и бог огня – Вулкан. Римляне верили, что этот трудолюбивый бог работает в кузнице под землёй, на небольшом острове близ берегов Италии. В честь бога островок назвали Вулканом. Позже все горы, которые извергают дым, пепел, раскалённые камни, тоже стали называться вулканами. Около двухсот лет назад один крестьянин рыл колодец недалеко от Неаполя. Земля оказалась такой твёрдой, что пришлось её откапывать ломом. Когда крестьяне окопали колодец кругом, он с изумлением увидел, что это была каменная статуя. Кроме неё, в колодце была найдена бронзовая посуда и другие старинные вещи. Учёные заинтересовались находкой, и начались раскопки в соседних местах. Постепенно они откопали целый город с улицами, площадями, домами, храмами, рынками и крепостной стеной. Это была Помпея – город древних римлян, который был засыпан пеплом при извержении Везувия в семьдесят девятом году нашей эры.

Город под пеплом.

У древних римлян было множество богов, и каждый бог имел свою специальность. Был среди них и бог огня – Вулкан. Римляне верили, что этот трудолюбивый бог работает в кузнице под землёй, на небольшом острове близ берегов Италии. В честь бога островок назвали Вулканом. Позже все горы, которые извергают дым, пепел, раскалённые камни, тоже стали называться вулканами. Около двухсот лет назад один крестьянин рыл колодец недалеко от Неаполя. Земля оказалась такой твёрдой, что пришлось её откапывать ломом. Когда крестьяне окопали колодец кругом, он с изумлением увидел, что это была каменная статуя. Кроме неё, в колодце была найдена бронзовая посуда и другие старинные вещи. Учёные заинтересовались находкой, и начались раскопки в соседних местах. Постепенно они откопали целый город с улицами, площадями, домами, храмами, рынками и крепостной стеной. Это была Помпея – город древних римлян, который был засыпан пеплом при извержении Везувия в семьдесят девятом году нашей эры.

Вводная контрольная работа (10 класс).

I. Диктант.

Находчивость.

Мне не раз приходилось близко встречаться с медведем, и я знал, что если спокойно стоять, не спуская глаз со зверя, то он обычно уходит, не причинив вреда человеку. Однако этот медведь уходить не собирался и готовился к атаке. Податься мне было некуда, и оставалось одно: немедленно стрелять, да так, чтобы убить зверя наповал. Я и сам не заметил, когда и как достал из-за спины ружьё. Но помню, что, прицеливаясь, я никак не мог отчётливо разглядеть мушку оружия. Я понял, что теряю присутствие духа, что поддаюсь гибельному страху.

19 стр., 9404 слов

Контрольные работы по русскому языку в 6 классе, УМК М.М.Разумовской

... предложения Контрольная работа №4 Изложение учебно-научного текста. Синонимы – это богатство языка. Особенно много в языке таких синонимов, которые различаются оттенками значений или по стилистической окраске. Например, слово обмануть в русском языке ... их. Проверяемые умения 1. Выявить пробелы в знаниях и умениях. Контрольная работа №2 Сочинение (Упр.81, стр.34) Мало ли что можно делать (в лесу)! ...

Но вот я выстрелил, и чёрная косматая туша ринулась на меня. Я невольно зажмурил глаза, откинулся спиной на ветки пихты и, бросив ружьё, машинально схватился за нож. Что-то тяжёлое навалилось мне на ноги и стало судорожно вздрагивать. Я опомнился и увидел, что медведь умирает. Шатаясь, еле волоча ноги, я отошёл в сторону и опустился на землю, совершенно обессиленный. Не помню, сколько времени просидел я на влажном мхе, постепенно оправляясь от волнения. Наконец, я встал и подошёл к медведю. Он лежал на брюхе, широко раскинув громадные лапы. Могучий таёжный хозяин был мёртв.

II. Задание.

1. Синтаксический разбор предложения.

2. Найти СПП с однородным подчинением.

3. Вычертить схему 1-го предложения.

1 вариант.

1. Я невольно зажмурил глаза, откинулся спиной на ветки пихты и, бросив ружьё, машинально схватился за нож.

2 вариант.

1. . Шатаясь, еле волоча ноги, я отошёл в сторону и опустился на землю, совершенно обессиленный.

Вводная контрольная работа (9 класс).

I. Диктант.

Осень.

На красноватой траве, на былинках, на соломинках — всюду волновались лёгкие нити осенних паутин.

Ни на реке, ни в поле в это время делать нечего. В такой день в лес входишь, как в тёплый уютный дом. Чего только нет в осеннем лесу. Здесь и ягоды, и грибы. Радостно и в дождь, и в холодный резкий ветер, и в грозу возвращаться домой с полной корзиной.

В середине осени, в конце сентября, устанавливается иногда удивительно ясная погода. Безветренно. Утром выпадает холодная роса, обжигающая ноги.

Лес ещё полон жизни. Бежит сытый зверь, отяжелённый летним жиром, иная птица готовится к отлёту, собираясь шумными стаями в полях. Другая летает по-прежнему, но уже с осенней повадкой, реже теперь подают они свой голос, не слышно переливов птичьего пения. Но нет ещё вовсе той пустой тишины, что ожидает испуганный лес зимой.

Осенью лес ещё щедр для зверя и человека. Надо только уметь расположить его к себе, и он расскажет о себе и откроет свои кладовые.

II. Задание.

1. Выписать из текста 2 односоставных предложения, указать их вид.

2. Записать 4 – 5 слов с чередующейся гласной в корне. Корень выделить.

3. Морфемный разбор слов.

4. Морфологический разбор слов.

1 вариант.

3. Испуганный, расположить.

4. (На) траве. (1-е предложение)

2 вариант.

3. Холодный, расскажет.

4. (В) поле. (2-е предложение).

Вводная контрольная работа (11 класс).

I. Диктант.

Осенний лес Диканьки.

А за дубами – Диканька, с её великолепным дворцом, окружённым парком, сливающимся с дубовыми лесами, в которых водились даже стада диких коз.

Я целый день провёл в этом лесу, октябрьский солнечный день.

Тишина поразительная. Ни лист, ни веточка не шелохнутся. Если только смотреть на солнце, можно увидеть, как переливается в воздухе прозрачная блестящая паутина между тонкой порослью. Если прислушаться – зашелестит на миг упавший с дерева дубовый лист. Земля была устлана жёлтыми листьями, над которыми стоят ещё зелёные, не успевшие пожелтеть и упасть листья молодой поросли. Ни звука, ни движения. Только лапчатый кленовый лист, прозрачно-жёлтый на солнце, стоит боком к стеблю и упорно-правильным движением качается в сторону, как маятник: то вправо, то влево. Долго он качался и успокоился только тогда, когда оторвался, зигзагами полетел вниз и слился с жёлтым ковром. Да ещё тишина нарушилась двумя красавицами – дикими козами, которые быстро пронеслись мимо меня и скрылись в лесной балке. И конца краю нет этому лесу. А посреди него поляны, где пасутся табуны.

10 стр., 4953 слов

Итоговая контрольная работа по русскому языку в 8 классе

... баллов. Желаем успеха!, Итоговая контрольная работа по русскому языку 8 класс Вариант 1 Прочитайте текст (1)Мне было всего семь лет, когда я познакомился с писателем Христианом Андерсеном. (2)Случилось ... городу и фотографировали все подряд при разном освещении. 3) Тогда я пошел в кружок современного авиасудомоделирования. 4) Их самолеты летали, подхваченные ветром, корабли плавали. 3. Из предложений ...

II. Задание.

1. Синтаксический разбор предложения, определить его вид.

2. Вычертить схему разобранного предложения.

3. Определить тип и стиль речи.

4. Морфемный разбор слов.

1 вариант.

1. Долго он качался и успокоился только тогда, когда оторвался, зигзагами полетел вниз и слился с жёлтым ковром.

4. Пронеслись, Блестящая.

2 вариант.

1. Земля была устлана жёлтыми листьями, над которыми стоят ещё зелёные, не успевшие пожелтеть и упасть листья молодой поросли.

4. Сливающимся, зашелестит.

Контрольная работа по итогам 3 четверти.

10 класс.

Диктант.

Дубечня.

Дубечня – так называлась наша первая железнодорожная станция – находилась в семнадцати верстах от города. В течение нескольких часов я шёл туда пешком, и на протяжении всей дороги ярко зеленели озимь и яровые, охваченные утренним солнцем.

Походив часа два, я заметил, что от станции куда-то вправо шли телеграфные столбы, которые через полверсты оканчивались у белого каменного забора. Рабочие сказали, что там контора, и я, подумав, решил, что нужно идти именно туда.

Это была очень старая, давно заброшенная усадьба. В ворота был виден просторный двор, поросший бурьяном, и старый барский дом с высокой крышей, рыжей от ржавчины.

Позади старинного дома был большой сад, уже одичавший, заглушённый выросшей травой и кустарником

Сад, всё больше редея и переходя в настоящий луг, спускался к реке, поросшей зелёным камышом и ивняком. Около мельничной плотины был плёс, глубокий и рыбный, сердито шумела небольшая мельница с соломенной крышей, неистово квакали лягушки.

Задание.

1. Сделайте синтаксический разбор.

2. Сделайте фонетический разбор.

3. Сделайте морфологический разбор.

4. Разберите слово по составу.

1 вариант

1. Сад, всё больше редея и переходя в настоящий луг, спускался к реке, поросшей зелёным камышом и ивняком.

2. Вправо.

3. Поросший.

4. Заброшенная.

2 вариант

1. Около мельничной плотины был плёс, глубокий и рыбный, сердито шумела небольшая мельница с соломенной крышей, неистово квакали лягушки.

2. Ещё.

3. Одичавший.

4. Заглушённый.

Контрольная работа по итогам 3 четверти.

11 класс.

Диктант.

Наташа смотрела в зеркала и в отражении не могла отличить себя от других. Всё смешивалось в одну блестящую процессию. Наташа слышала и чувствовала, что несколько голосов спросили про неё и смотрели на неё. Она поняла, что понравилась тем, которые обратили на неё внимание, и это наблюдение успо

·коило её. «Есть такие же, как мы, есть и хуже нас,» — подумала она.

3 стр., 1418 слов

Задание №1. Работа с текстом (задание ( )

... задумывается о своём месте в мире, должен следовать народной мудрости: «Лихо помнится, а добро век не забудется». 3 . Расположите фрагменты сочинения таким образом, чтобы получился связ­ный текст. ... всё мы с вами, а не кто-то другой, и в наших силах не быть равнодушными к нашему прошлому. Оно наше, в нашем общем владении. (По Д. Лихачёву ) СОЧИНЕНИЕ ...

Пьер шёл, переваливая своими толстым телом, раздвигая толпу, кивая направо и налево так же небрежно и добродушно, как бы он шёл в толпе базара.

Наташа с радостью смотрела на знакомое лицо Пьера и знала, что Пьер отыскивает в толпе их, и в особенности её. Но не дойдя до них, Безухов остановился возле невысокого, очень красивого брюнета в белом мундире, который стоял у окна, разговаривая с каким-то высоким мужчиной. Наташа тот час же узнала невысокого молодого человека в белом мундире – это был Болконский.

Пьер подошёл к князю и схватил его за руку.

Задание.

1. Найти предложение с сочинительной и подчинительной связью. Сделать синтаксический разбор.

2. Выписать слова из I абзаца, образованные приставочно-суффиксальным способом.

3. Из III абзаца выписать личные местоимения.

4. Выписать из 1 предложения словосочетания со связью примыкание.

Комплексный анализ текста.

(Итоговая контрольная работа в 10 классе)

1. Диктант

1) Вдруг принеслись издали какие-то странные мерные звуки. 2) То был не человеческий голос, не рожок, не гусли, а что-то похожее на шум ветра в тростнике, если бы тростник мог звенеть, как стекло или струны.

3) Звуки лились мерно и заунывно, то звонкими серебряными струями, то подобные шуму колеблемого леса.

4) Вдали начался как будто новый порыв вихря, обратился в длинные, грустно-приятные переливы и через некоторое время кончился отрывисто, подобно конскому фырканью.

5) Но тут раздались новые звуки гораздо звонче. 6) Казалось, множество Колокольцев звенели безостановочно. 7) Грустные, заунывные звуки сменялись весёлыми, но то была не русская удаль. 8) Тут отражалось дикое величие кочующего племени, и богатырские набеги, и переходы народов из края в край, и тоска по неизвестной первобытной родине.

(По А.К.Толстому)

2. Задание

1. Озаглавьте текст.

2. Определите стиль текста.

3. Определите тип текста.

4. Выпишите из текста слова с непроизносимой согласной, подберите проверочное слово.

5. Выпишите из текста синоним к слову ГРУСТЬ.

6. Из предложения 2 выписать слова, в которых звуков больше, чем букв.

7. Выпишите из теста примеры метафоры.

8. Выпишите из предложений 4 – 6 разносклоняемое существительное.

9. Из предложения 7 выпишите относительное прилагательное.

10. Определите способ образования слов ЗАУНЫВНО (предложение 3), ПЕРЕХОД

(предложение 7).

11. Объясните знаки препинания в предложении 2.

12. Укажите номера предложений, в которых есть сравнение.

Ответы.

1. Странные звуки.

2. Художественный стиль.

3. Описание.

4. Тростник – трость, грустно – грустить, неизвестной – известие (предложения 2, 4, 8).

5. Тоска (предложение 8).